Какой бывает музыкальная фактура 6 класс конспект урока презентация

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Лубянова Наталия Николаевна

Организация: МОУ СШ №17

Населенный пункт: город Волгоград

Класс: 6

Тема: Какой бывает музыкальная фактура?

Цель: сформировать представление о разных способах изложения музыкального материала

Проектируемый результат:

  1. Знать, что такое музыкальная фактура;
  2. Знать разные виды музыкальной фактуры;
  3. Понимать, от чего зависит выбор музыкальной фактуры;
  4. Исследовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска разных видов музыкальной фактуры.

Задачи: 1. Научить определять разные способы изложения музыкального материала ;

2. Научить исполнять простейшую полифоническую фактуру (канон);

3. Сформировать представление о взаимосвязи художественного образа и его фактурного изложения;

4. Воспитывать чувства уважения к русской музыке и творчеству С.В. Рахманинова.

Содержание: Фактура, фигурационная, аккордовая, одноголосная, полифоническая и фактурные пласты.

Средства: методы: погружения, соучастия, беседы, анализа, обобщения, визуализации

Приёмы: учебная задача, упражнение, музыкальное рисование

Формы: индивидуальные, групповые

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок - размышление

Жанр урока: тематический

Этап урока и его содержание

Визуальный ряд

Деятельность учащихся

УУД

1 Вводная часть

Нарисуйте мелодию песни

Что изменилось в нашем исполнении? (второй голос)

Как называется способ изложения музыкального материала, когда один равноправный голос разговаривает с другим? (полифония)

Нарисуйте этот разговор двух голосов графически (рисунок изменился)

Картинка с девушками, которые водят хоровод и поют песню

Ансамблевое пение (по рядам)

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; поиск и выделение необходимой информации из различных источников (лоскутков ткани, учебников, рисунков), анализ информации, построение причинно-следственных связей.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный диалог

Личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию

2. Определение темы и постановка цели урока

Для вас приготовлены лоскутки материи, обратите внимание. Прикоснитесь, потрогайте каждую.

Скажите, чем, по вашим ощущениям, отличается один лоскуток от другого. (толщина ткани, плотность, шероховатость)

Нам нужна такая разная ткань?

Почему? (Она предназначена для разного времени года, жизненного случая и т.д.)

Как вам кажется, что общего между графическими изображениями песни, которые вы делали, и лоскутками ткани?

Эти характеристики ткани можно объединить одним словом - ФАКТУРА.

И способ изложения музыкального материала тоже называется ФАКТУРОЙ

Тема урока: ФАКТУРА как средство музыкальной выразительности

И мы должны узнать:

Что такое музыкальная фактура?

Какой бывает музыкальная фактура?

От чего зависит выбор музыкальной фактуры?

Лоскутки разной ткани: от шёлка до драпа

На доске ФАКТУРА

На доске вопросы

Рассматривают, рассуждают, анализируют и формулируют ответ

3. Основная часть

Они отличаются своим графическим изображением.

Именно способ изложения музыкального материала и называется фактурой.

ВИДЫ ФАКТУРЫ:

АККОРДОВАЯ,

ОДНОГОЛОСНАЯ,

ПОЛИФОНИЧЕСКАЯ,

ФИГУРАЦИОННАЯ,

ФАКТУРНЫЕ ЭТАЖИ, ПЛАСТЫ

Какие ещё фактура получила определения, почему мы её сравнивали с тканью?

Звучит музыка в стихах? Какая? (радостная, мощная, стремительная, бурлящая, подобно потоку весенних вод)

Здесь будет одноголосная фактура? полифоническая? (нет) Почему?

Нарисуйте УЗОР этого музыкального произведения

Узор, линии, орнамент изменились по сравнению с песней, которую мы пели вначале урока? Почему? (изменился характер, содержание музыки, изменилась и ФАКТУРА, это фактурные пласты, этажи)

Это произведение написал русский композитор С.В. Рахманинов

Какие чувства заставляют рисовать этот узор?

На что похож этот узор? (на форму цветка сирени)

Какая здесь фактура? (Фигурационная, одноголосная с сопровождением)

Так от чего зависит выбор музыкальной фактуры? (образа, настроения, чувств, СОДЕРЖАНИЯ музыкального произведения)

Учитель : Музыкальное произведение. Как их много, и как они разнообразны! Но все они "живут" по одним законам. Как можно воплотить музыкальное произведение в жизнь, что нужно и можно сделать?

Дети : Сыграть, спеть, сочинить, записать, нарисовать:.

Учитель : А сегодня мы воплотим музыку весьма необычным способом- мы её будем вязать, создадим музыкальную ткань.

Для начала проведём небольшой эксперимент, вспомним, какие ткани бывают.

Вызывается ученик (№1), которому завязывают глаза и дают в руки ткань, ученик описывает материал и свои ощущения.

Ученик : Ткань лёгкая, воздушная, тонкая.

Ученик №2 описывает ткань плотную, жёсткую, объёмную, многослойную.

Учитель: Если бы звучание могло материализоваться- оно могло бы стать вот такой тканью- лёгкой, прозрачной, или мягкой, объёмной, либо воплотиться в плотную, многослойную, непрозрачную ткань.

Предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент и определить, к какому типу ткани оно более подходит и отметить в рабочей таблице нужные характеристики. Приложение 1.

Звучит фрагмент "Фуга ре минор" И.С.Баха.

Учитель : Какой образ вы услышали?

Дети : серьёзный, тяжёлый, задумчивый, строгий:

Учитель : если бы это звучание могло воплотиться, какой бы тканью оно стало?

Дети : плотной, тяжелой, непрозрачной, грубой.

Учитель спрашивает, знает ли кто-нибудь из учеников, музыку какого композитора услышали и какой инструмент прозвучал (Иоганн Себастьян Бах и орган)

Учитель : Иоганн Себастьян Бах жил и творил в эпоху "барокко", этот художественный стиль означает "причудливый".

Сл. 1. Демонстрируются слайды с портретом И.С.Баха,органом.

Учитель : Иоганн Себастьян Бах работал в церкви органистам и к каждой службе писал новое сочинение. Люди, приходя в церковь и слыша такую величественную музыку размышляли, думали: Как вы считает, о чём?

Дети : о вере, о жизни, о себе:.

Учитель : такая серьёзная тема размышлений может быть выражена в одном предложении, единственной мыслью?

Конечно, нет. Много мыслей, голосов звучат в душе человека. Соответственно, и в музыке, которая побуждает на такие размышления, звучит много музыкальных тем, много голосов.

Многоголосие - как многослойная плотная ткань-особенность музыки барокко и творчества Баха. Такой тип музыкальной ткани, многоголосного звучания называется

4. Закрепление знаний.

Давайте посмотрим, как ведут себя голоса, что с ними происходит, как они разговаривают между собой в полифоническом (или многоголосном) произведении.

Учитель просит открыть конверт №1 в котором дети находят изображение

Этот человечек один, и мы можем услышать только один голос. В фуге Баха также есть звучание одной музыкальной темы.

Учитель исполняет тему.

Перед вами - ноты произведения, фуги Баха. Приклейте это изображение в ноты там, где мы видим один голос, одну музыкальную тему.

Сл. 4. Конверт №2- изображение

Человечки спорят, говорят одновременно. В фуге мы можем услышать, как темы звучат одновременно, переплетаются, ведут разговор-спор.

В презентации показывается выполнение задания.

Конверт №3 - изображение

Человечки держатся за руки ,значит они дружат и разговаривают уважительно, скорей всего ведут диалог. Темы звучат поочерёдно.

Исполнение и выполнение задания.

Учитель : Сколько голосов мы здесь услышали и увидели?

Дети : несколько, три.

Учитель : чем они отличаются?

Дети : Своим характером -более мягкий в высоком регистре, уверенный в среднем регистре, низкий голос звучал серьёзно, настойчиво.

Учитель : это одноголосное произведение или многоголосное?

Учитель : Как называется многоголосная музыкальная ткань?

Подведение итогов, рефлексия.

Звучит фуга Баха до минор, дети становятся в круг.

Звучанье Баха снова первозданно,
Его дыханье рвётся в тишину.
И мы у этой пленницы органа,
У музыки, у музыки в плену!

Сейчас совершится таинство создания музыкальной ткани. Как я говорила в начале урока, мы её свяжем, сплетём из клубка нити.

Клубок нити передаётся от ребёнка к ребёнку, нитки удерживаются в руках, таким образом создаётся переплетение. Чтобы клубок ниток не передавался только соседу (как правило друг или подруга)-учитель регулирует передачу клубка вопросами типа: "С кем бы ты успешно провёл диалог?", "С кем ты иногда можешь поспорить?", "Кто любит размышлять в одиночестве?" и т.п.

Учитель : теперь посмотрим на ткань, которая у нас получилась. Что можно о неё сказать?

Нити переплелись, получилась определённая фактура ткани- не ровная, не гладкая, а состоящая из нескольких слоёв, разные цвета нити то соединяются, то идут параллельно, то расходятся.

Вот так и выглядит полифоническая фактура, музыкальная ткань многоголосия.

Ребята, у Баха была большая дружная семья. Можно сказать, что его семья полифоническая, т.е. многоголосная. А чтобы в семье был мир и лад- необходимо уметь слушать и слышать друг друга, вести диалог. Вы сейчас оказались сплетены узами музыки и, надеюсь, станете большой семьёй друзей и одноклассников. И, собираясь вместе, вы всегда сможете сказать: "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!"

Учитель приглашает детей к инструменту и исполняется песня "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!" О.Митяева.

1 Какой бывает музыкальная фактура УРОК МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ

3 Фактура – ткань, узор

4 Фактура – линия, графика

5 Фактура – рисунок, контур

8 Г. Климт. Композиция Фактурные пласты

10 Чюрленис Соната моря. Allegro Фактурные этажи

12 П. Клее. Композиция

14 Ж. Брак Скрипка и кувшин

18 Одноголосная фактура Мелодия

19 Сергей Рахманинов. Сирень

21 Ирина Шеина Сирень

26 Ольга Орлова. Море

Похожие презентации

Участвующие в проекте. Кайгородова Ксения Бороздина Татьяна Вялкова Ксения.

Участвующие в проекте. Кайгородова Ксения Бороздина Татьяна Вялкова Ксения.

Презентация к уроку по музыке (3 класс) по теме: Былина Садко и Морской царь

Презентация к уроку по музыке (3 класс) по теме: Былина Садко и Морской царь

Я ИЗ ГЛИНЫ Я ИЗ ТКАНИ Я ИЗ СТЕКЛА Я ИЗ СТАЛИ ЧТО ТАКОЕ ФАКТУРА ПРЕДМЕТА? ЭТО СВОЙСТВА СЫРЬЯ ИЗ КОТОРОГО ОН СДЕЛАН.

Я ИЗ ГЛИНЫ Я ИЗ ТКАНИ Я ИЗ СТЕКЛА Я ИЗ СТАЛИ ЧТО ТАКОЕ ФАКТУРА ПРЕДМЕТА? ЭТО СВОЙСТВА СЫРЬЯ ИЗ КОТОРОГО ОН СДЕЛАН.

Для учащихся 9 класса. В изобразительном искусстве фактура это характер обработки поверхности изделия декоративно-прикладного искусства, скульптуры или.

Для учащихся 9 класса. В изобразительном искусстве фактура это характер обработки поверхности изделия декоративно-прикладного искусства, скульптуры или.

М. П. Мусоргский М.П. Мусоргский родился 21 марта 1839 г. М.П. Мусоргский родился 21 марта 1839 г. Заниматься музыкой Мусоргский начал с 6 лет. Заниматься.

М. П. Мусоргский М.П. Мусоргский родился 21 марта 1839 г. М.П. Мусоргский родился 21 марта 1839 г. Заниматься музыкой Мусоргский начал с 6 лет. Заниматься.

МУЗЫКА (музыкальная викторина). Что такое ОПЕРА?

МУЗЫКА (музыкальная викторина). Что такое ОПЕРА?

ТЕМА УРОКА: Героическая тема в русской музыке в русской музыке.

ТЕМА УРОКА: Героическая тема в русской музыке в русской музыке.

Вопросы: Выразительные и изобразительные возможности музыки. Выразительные возможности музыки в передаче чувств, настроения мыслей, характеров людей,

Вопросы: Выразительные и изобразительные возможности музыки. Выразительные возможности музыки в передаче чувств, настроения мыслей, характеров людей,

Презентация к уроку (музыка, 3 класс) по теме: опера Руслан и Людмила

Презентация к уроку (музыка, 3 класс) по теме: опера Руслан и Людмила

Музыкальный метр, динамика, темп Метр – равномерное чередование сильных и слабых долей такта. Виды: двухдольный (размер 2/4, 4/4 ) трехдольный (размер.

Музыкальный метр, динамика, темп Метр – равномерное чередование сильных и слабых долей такта. Виды: двухдольный (размер 2/4, 4/4 ) трехдольный (размер.

Песня остаётся с человеком.. Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Песня остаётся с человеком.. Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Подбираем похожую презентацию.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 Какой бывает музыкальная фактура презентация по музыке 6 класс Власенко И.В.

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Какой бывает музыкальная фактура презентация по музыке 6 класс Власенко И.В.

Какой бывает музыкальная фактура презентация по музыке 6 класс Власенко И.В.

Факту́ра (лат. factura — устройство, строение) — способ оформления многоголо.

Непревзойденным мастером в области полифонической музыки является великий не.

Непревзойденным мастером в области полифонической музыки является великий немецкий композитор ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (1685-1750)

Несколько поколений Бахов славились своей музыкальностью. Известно, что прап.

Несколько поколений Бахов славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед Баха играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, скрипачи, органисты. В конце концов каждого музыканта в Германии стали называть Бахом, а каждого Баха – музыкантом.

Мы знакомились с музыкой И.С.Баха – его органной Токкатой и фугой ре-минор.

Мы знакомились с музыкой И.С.Баха – его органной Токкатой и фугой ре-минор. Это произведение- яркий пример полифонической музыки.

СЮИТЫ возникли во Франции в 16 веке. В первой половине 18 века сюита преврати.

И.С.БАХ

ВОПРОСЫ ДЛЯ СЛУШАНИЯ: Какой инструмент главенствует? Что в музыке выходит на.

ВОПРОСЫ ДЛЯ СЛУШАНИЯ: Какой инструмент главенствует? Что в музыке выходит на первый план: песенность, танцевальность или маршевость?

Проверь себя: музыкально-теоретический анализ произведения Какие чувства, нас.

Сравним два произведения по типу фактуры И.С.Бах Л.Бетховен «Прелюдия ми-мино.

ВЫВОД: Музыка И.С.Баха по типу фактуры – полифоническая Музыка Л.Бетховена по.

ВЫВОД: Музыка И.С.Баха по типу фактуры – полифоническая Музыка Л.Бетховена по типу фактуры - гомофонная

Краткое описание документа:

Презентация по музыке на тему "Какой бывает музыкальная фактура" для 6 класса раскрывает такие понятия, как "фактура в музыке", "основные типы музыкальной фактуры - полифония и гомофония" на музыкальных примерах: "Скерцо" из Сюиты для флейты и струнных, а также "Прелюдия ми-минор" И.С.Баха и "Менуэт" Л.Бетховена.

Презентация красочно оформлена и может служить дополнением по данной теме.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 258 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Какой бывает музыкальная фактура

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 24.04.2020 1183
  • PPTX 15.2 мбайт
  • 167 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Власенко Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Презентация посвящена одному из важных средств музыкальной выразительности – фактуре (музыкальной ткани).

Описание разработки

Одноголосная фактура чаще всего встречается в народных песнях.

Аккордовая фактура используется в инструментальной и хоровой музыке.

В хоровой музыке в роли мелодии выступает верхний голос аккорда

Презентация по музыке на тему Музыкальная фактура

С какими видами фактуры мы познакомились?

Полную информацию смотрите в презентации.


-75%

Читайте также: