Конспект занятия по психопрофилактике конфликтности

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность данного занятия обусловлена тем, что в современном мире детям всё труднее становится взаимодействовать с другими. Они всё меньше говорят о действительно важных для них проблемах и делах. Им сложно разобраться в своих конфликтах и найти компромисс. Важно научить детей не только слушать, но и слышать других. Также показать необходимость мирного разрешения спора.

Цели и задачи:

- привить умение находить пути выхода из конфликтных ситуаций, развить представление о необходимости и важности примирения,

-сплочение классного коллектива.

Возможный контингент: учащиеся 4 классов.

Время проведения: 40 минут.

1.Этап подготовки:

тетради по количеству учащихся,

шариковые ручки по количеству учащихся,

Непосредственно перед уроком

написать число на доске.

2. Этап проведения

Ритуал приветствия

Психолог (далее П.): «Здравствуйте ребята! Все знают, что важно научиться жить дружно – но ведь в настоящей жизни бывает разные ситуации.

И даже между хорошими друзьями бывают ссоры, хотя они и не хотели бы этого.

Теоретическая часть

П.продолжает: « Порой конфликт заставляет посмотреть на себя и других по-другому и изменится в другую сторону. Поэтому иногда конфликт может не только разрушать, но и помогать человеку.

Предлагаю вам послушать историю:

Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: "О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?"

Мудрец на мгновение задумался и ответил: Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежественен".

Услышав такое, молодой воин рассвирепел. "Да за такие слова я готов тебя просто убить!", — заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: "Вот это и есть ад".

Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил меч в ножны. "А вот это и есть небеса", — заметил старик.

Практическая часть

Названные причины фиксируются на доске психологом.

П.: «А теперь давайте представим, что мы находимся на настоящем заседании комиссии по мирному разрешению конфликтов.

Разделитесь, пожалуйста, на команды; оставшиеся ребята исполняют роли судей.

После того, как выслушаны все команды, психолог предлагает ответить ребятам на следующие вопросы:

- Что вам помогало в нахождении выхода, что мешало?

- Что в результате помогло найти мирный вариант решения конфликтов?

- Какие чувства испытывали команды и судьи?

3.Подведение итогов

П.: «Признать свою ошибку, уступить и не обижаться из-за каждого пустяка - наверное, самое сложное.

Ритуал прощания.

Бондаренко Ольга Петровна,

педагог-психолог МБОУ СОШ №2 им. А.А. Артюха

МО Староминский район


Полный текст материала Конспект занятия "Учимся решать конфликты"; 2 - 4 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Екатерина Рыжонкова
Профилактика конфликтного поведения. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Общие рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста в целях профилактики конфликтного поведения:

1. В воспитательно-образовательном процессе больше времени следует уделять развитию коммуникативных способностей детей через организованные игры.

2. Часть свободного времени детей нужно использовать для проведения игр и упражнений, направленных на снятие мышечного и эмоционального напряжения, что способствует созданию положительного эмоционального настроя, сплочению детского коллектива, развитию адекватной самооценки, решению конфликтных ситуаций через игру.

3. В ходе воспитательного взаимодействия обязательно учитывать индивидуальные качества и возможности каждого ребенка. Игра и общение не должны быть "из-под палки", обязательно нужно включать мотивацию успешности: "Уверена, у тебя получится".

4. В качестве основных методов, приемов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций предлагаем использовать:

а) сюжетно - ролевые игры (с наличием проблемной ситуации);

б) имитационные игры (имитирующие в " чистом виде " какой - либо " человеческий " процесс);

в) интерактивные игры (игры на взаимодействие);

г) социально - поведенческие тренинги;

д) обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

ж) чтение и обсуждение художественных произведений;

5. Не стоит использовать за 1 раз несколько игр. У ребенка 5-6 лет работоспособность еще невелика, он быстро утомляется. Занятия и игры проводятся регулярно в течение 20 - 30 мин., когда ребенок в хорошем настроении, не переутомлен, не перевозбужден.

6. Между проведением таких игр в повседневной деятельности необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, таким образом закрепляя материал. Это также способствует развитию внимательности к людям, привычки задумываться о себе и своих поступках.

Занятие 1

Цель: профилактика конфликтного поведения в группе (развивающая).

Задачи:

1. Активизировать воспоминания об опыте взаимодействия со сверстниками, продемонстрировав конфликт на примере мультфильма;

2. Простимулировать детей к проявлению эмпатии и вербальному выражению эмоций и чувств;

3. Коллективно рассмотреть способы мирного выхода из конфликтной ситуации;

4. Простимулировать воображение и творческий подход в решении задач.

Воспитатель: Сегодня я хочу показать вам забавный мультик. Мне интересно, как вы повели бы себя в такой ситуации.

Воспитатель: Как себя вели бегемот и мишка? Почему бегемот и мишка такие упрямые? А бывают такие упрямые дети? А мамы? Что почувствовал енотик, когда увидел, что ему не пройти? Что почувствовал зайка? Кому из них хотелось помочь? Почему никому не хотелось уступать? Приходилось ли вам бывать в подобной ситуации? Как зверята могли поступить, чтобы не ссориться?

Воспитатель: «Теперь мы знаем что, лучше жить дружно, а не спорить. И в любой ситуации можно найти решение, подходящее обеим сторонам. Но как же быть с разрушенным мостиком? Ведь он, наверняка, уже обвалился окончательно…

Раздается подготовленная заготовка рисунков.

Предлагается дорисовать, как волшебник может перебраться на другой берег необы чно.

Воспитатель: Конечно, волшебник может просто построить новый мост одним взмахом волшебной палочки, но волшебники страшно гордятся своей фантазией и обожают придумывать что-то необычное, чтобы потом удивлять своих друзей – вот как на этом рисунке, например, волшебник заказал персональную радугу. А новый мостик для остальных зверят он потом тоже обязательно построит – ведь он же добрый малыш-волшебник.

Закрепление темы занятия:

Занятие 2.

Цель:

- профилактика конфликтного поведения в группе;

- развитие коммуникационных способностей;

Задачи:

1. Продемонстрировать способы мирного разрешения конфликтных ситуаций на примере мультипликационного фильма;

2. Активизировать мирное взаимодействие детей между собой;

3. Способствовать овладению умением договариваться в ситуации конфликта.

Воспитатель: Ребята, а помните упрямых зверят которые разрушили мостик? Сегодня я хочу показать вам истории про веселых, добрых хомяков, которые настолько дружные и сообразительные, что даже если начинают ссориться, шустро находят способ помириться. И поэтому они мне очень нравятся.

Показывает три короткометражных мультфильма про хомяков, которые живут дружно:

Воспитатель: Ребята, правда, у хомяков здорово получается быть хорошими друзьями? Мы видели, можно мерзнуть и грустить в одиночестве, а можно подружиться и греться вместе; можно ссориться и драться, а можно заботиться друг о друге и делиться вкусным обедом; можно делать, что нравится и обижать своего друга, мешать ему спать, а можно сыграть ему колыбельную и вместе радоваться красивой музыке.

Воспитатель: Давайте потренируемся?

Упражнение "Сладкая проблема"

Цель: В этой игре дети могут научиться решать небольшие проблемы путем переговоров.

Самое важное в ней то, что дети могут в спокойной обстановке концентрироваться на принятии совместного решения и учиться отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу. В то же время эта игра – хороший повод поговорить о справедливости.

Материал: Каждому ребенку надо иметь по одному печенью, каждой паре детей - по одной салфетке.

Воспитатель: Сядьте в один общий круг. Я принесла вам несколько печений. Но чтобы получить печенье, вам надо сначала выбрать себе партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг напротив друга и посмотрите друг на друга.

Между обоими партнерами я тут же положу салфетку с печеньем. Пожалуйста, пока его не трогайте.

А теперь перейдем к нашей проблеме. Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш партнер, по доброй воле огласит его вам. Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять печенье без согласия своего партнера.

Воспитатель дает детям время для того, чтобы принять какое-нибудь решение. При этом они могут действовать разными способами. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера. Другие берут печенье, разламывают его пополам и одну половинку отдают своему партнеру. Некоторым потребуется сравнительно много времени, чтобы завершить свои переговоры.

Воспитатель: А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на сей раз.

И в этом случае могут быть разные варианты. Дети, разделившие первое печенье пополам, обычно повторяют эту "стратегию справедливости". Большинство детей, в первой части игры отдавшие печенье партнеру и не получившие от него ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.

Воспитатель: А теперь давайте обсудим, что у нас получилось.

-Отдал ли ты печенье своему партнеру? Как ты себя при этом чувствовал?

- Хотел ли ты, чтобы печенье осталось у тебя? Что ты делал для этого?

-Чего ты ожидаешь, когда вежливо обращаешься с кем-нибудь?

-В этой игре с тобой справедливо обошлись?

-Сколько времени понадобилось тебе и твоему партнеру, чтобы придти к совместному решению?

-Как ты себя при этом чувствовал?

-Как иначе ты мог бы придти к единому мнению со своим партнером?

-Какие доводы ты приводил, чтобы получить печенье?

Занятие 3.

Цель: профилактика конфликтного поведения в группе

-Укрепление коллективного взаимодействия в группе

-Сплочение детского коллектива в процессе творческой деятельности

Материал: лист ватмана для рисунка общего дома, краски, фломастеры, заготовки силуэтов девочек и мальчиков для индивидуальных портретов, двусторонний скотч для крепления фигурок в доме.

Комплекс работы по формированию полоролевого поведения детей старшего дошкольного возраста с использованием народных игр Анализ массовой практики трактует, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыка безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыка безопасного поведения на дороге посредством проектной.

Практический материал для воспитателей старшего дошкольного возраста, направленный на формирование произвольного поведения ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ Исходя из наблюдений.

Актуальность формирования навыков безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста Актуальность формирования навыков безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного возраста Сложившаяся социальная и экологическая.

Психологическая профилактика социально-эмоциональных проблем детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО Современный ребенок находится в наше время под влиянием множества факторов риска для его психологического здоровья и самочувствия: раннее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного мероприятия является профилактика конфликтов среди учащихся.

С помощью следующих задач придём к поставленной цели:

- актуализация знаний, обучающихся о конфликте;

- выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию;

- формирование умения находить взаимопонимание с людьми;

- отработка навыков бесконфликтного поведения.

По окончании занятия детям раздаются памятки с правилами бесконфликтного общения.

Психологическое занятие с элементами тренинга

для учащихся начальных классов

Цель: профилактика бесконфликтного поведения среди учащихся.

- актуализировать знаний, обучающихся о конфликте;

- выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию;

- формирование умения находить взаимопонимание с людьми;

- отработка навыков бесконфликтного поведения.

Оборудование: листочки, карандаши.

Ход занятия

Упражнение 2. «Улыбнитесь как….

Психолог предлагает детям улыбнуться как:

- кот на солнышке;

- вам учитель сказал, что вы за контрольную работу получили 5-ку;

- вас похвалили родители;

- вы наконец-то помирились с тем, с кем ругались.

Улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления.

Психолог предлагает детям посмотреть на слова, написанные на доске и предложить варианты слова, обозначающие тему сегодняшнего занятия.

Крик, оскорбления, несправедливость, фырканье, ложь, игнорирование, кидание, толкание.

Психолог: А что такое конфликт? (высказывания)

Конфликт – это когда дерутся.

Конфликт – это непонимание.

Конфликт – это когда люди кричат друг на друга.

Конфликт – это когда люди что-то не поделили.

Конфликт – это когда люди спорят.

Конфликт – это разногласие между людьми, столкновение разных мнений и интересов.

Саша очень любил дразнить свою сестренку. Ляля обижалась и плакала.

- О чем ты плачешь, Лялечка? – спрашивает папа.

- Меня Саша дразнит!

- Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.

Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло.

Ребята сидели за столом и завтракали.

- Вот я сейчас поем, - начал Саша, - и твою куклу к люстре за ноги подвешу.

- Ну, что ж, - засмеялась Ляля, - это будет очень весело!

Саша поперхнулся от удивления.

- У тебя насморк, - сказал он, подумав. - Тебя завтра в кино не возьмут.

- А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.

-Все вы, девчонки,- дрожащим голосом проговорил Саша, - все вы ужасные трусихи и плаксы.

- Мне самой мальчики больше нравятся, - спокойно ответила Ляля.

Саша посмотрел кругом и крикнул:

- У меня апельсин больше, чем у тебя!

- Ешь на здоровье, - сказала Ляля, - поправляйся.

Тут Саша уже не нашел что сказать, встал и убежал.

- Какой совет дал папа Ляле?

- Помог ли папин совет девочке?

- Как вышла Ляля из конфликтной ситуации? (С помощью юмора)

ПРИМЕРЫ детей выхода из конфликтных ситуаций.

Выбрать 2 команды, с помощью карточек: фрукты-овощи, деревья-цветы. Ребята достают из коробки карточки и распределяются по командам. На полу из листов бумаги делается мостик. Два человека должны одновременно перейти через мостик так, чтобы ни кто из них не упал в пропасть. По мосту навстречу друг другу могут переходить две группы детей. Чтобы не упасть, дети должны помогать друг другу, меняться местами, пропускать, найти удобный друг для друга способ передвижения, то есть компромисс.

Уступать, разгневаться, промолчать, договориться, ударить, упрямиться, понять).

Дети объясняют свой выбор и делают вывод о положительных и отрицательных способах разрешения конфликтов.

Цель: уменьшение психологической нагрузки участников.

Психолог предлагает встать всем участникам повторять движения:

- в степи поднялся ветер (ведущий потирает ладони);

- начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди);

- начинается настоящий ливень (хлопки по ногам)

- а вот и град, настоящая буря (топот ногами);

- капли падают на землю (щелчок пальцами);

- тихий шелест ветра (потирание ладоней);

- солнце (руки вверх).

Упражнение 8. Рисунки осликов (у каждого ученика)

- Рассмотрите рисунки, какие выводы можно сделать на основании просмотра всех рисунков?

- Похоже ли поведение осликов на поведение людей в разнообразных ситуациях?

- Как люди примиряются, приходят к согласию?

Но ребята каждый конфликт можно предотвратить и решить все мирным путем, вы согласны со мной ребята?

Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете?

- А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? (юмор, уступка, компромисс - это согласие на основе взаимных уступок). Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.

Упражнение 9. Давайте выведем несколько правил, которыми необходимо пользоваться, если попал в неприятную ситуацию. (Детям раздаются карточки со словосочетаниями, они обводят зеленым цветом правила и читают правильные фразы)

Правила выхода из конфликта.

Уступать друг другу

Уважать друг друга

Уметь ставить себя на место другого

Кричать друг на друга

Подведение итогов:

Каждый ребенок вытягивает шляпу определенного цвета: красную, желтую или зеленую из мешочка.


Те, у кого желтая шляпа отвечают на вопрос – Понравилось ли тебе сегодняшнее занятия. Чем?


Красная шляпа отвечают на вопрос – Какой способ разрешения конфликтной ситуации ты будешь использовать?


Зеленая шляпа какое упражнение запомнилось больше всего?

Раздача памяток:

Правила бесконфликтного общения.

Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.

В споре будь сдержан и тактичен.

Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.

Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Спасибо вам ребята мне очень понравилось с вами сегодня работать, а сейчас выберите смайлик, с каким настроением вы уходите с нашего занятия – поднимите смайлик вверх.

Крик, оскорбления, несправедливость, фырканье, ложь, игнорирование, кидание, толкание.

Материалы: заранее подготовленная ситуации, бумага формата А4, ручки.

Ход занятия

1 этап. Разминка (настрой на работу).

2 этап. Введение в тему занятия. Основная работа – творческий этап.

· Как вы считаете – конфликты нужны, если да, то зачем?

· Что нужно делать при конфликте, нужно ли его разрешать?

· Какие бывают конфликты в школе?

· Как Вы считаете, какие из этих конфликтов наиболее неприемлемы? Почему?

· Назовите методы разрешения конфликтов.

· Какие конфликты вы считаете вполне допустимыми? Почему?

· К каким видам конфликтов Вы лично относитесь наиболее нетерпимо? А какие Вас раздражают?

Обсудив - что значит конфликт, какой он бывает, что делать в случаи возникновения конфликта, давайте попробуем применить наши знания на практике (обсудим конфликтные ситуации)

Необходимо разделить детей на столько групп, сколько конфликтных ситуаций будет обсуждаться.

В группе выбирается спикер, который озвучит мнение группы или мнения группы.

Во время выступления спикера, остальные группы внимательно слушают, затем могут предложить свое решение, сложившейся ситуации.

После обсуждения учащимися каждой ситуации, ведущий дает свой комментарий (как эффективнее всего и без причинения вреда себе и окружающим поступить в данной ситуации).

Ситуации. Обсудить с обучающимися ситуации, свойственные юношам и девушкам.

- Как будут чувствовать себя люди, которые изображены на этой бумажке?

- Как вы думайте, чем может закончиться данная ситуация?

- Как поступить учителю?

- Как думайте можно ли сказать, что кто-либо виноват в данной ситуации?

- Можно ли было решить вопрос без драки?

- Что грозит участникам драки?

Ситуация 3. У твоего друга серьезные проблемы с физикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она сказала, что если еще раз ты дашь своему другу списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности.

- Какие чувства будут у каждого из участников ситуации?

- Как поступить в данной ситуации?

- Как не допустить конфликт между друзьями?

Ситуация 4. В чате одноклассники обсуждали ситуацию, касающуюся только их. Но поскольку чат был открытым, остальные одноклассники присоединились к беседе и начали вставлять свои комментарии и советы. Все аспекты обсуждаемой ситуации были им незнакомы из-за чего произошла путаница, многие писали вещи, которые не как не относились к происходящему. После произошла серьёзная сора между несколькими участниками разговора.

- Правильно ли высказывать свое мнение, полностью не разобравшись в ситуации?

- Какие последствия могут быть грубого общения в интернете?

- Ощущение вседозволенности в интернете, почему так происходит?

- Почему девочки поссорились?

- Как нужно поступить одноклассникам в сложившейся ситуации?

- Дозволено ли выкладывать фото других людей без их согласия?

Ситуация 6. Класс делал уборку кабинета после новогодних праздников. Один шутник взял и прицепил бант на рюкзак одноклассника. Никто не обратил на это внимание. После чего шутник начал останавливать по очереди одноклассников и показывать, что он сделал. Все начали смеяться. Но шутка переросла в конфликт, шутник и одноклассник подрались.

- Можно ли было решить вопрос без драки?

- Что грозит участникам драки?

- Какие чувства будут у каждого из участников драки?

Ситуация 7. Один ученик на перемене услышал, как учащиеся параллельного класса нелестно выражались об его друге/подруге. Этот ученик решил его защитить и подошел к ним. Началась словесная перепалка. Школьники начали переходить на личности и нецензурные оскорбления. Прозвенел звонок, и они разошлись по классам, так не к чему и не придя.

- Какие чувства будут у каждого из участников ситуации?

- Как не допустить дальнейшего конфликта между участника ситуации?

Список литературы:

1. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – М.: Народное образование, 1995. – 127 с.

2. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. – СПб, Рига: Эксперимент, 1997. – 69 с.

3. Конфликтология в школе: Учеб.-метод. пособие для сред. общеобразоват. учреждений / Штепель В.М. и др. – М.: Моск. шк. прав человека, 1999. – 217 с.

4. Конфликты и конфликтные ситуации: Причины возникновения и способы решения: Метод. рекомендации / Чернявская А.П. – М.: РГОТУПС, 1997. – 44 с.

Читайте также: