Конспект воспитательного мероприятия логопеда в школе 1 класс
Обновлено: 07.07.2024
Автор: Степина Т.А.
Цель: формировать навыки культурного поведения;
Задачи: 1) познакомить со словами выражениями просьбы, благодарности: их назначением, этимологией, особенностями употребления в речи;
совершенствовать умение употреблять вежливые слова с учетом ситуации общения.
2) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
развивать культурную речь учащихся;
3) воспитание культуры поведения.
Оборудование: 2 игрушечных телефона, 5-6 детских книг, 2 стола, 8 стульев, 4стакана, мягкая игрушка медведя, маски медведя, зайца, лисы, волка, ежа, мыши, коробка-касса; карточки со словами: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас, спасибо, большое спасибо, благодарю вас.
Предварительная подготовка: 3 ученика учат наизусть отрывки (см. конспект); учитель готовит 4 мини-зоны (см. конспект)
Цель: Проверить знания и умения учащихся, полученных на логопедических занятиях.
-
Предметные: уточнят и закрепят представления о пройденных гласных звуках, их символики; создание их ярких сценических образов; закрепят навык звукового анализа и синтеза односложных слов типа “мак”, “дом”, “шар”, “лес”, “кот”, “кит”, “дым” и т.д. Развитие связной речи (диалогической и монологической);
- Метапредметные: формирование положительной мотивационной направленности к логопедическим занятиям, развитие интереса к языку; учатся осуществлять контроль за своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу;
- Личностные: учатся выражать свою точку зрения, не испытывать стеснение от речевого дефекта; применяют правила общения.
Оборудование: ширма (кукольный театр), кукла “звуковичок”, кукла “волшебницаГрамота”, кукла “звукоед”, компьютер, ободки с буквами, теремок, разрезные картинки, замок, медальки.
Дети входят в зал под весёлую музыку.
Логопед: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в Страну Правильной речи.
За чистым – чистым полем,
За дремучим – дремучим лесом,
За шумным морем
Находится страна правильной речи
А на чём мы туда отправимся, вы догадайтесь сами. И помогут нам в этом 2-е детей, кто вперёд соберёт картинеу, тот и подскажет нам на чём мы поедем.(на паровозе из Ромашково). Чтобы попасть в эту страну, нужно преодолеть препятствия и показать, чему мы с вами научились на логопедических занятиях. Но давайте возьмём с собой звуковичка, он нам поможет преодолеть препятствия. Из-за ширмы появляется кукла звуковичок:
- Здравствуйте, ребятишки девчонки и мальчишки. Услышал я, что вы собрались в Страну правильной речи. Я с удовольствием поеду с вами и помогу вам.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Долговязый Тимошка
Бежит по узенькой дорожке
Его следы - твои труды. (Карандаш)
Сели на странички
33 сестрички,
Сели рядом не молчат,
Нам загадки говорят. (Буквы)
Если ей работу дашь
Зря трудился карандаш. (Ластик)
Логопед: Молодцы, все загадки отгадали.
А сейчас объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется.
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка.
Если в сказку всем сердцем поверить, в мир волшебный откроются двери. (приоткрыть рот)
Вы туда без труда попадёте
На волшебном ковре – самолёте, (удерживать широкий расслабленный язык на нижней губе на счёт от 1до 10)
На летучем большом корабле (Поднять боковые края и кончик языка - “Чашечка”)
Или с Бабой – Ягой на метле (кончик узкого языка ритмично движется вправо-влево).
На плоту по молочной реке (широкий расслабленный язычок)
И верхом на Коньке – Горбунке (поцокать язычком)
Можно в сказку взлететь на жар-птице (широкий язычок движется вверх –вниз)
Можно на Колобке закатиться (круговые движения кончиком языка по губам)
Можно въехать как слон на еже (“пожевать” язычок)
Ой, мы кажется в сказке уже.
Посмотрите, какой Замок красивый (над ширмой) Это замок грамотеев. В этом замке живёт волшебница грамота. А вот и она.
Появляется кукла волшебницы Грамоты.
Грамота: Здравствуйте ребята! Куда вы путь держите? (в Страну Правильной речи) Чтобы попасть в эту страну, вам нужно выполнить мои задания.
1 задание “Волшебный мешочек”. Вытаскивает игрушку (на какой звук начинается название этой игрушки, придумайте слово с этим звуком)
2 задание “Хлопни в ладоши, если услышите звук “С” в словах . ” (санки, маска, пол, мел, морс, дом)
Грамота: Молодцы, ребята, справились с таким трудным заданием. А кто знает золотое правило правильной и красивой речи?
(Чётко, выразительно, соблюдая паузы и ударения. Проговаривая все звуки.)
Грамота прощается и уходит.
Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка.
Остановка “Гласных звуков”
Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем:
А,У, О, Ы, Э, И-
Вот такие все они.
Нет для них преграды,
Петь мы эти звуки рады.
Вызываем по-порядку
Наши звуки на зарядку.
Звуки очень любят песни,
С песней жить им интересней!
Дети с изображением букв выходят по очереди логопед читает их стишки а, остальные ребята повторяют движения:
“А:”! Пошире рот открой!
Не ленись и громче пой!“У:”! надул капризно губки
Их он вытянул как трубки.
Вот какой он привереда -
Будет дуться до обеда.“И:”! - улыба, весельчак, весельчак,
он смеётся звонко так!
На весёлом язычке
Скачет, звук как на седле!Вот в задумчивом сомненье
“Э”! высказывает мненье:
“Э”, не знаю, что сказать, может лучше помолчать?!Округлив большие губы,
“О” прикрыл немного зубы,
Язык поглубже оттянул, спинку выгнул,
“О”- вздохнул.“Ы” хоть гласный, но тихоня,
Всё зевает он спросонья:
“Ы” поспать ещё часок?
Или, может выпить сок?
Игра с мячом (дети определяют гласный звук в середине слов: мак, дом, кит, лук, дым, пол, сок и т.д.
Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка.
Остановка “для самых внимательных”
Под громкую музыку появляется из-за ширмы Зубастый Звукоед.
Я великий звукоед
Всех ошибок я начальник.
Если только захочу,
И слова я проглочу!
Злой зубастый Звукоед
Всем словам наносит вред!
Он звук С в словах съедает
И значенья слов меняет
Был “смех” -стал.
Был “спорт” - .
Была “стройка” - .
Был “спутник” - .
Был “ снаряд” - .
Был “скот”- .
Звукоед: Вот я сейчас этих умненьких да разумненьких и запутаю.
Вот вам задание “Скажи правильно”. Если я правильно назову слово, хлопните в ладоши.
Шанки-фанки-сянки-санки -ханки
Сляпа-шьяпа-фляпа – шляпа
Фтаруфка – штарушка- сталуска – стаюска –старушка
Пченец – птенец –птенесь –тинеть –птинеч
Звукоед: Ух, какие вы здесь все умненькие, да разумненькие. Если бы я только знал, то сюда бы не пришёл. Пойду–ка я по добру, поздорову, поищу других детей.
Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка.
Инсценировка сказки “Теремок букв”
Стоит в поле теремок – теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Буква А к теремочку спешит,
У дверей остановилась и стучит:
Ребёнок (буква А) поёт:
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Логопед: “Никто не ответил букве А. Зашла она в теремок и стала в нем жить”
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Буква У к теремочку спешит,
У дверей остановилась и стучит:
Ребёнок (буква У) поёт:
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
В окошке теремка появляется буква А: “Это я, буква А. А ты кто?”
Буква У: “Я буква У. Пусти меня к себе жить!”
Аналогично к теремку прибегают остальные гласные буквы.
Логопед: “Буквы гласные в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют. А в это время в лесу бегали другие буквы, они свистели, шипели, пыхтели, рычали:”
Но надоело им пыхтеть и шипеть, и захотели они как гласные петь”.
Дети пробуют пропеть свои буквы: “Ничего не получается!”
“Не огорчайтесь! Гласные будем петь песни, а вы вставайте с нами рядом.
Логопед: Вот, ребята, мы с вами и преодолели все препятствия (звучит песня АБВГД-ка дети встают в хоровод)
Из-за ширмы появляется звуковичок
Логопед: Ну что, Звуковичок, можем мы остаться в Стране Правильной речи?
Звуковичок: Конечно, таким умным ребятам обязательно нужно здесь остаться.
совершенствовать умение употреблять вежливые слова с учетом ситуации общения.
2) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
развивать культурную речь учащихся;
3) воспитание культуры поведения.
Оборудование: 2 игрушечных телефона, 5-6 детских книг, 2 стола, 8 стульев, 4стакана, мягкая игрушка медведя, маски медведя, зайца, лисы, волка, ежа, мыши, коробка-касса; карточки со словами: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас, спасибо, большое спасибо, благодарю вас.
Предварительная подготовка: 3 ученика учат наизусть отрывки (см. конспект); учитель готовит 4 мини-зоны (см. конспект)
- Сядьте, ребята, поудобнее. Сегодня мы продолжим знакомиться с волшебными, добрыми словами.
- На прошлом занятии мы учились вежливо приветствовать собеседника и прощаться.
- Я предлагаю поиграть и вспомнить слова приветствия и слова прощания. Для этого нам необходимо образовать круг (можно встать вокруг среднего ряда). Моими помощниками будут Витя и Ксюша (учитель назначает помощниками любых двух учащихся, которые стоят рядом). По моей команде Ксюша приветствует своего соседа слева, сосед отвечает ей и приветствует следующего игрока слева и так далее. В это время Витя прощается со своим соседом справа, его сосед отвечает ему и прощается со следующим игроком справа и так далее.
Побеждает тот, чье слово быстрее вернется к помощникам, при условии, что слова не должны быть одинаковыми.
Например: здравствуй, Настя – доброе утро, Ксюша; привет, Шабнам – добрый вечер, Настя;
до свидания Максим – всего хорошего Витя; пока, Таня – до завтра, Витя…
II Введение в тему занятия
- Послушайте сказку. Из нее вы узнаете, какие слова мы будем учиться вежливо произносить.
К началу все готово!
За вежливое слово.
В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже Ежик пожилой
Притащился чуть живой…
Вам билет в каком ряду?
Вот спасибо!
- Мне – одно местечко!
Вот мое благодарю –
Для меня и для ребят! –
Доброе утро.
- Добрый день!
Если только вам не лень,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места,
Вот мое пожалуйста! –
Благодарность
Вдруг ворвался Косолапый,
Отдавил хвосты и лапы,
Стукнул Зайца пожилого…
- Касса, выдай мне билет!
- Ваше вежливое слово?
- У меня такого нет.
- Ах, у вас такого нет?
Не получите билет.
Не стучите – мой ответ.
Не рычите – мой совет.
Не стучите, не рычите,
До свидания, привет.
Ничего кассир не дал!
И ушел он со слезами…
- Почему заплакал мишка? ( Ему не дали билет)
- Почему кассир ему не дал билет? (Всех растолкал, не сказал вежливое слово)
- Ребята, мишка пришел к нам на занятие (учитель показывает мягкую игрушку медведя). Он очень хочет попасть в театр. Как вы думаете, что для этого надо сделать? (Научиться говорить вежливые слова)
- Научим мишку вежливым словам?
III. Слова выражения просьбы
1. Выделение слов выражающих просьбу
- Послушайте отрывки, которые подготовили ваши одноклассники, и постарайтесь услышать в них добрые слова.
Подготовленные ученики декламируют отрывки.
1-й ученик: А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!
2-й ученик: -Ну, пожалуйста, мой милый,
Мой любезный Бармалей,
Этих маленьких детей.
3-й ученик: Сказали Волу:
- Чем похожи все эти отрывки? С чем обращаются к волу, Бармалею, обладателю телефона? (с просьбами)
- Вежливые ли люди обращаются с просьбой?
- Какое волшебное слово они употребляют? (пожалуйста)
- Какие еще слова помогают им быть вежливыми? (милый, любезный, уважаемый)
- Если ваш собеседник находится перед вами, то какие еще средства можно использовать для выражения просьбы?
- Расскажете Мишке, как правильно надо обращаться с просьбой.
Выводы: Обращаясь с просьбой, надо: улыбнуться, говорить приветливым тоном; вежливо назвать человека, к которому обращаешься; употребить волшебное слово: ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ПРОШУ ВАС (названные слова на отдельных карточках вывешиваются на доску).
2. Упражнение в употреблении слов выражения просьбы
Ситуации. До начала занятия организуется 4 мини-зоны: стол с двумя телефонами; несколько стульев (3-4) – пассажирских мест в автобусе; стол-библиотека с разложенными на нем детскими книгами; стол- столовая с четырьмя посадочными местами и тремя стаканами.
а) Вы звоните своему другу по телефону. Трубку взял кто-то из взрослых. (Один ученик изображает родителя друга)
б) Вы едете в автобусе. Попросите кого-нибудь из пассажиров передать деньги за проезд. (3-4 ученика изображают пассажиров автобуса)
в) Вы пришли в библиотеку. Попросите у библиотекаря какую-нибудь книгу (один ученик изображает библиотекаря).
г) Вы пришли в школьную столовую пообедать. Вам не хватило чая. Попросите у дежурного принести вам чай. (за столом сидят ученики, изображая, что они пьют чай, один ученик изображает дежурного)
IV. Слова выражения благодарности
- Вспомните, какими словами благодарности заплатили за билет в театр Ежик и Овечка. (Спасибо, благодарю)
- Каким словам благодарности научим Мишку? (СПАСИБО, БОЛЬШОЕ СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ ВАС)
Названные слова на отдельных карточках вывешиваются на доску.
Мишка: - Ребята я вас благодарю за помощь. Мне надо спешить в лес за билетом. До свидания!
Дети высказывают свои предположения. Лучший вариант инсценируется. На стол ставится большая коробка, у которой открываются створки. Вверху коробки написано КАССА. На детей одевается маска медведя, зайца, ежа, лисы, волка, мыши. Один из них – кассир, а остальные стоят в очереди. Они обращаются к кассиру с просьбой дать билет, благодарят. Мишка подходит последним.
- Зачем человеку необходимо в своей речи использовать вежливые слова?
- Какие вежливые слова знаете вы?
- В каких жизненных ситуациях вы их будете употреблять?
Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1972. – С.176.
Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – С.100.
Мали Л.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. Речевое развитие младших школьников. – Пенза, 1993. – С.112.
Анализ результатов воспитательного мероприятия.
При проведении воспитательного мероприятия было замечено, что многие дети стесняются говорить вежливые слова. Это свидетельствует о низкой культуре общения в их ближайшем окружении.
Использование на мероприятии игрового сюжета раскрепостило детей. Они с удовольствием общались не только с членами своих групп. Было замечено, что учащиеся, проучившись 2 месяца вместе, научились сопереживать друг другу.
Цели: дать представление о разнообразии народов нашей страны, формировать осознание необходимости доброжелательных взаимоотношений с ними (содружество, уважение традиций); продолжить знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Оборудование: картинки с изображением народов нашей страны, карта.
Ход занятия
Учитель объясняет правила игры.
Учитель. Все мы разные: по внешнему виду, по характеру. Что объединяет нас?
Дети. Все мы учимся в одном классе. Говорим на русском языке. Живем в одном городе, стране.
Учитель. Каждый человек рождается в каком-то государстве. Как называется страна, в которой мы живем с вами?
II. Беседа.
Учитель. Какие чувства возникли у вас, когда слушали стихотворение?
Учитель. Посмотрите на карту. Какой вам представляется наша страна?
На доске - картинки с изображением разных народов России.
Учитель читает стихотворение.
РАЗНОЦВЕТНЫЙ ШАР ЗЕМНОЙ
Если б в поле расцвели
Только белые цветы,
Любоваться бы устали
Ими вскоре я и ты.
Если б в поле расцвели
Только желтые цветы,
Мы с тобой скучать бы стали
От подобной красоты.
Хорошо, что есть ромашки,
Розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки,
Незабудки и жарки!
Хорошо, что не похожи
Люди цветом глаз и кожи.
Как прекрасен мир цветной –
Разноцветный шар земной!
Учитель. Чем отличаются народы друг от друга?
Дети. Разные лица и телосложение, цвет кожи.
Учитель. Почему?
Учитель. Вероятно, так сложилось потому, что в таком облике людям выжить в тех или иных природных условиях было легче. Темная кожа помогала защитить организм человека от воздействия солнца в жарких, сухих местах. Люди, живущие в странах с пасмурной погодой, возможно, всегда имели бледную кожу. Это помогало им получать необходимые витамины от солнца. У людей, живущих в условиях холода и мороза, по-видимому, глаза постепенно сузились, приобретая тем защиту от холода. У каждого народа свой язык, свои обычаи, своя культура.
Демонстрация русской народной одежды.
Учитель. Назовите обычаи, традиции русского народа.
Учитель. Независимо от того, к какой нации относится человек, каждый мечтает о счастье, мире, согласии. Люди во всех странах начинают понимать, что счастье всякого человека зависит не только от счастья его народа, но и всех людей на земле.
Какие черты характера могут привести к ссоре? (Жадность, хитрость, зависть, злость.)
Учитель. Нужно уметь избегать ссор, учиться дружить, беречь дружбу, дарить тепло и доброту.
Назовите правила вежливости во время разговора.
• Обращаться к собеседнику по имени, по имени и отчеству.
• Когда разговариваешь, нужно смотреть не в сторону, а на того, с кем говоришь.
• Нельзя перебивать собеседника.
• Если тебе нужно обратиться к собеседнику, то сначала вежливо извинись.
• Нельзя разговаривать, когда жуешь.
IV. Хоровод.
Звучит песня Д. Львова-Компанейца, сл. В. Викторова.
Шире круг, шире круг,
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан,
Дружат люди разных стран.
Шире круг, шире круг,
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Дружат солнце и весна,
Дружат звезды и луна,
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей Земли.
Шире круг, шире круг,
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
V. Творческая работа.
Учитель. Все мы соседи на планете. Кто ваши соседи? Расскажите о них.
Читайте также: