Русские народные игры конспект урока 1 класс музыка

Обновлено: 07.07.2024

1.Развитие и расширен ие музыкально - слушательско й деятельности.

Наглядность и об орудование: през ентация, народны е музыкальные

Музыкальный материал: живое ис полнение на фор тепиано и к ураи,

Уч итель1. Здрав ствуйте ребята, вы навер ное узнали какая песня

сейчас прозвучала. Народная или соз данная композиторо м?

Уч итель1. Да, пр авильно ребята. В кажд ой народной музыке мы

можем услышать свои черты , признаки того и ли иного народа.

А как вы думаете , каког о народа проз вучала музыка?

Уч итель2. Музыка – наш добрый д руг. Она входит в до м человека с

колыбельной песни мам ы, с первых минут его жизни. Она

сопровождает чело века во время празднико в и работы. Она

понятный всем яз ык, не требующий перевода. Музыка дает нам

почувствовать, что такое добро, красота, помогает стать бо лее

взрослыми и умными. Сегодня шний праздник м ы тоже посвящаем

народной музыке. М узыке наших далеких предк ов, котор ые

Учитель1.Раз на ш праздник начался с р усско й народной музыке, ей

и продолжим. А в ы внимательно следите за нашим п утешествием.

О музыке каких нар одов идет речь? И наша остановка Россия.

Сейчас вы услыш ите русскую народную ме лодию в обр аботке

великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.

(Биктимирова Д) Как вы думаете, ч то изобража ет музыка?

Уч итель2. Вы все прекрасно знаете , что у каждого наро да есть свои

народные музыкальные и нструменты. Какие же и нструменты

Уч итель1. А вот ребята русский народный костюм. Унучи - на ногах

Уч итель2. Вот уж е 457 лет как Башко ртостан присоединил ся к

Сейчас послушайте башк ирскую народную муз ыку и подумайте

чем она отличается от ру сского? Что можно делать под эту м узыку?

Учитель2. Правильно р ебята, под эту музыку танцуют. А какие

Уч итель1 . Курай, домбра,кубыз,дер евянный кубыз. Пр авильно

Учитель2.Башкир ский народ так ж е славится своим и народными

Уч итель2. Все на роды нашей стра ны любят танцевать, и вот наша

следующая остано вка Белоруссия . Сейчас внимательно послушайте

Уч итель2. У кажд ой страны есть св ои народные песн и, обычаи,

традиции, музык альные инструменты, на циональные кост юмы. А

сейчас послушайте музыка льное п роизведение и скажите, народ,

который сочинил эту музыку живет в наше й стране или за

(звучит вариации на швей царскую песню, в об работке Бетховена.

Уч итель1. Да реб ята это произведе ние называется «вариации на

немецкого композитор а, который написал это про изведение? А

Уч итель1. Прави льно ребята, это ведь Людвиг ван Бетхо вен. Хоть и

Бетховен жил в Гер мании он писал о наро де, ко торый жил рядом.

Вот как дружат люди все й земли. Уважают к ультура каждог о

Уч итель2. А сейчас перем естимся в Лит ву . Послушайте литовскую

Уч итель2. Кано н - означает од ну из форм музыкаль ного

произведения, в к оторой один голос пов торяет тему др угого,

И вот ребята пора нам возвращаться обр атно с нашег о

путешествия. И здесь нас жд ет русская народная песня « со вьюном

Уч итель 1. Ребят а а давай те и мы с вами попробуем разучить

Вот уже сколько лет наро дная музыка до сих пор звучит в наших

стенах. И каждый жите ль любой стр аны должен уважать музык у

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Музыка, 1 класс

Урок 6. «Как звучат, как выглядят и что исполняют

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Русские народные инструменты, группы народных инструментов (ударные, струнные, духовые), оркестр народных инструментов.
  2. Жанровое многообразие и тембровый колорит русской инструментальной музыки.
  3. Освоение приемов игры на элементарных народных инструментах.

Глоссарий по теме:

Оркестр русских народных инструментов – это коллектив музыкантов, играющих на русских народных инструментах: домрах, балалайках, гуслях, гармошках, баянах, свирелях, жалейках, рожках, свистульках, трещотках, бубнах и многих других. Оркестр народных инструментов – самостоятельный коллектив, но часто выступает вместе с народными хорами, танцевальными коллективами и солистами-исполнителями народной музыки. В этом случае он исполняет роль сопровождения песни или танца.

Оркестру народных инструментов подвластно исполнение музыки самых разных жанров. И не обязательно это будет музыка, специально сочиненная для музыкальных инструментов. Колыбельные, лирические, хороводные, трудовые, солдатские и другие народные песни очень выразительно звучат в исполнении оркестра.

Особое место в репертуаре любого оркестра русских народных инструментов занимают наигрыши. Наигрыши – это народная инструментальная мелодия, чаще плясовая. Такую плясовую мелодию называют плясовые наигрыши. Наигрыши исполняются на одном или нескольких инструментах, а также целым оркестром.

Ключевые слова

Русские народные музыкальные инструменты, ударные, струнные, духовые, щипковые, русская народная музыка, русская инструментальная музыка.

Основная и дополнительная литература по теме урока :

На уроке мы узнаем, как звучат и выглядят

русские народные инструменты;

научимся приёмам игры на них;

сможем понять музыку, которую они исполняют.

Основное содержание урока

  1. Первые русские народные музыкальные инструменты с незапамятных времён были распространены на Руси. Наши предки жить не могли без музыки! Как звучат, как выглядят и что исполняют русские народные инструменты? А что о русских народных музыкальных инструментах знаете вы?
  2. Давным-давно в жизни простых людей, появились народные инструменты. На протяжении многих веков и до наших дней, народные инструменты веселят, помогают пережить горе и всегда сопровождают людей на их жизненном пути.
  3. У человека есть голос, который может издавать певучие звуки разной высоты, а для того, чтоб мелодия звучала ритмично, человек хлопал в ладоши, издавал щелчки пальцами рук, шлепки по коленям, притоптывал ногами. Шлепки, щелчки, хлопки, притопы, - чем не ударные звуки?
  4. Первыми на Руси появились инструменты ударные и ударно-шумовые. С их помощью очень четко можно передать ритм музыки. Это - ложки, трещотки, погремушки, бубенцы, бубны. Это группа инструментов оправдывает свое название.
  5. Позже появились духовые инструменты: дудки, свистульки, свирели, рожки, а потом и флейта. При игре на таких инструментах, звук в них образуется при помощи воздуха, поэтому их называют – духовые.
  6. Еще позже люди научились делать струнные инструменты. Гусли, балалайка, домра. Звуки на этих инструментах издаются при колебании натянутых на них струн. Отсюда и название группы инструментов – струнные. Играют на них щипком, дергая за струну, поэтому второе их название более точное – струнные щипковые или просто щипковые.
  7. Первые музыкальные инструменты изготавливали из природных материалов. Подумайте, какой музыкальный инструмент можно было бы изготовить из тростника, из камыша? А как вы думаете, что могло быть струнами в первых струнных инструментах?
  8. Интерактивная игра на воображаемых музыкальных инструментах.
  9. В жизни музыкальные инструменты звучат не только по одному (сольно), но и исполняют музыку вместе: одновременно играют несколько одинаковых или разных инструментов. Такое исполнение называют ансамблевым. Ансамбль – это совместное исполнение музыкальных произведений группой музыкантов. Послушаем звучание русских народных инструментов в ансамбле.
  10. Первыми актерами-музыкантами на Руси были скоморохи. Они веселили и развлекали народ не только песнями, плясками и цирковыми номерами. В их умелых руках пели, звучали, звенели, свистели и играли разные народные инструменты. Без скоморохов не обходился ни один народный праздник. Их приглашали на различные торжества. Да и сами они устраивали праздники на площадях и ярмарках.
  11. В настоящее время - коллективы народных ансамблей и оркестров принимают участие в концертах, фестивалях и конкурсах исполнителей, как в нашей стране, так и за ее пределами.
  12. Теперь вы знаете, что русские народные инструменты делятся на группы. Вы узнали, как они выглядят, как звучат, что и где на них исполняют.

Разбор типового тренировочного задания

Подчеркни в списке русские народные инструменты:

Виолончель, ложки, гармонь, фортепиано, скрипка, рожок, контрабас, бубенцы, трещотки, балалайка, домра.

Виолончель, ложки, гармонь, фортепиано, скрипка, рожок, контрабас, бубенцы, трещотки, балалайка, домра.

Оценить 190 0

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа №33

Швец А. Ю., учитель музыки

Высшая квалификационная категория

2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

Цель ВПМ привить интерес к традициям рус. народа, к истокам народной культуры. Изучить жанры устного народного творчества, показать особенности жанра рус. нар песни, вызвать интерес учеников к жанру. Основные задачи здесь развить речь учащихся, воспитать нравственные ценности, уважение к традициям Родины, ее культурному наследию.

Краткая характеристика 3г класса

В классе 32 ученика (17 девочек и 15 мальчиков) разного уровня и способностей. У ребят класса хорошо сформирована учебная мотивация. Большинство считают музыку любимым предметом. Коллектив дружный, дети уважительно относятся к взрослым и друг другу. Ребята добрые, отзывчивые. В классном коллективе высокая познавательная активность и творческие способности. Своё творчество дети проявляют в мероприятиях школы и внеурочной деятельности.

Тема: Русские народные песни и игры

Цель:воспитатьинтерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа.

Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано, детские шумовые инструменты.

Планируемые результаты:

Личностные УУД

Ученик научится уважительно относиться к мнению окружающих, сравнивая его с мнением других. Понимать ценность русской народной музыкальной культуры. Эмоциональной отзывчивости на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения.

Метапредментные:

РегулятивныеУУД

Ученик научится организовать и оценить свою работу в группе, сможет осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.

КоммуникативныеУУД

Ученик умеет работать в команде, коллективе; вербализировать своё отношение по теме урока, построить оценочное суждение.

Познавательные УУД

Ученик анализирует объекты с целью выделения существенных признаков.

Предметные УУД

Ученик знакомится с особенностями хоровых и плясовых песен.

Ученик может исполнить русские народные песни, играть в русские народные игры, музицировать на детских шумовых инструментах.

сравнение, анализ, обобщение

словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения)

принцип непрерывного обновления (новизна учебного материала)

Приветствие. Организационный момент.

У.Сегодня к нам на урок пришла гостья из 1 кл. и приготовила сюрприз.

У. Давайте поблагодарим нашу гостью аплодисментами.

Постановка учебной задачи

У. Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке.

Открытие новых знаний

Ребята, давайте попробуем назвать некоторые жанры.

Д. Плясовые, хороводные, солдатские, трудовые, исторические, былины, колыбельные, обрядовые, календарные, шуточные, частушки, потешки.

Ну, а устное народное творчество, словесное, музыкальное и даже ремёсла, называется таким словом, как фольклор.

У.Слово хороводная состоит из двух слов: хор и водить. Что означает хор?

Д. Слаженное пение.

Д.- Двигаться, играть.

А знаете ли вы когда водили хороводы. Да и какими они собственно бывают?

У. Сейчас посмотрите на картинки и скажите, где по вашему мнению изображён хоровод.

У.На всех картинках изображены люди в движении. Но на одной не хоровод, а плясовая.

Итак: музыка, связанная с движениями образует 2 разных жанра.

Давайте разберёмся (открытие новых знаний)

Что Вы можете сказать о времени года?

У.В старину хороводные песни были связаны с календарными земледельческими праздниками и обрядами. Именно такими песнями открывались ежегодные весенние гулянья. Продолжались эти гулянья до осени, до праздника Покров.

Ну, а когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками, т. е посиделками. Хороводные песни там тоже исполнялись, только сам хоровод не водили, т.к. место не позволяло.

По характеру хороводы можно разделить накруговые и некруговые. А если в хороводе обыгрывается сюжет песни, то такой хоровод называютдраматическим.

Сейчас мы с Вами поиграем, а после игры Вы мне ответите на вопрос, в каких играх был круговой хоровод, где был хоровод шествие, а где был некруговой хоровод.

Первичное закрепление

Ответы детей. Можно в процессе игры.

Хороводы в которых читается рисунок называютсяорнаментальными.

Просмотр разных вариантов рисунков хороводов на слайде.

Ну а теперь займите в новом порядке свои места.

Народная музыка может быть народной, когда мы не знаем автора, а м. б. композиторской. Это когда композиторы используют в своих произведениях народные мелодии.

Мои помощники помогают раздать муз. инструменты.

Включение новых знаний в систему знаний.

Исполнение. Работа над пониманием дирижёрского жеста.

Музицирование на шумовых инструментах.

У. А Чем отличаются хороводные пени от плясовых?

Обобщение

Д. В хороводных умеренный темп, широкие плавные распевы. В плясовых чёткий ритм, акценты, быстрый темп.

В процессе беседы делаем выводы. В хороводных поют без аккомпанемента и с аккомпанементом. В плясовых аккомпанемент обязателен. Звучали плясовые песни в основном на гулянье для поднятия настроения или для совершения какого либо обряда.

Раздаются карточки с инструментами симфонического оркестра и народного. Выбрать народные инструменты и отметить. Группы потом могут поменяться.

Домашнее задание

Дома выписать в тетрадь загадку о любом музыкальном инструменте.

У. Сегодня на протяжении урока мы знакомились с творчеством русского народа. Напомните, что мы делали? Какие новые слова или знания Вы для себя открыли? Что понравилось?

Рефлексия

Ну а теперь покажите свою ладошку. Мы попробуем оценить свою работу.

Если вы считаете, что активно отвечали на вопросы, слушали ответы одноклассников и не перебивали, то загните один пальчик.

Если вы знаете, чем отличается орнаментный хоровод от драматического, то загните второй.

Если во время игр у Вас было хорошее настроение….

Если Вы музицировали от души…

Если для себя вы открыли новые слова или знания….

У.Ну, а я прощаюсь и желаю, чтобы музыка была верным Вашим спутником по жизни и помогала во всех начинаниях. До свидания, до новых встреч!

Количество участников нечетное. Выбирается водящий, остальные участники встают в пары. Парный хоровод движется вокруг водящего с пением:

Катюшенька черноброва. Вечор был я у тебя.

Ой, калина ли моя. Ой, малина ли моя.

Вечор был я у тебя, не признала ты меня.

Ой, калина ли моя. Ой, малина ли моя.

Не признала, не узнала, отсылала парня прочь.

Ой, калина ли моя. Ой, малина ли моя.

Отсылала парня прочь. На закате в тёмну ночь.

Ой, калина ли моя. Ой, малина ли моя.

На закате в тёмну ночь, дует буйный ветерок.

Ой, калина ли моя. Ой, малина ли моя.

Катюшенька черноброва. Вечор был я у тебя.

Ой, калина ли моя. Ой, малина ли моя.

В определенный момент (по желанию водящего) он громко топает ногой (хлопает в ладоши). Это является командой к тому, что каждый из участников должен покинуть свою пару и образовать новую пару. Оставшийся без пары, становится водящим.

Дети. Марома моя, Маромушка,

У Маромушки кисель да блины,

У хозяюшки горячи пироги.

Дети останавливаются.

Дети.Здорова ль, Марома?

Марома. Здоровенька!

Дети.А что ты делаешь?

Марома. Суп варю!

Дети снова идут по кругу и поют.

Дети. Марома моя, Маромушка,

У Маромушки кисель да блины,

У хозяюшки горячи пироги.

Дети снова останавливаются.

Дети.Здорова ль, Марома?

Марома. Здоровенька!

Дети.А что ты делаешь?

Марома.Клубочки мотаю.

Дети снова идут по кругу и поют.

Дети. Марома моя, Маромушка,

У Маромушки кисель да блины,

У хозяюшки горячи пироги.

Дети снова останавливаются.

Дети. Марома моя, Маромушка,

У Маромушки кисель да блины,

У хозяюшки горячи пироги.

Дети останавливаются.

Дети.Здорова ль, Марома?

Марома. Здоровенька!

Дети.А что ты делаешь?

Марома.Вас ловлю!(существуют разные модификации этой игры)

(Двое делают ворота-ловушку, которая опускается в момент окончания припевки, а все встают в цепочку и проходят через ворота многократно, пока ворота не захлопнутся и кто – то не попадётся. Тот кто попадается – встает к тем, кто делают ворота и так до тех пор, пока все не попадутся и останется один – победитель).

Утушка шла, моховая шла.

По камени, по камени.

Сама прошла, детей провела.

Само лучшего ребёночка оставила.

(На последних словах опускают руки и воротца захлопываются. Кто остался внутри - становится тоже воротцами. )

Все проговаривают. Ты ути, ути, ути. Ути некуда идти. Утя с миленьким детём распрощалася.

Эти и подобные игры способствуют созданию доброжелательной творческой атмосферы занятия, эмоциональному раскрепощению детей, сплочению группы. Практика подтвердила неизменно положительное отношение детей - участников занятий - к играм. В процессе занятий участники предлагают собственные модификации игр, что еще более способствует созданию дружелюбной атмосферы.

Литература и интернет

Форма организации учебной деятельности: работа всего класса, в группах, парах, индивидуально.

Музыкальное оборудование: народные инструменты, шумовые инструменты, ТСО, фортепиано, иллюстрации народных инструментов, одежда.

  • приобретение новых знаний в исполнительской и творческой деятельности;
  • развитие эмоционального отклика на исполняемые произведения;
  • овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • знать русские музыкальные инструменты;
  • уметь различать тембры инструментов русского народного оркестра;
  • приобретение навыков инструментального музицирования на материале фольклорных наигрышей и мелодий как факт представления о музыкальном наследии;
  • приобретение умений осознанно и эмоционально в музицировании относиться к музыкальному фольклору;
  • приобретение навыков и умений в воплощении музыкального образа в импровизации, сочинении.

1. Музыкальное приветствие учащихся и учителя.

Учитель: "Здравствуйте, ребята!" (звукоряд вверх - до, ре, ми, фа, соль первой октавы)

Дети: "Здравствуйте" (вниз по мажорному трезвучию от ноты "соль" - соль -ми-до)

Учитель: "Прозвенел звонок"

Дети: "Начался урок. Vivalamysikа!"

2. Музыкальная разминка.

Правильная осанка. Дети повторяют правило - сяду прямо не согнусь и за пение возьмусь.

Учащиеся выполняют упражнения на дыхание "Паровозик" - работа носом. Делаем вдох - выдох, затем темп постепенно ускоряем, как будто поезд набирает скорость.

Следующее упражнение: давайте представим, что дуем на горящую свечу так, чтобы пламя не погасло. Вдох, затем выдыхаем через рот, произнося, пропевая поочередно гласные И,Э,А,О,У, небо при этом приподнято наверх.

Далее выполняем упражнение на вибрацию губ по звукам мажорного трезвучия вверх и вниз по хроматической в диапазоне малой - третьей октав. Это поможет освободить от напряжения лицевые мышцы.

Следующее упражнение "Я пою - хорошо пою" (вверх до-ми-соль, вниз с опорой на квинтовый тон - соль-фа-ми-ре-до). Добиваемся чистого унисона.

3. Актуализация знаний.

Повторяем ранее выученные песни: "Песня о России", "Здравствуй, Родина моя".

Учитель: как вы думаете, о чем поется в этих песнях?

Дети: о нашей Родине.

Учитель: что эти песни объединяет?

Дети: светлое радостное настроение.

Учитель: как вы думаете, а что их отличает?

Дети: разный характер исполнения, в "Песни о России" есть запев и припев, а в песне "Здравствуй, Родина моя" только запев.

Учитель: да, песни очень отличаются по характеру исполнения. Назовите одним словом резкое отличие друг от друга?

Учитель: как вы будите исполнять эти песни? Что значит петь выразительно?

Учащиеся: "Песню о России" - плавно, мелодию вести к опорным звукам, в припеве тянуть длинные нотки, правильно брать дыхание между фразами. А песню "Здравствуй, Родина моя!" - поем в более быстром темпе, следим за дикцией, длинные нотки - тянем, слушаем, и в последнем куплете ярко поем "Здравствуй, Родина моя!".

Исполнение песен.

Тексты и ноты песен в Хрестоматии музыкального материала 2 класс.

Г.Струве, сл. Н.Соловьевой "Моя Россия" стр.6-7.

Разделы1-3. Формирование УУД:

Формирование и развитие вокально-хоровой культуры учащихся, приобретение опыта хорового пения на основе исполнения песен о Родине.

Планирование с учащимися способа достижения цели в исполнении песен о Родине с помощью учителя.

Формирование положительной мотивации к хоровому пению.

Слаженно работать в хоровом коллективе, общаться и взаимодействовать в процессе работы над песнями о Родине.

4. Определение темы урока. Постановка проблемы.

На столе у учителя представлены инструменты: баян, балалайка, шумовые инструменты. На доске вывешены иллюстрации народных инструментов.

Учитель: как вы думаете, как будет называться новая тема урока?

Дети: наверно русские народные инструменты, может быть разучивание народных песен.

Учитель: назовите эти инструменты?

Учащиеся перечисляют названия инструментов.

Учитель: тема сегодняшнего урока посвящена оркестру русских народных инструментов, разыгрыванию и разучиванию русских народных песен.

5. Новые знания. Формулирование проблемы. Оркестр народных инструментов.

Слушание (восприятие) музыки.

Звучит плясовая русская народная песня "Светит месяц".

Учитель: композиторская эта музыка или народная?

Учитель: как вы думаете, какой оркестр звучит симфонический или русский?

Дети: оркестр русских народных инструментов.

Учитель: почему вы так решили?

Дети: мы услышали голоса балалаек, баяна, домр, трещеток.

Учитель: в каком характере звучит музыка?

Дети: в радостном, веселом.

Учитель: какие народные инструменты вы еще знаете?

Дети: гармонь, свирель, рожок, ложки.

Учитель: на развороте учебника стр.54-55 вы видите изображения музыкальных инструментов, назовите их?

Дети: бубен, балалайка, гармонь, рожок, жалейка, гусли.

Учитель: как вы думаете, повторяется ли мелодия в русской народной песне "Светит месяц"? Изменяется ли она?

Дети: мелодия повторяется, но каждый раз звучит по новому.

Раздел 4-5 Формулируемые УУД:

  • Самостоятельно находить и формулировать тему урока.
  • Формировать и развивать интерес к народной музыки через ее восприятие.
  • Вступать в диалог со сверстниками и учителем при изучении темы "Оркестр русских народных инструментов".
  • Формирование чувства сопричастности к культуре своего народа.

6. Вариационное развитие. Решение проблемы. Практическое задание.

Учитель: вы правильно заметили, что мелодия повторяется несколько раз, но всякий раз изменяется, звучит по-разному изменение в инструментах, в подголосках, такое построение называется вариационным. Запишите в тетрадь. Вариационная форма. Строение - тема + 1-я вариация + 2-я вариация + 3-я вариация + 4-я вариация + 5-я вариация + 6-я вариации + 7-я вариация.

Выполним практическое задание. Играем в народном оркестре.

Учитель: чтоб слаженно играл оркестр, кого надо пригласить?

Дети: руководителя, дирижера.

Проводится игра в дирижера. Учащиеся выбирают дирижера.

Учитель: вот вы выбрали руководителя оркестра, что он должен делать, просто махать руками или:

Дети: он должен показывать, когда надо вступить тому или иному инструменту, группе инструментов, громче или тише сыграть, показать темп, характер музыки и т.д.

Итак, звучит запись "Светит месяц" и вы под руководством дирижера "исполняете" это произведение. Отдельно на нотном листе для дирижера, а для исполнителей расписана партитура инструментальных голосов.

Учащиеся имитируют исполнение народных инструментов.

Учитель: итак, если мелодия темы постоянно изменяется, то как называется такое развитие?

Дети: вариационное развитие.

7. Ритмическая партитура. Музицирование по партитуре.

Учитель: Что же такое партитура? Это особая нотная запись, которая объединяет голоса инструментов оркестра.

Учитель раздает шумовые инструменты.

Работаем по принципу от простого к сложному.

На доске заранее записана ритмическая партитура. В процессе разучивания партий детского оркестра четко выделяем первую долю (размер4/4).

  • верхняя строка - ложки,
  • средняя - равномерный пульс у маракас (ученики сами сделали из красивых баночек и бутылочек и насыпали горох, крупу),
  • нижняя - бубны.

Разучиваем каждую партию всем классом, затем класс делится на группы, обозначенные в партитуре и с каждой группой проходим партию, и только после этого пробуем все соединить.

Озвучивание ритмической партитуры, как и разучивание партий, происходит на фоне исполнения учителем голосом или на фортепиано "Светит месяц". Можно выбрать ученика - солиста.

Текст "Светит месяц" в приложении.

Аналогично этой работе проходит разучивание русской плясовой "Камаринская".

Учитель: какова цель ваших выполняемых действий?

Дети: через музицирование, разыгрываниемы узнаем особенности оркестровой партитуры, ритмические особенности каждой паритии, особенности вариационного развития, познаем тембры русского народного оркестра.

Раздел 6-7. Инструментальное музицирование.

  • Формирование новых знаний о вариационном развитии через пластическое и инструментальное музицирование.
  • Учащиеся учатся понимать цель выполняемых действий.
  • Формирование и развитие ритмического и тембрового слуха, чувства ансамбля в процессе коллективного музицирования русской народной песни "Светит месяц".
  • Формирование и приобретение опыта в процессе индивидуального музицирования.

8. Разучивание и разыгрывание песни.

Звучит запись русской народной песни "Калинка".

Учитель: как вы думаете это композиторская или народная песня?

Учитель: какому народу принадлежит эта песня?

Учитель: есть ли в этой музыке, помимо жанра песни еще другой жанра?

Дети: да, есть жанр танец, или точнее пляска.

Учитель: песня "Калинка" состоит из куплетов и припева. Контрастны ли они, аргументируйте?

Дети: Да, контрастны. Куплеты поются неторопливо, певуче, распевно, а припев передает удалой, веселый плясовой характер.

Учитель: меняется ли темп в припеве, если меняется, то как и зачем?

Дети: темп в припеве изменяется от медленного до быстрого, наверно, чтобы показать русскую удаль, задор.

Разучиваем текст с ритмическими хлопками.

Учитель: вы правильно подметили, что песня - пляска "Калинка" основана на контрасте ее частей. Хотите разыграть эту красивую русскую песню? Какие движения должны выполнять девочки, а какие мальчики?

Учащиеся работают в паре и размышляют над движениями, придумывают и обсуждают движения в этой песни - пляски.

Класс приходит к выводу, что девочки запевают первый куплет с движением раскрывающейся руки с платочком и поворотом головы, на слова ай-лю-ли, спать положите вы меня - руки сложить под ушком.

В плясовом припеве мальчики исполняют пружинку, подчеркивая стуком каблучков.

Второй куплет девочки исполняют со сложенными друг на друга руками (кисти рук на сгибах рук) с поворотами головы и рук вправо и влево.

Мальчики исполняют второй припев вприсядку.

Третий куплет запевает солист и обращается к девочкам поднимает к ним руку, а затем на второй фразе прижимает руку к своей груди.

Припев всем классом одновременно - девочки с притопом и выбросом вперед платочком, а мальчики пружинят с пристукиванием каблучков, тем самым подчеркивая ритмическую пульсацию.

Учитель: каков по вашему мнению исполнительский план?

Дети: запев медленно, плавно, припев в быстром темпе, четко выговаривая слова.

В последнем припеве можно изменить динамику, темп (постепенно нарастает).

Тест песни в приложении.

Раздел 8. Формулируемые УУД:

  • Формирование умений воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, движении, пластике на примере русской народной пенсии "Калинка".
  • Планировать свои действия при разыгрывании русской народной песни "Калинка"
  • Формирование умений общаться и взаимодействовать в процессе хорового воплощения музыкального образа русской народной песни "Калинка".
  • Формирование чувства уважения к народной песни, народным традициям.

9. Проводится игра "Угадай инструмент". Работа с карточками.

Звучат записи: "Во Кузнице", "Как под яблонькой", "Былинные наигрыши".

Раздать карточки трех цветов.

Красная карточка - гусли, если звучат гусли -дети поднимают красную карточку, если рожок -синию, если свирелька -оранжевая.

10. Играем в музыкальный театр. Сами сочиняем.

Проводится игра - сказка "Теремок". Распределяем роли, сочиняем мелодии, поем, проводим поиск характера звучание голосов, обращаем на интонационную выразительность воспроизведения мелодии.

Учитель: вам знакома русская народная сказка "Теремок"? Кто помнит ее начало?

Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

Учитель: Назовите действующих лиц?

Дети: Мышка-норушка, лягушка-квакушка, лисичка-сестричка, зайчик-побегайчик, волк-зубами щелк, медведь-большой шалун и петушок-золотой гребешок.

Учитель: перескажите диалоги между действующими лицами.

После чего каждый ученик в классе выбирает себе персонаж.

Учитель: Сочините небольшую мелодию-тему для своего персонажа.

Каким голосом ты будешь петь высоким, низким?

В каком регистре ты будешь петь? В высоком, низком, среднем?

Какой ты выберешь музыкальный жанр для своего персонажа? (танец, песня, марш)

Покажи, как двигается твой герой в этой музыкальной сказке.

Какой бы ты выбрал русский народный инструмент для сопровождения своего пения?

Спойте фразу "Я-:назовите себя, пустите меня в теремок".

А теперь разыграем музыкальную сказку "Теремок".

Учащиеся разыгрывают музыкальный спектакль.

Учитель: удалось ли вам правильно передать музыкальный образ при его вашем воплощении?

Раздел 10. Формулируемые УУД

  • Осуществлять первые опыты в сочинении, импровизации на текст сказки "Теремок".
  • Учиться сценическому воплощению героев музыкальной сказки.
  • Формирование умений оценивать свою творческую деятельность.
  • Формирование и освоение диалоговой формы в драматизации музыкальной сказки "Теремок".
  • Формирование и развитие личности ребенка на материале русского фольклора через исполнительскую и игровую деятельность.

11. Проверка знаний. Рефлексия.

Звучит в записи фрагмент "Камаринской" М.Глинки. Учитель: какой оркестр исполняет это произведение, русский народный или симфонический? (симфонический)

Найди ошибку. Слова заранее выписаны на доске.

а) Русские народные инструменты - это балалайка, гармонь, ложки, скрипка, гусли.

б) "Светит месяц" - украинская песня - пляска, русская народная песня - пляска, французская песня - пляска.

в) шумовые инструменты - это ложки, бубен, трещетки, домра, балалайка, свирель?

С какими русскими народными песнями познакомился на уроке? ("Светит месяц", "Калинка", "Камаринская")

В какой песне используется вариационное развитие? ("Светит месяц")

Аргументируй свой ответ (изменяется динамика, появляются подголоски, инструменты меняются и т.д.).

12. Заключительный этап урока. Видеоматериал.

В заключительной части урока предлагаю посмотреть фрагмент "Светит месяц" в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Читайте также: