Конспект занятия дефектолога с ребенком с дцп

Обновлено: 07.07.2024

Цели: развитие моторных навыков у ребёнка с ДЦП

Задачи:
1) коррекционно-развивающие — развитие общей и мелкой моторики; обучение детей выразительным движениям (мимике и жестам), ауторелаксации, учить чувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением, профилактика и коррекция осанки, коррекция зрения, развитие эмоций (радость, восторг, огорчение, испуг, усталость), снижение эмоционального напряжения; тренировка психомоторных функций (развитие зрительного восприятия и слухового внимания, воображения);

А потом мы с котом Хлопают в ладоши
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. Прыгают на месте
Много мебели в квартире.

Дети хором повторяют за дефектологом:
Красить комнаты пора,
Пригласили маляра,
Он приходит в старый дом
С новой кистью и ведром.

Взяли в руки кисть. Обмакнули её в ведро. Красим сверху-вниз, ещё раз; а теперь слева-направо, ещё раз. Следим глазами за рукой. Молодцы!

4. Итог занятия. Релаксация.
Беседа.
— О чем мы сегодня с вами говорили?
— Чем мы с вами занимались?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Развитие моторных навыков у ребёнка с ДЦП


Задачи:
1) коррекционно-развивающие — развитие общей и мелкой моторики; обучение детей выразительным движениям (мимике и жестам), ауторелаксации, учить чувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением, профилактика и коррекция осанки, коррекция зрения, развитие эмоций (радость, восторг, огорчение, испуг, усталость), снижение эмоционального напряжения; тренировка психомоторных функций (развитие зрительного восприятия и слухового внимания, воображения);

Ход занятия:

А потом мы с котом Хлопают в ладоши
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. Прыгают на месте
Много мебели в квартире.

Дети хором повторяют за дефектологом:
Красить комнаты пора,
Пригласили маляра,
Он приходит в старый дом
С новой кистью и ведром.

Взяли в руки кисть. Обмакнули её в ведро. Красим сверху-вниз, ещё раз; а теперь слева-направо, ещё раз. Следим глазами за рукой. Молодцы!

4. Итог занятия. Релаксация.
Беседа.
— О чем мы сегодня с вами говорили?
— Чем мы с вами занимались?

Ход подгруппового коррекционно-развивающего занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие. В путешествие отправимся мы не одни. Посмотрите, кто нас ждет? (животные - корова и белка)

- Давайте с ними поздороваемся.

- Корова и белка потерялись. Они очень хотят попасть домой, и просят вас помочь им.

Ребята, поможем нашим зверятам попасть домой? (Ответы детей).

Дефектолог берет в руки корову и спрашивает:

- Это кто? (корова). Корова – кто? (животное). А где живет корова? (на ферме). Кто заботится о корове, кормит и ухаживает за ней? (о ней заботится человек). Значит, какое это животное? (домашнее).

- Сейчас мы возьмем воздушный шарик и отправимся в путешествие. (Корову берет в руки один из детей, а белку – другой. Воздушный шарик вручается другому ребенку).

На воздушном шаре сейчас мы полетим,

Осмотрим мы всю землю.

Но что же там в дали?

Я вижу, вижу домик,

Скорей туда мы полетим.

Дефектолог и дети останавливаются у импровизированной фермы (корова, лошадь, свинья, овца, собака, кошка)

1. Основная часть.

- Вот и наша первая остановка. Ребята, куда же мы с вами прилетели? (На ферму). А кто живет на ферме? (Животные). Если эти животные живут рядом с домом человека, то, как мы их называем? (Домашние животные). Кто за ними ухаживает, кормит их? (Люди. Фермер). Правильно, ребята, на ферме живут разные животные и птицы. За ними ухаживает человек: кормит, поит их, готовит для них еду, лечит, если животные заболели. Давайте посмотрим, какие животные живут на этой ферме. (Дефектолог показывает по одному животному и задает индивидуальные вопросы). Амир, скажи, пожалуйста, как называется это животное? Диляра, кто это?

Мы с вами знаем стихотворение про домашних животных, вспомним его.

Раз, два, три, четыре, пять, Сжимание-разжимание пальцев

Как животных нам назвать? Повороты кистей рук

Самых близких, самых верных – Поглаживание рук

Каждый знает их, наверно. Хлопки руками

Лошадь, корова, собака и кошка. Загибают пальцы на левой руке

Как назовем их? Подумай немножко. Разводят руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих

В доме с хозяином дружно живут, Изображаем крышу дома над головой

Значит, домашними их все зовут.

- Ребята, что-то наши животные грустные. Что же у них случилось? Может, спросим у них? (Дефектолог делает вид, что слушает одно из животных). Ребята, животные мне сообщили, что их хозяин, фермер, отправился в город за продуктами и задерживается, а они проголодались. Животные просят нас накормить их.

- Но где же их еда? (Осматривается, ищет. Находит рядом с забором фермы корм для животных). Нашла! Скорее накормим домашних животных, чтобы им было тепло и сытно в морозный зимний день. (Дефектолог по очереди достает корм и задает наводящие вопросы, а дети кладут корм рядом с нужным животным) Ребята, что это? Кто этим питается? Вика, накорми корову и т. д. Какие вы молодцы! Всех животных накормили. Они вам говорят спасибо и просят еще немного с ними поиграть.

Дидактическая задача: развитие зрительной памяти и внимания.

Посмотри внимательно на домашних животных. Запомни, кто с тобой играет. Закрой глазки.

Дефектолог убирает одно животное.

- Открой глазки. Какое животное пропало?

Ребята, кого из животных мы оставим на ферме? Корову или белку? Почему?

Вот и нашли мы дом для коровы! Кому нам еще нужно найти дом? (Белке)

- Где живет белка? (Белка живет в лесу). Значит, какое это животное? (Дикое). Почему их называют дикими (Живут подальше от людей, строят себе жилище, добывают самостоятельно себе пищу).

Отправимся дальше в наше путешествие!

Возьмем шарик, белку и полетели!

Вот опять мы полетели,

Ручки тучками задели.

В лес зеленый мы спешим,

Поглядим, кто там живет.

Все вместе подходят к лесной опушке.

- Как вы думаете, куда мы прилетели? (В лес). Какие животные живут в лесу? (Дикие). Правильно, в лесу живут дикие животные. Почему их называют дикими? (Живут подальше от людей, строят себе жилище сами, добывают самостоятельно пищу).

Дефектолог обращает внимание детей на следы в снегу.

- Дети, а это чьи следы? Такие узкие и длинные. Может быть, медведя? (Ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что медведь зимой спит. Медвежьих следов зимой в лесу не встретишь. Это следы зайца.) Какое дикое животное еще впадает в спячку в зимний период? (Ёжик). Правильно, ежик всю зиму спит в своей норке. Его следов мы тоже не увидим зимой.

Дефектолог предлагает поискать зайца. Дети находят его под елкой на снегу.

- Почему мы сразу не заметили зайца? (Ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что заяц зимой стал белый и его не видно на снегу.)

Ребята, зайка долго сидел в сугробе и замерз, поможем ему согреться?

Педагог обращает внимание на другие следы: одни маленькие, другие побольше.

- Ребята, посмотрите, чьи это могут быть следы? (Волка и лисы). Где же они сами? (Видят их за деревьями) Волк и лисица спрятались, чтобы их не видели. Дикие животные не любят громких звуков и шума. Мы не будем их тревожить. Где же нам оставить белку? (На дереве. Там ее дом - дупло).

- Какие вы, ребята, молодцы. Нашли дома для животных. Теперь нам с вами пора отправляться обратно. Возьмемся за шарик и полетели!

На воздушном шаре обратно полетим,

Землю осмотрели, дружно поиграли!

Я вижу, вижу садик,

Скорей туда мы полетим.

- Вот мы и вернулись в наш родной детский садик! Ребята, давайте вспомним, каких животных мы с вами видели? (Диких и домашних). Где живут домашние животные? А дикие? В завершение нашего занятия я предлагаю вам еще раз расселить животных по домам : каждый из вас будет по очереди получать карточку с животным и находить его дом. Во время игры педагог задает наводящие вопросы, если дети затрудняются:

- Куда ты прикрепишь домашних животных? (на ферму)

- А диких животных? (в лес)

Какие вы молодцы! Спасибо за занятие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие направлено на развитие и коррекцию нарушенных функций у ребенка с диагнозом Детский церебральный паралич в форме двойная гемиплегия в сочетании с умеренной умственной отсталостью.

Государственное казенное стационарное учреждение

социального обслуживания Свердловской области

Логопед Липатова Лариса Валерьевна

Конспект индивидуального логопедического занятия

Характеристика ребенка, участвовавшего на занятии.

Занятие проводилось с ребенком с диагнозом: Органическое поражение коры головного мозга. Детский церебральный паралич в форме двойная гемиплегия. Умеренная умственная отсталость. Также отмечаются сопутствующие заболевания.

Мальчик самостоятельно не сидит, не ползает, ногами не передвигает. В руках отмечается сильная спастика, вследствие этого руки всегда напряжены, что затрудняет производить захват игрушек и предметов. Мимическая и артикуляторная мускулатура спастичная. Дыхание поверхностное, неритмичное. Ротовая и носовая дифференциация нарушена. Голос у ребенка истощающийся, сдавленный, напряженный. Речь фразовая. Фраза простая, аграмматичная, но понятна для близкого окружения. Все занятия с данным ребенком проводятся в сенсорной комнате. В ней находятся мягкие модули, которые принимают форму тела ребенка, вследствие чего он может находиться в вертикальном положении, а также сухой бассейн, благодаря которому происходит мягкий массаж всего тела и тело расслабляется.

Коррекционно-образовательные задачи

Формирование пространственных представлений у дошкольника с ДЦП.

Коррекционно-развивающие задачи

1. Развитие речи, перенос полученных знаний на словесный уровень, обогащение словаря ребенка.

2. Развитие представления предметов в пространстве: высоко-низко.

3. Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений:

- расширение поля зрения.

4. Развитие слухового восприятия:

5. Закрепление умения правильно называть цвета

5. Развитие моторных функций посредством расслабляющего массажа.

7. Развитие переключаемости с одного вида деятельности на другой.

Коррекционно-воспитательные задачи

1. Повышать интерес к занятиям через вызывание положительных эмоций.

2. Воспитание выносливости на занятии.

Оборудование. Ребристая дорожка, кочки с наполнителями, колечко Су Джок, мыльные пузыри, дудка, барабан, погремушка, колокольчик, ширма, волшебный коврик и материал на липучках: цветы, трава, солнышко, зайчик, птичка, бабочка, тучка; сухой бассейн, диск с пением птиц, вкладыши с транспортом.

Ход занятия

Шарик в руки я беру,

Ой, боюсь не удержу.

Ты скорей его возьми,

Свое имя назови.

Ребенок берет шарик с помощью логопеда и называет свое имя.


Общая разминка

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем весело шагать.

По дорожке топаем – топ, топ, топ.

И по кочкам прыгаем – прыг, скок, прыг, скок.

Логопед ведет ребенка по ребристой дорожке и по мешочкам с наполнителями.

Общий массаж рук

Руки смирно так лежат

И пока что тихо спят.

А теперь одна проснулась,

И тихонько потянулась.

Ручки наши растираем,

Ручки наши расслабляем.

Логопед делает расслабляющий массаж рук: поглаживание, мягкое пощипывание в замедленном темпе.

Пальчиковая гимнастика

Катя, Паша, Ваня, я

Вместе дружная семья.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем весело играть.

(Мягкие медленные движения каждого пальчика массажным кольцом Су Джок с постепенным увеличением силы давления на кольцо)

Массаж лица и шеи


(круговые движения вокруг глаз)

(мягкое пощипывание щечек)

(разглаживающие движения от центра к вискам)

(мягкие поглаживающие движения ушных раковин вверх и вниз)

(поглаживающие движения сверху вниз)

(логопед за локти потряхивает руки ребенка)

(логопед помогает ребенку поднять руки вверх)

Мимическая гимнастика

Мы умеем улыбаться.

Мы умеем огорчаться.

Мы умеем сердиться.

Мы умеем удивляться.

(Если у ребенка не получается выполнить упражнение, логопед помогает ребенку).

Дыхательная гимнастика

1,2,3,4,5 – будем пузыри пускать.

Ребенок надувает мыльные пузыри.

Логопед показывает музыкальные инструменты: дудка, барабан, погремушка, колокольчик. Ребенок называет их, выполняет с ними действия с помощью логопеда. Затем логопед убирает за ширму эти инструменты и играет на них. Ребенок должен узнать, какой инструмент играет.

Объявление темы (нацеливание)

Светит солнышко в окошко,

Тучки по небу плывут,

Цветочки выросли на травке,

Птички песенки поют.

Ребенок. Наверху: потолок, лампы, шар светящийся, солнышко, небо, тучки, птички летают, бабочки.

Логопед. Паша, а мы можем достать рукой то, что наверху? Правильно, не можем, потому что они высоко! А что у нас внизу?

Ребенок. Внизу: пол, игрушки, бассейн, кресло мягкое, дорожка, стол, рыбки, цветы, травка, зайчик, ковер.

Логопед. А мы можем предметы, которые находятся внизу потрогать рукой? Конечно, можем. Потому, что они низко! Молодец, Паша.

Логопед. У меня для тебя есть волшебный коврик. Мы с тобой сейчас его украсим. У нас есть предметы на липучках (цветы, трава, солнышко, зайчик,


птичка, бабочка, тучка). Ты будешь говорить, где находится

предмет, а я помогу тебе их приклеить на волшебный коврик.

Ребенок говорит, где находится предмет, какого он цвета и

прицепляет его на коврик.

Логопед. Посмотри, какая красивая картинка у нас получилась.


Пауза релаксации

Логопед предлагает ребенку полежать в бассейне

и послушать, как поют птички.

Закрепление материала

Читайте также: