Как управлялось государство 7 класс история россии конспект

Обновлено: 04.07.2024

Цель урока: изучить особенности развития Российского Государства в первой трети 16 в.

Задачи урока:

Этап урока

Время

I. Организационный момент

Фронтальная беседа учителя, включающая себя приветствие, выявление готовности к уроку, настрой на работу на уроке.

2 мин.

II. Актуализация знаний

Фронтальная беседа учителя с учениками
1. Как называется период в развитии государства Российского 11-14 в.?
2. Перечислите основные причины феодальной раздробленности.
3. Назовите последствия Феодальной раздробленности.
4. Как вы думаете, положительное или негативное влияние оказала феодальная раздробленность на развитие государства? Свой ответ объясните?

4 мин.

III. Постановка учебной задачи

Приемы работы:
1. Анализ текстового компонента учебника (устные ответы на вопросы).
2. Заполнение интерактивной схемы.
Предполагаемое количество оценок – 2.

4 мин.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

30 мин.

V. Закрепление знаний
и способов действий

Для проверки знаний используются тесты с выбором ответа по датам и событиям.

5 мин.

VI. Рефлексия

2 мин.

VII. Домашнее задание

Комментирование домашнего задания

Дидактические материалы для урока

А) Используя данные, приведенные в таблице назовите государей, правивших в первой трети 16 в.

Иван IV Грозный

Б) Используя карту учебника ст.29. укажите территории, вошедшие в состав Московского Государства в первой трети 16 в.

Территория Московского государства в первой трети 16 в.

Задание № 2. Характеристика династических браков Иоанна III внимательно рассмотрите генеалогическое древо Иоанна III.

Устно ответьте на вопросы.

Вопросы:

1. Сколько браков было у Ивана III?

2. Как звали Его жен?

3. Назовите причину повторного замужества?

4. Как звали наследника от первого брака?

5. Попробуйте предположить (была ли вторая жена Ивана 3 иностранкой или представительницей российских княжеских фамилий?)

6. Сколько детей родилось от второго брака (перечислите имена детей).

7. Как вы думаете, кого первоначально объявил наследником Иван 3?

8. Используя текст учебника (ст. 28, абз 1, 2 последних предлож.) уточните причину смены наследника.

Задание №4. Решите исторические примеры.

  1. 3 ки + 2 ли + 1 ве + 4 й
    2 ня + 1 к + 3 зь
  2. 5 ка + 2 я+ 1 бо + 3 р + 4 с+ 6 я
    2 ма + 1 ду
  3. 2 Су + 1 Го + 3 да + 4 ре + 5 в
    3 Р + 1 д + 2 во
  4. 2з+ 1 ка + 3 на
  5. 3 р + 2 во+ 1 д+ 4 цы
  6. 3 ка + 1 п + 2 ри + 4 зы
  7. 4 ки +1дь +2я+3ч
  8. 4 Ц +2 во+ 1 д+ 3 ре+5 кие
  9. 4 ки +1 на +3 стни + 4 ки

Задание № 5. Охарактеризуйте систему управления Московского государства в 16 веке.

Используя текст учебника и решение исторических примеров, заполните конкретизирующую таблицу.

Цели и задачи: познакомить с завершающим этапом объединения русских земель, системой управления государством в первой трети XVI в.; оценить значение образования единого государства; раскрывать характерные черты политического строя России.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: Боярская дума, волость, государев двор, дворяне, дети боярские, кормление, наместник, приказы, стан, уезд; описывать систему управления единым государством в начале XVI в.; выявлять особенности политического и экономического развития России в первой трети XVI в.; анализировать структуру государственного

управления; использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности исторических личностей и др.); систематизировать историческую информацию; анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: урок открытия нового знания, урок общеметодологической направленности.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

На прошлом уроке мы с вами исследовали процесс формирования единых государств в Западной Европе и России. Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

(Проверка выполнения домашнего задания. Ученики зачитывают ответы на вопросы § 3, учитель при необходимости их поправляет.)

В начале XVI в. в Российском государстве были практически преодолены пережитки политической раздробленности. Князья и бояре, еще недавно обладавшие огромной властью, теряли ее.

Уничтожение старой удельно-княжеской системы потребовало создания нового порядка управления страной.

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План уроков

1. Государи всея Руси.

2. Завершение объединения русских земель.

3. Как управлялось государство.

— Было ли объединение Руси неизбежным?

III. Введение в новый материал

Многие историки считают, что о России начала XVI в. можно говорить как о едином государстве. Так ли это? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить известные вам признаки централизованного государства.

(Ученики вспоминают признаки. Учитель записывает на доске ответы учеников.)

Признаки централизованного государства:

1) подчинение всех органов самоуправления единому центру;

2) единое законодательство;

3) общее гражданство;

4) общая судебная система;

5) общая налоговая система;

6) единый бюджет.

IV. Работа по теме уроков

1. Государи всея Руси

(Ученики высказывают свои предположения.) Действительно, в формировании единого Российского государства решающую роль сыграла политика Ивана III и Василия III.

— Разделившись на две группы, работая с п. 1 § 4 учебника и дополнительным материалом:

1) представьте исторические портреты первых государей всея Руси;

2) проанализируйте их деятельность;

3) выясните, какова их роль в создании единого государства. Первая группа — Иван III.

Вторая группа — Василий III.

Дополнительный материал для первой группы

Историки о деятельности Ивана III

Иоанн [Иван III] как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стойт как государь на вышней стелени величия. Он казался иногда боязливым, нерешительным, ибо хотел всегда действовать осторожно. Сия осторожность есть вообще благоразумие, оно не пленяет нас подобно великодушной смелости, но успехами медленными, как бы неполными дает своим творениям прочность. Что оставил миру Александр Македонский? Славу. Иоанн оставил Государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом Правление, то, которое ныне с любовию и гордостию именуем нашим любезным отечеством. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествие Монголов; Россия нынешняя образована Иоанном, а великие Державы образуются не механическим слеплением частей, как тела минеральные, но превосходным умом Державных.

Иоанн, включив Россию в общую государственную систему Европы и ревностно заимствуя искусства образованных народов, не мыслил о введении новых обычаев, о перемене нравственного характера подданных; не видим также, чтобы пекся о просвещении умов Науками, призывая художников для украшения столицы и для успехов воинского искусства, хотел единственно великолепия, силы; и другим иноземцам не заграждал пути в Россию, но единственно таким, которые могли служить ему орудием в делах Посольских или торговых: любил изъявлять им только милость, как пристойно великому Монарху, к чести, не к унижению собственного народа.

(Карамзин Н.М. История государства Российского. Московская Русь при Василии III и Иване Грозном)

[Иоанн III]. пользуясь полученными от предков средствами, пользуясь счастливым положением своим относительно соседних государств, доканчивает старое и вместе с тем необходимо начинает новое. Это новое не есть следствие его одной деятельности; но Иоанну III принадлежит почетное место среди собирателей Русской земли, среди образователей Московского государства; Иоанну III принадлежит честь за то, что он умел пользоваться своими средствами и счастливыми обстоятельствами, в которых находился во все продолжение жизни. При пользовании своими средствами и своим положением Иоанн явился истым потомком Всеволода III и Калиты, истым князем Северной Руси: расчетливость, медленность, осторожность, сильное отвращение от мер решительных, которыми было можно много выиграть, но и потерять, и при этом стойкость в доведении до конца раз начатого, хладнокровие - вот отличительные черты деятельности Иоанна III. Благодаря известиям венецианца Контарини мы можем иметь некоторое понятие и о физических свойствах Иоанна: он был высокий, худощавый, красивый мужчина: из прозвища Горбатый, которое встречается в некоторых летописях, должно заключать, что он при высоком росте был сутуловат.

(С. М. Соловьев. История России с древнейших времен)

Иван III по примеру своих предков составил завещание, в котором поделил свои владения между пятью своими сыновьями. По форме это завещание было похоже на старые княжеские духовные грамоты, но по сути своей оно окончательно устанавливало новый порядок единодержавия в Московском государстве. Старшего своего сына Василия Иван III делал прямо государем над братьями и ему одному давал державные права. Василий получил один 66 городов, а четверо его братьев — только 30, и притом мелких. Василий один имел право бить монету, сноситься с другими государствами; он наследовал все выморочные уделы бездетных родственников; только его детям принадлежало великое княжение, от которого отказались заранее его братья. Таким образом, Василий был государем, а его братья и прочая родня - подданными. Такова основная мысль завещания Ивана III.

(С.Ф. Платонов. Лекции по русской истории)

Это был человек крутого нрава, холодный, рассудительный, с черствым сердцем, властолюбивый, неуклонный в преследовании избранной цели, скрытый, чрезвычайно осторожный; во всех его действиях видна постепенность, даже медлительность; он не отличался ни отвагой, ни храбростью, зато умел превосходно пользоваться обстоятельствами; он никогда не увлекался, зато поступал решительно, когда видел, что дело созрело до того, что успех несомненен. Забирание земель и, возможно, прочное присоединение их к Московскому государству было заветной целью его политической деятельности; следуя в этом деле за своими прародителями, он превзошел всех их и оставил пример подражания потомкам на долгие времена.

(Я.Я. Костомаров. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей)

Иван III представляется нам основателем того истинно государственного строя, которому отныне подчинилась вся Русская земля и которым она обязана своим последующим величием. Суровый, деспотичный, крайне осторожный и вообще мало привлекательный характер этого первого московского царя, сложившийся еще под тяжелыми впечатлениями потерявших смысл княжеских междоусобиц и постыдного варварского ига, не может умалить его необычайный государственный ум и великие заслуги в глазах историка. И если от Владимира Святого до Петра I кто из русских государей достоин наименования Великого, то это именно Иван III.

(Д.И. Иловайский. История России. Московско-Литовский период, или Собиратели Руси)

Вопросы и задания к текстам

— Сравните эти оценки и выделите главную идею каждой из них.

— Какая из позиций вам представляется более достоверной и обоснованной, соответствующей историческим реалиям?

— Чем можно объяснить различие оценок историков?

— Какие из заслуг Ивана III вы поставили бы на первое место? Ответ обоснуйте.

— Какой вам представляется личность Ивана III?

— Что привлекает и что отталкивает вас в нем?

Дополнительный материал для второй группы

Русские и зарубежные источники о Василии III

Василий не имеет еще полных сорока семи лет от роду и заслуживает предпочтения перед своими предками особо красивой наружностью, выдающимися духовными качествами, любовью и расположением к подданным и ратными подвигами. Так, он вышел победителем из шестилетней борьбы с ливонцами. Также и поляков, сряду в начале своего правления, он разбил в бою. А против татар. московиты сражались с неоднократным успехом, сильно мстя им за обиды, причиненные их внезапными набегами.

(Джовио Паоло. Книга о Московитском посольстве)

Свою власть он применяет к духовным так же, как и к мирянам, распоряжаясь беспрепятственно по своей воле жизнью и имуществом каждого из советников, которые есть у него; ни один не является столь значительным, чтобы осмелиться разногласить с ним.

(Герберштейн Сигизмунд. Записки о Московии)

Он [Василий III] ведет беспрерывные войны с соседями своими, как для внушения им должного страха, так равно и для распространения своих владений. Впрочем, он никогда не употребляет воинов чужеземных, а набирает рать свою из собственные подданных, которыми повелевает с неограниченной властью, имея полное право располагать жизнью и имуществом их. Никто из московитян не смеет в чем-либо противоречить воле государя, и сей последний властен даже переводить их с места на место и назначать им жительство по своему усмотрению.

(Кампензе Альберто. Письма к папе Клименту VII о делах Московии)

Преставился князь великий Василий Иванович всея Руси, нареченный в монашестве Варлаамом, в год 7041 (1533), месяца декабря в третий день, со среды на четверг, в двенадцать часов ночи, накануне Варвариного дня. Все люди тогда плакали и рыдали неутешно. Даниил-митрополит и бояре унимали людей от плача, но в этом крике не слышно было, что друг другу говорили.

(Повесть о болезни и смерти Василия III)

Сей благочестивый государь, великий князь всея Руси Василий Иванович, благочестиво царствовал и благополучно правил хоругвиями Русской земли, держал скипетр коренного и плодоносного их Отечества, извечного, Богом управляемого их наследия, и Бог везде всячески поспешествовал ему и от всех врагов, видимых и невидимых, избавлял его и помогал побеждать ему противников, и укреплял его, и покорял ему соседние земли, одни — миром, а непокорных — мечом.

(Из Степенной книги царского родословия)

Василий III, опираясь насозданное Иваном III централизованное управление страной, на новую армию, намного усилил свою личную власть по отношению к другим князьям, боярам, не говоря уже о верных слугах-помещиках, которые существовали лишь благодаря великокняжеским земельным пожалованиям и разного рода милостям.

Каждый, кто обладал хоть какой-то частицей власти, — князья, бояре, дворяне, дьяки, подьячие, деятели Церкви — как бы получали ее от монарха. С годами такое положение вещей стало характерным для всего русского общества. Каждый был холопом вышестоящего, господином нижестоящего.

При Василии III стала развиваться система приказов. Если при Иване III они появлялись от случая к случаю, для выполнения поручения великого князя, то теперь приказы стали прочными рычагами управления страной.

Вместе с созданием новой системы управления зародилась бюрократия, т. е. круг людей, которые состояли на службе великого князя и решали по его поручению вопросы управления, суда, сбора налогов, формирования армии и т. д. А одновременно с бюрократией родилась и система взяточничества, потому что приказные люди, рассматривая просьбы других людей, использовали свое служебное положение для наживы. Бюрократия и взятки сразу же стали неотъемлемой частью российской системы управления.

При Василии III возросла мощь русской армии. В ее составе появилось постоянное подразделение — наряд. Так называли в то время артиллерию. Были сформированы и отряды пищальников, воинов, вооруженных огнестрельным оружием — пищалями.

(Сахаров А.Н. Истории России с древнейших времен до наших дней)

Вопросы по текстам

— Какие черты характера были присуши Василию III?

— Как он применял свою власть?

— Какую политику проводил государь?

— Какие из заслуг Василия III вы поставили бы на первое место? Ответ обоснуйте.

— Можно ли считать деятельность Василия III продолжением политики его отца?

2. Завершение объединения русских земель

— Работая с п. 2 § 4 учебника (текст и карта) и историческими документами, расскажите о завершающем этапе формирования единого государства.

Фрагменты исторических документов

В год 7018 [1510], месяца октября в 26 день. великий князь Василий Иванович. приехал в свою вотчину, в Великий Новгород.

Месяца января в 13-й день. спустили вечевой колокол со святой Живоначальной Троицы, и начали псковичи, глядя на колокол, плакать по своей старине и прежней воле.

И послали в Псков из Москвы знатных людей, купцов, устанавливать заново пошлины, потому что в Пскове не бывало пошлин; и прислали из Москвы казенных пишальников и караульных; и определили место, где быть новому торгу.

(Из Повести о Псковском взятии)

И повеле князь велики пушкарю Стефану пушками город бити июля в 29 день. из-за Днепра. И удари по городу болшею пушкою. И лучися на городе по их пушке по наряженной ударити, и их пушку разорвало, и много в городе в Смоленску людей побило. Того же дни на 6-м часу дни тот же Степан ту же пушку пустил, и много ядер мелких собра, и окова свинцом, и удари в другой. И того боле в городе людей побило.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Главный Попко

Лучший ответ:


Зачетный Опарыш

При Василии III ( к 1533 году) с присоединением Пскова, Смоленска, Рязани завершилось объединение земель Северо-Восточной и Северо-Западной Руси вокруг Москвы. Главной задачей государя стало превращение самостоятельных земель в единое Российское государство. Были созданы первые общегосударственные учреждения, появилось единое войско, система связи. Страна была разделена на уезды, во главе которых были поставлены московские наместники.






Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: