Изобразительный характер формул волшебной сказки конспект урока 5 класс

Обновлено: 03.07.2024

6) развивать творческое воображение, умение анализировать, обобщать, сравнивать.

Планируемые результаты

знать жанровые особенности волшебной сказки;

анализировать сказки, опираясь на мировоззрение народа, на понимание его нравственных убеждений объясняя значение художественных образов, ключевых слов и понятий;

знать определение волшебной сказки, зачина, повторов, постоянных эпитетов, гипербол;

создать собственный текст, в котором выражались бы личные оценки и суждения.

Метапредметные:

понимать смысл и цель анализа прозаического произведения; анализировать собственные действия для достижения результата;

анализировать качество письменной речи;

участвовать в коллективном обсуждении;

композиционно грамотно формулировать высказывание в соответствии с заданной темой;

различать в письменном высказывании его композиционные части.

проявлять познавательный интерес к цели и способам решения учебной задачи, творчество в ее решении;

формировать умение самостоятельно составлять план решения учебной задачи;

стремиться самостоятельно приобретать знания;

совершенствовать умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

совершенствовать речевые умения,

объективно оценивать результат труда;

совершенствовать культуру речи.

Межпредметные связи: МХК (репродукции картин русских художников- классиков и современная живопись), русский язык (соблюдение грамматических, речевых норм при построении письменного высказывания)

Ресурсы урока: Коровина В. Я., Журавлев В. П.,Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. М.: Просвещение, 2014;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний

-Ребята, вспомните прочитанные вами сказки. Чем они научили вас?

-Как вы думаете, почему они интересны людям разного возраста?

-Какая сказка у вас самая любимая? Что вас в ней привлекает?

- Как начинается большинство прочитанных вами сказок? Как заканчивается? Как называются эти элементы композиции? Почему они важны?

Вспоминают известные им сказки, рассказывают, чем интересна каждая из них. Рассказывают о своей любимой сказке, отмечают ее особенности. Вспоминают термины сказка, зачин, развитие действия, кульминация, развязка, концовка, стилизация.

Высказывают своё понимание того, чему можно научиться, прочитав сказку. (5 мин)

Мотивация познавательной деятельности

Сегодня мы попробуем сочинить волшебную сказку вместе, подражая тем сказкам, которые вам известны. Как вы считаете, для чего современным школьникам понадобится это умение?

Как вы думаете, что нужно знать, чтобы написать сказку?

Какие вопросы, на ваш взгляд, нужно решить сегодня, чтобы написать интересную сказку? Сформулируйте вопросы и задайте их одноклассникам.

Вникают в цель и задачи урока, определяют виды деятельности, предлагают план действий.

Принимают участие в обсуждении вопроса о значимости умения сочинять самостоятельно волшебную сказку.

Ведут диалог с учителем, рассказывают о своём понимании того, какие

вопросы следует рассматривать при написании волшебной сказки.

Целеполагание

Предположите, что предстоит нам сегодня узнать нового, чему научиться?

Самостоятельно знакомятся с памяткой. Отмечают, какая информация им пока неизвестна, указывают, какие пункты плана показались особенно интересными.

Высказываются о том, чему они сегодня научатся. (5 мин.)

Организация познавательной деятельности

О каких событиях вы расскажете в сказке? Какие события произойдут с героем? С какой целью вы о них расскажете? Какие элементы языка сказки нужно включить обязательно? (Приложение 2). (Во время беседы демонстрируется презентация с картинами русских художников-классиков и современной живописью. Слайды переключаются автоматически, рассчитаны на 7 мин.)

Работают сначала фронтально, беседуя по предложенным учителем вопросам, потом в группах, коллективно составляя письменную работу. Проверяют согласно памятке, все ли композиционные элементы присутствуют.

Работают в группах, редактируя написанное.

Подведение итогов урока

Прочитайте свою сказку ребятам. Слушатель оценят написанное вашей группой произведение.

Читают сказку одноклассникам, осмысливают свои действия, оценивают, насколько удалось создать сказку, называют действия, без которых нельзя правильно выполнить задание (пользуясь приложением 1)

Рефлексия деятельности на уроке и домашнее задание

Чему вы сегодня научились? Где вам понадобятся эти умения? Хотели бы вы, чтобы вашу сказку услышали не только Ваши одноклассники, но и широкий круг читателей? Тогда дерзайте! Напишите свою волшебную сказку!

Предлагаю написать сказку дома индивидуально, взяв при желании за основу то, что было создано в классе коллективно.

Использованная литература

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Какие поступки совершает герой? 2. Какие черты характера присущи герою? 3.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1. Какие поступки совершает герой? 2. Какие черты характера присущи герою? 3.

1. Какие поступки совершает герой? 2. Какие черты характера присущи герою? 3. Как относятся к герою другие персонажи? 3. Чем вам понравился герой? ПЛАН-ХАРАКТЕРИСТИКА СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА

 ИВАН-ЦАРЕВИЧ И ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ

ИВАН-ЦАРЕВИЧ И ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ

Волшебные сказки - это свод народной философии, морали, этики, сокровищница р.

Волшебные сказки - это свод народной философии, морали, этики, сокровищница размышлений народа о разных явлениях жизни.

1. Старинные слова и устойчивые выражения; 2. Троекратные повторы; 3. Постоян.

1. Старинные слова и устойчивые выражения; 2. Троекратные повторы; 3. Постоянные эпитеты. СКАЗОЧНЫЕ ФОРМУЛЫ

Эпитет – это эмоционально-оценочное определение, подчеркивающее признак предм.

Эпитет – это эмоционально-оценочное определение, подчеркивающее признак предмета, создающий определенный образ. Постоянные эпитеты – это эпитеты, которые употребляются постоянно только в сочетании с одним определенным словом: добрый молодец, красная девица. Постоянные эпитеты характерны для произведений УНТ, в том числе и для сказок. СКАЗОЧНЫЕ ФОРМУЛЫ

Выучить термины: эпитет, постоянный эпитет; Выписать из сказки примеры: посто.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 252 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.02.2016 2955
  • PPTX 1.3 мбайт
  • 101 скачивание
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Бердник Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ребята, на прошлых уроках мы с вами знакомились с устным народным творчеством, другими словами, с фольклором.
Что же такое фольклор? (Ученики: фольклор – это коллективное творчество народа).
Какие бывают формы устного народного творчества (малые и большие).
Какие фольклорные жанры мы можем назвать малыми жанрами устного народного творчества? (колыбельные, пословицы, поговорки, частушки, потешки, пестушки, скороговорки, загадки).
А какие произведения мы относим к крупным фольклорным формам? (сказку).
Какие виды сказок вы знаете? (бытовые, волшебные, сказки о животных).

1. Все ли прочитали сказку? О чём в ней рассказывается?
2. Понравилась ли вам она? Что именно вам понравилось в сказке?
3. Каков сюжет сказки? Расскажите кратко о событиях, произошедших в этом произведении?
4. Как называется человек, который борется с врагами, защищает свою Родину, любит свой край? (патриот).
5.

Прочитайте 5 французских, 5 немецких сказок и найдите отличия их главных героев от персонажей русских фольклорных произведений.
видео 1

Урок 1
Литература как учебный предмет. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, оператор. Учебник литературы и работа с ним

Устное народное творчество

Урок 2
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора

I. Проверка домашнего задания
В начале урока один ученик может на доске написать план вступительной статьи учебника, а другой ученик перескажет обращение к читателям.


Содержимое разработки

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

муниципальное общеобразовательное учреждение

Конспект открытого урока по литературе

для 5 класса

Народная мораль в характере и поступках героев.


учитель украинского языка и литературы

повторить структурные элементы сказки, виды народных сказок;

учить анализировать и делать выводы, раскрывать тему и проблематику прочитанной сказки; характеризовать персонажей сказки; оценивать поступки сказочных героев и выражать собственное отношение к ним в развернутой форме;

развивать умения пересказывать, формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы,

формировать навыки работы с иллюстрациями и текстом, выразительного чтения;

воспитывать нравственные качества, эстетические чувства, интерес к произведениям устного народного творчества, формировать представления о подлинных ценностях.

Оборудование: учебник, иллюстрации, демонстрационный и раздаточный материал, цветные карандаши.

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку … (пять).

Девиз нашего урока: “ Пожелаем друг другу успеха!”

ІІ. Постановка цели и задач.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать над содержанием сказки. Нам предстоит определить мораль в характере героев, рассмотреть образ невесты-волшебницы.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

1.Беседа.

- Что такое сказка?

- Для чего нужны чудеса в сказках?

- Какие виды народных сказок вам известны?

- Расскажите о построении сказок.

- Назовите свойства сказки:

– особая композиция (зачин, счастливый конец),

– добро всегда побеждает зло,

– герою помогают волшебные помощники,

– прием троекратного повтора,

– особые речевые обороты.

- Есть ли в прочитанной сказке присказка? А зачин? Прочитайте его.

- Что такое постоянные эпитеты? Приведите примеры из сказки.

- Назовите любимых героев русских народных сказок.

- К какому виду сказок она относится?

- Назовите героев сказки.

- Кто из героев понравился вам больше всего и почему?

- Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?

Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов.

Василиса Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи Моревны, Елены Прекрасной.

Кощей Бессмертный – отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скрягой и скупцом. Вода сообщает Кощею сверхъестественную силу.

Баба Яга – персонаж восточных и западных славян, старуха, наделенная магической силой, ведунья. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей, летает в ступе. Часто в ее доме находится Кот, являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.

1. Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой.

3. Иван-царевич и Баба Яга.

4. Сватовство царевичей.

5. Приказы царя (испечь каравай хлеба, выткать ковёр за одну ночь, приехать на пир).

6. Спасение Василисы Премудрой.

4. Лексическая работа.

Объясните значение слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться.

Лытать - уклоняться от дела, бегать работы

Пытать – (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества

Кручиниться – горевать, печалиться

Тужить – горевать, тосковать, печалиться

Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый

Молвить – говорить, сказывать

Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо

Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь

IV. Анализ сказки.

Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.

В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с темным миром, болезнью, смертью).

-Почему второй лягушке удалось выжить?

- Где нашли невест старшие братья?

Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка: в танце Василиса, спрятавшая в рукав объедки, не просто творит мир, а оживляет, воскрешает: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого.

- Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам — испечь хлеб?

- Что особенного в этом описании? (Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике (с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка).

- Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой.)

Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта.

- Как они характеризуют героиню?

-Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших).

- У вас на столах листики с изображением каравая, разукрасьте его, пожалуйста, так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса.


- Каково второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками со­ткать ковер?

- Почему важно умение жены рукодельничать?

От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме (предметы интерьера), но и то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить ее.

- Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой (женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама).

Где кольнет иглой раз —
цветок зацветет,
где кольнет другой раз —
хитрые узоры идут,
где кольнет третий —
птицы летят.

-Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде? (Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.)

- Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?

- А сейчас, разукрасьте ковер, нарисованный на ваших листочках.


- Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему?

Имя появляется тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и ценность человека.

- Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)

- Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

- С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой? (Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)

- Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой? (Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим.)

- Почему царь трижды испытывает невесток? В чем смысл повтора?

Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближенные, в третий раз весь народ получает возможность оценить мастерство героини.

5. Литература и изобразительное искусство.



- Какой вы представляли героиню?

- Кому из художников удалось лучше передать ваши представления о Василисе Премудрой?

( Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки).

V. Итог урока.

1. Творческое игра “ Следствие ведут Знатоки”.

Задания для трёх групп.

1 группа: заполнить таблицу по композиции сказки.

Любая сказка состоит из композиции.

За тридевять земель, в тридесятом государстве

2 группа: распределить по видам сказочных героев.

– По характеру герои делятся на положительных и отрицательных
(Иван-царевич – Кощей Бессмертный).

– По обладанию волшебными способностями герои делятся на реальных и волшебных (царь, сыновья, жены –Царевна -лягушка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга)

3 группа: раскрыть особенности волшебной сказки.

(волшебный сюжет, волшебные герои, волшебные помощники, волшебный конец).
Волшебный сюжет, превращения Василисы Премудрой, выполнение заданий царя; волшебный конец (смерть Кощея от сломанной иглы); присутствие волшебного помощника (старый старик); волшебные герои – Баба-Яга, Кощей Бессмертный.

2. Обобщающая беседа.

- Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказках собрана народная мудрость.

- Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой сказки? С чего начались беды Ивана? (Сжег лягушечью кожу)

-Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу? (Расстроенный насмешками братьев и невесток, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок – захотел навсегда сохранить ей облик красавицы. С самого начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то, что ему попалась неказистая жена. Он всегда печален и горько ему выслушивать насмешливые речи братьев. Увидев же жену во всем облике красоты, Иван решил, что пришло время положить конец мучениям. В его поступке, разумеется, выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорченный ее безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души пожелал иметь жену-красавицу. Он мог полюбить лишь ее внешнюю красоту).

- Как поступил Иван?(Своевольно)

-Какие мудрые слова сказал ему старичок?(Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу! Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было).

- Почему звери помогали Ивану-царевичу? (Он их пожалел, и они его пожалели)

- Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?

- Русский народ даже такую пословицу сложил:

3. Тестирование.

Р) бытовая С) волшебная Т) о животных

2) Иван- царевич нашел свою стрелу:

К) в топком болоте Л) В боярском тереме М) на купеческом дворе

3) Все приказы царя Василиса Премудрая выполняла:

А) сама , так как была рукодельницей

Б) с помощью матушек, нянюшек и красных девушек

В) вместе с Иваном – царевичем

4) Отцом Василисы Премудрой является:

Е) Змей-Горыныч Ж) Чудо-Юдо З) Кощей-Бессмертный

5) Иван-царевич проявил по отношению к медведю , селезню , зайцу и щуке:

И) Равнодушие К) Милосердие Л) Презрение

6) Лягушка превратилась:

А) В царевну Б) В жабу В) В птицу.

КЛЮЧ : 1. С 2. К 3. А 4. З 5. К 6. А

VI. Домашнее задание (на выбор).

1.Написать письмо-пожелание одному из героев сказки.

2.Написать сенкан на выбор: Царевна-лягушка, Иван-царевич, царь, звери.

VII. Рефлексия. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

Читайте также: