Конспект урока правописание сложных существительных с соединительными гласными 6 класс шмелев

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 2863 0

План – конспект урока русского языка в 6 классе

Правописание сложных имён существительных с соединительными гласными и без них.

ФИО (полностью)

Якушева Лариса Алексеевна

Место работы

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Купреевская СОШ

Должность

Учитель

Предмет

Русский язык и литература

Класс

6 класс

Тема и номер урока в теме

Правописание сложных имён существительных с соединительными гласными и без них.

Базовый учебник

М. М. Разумовская. Русский язык. М:Дрофа, 2012

Цель урока:

формировать навыки правильного правописания сложных имен существительных (слитного написания слов). Находить и объяснять все типы написания данных слов.

развивать логическое мышление, различные формы речи: устную и письменную, развивать интеллектуальные умения (анализировать, обобщать, классифицировать), деятельностные умения (уметь действовать по памятке), развивать умение работать в группах, самостоятельно

воспитывать чувство ответственности при работе в группах, доброжелательное отношение друг к другу, интерес к русскому языку.

9. Задачи:

Тип урока:изучение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор

Ход урока:

Назовите известные вам способы образования имён существительных.

3.Изучение нового материала. Слайд 1. Слайд 2. (Перед вами четыре слова. К какой части речи они относятся? Какое слово вы могли бы назвать сложным? Почему?

4. Работа по учебнику. П. 13, стр. 57.

5. Словарный диктант (от каких слов образовались, с помощью какой соединительной гласной? ): сталевар, птицеферма, путеводитель, теплосеть, носорог, утконос.

Сверху дыра, снизу дыра, а посредине – огонь да вода. (самовар)

На зеркальном катке на единственном коньке он проехался разок, и распался весь каток. (стеклорез) Мойдодыру я родня, отверни, открой меня. И холодною водою живо я тебя умою. (водопровод)

6. Выборочный диктант.1)Пароход остановился около красивого города. 2)Гудок паровоза разрезал ночную мглу.3)И. А. Крылов – знаменитый русский баснописец. 4)Весной на реках начинается ледоход, потому что пригревает солнце.

7. Работа в рабочих тетрадях (стр. 28, упр. 51).

8. Подведение итогов.

9. Дом. Задание. П 13, упр. 131.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Спасибо за представленный материал, интересный подход к пению. У меня имеется подобная консультация. Подробнее.

Действительно, очень веселый сценарий. Ни кого не оставит равнодушным озорная Кикимора. Понравилась . Подробнее.

Большое спасибо.Цель урока достигнута, подобраны занимательные задания на закрепление изученного мат. Подробнее.

Спасибо за полезные источники интернет ресурсов. Очень увлекательно. Применим в своей практике. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Цель урока : создать условия для формирования умения дефисного и слитного написания сложных имён существительных.

Образовательная: обеспечить усвоение обучающимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных существительных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания существительных;

Развивающая : создать условия для развития умений производить классификацию существительных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;

Воспитывающая: воспитывать положительный интерес к изучаемой теме, потребность давать самостоятельную оценку своей деятельности, создавать благоприятную атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные: осознавать важность изучаемого правила слитного и дефисного написания сложных имён существительных; осознавать практическую и личностную значимость результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

Регулятивные: формировать умение ставить и формулировать цель деятельности;

умение находить способы решения поставленной цели для слитного и дефисного написания сложных существительных на основе соотнесения того, что известно и усвоено и того, что еще не известно.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в рабочих материалах урока

Коммуникативные: слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Предметные: развивать орфографическую зоркость, используя правило дефисного и слитного написания сложных существительных; повторить правило слитного и дефисного написания сложных имён существительных.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы обучающихся : самостоятельная работа, работа в группе, исследование.


1. Организация начала урока, мотивация учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

Выполнение задания (работа в паре)

Сапожок – слово образовано приставочным способом;

прилетел – слово образовано суффиксальным способом;

подснежник – слово образовано приставочно-суффиксальным способом:

снегоход – слово образовано способом сложения.

- Докажите правильность своего выбора (учащиеся выполняют морфемный и словообразовательный анализ слов, проводят взаимопроверку и оценивание выполнения работы)

- Какие варианты образования сложных слов вы знаете? ( Имена существительные активно образуются путём сложения: сложение без соединительной гласной, сложение с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса).

- Какие способы образования присущи только этой части речи? (Бессуффиксный, сокращение частей слов , такие слова называются сложносокращёнными, некоторые сложносокращённые существительные образуются из начальных букв или звуков)

- Определим, насколько вы поняли эту тему. Выполните задания (самостоятельно)

1.Слово сбербанк образовано суффиксальным способом. (сложение без соединительной гласной)

2.Слово соковыжималка образовано сложением с одновременным присоединением суффикса.

3.Слово самовар образовано способом сложения с соединительной гласной.

4.В словосочетании спросить у дежурного дежурный – это имя прилагательное. (это существительное, переход из одной части речи в другую)

5. Слово диван-кровать образовалось сложением равноправных слов.

- Проверка и оценивание выполнения работы.

3. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, почему слово диван-кровать пишется через дефис? Рассмотрите предложенные слова.

Землетрясение, броненосец, рыба-пила, юго-запад, плащ-палатка, пол-лимона, пол-Москвы, лесоруб, полстакана, сбербанк, Санкт-Петербург, северо-восток, Петропавловск- Камчатский, мореплаватель. Внимательно прочитайте эти слова.

- Какие мысли у вас возникли?

- Какие слова вам известны?

- Как могут писаться сложные существительные? (Учащиеся делают вывод, что сложные слова могут писаться слитно и через дефис)

- Если сейчас предложить вам словарный тест, справитесь ли вы с ним? (Нет)

-Почему? ( Мы не знаем как пишутся эти слова)

- А хотите узнать? Что для этого нужно?( Изучить правило)

Давайте сформулируем тему нашего урока.

- А какое слово в названии темы является сложным? (правописание)

Разберём его по составу. Каким способом оно образовано?

Итак, тему мы определили, давайте теперь поставим цели нашего урока.

-Изучить правило слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании.

- Ребята, я предлагаю вам, пользуясь моими вопросами и советами, а возможно, идя своим путем, провести исследование лексического материала закрепить всё на практике и сделать соответствующие выводы.

4.Изучение нового материала

Ребята изучают правило по учебнику, приводят примеры.

Первичная проверка усвоения знаний. Работа в парах, группах по усмотрению учителя

Напишите слова, раскрыв скобки. Устно объясните написание.

(Авиа) конструктор, (авто) база, (агро) техника, (био) станция, (вело) спорт, (гидро) механика, (зоо) магазин, (кино) театр.

5. Работа с текстом. Упражнение 131.

А сколько разнообразного материала собрал Дарвин о животных! В Атлантическом океане моряки поймали маленькую рыбу иглотел, которая насквозь проедает акулу, если акула её проглотит. В Южной Америке нашли кости огромного доисторического броненосца.
За время плавания Дарвин накопил богатейший материал для своей научной работы.

1 абзац: кругосветное, естествоиспытатель, землетрясения, рудокопов, многопудовые

2 абзац: разнообразного иглотел, броненосца.

6.Закрепление знаний.

Творческая работа в группах . Используя карту России, составьте маршрут путешествия по городам, название которых пишется через дефис. (Ростов- на Дону, Комсомольск- на -Амуре, , Санкт-Петербург, Перопавловск- Камчатский

- Какие слова, связанные с географией, пишутся через дефис? (названия сторон света)

Распределительный диктант (Слова распределить на группы)

Земле(делец), плащ(палатка), сено(кос), ракета(носитель), хлебо(роб), водо(пад)

Расширяем кругозор

Народная мудрость пословиц обогатит ваш словарный запас, сделает вашу речь образной, яркой. Пословицы поучительны, опыт народов служит лучшими уроками в жизни.

Вставить сложные слова.

… да жнивушка – заболела спинушка.
Умелому … дождь не помеха.

У хорошего …хороший сад.
Убежав от дождя, попал под … (чеченская)

( хлебороб, сенокос, водопад, садовод, )

7.Обобщение знаний.

-О чём мы говорили сегодня на уроке?

-Как пишутся сложные существительные?

8.Диагностика уровня усвоения знаний

Выполнение тестового задания, проверка.

1. Определите вариант, в котором сложное существительное пишется слитно.

2. Определите вариант, в котором сложное существительное пишется через дефис.

в) (диван) кровать

3. Определите вариант, в котором существительное с корнем пол-пишется через дефис.

4. Определите вариант со слитным написанием сложных существительных

3) (премьер) министр

Ответы:1-а; 2-в; 3-б;4-б;

Проверка выполнения работы, самооценка.

9. Рефлексия

- Сегодня вы на уроке вы получили новые знания , а значит, одержали еще одну победу над собой. Сегодня вы учились не только грамотно писать, но и другим вещам. Каким? (трудолюбию, доброжелательности, целеустремлённости, добросовестности, жизнерадостности)

- А были ребята , которые проявили легкомыслие, слабоволие?

-Знаю, но нужно повторить правило.

- Знаю и могу объяснить другому.

10. Домашнее задание (по выбору учащихся)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного написания слов, слов с начальной частью. -пол-. Углубить знания о способе сложения слов, иметь представление о его разновидностях (сложение без соединительной гласной, с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса) Иметь представление о сложносокращенных словах.

Урок-исследование (с компьютерной поддержкой. Приложение 1)

Мой друг! Собирайся скорее в дорогу!
Открытий сегодня ждет тебя много!
По лестнице знаний продолжи свой путь…..
Только вперед! Ты не забудь! (слайд 2)

– Какой раздел лингвистики мы изучаем на наших уроках?

– Словообразованием какой части речи мы занимались на прошлом занятии?

Продолжим наше путешествие по миру Морфемики вместе с именем существительным,…Но сначала…

– Что это? Знаете ли вы что-нибудь об этом живом организме? Инфузория-туфелька относится к простейшим организмам на земле (слайд 3)

– А кто это? Конечно же, это человек….. Могу ли я между этими организмами поставить знак равенства? Почему?

Простое и сложное. Эти понятия окружают нас на каждом шагу…Учитель физики или электрик покажет вам это на примере электрической цепи. В фонарике она простая: одна лампочка – один провод. Но достаточно посмотреть на потолок, и вы увидите уже несколько лам, и соединены они уже не одним проводом….. Такая цепь будет называться СЛОЖНОЙ! Даже на уроках технологии вы учились делать бутерброды простые и сложные. А чем они отличаются? (слайд 4)

Сложный организм, сложный бутерброд… Попробуйте дать общее определение понятию “ СЛОЖНЫЙ”… СЛОЖНЫЙ – это какой? (состоящий из нескольких частей, ингредиентов, разветвленный) (слайд 5)

Но ведь и в лингвистике тоже встречаются понятия простого и сложного. Вернемся еще раз к предложениям об инфузории-туфельке. (Слайд 6)

– Какое из данных предложений можно отнести к простым и почему? Какие предложения мы называем сложными?

А теперь мы готовы продолжить свой путь по миру Морфемики.

Перед вами на слайде четыре слова(слайд7)

Подоконник, вредность, бумажонка, мухоловка

– Что объединяет все эти слова?

– А какое из данных слов вы могли бы назвать сложным? Почему?

Делаем вывод: Сложное слово имеет в своем составе два (или более) корней. Образовано от самостоятельных частей речи.

– А способ образования слов “бумажонка” и “мухоловка” одинаков?

Слово мухоловка образовалось способом СЛОЖЕНИЯ(слайд8) Буква “о” играет роль соединительной гласной. При этом одновременно присоединился суффикс. В качестве соединительных гласных могут выступать буквы “ е” и “ и” (мореплаватель, шестиклассник)

Посмотрите на слово “спортзал”. Оно тоже образовано способом сложения, но при этом нет соединительной гласной, а первое слово “ спортивный” – сокращено. Такие существительные мы называемСЛОЖНОСОКРАЩЕННЫМИ.

Подведем итог на этом этапе нашего урока.

Если в слове корня два – это………(сложные слова)

Знаем теперь, как таблицу умножения, в лингвистике есть способ…..(сложение)

Сбербанк, спортзал – существительные сложносокращенные

Соединительные гласные в них…запрещенные.

Сложные слова с соединительными гласными смотри…только слитно всегда пиши!

Мир сложных существительных очень богат. Перед вами на слайде(слайд9) сложные существительные :Зоомагазин, биология, инфузория-туфелька, юго-запад, плащ-палатка, пол-лимона, пол-Москвы, лесоруб, полстакана, сбербанк, Санкт-Петербург, северо-восток, мореплаватель

– Понаблюдайте. Внимательно прочитайте эти слова. Какие мысли у вас возникли?

– Как могут писаться сложные существительные? (слитно – через дефис)Если сейчас предложить вам словарный диктант, справитесь ли вы с ним? Почему?

Цель поставлена. Нам необходимо изучить правило слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании.

Перед вами таблички-подсказки, в одной её колонке случаи слитного, дефисного написания сложных существительных, а в другой должны появиться примеры.

Слитно пишутся сложные существительные с соединительными гласными о-е

Слитно пишутся сложносокращенные слова

Слитно пишутся сложные слова с иноязычными элементами авто-, агро-, аэро-, гидро-, зоо-, био-, микро-, мото-, теле-, фото-, авиа и т.д.

Через дефис названия промежуточных сторон света

Через дефис сложные существительные, образованные из целых, отдельно употребляющихся существительных

Через дефис географические названия

Существительные с первой частью пол-

Через дефис

Примеры будем подбирать из слов на слайде

– Как пишутся сложные существительные с соединительными О и Е? Как пишутся сложносокращенные слова без соединительной гласной? (вносим примеры в табличку)

Заполняем таблицу примерами (многие дети справляются с работой самостоятельно)

Биосфера, микрофон…пишем слитно – вот закон!

Юго-восток – скорее смотри…через дефис стороны света пиши!

После пол– имя собственное, буква “л” или гласная

Такие слова без дефиса писать опасно!

Если хочешь получить “ пять”,

Правило это ты должен знать!

4. Система закрепительных упражнений.

Упражнение№1 “Слитно или через дефис?” На листочках даны слова, задача учащихся выбрать правильное написание сложного слова и прокомментировать выбор, пользуясь таблицей. Работу на данном этапе изучения материала можно организовать по группам.

(языко)знание, (пол)жизни,(спец)одежда, (бабочка)капустница,(пол)арбуза и т.д.

Упражнение№2.Распределить слова на две колонки “Слитное и дефисное написание” (слайд14).

(Земле)трясение, (Гос)дума, (микро)мир,(снего)пад, (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,(юго) восток, (пол)листа,(пол) Англии, (пол) яблока,(вело)гонка,(шкаф)купе.

5. Домашнее задание.

Составить словарный диктант из 10 слов, все слова должны быть именами существительными сложными.

*Включить в диктант не отдельные слова, а словосочетания (для сильных учеников).

1) с соединительными гласными о или е : жизнеописание, геологоразведка, электровоз ( но : электрификация, классификация, центрифуга);

2) первой частью которых являются числительные, стоящие в родительном падеже: пятилетка, семидневка, десятиклассник, сорокапятка, сорокалетие, но : сороконожка, сорокоуст, сорокопут.

Примечание : Числительные один, девяносто, сто, тысяча входят в состав сложных слов с буквой о/е : девяностолетие, однодневка, тысячелетие. При этом считается, что числительные девяносто и сто в сложных существительных сохраняют окончание о: девяностолетие, девяностопятилетие, столетие, стометровка и др.

3) первой частью которых являются существительные время, семя, а также местоимение себя: времяпрепровождение, семядоля, себялюбец ;

4) с первой частью слова борт-: бортинженер, бортпроводница ;

5) со второй частью слова -метр: амперметр, вольтметр;

6) с иноязычными приставками анти-, архи-, гипер-, интер-, инфра-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра- и др.: инфраструктура, контратака ;

7) с начальными составными частями квази-, псевдо-, пан-: псевдонаука, панъевропейский ( но : перед именем собственным ставится дефис: пан-Европа);

9) типа ореховозуевец, костариканец ( хотя образованы от слов Орехово-Зуево, Коста-Рика);

10) являющиеся сложносокращёнными словами, кроме слов с аббревиатурными компонентами: профком, Центробанк ;

Примечание : Обратите внимание на сложносокращённые существительные, вторая часть которых начинается с гласных е, ё, ю, я. Перед этими гласными не ставьте твёрдый знак (ъ): иняз, детясли, Мосювелирторг .

11) а) которые начинаются с полу-: полуавтомат, полуботинки ;
б) первой частью которых является часть основы пол- (половина), стоящая перед строчными согласными буквами (кроме л): полвека, полгода ( но : пол чайной ложки).

Сложные существительные пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС:

1) полученные соединением части основы пол- (половина) и существительного в родительном падеже перед:

а) гласными: пол-арбуза ;
б) всеми прописными буквами: пол-Москвы ;
в) согласной л: пол-лимона ( но : поллитровка);

2) обозначающие политические партии и их членов: социал-демократия, социал-демократ ;

3) обозначающие сложные единицы измерения: грамм-молекула, киловатт-час, килограмм-сила-секунда, люкс-секунда, километр-час, грамм-калория ( но : трудодень = трудовой день);

4) обозначающие названия промежуточных сторон света: северо-восток, юго-запад , а также географические наименования, в том числе имеющие в своём составе служебные слова: Ростов-на-Дону ;

5) имеющие в составе начальные части обер-, унтер-, контр-, экс-, вице-, лейб-, штаб-, штабе-: унтер-офицер, контр-адмирал ( но : контратака), экс-чемпион, вице-адмирал ( но : вицмундир), лейб-медик, штабс-капитан ;

6) образованные из целых, отдельно употребляющихся существительных: премьер-министр, плащ-палатка , а также составные фамилии: Салтыков-Щедрин, Книппер-Чехова ;

7) с первой частью блок- и пресс-: блок-система, блок-схема, пресс-папье, пресс-атташе, пресс-группа, пресс-бюро, пресс-клуб ( исключение : блокпост);

8) являющиеся названиями растений и имеющие в своём составе глагол в личной форме: любишъ-не-любишъ, не-тронь-меня или союз: иван-да-марья, мать-и-мачеха ;

9) в которых к основному слову присоединяется слово с оценочным значением: горе-руководитель, ура-патриотизм ;

10) являющиеся научно-техническими терминами, в состав которых входят названия букв (чаще всего греческого и латинского алфавитов): альфа-лучи, бета-излучение ;

11) с аббревиатурными компонентами: мини-ЭВМ, МГД-генератор, УКВ-передатчик ( но : микроГЭС);

12) названия некоторых народностей, состоящих из разных этносов или присоединивших к своему названию указание на место проживания: бурят-монголы, мордва-эрзя, монголо-татары, мегрело-чаны, киргиз-кайсаки, цова-тушины, турки-месхетинцы и др.

13) заимствованные сочетания (некоторые из них являются терминами): буги-вуги, гамма-квант, де-факто, де-юре, статус-кво, форс-мажор, сальто-мортале и др.

ПОЯСНЕНИЕ к правилам:

Основным критерием дефисного написания сложных существительных является отсутствие соединительной гласной.

Дополнительные материалы:
наглядные таблицы

Таблица 1.
Правописание сложных существительных слитно.

Правописание сложных существительных слитно

Таблица 2. Правописание сложных
существительных через дефис.

Правописание сложных существительных через дефис

Таблица 3.
Образование сложных слов и их написание

Читайте также: