Какие роли мы играем 7 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

«Весь мир-театр.

В нём женщины, мужчины – все актёры.

У них есть выходы, уходы.

Уильям Шекспир, английский писатель (1564-1616)

Как и все люди, я одновременно исполняю несколько ролей, и все они для меня характерны.

Бернард Шоу, английский писатель (1856-1950)

Е.П. Леонов (1926 —1994) — советский и российский актёр театра и кино.

(1844 — 1900) — немецкий мыслитель, филолог

Социальный статус является характеристикой включенности человека в социальную структуру. В реальной жизни статус человека проявляется через те роли, которые он играет = соответствующее поведение.

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ –

совокупность требований, которые предъявляются обществом к лицам, занимающим конкретную социальную позицию.

Учитель обязан выполнять приказы директора, не опаздывать на свои уроки, добросовестно готовиться к ним, быть достаточно требовательным и справедливым и т.д.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ

Американский социолог Р. Мертон первым обратил внимание на то, что каждый социальный статус имеет не одну социальную роль, а несколько, и это положение стало основой теории набора ролей.

РОБЕРТ КИНГ МЕРТОН (1910 — 2003) — один из самых известных американских социологов XX века.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ

Обычно человек в обществе исполняет несколько ролей. Например, мужчина – в семье он может быть мужем и отцом; на работе — начальником или подчиненным; в профессиональной деятельности он может быть врачом и пациентом другого врача;

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом. Он предложил пять характеристик любой роли:

  • уровень эмоциональности;
  • способ получения;
  • масштаб проявления;
  • степень формализации;
  • мотивация

ТОЛКОТТ ПАРСОНС (1902 — 1979) — американский социолог-теоретик

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ

УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ – одни роли требуют неэмоционального, сдержанного поведения, тогда как другие – экспрессивности

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ

МАШТАБ РОЛИ зависит от диапазона межличностных отношений – строго ограниченные или размытые.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ

ФОРМАЛИЗАЦИЯ – одни возникают стихийно в процессе общения, на основе образования, воспитания, интересов; вторые — на основе административных и правовых норм.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ

МОТИВАЦИЯ зависит от потребностей и мотивов человека. В качестве мотивации может быть рассмотрена любая выгода: общественное благо, личная прибыль и т.д..

Мальчиков и девочек воспитывают неодинаковым образом, прививая им различные навыки. Так, мальчиков чаще учат обращаться с различными хозяйственными инструментами, а девочек - готовить пищу и шить.

Гендерные роли предписывают также определенные манеры и жесты, речевые обороты, соответствующую одежду.

Арман дю Плесси и кардинал Ришелье - это один и тот же человек. Кроме государственной деятельности, этот фактический правитель Франции увлекался вышиванием. Техника ришелье — это его изобретение, получившее имя автора

КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА

Роль рассматривается как совокупность требований, которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему определенный социальный статус

Нормативная структура исполнения социальной роли:

  • описания поведения, характерного для данной роли;
  • предписания – требования к поведению;
  • оценки исполнения предписанной роли;
  • санкции за нарушение предписанных требований.

РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ – то, чего согласно правилам игры ждут от той или иной роли.

РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ – то, что человек выполняет в рамках своей роли.

Между поведением и ролевыми ожиданиями не всегда обнаруживается совпадение, а потому общество создаёт СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ – наказаний за отклонение от ролевых ожиданий

ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ РОЛИ

ИСПОЛНЕНИЕ РОЛИ – принятие роли может быть добровольным, добровольно-принудительным и принудительным.

ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ РОЛИ

Когда родители запрещают вам возвращаться домой после 11 часов вечера, заставляют делать опостылевшие уроки, не думайте, что у них плохое настроение или они не любят вас. Просто они исполняют свою социальную роль.

ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ РОЛИ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ С РОЛЬЮ – человек идентифицирует себя не одинаково: с одними (личностно значимыми) больше (ролевая идентификация), с другими (второстепенными) меньше (дистанцирование от роли).

ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ РОЛИ

ОБУЧЕНИЕ (ОСВОЕНИЕ) РОЛЯМ – совокупность практических действий. Процесс обучения подобающему поведению растягивается на всю жизнь.

Ролевой конфликт являет собой негативное переживание, появившееся в качестве борьбы между частями внутреннего мира человека. В социологии различают:

  • межролевой конфликт,
  • внутриролевой конфликт,
  • ситуационно-ролевой конфликт

РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ – столкновение предъявляемых индивиду ролевых требований, вызванное множественностью одновременно выполняемых им социальных ролей.

МЕЖРОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ возникает, поскольку человеку приходится одновременно выполнять несколько ролей, в рамках ситуации сталкиваются взаимоисключающие друг друга ролевые ожидания.

СВЯЩЕННИК НА ВОЙНЕ

ВНУТРИРОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ возникают при наличии сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий.

РЕБЕНОК И КОНФЕТЫ

СИТУАЦИОННО-РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ возникает в ситуациях, когда на индивида направлены новые ожидания, связанные с новой ролью, а он не готов к выполнению новой.

В ТЕХИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Социальный опыт показывает, что лишь немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов. Существует несколько видов ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ, с помощью которых ролевую напряженность можно снизить.

К ним относятся:

ЛИЧНОСТЬ И СВОБОДА

Современный человек играет в обществе множество ролей, которые сменяются несколько раз в течение одного дня. Все это не исключает свободы человека, каждый может выбирать – играть свои роли лучше или хуже.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект

Предмет: Обществознание

Базовый учебник: Корсун Р.П., Соболева О.Б.Обществознание: человек в обществе. – М.:Вентана-Граф, 2015.

Тема урока: Какие роли мы играем.

Тип урока : урок освоения новых знаний и учебных действий

Метапредметные: выполняют смысловое чтение текста, соотносят свой жизненный опыт и содержание обучения, планируют собственную учебную деятельность.

Личностные результаты : содействие формированию коммуникативной компетенции учащихся .

Методы обучения: Иллюстративно-словесный, практический.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Основное содержание темы, понятия и термины: социальная роль, формальные роли, неформальные роли, ролевой конфликт, ролевой поведение.

Образовательные ресурсы: Учебник, мультимедийное оборудование (проектор, компьютер), презентация к уроку.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

1. Организационный этап.

Создание благоприятного настроя на работу на уроке

Приветствует учащихся, спрашивает о готовности к сотрудничеству

Сообщают о готовности к уроку,

2. Проверка домашнего задания.

1. Что такое статус человека в обществе?

2. Какими бывают статусы?

3. Какие из своих статусов вы считаете самыми важными? Почему?

Как соотносятся статус человека и его личные качества? Может ли человек изменить свой статус?

Социа́льный ста́тус - положение (место), занимаемое человеком или группой в обществе, определяющее характер отношений с другими членами общества

3. Актуализация знаний, постановка проблемы урока

Актуализация опорных знаний

На слайде цитата:

КАК И ВСЕ ЛЮДИ, Я ОДНОВРЕМЕННО ИСПОЛНЯЮ
НЕСКОЛЬКО РОЛЕЙ, И ВСЕ ОНИ ДЛЯ МЕНЯ ХАРАКТЕРНЫ.
БЕРНАРД ШОУ, АНГЛИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ.

Какая проблем нашего урока?

А теперь прочтите вопросы перед текстом § - можете ли вы прямо сейчас ответить на эти вопросы?

Какие дополнительные вопросы вы можете задать?

Определяют цель урока,

пытаются ответить, выясняют, что не владеют достаточной информацией

4. Первичное усвоение новых знаний

Обеспечение восприятие, осмысление и первичное запоминание информации

Что нам прежде всего нужно сделать?

Чем отличается социальный статус от социальной роли?

Иногда ученик может получить в четверти или семестре не все пятёрки, но отношение к нему после этого не поменяется, ведь он уже определил для себя социальную роль. То есть социальная роль от социального статуса отличается тем, что роль это ожидания окружающих от того социаль­ного статуса, которого достиг человек.

Печатная тетрадь с. 34 № 3

Физкультминутка

Сделайте вывод об особенностях формальных и неформальных ролей

Задание на слайде

Учащиеся вслух читают по цепочке текст, делают выводы, записывают понятие социальная роль

Социальная роль – образец поведения человека, которое общество признаёт целесообразным для обладателя данного статуса.


Тип урока: урок изучения нового материала. Цель: рассмотреть понятие социальной роли; выяснить, что значит формальные и неформальные роли, ролевой конфликт. Задачи урока: 1) Рассмотреть понятие социальная роль и ролевое поведение. 2)Продолжить формировать умение работать с текстом, вопросами и заданиями к параграфу; умение анализировать и оценивать ролевой конфликт, опираясь на личный опыт, формулировать обобщающие выводы 3)Способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к обучению. Воспитывать уважительное отношение к людям. Оборудование: учебник. Планируемые результаты обучения: Предметные: знать понятие социальной роли, ролевое поведение. Метапредметные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; способность к саморазвитию и личностному самоопределению; уметь ставить цели своей самостоятельной познавательной деятельности.

Содержимое разработки

Обществознание -7 класс Урок № 11.

Тема: Какие роли мы играем? §10 стр 59

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: дать понятие социальной роли; выяснить, что значит формальные и неформальные роли, ролевой конфликт.

Задачи урока: 1) Рассмотреть понятие социальная роль и ролевое поведение. 2)Продолжить формировать умение работать с текстом, вопросами и заданиями к параграфу; умение анализировать и оценивать ролевой конфликт, опираясь на личный опыт, формулировать обобщающие выводы 3)Способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к обучению. Воспитывать уважительное отношение к людям.

Оборудование: учебник.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: знать понятие социальной роли, ролевое поведение.

Метапредметные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; способность к саморазвитию и

личностному самоопределению; уметь ставить цели своей самостоятельной познавательной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала. Содержание данного урока соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию. В связи с переходом на стандарты нового поколения на уроке применялся системно-деятельностный подход.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конспект урока

по обществознанию в 7 классе

Подготовила учитель истории и обществознания

Григорьева Оксана Алексеевна

Образовательные цели:

познакомить учащихся с видами социального статуса человека в обществе, выяснить как соотносятся статус человека и его личные качества, пути изменения человеком его социального статуса.

Развивающие цели:

формировать навыки работы с текстом, документами; учить анализировать и оценивать социальные ситуации, опираясь на личный опыт, формулировать обобщающие выводы

Воспитательные цели: воспитание уважительного отношения к людям

Основные понятия: статус, предписанный статус, достигаемый статус, высокий и низкий статусы, несовпадение статусов, главный статус.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы и методы обучения:

Самостоятельная работа учащихся при подготовке к уроку;

Работа в группах;

Работа с теоретическим материалом, документами;

Технологии: ИКТ-технология, дифференцированного обучения, активного обучения.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация Power Point, учебник, раздаточный материал.

Мотивация учебной деятельности

Создание благоприятного настроя на работу на уроке. Приветствует учащихся, спрашивает о готовности к сотрудничеству.

- Здравствуйте! Садитесь.

Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты и повторяйте за мной”.

Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Обратите внимание на эпиграф, к которому мы вернемся в конце урока:

Весь мир — театр.
В нём женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Уильям Шекспир

2. Актуализация знаний

- Давайте вспомним, какие группы общества вы знаете? (Семейные, национальные, профессиональные, конфессиональные, возрастные и т.д.)

- В какие из них входите?

- Можете ли вы определить свое место в этих группах?

- Сейчас я вам немного расскажу о себе. Я являюсь жительницей города Ельца. У меня есть семья (мои родители, муж и двое детей), также я имею много друзей. Работаю учителем в школе №15, являюсь классным руководителем 7 А класса. Люблю путешествовать и готовить для своих родных и близких.

- Итак, вы назвали различные варианты самоопределения.

- А будет ли меняться ваше поведение, в зависимости от того, кем вы будете являться на данный момент?

Общество состоит из различных социальных групп - семейных, возрастных, национальных, религиозных и т.д. Каждый человек одновременно может входить

в разные группы, даже в течение дня человек может присоединяться к той или иной группе.

Определение целей и темы урока

- А чем же мы сегодня будем говорить? ( О том, какое место в обществе мы занимаем и как должны себя вести в различных ситуациях).

Этап усвоения новых знаний

- А что же такое статус? Попробуйте из предложенных слов собрать определение. (Статус это положение человека или группы в обществе). Запишите его в рабочую тетрадь. (Учебник стр.55).

- Часто разные люди объединены одним и тем же статусом (например, школьники, врачи, пассажиры), но у каждого человека своя комбинация статусов.

- Попробуйте перечислить как можно больше своих статусов (ответы обучающихся).

- Сережа Малявин это задание выполнил так: школьник, внук, хозяин собаки, весельчак, староста класса. Найдите ошибку у Сергея (весельчак).

- Совершенно верно. Психические и физические данные индивида к статусу не относятся, если они не оказывают сильного влияния на общество. Например, такие особенности человека, как высокий рост, привлекательная внешность, хорошая интуиция, гибкость, пластичность, не являются основанием для приобретения тех или иных статусов. В то же время они могут стать базой для приобретения тех или иных статусов: например, высокой рост-для баскетболиста, красота-для фотомодели, интуиция – для ученого, гибкость и пластичность для танцора и т.д.

- А какой из перечисленных статусов на данном этапе вашей жизни будет являться главным? Какие статусы вы хотели бы получить в будущем?

Выполните задание №3 в рабочей тетради.

- Личные статусы могут быть противоречивыми. Например, хорошая дочь может быть плохой подругой, хороший ученик может быть плохим внуком. Такая ситуация называется несовпадением статусов. Нельзя преуспеть во всех областях жизни, но к этому надо стремиться.

Задание: О каких социальных статусах идет речь? Какой статус Сережиного папы изменился и как? Как повлияло это изменение статуса на взгляды Николай Иванович? Как вы думаете, влияет ли статус человека на его характер, на его внешний вид, на отношение к людям? Приведите примеры.

Зависимость взглядов человека от его статуса необходимо учитывать в общении. Многое в человеке определяет и его профессиональный статус.

Физкультминутка

Задание в группах. Придумайте сценки вашего общения с людьми разных социальных статусов (мама-сын, друг-друг, учитель-ученик, учитель-директор школы).

- Заметили ли вы, что в зависимости от того, каким статусом вы обладаете, начинает меняться ваше поведение (ответы учащихся).

-Почему так происходит? (нельзя одинаково вести себя с другом, мамой, учителем, т.е. выполнять одну и ту же роль).

- А что такое социальная роль? Соберите определение из предложенных слов.

(Социальная роль-образец поведения человека, ожидаемого обществом).

Запишите его в рабочую тетрадь (стр.33 №1).

- Какую социальную роль вы выполняете в данный момент (ученика).

- Какое ролевое поведение предполагает роль ученика? (внешний вид, внимательность, выполнение требований учителя).

-Молодцы. Другими словами, социальная роль-это то поведение, которое ожидает общество от представителя данного социального статуса. Исполнение и реализация статусных обязанностей и прав (приведите примеры). Мы ожидаем от водителя автобуса, что он будет вести автобус по расписанию, соблюдать ПДД, останавливаться в положенных местах.

- Ролевое поведение включает также образец не только действий, но и эмоциональных реакций и внешнего вида. Представьте себе профессора университета в трико, или продавщицу мяса в вечернем платье.

- Какие же существуют виды социальных ролей?

Виды социальных ролей:

- Отметьте формальные роли знаком +, а неформальные – знаком -.

- Чем различаются эти роли? (четкость и подробность правил их исполнения).

- Например, действия военнослужащего определены особыми правилами, а роль влюбленного каждый исполняет по-своему.

- Формальные роли можно назвать безличными. Все исполнители должны играть их одинаково. И в этой связи встает вопрос о свободе человека.

- Рассмотрите и проанализируйте карикатуры , используя памятку 8. на стр.197

- В большинстве случаев исполнение социальных ролей не исключает свободы человека. Свобода сохраняется, во-первых, в выборе самой роли. Во-вторых, в ходе исполнения роли. В-третьих, человеку приходится делать выбор при ролевом конфликте.

- Часто бывает так, что одна роль исполняемая человеком противоречит другой. Иногда это проявляется в конкретных жизненных ситуациях. Например, вам надо подготовиться к контрольной, а мама просит помочь на даче. Бабушка пригласила вас на день рождения, а у вас важный матч.

Сережа Малявин привык все делать в последний момент. Поэтому подготовку к контрольной работе он отложил на вечер. Как назло, в это вечер заболела бабушка и Сережа остался с братишкой .К контрольной он не подготовился, но родители были благодарны сыну, но через день ругали его за двойку. Сереже было очень обидно.

Задание: Какие социальные роли Сережа должен был исполнить вечером? Почему он должен был выполнять эти роли? В чем состоял ролевой конфликт?

5. Этап повторения

- А теперь выполним небольшой тест.

1. Какие из перечисленных слов не характеризуют статус человека?

4) отличница, школьница

2. К предписанным статусам относится

3. К достигаемым статусам не относится

3) кандидат педагогических наук

4) мастер спорта

4.Верны ли следующие суждения о статусе?

А. Положение человека в малой группе, которое зависит от его личных качеств и отношения к нему окружающих, называется личным статусом.

В. Ситуация, когда хороший ученик может быть плохим внуком, называется несовпадением статусов.

1) верно только А

2) верно только В

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Социальная роль – это

1) положение человека в обществе

2) ожидание, предписание поведения, соответствующего статусу

3) совокупность обязанностей человека перед обществом

4) совокупность статусов человека

6. Верны ли следующие суждения?

А. Социальный статус определяет социальные роли человека.

Б. Социальная роль для каждого статуса одна.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

- Обменяйтесь своими работами с соседом по парте и поставьте оценки за работу с тестом.

- А теперь вернемся к эпиграфу. Как вы понимаете слова У.Шекспира (ответы учащихся).

6. Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Параграф 9-10, рабочая тетрадь

Список использованной литературы:

Читайте также: