Изучение вселенной от коперника до наших дней 5 класс конспект урока и презентация

Обновлено: 04.07.2024

Проверка знаний прошлого урока
1) Сопоставьте представления древних о мире и их авторов:
2
1
3
2) Сходства и различия :моделей Птолемея и Аристотеля
в) твердые
г) Неподвижность
б) Земля в центре
прозрачные
Луны, Солнца, звезд
сферы
ж)способ
д) пять
е)шароДревние
Древние
вращения
Аристотель
планет
образность
шумеры
индийцыпланет
а)Неподвижная
Земля

Система мира по Николаю Копернику
• Много веков в науке о Вселенной господствовало учение
древнегреческого астронома Клавдия Птолемея
• Учение Птолемея принималось и поддерживалось церковью и
казалось истинным и неопровержимым.
• Но в результате развития торговли европейцы узнавали новые
страны и народы.
• Открытия мореходов Португалии и Испании в 14-16 вв.
изменили географическую карту. Люди поняли, как огромен мир, в
котором
они
живут,
а
кругосветное
путешествие
Фернана Магеллана окончательно доказало шарообразность
нашей планеты.

Система мира по Николаю
Копернику
Польский учёный Николай Коперник,
наблюдая за звёздами и планетами,
произвёл революцию в мировоззрении.
Он утверждал, что Земля обращается
вокруг Солнца. Этот вывод помогли
сделать
ему
труды
древних
и
современных мыслителей, а также
сложные математические расчёты.

Космология Джордано Бруно
Учение Коперника сразу же нашло
сторонников среди учёных XVI в. Они
распространяли
идеи
великого
астронома в своих странах, расширяли
и углубляли их.
Так, итальянский учёный Джордано
Бруно
считал,
что
Вселенная
бесконечна, она не имеет и не может
иметь единого центра.

Изучение вселенной Галлилео Галлилеем
Много сделал для развития учения Коперника и другой
итальянский учёный — Галилео Галилей.
В своих наблюдениях за небесными телами он впервые
использовал телескоп, который изготовил самостоятельно
(кто был изобретателем этого прибора, сейчас сказать
трудно).
Лучший телескоп Галилея давал увеличение всего лишь
в 30 раз. Но и этого было достаточно, чтобы увидеть
неровности на поверхности Луны и тёмные пятна на
Солнце.
Солнечные пятна не оставались неподвижными, они
перемещались по его поверхности, но всегда в одну
сторону. Напрашивался вывод, что Солнце вращается
вокруг собственной оси.

Большой вклад в изучение астрономии внёс
английский астроном Уильям Гершель (1792 - 1871).
Для того чтобы наблюдать за небесными телами,
Уильям Гершель в 1789 году изготовил самый
большой телескоп своего времени.
Благодаря своему телескопу Гершель наблюдал
туманности и кометы, изучал структуру Млечного
Пути.
Уильям Гершель прославился тем, что открыл
новую планету Солнечной системы — Уран ― и два
спутника Сатурна.

Проанализировав все полученные данные разных учёных, современная
наука предполагает следующую модель Вселенной:
• Вселенная не имеет границ.
• Никто не знает, где находится её
центр.
• Наша планета Земля входит в
состав Солнечной системы,
которая является частью
Галактики.
Солнечная система — это система планет, которая включает
в себя центральную звезду — Солнце, а также все естественные
космические объекты, вращающиеся вокруг Солнца.
Галактика — это система звёзд во Вселенной.

Что вы запомнили?
1) Основное отличие систем Коперника от
системы Птолемея? - центральный объект мира
2) Что открыл Дж. Бруно?
- Солнце это звезда, центр нашей
системы
3) Что открыл Галлилей?
- Солнце и Луна вращаются вокруг
себя. Спутники Юпитера
4) Что такое Вселенная?
- Космическое пространство и все,
что его заполняет
5) Что такое галактика?
- Гигантское скопление звезд

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: "Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней" Учитель географи.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: "Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней" Учитель географи.

Тема урока: "Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней" Учитель географии МБОУ КШ № 43 Евтушок В.А.

Тип урока. Комбинированный урок. Цели и задачи: - сформировать понятие «галак.

Планируемые результаты Личностные: формирование навыков организации своей дея.

Планируемые результаты Личностные: формирование навыков организации своей деятельности в группе Метапредметные: Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной. Предметные: научиться читать и понимать текст

Как люди в древности представляли себе Землю. Что общего было в их представл.

Как люди в древности представляли себе Землю. Что общего было в их представлениях? Чем их представления различались? 2. Как вы думаете, почему люди разных стран по-разному представляли Землю? 3. Попробуйте изобразить, как могли бы представлять в древности Землю люди, жившие в холодных районах Земли. 4. Какой древнегреческий ученый впервые предположил, что Земля не плоская, а имеет форму шара? 5. Как представляли себе систему мира великие ученые Аристотель и Птолемей? Что, по их мнению, находилось в центре Вселенной? 6. Какими методами географических исследований пользовались ученые древности?

Николай Коперник. (19 февраля 1473 г. – 24 мая 1543 г.) Польский астроном, с.

Николай Коперник совершил переворот в естествознании, разработав гелиоцентрич.

Николай Коперник совершил переворот в естествознании, разработав гелиоцентрическую систему мира: - Солнце является центром мироздания, что опровергало геоцентрическую систему мира Птолемея; - Земля имеет двойное движение: суточное вращение и годовое вращение вокруг Солнца; - космос бесконечен и все космические тела движутся по собственной траектории; - процессы в космосе объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.

 Гелиоцентрическая система мира Коперника

Гелиоцентрическая система мира Коперника

Галилео Галилей (1564 - 1642) Великий итальянский физик, математик, инженер.

Галилео Галилей (1564 - 1642) Великий итальянский физик, математик, инженер и астроном, один из основателей современного естествознания. Открытия Галилея в астрономии буквально потрясли современников. Они стали первыми доказательствами правильности гелиоцентрической теории Коперника, которую Галилей страстно защищал и пропагандировал, несмотря на жесткие гонения со стороны церкви. При набдюдении неба Галилей использовал совершенно новый инструмент - телескоп, который построил сам на основе только что изобретенной в Голландии зрительной трубы.

Галилео Галилей создатель первого телескопа (1609) с увеличением в 30 раз.

Галилео Галилей создатель первого телескопа (1609) с увеличением в 30 раз.


 Телескопические открытия Галилея

Телескопические открытия Галилея

Галилей открыл четыре спутника Юпитера (их называют галилеевскими). 7 января.

Галилей открыл четыре спутника Юпитера (их называют галилеевскими). 7 января 1610 года Галилей направил телескоп на Юпитер. К своему удивлению он заметил рядом четыре маленькие звездочки.

Суд над Галилео Галилеем. В 1632г. Галилей издает книгу «Диалог о двух главн.

Современные представления о строении Вселенной С тех пор прошло много лет. Чт.

Современные представления о строении Вселенной С тех пор прошло много лет. Чтобы создать современную модель Вселенной, трудилось не одно поколение ученых. - Потребовались новые методы исследования, полеты человека в космическое пространства. - Современнвая наука предполагает такую модель Вселенной: Наша Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью Галактики (гигантского скопления звезд). Наша и другие галактики , в свою очередь, образуют скопление галактик , а они - сверхскопления. Мир Вселенной очень многообразен и содержит бесчисленное количество небесных тел и их систем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по географии
в 5 классе (ФГОС)
по теме:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Рязанова Елена Владимировна, учитель географии МБОУ Тюменцевская СОШ

Тема урока: Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Цель урока: продолжить формирование представлений об изучении Вселенной

Развивающие – продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником и дополнительной литературой; совершенствовать навыки самоконтроля.

Воспитательные – воспитывать умение работать в парах (мини-группах), слушать и слышать друг друга.

Метапредметные – познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, определять основную и второстепенную информацию.

- регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней, оценивают достигнутый результат.

- коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умеют слушать и слышать друг друга.

Личностные – формирование навыков организации своей деятельности в группе.

Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

8. Тип урока: комбинированный.

9. Вид урока: Урок усвоения нового материала, практикум.

10. Формы работы: Индивидуальная, групповая (в парах), фронтальная.

11. Используемые ресурсы: География. Начальный курс, авторы И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, слайдовая презентация.

Технологическая карта

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы деятельности

Постановка темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока в ходе фронтальной беседы, после мотивационной установки (стихотворение, слайдовая презентация)

Отвечают на вопросы, анализируют ответы, формулируют свою точку зрения

Выделять существенную информацию из разных источников. Выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Актуализация знаний учащихся

Предлагаю вопросы на связь нового материала с ранее полученными знаниями: Что такое Вселенная, какие представления древних людей о Вселенной вам известны.

Отвечают на вопросы

Анализировать, выделять существенные признаки

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Высказывать своё мнение

Самоконтроль выполнения задания

Определять степень успешности выполнения работы.

Первичное усвоение новых знаний

Распределяет учащихся по группам (парам). Группы получают задания

Выполняют задания в группе

Исследование и отбор необходимой информации, её структурирование

Объединяются в группы, распределяют роли, взаимодействуют друг с другом при решении общей задачи

Работать в группе в разных ролях, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий в группах

Выдвигать версии, определять средства решения проблемы, планировать деятельность

Первичная проверка понимания

Предлагает учащимся продемонстрировать итоги своей деятельности

Представляют результаты своей исследовательской деятельности

Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать

Выслушивают ответы учеников, задают вопросы

Высказывать своё мнение, подтверждая аргументами, при необходимости отстаивать свою точку зрения

Самоконтроль выполнения задания

Определять степень успешности выполнения работы

Первичное закрепление знаний

Обеспечивает усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации

Отвечают на проблемные вопросы, анализируют ответы, формулируют свою точку зрения

Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать, сравнивать

Выслушивают ответы учеников

Высказывать свою точку зрения

Проводят самооценку своей деятельности на уроке

Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха

Анализирует деятельность учащихся. Предлагает учащимся произвести самооценку деятельности

Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать

Высказывать свою точку зрения

Проводят самооценку своей деятельности на уроке

Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха

Постановка домашнего задания

Определяет обязательный для всех уровень домашнего задания, а так же предлагает творческое задание.

Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку).

Далекие туманности клубя,

Всей красотою необыкновенной

Вселенная глядела на него,

И он глядел в лицо Вселенной.

Он лишь хотел всем только рассказать,

Что Солнце – это яркая звезда,

Вокруг которой движется Земля.

И на века осталась в памяти людей

Его непобедимая натура,

Что стоя в центре раскаленного костра

Он не отрекся от своих воззрений.

О чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( Учащиеся высказывают свое мнение)

Что вы знаете о Вселенной?

Какие представления о Вселенной были в древности?

Какие ученые древнего мира изучали Вселенную?

( Учащиеся высказывают свое мнение по всем предложенным вопросам)

Первичное усвоение новых знаний. Вступительное слово учителя.

Много веков господствовало учение о Вселенной Клавдия Птолемея. Оно принималось и поддерживалось церковью и считалось истинным и неоспоримым. Но рост городов, развитие торговли и ремесла позволили европейцам узнать много новых стран и народов. Расцвет мореплавания в XIV – XVI веках привел к открытию новых земель, а первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана стало одним из доказательств шарообразности Земли. Все это дало новые знания и новые представления о Вселенной, с которыми мы сегодня познакомимся.

Группы учащихся получают задание, знакомятся с ним, определяют время выполнения задания, распределяют роли и приступают к выполнению задания. Учитель во время выполнения работы помогает и корректирует действия учащихся.

Задания для групп.

Внимательно изучите пункт 1 (стр. 46-47) и попробуйте изобразить (схематично) модель Вселенной, предложенную Н. Коперником. Расскажите о ней.

Внимательно изучите пункт 3 (стр. 47-48) и определите, какой вклад в изучение Вселенной внес Галилео Галилей.

Первичная проверка понимания

Группы презентуют выполненные работы, учитель корректирует и актуализирует полученные знания. По ходу выступления групп демонстрируются слайды с портретами ученых.

Каждому учащемуся достается карточка с фамилией ученого (Н. Коперник, Д. Бруно, Г.Галилей, У.Гершель), слушая вопросы учителя, карточку поднимают те ученики, у которых карточка с фамилией ученого, о котором идет речь.

Кто утверждал, что центром мира является Солнце? (Н. Коперник)

Он увидел неровности на Луне и темные пятна на Солнце. (Г. Галилей)

Он считал, что Вселенная бесконечна. (Д. Бруно)

Он сделал самый большой телескоп. (У. Гершель)

Он говорил, что Солнце это центр лишь солнечной системы. (Д. Бруно)

Он открыл у Юпитера спутники. (Г. Галилей)

Он прославился открытием планеты Уран. (У. Гершель)

О ком говорилось в стихотворении в начале урока. (Д. Бруно)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выполнить задания в РТ на стр. 24-25 ( 1-4)

Выполнить задания в РТ на стр. 25 (5)

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Оценивание работы групп: учащиеся прикрепляют смайлик на доске рядом с номером той группы, которая наиболее хорошо, по их мнению, представила свою работу.

Презентация по географии 5 класс на тему

Много веков в науке о Вселенной господствовало учение Птолемея. Оно принималось и поддерживалось церковью и казалось истинным и неопровержимым. Но шло время, росли города, развивались ремёсла и торговля, европейцы узнавали новые страны и народы. .. . . . .. . .

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Как представлял Птолемей вселенную?

Как представлял Птолемей вселенную?

Как представлял Птолемей вселенную?

Много веков в науке о Вселенной господствовало учение Птолемея. Оно принималось и поддерживалось церковью и казалось истинным и неопровержимым. Но шло время, росли города, развивались ремёсла и торговля, европейцы узнавали новые страны и народы.

Открытия мореходов Португалии и

Открытия мореходов Португалии и

Открытия мореходов Португалии и Испании в XIV—XVI вв. изменили географическую карту. Люди поняли, как огромен мир, в котором они живут, а кругосветное путешествие Ф. Магеллана окончательно доказало шарообразность нашей планеты.

Цель урока: Изучить взгляды разных ученых на строение

Цель урока: Изучить взгляды разных ученых на строение

Изучить взгляды разных ученых на строение Вселенной

Изучение Вселенной Ученый Год Представление

Изучение Вселенной Ученый Год Представление

Человеком, которому удалось создать новую модель

Человеком, которому удалось создать новую модель

Человеком, которому удалось создать новую модель Вселенной, стал великий польский астроном Николай Коперник (1473—1543).

Презентация по географии 5 класс на тему "Изучение Вселенной от Коперника до наших дней"

Презентация по географии 5 класс на тему

Система мира по Николаю Копернику

Система мира по Николаю Копернику

1. Система мира по Николаю Копернику

Земля обращается вокруг Солнца. Центром мира, по убеждению Коперника, является Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей. Звёзды, по Копернику, неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Их вращение вокруг Земли кажущееся, и связано оно с тем, что наша планета сама вращается вокруг своей оси, совершая один оборот за 24 часа. Звёзды образуют сферу, которая ограничивает Вселенную

Презентация по географии 5 класс на тему "Изучение Вселенной от Коперника до наших дней"

Презентация по географии 5 класс на тему

Представление о Вселенной Джордано

Представление о Вселенной Джордано

2. Представление о Вселенной Джордано Бруно

Вселенная бесконечна, она не имеет и не может иметь единого центра. Солнце — центр Солнечной системы. Но само оно — одна из множества звёзд, вокруг которых обращаются планеты. Возможно, полагал Дж. Бруно, на них тоже есть жизнь. Да и Солнечная система пока полностью не изучена, не исключено, что в ней существуют ещё не открытые планеты.

Джордано Бруно (1548—1600)

Джордано Бруно (1548—1600)

Джордано Бруно (1548—1600)

Изучение Вселенной Галилео Галилеем

Изучение Вселенной Галилео Галилеем

3. Изучение Вселенной Галилео Галилеем.

Солнечные пятна не оставались неподвижными, они перемещались по его поверхности, но всегда в одну сторону. Напрашивался вывод, что Солнце вращается вокруг собственной оси. Больше всего поразило современников открытие Галилеем спутников Юпитера. Это доказывало, что не только вокруг Земли могут обращаться небесные тела.

Галилео Галилей (1564—1642).

Галилео Галилей (1564—1642).

Галилео Галилей (1564—1642).

Современные представления о строении

Современные представления о строении

4. Современные представления о строении Вселенной

Наша Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью галактики (гигантского скопления звёзд). Наша и другие галактики, в свою очередь, образуют скопления галактик, а они сверхскопления. Мир Вселенной очень многообразен и содержит бесчисленное количество небесных тел и их систем.

Презентация по географии 5 класс на тему "Изучение Вселенной от Коперника до наших дней"

Презентация по географии 5 класс на тему

Ученый Год Представление Николай

Ученый Год Представление Николай

Земля обращается вокруг Солнца. Центром является Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей

Вселенная бесконечна, она не имеет и не может иметь единого центра. Солнце — центр Солнечной системы

Неровности на поверхности Луны и тёмные пятна на Солнце. Не только вокруг Земли могут обращаться небесные тела. Галилей указывал на правильность учения Н. Коперника

Наша Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью галактики , галактики, в свою очередь, образуют скопления галактик, а они — сверхскопления

Ответим на вопросы: Чем система мира, созданная

Ответим на вопросы: Чем система мира, созданная

Ответим на вопросы:

Чем система мира, созданная Коперником, отличалась от системы мира по Птолемею?
Каковы заслуги Дж. Бруно в развитии взглядов о Вселенной?
Какой вклад внёс Галилей в изучение строения Вселенной?
Какую модель Вселенной предлагает современная наука?

Вывод: Долгое время в науке господствовало учение

Вывод: Долгое время в науке господствовало учение

Долгое время в науке господствовало учение Птолемея о Вселенной. Великий польский астроном Николай Коперник создал новую модель Вселенной, согласно которой центром мира является Солнце, а вокруг него обращаются Земля и другие планеты. Взгляды Коперника распространяли и развивали Джордано Бруно и Галилео Галилей. Согласно современным представлениям, Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью гигантского скопления звёзд — галактики. Галактики образуют сверхскопления — метагалактики. Вселенную составляет огромное число галактик.

Оцени себя сам Рядом с вашей заполненной таблицей поставьте себе оценку

Оцени себя сам Рядом с вашей заполненной таблицей поставьте себе оценку

Рядом с вашей заполненной таблицей поставьте себе оценку. Насколько правильно вы заполнили все колонки

Читайте также: