Изменения в политической системе в послевоенные годы 11 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

Какие изменения произошли в политической системе СССР в послевоенные годы?

1. Структура высших органов власти и управления. Победа в войне укрепила политическую систему, сложившуюся в СССР в предвоенные годы. Основными элементами системы были высшие органы власти во главе с И. В. Сталиным, партийно-государственные учреждения, управляющие страной, а также различные организации, обеспечивающие мобилизацию социально-политической активности советских граждан.

По Конституции, политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся всех уровней — от сельских до Верховного Совета СССР. Верховный Совет СССР считался высшим органом власти. Его депутаты избирались прямым голосованием раз в четыре года. После перерыва, связанного с войной, в 1946 г., а затем в 1950 г. были проведены очередные выборы в Верховный Совет. Прерогативой Верховного Совета, согласно Конституции, было формирование правительства. В марте 1946 г. Верховный Совет не только утвердил новый состав правительства СССР, но и изменил его название. Совет народных комиссаров был преобразован в Совет министров, что соответствовало названию правительства Российской империи. Этот символический отказ от терминологии революционной эпохи историки связывают с общим идеологическим поворотом в пользу традиционных российских ценностей, происходившим в послевоенные годы. Однако такие переименования не меняли политическую систему. Основные решения, определявшие развитие страны, как и прежде, принимались Сталиным.


Советский плакат 1946 г.


Советский плакат 1950 г. Объясните смысл плаката.

После XIX съезда партии в октябре 1952 г. (на нём партия была переименована в Коммунистическую партию Советского Союза — КПСС) Сталин провёл очередную перестановку в своём окружении. Главной новацией была ликвидация Политбюро и создание вместо него двух структур. Первая, формально заменившая Политбюро, называлась Президиумом ЦК КПСС. Если ранее в Политбюро избиралось 9 полноправных членов и 2 кандидата, то новый Президиум насчитывал 25 членов и 11 кандидатов. Расширение произошло за счёт более молодых и относительно неизвестных руководителей, опираясь на которых Сталин получал ещё большую свободу рук в отношении старых соратников. Не менее неожиданно Сталин предложил выделить в составе Президиума узкую руководящую группу — Бюро Президиума ЦК КПСС в составе 9 членов. При этом он заявил, что не считает возможным выдвигать в Бюро Молотова и Микояна. Более того, он публично обрушился на них с резкими обвинениями на пленуме ЦК, который состоялся сразу после XIX съезда.

Какие выводы можно сделать, проанализировав кадровые перестановки в стране?

В своей политике Сталин опирался на органы госбезопасности, контроль над которыми ни на минуту не выпускал из своих рук. Периодически в Министерстве госбезопасности проводились кадровые чистки, которыми Сталин руководил лично.

4. КПСС как основа советской политической системы. К концу 1952 г. в КПСС насчитывалось около 7 млн членов и кандидатов в члены. Партийный аппарат в центре и на местах управлял всеми сферами социально-экономической жизни общества. Главным орудием контроля было монопольное право партии на назначение руководящих работников всех уровней, что обеспечивалось системой так называемой номенклатуры. Каждый партийный комитет имел свой список должностей (номенклатуру должностей), на которые он подбирал кадры. Высшие гражданские и военные руководители входили в номенклатуру ЦК, т. е. утверждались непосредственно Политбюро или Секретариатом ЦК. Осенью 1952 г. номенклатура ЦК выросла до 53 тыс. должностей. Ступенью ниже располагалась категория номенклатурных работников, которых назначали ЦК компартий союзных республик, крайкомов и обкомов партии. В середине 1952 г. таких руководителей насчитывалось более 350 тыс. Свою номенклатуру имели горкомы, райкомы партии.

5. Государственный аппарат. Руководители и служащие значительного по размерам государственного аппарата осуществляли повседневное руководство страной, проводя в жизнь основные решения, принятые в центре. Огромными ресурсами распоряжались могущественные экономические министерства. Их приоритетом было строительство новых предприятий и наращивание производства. Министерства внутренних дел и государственной безопасности, прокуратура, суды обеспечивали поддержание правопорядка, а также проведение репрессий против инакомыслящих. Прокуратура наряду с органами партийного и государственного контроля проводила, кроме того, регулярную проверку деятельности государственного и хозяйственного аппарата. По материалам проверок нередко возбуждались уголовные дела против нарушителей.

Важную роль в советской политической системе играли профсоюзы. Фактически они являлись элементом государственного аппарата, выполняя важные социальные функции. На профсоюзы было возложено осуществление социального страхования, прежде всего выплата пособий по временной нетрудоспособности, управление сетью домов отдыха и санаториев. Профсоюзы должны были следить за условиями труда и соблюдением правил техники безопасности. Государственная молодёжная политика, как и в предыдущие годы, проводилась в значительной степени через ВЛКСМ. Комсомол объединял миллионы молодых людей и работал под руководством партийных органов. Партия, профсоюзы, комсомол осуществляли пропагандистскую работу, проводили кампании мобилизации населения, самой известной из которых было социалистическое соревнование за лучшие трудовые достижения.

6. Методы поддержания социальной стабильности. Во взаимодействии государства с населением широко использовались механизмы своеобразной советской демократии. Хотя граждане были фактически ограничены в основных политических свободах, они имели право жаловаться на злоупотребления чиновников и широко пользовались этим правом. Миллионы писем, заявлений и жалоб направлялись руководителям, включая Сталина, а также в партийные и государственные органы, в редакции газет. Изложенные в письмах факты должны были проверяться. В большинстве случаев жалобы отклонялись. Однако многие просьбы и предложения авторов писем удовлетворялись. Такая работа государства с заявлениями граждан выполняла важные политические функции, прежде всего снижала уровень социального недовольства. Как показывают письма, тяготы повседневной жизни люди чаще всего объясняли злоупотреблениями местных чиновников, которые обманывают высших руководителей страны.


Патриарх Алексий I (С. В. Симанский) во время богослужения. 1940-е гг.

В результате в лагеря, помимо закоренелых уголовных преступников, попадало много обычных граждан, тяжесть наказания которых не соответствовала опасности их преступлений или проступков.

На 1 января 1953 г. в лагерях, колониях, тюрьмах и спец-поселениях находилось 5,5 млн человек, или около 3% населения страны. Государство с трудом контролировало эту огромную систему. Для растущего числа заключённых не хватало охранников. В лагерях вспыхивали забастовки и массовые выступления. Падала производительность труда на хозяйственных объектах ГУЛАГа. Как показывают документы, руководители страны и Министерства внутренних дел всё больше осознавали необходимость изменения карательной политики и реорганизации лагерей.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

Думаем, сравниваем, размышляем

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

История, 11 класс. Урок № 3.

Тема – Изменения в политической системе в послевоенные годы

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

ГУЛАГ - подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами заключения и содержания в 1930—1960 годах.

Репрессии - наказание, карательная мера, применяемая государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя.

Космополиты - идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли.

Основная и дополнительная литература по теме урока :

История России. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.2. / М. М. Горинов, А.А.Данилов и др./; под ред. А. В. Торкунова. -М.; Просвещение, 2016. стр. 74- 78

Теоретический материал для самостоятельного изучения

После того, как весь партийно-государственный аппарат, был изменен, эти изменения вообще не затронули саму верхушку, лиц, которые всегда были рядом со Сталиным, которые во всем его поддерживали.

Самыми основными действиями в общественно-политической жизни после войны, стало укрепление репрессий, которые были под личным контролем Сталина.

После войны, в СССР не хватало профессиональных кадров, в самых разных областях всех сфер жизни. Для Сталина требовались новые люди, которые были бы профессионалами своего дела. К таким людям относятся Георгий Константинович Жуков и Константин Константинович Рокоссовский в армии, Николай Алексеевич Вознесенский и Алексей Николаевич Косыгин в народном хозяйстве, а партийными работниками стали Алексей Александрович Кузнецов и Николай Семенович Патоличев.

Опасаясь возросшей в ходе войны популярности военных, Сталин санкционировал арест маршала авиации Новикова Александра Александровича, генералов Павла Григорьевича Понеделина и Николая Кузьмича Кириллова, ряда сослуживцев маршала Георгия Константиновича Жукова.

Примеры и разбор решения заданий

1. Какому органу принадлежало особое место в укреплении тоталитарного режима?

1) органу надзора

2) репрессивным органам

3) антисоветской деятельности

4) восстановлению культуры.

Правильный вариант : 2) репрессивным органам

Варианты ответа :

Правильный вариант : 1) ГУЛАГа; 3) врагам

3. Решите кроссворд.

1. Как называли людей, обвиненных в низкопоклонстве перед Западом.

3. Последняя репрессивная кампания, проводившаяся по инициативе И.В. Сталина?


Урок знакомит с процессом формирования единовластия И. В. Сталина. Рассказывается о репрессиях в высшем руководстве страны и их последствиях. Рассматриваются функции главных органов государственного аппарата.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Изменения в политической системе в послевоенные годы"

Руководствуясь этим принципом, была сформирована номенклатура, которая, постепенно обособившись, стала элитой советского общества.

Далее вы подробнее узнаете о социально-политическом развитии СССР в послевоенные годы.

Вопросы занятия. Структура высших органов власти и управления. Единовластие Сталина. Перестановки и репрессии в высшем руководстве. КПСС как основа советской политической системы. Методы поддержания социальной стабильности.

На волне удачного завершения Великой Отечественной войны во внутренней жизни СССР укрепилась та политическая система, которая оформилась в довоенное время.

Основным законом страны была Конституция, действующая с 1936 года. В соответствии с ней политической основой управления государством, то есть представительными органами власти, были Советы депутатов трудящихся.

Из них низшими были поселковые и сельские Советы, а высшим – двухпалатный Верховный Совет СССР, депутаты которого избирались на 4-летний срок.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Советского Союза было правительство, которое формировалось Верховным Советом.

В послевоенное время советская идеология развернулась в сторону традиционных русских ценностей. В связи с чем из системы управления убиралась классовая и революционная символика.

Поэтому в 1946 году было реорганизовано правительство СССР. Его название было изменено с Совета Народных Комиссаров на Совет министров. А Рабоче-крестьянская Красная Армия была переименована в Советскую Армию.

После окончания войны пропала необходимость в чрезвычайных органах управления. Так, были упразднены Госкомитет обороны и Ставка Верховного Главнокомандования.

Однако такой поворот в идеологии не менял в корне политическую систему государства. Вся власть, как и ранее, была сосредоточена в руках Сталина и его ближайшего окружения.

Великая Отечественная война усилила морально-политическое единство советского общества, символом которого продолжал быть культ личности Иосифа Сталина.

Официально он занимал посты секретаря ЦК ВКП(б) и председателя Совета министров СССР. Однако, по сути, в государстве был установлен режим его личной диктатуры. Такие ключевые органы власти, как Политбюро (руководящий орган коммунистической партии), Совет министров, носили формальный характер.

Важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались неформальной руководящей группой Политбюро, которая играла совещательную роль при вожде.

К концу войны в неё входило пять человек – Вячеслав Михайлович Молотов, Георгий Максимилианович Маленков, Лаврентий Павлович Берия и Анастас Иванович Микоян.


Такие перестановки в окружении Сталина позволяли ему сосредотачивать власть в своих руках.

Немалую роль в укреплении личной власти вождя продолжали играть политические репрессии.


Это серия судебных процессов в конце 1940-х – начале 1950-х годов против всех государственных и партийных руководителей Ленинграда и Ленинградской области, которые обвинялись в намерении создать Российскую коммунистическую партию в противовес Всесоюзной.

После резкого усиления позиций Берии в руководстве страны против него также была начата кампания.

На нём произошли изменения в самой партии: Всесоюзная коммунистическая партия большевиков была переименована в Коммунистическую партию Советского Союза; упразднялось состоящее из 9 человек Политбюро ЦК ВКП(б), вместо него был создан Президиум ЦК КПСС из 25 человек.

Теперь в состав Президиума, кроме партийных деятелей, имевших авторитет и крепкие позиции у власти, вошли молодые и относительно неизвестные руководители, в результате чего Сталин получил ещё большую свободу действий.

Кроме этого, в составе Президиума Сталин предложил выделить руководящее бюро в составе 9 человек. В Бюро Президиума ЦК КПСС в 1952 году вошли Берия, Булганин, Ворошилов, Каганович, Маленков, Первухин, Сабуров, Сталин, Хрущёв.

В то же время на пленуме ЦК, который проходил после съезда, Молотов и Микоян подверглись резкой критике со стороны Сталина и в состав руководящего бюро они не вошли, хотя и являлись членами Президиума.

Как и ранее, все сферы жизни советского общества (политическая, экономическая, социальная) контролировались компартией. Осуществление такого контроля стало возможным благодаря монопольному праву партии на назначение руководящих работников всех уровней. Работники, занимающие руководящие должности, представляют собой так называемую номенклатуру.


Номенклатура – перечень руководящих работников, а также совокупность социальных институтов, с помощью которых эти люди поддерживают существующий социальный порядок.

Подбор кадрового резерва в партийные органы осуществлялся в соответствии с номенклатурными списками должностей. Высшие гражданские и военные руководители входили в номенклатуру ЦК, т. е. утверждались непосредственно Политбюро или Секретариатом ЦК.

Постепенно слой управленцев больше и больше обособлялся от остального общества, пробиться в номенклатуру было всё сложнее.

В послевоенный период в советской системе государственного управления ещё больше увеличился административно-командный аппарат, выросла власть номенклатуры.

Сформировался директивный стиль управления. Руководство огромной страной осуществлялось из административного центра в Москве, где принимались основные решения.

Кроме партии, важную роль в политической системе Советского Союза продолжали играть профсоюзы и комсомол.

Общественно-политическая жизнь в СССР была основана на так называемой советской демократии.

Ограничение политических прав и свобод в обществе, а также общее недовольство населения сглаживалось государством с помощью права граждан жаловаться на злоупотребления чиновников.

Сталину и другим партийным и государственным руководителям в редакции газет приходили миллионы писем. Большинство жалоб отклонялось, но многие из них были приняты к рассмотрению.

Кроме пропаганды, для поддержания стабильности в обществе советская власть продолжала использовать репрессии, хотя по сравнению с 1930-ми годами количество осуждённых по политическим статьям значительно уменьшилось.

Массовые аресты и депортации проводились в основном в западных областях Украины и Беларуси, а также в Прибалтике. Здесь в послевоенное время ещё продолжалась вооружённая борьба с бандитизмом и националистическими группировками.


Так, за хищение социалистической собственности было предусмотрено от 5 до 10 лет исправительно-трудового лагеря, за повторно совершённое хищение либо хищение группой лиц предусматривалось до 20 лет лишения свободы с полной конфискацией имущества.

С этого времени попасть на долгие годы в лагеря ГУЛАГа можно было даже за мелкие хищения, которые зачастую были следствием тотальной бедности населения в послевоенные годы.

Часто по законам от 4 июня 1946 года на длительное время лишались свободы женщины, имеющие на иждивении малолетних детей, инвалиды Великой Отечественной войны, подростки, люди престарелого возраста.


Такое положение вещей вызывало тревогу даже у некоторых представителей власти, руководителей судебных органов и прокуратуры. Они выдвигали предложения уменьшить сроки за мелкие хищения, однако никакие изменения в закон не вносились.

По состоянию на 1 января 1953 года в местах лишения свободы находилось 3 % населения Советского Союза.

Государству было очень сложно контролировать такое огромное количество заключённых, в лагерях было недостаточное количество охранников. В объектах ГУЛАГа всё чаще вспыхивали забастовки. Советская власть начала понимать, что необходимо вносить серьёзные изменения в систему исполнения наказаний.

Подведём итоги. В послевоенное время в СССР укрепилась та политическая система, которая оформилась в конце 1930-х годов. Из системы управления убрали классовую и революционную символику. Политбюро и Совет министров как органы власти носили формальный характер. Вся полнота власти была сосредоточена в руках Иосифа Сталина. Вопросы государственной важности принимались руководящей группой, состав которой постоянно менялся. Основой политической системы Советского Союза была коммунистическая партия. КПСС обладала монопольным правом на назначение руководящих работников всех уровней. Ужесточилась уголовная ответственность за хищение социалистической собственности. Для поддержания политической стабильности в советском обществе власть использовала пропаганду и репрессии.

1. СТРУКТУРА ВЫСШИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ.
Тоталитаризм — это система государственной власти, которая основана на
всеобъемлющем (тотальном) контроле государства над всеми сферами жизни общества
и человека.
– права и свободы человека имеют декларативный и формальный характер, четкие
гарантии их реализации отсутствуют.
– власть реализует одна партия, отмечается фактическое сращивание её
профессионального аппарата с государством, запрещается легальная деятельность
оппозиционных сил;
– преобладает монопольный контроль над экономикой, СМИ, культурой, спортом,
религией;
– насилие и принуждение становятся доминирующими методами управления;
– деятельность репрессивных органов государства почти бесконтрольна;
– политический и общественный плюрализм фактически ликвидируется;
– происходит централизация государственного управления в руках диктатора и его
окружения.

1. СТРУКТУРА ВЫСШИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ.
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
Депутаты избирались прямым
голосованием на 4 года (1946г., 1950г.)
СОВЕТ НАРОДНЫХ
КОМИССАРОВ СССР
1946г. СОВЕТ МИНИСТРОВ
СССР
- Отказ от терминологии революционной эпохи;
- Возвращение к традиционным Российским ценностям

3. ПЕРЕСТАНОВКИ И РЕПРЕССИИВ ВЫСШЕМ РУКОВОДСТВЕ.
Политические репрессии (от лат. repressio — подавление, угнетение) — форма
политического насилия применяемая государственными органами с целью
защиты и сохранения действующего правительственного режима.

3. ПЕРЕСТАНОВКИ И РЕПРЕССИИ В ВЫСШЕМ РУКОВОДСТВЕ.
В 1949-1952 гг. – ленинградское дело, в ходе которого были репрессированы руководители
Ленинградской партийной организации, включая первого секретаря Ленинградского обкома и горкома
ВКП(б) И.С. Попкова, выходцев из Ленинградской партийной организации -председателя Госплана Н.А.
Вознесенского, председателя Совета министров РСФСР М.И. Родионова и др.
1949г. – своих постов лишены В.М. Молотов и А.И. Микоян
1951г. – мингрельское дело, в отношении руководящих работников, выходцев из Мингрелии. Им
было предъявлено тяжкое обвинение в национализме и ориентации на Турцию. Дело было сфабриковано
по личному поручению Сталина и направленно против Л. Берии.
1952-1953гг. – дело врачей: уголовное дело против группы видных советских врачей, обвиняемых в
заговоре и убийстве ряда советских лидеров.
В 1952 г. состоялся ХIХ съезд ВКП(б). На съезде партия большевиков была переименована в КПСС.
ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(б)
ПРЕЗИДИУМ ЦК КПСС
БЮРО ПРЕЗИДИУМА ЦК КПСС
25 членов + 11 кандидатов
9 человек

5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ.
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
ПРОКУРАТУРА
СССР
СОВЕТ МИНИСТРОВ
СССР
- Министерство внутренних дел
- Министерство государственной
безопасности и другие
В 1948 г. возобновилась деятельность съездов общественных и политических
организаций (профсоюзов, комсомола, творческих союзов).

1. СТРУКТУРА ВЫСШИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ.
Тоталитаризм — это система государственной власти, которая основана на
всеобъемлющем (тотальном) контроле государства над всеми сферами жизни общества
и человека.
– права и свободы человека имеют декларативный и формальный характер, четкие
гарантии их реализации отсутствуют.
– власть реализует одна партия, отмечается фактическое сращивание её
профессионального аппарата с государством, запрещается легальная деятельность
оппозиционных сил;
– преобладает монопольный контроль над экономикой, СМИ, культурой, спортом,
религией;
– насилие и принуждение становятся доминирующими методами управления;
– деятельность репрессивных органов государства почти бесконтрольна;
– политический и общественный плюрализм фактически ликвидируется;
– происходит централизация государственного управления в руках диктатора и его
окружения.

Домашнее задание:
• Параграф 28
• Устно ответьте на вопросы 1-4 на стр. 91.
• Подготовьте устный рассказ-ответ на вопрос 4 (стр. 84).

Читайте также: