Классификация химических соединений 8 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: Обобщить, систематизировать и закрепить умения учащихся классифицировать вещества, относящихся к важнейшим классам неорганических соединений.

Задачи урока:

Проверить умения распознавать формулы основных классов неорганических веществ.

Формировать интерес к предмету, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между учащимися.

Закрепить навык использования химической терминологии.

Формируемые предметные результаты: Знать определения и классификацию неорганических веществ. Уметь по составу и свойствам классифицировать неорганические вещества, иллюстрировать уравнениями химических реакций.

Формируемые метапредметные результаты:

- личностные универсальные учебные действия: Формировать коммуникативную компетентность, умение организовывать работу в группе.

-регулятивные универсальные учебные действия: самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения.

-познавательные универсальные учебные действия: сформировать умения строить логические рассуждения, поиска нужной информации, обобщать и систематизировать информацию.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные понятия: простые и сложные вещества, оксиды, кислоты, основания, соли.

Необходимое техническое оборудование: дидактические материалы для учащихся, учебник Химия. 8 класс Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 207с., лабораторное оборудование, химические реактивы, компьютер, мультимедийная установка.

I .Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II . Актуализация знаний.

Давайте вспомним состав и классификацию неорганических веществ.

Определение простых и сложных веществ.

Классификация простых веществ: металлы и неметаллы. Строение атомов, виды химической связи, типы кристаллических решеток, особенности свойств.

На основании состава все вещества делятся на простые и сложные. Вспомним определения.

Простые вещества – молекулы состоят из атомов одного вида.

Сложные вещества – молекулы состоят из атомов разного вида.

Пример: вода, оксид углерода, азотная кислота и т.д.

Все простые вещества на основании строения атомов, вида химической связи, типа кристаллических решеток, физических и химических свойств делятся на металлы и неметаллы.

Давайте вспомним, характеристику металлов и неметаллов, строение атома, виды химической связи, строение, тип кристаллических решёток и свойства этих веществ. Для этого вы разделитесь на три группы и в ходе осуждения заполните определенные столбики в таблице.

Учащиеся делятся на три группы. В маршрутном листе (приложение) заполняют таблицу. 1 группа – первый столбик, 2 группа – второй, 3 группа – третий. На выполнение задания дается 5 мин. По истечению времени один представитель от каждой группы заполняет соответствующий столбик на доске. После обсуждения, совместно заполняется последний столбик таблицы.

Вид химической связи

Строение простых веществ, тип кристаллических решеток

Малое количество электронов на внешнем энергетическом уровне (меньше чем 3)

Металлическая кристаллическая решетка

Большое количество электронов на внешнем энергетическом уровне (больше, чем 4)

Ковалентная полярная связь

Молекулярная или атомная кристаллическая решетки

Окислительно -восстановительные свойства

Итак, после заполнения таблицы можно сделать вывод, что все простые вещества делятся на металлы и неметаллы, соответственно у них разные свойства, структура и строение.

III. Изучение нового материала.

Химия повсюду. И в предметах, которые нас окружают (многие из которых изготовлены из материалов, получаемых на химических заводах и фабриках), и в производимых в повседневной жизни действиях (например, приготовление пищи или мытье волос), и наконец, внутри самих людей.

Какова же классификация сложных веществ?

Это мы с вами сегодня выясним.

Существует четыре основных класса неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания и соли.

1. Оксиды. Знакомо вам это название? Оксиды очень часто встречаются в нашей жизни, например, оксиды в природе Н 2 О Вода, СО 2 Углекислый газ, СО Угарный газ, SiO 2 Кварц, кремнезем, песок, CaO Негашеная известь и т.д.

Посмотрев на представленные примеры, что мы можем сказать о составе этих веществ, что у них общее. Предполагаемые ответы учащихся: кислород.

В состав всех оксидов входит химический элемент – кислород (О).

Запишем их определение и классификацию оксидов. (таблица показана на экране, делают конспект в рабочей тетради)

Оксиды — сложные вещества, образованные двумя элементами один из которых кислород.

Цели урока: - познакомить с классификацией химических реакций по числу и составу реагирующих веществ; - дать понятие о катализаторах и каталитических реакциях; - дать представление об обратимых реакциях; - дать понятие о реакциях разложения и соединения; - формировать навыки сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и организации эффективной работы в группах по решению общих учебных и прикладных задач; - учить планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей; - оценивать правильность выполнения учебных задач.

Элементы содержания: Реакции разложения и соединения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

ВложениеРазмер
urok_38_reaktsii_soedineniya_i_razlozheniya.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

Цели - познакомить с классификацией химических реакций по числу и составу реагирующих веществ;

- дать понятие о катализаторах и каталитических реакциях;

- дать представление об обратимых реакциях;

- дать понятие о реакциях разложения и соединения;

- формировать навыки сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и организации эффективной работы в группах по решению общих учебных и прикладных задач;

- учить планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей;
- оценивать правильность выполнения учебных задач.

Элементы содержания: Реакции разложения и соединения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Оборудование: сера, горелка, стакан с водой, стекло, ложечка для сжигания веществ, универсальный индикатор, пероксид водорода, оксид марганца (IV).

На столы учащихся: Пробирки под №1,2,3. Индикатор

Оценочные листы. Листы рефлексии.

Домашнее задание – § 30 упр. 1 (только расставить коэффициенты), 2, 4 или 5 по выбору (п.), § 31 упр. 1, 2 по желанию (п.).

На прошлых уроках мы с вами стали знакомиться с химическими явлениями или реакциями.

В . Какие явления называются химическими?

В . По каким признакам судим о том, что произошла химическая реакция?

В . Как вы думаете много существует химических реакций?

В . Что придумали ученые, чтобы можно было ориентироваться в большом количестве фактов, явлений, предметов? (Классификацию)

В . А что такое классификация?

В . Итак, о чем сегодня будем говорить на уроке?

То есть, сегодня мы будем говорить о классификации химических реакций.

Одну классификацию химических реакций знаем. По тепловому эффекту реакции делят на экзотермические и эндотермические.

В . Какие реакции называют экзотермическими?

В . Какие реакции называют эндотермическими?

Цель сегодняшнего урока познакомится еще с несколькими классификациями химических реакций.

По числу и составу реагирующих веществ :

  1. Разложения
  2. Соединения
  3. Замещения
  4. Обмена

Мы с вами уже знаем реакцию разложения воды

2Н 2 О  2Н 2  + О 2 

CuCO 3  CuO + CО 2 

зеленый черный (известковая вода становится мутной)

В . Сколько веществ вступает в реакцию?

В . Какие? (сложные)

В . Сколько получается в ходе реакции?

В . Попробуйте дать определение. Какие реакции являются реакциями разложения?

Т. Реакции разложения – это реакции, в ходе которых из одного сложного вещества образуются несколько более простых веществ (все эндотермические)

Рассмотрим еще одну реакцию разложения – разложения пероксида водорода. При обычных условиях эта реакция протекает очень медленно, но если добавить оксид марганца (IV) – быстро.

Д. 2Н 2 О 2  2Н 2 О + О 2 

Оксид марганца (IV) участвует в реакции, но не расходуется. Такие вещества называются катализаторами.

Т. Катализаторы – это вещества, которые увеличивают скорость химической реакции, но сами при этом не расходуются. (Ингибиторы)

Реакции, идущие с участием катализаторов называются каталитическими , без – некаталитическими.

Пероксид водорода капнуть на ранку – выделяется кислород, в крови есть биологические катализаторы – ферменты .

Реакции соединения противоположны реакциям разложения.

SO 2 + Н 2 О  Н 2 SO 3 (индикатор)

В . Сколько веществ вступает в реакцию?

В . Какие? (простые и сложные)

В . Сколько получается в ходе реакции?

В . Какие реакции являются реакциями соединения?

Т. Реакции соединения – это реакции, в ходе которых из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество. (все экзотермические, кроме N 2 + O 2 = 2NO).

Сернистая кислота нестабильная, сколько ее получается, столько разлагается

Т. Обратимые реакции – это химические реакции, которые одновременно протекают в двух противоположных направлениях

А если реакция протекает в одном направлении, она является необратимой.

Итак, мы почти познакомились с 4-мя классификациями веществ.

В . На какие группы делятся реакции по тепловому эффекту?

В . По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции?

В . По использованию катализаторов?

В . Как называются биологические катализаторы?

В . На какие группы делятся реакции по направлению?

Электронное приложение. Реакции разложения. 3 слайд

Каждая группа в тетради выполняет задание. Кто справится первым – отвечает, затем самопроверка. Отметьте ошибочные ответы.

Второе задание сделать фронтально.

Перед вами три пробирки с бесцветными прозрачными растворами. Помню, что у меня были кислота, щелочи и вода. Но в какие пробирки я налила каждое из веществ - не помню.

Ваша задача экспериментальным путём выяснить, в какой пробирке кислота, в какой щелочь, в какой вода. Вывод в тетради пробирка №1 - . и т.д.

Работа с презентацией.

Выписать формулы оксидов, оснований, кислот, солей.

Оцените свою работу (без ошибок – 5; 1 ошибка – 4; 2, 3 ошибки – 4; 4 и более – 2)

В . Что сегодня узнали на уроке? Чему научились? Что понравилось?

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с новыми видами классификации химических реакций, учились решать экспериментальные задачи.

Посовещавшись, поставьте отметки членам своей команды.

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок №

8 класс

«Ум заключается не только в знании, но

Цель урока: Углубить знания учащихся о типах химических реакций; усовершенствовать навыки составления уравнений химических реакций.

Оборудование и материалы: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов. Химическая посуда, нагревательный прибор, спички, лучина, штатив с пробирками, пробирка с газоотводной трубкой, дистиллированная вода, реактивы: перманганат калия ( KMnO 4 ), гидроксид натрия ( NaOH ), соляная кислота ( HCl ), нитрат серебра ( AgNO 3 ), оксид кальция ( CaO ), М g , индикатор-фенолфталеин.

Базовые понятия и термины: Химическая реакция, реагенты, продукты реакции, реакции соединения, разложения замещения и обмена.

Методы обучения: Словесные – беседа, рассказ; репродуктивные; частично поисковые; творческие – химический эксперимент; практические –составление химических реакций, химических уравнений.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Тип урока : Урок обобщения и закрепления знаний.

Структура урока

Актуализация опорных знаний.

Обобщение и систематизация знаний:

Работа учащихся с карточками;

Разгадывание химических ребусов.

IV. Домашнее задание.

V . Подведение итогов урока.

Ход урока

Организационный этап.

Приветствие, создание у учащихся положительного эмоционального настроя, включение в деятельность. Добрый день ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.
Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на столы и повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.

Только свой труд в изучении химии может принести результаты.

Актуализация опорных знаний.

Беседа. Ребята, давайте вспомним ( Терминологический опрос )

Что изучает наука химия? ( Химия-наука о веществах и их превращениях );

Какие явления называются химическими? ( Явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие, называются химическими явлениями );

Дайте определение химической реакции? ( Химическая реакция-это процесс, при котором образуются новые вещества, т.е. происходит химическое превращение );

Какие вещества называются реагентами, какие называются продуктами реакции? ( Вещества, вступающие в реакцию, называются реагентами, или исходными веществами, а те, которые получаются в результате ее протекания, - продуктами реакции) ;

Что показывает уравнение химических реакций? ( Химическое уравнение-это условное изображение реакции с помощью химических формул и, где нужно, коэффициентов. Сумма атомов каждого элемента до реакции должна равняться сумме атомов каждого элемента после реакции );

Мы, с вами знаем, что неорганические вещества делятся на простые и сложные. Между ними существует генетическая связь, они вступают между собой в химические реакции. В процессе изучения химических свойств основных классов неорганических веществ мы изучили и основные типы химических реакций по признаку изменения качественного и количественного состава веществ.

Как классифицируются химические реакции по этому признаку? ( Реакции соединения, разложения, замещения и обмена ).

Обобщение и систематизация знаний.

Химический практикум (инструктаж по Т/Б), заполняем таблицу, подтверждая

химическим экспериментом. Учащиеся выходят и записывают химические уравнения в таблицу.

Пример химической реакции

CaO + H 2 O Ca ( OH ) 2 ф/ф (малиновая окраска)

А В + С Д = А Д + С В

Учащиеся дают определения каждому типу химической реакции:

Реакция соединения – это такие реакции, в результате которых из двух или нескольких веществ образуется одно новое вещество.

Реакция разложения – это такие реакции, в результате которых из одного вещества образуются два или несколько новых веществ.

Реакции замещения – это реакции между простым и сложным веществами, в процессе которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов сложного вещества, образуя новое простое и новое сложное вещества.

Реакция обмена – это такие реакции, в процессе которых два вещества обмениваются своими составными частями, образуя два новых вещества.

Работа учащихся с карточками.

4 ученика самостоятельно работают у доски:

Укажите реакцию разложения , подберите коэффициенты.

Укажите реакцию замещения , подберите коэффициенты.

Укажите реакцию соединения , подберите коэффициенты.

Al 2 O 3 + HCl  AlCl 3 + H 2 O Fe + S  FeS

Укажите реакцию обмена , подберите коэффициенты.

Остальные ученики разгадывают химические ребусы:

Разгадывание химических ребусов.

1) Если вы правильно охарактеризуете реакции разложения и соединения, то сумма чисел, соответствующих ответам, будет равна относительной молекулярной массе гидроксида натрия ( NaOH ). Слайд №1 (Таблица на экране).

М r (NaOH) = 23 + 16 + 1 = 40

Ответ: 9 + 11 + 8 + 12 = 40

2) К какому типу химических реакций нужно отнести следующие реакции? Из букв, соответствующих правильным ответам, вы получите название химического элемента.

Слайд №2 (Таблица на экране).

V . Подведение итогов урока

Мы сегодня на уроке обобщили и закрепили знания о типах химических реакций по признаку изменения качественного и количественного состава веществ. Это реакции соединения, разложения, замещения и обмена. В ходе химических реакций из одних веществ образуются другие вещества. В ходе химических реакций изменяется химический состав и свойства веществ. Химические реакции записывают в виде химических уравнений, руководствуясь законом сохранения массы. Химические реакции характеризуются скоростью, т.е. есть мгновенно протекающие и медленно. Реакции могут быть обратимыми и необратимыми, каталитическими. Химические реакции могут сопровождаться с выделением и поглощением энергии. Но обо всех этих признаках и типах химических реакций мы поговорим на следующих уроках при изучении курса химии 9 и 10 классов.

Учитель предлагает ученикам определить собственные проблемы и достижения в изучении этой темы. Какие пути преодоления сложностей в составлении химических уравнений видят ученики?

Учитель оценивает учеников, которые активно проявляли себя на уроке.

Домашнее задание


Урок посвящен систематизации знаний по основным классам химических соединений, умению отличать их друг от друга, давать правильные названия веществ по формулам и умению составлять их, а также закреплению знаний по технике безопасности.

Содержимое разработки

Задачи урока

Образовательная: проверить степень усвоения основных понятий темы: оксиды, кислоты, основания, соли.

Развивающие: формирование и развитие образовательных компетенций:

1)учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

2)коммуникативных: навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения отвечать на поставленный вопрос; строить ответ по плану; организовывать и анализировать собственную деятельность;

3)информационных: выделять существенные признаки химических веществ, извлекать необходимую информацию из различных источников; оформлять и представлять результаты своей работы.

Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать чувство ответственности и интерес к знаниям.

Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.

Планируемые результаты обучения:

Данный урок является заключительным по теме, предполагается, что учащиеся должны продемонстрировать знания:определений понятий – оксиды, кислоты, основания, соли;

специальные умения:

-классифицировать вещества по составу;

-называть неорганические вещества;

-составлять общие формулы для оксидов, кислот, оснований, солей;

-проводить несложные реакции, подтверждающие химические свойства веществ, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами, и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;

общие учебные умения:

-планировать и регулировать свою учебную деятельность; проводить самооценку;

-коммуникативные умения (работа в группах, устная речь, ведение записей в тетради).

-применять знания в нестандартных ситуациях (игра, вариант тестирования).

Тип урока: урок повторения, систематизация и обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-турнир.

Форма работы учащихся: групповая работа, индивидуальная работа.

Оборудование: ноутбук, с заранее приготовленными заданиями, проектор, карточки-задания

Реактивы: вода, растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, хлорида натрия, лакмусовая бумага.

Подготовительный этап.

1.Формирование 4 команд.

2. Каждой команде присваивается название определенного класса неорганических веществ. В процессе урока-турнира участники каждой из команд отвечают на вопросы, посвященные своему классу неорганических веществ.

3. За правильный ответ команда получает очки по пятибалльной системе.

4.Ошибки при ответе могут быть исправлены участниками, как своей команды, так и другой команды.

5.Участник команды не может участвовать в групповых конкурсах повторно, пока не будут задействованы остальные члены команды.

Сегодня на уроке я приглашаю вас в мир неорганических веществ.

Команды получают опорный план ответа, по которому производится полный рассказ о своем классе неорганических веществ.

План ответа:

1.Название и определение класса.

2.Правила составления формул веществ данного класса.

3.Привести примеры веществ, имеющих значение в жизни и хозяйственной деятельности человека.

4.Назвать записанные вещества. Рассказать о них

На карточке ученикам предложены формулы веществ различных классов неорганических веществ. Участник от команды выписывает вещества своего класса, комментирует свой ответ. Ошибочные варианты исправляются любым учащимся. Команды также получают карточки с формулами и работают, распределяя по классам все вещества.

Следующий игрок команды дает названия неорганическим веществам, выбранных предыдущим участником, поясняя свой ответ

На экране появляются заготовки для игры. Команды должны узнать, на каком из полей вещества их класса образуют выигрышный путь.

Читайте также: