Конспект индивидуального занятия с ребенком с овз 3 4 лет

Обновлено: 05.07.2024

Пояснительная записка к занятию

Данное занятие можно использовать в коррекционной работе с детьми, имеющими различные виды нарушений в развитии: интеллектуально - мнестичекое нарушение, системные нарушения в речевом развитии, нарушение в состоянии эмоционально-волевой сферы. Используя в занятии предложенные презентации, необходимо соблюдать нормы СанПиН 2.4.1.1249-03 пункт 2.12.10., где разъясняются правила работы с компьютером. Важно помнить о противопоказаниях по работе с компьютером, для детей с судорожными синдромами и эпилепсией.

Тема: "Собака и щенок"

  • Активизация, расширение предметного, глагольного словаря, словаря признаков по данной теме. Формирование простой фразы с предлогом "В". Закрепление навыка счета до пяти, понятий "большой, маленький". Закрепление красного, желтого, зеленого, синего цвета.
  • Формирование целостного восприятия в игре с разрезными картинками, коррекция зрительного восприятия при формировании навыка соотнесения предметов по цвету. Коррекция зрительного внимания и памяти на основе упражнений в узнавании и различении. Развитие эмоционально - волевой сферы в упражнении по различению настроения. Профилактика нарушений зрения.
  • Воспитание потребности в общении, мотивации к высказыванию.

Оснащение: игрушечная собака, ширма, презентация № 1 - "Собака и щенок", презентация № 2 - "Что забыл нарисовать художник?", дидактическая игра "Разрезные картинки" (из 2-х/ 3-х частей), дидактическая игра "Покорми собак", презентация № 3 - "Где прячется собака?", портреты веселой и грустной собаки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

За ширмой - игрушка, педагог привлекает внимание ребенка:

- Послушай, кто это с тобой здоровается: "Гав-гав-гав"?

2. Введение в тему.

Беседа с использованием презентации № 1 "Собака и щенок".

Педагог показывает ребенку игрушку:

- Кто это? (Это собака). А теперь давай вместе расскажем про собаку, посмотри на экран, педагог проводит с ребенком беседу с опорой на слайды:

Слайд № 2: это собака. Собаку зову Жучка.

Слайд № 3: как собачка лает? Что делает собака? (Лает).

Слайд № 4: где живет собака? (В конуре/будке).

Слайд № 5: что собака любит есть? (Косточки, мясо).

Слайд № 6: у собаки есть сынок, он называется щенок. Собака, какая? (Большая). А щенок, какой? (Маленький).

Сегодня собачка будет с тобой играть.

Примечание: смена слайдов происходит по щелчку мыши. В слайде № 3 - лай собаки включается автоматически, но при желании педагог может повторить звук, щелкнув правой кнопкой мыши по значку "граммофон" в левой части экрана. В слайде № 4 по щелчку мыши собака подходит к будке. В слайде № 5 по щелчку мыши появляется косточка и мясо. В слайде № 6 для усиления эффекта, с помощью щелчков мыши собака увеличивается, а щенок уменьшается.

3. Дидактическая игра "Разрезные картинки". Педагог:

- Посмотри, собака Жучка принесла нам картинки, но они рассыпались, помоги сложить картинки, и посмотрим - кто там нарисован. Ребенок собирает разрезные картинки, закрепляя понятия: "собака, щенок, собака большая, щенок маленький".

4. Игра с использованием презентации №2 "Что забыл нарисовать художник?"

- А сейчас проверим - знает ли собака свои части тела. Педагог обыгрывает ситуацию, спрашивая у собаки и показывая на хвост и другие части тела: "Что это?" Но собачка не знает правильного ответа. Тогда педагог предлагает ребенку помочь собаке:

- Я буду показывать, а ты называть все части тела Жучки. После того, как задание выполнено, педагог просит ребенка посмотреть - правильно или нет, художник нарисовал собачку.

Слайд № 2 - художник, рисующий собаку.

Слайд № 3: на экране собака без хвоста. Педагог:

- Посмотри, художник запутался, неправильно нарисовал собаку, что он забыл ей нарисовать? Ребенок рассматривает портрет. Самостоятельно или с наводящей помощью педагога называет недостающую часть тела. После того, как ребенок дал правильный ответ, педагог щелкает мышкой и у собаки появляется хвост. Аналогичная работа проводится с последующими слайдами:

№ 5 -собака без уха.

№7 -собака без лапы.

№ 9 -собака без носа.

№ 11 -собака без туловища (тела).

№ 13 - собака без глаз.

№ 15 - собака безо рта.

№ 17 - собака со всеми частями тела на портрете художника. Педагог хвалит ребенка:

- Молодец! Теперь собака красивая, ты помог художнику, и он нарисовал ее правильно.

5. Зрительная гимнастика. Педагог читает текст, ребенок следит глазами за кончиком указки, на которой прикреплено плоскостное изображение собачки:

Три собаки шли домой,
Папа был большой - большой. указка вверху
Мама с ним пониже ростом указка на среднем уровне
А сынок - малютка просто. указка внизу
Очень маленький он был, указка слева
С погремушками ходил. указка справа
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь!

Смотреть пристально, но не моргая (без напряжения) 10 сек. Сомкнуть веки, а затем моргнуть несколько раз (15 раз). Повторить 3-4 раза.

6. Закрепление навыка счета в динамической паузе "Собачка Жучка" (авторское).

Педагог демонстрирует ребенку слайд №7, презентации № 1 "Собака и щенки":

- У собаки Жучки много щенят, давай их посчитаем. Ребенок считает щенят (по щелчку мыши постепенно появляется 5 щенков).

- А теперь послушай про Жучку стихотворение и выполняй движение вместе со мной:

У собачки Жучки 5 малышей, руки на поясе, повороты тела влево и вправо.
А ну - ка, давай, сосчитай их скорей! хлопки в ладоши
Этот щеночек сердитый всегда, шаг вперед
Этот щенок не спешит никуда, шаг назад.
Этот щенок веселится, играет, прыжки на месте
Этот тихонько в углу засыпает, имитация сна
Ну а последний щеночек не спит, руки на поясе, повороты тела влево и вправо,
Он на ребят удивленно глядит изобразить удивление.

7. Дидактическая игра "Покорми собак".

- Наши гости проголодались, покорми их. Я приготовила для собак мисочки - раздай их всем собакам. Ребенок должен соотнести по цвету миску и ошейник собаки. Во время выполнения задания педагог спрашивает:

- Почему ты дал этой собаке такую миску? Какой это цвет? Что делают собаки? (Собаки едят).

8. Формирование простой фразы с предлогом "В" с использованием презентации "Где прячется собака?"

- Собачки наелись, говорят "спасибо", а теперь хотят поиграть в прятки. Сейчас мы с тобой посмотрим, где прячется собака. По щелчку мыши собака передвигается в разные объекты:

Слайд № 2 - собака в конуре (будке).

Слайд № 3 - собака в чемодане.

Слайд № 4 - собака в шкафу.

Слайд №5 - собака в ящике.

Слайд №6 - собака в машине.

Слайд № 7 - собака в палатке (домике).

Слайд № 8 - поощрительный.

9. Итог занятия.

- С кем мы играли? Собачка хочет подарить тебе на память свой портрет, выбери тот, который тебе понравится. Педагог предлагает ребенку изображение веселой и грустной собачки, ребенок выбирает. А еще, если захочешь, дома можешь нарисовать для собаки Жучки - конуру и на следующем занятии ей подарить.

Цель занятия: познакомить ребенка с устным народным творчеством, помочь ребенку справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.

Формирование адекватных форм поведения.

Снятие состояния эмоционального дискомфорта.

Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)

Развитие крупной и мелкой моторики.

расширить знания о диких животных,

развивать произвольное поведение

Занятие предполагают деление на два блока:

Формирование положительных предпосылок к учебной деятельности, коррекция и развитие познавательной сферы и моторики.

Занятие включают в себя следующие методы:

1.коррекционно-развивающие игры и упражнения для мелкой моторики;

2.творческие игры и задания;

3.оздоровительные игры и упражнения;

4. беседа с ребёнком;

5. психогимнастические этюды;

6. релаксационные паузы и моменты;

7. Продолжительность занятия: 10 минут .

  1. познавательной активности детей;
  2. развитие обще интеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  3. формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
  4. социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.о

Оборудование и материал:

Воспитатель входит в группу вместе с ребенком на коляске. Здороваются с гостями.

Воспитатель располагается на против ребенка и начинает беседу с ребенком.

2 . Основной момент:

Воспитатель: Доброе утро солнышко

Доброе утро глазки

Доброе утро ручки

Доброе утро пальчики

Доброе утро ножки

Доброе утро Варя

Варя посмотри, кто к нам пришел в гости? Это кукла Катя . Катя хочет посмотреть как ты умеешь играть. Катю мы посадим на стульчик рядом и она будет смотреть и учиться.

Задание 1. Отразить в конспекте работу над развитием понимания речи и стимуляции активной речи (учить соединению 2 х слов). Работа по картинкам

1.Юра кушает (ам-ам)

2. Машина едит (би –би)

3. Это Гуси ( га-га)

4.Кукла спит (ляля бай бай)

5.Это лошадка (иго – иго)

6. Это собачка (гав – гав)

Задание 2. Сенсорика на понятие большой и маленький шарик. И закрепление красного цвета.

“СПРЯЧЬ ШАРИК В ЛАДОШКАХ”

Цели: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов. Продолжать развивать сгибательные и разгибательные движения пальцев.

Материал: шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький), поднос.

Методические рекомендации: педагог кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает сам, как спрятать шарик в ладошке (маленький). Затем ребенок выполняет самостоятельно.

Усложнение: ребенок делает сам выбор шариков.

Задание 3. Игры на тактильное ощущения.

Пальчик топал по дорожке –топ ,топ, топ

И попрыгал он не множко –прыг- прыг-прыг

Топол долго топал –топ,топ, топ

И упал на кочку –оп- оп-оп.

Цели: развивать моторику обеих рук. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.

Материал: цветной платочек .

Методические рекомендации: педагог предлагает ребенку скомкать – платочки (стираем платочки). Нагрузка дается попеременно на каждую руку. Затем предлагает “погладить платочки”. Дети выполняют упражнение сгибательными и разгибательными движениями кистей рук.

Задание 4. Отразить в конспекте работу над развитием двигательной сферы (удержание головы в положении сидя, активизация общих движений).

Физминутка с мячом

Сидя на коленях держим голову, обеими руками обхватываем мяч.

  1. Хлопки по мячу
  2. Покачаемся на мяче телом вперед назад
  3. Прокати мяч и попади в ворота.

Задание 5. Продуктивная деятельность со в местно со взрослым.

Цели: учить ребенка правильно держать фломастер. Учить рисовать, не выходя за лист бумаги. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: 2 листа бумаги – один с солнцем (изображением солнца ), другой чистый.

Методические рекомендации: педагог рассматривает солнце вместе с ребенком и говорит: На дворе лето , солнышко яркое светит мы сейчас с тобой нарисуем солнышко для нашей Кати. Вначале показ взрослого, как рисовать, затем ребенок выполняет с помощью взрослого упражнение.

Какое красивое солнышко у нас получилось и теперь оно будет ярко светить.. Давай покажем кукле Кате наш рисунок. Катя говорит, что ей очень понравилось солнышко , но ей пора домой.

Кукла прощается и уходит.

И мы прощаемся с дорогими гостями. Досвидания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект индивидуального занятия с ребенком раннего возраста

Конспект коррекционно-развивающего занятия с ребенком раннего возраста,имеющего проблемы речевого развития.Цель данного занятия- развитие коммуникативных и речевых навыков.

Конспект индивидуального занятия с ребенком с РДА 5 лет

Пример индивидуальной работы с ребенком дошкольного возраста, имеющим РДА.

Индивидуальное занятие с ребенком


Конспект индивидуального занятия с ребенком с диагнозом ФФНР
Конспект занятия по ориентировке в пространстве детей со сложной патологией зрительного анализатора. Индивидуальное занятие. Слабовидящий ребенок 7 лет. Тема: "Ферма"

Обучение ориентировке в пространстве , использование детьми схем.


Занатяие направлено на развитие памяти, произвольности внимания, формирование навыков создавать целое из частей, способствует развитию творческой активности детей, воспитанию доброжелательного о.


Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень), проведенное совместно со взрослым

Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та.

Автор: Медведева Светлана Викторовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат №2 г.о. Жигулевск
Населённый пункт: г. о. Жигулевск, Самарской области.
Наименование материала: Методическая разработка индивидуального занятия
Тема: Конспект индивидуального занятия с ребенком с ОВЗ.
Раздел: среднее профессиональное

I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой. Педагог: - Саша! посмотри, кто к нам в гости пришел? Ребенок: - Осень.
II. Основная часть.


КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

старшая группа

Цель: обучение сохранению устойчивого равновесия при выполнении основных видов движений.

Задачи:

  1. Коррекционно-обучающие: учить энергично отталкиваться двумя ногами от пола в прыжке. Формировать жизненно-важные двигательные навыки.
  2. Коррекционно-развивающие: развивать навыки устойчивого равновесия при ходьбе, беге. Развивать ловкость в чередовании бега, ходьбы.
  3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение слышать и реагировать на сигнал, организовать дружеские взаимоотношение. Формировать нравственные качества (честность, дисциплинированность).

Оборудование: мешочки, скамейки 2 шт., конусы, гимнастические палки.

Занятие подразумевают присутствие другого педагога для индивидуальной помощи детям при выполнении упражнений.

Ход занятия

Для того, чтобы начать занятие по физическому воспитанию детей с ОВЗ, очень важно уделить особое внимание разогреву тела и мышц. Разминочные упражнения предназначены не только для разогрева тела, но и для психологической настройки детей к продуктивной работе.

На данном занятии предлагается использовать следующие разминочные упражнения: ходьба и бег по одному, ходьба на носках и пятках, бег с высоким подниманием колен. Ходьба в медленном, обычном темпах. Разминка должна проходить динамично.

Также важно обратить внимание на общеразвивающие упражнения (ОРУ). В комплекс упражнений ОРУ будут входить задания, выполняемые без предметов.

Комплекс ОРУ без предметов

  1. 1. И. п. – Скрестить пальцы на затылке (локти в стороны), поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить голову вперед, шея сопротивляется.
  2. 2. И. п. – Ноги на ширине плеч, руки расслаблены. Все внимание — на мышцах плечевого пояса, на плечевых суставах, на ощущении их растягивания и расслабления

1 – выполнить контрастное напряжение и расслабление плеч

2 – плечи поднять и опустить, отвести назад, затем вперед – одновременно и попеременно

3 – вращать плечами вперед и назад – одновременно и попеременно, не прогибая и прогибая спину назад и вперед.

  1. И. п. – Правая нога впереди, согнута в коленном суставе, пальцы стопы направлены прямо вперед, опора на эту ногу. Левая нога выпрямлена, стопа повернута под углом 90 вовне. Правая рука вытянута вперед, как будто держит лук, левая – максимально отведена назад, натягивая тетиву лука. Руки растягивают лук так, чтобы в груди чувствовалось напряжение. Повторить, поменяв положение ног и рук.
  2. И. п. – Ноги на ширине плеч; поднять прямые руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз

1-2– медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги правой рукой. Остаться в этом положении пять секунд и вернуться в и.п. Не сгибать ног и рук

3-4 -То же – для левой руки и правой ноги.

1 -Поворот влево -левая рука движется назад, правая рука лежит на области сердца;

2 -поворот вправо – правая рука назад, левая на сердце и т.д.;

  1. 6. И.п. – стоя, ноги врозь, руки на пояс;

1-перекаты с пяток на носки;

2-с носок на пятки;

  1. И. п. – Сесть на корточки, опираясь на пальцы ног и рук (между коленей), -как лягушка.

1– подпрыгнуть высоко вверх

2-опуститься снова на корточки.

Восстановление дыхания: руки через стороны вверх вдох носом, руки вниз выдох.

Основная часть занятия подразумевает выполнения основных видов развивающих движений:

2 – Ходьба по гимнастической скамейке с гимнастической палкой в руках. На шаг палка вверх, вниз сойти со скамейки, обойти конус и вернуться в строй

3 – Ходьба по гимнастической скамейке с передачей мешочка спереди, сзади, обойти конус и вернуться в строй.

Основная часть занятия направлена на решение поставленных задач. Особенность проведения упражнений заключается в чётком и поэтапном проговаривании инструкции к выполнению того или иного задания, демонстрация инструктором определённых упражнений, и при необходимости, индивидуальная помощь некоторым детям.

Заключительная часть включает в себя два вида игр: подвижную и малоподвижную. Подвижная игра направлена на реализацию потребности детей физической активности. Малоподвижная игра направлена на развитие внимания, памяти.

«Ах, как мыши надоели,

Развелось их просто страсть.

Всё погрызли, всё поели,

Всюду лезут — вот напасть.

Берегитесь же, плутовки.

Доберёмся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Дети образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр круга. Остальные плотно придвигаются друг к другу. Руки у всех за спиной. Воспитатель ходит вокруг детей с маленьким мячом в руках, а затем, идя по кругу инструктор отдаёт мяч в руку одному из играющих. А дети, должны передавать друг другу мяч, чтобы водящий не заметил. Задача водящего угадать у кого мяч.

В конце занятия, инструктор уточняет, как дети считают, кто справился с заданием, и кто испытывал трудности.

Читайте также: