Пути решения глобальных проблем безопасности жизни на земле обж 11 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Проведенный обзор уже показал, в чём состоит существо глобальных проблем, вставших перед человечеством со второй половины XX века, и каковы пути их решения. Обобщим результаты обзора.

Реальный выход из положения, согласно исследованиям ведущих учёных, состоит в переходе цивилизации к устойчивому развитию, основой которого должно послужить восстановление биоты (флоры и фауны) в объеме, необходимом для поддержания устойчивости окружающей среды в глобальных масштабах. Необходимо сохранение естественной природы на большей части поверхности Земли. Необходимо уже сегодня ставить вопросы о создании заповедных материков и океанов, а не только о сохранении биологического разнообразия в ничтожных по своей площади заповедниках и зоопарках. Первым шагом в этом направлении может стать сохранение заповедной Антарктиды, которое интенсивно обсуждается во всем мире. Все это необходимо в дополнение к тем решительным, целенаправленным действиям человечества по стабилизации численности населения, по сокращению хозяйственной деятельности и материальных потребностей людей, которые следовали уже из анализа простой системы на моделях Форрестера.

Верхним уровнем систем, в рамках которых жизнедеятельность людей достаточно жёстко и устойчиво организована, является государство. Поскольку наличие многих самостоятельных государств, защищающих разнообразные культуры своих народов, поддерживает жизнестойкость человечества как вида, отмирания государства в ходе дальнейшего развития не ожидается. Государство может и должно решать не только текущие локальные задачи обеспечения своему народу безопасных и достойных условий жизни, но и стратегические задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности народа в масштабах и страны и мира. Ведь безопасность и народа и государства не может быть обеспечена, если биосфера будет продолжать разрушаться жизнедеятельностью человека. Общие задачи выхода из глобального кризиса могут быть решены только совместными усилиями государств мира, сосредоточивших основные ресурсы общества.

Однако, как подчёркивали учёные Римского клуба в своих докладах, и организованные усилия государств будут безрезультатны, если каждый человек, каждый житель Земли, не изменит своих целей и характера своей жизнедеятельности – не построит в своём сознании нового мировоззрения, соответствующего устойчивому развитию. Это мировоззрение должно строиться на осознании необходимости ограничения целей и характера своей жизнедеятельности (в первую очередь, ограничения в предпринимательстве и рождаемости), на осознанном участии в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

Повестка дня на XXI век

Краткое содержание документа по предотвращению мировой катастрофы и переходу к устойчивому развитию, принятого на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992):

1. Разъяснительная работа: люди должны получить ясное представление об опасностях, которые угрожают им и их потомкам.

2. Объединение усилий по согласованным программам устойчивого развития.

3. Разработка программ государствами с учетом национальных особенностей.

4. Согласованное сокращение военных расходов.

5. Реализация мер по стабилизации численности населения Земли.

6. Борьба с голодом, бедностью и болезнями по международных программам.

7. Распространение миропредставления, ориентированного на духовные интересы, ограничение ценностей потребительства.

8. Использование стихийной интеграции человечества в интересах перехода на устойчивое развитие.




9. Борьба за развитие научных исследований. Только наука может найти пути к безопасному и жизнестойкому будущему. XXI век либо станет эпохой расцвета науки, либо последним веком мировой истории.

Хартия Земли

Проект Хартии Земли посвящён выявлению общечеловеческих ценностей, он опирается на общепринятые научные знания, на мудрость и всеобщие ценности, лежащие в основе главных мировых религий, на национальные разработки. В России обсуждения проекта политологами, экологами, общественными деятелями, молодёжными и женскими организациями велись с 1997 по 2002 год. Проект Хартии Земли создавался Международным комитетом с 1987 года и обсуждался 15 лет на региональных форумах в более чем 50-ти странах мира.

Краткое содержание Хартии Земли:

I. Исходные позиции:

Мы вступили в критический момент нашей истории, когда человечество должно выбрать своё будущее.

Человечество есть часть огромной развивающейся Вселенной. Благополучие людей зависит от сохранения биосферы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате двух революций — промышленной (XIX в.) и научно-технической (XX в.) — преобразование природной среды достигло такого уровня, когда биосфера во многих случаях уже не способна постоянно восстанавливать и компенсировать свои потери. С целью исследования возникающих проблем планетарного масштаба и привлечения к ним внимания мирового сообщества А. Печчеи* создал в 1968 г. Римский клуб, объединивший деятельность авторитетнейших людей мира.

Римский клуб — это неформальная организация, проводящая международные научные конференции и творческие дискуссии, стремящаяся работать в интересах всего человечества. Привлекать внимание общественности и правительств к вопросам, которые волнуют мир сегодня, к прогнозам ближайшего и отдаленного будущего. Римский клуб насчитывает свыше 100 независимых экспертов — деятелей науки и культуры, бизнесменов, политических и общественных деятелей из 53 стран мира. В своё время Римский клуб заказал исследования авторитетным учёным в вопросах экологической безопасности. Как выяснилось, проблемы глобальной безопасности не решаются с помощью отдельно действующих экологических программ. В результате был сделан вывод, что во избежание глобальной катастрофы человечество должно выработать и реализовать программу действий, обязательную для всех государств и наций.

Пути решения глобальных проблем безопасности жизни на Земле

Подготовил: Васютин а.м. ОБЖ 11. (П.2).

В результате двух революций — промышленной (XIX в.) и научно-технической (XX в.) — преобразование природной среды достигло такого уровня, когда биосфера во многих случаях уже не способна постоянно восстанавливать и компенсировать свои потери. С целью исследования возникающих проблем планетарного масштаба и привлечения к ним внимания мирового сообщества А. Печчеи* создал в 1968 г. Римский клуб, объединивший деятельность авторитетнейших людей мира.

Римский клуб — это неформальная организация, проводящая международные научные конференции и творческие дискуссии, стремящаяся работать в интересах всего человечества. Привлекать внимание общественности и правительств к вопросам, которые волнуют мир сегодня, к прогнозам ближайшего и отдаленного будущего. Римский клуб насчитывает свыше 100 независимых экспертов — деятелей науки и культуры, бизнесменов, политических и общественных деятелей из 53 стран мира. В своё время Римский клуб заказал исследования авторитетным учёным в вопросах экологической безопасности. Как выяснилось, проблемы глобальной безопасности не решаются с помощью отдельно действующих экологических программ. В результате был сделан вывод, что во избежание глобальной катастрофы человечество должно выработать и реализовать программу действий, обязательную для всех государств и наций.



На сегодняшний момент времени в странах Европы и Северной Америки практически не осталось ненарушенных участков биосферы. В США, например, нетронутые человеком ландшафты составляют только 4%от всей площади с учётом Аляски. Качество окружающей природной среды в России очень неоднородно по регионам. На 20% территории России характеристики окружающей среды удовлетворительны по критериям экологической безопасности. Экосистемы сохраняют воспроизводственный потенциал, хотя и обеднены в результате хозяйственной деятельности. Примерно на 15% территории состояние окружающей среды не соответствует нормативам, определяющим уровень экологической безопасности людей. В этих районах сосредоточена основная часть населения России, производственные мощности и наиболее продуктивные сельскохозяйственные угодья.

На сегодняшний момент времени в странах Европы и Северной Америки практически не осталось ненарушенных участков биосферы. В США, например, нетронутые человеком ландшафты составляют только 4%от всей площади с учётом Аляски. Качество окружающей природной среды в России очень неоднородно по регионам. На 20% территории России характеристики окружающей среды удовлетворительны по критериям экологической безопасности. Экосистемы сохраняют воспроизводственный потенциал, хотя и обеднены в результате хозяйственной деятельности. Примерно на 15% территории состояние окружающей среды не соответствует нормативам, определяющим уровень экологической безопасности людей. В этих районах сосредоточена основная часть населения России, производственные мощности и наиболее продуктивные сельскохозяйственные угодья.

Угроза применения ядерного оружия

Началом новой эпохи следует считать 1945 г., когда очередным достижением науки и техники стало создание атомного оружия. Вооружённые столкновения и войны из-за ресурсов,

Хиросима в 1945 году.

Угроза применения ядерного оружия

В настоящее время существует реальная угроза распространения ядерного оружия по странам мира. Обладателями ядерного оружия являются страны НАТО, а также Россия, Китай, Израиль, Пакистан, Индия, ЮАР. Последствия отдельного ядерного (атомного) взрыва имеют страшный, но локальный характер: тепловой удар, воздушная ударная волна, пожары, сейсмические сотрясения, радиация, которые поражают большие площади только вокруг эпицентра взрыва. В случае масштабной ядерной войны серия взрывов повлечёт за собой целый ряд глобальных последствий, проанализированных в 1960—70-х гг. учёными СССР и США. Массированное применение ядерных взрывов будет сопровождаться выбросом в атмосферу огромного количества грунта и пыли. Выброшенные в атмосферу частицы грунта размерами около 1 мкм — пыль и сажа от пожаров — будут находиться в атмосфере долгое время. Они образуют экран, перекрывающий доступ солнечной энергии к поверхности Земли. На планете настанет «ядерная зима". К 2000 г. состоялось более 200 конференций, симпозиумов и семинаров, посвящённых запрету ядерного оружия. Таким образом, усилиями учёных и общественных организаций было создано общественное мнение о недопустимости ядерной войны.

ВОПРОСЫ При подготовке к ответам используйте дополнительные источники информации. 1. В чём отличие научно-технической и промышленной революции? 2. Вспомните, что такое экологическое сообщество. Какие экологические сообщества Земли требуют восстановления? 3. Почему в середине ХХ в. возникла необходимость в изучении глобальных проблем экологии Земли и создания общественного мнения, направленного на защиту живой природы? 4. Воздушная, водная среда и почва в определённых условиях способны к самоочищению. Приведите примеры и объясните механизмы самоочищения этих сред. 5. Что такое радиоактивность? Как образуется естественная радиоактивность? В каком случае радиоактивность опасна для живых организмов?

При подготовке к ответам используйте дополнительные источники информации.

1. В чём отличие научно-технической и промышленной революции?

2. Вспомните, что такое экологическое сообщество. Какие экологические сообщества Земли требуют восстановления?

3. Почему в середине ХХ в. возникла необходимость в изучении глобальных проблем экологии Земли и создания общественного мнения, направленного на защиту живой природы?

4. Воздушная, водная среда и почва в определённых условиях способны к самоочищению. Приведите примеры и объясните механизмы самоочищения этих сред.

5. Что такое радиоактивность? Как образуется естественная радиоактивность? В каком случае радиоактивность опасна для живых организмов?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

2. Найдите информацию о вопросах и проблемах ядерного разоружения. Обсудите её в классе .

Цель урока: познакомить учащихся с глобальными проблемами и выяснить причины их появления; попытаться создать свои сценарии решения этих проблем.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание:

Обучающая: раскрыть суть глобальных проблем; показать их взаимосвязь, предложить альтернативные решения. 2. Развивающая: развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, формировать компетентность по решению проблемы; развивать коммуникативные навыки; систематизировать социальную информацию; развивать навыки работы в группах; рационально решать познавательные и проблемные задания; вести аргументированный спор. 3. Воспитательная: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; формировать осознанное отношение к глобальным проблемам человечества, ответственность за будущее планеты Земля.

ВложениеРазмер
globalnye_problemy.doc 88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: познакомить учащихся с глобальными проблемами и выяснить причины их появления; попытаться создать свои сценарии решения этих проблем.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Обучающая: раскрыть суть глобальных проблем; показать их взаимосвязь, предложить альтернативные решения. 2. Развивающая: развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, формировать компетентность по решению проблемы; развивать коммуникативные навыки; систематизировать социальную информацию; развивать навыки работы в группах; рационально решать познавательные и проблемные задания; вести аргументированный спор. 3. Воспитательная: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; формировать осознанное отношение к глобальным проблемам человечества, ответственность за будущее планеты Земля.

ПЛАН УРОКА (урок рассчитан на 2 часа)

I. Организационный момент.

II. Введение в тему. Мотивационная беседа.

III. Изучение новой темы.

IV. Закрепление полученных знаний с опорой на конспекты и схемы.

V. Итог урока. Домашнее задание

I. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку. Постановка целей и задач урока .

II Введение в тему. Мотивационная беседа .

Какие проблемы ставят под угрозу будущее всего человечества?

Решать общие проблемы можно лишь совместными усилиями: готовы ли правительства и народы к такому международному сотрудничеству?

Что требуется от каждого из нас? Идея многообразия мира не противоречит идее единства человечества. Люди Земли все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами нитей.

(французский мыслитель Тейяр де Шарден)

Менялся характер связей, многое из того, что казалось благом, становилось злом, или большой проблемой. Но главная идея очень точна: человечество не может развиваться, не укрепляя свою общность, не расширяя свои контакты.

Процесс усиления связей между людьми, организациями, государствами называется – ГЛОБАЛИЗАЦИЕЙ. Она многолика, охватывает многие сферы жизни общества.

Одна из сторон глобализации – глобальные проблемы , от решения которых зависят дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации.

Нам предстоит на основе обществоведческого анализа попытаться осмыслить глобальные проблемы. Сегодня вы должны актуализировать ваши знания из курсов истории, обществознания, химии, физики, биологии, экологии, географии, ОБЖ. В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос:

«Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?

III. Изучение новой темы.

- Почему вплоть до сер.XXвека в развитии человечества не существовало глобальных проблем?

- Что их породило?

В ходе обсуждения учащиеся делают вывод о причинах появления глобальных проблем, который записывается в тетрадях:

Причины появления глобальных проблем:

- огромные масштабы человеческой деятельности и неспособности человека рационально распорядиться этой силой .

- Каковы, на ваш взгляд, особенности глобальных проблем?

Затрагивают жизнедеятель-ность всего человечества

Проявляются как объективный фактор развития общества

Настоятельно требуют решения

Предполагают международное сотрудничество

От их решения зависит дальнейшая судьба человеческой цивилизации

- Что же такое глобальные проблемы?

Ведется обсуждение, учащиеся подводятся к выводу , записывая его в тетрадях:

Глобальные проблемы – это совокупность проблем человечества, возникших во 2-й пол.XXв., угрожающих существованию всего человечества.

Учитель. В современной науке нет устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем.

- Какие проблемы вы считаете глобальными?

- По каким разновидностям их можно классифицировать?

Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, землетрясения, наводнение, засуха.

Проблема охраны здоровья (рак, СПИД).

Проблема уровня образования (1млрд

Проблема войны и мира, возможность

конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны.

влияние в мире (США,

Различие политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).

Уход в мир иллюзий (наркомания, алкоголизм).

ученых за последствия своих

Просмотр эпизода одной из новостных программ в записи (5минут).

Беседа по вопросам к видеофильму:

- Какие глобальные проблемы были затронуты в сегодняшних новостях?

- Какая из них наиболее актуальна для вас?

Работа с раздаточным материалом по вопросам глобальных проблем (см. Приложение).

Учащиеся делают вывод и записывают его в тетрадях:

1) Глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы.

2) Они настолько тесно переплетены и взаимосвязаны друг и другом, уместнее говорить о комплексе проблем.

3.Роль международных организаций и движений в современном мире.

Организация Объединенных Наций

Генеральная Ассамблея, Экономический и социальный совет, Генеральный секретарь ООН, Комиссия по правам человека, Верховный комиссар по делам беженцев и др.

Специализированные учреждения ООН

Международная организация труда (МОТ), ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам ребенка и др.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ-ОБСЕ)

Верховный комиссар по национальным меньшинствам. Наблюдатели ОБСЕ.

Совет Европы (СЕ)

Европейский суд по правам человека. Комитет министров СЕ.

Европейский союз (ЕС)

Суд европейских сообществ и др.

Содружество Независимых Государств

Комиссия по правам человека

МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергетике)

МБРР (Международный банк реконструкции и развития), МВФ ( Международный валютный фонд)

Международный комитет Красного Креста , движение Гринпис и др.

Международные неправительственные организации

Учитель обращает внимание на то, что политика США последних лет позволяет усомниться в способности правящих кругов адекватно воспринимать новые реальности мирового развития.

- Как вы относитесь к тезису американского ученого Пола Кеннеди о равной ответственности между современными обществами в решении глобальных проблем? Аргументируйте свой ответ.

Организуется дискуссия по вопросам:

- Какова роль России в становлении нового миропорядка, в решении проблем современного мира?

- Вспомните последние российские инициативы.

Учащиеся приходят к выводу и записывают его в тетрадь:

Лидерство одной державы не может обеспечить стабильный миропорядок в решении глобальных проблем. Необходимо комплексное взаимодействие всего мирового сообщества. Огромную роль в этом играют международные организации и движения.

4.Поможем решить планете глобальные проблемы .

Используется техника аквариума .

Класс делится на 6 групп: с 1-5- рабочие группы, специализирующиеся на одной из 5 глобальных проблем, 6-я группа – аналитики (будут оценивать предложения групп).

Задания для рабочих групп:

Продумайте и сформулируйте пути решения одной из глобальных проблем.

Группам дается 10 минут для обсуждения интересующей их проблемы и определения общей точки зрения, которую выскажут представители каждой группы. Они должны отстаивать позицию своей группы.

В результате намечаются наиболее рациональные и эффективные пути решения глобальных проблем.

Учитель. Возможно, не будут найдены ответы на все вопросы, но важен сам факт постановки проблемы.

Учащиеся приходят к мысли об ответственности за судьбы мировой цивилизации не только лидеров государств, но и рядовых граждан . Их задача, как минимум, не нанести вреда хрупкому и уязвимому миру.

- Каким образом человечество должно прийти к осознанию этих идей?

Учитель предлагает идею А.Тойнби о духовном возрождении (через религию), которая является основой для дискуссии учащихся.

Вывод, который записывается в тетрадь :

1) Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации.

2) Будущее человека зависит от того, насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие главные факторы устойчивого развития

5. Альтернативные сценарии будущего

Учитель представляет учащимся различные прогнозы развития мирового сообщества, которые являются основой для организации дискуссии.

Глобальный прогноз – это прогноз развития человечества в свете существующих глобальных проблем. Глобальные прогнозы разрабатываются в трех направлениях:

  • Пессимистический прогноз – предсказывает в недалеком будущем глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис и предлагающий выход, состоящий в сокращении населения и производства (английский ученый Томас Мальтус).
  • Оптимистический прогноз – считается, что: недра Земли, Мировой океан и Космос содержат множество еще не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле станут жизненной необходимостью, а значит, откроется путь к устойчивому экономическому процветанию; станет возможным социальный и научно-технический прогресс человечества (немецкий ученый Фриц Бааде).
  • Нейтральный прогноз – невозможно с определенностью сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или будут предотвращены удивительными достижениями человеческой приспособляемости. (американский ученый Пол Кеннеди).

- Представьте ваш сценарий будущего человечества.

Вывод , который записывается в тетрадь :

Существует много вариантов развития мировой цивилизации, но реализуются они в рамках веера возможных альтернатив.

IV.Закрепление полученных знаний с опорой на конспекты и схемы.

Итоговый вывод по результатам дискуссии делают сами учащиеся:

Многообразие и темпы глобальных проблем огромны и угрожающи. Однако умные люди в состоянии многое успеть предпринять для замедления их воздействия и даже исправления ситуации в целом, иначе человечеству останется винить лишь себя за все последующие проблемы. Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами.

Учащиеся фиксируют вывод в тетрадях. Возможен свой вывод, записанный рядом.

V. Итог урока. Домашнее задание

Объяснение домашнего задания:

  • §39 учебника
  • Знать конспект
  • Творческая работа по одной из проблем (эссе, реферат, презентация в формате PowerPoint) в качестве дифференцированного задания.

- Насколько реальна угроза этой чудовищной войны?

Воздействие человека на биосферу постоянно растет. Ежегодно из недр планеты извлекается более 100 млрд. тонн различных веществ, из которых 98,5% превращаются в отходы. В атмосферу выбрасывается ежегодно 20 млрд тонн окиси углерода, двуокиси серы, 250 млн тонн пыли и др. В воды Мирового океана ежегодно выбрасывается 6-10 млн тонн сырой нефти и нефтепродуктов, 17,4 млн тонн твердых веществ. Картину усугубляют кислотные дожди, вызванные высоким содержанием серы и азота в атмосфере.

В 102 городах СНГ с населением 50 млн человек концентрация вредных для здоровья веществ превышает допустимые медицинские нормы в 10 и более раз.

Исследователь экологических проблем Б.Коммонер вывел следующие законы экологии:

- Попытайтесь разъяснить и конкретизировать эти положения.

Ежеминутно рождается около 200 человек, а умирает -100-120 человек. Предельно возможное количество людей для Земли -14 млрд. человек.

Другая сторона этой проблемы: средняя продолжительность жизни – самая высокая в Японии (мужчины -89 лет, женщины – 91 год), самая низкая – в Африке (мужчины – 30 лет, женщины – 35 лет). Россия занимает 78 место по продолжительности жизни (мужчины – 56 лет, женщины – 72 года).

- Какие экономические проблемы влекут за собой социальные?

По международным опросам, обеспокоены негативным влиянием ухудшающейся экологической ситуации на здоровье людей 89% россиян, 67% граждан США, 51% канадцев, 27% норвежцев, 21% финнов, 14% датчан.

- Проанализируйте эти данные. Чем, по вашему мнению, объясняется столь значительный разброс мнений? Значит ли это, что бремя решения этих проблем должно быть возложено в первую очередь на те страны, где число граждан, обеспокоенных состоянием экологии, особенно велико?


Проблемы, которые касаются не какого-то отдельного континента или государства, а всей планеты, называются глобальными. По мере своего развития цивилизация накапливает их все больше и больше. Сегодня основных проблем насчитывается восемь. Рассмотрим глобальные проблемы человечества и пути их решения.


Экологическая проблема

На сегодняшний день именно она считается основной. Люди долго использовали данные им природой ресурсы нерационально: загрязняли среду вокруг себя, отравляли Землю разнообразными отходами – от твердых до радиоактивных. Результат не заставил себя ждать. По мнению большинства компетентных исследователей, экологические проблемы в ближайшие сто лет приведут к необратимым последствиям для планеты, а значит и для человечества.

Уже сейчас есть страны, где этот вопрос достиг очень высокого уровня, порождая понятие кризисного экологического района. Но угроза нависла и над всем миром: озоновый слой, защищающий планету от радиации, разрушается, климат земли меняется – и человек не в силах контролировать эти изменения.

Решить проблему в одиночку не может даже самая развитая страна, так что государства объединяются, чтобы сообща решать важные экологические задачи. Основным путем решения считается разумное природопользование и переорганизация быта и промышленного производства так, чтобы экосистема развивалась естественным путем.


Рис. 1. Угрожающие масштабы экологической проблемы.

Демографическая проблема

В 20 веке, когда население Земли превысило отметку в шесть миллиардов, о ней слышали все. Однако в 21 веке вектор сместился. Если кратко, то сейчас суть проблемы такова: людей становится все меньше. Решить этот вопрос поможет грамотная политика планирования семьи и улучшения условий жизни каждого отдельного человека.

Читайте также: