Театр и музыка средневековой руси мхк 10 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Григорианские хоралы делились на две группы: - распевные, связанные с формированием мессы - речитативные , связанные с формированием пассионов .

Пассионы - повествование о Страстях Господних, исполнялись на Пасху.

Литургическая драма Средних веков

Вершиной многоголосия стала школа Нотр-Дам . Первые композиторы школы – ЛЕОНИН (12 век) и ПЕРОТИН (13 век)

Изобретатель линейной нотации – ГВИДО из Ареццо . (995-1050гг.)

Формируется камерная светская музыка.

Камерная светская музыка . Рыцари-музыканты : трубадуры, трувэры (Франция) – Пейре Видаль , Бернар де Вентадор и др., миннезингеры (Германия)- Вальтер фон дер Фогельвейде и др . Жанры: Сирвента - эпическая песня о рыцарских подвигах. Лид- лирические песни.

Импровизация ( от лат. improvisus — неожиданный, внезапный), создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения. Л.Гульери . Актеры-импровизаторы. 1598г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Создать условия формирования у учащихся представления о театральном и музыкальном искусстве средневековья, истории его развития и становления.

Обучающий аспект: Создать формирования у учащихся новых понятий музыкального искусства средневековья. Общего характера и одновременно многообразия средневековой музыкальной культуры. Увидеть в разнообразии музыкальной и театральной культуры средневековья современные музыкальные и театральные направления.

Развивающий аспект: Создать условия для развития восприятия средневековой музыки и эстетики средневековых театральных представлений.

Воспитательный аспект: Возбудить интерес к культуре средневековья, позволяющий проследить взаимосвязь средневековья и современности.

Задачи: Сформировать у учащихся элементарные понятия и представления о средневековой музыкальной культуре. На основе общетеоретических знаний показать особенности и разнообразие музыкальных и театральных направлений. Подвести к мировоззренческому выводу о культуре средневековья как колыбели современного музыкального искусства. Развивать эстетическое восприятие театральных представлений учащимися как средства духовного развития и как одной их форм постижения культуры.

Сформировать приём описания душевного состояния после прослушивания музыкальных фрагментов. Ввести понятие, приём - ассоциации средневекового музыкального направления с современным.

План урока

1.Организациооный. Проверка готовности к уроку. (учебники, рабочие тетради)

2.Знакомство учащихся с планом урока. (3мин.)

4. Знакомство с материалами по новой теме. (20 мин.)

А – Общий характер музыкальной культуры(религиозная окраска). основные направления: светское и церковное

В.Средневековый фарс. Основные задачи (Комические представления, высмеивающие церковные обряды, бесчинство вельмож и священников, человеческие пороки, ).

1.часть А. Церковная музыка. Звучит органная музыка.

- Высокую духовность средневековья озвучивала музыка. Музыкальным символом эпохи Средневековья становится Григорианский хорал. Исполнение на латинском языке (язык непонятный большинству слушателей приводил в трепетное и благоговейное состояние).

МОНОДИЯ – мужское пение в унисон.(Прослушивание музыкального отрывка 3мин.)

ПСАЛМОДИЯ – протяжный, речитатив молитвенных текстов.(Прослушивание муз. отрывка 2 мин.)

Гвидо из Ареццо основатель нотной грамоты, его 4-х строчный нотный стан и сегодня является основой записи Григорианских хоралов.

4.часть Г.Музыкально песенное творчество трубадуров, труверов, менестрелей.

Музыкально-поэтическое творчество бродячих музыкантов опиралось на французские народные традиции. Главные темы – рыцарское воспевание Прекрасной дамы, идеал молчаливой преданности, измена и расставание. (стихотворный отрывок).

Ни жив ни мертв я. Не грызет

Меня болезнь, а грудь болит.

Любовь — единый мой оплот,

Но от меня мой жребий скрыт,—

Лишь Донна бы сказать могла,

В нем гибель или благодать.

Наступит ночь, иль день придет,

Дрожу я, все во мне горит.

Страшусь открыться ей: вот-вот

Отказом буду я убит.

ТРУБАДУРА ( от франц. Изобретатель) ПОЭТ-ПЕВЕЦ. Произведения отличались изысканность и тонким вкусом. Певцы любви – идеальной.

Бродячие музыканты развлекали гостей питейных заведений, странствуя из замка в замок развлекают господ. (Просмотр отрывка 5мин.).

Творческое задание (Дать музыкальным направлениям средневековья современные названия)

2.часть Б. Литургическая драма. Мистерия

Литургическая драма возникает из церковного богослужения, она имеет библейский сюжет, сольные музыкальные фрагменты, носит поучительный и просветительный характер. Литургическая драма меняется МИСТЕРИЕЙ – драматическое действие включающее и бытовые сценки и даже танцы. Мистерии из стен храма переносятся на паперть (место перед входом в церковь), а затем на площадь перед храмом, с масштабностью действия. (Просмотр отрывка 5 мин).

3 часть. В Средневековый фарс.

Кто победит в состязании?

- Рыцарские турниры, странствия во имя Прекрасной Дамы.

- Нудные проповеди епископов

5.Подведение итогов (8мин) Выводы. Рефлексия.

Вопросы (выведены на доске) для учащихся позволяющие проявить своё впечатление, выявить художественный вкус и взгляд современных школьников на музыкальное искусство средневековья.

-Слова – ассоциации возникающие при прослушивании музыкальных отрывков и видеороликов – выписанные по ходу урока позволяют поделиться с одноклассниками мнением или дискутировать на предмет актуальности.

6. Домашнее задание (2мин.)

Урок по МХК в 10 классе по теме:

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Разработка урока по Мировой художественной культуре в 10 классе по теме: Театральное искусство и музыка средних веков. Цель урока: Цель урока: Создать условия формирования у учащихся представления о театральном и музыкальном искусстве средневековья, истории его развития и становления. Задание на дом Гл. 15 Составить словарь терминов Миракли, Моралите, Мистерии/ Фарс, Разновидности фарса: Соти, Интерлюдия, Кукольный фарс. Шаривари Григорианский хорал, Разновидности Григорианского хорала: Монодия, Псалмодия

Эпохой древнерусского музыкального
искусства принято называть исторически
очень большой отрезок времени,
охватывающий более восьми столетий, с
момента возникновения Русского
государства (IX в.) до петровских реформ
(конец XVII в.).
Она подразделяется на несколько этапов,
которые совпадают с общеисторической
классификацией: а) Киевская Русь, б)
Новгород и другие города в борьбе с
монголо-татарским нашествием, в)
централизация феодальных княжеств
вокруг Москвы. Каждый из этапов имеет
свои ярко выраженные особенности
музыкальной культуры. Вместе с тем они
объединены принципиально общими
чертами.
Развитие русского музыкального
искусства до XVII в. происходило в двух
противостоящих друг другу областях —
народной и церковной музыки.

Читайте также: