Как правильно произносить слова 2 класс родной язык конспект

Обновлено: 04.07.2024

– Мы сегодня с вами отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца. А как его зовут, вы сейчас сами догадаетесь.

II. Чистописание.

На доске: Уу Дд Аа Рр Ее Нн Ии Ее

У. Посмотрите, его имя написано на доске. Давайте запишем сначала все эти буквы, а рядом имя принца.

Проводится минутка чистописания.

У. Как же его зовут?
Д. Ударение.
У. Запишите два словарных слова начинающихся на любую из этих букв.

III. Постановка темы урока

У. Сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить. Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?
Д. Нет.
У. Рассказать? Тогда слушайте.

IV. Работа по теме урока

У. Вышел вперёд замок и сказал: “Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый. Что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение- это просто чёрточка!” А Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.
– Как вы думаете, какое слово получилось?
Д. Замок.
У. А дальше вот что случилось. Вышли вперёд… Читайте сами.
Д. Белки.
У. Да. “Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает”. Как вы думаете, Что произошло?
Д. Ударение перешло на другой слог. Ударение превратило это слово в белок.
У. Абсолютно верно. А теперь попробуйте сами закончить сказку.
Д. Потом вышли стрелки и сказали: ”Мы умеем стрелять. Мы можем защитить себя”. Ударение их выслушало и превратило в стрелки. Оно перешло на первый слог.
У. Молодцы!
Д. Затем Ударение превратило кружки в кружки.
У. А как вы думаете, какой вывод сделали слова? Чем закончилась эта история?
Д. Слова поняли, что они не могут жить без ударения.
В каждом слове есть ударение.
У. А если слово состоит из одного слога, ударение ставится?
Д. Если в слове один слог, то ударение не ставится.
У. Объясните почему?
Д. Если в слове один слог, то в этом слове один гласный звук. Этот гласный звук всегда произносится чётко и ударение уже не превратит это слово в другое.
У. Ударение может изменить смысл слова. А теперь выполним упражнение, где ударение меняет смысл слова.

Дети выполняют упражнение в тетради. Один ученик комментирует.

V. Физкультминутка

VI. Тема урока (продолжение)

У. Вот видите, сколько работы у принца Ударения. Но, несмотря на свою загруженность, он приготовил вам задания. Прочитайте, что за слова написаны на доске.

Д. Здесь не ясно, о чём идет речь, ведь ударения нет.
– Уха – суп, ворота – воротник.
– Нет, это у ворот.
– Пили – значит, они что-то пили.
– А может быть, это значит пилить.
У. Видите, как трудно без ударения. Я сейчас вам помогу.
Доска:

Д. Теперь всё понятно. По предложению можно понять о чём идёт речь.
У. Запишите себе любые два предложения. Но не забудьте про ударение. Слог, который произносится сильнее других, с ударением, называется ударным. А как называется слог, на который не падает ударение?
Д. Безударный.
У. Продолжите. Знак ударения всегда ставится над буквой, которая …
Д. Обозначает ударный гласный звук.
У. Молодцы! Принц Ударение очень доволен вашей работой. Он предлагает ещё задание. Справитесь?
– Я говорю слово, а вы на следующей строчке, с маленькой буквы будете писать только букву, обозначающую ударный гласный звук.
– Пенал (а), учитель (и), портфель (е), Люда (ю), пятница (я), альбом (о), ручка (у), цветы (ы), ёлка (ё), Эмма (э).

– Что мы знаем о букве ё?
Д. Если в слове есть ё, то мы ударение не ставим. Ударение в слове всегда падает на слог с буквой ё.

У. Расскажи-ка буква ё,
Как твоё житьё-бытьё?

Д. Буква ё даёт отчёт:
– Ничего житьё течёт.
Я ударная всегда.

У. Ой-ой-ой
Вот это да!

– Посмотрите к себе в тетради, что вы заметили?

Д. Записаны все буквы гласных звуков.

– Значит, Ударение может ставится над любой буквой гласного звука, кроме ё, т.к. она всегда ударная.

VII.Физкультминутка

VIII. Тема урока (продолжение)

У. Принц очень рад, что вы пришли к нему в замок. Всем гостям он загадывает загадку.

Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

– Читайте и думайте, верно ли это?

Д. Нет не верно. Сто сорок и сто сорок не будет двести сорок.
У. Запишите это предложение в тетрадь и поставьте в словах ударение.

– А теперь задание такое прочитайте слова. Принц Ударение просит вас придумать предложения с этими словами. Подумайте, сколько может получиться предложений с каждым словом?

Д. Нарубите дрова. Когда вы нарубите дрова? У меня нет иглы. В коробочке лежат иглы.
У. В чём вы ещё раз убедились?
Д. От места ударения зависит смысл слова.
У. Я вам предлагаю задание на внимание.

– Прочитайте слова, подумайте, какое слово лишнее?
Д. Кусты – 2 слога, в остальных словах 3 слога. Ландыш – ударение падает на 1 слог, в остальных словах на 2.
У. Молодцы! Закройте глазки. Мы возвращаемся.

Солнце село за село
Нам ужасно повезло
Что в гости к Ударению сходили
И все его секреты мы раскрыли.

IX. Итоги урока

У. Что же это за секреты ударения?
Д. Ударение ставится, если в слове несколько слогов.
– Буква ё всегда ударная.
– Любая буква гласного звука может быть под ударением.
– Слоги бывают ударными и безударными.
– Ударение может изменить смысл слова.

– И на прощание последнее испытание. Я вам говорю слово, а вы его меняете.

хлопок – хлопок
пары – пары
мука – мука
поля – Поля
полки – полки
стоит – стоит
плачу – плачу

Автор: Марина Сергеевна Никитина

Организация: МБОУ средняя школа №4 г. Выкса

Населенный пункт: Нижегородская область, г.Выкса

Автор: Маркушина Галина Михайловна

Организация: МБОУ средняя школа №4 г. Выкса

Населенный пункт: Нижегородская область, г.Выкса

Автор: Корчагина Татьяна Васильевна

Организация: МБОУ средняя школа №4 г. Выкса

Населенный пункт: Нижегородская область, г.Выкса

Аннотация

Авторы: Никитина Марина Сергеевна, Татьяна Васильевна Корчагина, Галина Михайловна Маркушина

Образовательная организация: городской округ город Выкса МБОУ средняя школа № 4

Тип урока: постановка и решение учебной задачи.

Цель - формирование у младших школьников навыков правильной речи через практическое усвоение орфоэпических норм русского языка

Задачи (дидактические):

развитие познавательных умений анализировать, сравнивать, классифицировать, группировать языковой материал на основе открытия учащимися смыслоразличительной роли ударения в словах;

ознакомление с орфоэпическим словарём русского языка, правильным литературным произношением слов;

Ожидаемые результаты :

знать предмет изучения орфоэпии;

иметь представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях;

правильно произносить слова;

находить и исправлять орфоэпические ошибки, объяснять причины их возникновения.

Оглавление

  1. Характеристика класса с. 3 - 4
  2. Этапы урока и хронометраж с. 5 – 6
  3. Пояснительная записка с. 7 - 8
  4. Сценарий урока с. 9 – 21
  5. Литература с. 22

Характеристика класса

Для определения уровня развития познавательных процессов школьным педагогом - психологом были проведены специальные

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод: у большинства учащихся уровень развития познавательных процессов средний.

Анализ результатов диагностической методики Н.Г.Лускановой для оценки школьной мотивации показал, что 5 человек (20%) имеют

высокий уровень школьной мотивации. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все

предъявляемые школой требования.

У 15 человек (60%) хорошая школьная мотивация. Они успешно справляются с учебной деятельностью.

У 5 человек (20 %)положительное отношение к школе, которая интересна им внеучебной деятельностью.

Среди мотивов преобладают:

учебный, который проявляется в наличии познавательных потребностей;

социальный, связанный с желанием детей занять определенное место в системе доступных им общественных отношений;

мотив получения положительной оценки (одобрения, похвалы).

Учитывая уровни познавательных процессов и сформированности навыков учебной деятельности, характер школьной мотивации, всех

учащихся класса можно разделить на 3 группы:

1. ​ Учащиеся с высоким уровнем развития (6 чел. – 24%). Они самостоятельно строят свои учебные действия. Учебные действия формируются быстро, выполняются без ошибок. Учащиеся обладают слуховой памятью, логическим мышлением. Навыки самоконтроля сформированы. Быстрый темп работы. Ведущий мотив – наличие познавательных потребностей.

2. ​ Учащиеся со средним уровнем развития (14 чел. – 60,9%). Они понимают содержание материала. Отличают существенные признаки

от несущественных, но учебные действия усваиваются на ограниченном материале. Обладают наглядно-образным мышлением. Темп работы

средний. Ведущие мотивы – социальный и мотив достижения успеха.

3. ​ Учащиеся с низким уровнем развития (5 чел. – 20%). У учащихся этой группы трудности перехода из конкретного плана в абстрактный,

недостаточна развита мыслительная деятельность. Имеют зрительный тип памяти и наглядное мышление. Самоконтроль отсутствует. Темп

работы низкий. Учебная мотивация снижена, познавательные интересы развиты слабо.

Эти психолого-педагогические особенности учитывались при составлении проекта данного урока.

Этапы урока и хронометраж

0,5мин

1.Чтение стихотворения Я. Козловского

2.Письменные ответы на вопросы (работа в парах)

5. Распределение слов на группы (работа в парах)

10 мин

2.Определение темы урока

3.Определение целей урока

7мин

Включение новых знаний в систему знаний и повторение:

1.Алгоритм работы со словарем

2. Практикум работы со словарем

3. Наблюдение над смыслоразличительной ролью ударения

(работа в группах)

17мин

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(домашнее задание предлагается на выбор)

1,5мин

Итог урока

4мин

Пояснительная записка

П остановка и решение учебной задачи

Основная педагогическая цель

Формирование у младших школьников навыков правильной речи через практическое усвоение орфоэпических норм русского языка

Основные задачи урока

развитие познавательных умений анализировать, сравнивать, классифицировать, группировать языковой материал на основе открытия учащимися смыслоразличительной роли ударения в словах;

ознакомление с орфоэпическим словарём русского языка, правильным литературным произношением слов;

Универсальные
учебные
действия
(метапредметные)

Познавательные: умение анализировать, сравнивать, классифицировать, группировать языковой материал по заданному критерию;

умение формулировать проблему, определять способы ее решения с помощью учителя;

строить логическое рассуждение;

умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, словарей;

Коммуникативные:

умение участвовать в учебном диалоге, коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение, слушать и понимать другого;

умение работать в парах, группах.

Регулятивные:

умение планировать общий способ действия для решения конкретной задачи;

умение последовательно выполнять все операции по алгоритму.

умение ставить цели своей деятельности на уроке;

умение корректировать свою деятельность; адекватно оценивать.

Личностные результаты:

познавательный интерес к новому учебному материалу и способу открытия нового знания;

эмоционально-ценностное отношение к коммуникативной направленности изучения родного языка (русского).

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: объяснительно - иллюстративный , частично - поисковый, практический.

Информационно-коммуникационные, технология групповой работы на уроке, самооценки

знать предмет изучения орфоэпии;

иметь представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях;

правильно произносить слова;

находить и исправлять орфоэпические ошибки, объяснять причины их возникновения.

карточки для групповой работы

Сценарий урока

Теоретическое обоснование: формируемые УУД (группа УУД и название конкретного УУД), средства их формирования (формы, методы, приемы и т.п.)

Всех – кто хочет расширить свой кругозор.

Всех – кто хочет научиться грамотно писать и говорить.

Всех – кем движет великая сила – любознательность.

Всех – кому хочется в знаниях навести порядок.

Всех вас приглашаем на урок родного языка.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

1) Учитель читает стихотворение Я. Козловского.

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми, населена.

Правит ими государь

По прозванию Словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

- Как вы думаете, ребята, почему этими словами я начала наш урок? (Наверное, мы сегодня будем работать со словарями)

- Почему автор, Яков Козловский сравнивает словарь с государем? (В словаре есть определенные правила)

- Какие подданные живут в его государстве? (Слова, которые подчиняются этим правилам)

2) У вас уже есть довольно большой багаж знаний о словарях и опыт работы с ними.

Поэтому я предлагаю вам попробовать ответить на несколько вопросов.

-Возьмите лист, на котором изображен вопросительный знак. Прочитайте вопросы и попробуйте письменно на них ответить. (Работа в парах)

1. Этот словарь служит для объяснения значения слов языка, а также показывает условия их правильного употребления. Что это за словарь? (Толковый словарь)
2. В этом словаре собраны слова, близкие по своему лексическому значению, отличающиеся лишь смысловыми оттенками этого значения. О каком словаре идет речь? (Словарь синонимов)
3. Имея под рукой этот словарь, вы никогда не ошибетесь в написании самого трудного слова или его формы. Какой это словарь? (Орфографический словарь)
4. Этот словарь помогает обогатить словарный запас человека образными выражениями. Он толкует лексическое значение устойчивых сочетаний слов. Какой словарь имеется в виду? (Фразеологический словарь)
5. В этом словаре представлены слова с противоположным лексическим значением. Как он называется? (Словарь антонимов)
6. Узнать, из каких языков пришли в русский слова-чужестранцы, поможет именно этот словарь. Какой? (Словарь иностранных слов)

Проверка по ключу

3) Ребята, давайте понаблюдаем, какую роль выполняет ударение в словах.

Начинает пищать. Вбегает мама.

- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

- А я лекарство принял. А здесь написано…(читает)

- Ах ты, глупыш. Ведь ты неверно прочитал. Три раза после приёма пИщи, а не пищИ.

- Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл, а я об этом забыл…

-Почему же с мальчиком произошла смешная история? (Перепутал ударение в слове)

- Какой вывод можно сделать? (Значение некоторых слов зависит от постановки ударения в словах)

4) Ребята, какой слог может быть ударным в словах русского языка?

Выберите правильный ответ:

а) Только последний слог.

б) Только первый слог.

в) В словах русского языка не бывает ударного слога.

г) В русском языке ударным может быть любой слог в слове.

5) Из конверта, лежащего на ваших партах, возьмите картинки . Подумайте на какие группы их можно распределить. (Работа в парах)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание условий для систематизации и совершенствования знаний об особенностях ударения русского языка.

Задачи урока:

- уточнить представления о смыслоразличительной функции ударения;

- формировать потребность и умение орфоэпически правильно произносить слова;

- развивать мышление, коммуникативные качества, интерес к изучению языка;

- воспитывать взаимопомощь, аккуратность, внимательное отношение к слову;

-сохранять и укреплять здоровье обучающихся.

Оборудование:

-мультимедийный проектор;

-презентация;

-демонстрационные карточки со схемами слов;

-карточки и схемы для работы в группах;

-карточки для самостоятельной работы;

-электронное приложение к учебнику.

Орг. момент. (Слайд №1

-Ребята, похлопайте в ладоши те, у кого сегодня настроение такое же, как и на вашей фотографии.

-Поделитесь со мной своим настроением. Чему вы сегодня рады?

-У меня тоже сегодня отличное настроение, я рада видеть вас здоровыми и весёлыми. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи, ведь с маленькой удачи начинается иногда большой успех.

Орфографическая разминка.

На доске записаны слова:

-Начнём урок с орфографической разминки. Посмотрите, какие слова я приготовила сегодня.

-Что общего у всех слов? (Орфограмма-безударная гласная)

-Давайте вспомним, как мы проверяем безударные гласные? (Хором правило)

-Возьмите веер и начнём вставлять буквы.

Минутка чистописания.

Самоопределение буквы.

-А сейчас нам понадобятся зоркие глазки и чуткие ушки, чтобы найти букву для минутки чистописания. Готовы?

-Похлопайте в ладоши те, кто согласен с ….(Настей) -Проверим.(Открываю обратную сторону доски)

2. Установление последовательности написания букв.

Ла ля Ло лё Лу лю Лы ли Лэ ле

-Посмотрите внимательно и определите, как вы

продолжите написание букв до конца строки?

Самомассаж рук, правила красивого письма.

Написание букв в тетради.

Действие самоконтроля и самооценки.

-Возьмите зелёную ручку и отметьте самые красивые буквы, которые у вас получились.

Словарно-орфографическая работа.

-А теперь постреляем метко в цель. Готовы?

-Найдите слова, в которых звуков меньше, чем букв.

-Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв.

-Найдите слово, в котором 2 слога.

-Найдите слово, которое начинается с гласного звука.

-Найдите слово, которое заканчивается на звонкий всегда мягкий согласный звук.

(Дети ищут слова, выходят к доске и отмечают их разноцветными магнитами)

Дыхательная гимнастика.

Ах, какой ароматный цветок!

Ныряние в парах.

Постановка учебной задачи и самоопределение к деятельности.

1.Возникновение проблемной ситуации.

- Я загадала очень интересное слово. Чем оно интересно, узнаете попозже, а сначала соберём его.

-Жёлтый треугольник, зелёный круг, красный квадрат, синий круг, красный квадрат. (ЗАМОК)

-Шепните мне на ушко, какое слово у вас получилось.(Приём Ш.Амонашвили- подхожу к каждому, ребёнок шепчет слово)

-Что-то я ничего не поняла: некоторые назвали слово, обозначающее этот предмет(зАмок) (слайд №2), а некоторые- этот предмет(замОк). Почему так получилось?

-Как произнесли это слово дети, которые представили этот рисунок? (зАмок)

-А как произнесли дети, которые представили этот рисунок? (замОк)

-Чем же отличаются эти слова? (Ударением)

-Кто помнит ещё такие же слова, которые пишутся одинаково, а различаются произношением, ударением? (Слайды № 3-5)

-Такие слова называются омографы, с ними вы будете работать в старших классах.

3.Самоопределение к деятельности.

-А кто же догадался, о чём сегодня у нас пойдёт речь на уроке? Чем будем заниматься? А нужно ли нам это? Зачем?

Работа по теме урока.

Актуализация ЗУНов об ударении.

-Как же правильно определить ударный слог в слове? (Для этого нужно позвать слово).

Упражнение в постановке ударения. (Фронтальная работа с классом)

-А теперь поработаем в тетради. Давайте соберём слова из рассыпавшихся слогов и запишем их.

На доске- анаграммы.

ВАР СА МО(САМОВАР), ШИН КУВ (КУВШИН), НИ СУП ЦА (СУПНИЦА), МАС КА ЛЁН (МАСЛЁНКА), РО СКО ДА ВО (СКОВОРОДА), ВШКО (КОВШ).

-Назовите одним словом то, что мы записали. (Посуда)

-Какую ещё посуду знаете?

-Расставьте ударение над словами. (Самостоятельно работают в тетради)

Проверка (работа со схемами).

-К какой схеме не оказалось слова? Попробуем подобрать слова к этой схеме.

-Тетради закрыли, положили на край стола.

Гимнастика для глаз. (Слайд №8)

Продолжение работы над темой урока.

Работа в группах (разноуровневые задания)

(Дети выходят из-за парт и работают в группах на коврике в зоне отдыха класса).

-А сейчас поработаем в группах. О чём мы должны помнить? (об умении договариваться)

1 группа(базовый уровень): выбрать правильно карточку с названием игрушки. (мячи́к, мя́чик; со́бака, соба́ка, собака́; де́льфин, дельфи́н).

2 группа(повышенный уровень): узнать, какую игрушку хочет каждая из девочек. (У кукол –схемы, у детей- слова: барабан, кубики, конструктор, кукла)

Беседа о правильной речи и знакомство с орфоэпическим словарём.

(Беседа проходит здесь же, на коврике, стоя- режим смены динамических поз)

-Скажите, а зачем нужно уметь правильно ставить ударение, произносить правильно слова в соответствии с ударением?

-Конечно же, правильная и красивая речь- это признак культуры, грамотности, образованности человека.

-Кто знает, как правильно произнести это слово? (показываю карточку, а потом переворачиваю с ударением). А это слово? И т.д.

ПОНЯЛ ПОНЯЛА ЗВОНИТ ТОРТЫ БАНТЫ ЩАВЕЛЬ ДОГОВОР КРАСИВЕЕ

-Постарайтесь запомнить произношение этих слов и не допускать ошибок в своей речи.

3. Домашнее задание.

-Я приготовила карточки со словами, над которыми вы

дома правильно расставите ударение. Скажите, а где вы

сможете узнать правильное произношение этих слов? (У

родителей, в интернете, в библиотеке)

-Да, в библиотеке есть специальные словари (показываю), они называются орфоэпическими. В таких словарях показано правильное произношение слов. Поэтому надёжнее, правильнее и точнее будет пойти в библиотеку, взять такой словарь и расставить правильно ударение.

4.Контроль усвоения знаний и умений (самостоятельная работа).

-Ну, а чтобы узнать, насколько хорошо вы научились определять ударный слог, выполним самостоятельную работу. Распределите слова по корзинкам.

( У детей- индивидуальные карточки со словами, работают самостоятельно).

-Покажите жестом, кто выполнил всю работу без ошибок.

-Кто допустил две ошибки? Три?

Итог урока. Рефлексия.

-Сядьте удобно, положите голову на парту, расслабьтесь и закройте глаза. Представьте, что вы стоите под высоким водопадом, но вместо воды на вас падает тёплый ровный свет. Он покрывает вашу голову, плечи, руки, всё тело. Проснулись.

Подведение итогов урока.

-Похлопайте в ладоши те, кому очень понравился наш урок.

-Что понравилось больше всего?

-Выполнение каких заданий вызывало затруднение?

-У кого сегодня что-то получилось лучше, чем вчера?

-Что-то новое для себя вы сегодня узнали на уроке?

-Кого из ребят нашего класса можем похвалить за работу на уроке?

Самооценка и запись домашнего задания.

(Выставляем отметки в дневник и записываем домашнее задание)

Покажите жестом ваше настроение сейчас. Я желаю, чтобы таким ваше настроение оставалось до конца рабочего дня.

Рефлексия для гостей.

-Всё ли вам было понятно?

-А можно мы это проверим?

-Прочитайте данное выражение так, чтобы его значение было верным: СТО СОРОК И СТО СОРОК БУДЕТ ДВЕСТИ СОРОК.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Орфографическая минутка

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Сидят на палочке

В красных рубашках,

Камешками набито. (Шиповник.)

Мы живем под землей в темной норке.

Шубка серая, крошечный рост,

Глазки, черные бусинки, зорки,

И веревочкой тоненький хвост. (Мыши.)

Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

А ее душистый лист

Нам идет на чай.

Что за травка, отгадай! (Душица.)

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются. (Кувшинка.)

— Чем похожи слова? (В них есть буквосочетание ШИ.)

— Какое буквосочетание пишется по такому же правилу? (ЖИ пиши с буквой И.)

— Назовите слова, в которых есть сочетание ЖИ. (Ответы детей.)

— Запишите два любых слова с этими буквосочетаниями. Под­черкните сочетания ЖИ и ШИ.

III. Самоопределение к деятельности

(На доске запись.)

Снежынки весной превращаются в лужы.

— Прочитайте очень странное предложение на доске.

— Какой это вид речи? (Письменная речь.)

— Что можете сказать о предложении? (Б нем допущены ошибки в написании сочетаний ЖИ, ЩЛ.)

— Какие слова записаны неправильно? (Снежинки, превраща­ются, лужи.)

— Что можете сказать о человеке, который написал это пред­ложение? (Он неграмотный, не знает правил русского языка.)

— Оказывается, по речи, устной и письменной, можно много узнать о человеке.

IV. Работа по новой теме

1. Работа по учебнику Упр. 4 (с. 8).

— Прочитайте задание и скажите, что вы будете делать. (Про­читаем стихи В.В. Маяковского.) (Стихи читает ученик с хорошим навыком чтения.)

— Что можно узнать по речи собеседника? (По речи можно узнать профессию человека.)

2. Словарная работа

Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!

Доброго здоровья люди вам.

Каждый день и час желато — здравствуйте!

Я для вас тетю души отдам.

Солнца луч пусть дарит вам здоровье,

Летний дождик силой напоит.

Матушка-Земля пусть хлебом-солью

За труды вас щедро наградит.

Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!

Всем родным, знакомым и друзьям.

Будьте счастливы, и просто, здравствуйте,

Мира, радости и процветанья вам!

— Почему в слове выделена буква В? (Она пишется, но не про­износится.)

— Запишите слово, подчеркните орфограмму.

V. Физкультминутка

Раз — нагнуться, разогнуться. Два — нагнуться, потянуться. Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть, Семь, восемь —лень отбросим.

VI. Закрепление изученного материала

— Прочитайте шепотом задание и скажите, что нужно сде­лать в этом упражнении. (Прочитать выразительно отрывки из сказок.)

(Самостоятельное чтение. Выразительное чтение вслух.)

— Прочитайте вопросы, ответьте на них.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Какие слова употребляете вы, чтобы ваша речь была веж­ливой? (Ответы детей.)

— Спишите слова с доски, чаще употребляйте их в письмен­ной и устной речи. (Запись на доске.) До свидания, пожалуйста, добрый день, будьте добры, спокойной ночи.

— Спишите отрывок из сказки А.С. Пушкина. Пользуйтесь памяткой нас. 132.

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— Что можно узнать по речи человека? (Его профессию, воспи­танный он или нет, грамотный или не очень.)

Читайте также: