Коммуникативная целесообразность уместность точность ясность выразительность речи конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Презентация на тему: " Коммуникативные качества речи Правильность Правильность Правильность Точность Точность Точность Выразительность Выразительность Выразительность Чистота." — Транскрипт:

1 Коммуникативные качества речи Правильность Правильность Правильность Точность Точность Точность Выразительность Выразительность Выразительность Чистота Чистота Чистота Богатство Богатство Богатство Логичность Логичность Логичность Уместность употребления Уместность употребления Уместность употребления Уместность употребления

2 Правильность речи – соблюдение, орфографических, орфоэпических, грамматических и лексико-грамматических норм русского языка. Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать. Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать. А. П. Чехов Виды речевой избыточности: Плеоназм ( упал вниз, главная суть, повседневная обыденность ). Плеоназм ( упал вниз, главная суть, повседневная обыденность ). Тавтология ( умножить во много раз ): Тавтология ( умножить во много раз ): а) Явная тавтология ( спросить вопрос ); а) Явная тавтология ( спросить вопрос ); б) Скрытая тавтология ( памятные сувениры ); б) Скрытая тавтология ( памятные сувениры ); в) Допустимая тавтология ( накрыть крышкой, период времени ). в) Допустимая тавтология ( накрыть крышкой, период времени ).

3 Точность речи – это точность словоупотребления, т. е. соблюдение орфоэпических, лексико-семантических и синтаксических норм русского языка Неправильность употребления слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. Первое свойство слога и Писарев, есть ясность. М. М. Сперанский Значением предмета; Значением предмета; Логикой мышления; Логикой мышления; Умением выбирать нужные слова. Умением выбирать нужные слова. Небрежное отношение к речи становится причиной досадных лексических ошибок. Небрежное отношение к речи становится причиной досадных лексических ошибок. Пример: Я хочу стать офицером, продолжить семейную династию ( вм. традицию ) – использование слов без учета их лексического значения. ( вм. традицию ) – использование слов без учета их лексического значения.

4 Неточность словоупотребления возникает, когда: - слова употребляются в несвойственном им значении; - контекстом не устраняется многозначность, а она порождает двусмысленность; - смешиваются омонимы, паронимы. Рост юных фигуристок стимулируется при помощи показательных выступлений (испр. Участвуя в показательных выступлениях, юные фигуристки совершенствовали свое мастерство ).

5 Выразительность речи – умение использовать все разнообразие синтаксических конструкций, значение стилистических свойств единиц языка и речи. Дневной вязью он ( народ ) плел недвижимую сеть русского языка : яркого, как радуга вслед весеннему ливню, местного, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. Дневной вязью он ( народ ) плел недвижимую сеть русского языка : яркого, как радуга вслед весеннему ливню, местного, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. А. Н. Толстой Тропы – слова,употребляемые в переносном смысле: Метафора – это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства ( Море смеялось ). Метафора – это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства ( Море смеялось ). Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности ( Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал ). Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности ( Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал ). Сравнения – сопоставление одного предмета или явление с другим для художественного описания первого ( Пустое, как синька, море ). Сравнения – сопоставление одного предмета или явление с другим для художественного описания первого ( Пустое, как синька, море ). Олицетворение – наделение неодушевленных предметов и явление природы признаками и свойствами человека ( Забормотал спросонья гром ). Олицетворение – наделение неодушевленных предметов и явление природы признаками и свойствами человека ( Забормотал спросонья гром ). Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого ( Мою любовь, широкую, как море, сместить не могут жизни берега ) Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого ( Мою любовь, широкую, как море, сместить не могут жизни берега ) Литота – образное выражение, уменьшающее размеры, силу, значения описываемого ( Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка ). Литота – образное выражение, уменьшающее размеры, силу, значения описываемого ( Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка ). Перифраза – описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или словосочетания ( унылая пора, очей о чарованья ). Перифраза – описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или словосочетания ( унылая пора, очей о чарованья ).

6 Чистота речи – соблюдение орфоэпических лексико- грамотических и т. д. норм русского языка. Мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова Паразиты (ну, так, значит, да, вот, понимаете и пр.) Нельзя Жаргонизмы ( язык староверов ) Жаргонизмы ( язык староверов ) Профессионализмы ( используется людьми с одной профессией ) Профессионализмы ( используется людьми с одной профессией ) Вульгаризмы Вульгаризмы Диалектизмы ( диалекты ) Диалектизмы ( диалекты ) Примеры: Вы бахорили, что я детина ( вятский говор – говорили ); Игнорировать – не замечать Игнорировать – не замечать Консенсус – согласие. Консенсус – согласие.

7 Богатство речи – это знание словарного и фразеологического фонда русского языка, умение использовать все разнообразие синтаксических конструкций, следование синтаксическим нормам. Да будет же часть и слова нашему языку, который в самородном богатстве своем течет как гордая, величественная река. Н. М. Карамзин Н. М. Карамзин Активный словарь современного образованного человека – Активный словарь современного образованного человека – 7–9 тыс. слов/ 11–13 тыс. слов. Словарь А.С. Пушкина – 21 тыс. слов. Словарь А.С. Пушкина – 21 тыс. слов. С. А. Есенина – 18 тыс. 890 слов. С. А. Есенина – 18 тыс. 890 слов. Шекспира – 15 тыс. слов. Шекспира – 15 тыс. слов.

8 Фигуры – обобщенное название стилистических приемов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном смысле. Антитеза – стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий ( Я царь – я раб, я червь – я бог ). Антитеза – стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий ( Я царь – я раб, я червь – я бог ). Анафора – повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф ( Только в мире и есть, что тенистый дремлющих кленов шатер. Только в мире и есть, что лучистый детский задумчивый взор ). Анафора – повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф ( Только в мире и есть, что тенистый дремлющих кленов шатер. Только в мире и есть, что лучистый детский задумчивый взор ). Градация – стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости ( Ему обещают пол мира, а Францию себе ). Градация – стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости ( Ему обещают пол мира, а Францию себе ). Оксюморон – стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого- либо нового понятия, представления ( И невозможное возможно, дорога долгая легка ). Оксюморон – стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого- либо нового понятия, представления ( И невозможное возможно, дорога долгая легка ). Рефрен – повторение строки или нескольких строк в конце строфы Рефрен – повторение строки или нескольких строк в конце строфы ( Ты все, что сердцу мило, с чем я сжился умом ; Ты мне любовь и сила ). Эллипсис – фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения (чаще всего глагола), который подразумевается из контекста ( Я - за свечкой, свечка - в печку ) Эллипсис – фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения (чаще всего глагола), который подразумевается из контекста ( Я - за свечкой, свечка - в печку ) Эпифора – фигура, противоположная анафоре, - повторения слова или словосочетания в конце стихотворной строки. Эпифора – фигура, противоположная анафоре, - повторения слова или словосочетания в конце стихотворной строки. ( Степям и дорогам, Не кончен счет ; Камням и порогам Не найден счет ).

9 Логичность – это качество, предлагаемое умение последовательно, непротиворечиво и аргументировано оформлять выражаемое содержание Человек мыслит словом. Человек мыслит словом. Мысль же есть та сила, которая движет жизнью, несерьезно Мысль же есть та сила, которая движет жизнью, несерьезно обращаться с мыслью есть грех большой. обращаться с мыслью есть грех большой. Лев Толстой Не говори всего, что знаешь, Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь но знай все, что говоришьпословица Законы логики: Законы логики: Закон тождества Закон тождества Предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным. Предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным. Неопределенность неконкретность подмен тезиса. Пример: В горах Памира продолжаются подземные толчки. Сегодня в 2 часа 25 минут по московскому времени жителей разбудило новое землетрясение. Пример: В горах Памира продолжаются подземные толчки. Сегодня в 2 часа 25 минут по московскому времени жителей разбудило новое землетрясение. Памир – горная страна в Средней Азии. Высшая точка Памира 7495 м. (из газеты) (из газеты)

10 . Закон противоречия Закон противоречия Не могут быть одновременно истинными два высказывания одно из которых что-либо утверждает, а другое отрицает. Пример: По результатам соревнования в прыжках с шестом в высоту самых высоких показателей добился С. Иванов. Не менее высокие результаты оказались у легкоатлетов из другого спортивного общества. Пример: По результатам соревнования в прыжках с шестом в высоту самых высоких показателей добился С. Иванов. Не менее высокие результаты оказались у легкоатлетов из другого спортивного общества. Закон исключенного третьего Закон исключенного третьего Если имеются два противоречащих одно другому суждения о предмете, то одно из них истинно, а другое ложно. Если имеются два противоречащих одно другому суждения о предмете, то одно из них истинно, а другое ложно. Пример: Все студенты вовремя сдали рефераты. А Петров не сдал реферат, т. к. не подготовил его. Пример: Все студенты вовремя сдали рефераты. А Петров не сдал реферат, т. к. не подготовил его. Закон достаточного основания Закон достаточного основания Чтобы признать суждение истинным, нужно обосновать свою точку зрения, доказать истинность выдвигаемых положений соблюдая последовательность и аргументированность высказываний. Пример: Книга – произведение печати в виде сброшюрованных, переплетенных вместе листов с каким - либо текстом. Пример: Книга – произведение печати в виде сброшюрованных, переплетенных вместе листов с каким - либо текстом.

11 Уместность – следование этическим нормам общения, коммуникативная компетентность, адекватный выбор темы общения, соблюдение речевого этикета и выбор речевых средств в соответствии с ситуацией общения Различают следующие аспекты уместности речи: Ситуативно-контекстуальные ( употребление языкового материала в зависимости от речевого общения, стиля высказывания, речевого окружения языковой единицы ); Ситуативно-контекстуальные ( употребление языкового материала в зависимости от речевого общения, стиля высказывания, речевого окружения языковой единицы ); Стилистически мотивированное употребление слов и словосочетаний; Стилистически мотивированное употребление слов и словосочетаний; Личностно-психологические ( внутренняя вежливость, тактичность, отзывчивость, заботливое отношение к собеседнику, умение в той или иной ситуации найти нужное слово, необходимую интонацию ). Личностно-психологические ( внутренняя вежливость, тактичность, отзывчивость, заботливое отношение к собеседнику, умение в той или иной ситуации найти нужное слово, необходимую интонацию ). Пусть ваша речь всегда будет содержательной, логичной, точной, ясной, правильной и выразительной. Будьте общительны и красноречивы !

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дисциплина: Русский язык.

Тема: Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Цель занятия: познакомить с основными требованиями, предъявляемыми к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Планируемые результаты:

Предметные: Способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Метапредметные: Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Норма времени: 2 часа

Вид занятия: Лекция объяснительная

План занятия:

1.Основные требования к речи: правильность, точность.

2. Основные требования к речи: выразительность.

3. Уместность употребление языковых средств.

Оснащение: учебник, рабочая тетрадь, таблица.

Литература: Антонова Е.С. Русский язык: учебник для студентов

профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и

специальности СПО. – М.: 2016. – 384 с.

Преподаватели:

Азарёнок Марина Юрьевна;

Кобылкин Андрей Олегович.

(материал лекции)

Тема: Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

1.Основные требования к речи: правильность, точность.

2. Основные требования к речи: выразительность.

3. Уместность употребление языковых средств.

1.Основные требования к речи: правильность, точность.

Для правильной, красивой речи характерны следующие свойства: точность, логичность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие) и уместность.

Точность связана со знанием предмета речи, значением слов, т. е. с культурой речи в целом.

Точность речи – это главным образом соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности или соответствие между общепринятым значением слова и его применением в речи.

Точность как качество речи связывается прежде всего с лексическим уровнем в системе языка, значит, точность речи можно понимать как соблюдение в речи норм словоупотребления, если нормы такие признавать.

Следует разделять два вида точности: точность предметную и точность понятийную.

Первый вид точности создается экстралингвистической (внеязыковой) связью речь – действительность. Она состоит в соответствии содержания речи тому кругу предметов, явлений действительности, которые речью отображаются. В речи должны быть четко представлены явления жизни, предметы и события действительности, о которых говорится. В связи с этим человек должен хорошо знать то, о чем он говорит.

Основными условиями, способствующими созданию точной речи, являются:

1) знание предмета речи;

2) знание языка, его системы, возможностей;

3) умение соотнести знания предмета со знанием языковой системы и ее возможностей в конкретном акте коммуникации. Следующее качество речи – логичность.

Логичность может нарушаться даже при строгом употреблении слов. Для того чтобы достичь логичности речи, необходимо добиться смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте.

Логичность связана прежде всего с синтаксической организацией как высказывания, так и текста. Логичность бывает двух видов:

1) логичность понятийная;

2) логичность предметная.

Суть предметной логичности – в соответствии смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная есть отражение структуры логичной мысли и логичного ее развития в семантических связях элементов языка в речи.

2) знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры.

2. Основные требования к речи: выразительность.

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя, т. е. речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной.

Выразительность зависит от разных условий. Среди них выделяют:

1) самостоятельность мышления. Стереотипное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться росткам выразительности;

2) неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит, к тому, что он говорит;

3) хорошее знание языка, его выразительных возможностей;

4) знание свойств и особенностей языковых стилей: художественного, научного, делового, публицистического, разговорного. Стиль накладывает свой отпечаток на средства языка;

5) систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Человеку необходимо учиться контролировать свою речь, отмечать выразительные и шаблонные моменты.

К выразительным средствам языка в первую очередь относят тропы и фигуры, а также вообще все единицы языка всех его уровней, начиная со звуков и заканчивая синтаксисом и стилями. Более выразительным может оказаться один звук, чем весь текст.

Для создания выразительности очень важна интонация

3. Уместность употребление языковых средств.

Другое коммуникативное качество речи – ее уместность .

Уместность – такая организация средств языка, которая делает речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме разговора, его логическому и эмоциональному содержанию, рассчитана на определенный состав слушателей.

Выделяют несколько видов уместности:

1) уместность стилевая;

Помимо уместности, на отдельных языковых уровнях выделяют уместность в определенных ситуациях речи.

Познакомить учащихся с основными качествами хорошей речи; формировать умения применять знания на практике; воспитывать уважение к русскому языку.

1.Создать условия для понимания и осмысления роли грамотной речи в жизни человека.

2. Содействовать осмыслению личной ответственности за состояние собственной речи.

3. Формирование грамотной, лингвистически развитой личности, умеющей владеть языком.

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Регулятивные УУД - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД - ориентироваться в своей системе знаний; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.

Личностные УУД - познавательный интерес; способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности; самоопределение; нравственно-этическая ориентация

Предметные: Развивать коммуникативные умения через работу над текстом (учить отбирать материал из разных источников, правильно выражать свои мысли, редактировать, совершенствовать высказывания); формировать умение анализировать текст, отдельные языковые явления;

Метапредметные: создание условия для формирования коммуникативной компетенции через понимание темы, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Основные понятия

Речь. Качества хорошей речи: правильность, чистота, богатство, точность, логичность, выразительность, уместность.

Организация пространства

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Знакомятся с картой результативности

- ознакомьтесь с критериями оценки деятельности учащихся на уроке

- Вы хотите произвести на окружающих впечатление культурного человека? Хотите, чтобы собеседник не потерял к вам интереса после первых минут общения? Ведь какими бы безупречными манерами ни обладал человек, как бы модно и красиво он ни был одет и причесан, с первых слов он может продемонстрировать окружающим уровень его речевой культуры.

Эти строки не утратили своей актуальности и сегодня.

Составьте предложение. Запишите в тетрадь.

Расставьте знаки препинания.

Обсуждают в группах

Культура речи - неотъемлемая часть общей культуры, так как речь человека - это его визитная карточка.

3.Формулировка темы урока.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Какова тема урока?

Речь. Качества хорошей речи

О речи, о том, какая должна быть речь

4. Работа по теме урока.

Найденные деньги они решили поделить на три половины. Солдат упал навзничь и разбил лицо. Если руки замерли, нужно одеть перчатки.

-Какими качествами должна обладать наша речь, чтобы ее можно было назвать хорошей?

Какую речь можно назвать чистой? Познакомьтесь со списком слов-паразитов, постарайтесь избегать их употребления в своей речи. Слова-паразиты не несут никакой информации и никак не влияют на содержательность речи. Это бессмысленные слова. Употребление в речи слов, лишённых смысловой нагрузки, превращает их в речевой мусор. Короче, гуляет князь Гвидон по берегу моря, а навстречу ему, прикинь, по волнам царевна-лебедь как бы плывёт.

Как определить, бедна или богата речь? Словарный запас А.Пушкина составлял примерно 21 тыс.слов, у современного взрослого образованного человека - примерно 10-12 тыс.слов. Однако немало людей, чей активный запас значительно ниже.

-Почему бывает так сложно найти в нашем родном языке, богатством и силой которого восхищались во все времена величайшие умы человечества, нужные слова для выражения своих мыслей? В чем отличие союза от альянса? Зачем иногда советуют прикусить язык, хотя это очень больно?

Логичность может нарушаться даже при строгом употреблении слов. Для того чтобы достичь логичности речи, необходимо добиться смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте.

В художественной речи важную роль в достижении выразительности играют тропы.

- Что такое тропы? Какие тропы вы знаете?

- Умелое употребление в речи пословиц и поговорок, крылатых выражений, фразеологизмов также позволяет делать речь более выразительной и богатой.

7. Какую речь называют уместной?

- Уместна ли речь героя в данной ситуации?

Выполняют упражнение. Проверяют.

Оценивают речь с точки зрения чистоты.

Инсценировка отрывка из пьесы Л.Н. Толстого "Власть тьмы"

Составляют предложения с паронимами.

Работа с тропами.

-Чем отличается речь правильная и хорошая?

Заполнить карту результативности

1.Подобрать фразеологизмы по темам: отношение к труду, личные достоинства и недостатки, владение языком, словом (использовать словарь)

Логичность речи

Логичность речи – ее структурно-смысловое качество, означающее организованность высказывания, всех его частей, в соответствии с законами логики и композиционной оптимальности. Логичность – это умение должным образом организовать последовательность текста, раскрытие проблемы или движение сюжета по схеме; а) введение (в устной речи – вступление) – 1/12 часть общего объема; б) развитие мысли в ходе основного рассуждения – 5/6 текста; в) заключение, сводящее воедино основные итоги или ставящее новую проблему, следующую из решенной. В конце обычно формулируется вывод или призыв, ради которого произносилась речь.

Точность речи

Точность речи – это максимальное соответствие тому содержанию и той форме, которые были запланированы говорящим и объективно характеризуют предмет и явление. Это умение представить предмет, действие и признак с максимальной полнотой без двусмысленности и возможности двоякого толкования. По традиции точность ставится на важное место среди речевых качеств, ведь возможность говорить точно предполагает высказывание достаточно полное и эквивалентное, а главное для человека – именно возможность оказаться правильно понятым.

Точность речи может быть предметной и понятийной (коммуникативной). Предметная точность обеспечивается тогда, когда говорящий превосходно знает предмет, о котором идет речь, когда его сведения широки многогранны. Точность понятийная – это высочайший уровень владения словом, речью, когда говорящий находит наиболее точное соответствие конкретного предмета привлекаемым словом, когда он для обозначения одного явления может подобрать множество пон6ятий, умеет по-разному рассмотреть его в различных аудиториях и разных ситуациях.

Таким образом, точность речи определяется:

-умением выбирать нужные слова.

Уместность речи

Уместность речи – сочетание грамматической правильности, целесообразности и точности с требованиями конкретной ситуации. Неуместно высказывание, содержащее в себе элементы чуждых друг другу стилей: халтурная деятельность, вдохновенный борзописец и др.

Уместность – и важнейший этический компонент речевой культуры, определяющий меру действенности, точности и логичности речи применительно к требованиям ситуации. Уместность речи – это оптимальные средства речевого поведения, в том числе во время публичного общения с учениками и слушателями. Среди критериев уместности речи выделяются те, который связаны с речевым этикетом. Речевой этикет – правила речевого поведения, позволяющие общаться, достигать при обоюдном согласии поставленных целей, актуальных для всех участников общения.

Под уместностью речи понимают строгое соответствие ее структуры условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностях автора и адресата.




Соблюдение уместности речи предполагает, прежде всего, знание стилистической системы языка, закономерностей употребления языковых средств в том или ином функциональном стиле, что позволяет найти наиболее целесообразный способ выражения мысли, передачи информации.

Действенность речи

Действенность речи – ее коммуникативное качество, заключающееся в возможности решить именно ту задачу, которую говорящий ставил перед собой и аудиторией. Это формирование общего восприятия, но именно такого, какое планировалось коммуникативным лидером и зависело от умения видеть и направлять реакцию аудитории.

Действенность речи зависит от трех моментов:

- силы убеждения говорящего (оратора, лектора); яркости создаваемых им картин и логики факторов;

- правильности и точности (культуры) его речи;

- ситуативной оптимальности его речи, то есть обращенности именно к тому, что наиболее остро волнует слушателей, и именно в тех словах, в каких хотели бы они об этом услышать и сказать сами.

Выразительность речи

Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Выразительность речи обеспечивается, прежде всего, ее фонетическими средствами: ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные оттенки речи.

Логичность речи

Логичность речи – ее структурно-смысловое качество, означающее организованность высказывания, всех его частей, в соответствии с законами логики и композиционной оптимальности. Логичность – это умение должным образом организовать последовательность текста, раскрытие проблемы или движение сюжета по схеме; а) введение (в устной речи – вступление) – 1/12 часть общего объема; б) развитие мысли в ходе основного рассуждения – 5/6 текста; в) заключение, сводящее воедино основные итоги или ставящее новую проблему, следующую из решенной. В конце обычно формулируется вывод или призыв, ради которого произносилась речь.

Точность речи

Точность речи – это максимальное соответствие тому содержанию и той форме, которые были запланированы говорящим и объективно характеризуют предмет и явление. Это умение представить предмет, действие и признак с максимальной полнотой без двусмысленности и возможности двоякого толкования. По традиции точность ставится на важное место среди речевых качеств, ведь возможность говорить точно предполагает высказывание достаточно полное и эквивалентное, а главное для человека – именно возможность оказаться правильно понятым.

Точность речи может быть предметной и понятийной (коммуникативной). Предметная точность обеспечивается тогда, когда говорящий превосходно знает предмет, о котором идет речь, когда его сведения широки многогранны. Точность понятийная – это высочайший уровень владения словом, речью, когда говорящий находит наиболее точное соответствие конкретного предмета привлекаемым словом, когда он для обозначения одного явления может подобрать множество пон6ятий, умеет по-разному рассмотреть его в различных аудиториях и разных ситуациях.

Таким образом, точность речи определяется:

-умением выбирать нужные слова.

Уместность речи

Уместность речи – сочетание грамматической правильности, целесообразности и точности с требованиями конкретной ситуации. Неуместно высказывание, содержащее в себе элементы чуждых друг другу стилей: халтурная деятельность, вдохновенный борзописец и др.

Уместность – и важнейший этический компонент речевой культуры, определяющий меру действенности, точности и логичности речи применительно к требованиям ситуации. Уместность речи – это оптимальные средства речевого поведения, в том числе во время публичного общения с учениками и слушателями. Среди критериев уместности речи выделяются те, который связаны с речевым этикетом. Речевой этикет – правила речевого поведения, позволяющие общаться, достигать при обоюдном согласии поставленных целей, актуальных для всех участников общения.

Под уместностью речи понимают строгое соответствие ее структуры условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностях автора и адресата.

Соблюдение уместности речи предполагает, прежде всего, знание стилистической системы языка, закономерностей употребления языковых средств в том или ином функциональном стиле, что позволяет найти наиболее целесообразный способ выражения мысли, передачи информации.

Действенность речи

Действенность речи – ее коммуникативное качество, заключающееся в возможности решить именно ту задачу, которую говорящий ставил перед собой и аудиторией. Это формирование общего восприятия, но именно такого, какое планировалось коммуникативным лидером и зависело от умения видеть и направлять реакцию аудитории.

Действенность речи зависит от трех моментов:

- силы убеждения говорящего (оратора, лектора); яркости создаваемых им картин и логики факторов;

- правильности и точности (культуры) его речи;

- ситуативной оптимальности его речи, то есть обращенности именно к тому, что наиболее остро волнует слушателей, и именно в тех словах, в каких хотели бы они об этом услышать и сказать сами.

Выразительность речи

Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Выразительность речи обеспечивается, прежде всего, ее фонетическими средствами: ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные оттенки речи.

Читайте также: