Как люди научились считать 3 класс петерсон конспект урока

Обновлено: 04.07.2024


Работа знакомит учащихся с историей возникновения счета, с историей возникновения написания цифр у разных народов и в разное время.

Описание разработки

Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения чисел.

Задачи:

1. Развивать творчество и любознательность.

2. Воспитывать потребность в самостоятельном приобретении знаний, культуру мышления.

3. Развивать вычислительные навыки.

Конспект учебного занятия.

Орг. момент.

презентация к уроку математики Как люди научились считать

- Первым людям, которые жили на Земле тысячи лет назад, было очень трудно научиться считать.

Природные недостатки, преимущества и зависимость людей друг от друга связали и объединили их в племена, и с появлением устной речи древний человек стал человеком мыслящим. Первобытные люди представляли себе только конкретное количество каких - то определенных предметов. Например, пять пальцев, две руки, два глаза. Понятие о числе у разных народов Земли развивалось по - разному. Так у аборигенов Австралии имелось только три численных понятия: один, два и три, и для того, чтобы сказать пять, они говорили два и три. Все, что превосходило это понятие они называли просто словом много. Некоторые африканские племена до сих пор не имеют множественного числа, и вместо того, чтобы сказать две коровы, они говорят корова – корова, а если коров больше, - много коров.

Постепенно у людей стала развиваться письменность. Цифры, условные знаки для обозначения чисел, в древнее время у разных народов имели различное начертание. (Показ 3 слайда).

История Древнего Египта насчитывает несколько десятков тысячелетий - с 5000 г. до н. э. до IV в. н. э. В Египте жил послушный, терпеливый, трудолюбивый, упорный и выносливый народ. Египтяне смогли создать мощное, процветающее государство. Единственное, чего не смогли сделать древние египтяне, - развить свое иероглифическое письмо. И это было одной из загадок Древнего Египта. Египтяне, не развив свою письменность, удивительным образом смогли достичь больших успехов в арифметике, геометрии и других точных науках. В Древнем Египте считали десятками, но значки обозначавшие числа, использовались только для разрядов. (Показ 4 слайда).

Древние греки были хорошими моряками и быстро усваивали знания, привезенные из других стран. В Древней Греции развивался демократический строй. Их умения рассуждать и доказывать повлияло на развитие страны и народов. (Показ 5 слайда).

(Показ 6 слайда). Именно в Греции появилось название науки арифметика (в переводе – простейшие действия, производимые с числами).

Первые мореплаватели передали эстафету открытий народам Европы. Без математики не могла развиваться ни одна наука, в которой требуется производить вычисления. (Показ 7, 8, 9 слайдов).

Первый славянский алфавит был создан Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита. Первые числа записывались с помощью этого алфавита. (Показ 10 слайда). (Показ 11 слайда).

Весь материал – смотрите архив.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Как люди научились считать и записывать числа" помогает познакомить детей с историей развития понятия числа, пройти и "пережить" весь тот исторический путь, который прошло человечество от операций с конкретными множествами предметов к числам и операциям над ними.

  1. Цель проекта
  2. История чисел
  3. Римские цифры
  4. Выводы

как люди научились считать и записывать ЧИСЛА

как люди научились

считать и записывать

Цель проекта Познакомить детей с историей развития понятия числа Пройти и “пережить” весь тот исторический путь, который прошло человечество от операций с конкретными множествами предметов к числам и операциям над ними.

Цель проекта

  • Познакомить детей с историей развития понятия числа
  • Пройти и “пережить” весь тот исторический путь, который прошло человечество от операций с конкретными множествами предметов к числам и операциям над ними.

Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями растений. Иногда ловили рыбу, охотились. Одевались в шкуры убитых зверей.

Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами.

Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями растений. Иногда ловили рыбу, охотились. Одевались в шкуры убитых зверей.

Первобытные люди не умели считать. И вот много тысяч лет тому назад древние пастухи стали делать из глины кружки – по одному на каждую овцу. Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по одному кружку каждый раз, когда очередное животное проходило в загон.

Первобытные люди не умели считать.

И вот много тысяч лет тому назад древние пастухи стали делать из глины кружки – по одному на каждую овцу. Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по одному кружку каждый раз, когда очередное животное проходило в загон.

Перекладывать глиняные фигурки с места на место было довольно утомительным занятием, поэтому им пришлось придумать общие названия для чисел. В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появились в виде зарубок на палках и костях животных, в виде узелков, завязанных на ремне или веревке.

Перекладывать глиняные фигурки с места на место было довольно утомительным занятием, поэтому им пришлось придумать общие названия для чисел.

В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появились в виде зарубок на палках и костях животных, в виде узелков, завязанных на ремне или веревке.

Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя, из выводка плавающих уток – одну птицу, из колоса с зернами – одно зерно.

Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех – против берлоги, трех – с одной стороны и трех – с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать. Названий чисел тогда еще не было, он показывал число на пальцах.

Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех – против берлоги, трех – с одной стороны и трех – с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать.

Названий чисел тогда еще не было, он показывал число на пальцах.

Пальцы сыграли немалую роль в истории счета, особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две- 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога - 15, две руки и две ноги - 20.

Пальцы сыграли немалую роль в истории счета, особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку.

Одна пятерня означала 5, две- 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога - 15, две руки и две ноги - 20.

I II III IV V VI VII VIII IX X 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 На руке человека пять пальцев. Чтобы не писать пять палочек, стали изображать руку. Однако рисунок руки делали очень простым. Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком : V , и этот значок стал обозначать цифру 5 . Потом к пяти прибавляли один и получали шесть. Вот так: VI, VII . А восемь записывали так: VIII . Четыре палочки долго пересчитывать, поэтому от пяти отнимали один и записывали так: IV . V

I II III IV V VI VII VIII IX X

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

На руке человека пять пальцев. Чтобы не писать пять палочек, стали изображать руку. Однако рисунок руки делали очень простым. Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком : V , и этот значок стал обозначать цифру 5 . Потом к пяти прибавляли один и получали шесть. Вот так: VI, VII . А восемь записывали так: VIII . Четыре палочки долго пересчитывать, поэтому от пяти отнимали один и записывали так: IV .

А как записать десять? Вы знаете, что десять состоит из двух пятерок, поэтому в римской нумерации цифру

А как записать десять?

Вы знаете, что десять состоит из двух пятерок, поэтому в римской нумерации цифру "десять" изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X. Иначе десять можно записать двумя пересекающимися палочками. Если рядом с X написать одну палочку справа - XI, то будет одиннадцать, а если слева - IX - девять.

В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек.

Для сотни придуман был крючок,

для тысячи – значок вроде цветка.

Выводы Людям долгое время не нужны были цифры – их заменяли им различные предметы. Даже после того как были придуманы названия цифр, люди не могли ими пользоваться, так как не умели писать.

Людям долгое время не нужны были цифры – их заменяли им различные предметы.

Даже после того как были придуманы названия цифр, люди не могли ими пользоваться, так как не умели писать.

Конспект урока по математике 3 класс,УМК Школа 2100,

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Цель: познакомить учащихся с историей развития понятия числа. Оборудование: учебник. Каждый этап развития прочитывается и разбирается коллективно. Урок составлен в соответствии с федеральным государственном образовательном стандартом начального общего образования. Данный конспект урока предназначен учителям начальных классов. Даны цели урока, предметные и метапредметные результаты,приведены различные формы организации деятельности обучающихся на уроке.


№ слайда 1

ПРАВИЛА РАБОТЫ В КОМАНДЕ!

№ слайда 2

ПРАВИЛА РАБОТЫ В КОМАНДЕ!


№ слайда 3

Арифметика каменного векаЗачем первобытные люди делали фигурки из глины? Приведи

№ слайда 4

Арифметика каменного векаЗачем первобытные люди делали фигурки из глины? Приведите примеры из жизни людей, когда использовался счет.

Числа начинают получать именаЧто заставило наших предков придумать названия для

№ слайда 5

Числа начинают получать именаЧто заставило наших предков придумать названия для чисел?Солнце, крылья, уши, глаза.


№ слайда 9


№ слайда 10

Сорок и шестьдесятКто считал по 6 десятков?Где сегодня встречается это число?

№ слайда 11

Сорок и шестьдесятКто считал по 6 десятков?Где сегодня встречается это число?

Сорок и шестьдесятКак у народов, пользующихся при счёте сотней, называлось больш

№ слайда 12

Сорок и шестьдесятКак у народов, пользующихся при счёте сотней, называлось большое количество чего-либо?

Операции над числамиНарисуйте диаграмму:А – множество пойманной рыбыВ – множеств

№ слайда 13

Операции над числамиНарисуйте диаграмму:А – множество пойманной рыбыВ – множество собранных кокосовВся добыча:АυВ

Операции над числамиЧто помогло людям узнать об умножении?Как называли умножение

№ слайда 14

Операции над числамиЧто помогло людям узнать об умножении?Как называли умножение?

Система счисленияЧто такое десятичная система счисления?Используя десятичную сис

№ слайда 15

Система счисленияЧто такое десятичная система счисления?Используя десятичную систему счисления и счёт пальцами, покажите число 352, 478, 360, 781, 979. Сколько человек понадобилось?

Система счисленияКакие системы счисления ещё существуют?Следы какой системы счис

№ слайда 16

Система счисленияКакие системы счисления ещё существуют?Следы какой системы счисления сохранились во Франции?Как во французском языке называется число 80? А 60?

Система счисленияЧто можете рассказать о числе 12?

№ слайда 17

Система счисленияЧто можете рассказать о числе 12?

Первые цифрыИспользуя обозначения чисел, которые придумали египтяне, запишите чи

№ слайда 18

Первые цифрыИспользуя обозначения чисел, которые придумали египтяне, запишите число:38281254234959124614

Первые цифрыЧто такое позиционная система записи чисел и зачем она нужна? Объясн

№ слайда 19

Первые цифрыЧто такое позиционная система записи чисел и зачем она нужна? Объясни используя запись:18 и 81

Первые цифрыВ чём особенность системы счисления вавилонян?

№ слайда 20

Первые цифрыВ чём особенность системы счисления вавилонян?

Первые цифрыКак в Древней Руси называли число 10 тысяч?Как назывался знак, котор

№ слайда 21

Первые цифрыКак в Древней Руси называли число 10 тысяч?Как назывался знак, которым обозначались числа?

Первые цифрыЧто использовали жители Древнего Рима для записи чисел?Как обозначит

№ слайда 22

Первые цифрыЧто использовали жители Древнего Рима для записи чисел?Как обозначить, например, числа 4, 9, 11? Какое действие при этом выполняется?

∞Что означает данный знак? Объясни запись: 1,2,3,…Что в Древней Греции считалось

№ слайда 23

∞Что означает данный знак? Объясни запись: 1,2,3,…Что в Древней Греции считалось самым большим числом?Что в мире ещё нельзя сосчитать?

1 буква – 18 1 буква – 18 2 буква – 283 буква – 404 буква – 455 буква – 306 букв

№ слайда 24

1 буква – 18 1 буква – 18 2 буква – 283 буква – 404 буква – 455 буква – 306 буква – 247 буква - 358 буква – 219 буква – 1610 буква – 3211 буква – 1212 буква - 14


№ слайда 25

Читайте также: