Как формировать осанку конспект

Обновлено: 30.06.2024

Лордоз – это физиологический или патологический изгиб позвоночника, при котором его выпуклость обращена вперед.

Осанка – это привычное положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.

Сколиоз – это искривление позвоночника вправо или влево относительно своей оси. Чаще всего встречаются сколиозы грудного и поясничного отделов позвоночника.

Сутулость – это одно из многих возможных нарушений осанки, деформации спины, возникающей в связи со слабостью мышц.

Основная литература:

  • Матвеев, А. П. Физическая культура. 3/4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015

Дополнительная литература:

  • Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 190 с.

Интернет-ресурсы:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Школьники растут, и в их организме происходит окостенение почти всех 206 костей скелета. Особенно активно формируются кости таза, кистей, предплечий. Позвоночный столб в это время очень чувствителен к различным воздействиям, т.к. его костная основа еще не сформирована.

Что же такое осанка?

Осанка – это привычное положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.

Важно добиться оптимальной осанки, которая будет максимально разгружать мышцы. Кроме того с помощью оптимальной осанки снижаются риски нарушений и отклонений, связанные с состоянием здоровья и развитием растущего организма.

Посмотрите, как выглядит здоровый позвоночник у человека с N осанкой


Естественные изгибы позвоночника очень важны. Они начинают формироваться уже в течении первого года жизни. Их основной функцией является распределение нагрузки, которая ложится на позвоночник. Кифоз – прогиб позвоночника назад, лордоз – прогиб позвоночника вперед.

Но изгибы позвоночника могут возникать и вследствие нарушения осанки. Это сколиоз и сутулость.

Сутулый человек отличается приподнятыми плечами, в которую втянута голова, и согнутой спиной. У человека со сколиозом одно плечо выше (или ниже) другого.

Сколиоз является серьезным заболеванием. Изогнутая часть позвоночника давит на нервы, отходящие к внутренним органам. Могут возникать боли в области спины и тех органов, к которым эти нервы подходят.

Существует множество упражнений для укрепления мышечного корсета. Мы покажем самые доступные и эффективные. Их можно делать и детям и взрослым.

Упражнения для профилактики нарушений осанки:

Упражнение № 1 Построение, ходьба с движениями рук, ходьба на носках.

Упражнение № 2 И. п. — основное положение. Поднимаем прямые руки вверх — вдох, опускаем — выдох (3–4 раза). Темп медленный.

Упражнение № 3 И. п. — основная стойка, руки на поясе. Сгибаем колени к животу и возвращение в исходное положение (3–4 раза каждой ногой).

Упражнение № 4. И. п. — основная стойка, гимнастическая палка в опущенных руках. Поднимание палки вверх — вдох, опускание — выдох (4–5 раз).

Упражнение № 5 И. п. — основная стойка, палка на лопатках. Наклон корпуса вперед с прямой спиной и возвращение в и. п. (4–5 раз). При наклоне корпуса — выдох, при выпрямлении — вдох.

Эта группа специальных упражнений позволяет вытягивать позвоночник, воздействовать на его деформированные отделы, а также укреплять мышцы живота.

Очень важно не только регулярно делать специальные упражнения, но и следить за правильным положением осанки и в обычное время. Необходимо слушаться родителей, когда они вам говорят, чтобы вы держали спину ровно. Это очень важно и сейчас мы узнаем, почему.

Правильная осанка – это залог отличного настроения и уверенности в себе. Попробуйте выпрямить спину, а потом сгорбиться. В каком состоянии вы чувствуете себя лучше? Видели ли когда-нибудь успешных людей со сгорбленной спиной? Нет, обычно плечи у них всегда расправлены, голова гордо смотрит вперед. Берите с них пример.

Помимо психологических преимуществ здоровая осанка приносит пользу и нашему физическому состоянию. Хорошая осанка позволяет увеличивать вместимость легких, за счет чего организм лучше обогащается кислородом. Позвоночник даже влияет на голос. Если у вас ровная спина, диафрагма открывается, и ваш голос лучше звучит.

И невозможно добиться красивой фигуры без здоровой осанки. С хорошей осанкой вы всегда будете выглядеть на 2-2,5 кг стройнее, и ваша одежда будет лучше на вас сидеть.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Осанка – это ____ положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.

Варианты ответа:

  • Обычное
  • Привычное
  • Необычное
  • Естественное

Решение. Осанка – это привычное положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.

Цель: расширение знаний детей о правильной осанке и профилактике ее нарушения.

Задачи:

Образовательные:

Упражнять детей в ходьбе и беге.

Формировать правильную осанку во время ходьбы.

Упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке с мешочком на голове

Совершенствовать ползание по гимнастической скамейке на ладонях и коленях.

Упражнять в подбрасывании малого мяча вверх и ловля после хлопка.

Закрепить умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед через гимнастические палки.

Учить действовать по сигналу воспитателя во время игры.

Учить самоконтролю за положением тела при выполнении двигательных действий.

Развивающие:

Формировать у детей активную позицию, направленную на укрепление и сохранение своего здоровья, выработки правильной осанки.

Развивать гибкость, пластику при выполнении общеразвивающих упражнениях.

Совершенствовать двигательные навыки и физические качества.

Развивать познавательный интерес к своему здоровью.

Воспитательные:

Приобщать к регулярным занятиям физической культурой.

Воспитывать морально – волевые качества: выдержку, уверенность в себе.

Совершенствовать двигательные навыки и физические качества.

Развивать познавательный интерес к своему здоровью.

Предварительная работа:

Беседа воспитателя с детьми об осанке; изготовление карточек с изображениями различных сказочных персонажей для формирования у детей представления об осанке.

Оборудование: 2 гимнастические скамейки, гимнастические палки по кол-ву детей, малые мячи по кол-ву детей, канат, мешочки на подгруппу детей.

Ход деятельности.

Мотивация. Осанка – это то, как мы сидим или стоим. Осанка очень важна не только для красоты, но и для здоровья всех органов человека.

-Посмотрите на картинки и скажите у кого из героев сказок правильная осанка.

(Золушка, Принц, баба Яга).

Ответы детей.

-А чтобы осанка всегда была красивой должны быть крепкие мышцы и кости. Воспитатель предлагает детям выполнить упражнения, которые укрепляют наши мышцы и кости, упражнения для общего укрепления организма.

Вводная часть.

Построение в колонну по одному. Проверка осанки и равнения. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Воспитатель:

Я повторяю по утрам:

Мой позвоночник гибок, прям!

Когда лежу, стою, сижу!

Нужно спину так держать,

Чтобы ровненько стоять.

Люди смотрят не дыша:

Ох, осанка хороша!

Разные виды ходьбы и бега

• в колонне по одному;

• на носках, руки вверху;

• на пятках, руки за спиной в замке;

• с фиксированной остановкой по сигналу.

• в колонне по одному;

• с захлёстыванием голени, руки на поясе;

• с выносом прямых ног вперёд;

• в чередовании с ходьбой.

Дети берут гимнастические палки и перестраиваются в 2 колонны.

Основная часть.

Комплекс ОРУ с гимнастической палкой.

"Палка вверх, к плечам". И. п. - стойка ноги на ширине ступни, палка внизу хватом шире плеч. 1 - палку вверх; 2 - сгибая руки, палку назад на плечи; 3 - палку вверх; 4 - палку вниз, вернуться в и. п.

"Переложи палку". И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки в стороны, палка в правой руке. 1 – руки перед собой, переложить палку в левую руку; 2 – и. п. ; 3 – руки перед собой, палку переложить в правую руку; 4 – и. п.

"Прогнись". И. п. - стойка ноги врозь, палка внизу. 1-2 - наклон вперед, палку вперед, прогнуться; 3-4 – и. п.

"Приседай и вставай". И. п. - стойка ноги на ширине ступни, палка внизу, хват на ширине плеч. 1 - присесть, палку вперед; 2 – и. п.

"Наклонись и коснись". И. п. - сидя на полу, палка – обычный хват сверху перед грудью. 1 – наклон вперед, коснуться палкой ступней ног; 2 – и. п.

Основные виды движений.

1. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед через гимнастические палки.

2. Подбрасывание малого мяча вверх и ловля после хлопка.

3. Ползание по гимнастической скамейке на ладонях и коленях.

4. Ходьба по канату боком приставным шагом, руки на поясе, с мешочком на голове.

Подвижная игра "Рыбки и акулы"

Выбирают водящего — "акулу", остальные дети — "рыбки". На сигнал: "Раз, два, три — лови!", дети разбегаются по залу, водящий их ловит. Чтобы спастись от погони "акулы", игроки останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.

Правила: разбегаться можно только после команды "Лови!"; если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий его ловит. Пойманные "рыбки" отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены).

Заключительная часть

Хватит спинушку качать, надо лечь и отдыхать.

Я на коврике лежу, прямо в потолок гляжу.

Лежат ровно пяточки, плечики, лопаточки.

Спинка ровная, прямая, а могла бы быть кривая.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!

Крепче кулачки сожмите, их повыше поднимите.

Воспитатель. – Сегодня на занятии мы с вами говорили о правильной осанке, при выполнении упражнений, в игре контролировали свою осанку. Давайте каждый день помнить о том, как нужно правильно стоять, ходить, сидеть, лежать.

Формирование правильной осанки у детей

Формирование правильной осанки у детей Дошкольный возраст – период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей ещё не завершено. Скелет ребёнка в большей.

Игры и игровые упражнения для формирование навыков правильной осанки у детей младшего дошкольного возраста. Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник. Именно он – опора всего организма.

Организация деятельности учителя-дефектолога по формированию правильной речи у детей раннего возраста средствами логоритмики Организация деятельности учителя-дефектолога по формированию правильной речи у детей раннего возраста средствами лого ритмики Речь детей.


Перестроение в движении в три колоны. Разложить маты.

2. Основная часть 30 мин.

1. И. п. – лежа на спине, руки вытянуты вперед:

1 – махом правой коснуться левой руки; 2 – опустить ногу.

3 –махом левой, коснуться правой руки;

4 – опустить ногу.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

План конспект урока во 2 классе по физической культуре МБОУСОШ №3

Раздел: Гимнастика

Тема урока: Упражнения для формирования правильной осанки

Цель урока: Укрепление мышечного корсета спины и коррекция нарушений осанки;

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения: фронтальный, игровой.

Задачи урока:

1. Развитие координационных способностей

2. Укрепление мышечного корсета спины

4. Воспитание дисциплинированности и трудолюбия

Место проведения: спортивный зал

Инвентарь: гимнастические маты, гимнастические палки, свисток.

Часть урока

Содержание урока

Дозировка нагрузки

ОМУ (организационно – методические указания)

Отметить отсутствующих. Обратить внимание на готовность к уроку. Инструктаж по ТБ

1.Ходьба в обход по залу:

- на носках, руки на поясе;

- на пятках, руки за голову;

- на внешней стороне стопы, руки на поясе;

- полу приседе, руки на коленях;

- в полном приседе, руки на коленях;

Голову держать прямо, смотреть вперед;

локти развести в стороны;

спину держать прямо, короткий шаг

2. Бег в колонне в среднем темпе.

Бег приставным шагом, руки на поясе: 1-4 правым боком,

3.Ходьба на восстановление дыхания:

1-4 руки вверх ладонями наружу-вдох;

5-8 руки опустить - выдох

Вдох выполнять носом, выдох ртом

4. Перестроение в движении в три колоны. Разложить маты.

Интервал – 2м; дистанция – 2м

1. И. п. – лежа на спине, руки вытянуты вперед:

1 – махом правой коснуться левой руки;2 – опустить ногу.

3 –махом левой, коснуться правой руки;

4 – опустить ногу.

Спину от мата не отрывать;

ногу в колене не сгибать

И. п. – лежа на спине, руки вверх.

1- 3- потянуть руки вверх, носки вытянуть

Выполнять в медленном темпе, туловище от пола не отрывать (натянуть мышцы как тетеву)

3. И. п. – лежа на спине, руки за голову.

1 - 3 –поднять обе ноги одновременно и держать угол 90°.

Спину от пола не отрывать,

держать угол, ноги не бросать, а выполнять упражнение спокойно

4.И. п. – лежа на спине, руки вверх, в замок:

1-2 – повернуться на правый бок,

5-6 – повернуться на левый бок,

Туловище держать прямо,

подбородок слегка касается груди,

5. И. п. – лежа на спине, руки за головой;

Спину от пола не отрывать,

голова лежит на полу, выпрямлять ноги в коленях

6. И. п. – лежа на спине.

1-2 – обхватить колени руками, сделать группировку,

3-4 – перекаты вперед-назад в группировке

Спина должна быть круглой, голова между коленей, каждая рука держит свою ногу

7. И. п. – лежа на животе, руки вверху. 1-3 – поднять одновременно руки и ноги вверх.

Ноги не разводить.

Голову отвести назад, стараться тянуть корпус

8. И. п. – упор, стоя на коленях:

1-2 – прогнуть спину, 3-4 – округлить.

Прогибая спину – голову отвести назад,

округляя спину – подбородок на грудь.

9. Упражнение на координацию:

На расстоянии 50 см разложить гимнастические палки а) прыжки через лежащую перед собой палку: 1 – вправо;

Спину держать прямо,

на палку не наступать

Дети стоят в кругу. В центре круга – ведущий, который крутит веревку. Дети должны перепрыгивать через нее, не наступая. Наступивший на веревку выходит из игры. Побеждает тот, кого не задела веревка.

Отметить самого внимательного, быстрого

2. Подведение итогов урока

3. Домашнее задание

4. Уход детей из зала.

Построение по сигналу учителя.

Оценить работу всех учащихся на уроке.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Сушкова Элина Александровна

Цели: формировать представление о правильной осанке, вырабатывать умения и навыки для укрепления позвоночника, учить заботиться о своем здоровье.

Планируемые результаты:

Личностные: - с помощью учителя определять и высказывать правила для поддержания и исправления осанки;

- осознавать необходимость заботы о своем здоровье и вырабатывать формы поведения, которые помогут избежать опасности.

Коммуникативные: - слушать и понимать собеседника;

- высказывать свои мысли;

Регулятивные: - проговаривать последовательность действий;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Организация класса. Психологический настрой.

Утром кто-то очень странный заглянул в мое окно,

На ладони появилось ярко-желтое пятно.

Это солнце заглянуло, будто руку протянуло

Тонкий лучик золотой.

И как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.

Определение темы. Основная часть

Быть здоровою должна

Наших школьников… (спина)



-Посмотрите на картинки. Какая Баба Яга? А Василиса? На кого приятней смотреть? Почему?

Информационная минутка. Беседа

- Давайте подумаем, может ли быть такое, чтобы брюки или платье сами стоять могли?

- Что нужно для этого сделать? (Повесить на что-нибудь)

Чтобы одежда не валялась, нужна какая-нибудь опора.

- Ощупайте свое тело. Что вы чувствуете под кожей? Во всех частях тела есть кости. Все кости составляют скелет – нашу опору. Все кости соединены между собой суставами. Но сами суставы двигаться не могут, их заставляют двигаться мышцы. В течение жизни кости у человека изменяются. У детей кости более мягкие, чем у взрослых. Поэтому часто бывают искривления, особенно позвоночника.

- Где находится позвоночник?

-Что нужно делать, чтобы кости не искривлялись и осанка была правильной?

- Дети, я приглашаю вас в сказочный лес. Там растут высокие стройные ели. Давайте покажем (руки вверх, на носочках, спина прямая).

А у елей есть сестры – елки. Они чуть пониже, но такие же стройные (дети принимают правильное положение тела в полуприседе).

А у елок есть еще сестрички – елочки. Они стройные, ровные, хоть и совсем маленькие (дети принимают правильное положение тела – прямые руки вдоль тела в полном приседе).

- Стало легче спине, дышится легко, изменится походка.

Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!

Советы доктора Айболита

Берегись болезнь любая: грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает добрый доктор … (Айболит).

(Используется ромашка, дети по очереди снимают

с доски лепестки с советами и зачитывают)

СИДИ ПРАВИЛЬНО ЗА ПАРТОЙ!

Вы, ребята, посмотрите: все ли правильно сидите.

Быть прямой должна спина, как гитарная струна.

Ноги вы соедините, прямо голову держите.

Ну, а, чтобы не устать, позу нужно поменять.

А минут так через 30 походить не полениться.

ЗАНИМАЙСЯ СПОРТОМ!

Чтоб успешно развиваться, нужно спортом заниматься.

От занятий физкультурой будет стройная фигура.

Нам полезно, без сомненья, все, что связано с движеньем.

Вот поэтому, ребятки, будем делать мы зарядку.

- Чтобы укрепить осанку, нужно кататься на велосипеде, на роликах, гулять пешком, на лыжах, на коньках.

СПИ НА ЖЕСТКОЙ ПОСТЕЛИ!

Береги свой позвоночник утром, днем и даже ночью.

Чтобы кости не болели, спи на жесткой ты постели.

- А почему нужно спать на жесткой постели?

СОБЛЮДАЙ РЕЖИМ ДНЯ!

Чтоб здоровье сохранить, организм свой укрепить,

Знает каждая семья, должен быть режим у дня.

Если будешь ты стремиться распорядок выполнять,

Будешь лучше ты учиться, лучше будешь отдыхать.

ЗАНИМАЙСЯ ПЛАВАНИЕМ!

ПРАВИЛЬНО ПЕРЕНОСИ ГРУЗЫ!

Груз тяжелый и большой не носи в руке одной.

Поровну распределяй в 2 руки и в путь ступай.

- А как лучше носить учебники?

ПРАВИЛЬНО ПИТАЙСЯ!

Знаем мы нужна всегда всем полезная еда:

Разные продукты – овощи и фрукты.

А для осанки, помни, дружок,

Очень полезный продукт – творожок.

- Рыба, чипсы, молоко, кефир, кока-кола, мясо, сок, суп, каша, сухарики, яйца. Творог, торты, овощи, конфеты, фрукты.

Мера нужна и в еде, чтоб не случиться нежданной беде,

Нужно питаться в назначенный час

В день понемножку, по несколько раз.

СЛЕДИ ЗА СВОЕЙ ПОХОДКОЙ!

Упражнение на укрепление осанки

Сели прямо, руки опущены.

На 1 – руки вверх, прогнулись.

На 2 – и.п. (3 раза)

Плечи подняли, расслабились.

Руки к плечам, поворот вправо.

И.п., поворот влево.

Мы осанку исправляем, спинки дружно прогибаем,

Вправо, влево мы нагнулись, плечи вверх, назад и вниз,

Улыбайся и трудись!

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко,

Смотрим влево, смотрим вправо, спинка ровная у нас,

А осанка – высший класс!

Изобразите с помощью осанки и мимики:

- уверенного в себе человека;

Я знал одного ленивого мальчишку. Когда он проходил мимо моей комнаты, я всегда мог догадаться, кто идет, хоть и дверь была заперта: только он волочил ноги по комнате, как дряхлый старичок.

А, когда он садился за книгу, на него жалко было смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сперва подопрет голову одной рукой, потом другой, и в конце концов, ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина.

- А почему? Только потому, что он не любил давать работу своим мышцам. Ребята идут трудиться – зимой на дворе снег разгребать, весной цветы сажать, осенью – новые деревья, он всякий раз найдет предлог, чтобы увильнуть. Даже на уроках физкультуры он вечно присаживался на скамейке у стены – у него, мол, на прошлой неделе был насморк, и он себя плохо чувствует.

Вот так и стал он молодым старичком.

- Хорошей осанки не будет у того, у кого слабые мышцы. Главный враг мышц – неподвижность, а лучший друг – движение.

Читайте также: