Умение реагировать психология конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МЫСЛИ, ЧУВСТВА

И ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ

Уверенность в себе – это способность

полагаться на себя. Это отвага мыслей,

чувств и поступков.

Ф.Шиллер

Цель: знакомство с психологическими понятиями “чувства”, “эмоции”, “поведение”, формирование способностей различать их внутри себя.

Приветствие

УПРАЖНЕНИЕ “ПЛАНЕТА ЧУВСТВ”

Материалы: лист ватмана с изображениями 4 ‘материков” (любой формы). Цветные стики и маркер для психолога.

Когда мы хотим сказать о различных своих переживаниях, мы говорим: “Я чувствую”. И мы редко задумываемся, что этим словом выражаем совершенно разные процессы, которые в нас происходят. На самом деле, мы переживаем ощущения, драйвы, эмоции и чувства.

Ощущения – это то. Что мы чувствуем телом. Например: горячо, холодно, колется, щекотно. Прикрепляются стики одного цвета к материку “Ощущения”.

Драйвы – это такое неудовлетворение, напряжение, которое заставляет нас искать возможности удовлетворить потребность. Например: голод, желание спать, желание двигаться, сексуальное желание. Прикрепляются стики другого цвета к материку “Драйвы”.

Эмоции – это то, что мы переживаем душой. Например: радость, страх, гнев. Прикрепляются стики с надписями к соответствующему материку.

Эмоции – это простейшие переживания, хотя они могут быть очень сильными. Эмоции недолговечны. Они приходят и уходят. Когда они становятся постоянными или длительными, это называется эмоциональным состоянием. Когда они сплетаются, соединяются, мы называем это чувствами.

Чувства – это тоже переживания души, но они более сложные, чем простые эмоции. Например, любовь. Когда мы чувствуем, что любим, на самом деле мы переживаем одновременно много эмоций и чувств – и радость, и тревогу, иногда страх. Ревность – тоже сложное чувство. Когда мы ревнуем, мы боимся потерять человека, обижаемся, сердимся. Или враждебность – когда мы чувствуем враждебность, мы часто одновременно переживаем и презрение, и гнев, и даже страх или отвращение. Чувства всегда переплетаются с нашими мыслями.

Мысли – это то, что происходит в нашем уме, наши воспоминания, рассуждения, соображения по разным поводам.

Поведение – это наши действия в различных жизненных ситуациях. Поведение человека зависит от его индивидуальных особенностей, характера и от испытываемых им в тот или иной момент времени чувств, по-разному влияющих на наше поведение.

Прикрепляются стики с надписями.

Примеры заполнения “ материков”:

Физическое наслаждение (прохладная вода в жару, приятный запах и пр.)

Стремление избегать опасность

Стремление избегать неприятное, отвратительное

Теперь давайте разберемся в некоторых тонкостях.

Чем отличается гнев от агрессии?

Гнев – это эмоция, а агрессия – это действия, наносящие вред кому-либо или чему-либо.

Чем отличается радость от удовольствия?

Радость – это очень активная эмоция или чувство, она тонизирует, сердце бьется сильнее, хочется двигаться, смеяться. А удовольствие – это переживание спокойное, расслабленное.

Чем отличается грусть, печаль, от тоски или горя?

Грусть, печаль – это чувства или эмоции тихие, сопровождаются расслаблением. Хотя они и не считаются положительными эмоциями, иногда человек получает удовольствие от грусти. А тоска или горе всегда сопровождаются душевной болью, напряжением, страданием.

Чем отличается вина от стыда?

Вина – это когда мы нарушаем внутренние правила, то есть те, которым мы внутренне следуем. Нам могут говорить: “Ты ни в чем не виноват!” А мы все равно чувствуем вину. А стыд – это всегда связано с тем, что подумают о нас другие люди. Мы можем не чувствовать вины, но нам все равно бывает стыдно, если мы знаем, что нарушили правила, которые установили люди. Эти чувства часто переплетаются. Так что трудно их разделить.

Упражнение носит информативный х-р, выполняется быстро, динамично.

Чувства – это то, как мы переживаем разные события. Их еще называют эмоциями. Они могут быть слабыми, средними или сильными по степени их проявления.

Поведение – это наши действия в различных жизненных ситуациях. Поведение человека зависит от индивидуальных особенностей человека – его характера и от его чувств. Различные чувства по-разному влияют на наше поведение.

Мысли - это наши воспоминания, рассуждения, соображения по разным поводам.

Анализ притчи

Легкое лечение” Н. Пезешкиана

Племянник одного правителя тяжело заболел. Все врачи страны уже потеряли надежду на его излечение. Никакие лекарства не помогали. Поскольку врачи ничего не могли сделать, то правитель согласился, чтобы больного осмотрел Авиценна, которому тогда было всего 16 лет. Когда Авиценна вошел во дворец, все были поражены его смелостью, так как он решился помочь больному, несмотря на то что все мудрецы страны признали свое бессилие. Авиценна увидел больного, худого бледного юношу, распростертого на ложе. На вопросы юноша не отвечал, а его родственники объяснили, что он уже некоторое время не произносит ни слова. Авиценна исследовал его пульс и долго держал его руку. Наконец он задумчиво поднял голову и сказал: “Этот молодой человек нуждается в особом лечении. Мне нужен тот, для кого этот горд родной, кто хорошо знает его улицы и переулки, все дома и всех людей, живущих в них”.

Все были удивлены и спрашивали: “Что общего может иметь лечение больного с улочками нашего города?” Но, несмотря на свои сомнения, они повиновались желанию Авиценны и послали за человеком, который, как было известно, знал город как свои пять пальцев. Авиценна попросил его: “Назови мне все кварталы города”. При этом его рука была на пульсе больного. Когда был упомянут определенный квартал, Авиценна почувствовал, что пульс вдруг участился. Тогда он попросил перечислить все улицы этого квартала, до тех пор пока пульс больного снова не ускорился при произнесении названия одной из улиц. Затем Авиценна попросил называть все переулки, расположенные вокруг этой улицы. Человек называл все переулки один за другим, пока вдруг название одного малоизвестного переулка не вызвало учащение пульса у больного. Довольный этим, Авиценна велел: “Приведите ко мне человека, который может назвать все дома в этом переулке и их жителей”. Его Авиценна попросил перечислять все дома, и пульс у больного указал на тот, который был нужен. Когда человек стал перечислять живущих в этом доме людей, то упомянул имя одной девушки. Сердце больного немедленно начало колотиться.

Наблюдательный Авиценна произнес: “Очень хорошо, все ясно. Мне теперь известна болезнь юноши, и его очень легко вылечить”. Он встал и сказал присутствующим, которые смотрели на него в изумлении: “Этот юноша страдает от любви, в этом причина его недуга. Он влюблен в девушку, чье имя вы только что услышали. Идите, найдите ее и добейтесь, чтобы она стала его невестой”. Больной, который слушал слова Авиценны с большим вниманием и волнением, покраснел от смущения и спрятался под одеяло. Правитель объявил девушку невестой племянника, и юноша выздоровел в течение часа.

О чем рассказывает эта история? Почему врач смог быстро вылечить больного? О каком чувстве в притче идет речь?

МОИ ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ

Учимся разбираться в своих чувствах и настроениях

Задание “Вырази себя”

Инструкция: поставь галочки напротив тех утверждений, которые выражают твое внутреннее состояние (список можно продолжить)

Я чувствую себя счастливым когда

У меня хорошо идут дела в школе

Сделал что-то полезное для себя

Я вместе с друзьями

Слушаю любимую музыку

Я дома с родителями

Мне бывает грустно, когда…

Меня не понимают

Кто-то болен в семье

Не получается задуманное дело

Получаю плохие оценки в школе

У друга неприятности в школе и дома, а я бессилен ему помочь

Обсудим?

Проанализируй, отчего у тебя чаще всего портится или поднимается настроение: от проблем или достижений? Собственных или других людей?

Подведем итоги

Если в твоих ответах преобладают личные причины плохого и хорошего настроения ты слишком сосредоточен на себе. Не пора ли оглянуться вокруг?

Если в твоих ответах преобладают причины, связанные с неприятностями и радостями других людей, ты чуткий, отзывчивый человек. Это очень хорошо. Но не следует и о себе забывать.

Практическое задание: Понаблюдай за своим настроением в течение недели. Построй график изменения твоего настроения

ЧУВСТВА ЛЮДЕЙ И ИХ ПОВЕДЕНИЕ

(С разными людьми в разных жизненных

ситуациях мы ведем себя по-разному)

Уверенность в себе – основа для

того, чтобы радоваться жизни и

иметь силы действовать.

Ф.Шиллер

Цель: формирование способностей распознавать и анализировать разные виды поведения, находить конструктивные способы поведения в различных ситуациях.

Приветствие

Все люди способны не только испытывать различные чувства, но и проявлять их. Каждый из нас обладает собственными мыслями и чувствами. Чувства во многом определяют поступки человека, и поэтому наше поведение во многом зависит от того, что мы думаем и чувствуем в разных ситуациях.

Каким покажется нам поведение ученика, который не уважает других людей, хамит им? Как модно охарактеризовать поведение человека, который внимательно слушает других людей, выглядит спокойным и доброжелательным? Попробуйте догадаться, как можно назвать поведение подростка, который постоянно боится сделать ошибку, боится сделать что-то не так, с трудом знакомится, с трудом начинает новое дело?

С разными людьми в разных жизненных ситуациях мы ведем себя по-разному. Общаясь с людьми, видя, как они ведут себя, можно выделить несколько видов поведения: человек чаще всего ведет себя либо уверенно, либо неуверенно, либо грубо.

Уверенное поведение – человек старается с уважением относится к собеседнику, не давая ему возможности навязывать свою точку зрения, он уверен в своей правоте. Это поведение можно выразить формулой “Я равен тебе”.

Грубое поведение – человек абсолютно уверен в своей правоте, не прислушивается к собеседнику, пытается навязать свою точку зрения, унизить другого человека. Эти проявления можно описать формулой “Я выше тебя”.

Неуверенное поведение – человек чувствует себя виноватым, подчиняется чужому мнению, не может отстоять своего. Формула такого поведения “Я ниже тебя”.

Каждый человек хочет, чтобы его понимали и принимали окружающие люди. Но для этого очень часто ему надо попытаться изменить свое привычное поведение, научиться вести себя по-другому. Ответь на следующие вопросы:

Какой стиль поведения чаще всего присущ тебе?

Есть ли в твоем поведении с другими людьми то, что ты хотел бы изменить, и почему бы ты хотел это сделать?


В данном документе представлена такая тема, как Умение отвечать на вопросы и вести дискуссию!

Содержимое разработки

Умение отвечать на вопросы и вести дискуссию.

Надо уметь вежливо, по существу, конкретно и аргументировано отвечать на вопросы.

Чтобы быть готовым к вопросам, следует, во-первых, знать материал примерно в пять раз больше, чем текст выступления; во- вторых, продумать, какие вопросы возможны, и подготовиться к ним.

Прежде, чем отвечать на вопрос, желательно поблагодарить за интересный вопрос.

Ответ должен быть кратким и содержать ответ на вопрос, а не уводить в сторону, чтобы замаскировать незнание. В то же время, открытое признание некомпетентности производит неблагоприятное впечатление. Лучше на такой вопрос ответить, что данная проблема требует дополнительного изучения, поэтому в настоящий момент докладчик не готов дать полного ответа.

3. Если вопрос оказался сложным по составу (из нескольких простых), то сначала разделите его на составляющие части, а затем спросите, на какой отвечать вначале. Практика свидетельствует, что зачастую сложный по составу вопрос задают те, кто необходимую информацию закладывает именно в последнюю часть сложного вопроса.

4. Если перед вами поставлен трудный по содержанию вопрос, то:

попросите повторить его, поскольку вы не уверены, что поняли все как нужно. Скорее всего, при повторении вопрос окажется короче, яснее, лучше сформулирован. В то же время в нем могут измениться акценты, а то и весь смысл. Ваша задача — незаметно помочь собеседнику самому разобраться в том, что его беспокоит и смущает, а уж потом отвечать;

повторите сами вопрос так, как вы его поняли (следование правилу 2), что заставит собеседника внести поправки в ваши поправки, и у вас окажется больше времени на то, чтобы подумать над ответом;

попросите несколько минут на размышление: за это время вы сможете лучше подготовиться или о вопросе могут просто забыть;

если вы правильно поняли вопрос, попробуйте в качестве ответа привести аналогичный пример из собственного опыта, похожий на ситуацию, излагаемую в вопросе участника взаимодействия. Это позволит избежать углубления в проблему, по которой вы не располагаете необходимой информацией или фактами.

5. Если вам задают вопрос открытого типа, то сначала уточните, какая конкретно информация интересует его автора, что сэкономит вам время на обдумывание ответа, позволит не сказать лишнего и более точно спрогнозировать ожидания собеседника.

Можно дать ответ на вопрос таким образом, что он перевернет смысл того, о чем спрашивалось. Именно так поступил художник Диего Веласкес в пору, когда был живописцем при дворе короля Филиппа IV. Как известно, нет работы вреднее придворной: появляется масса завистников, распускающих слухи. Художник терпел их, пока они не коснулись его творений. Однажды король вызвал его к себе и озабоченно спросил:

Скажите, маэстро, что вы думаете о разговорах при дворе? Говорят, будто вы ничего, кроме голов, писать не умеете. Это так?

Своим вопросом ваше величество оказывает мне слишком большую честь. Я не встречал еще и не знаю человека, который умел бы писать головы так, как это делаю я

Не следует отвечая использовать деструктивные техники, такие, как:

8. Не затягивайте ответы на вопросы. Отвечайте коротко, не вдаваясь в детали. Не превращайте ответ в выступление.

11. Отвечая на вопросы, ведите себя как человек, у которого всегда есть выбор разных вариантов:

вежливый отказ от ответа;

вы не обязаны отвечать всегда на все поставленные вопросы.

Помня эти правила, следует предусмотреть некоторые аспекты общения:

заранее составьте список возможных вопросов;

подготовьте и отрепетируйте на них ответы, чтобы быть твердо уверенными в своих фактах и аргументах;

всегда повторяйте или перефразируйте вопрос;

выявляйте суть каждого, пересказывайте именно эту суть.

Вместе с тем целесообразно избегать неэффективных действий:

не думайте над ответом, не успев перефразировать вопрос; если соблюсти правильную последовательность, то ответ сам собой придет в голову;

не отвечайте, обращаясь к спрашивающему напрямую, так он непременно задаст еще несколько вопросов. В публичном общении необходим диалог со всеми его участниками, а не с одним человеком;

не стоит возражать спрашивающим, обычно собеседники (и тем более аудитория) этого не прощает.

В споре рождается истина?

Упрощенное понимание дискуссии - это спор. Спор научный, политический, социально-экономический, деловой - то есть процесс обсуждения проблемы, в ходе которого каждый из его участников озвучивает собственную точку зрения и доказывает ее правоту. Между тем, грамотно организованная дискуссия и спор - вещи абсолютно разные.

Чтобы научиться корректно вести содержательные дискуссии, нужно уметь слушать и слышать оппонента, обладать широким кругозором (много читать и хорошо помнить прочитанное, уметь отличить оригинальную идею от эпигонства, гибко сопрягать узнаваемое с известным), не поддаваться азарту ради азарта, уважать собеседника и его мнение, отказаться от снобизма и цинизма, уметь признать слабые места собственной аргументации, взвешенно судить о силе аргументов противника, разбираться в обсуждаемом вопросе. Нельзя совершать логических ошибок (переходить на личности, оперировать аргументами к толпе, выдавать временную последовательность за обусловленность, подменять понятия - в пособиях по риторике и аргументации предлагают пространные списки таких ошибок). Необходимо различать тезис (который можно и нужно доказывать или опровергать), мнение (оценочное субъективное суждение) и факт (признанное положение дел). Объясняя тезисы, следует прибегать только к таким аналогиям, которые проще объясняемого, понятны слушателям, наглядны и схожи с объясняемым по существенному признаку. Злоупотреблять метафорами и аналогиями не следует. Доказывая тезис, важно быть последовательным: не пропускать шаги в доказательстве, не совершать пространных экскурсов в сторону от темы. Доказательство желательно иллюстрировать фактами, обязательно указывая источник информации (обращаться нужно к надежным источникам, убедившись сперва, что собеседник тоже считает их надежными). Нельзя искажать информацию источника. Дискуссия требует терпения, сосредоточенности, внимания и готовности кратко, емко, точно изложить позицию по ключевому вопросу, чутко реагировать на повороты темы, на появление новых ракурсов рассмотрения проблемы и новых аргументов. В этом она напоминает шахматы. Другой важный навык - построение речи. Композиция каждой реплики должна быть прозрачна: акцент падает на главное, от лишних подробностей лучше отказаться. Важно, передавая идею, не забывать о форме изложения: уместные риторические приемы оживляют речь и привлекают внимание (список тропов и фигур можно найти в любом пособии по риторике). Неплохо познакомиться с классическими образцами ораторского искусства. Полезно учиться и у современных ораторов, пользующихся успехом у аудитории и уважаемых экспертным сообществом. Наконец, важна тренировка: именно на практике легче всего увидеть, что получается хуже всего - удержать внимание аудитории, выдержать логическую линию аргументации, сохранить корректность и адекватность спора. Эти слабые звенья и нужно продумывать особенно тщательно. А значит, к дискуссии следует готовиться заранее: запасаться фактами, вооружаться ссылками на авторитетные источники, продумывать разные варианты хода беседы.

Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, решение, выход. Обсуждайте только то, что относится к данному вопросу. Пустые сожаления, воспоминания, нелепые сравнения мягко прерывайте. Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы. Пресекайте попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Стремитесь не к победе, а к истине.

С уважением относитесь к мнению другого человека. Любое мнение — это точка зрения человека. Даже отличаясь от вашей, она имеет право на существование. Не обижайте другого человека, называя его мнение неверным, нелепым, смешным. Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущиеся в начале невероятными вещи.

Уважайте мнение любого человека. Иногда мнение важной персоны или авторитета изначально считается верным просто в силу статуса этого человека (профессор, опытный исследователь). Прислушивайтесь к ним, но без фанатизма. Опирайтесь на реальные факты. Иногда свежий непредвзятый взгляд какого-то новичка помогает по-иному взглянуть на ситуацию, найти новые подходы к решению давней проблемы, считавшейся неразрешимой.

Не спорьте ради спора! Подобным профессиональным спорщикам не место среди тех, кого интересует поиск истины. Не давайте дискуссии превратиться в азартный спор и выяснение отношений.

В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению. Не пытайтесь доказать что-то тому, кому невозможно что-либо доказать. Иногда это люди, считающие себя лучше и правильнее всех. Люди, слышащие только себя. Люди, неспособные понять иную точку зрения. Люди, закосневшие в своих оценках и стереотипах. Это бывает чертой личности, особенностью характера. Зачастую подобная гибкость оценок и суждений утрачивается с возрастом. Относитесь к ним терпимо, но не тратьте силы, чтобы убедить их в чем-либо.

Коммуникативные навыки — это способность человека адекватно взаимодействовать с другими людьми, социальными группами и обществом в целом.

Навыки общения приобретаются человеком в ходе процесса социализации. Еще на самых первых ступенях — семья, школа, ближнее окружение — одной из основных функций агентов и институтов социализации является наделение формирующейся личности навыками общения. Соответственно, наличие или отсутствие умений взаимодействовать с окружающими прямо зависит от процессов, которые протекали с раннего детства вплоть до периода зрелости личности.

Суть навыков коммуникации заключается в том, что необходимо уметь не только правильно высказывать свои мысли, но и предполагать и прогнозировать, как к вашим словам отнесется собеседник. При полной эгоцентричности в общении невозможно достичь стабильных взаимоотношений.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Коммуникативные навыки делятся на две большие группы — базовые и высокие. Конкретных и общепринятых определений им нет, так как мнения ученых в этой области сильно различаются, однако суть остается примерно одной и той же.

Базовые, или ключевые, навыки общения жизненно необходимы: уметь сообщить о своих потребностях, беспокойствах, воспринять важную информацию от других людей и т. п. Практически все они прививаются человеку еще в детском и подростковом возрасте.

Высокие же коммуникативные навыки нужны для построения доверительных и более близких взаимоотношений, когда обе (или несколько) стороны общения максимально уважительно относятся к собеседникам и сами чувствуют себя абсолютно комфортно.

Базовые

Список навыков, которыми обязательно должен обладать человек, чтобы налаживать хотя бы простейшие контакты:

Полное взаимопонимание обеих сторон диалога — идеализированное понятие. Человек составляет в своей голове проекцию того образа и той информации, которую его собеседник пытается донести. То есть любая информация пропускается через собственную призму восприятия и так или иначе искажается. Из этого вытекает специфичный коммуникативный навык — умение не делать поспешных выводов и всегда давать скидку на различие между собственным мышлением и мышлением оппонента.

Высокие

К сожалению, высоким уровнем коммуникации владеют не так много людей. Большинство общается на неком среднем уровне, когда зачатки высоких навыков уже есть, однако переход на уровень выше все еще не совершен. Какие же именно навыки считаются высокими и почему так сложно ими овладеть?

Итак, к высоким коммуникативным навыкам относят (примерный список, так как конкретизации этих навыков не существует):

  • способность слушать, перефразировать;
  • гибкость, способность искать компромиссы;
  • эмпатия эмоционального состояния собеседника;
  • способность оценить эмоциональное напряжение, разрядить его.

Кажется, что это обыденные навыки общения и каждый зрелый собеседник пользуется ими в разговоре, но это не совсем так. Современному человеку крайне тяжело сохранять концентрацию в течение долгого времени, соответственно, полностью проследить за мыслью оппонента слушатель не может, отсюда и недостаток эмпатии, невнимание к деталям, неспособность дать обратную связь. Кроме того, концентрация на важности собственной информации и на себе в целом не позволяет современному человеку полностью погрузиться в проблему собеседника. Именно поэтому высокие коммуникативные навыки среди среднестатистических взрослых людей считаются скорее исключением, чем правилом.

Содержание коммуникативных навыков

Упомянутые навыки — это не какое-то конкретные качества человека, а комплекс способностей, умений, освоенных правил приличия, которые помогают взаимодействовать с окружающими. Вот малый список качеств, которые включают в себя и базовые, и высокие навыки общения:

  • умение не перебивать;
  • умение избегать ненужных возражений, конфликтов;
  • умение пользоваться позитивным переводом, то есть искать положительное даже в негативных ситуациях, например, при обсуждении погоды дождь воспринимать как очищение природы и приятную свежесть, а не неприятные холод и морось;
  • избежание категоричности, способность говорить мягко, подчеркивая, что вы не настаиваете на своей правоте и вам важно услышать мнение партнера;
  • избежание упреков и обвинений;
  • подчеркивание согласия с собеседником, восхищение, комплименты, благодарность;
  • умение реагировать на критику;
  • умение реагировать на провоцирующее поведение собеседника;
  • умение просить;
  • способность отвечать деликатным отказом на чужую просьбу, которая вас не устраивает;
  • правильно принимать сочувствие и поддержку от окружающих людей.

Где применяются навыки общения

Любая сфера деятельности человека требует применения коммуникативных навыков, а профессиональная и творческая сферы чаще всего требует еще и высокого уровня.

Всю деятельность человека, связанную с общением, можно разделить на несколько видов коммуникации:

Общение с родственниками, друзьями, коллегами, руководителями, подчиненными, случайными знакомыми, обслуживающим персоналом, клиентами — все эти виды общения невозможны без владения коммуникативными навыками.

Как их улучшить

Если в общении возникают ощутимые трудности, нужно сначала понять, что именно приносит дискомфорт в беседе. Не стоит бояться спрашивать у собеседника, что его напрягает, а также не стоит молчать, если что-то не устраивает вас. Причем можно поинтересоваться сразу у нескольких людей, чтобы работать над собой на основе различных мнений.

Люди мыслят и воспринимают окружающий мир по-разному. Собеседник может понять ваши слова не так, как вы этого хотели, и дальше разговор будет иметь разный смысл для вас обоих. Очень много коммуникационных конфликтов можно было бы избежать, если бы люди не боялись переспрашивать и показывать, что они чего-то не поняли.

Большинство трудностей возникает по двум причинам:

  1. Вас неправильно поняли.
  2. Вы неправильно поняли.

Если же каких-то конкретных трудностей нет и вы просто хотите повысить качество вашего общения, обратите внимание на следующие моменты:

ВложениеРазмер
trening_obshcheniya.docx 18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Цель – развитие коммуникативных навыков.

1.Развитие вербальных коммуникативных навыков.

2.Развитие невербальных коммуникативных навыков.

3.Развитие навыков сотрудничества.

План проведения тренинга.

Принятие правил работы группы

Отработка практических навыков

Завершение работы, рефлексия

Цель – создание доброжелательной атмосферы, настроя на работу.

Участники тренинга стоят по кругу, и по часовой стрелки называют свое имя и имя предыдущего участника. Первый называет свое имя, второй имя первого и свое, третий называет имя первого, второго участника и свое.

2. Принятие правил работы группы.

2.Слушать друг друга, не перебивая.

3.Говорить только от своего лица.

4.Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице.

5.Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях.

6.Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать – дождаться обсуждения.

7.В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этот, но он должен публично заявить о своем отказе.

3.Отработка практических навыков.

Цель – снятие эмоционального напряжения, развитие невербальных коммуникативных умений.

Участники тренинга приветствуют друг друга без помощи слов, можно использовать жесты, мимику.

Цель – развитие невербальных коммуникативных умений.

Следует обратить внимание участников на то, что встреча должна произойти не на следующей станции через несколько минут, а где-то в другой части города, в другое время или день.

1.С помощью чего осуществлялось общение, когда использовать речь было нельзя?

2.Легко ли было понимать такой разговор?

3.А самому передавать таким образом информацию?

Цель – определение комфортной дистанции общения с разными собеседниками.

Участники встают в две шеренги друг напротив друга на расстоянии примерно трех метров таким образом, чтобы каждый нашел свою пару в противоположной шеренге. По сигналу ведущего одна шеренга начинает медленно подходить к другой. Участники, стоящие в неподвижной шеренге, ждут, пока напарник приблизится к ним на такое расстояние, что дальнейшее сближение начнет вызывать дискомфорт, желание отойти назад. Когда это происходит, они жестом руки останавливают своих напарников. После этого участники встают на свои места и роли стоящих в шеренгах меняются – двигаться начинают те участники, которые до того были неподвижны. Дальше шеренги смещаются относительно друг друга на одного человека (крайние участники при этом переходят в другую шеренгу), и цикл повторяется. При небольшом количестве участников можно выполнить упражнение по полному кругу (каждый с каждым), при большом – ограничиться 2 – 3 циклами.

1.Какая дистанция общения оказалась наиболее комфортной?

2.Насколько это зависит от собеседников, в частности, от их пола?

3.Какие эмоции возникают, если дистанция общения оказывается более/менее комфортной?

Цель – развитие вербальных коммуникативных навыков.

Участники разбиваются на пары. Один участник в каждой паре говорящий, второй – слушающий. Участники сидят напротив друг друга и по команде ведущего начинают разговаривать между собой о чем угодно. Через минуту по команде ведущего их взаиморасположение меняется – говорящий встает, слушающий продолжает сидеть. Еще через минуту следует новое изменение – теперь оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной. Потом роли говорящего и слушающего меняются, и упражнение повторяется.

1.При каком расположении собеседника было легче говорить?

2.А легче слушать?

3.Как вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?

Цель – снятие эмоционального напряжения, тренировка умения оперативно реагировать на неожиданные вопросы.

Игра выглядит следующим образом: участники стоят в кругу и перебрасывают друг другу мячик. Тот, кто его кидает, говорит какое-либо слово или задает вопрос, а тот, кому адресован мячик, отвечает на него в соответствии с заданными ведущим правилами. После этого мяч перебрасывается другому участнику и т.д., пока не побывает в руках у каждого. Конкретные варианты игры могут выглядеть по-разному, например, так:

1.Тот, кто бросает мячик, называет любой предмет, а ловящий должен быстро назвать три возможных способа использования этого предмета.

2.Тот, кто бросает мяч, говорит название какого-либо места, а поймавший – три предмета, которые бы он взял с собой, отправившись туда.

4.Тот, кто бросает мяч, называет цвет, а ловящий – три объекта этого цвета.

Участников просят поделиться возникавшими в процессе выполнения упражнения эмоциями и чувствами, а также привести примеры жизненных ситуаций, в которых требуется умение быстро реагировать на неожиданные вопросы, не только воспроизводя имеющиеся знания, но и выдвигая новые идеи.

Цель – развитие коммуникативных навыков.

Для нашей школы купили новые компьютеры. Через месяц в помещении, где сейчас находится библиотека, оборудуют компьютерный класс, а библиотеку переместят в пустующий кабинет на первом этаже. По вечерам в компьютерном классе можно будет играть тем, кто отработает 30 минут после уроков на благоустройстве пришкольной территории.

2.Какие блоки информации исказились и исчезли в первую очередь?

3.Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно?

4.А насколько заслуживает доверия информация, полученная через третьи руки?

Читайте также: