Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам 4 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Цели: на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

  1. Учить детей изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам.
  2. Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.
  3. Воспитывать любовь к предмету, умение прийти на помощь в трудную минуту.

I. Организационный момент.

Учитель: Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание. Вы настроились на работу? Удачи вам!

II. Актуализация опорных знаний.

– Вот одно из заданий. Посмотрите на доску. Что скажите?

– Какие задания можно предложить?

(Разделить на 2 группы по фонеме, по графике, записать в алфавитном порядке, составить слова.)

– Что такое алфавит? Подберите синоним к слову алфавит.
– Для чего нам нужен алфавит?
– Какое слово можно составить из всех букв?

– назовите орфограммы. Скажите, а можно проверить безударную гласную?

(Нет, это непроверяемая гласная и ее нужно запомнить.)

– Подберите однокоренные слова.

(Вывешиваю табличку: желтый, желтенький, желтизна, пожелтеть.)

– А что это за слово? Докажите. (Вывешиваю табличку: (Глагол)).

– Что еще знаете о глаголе? (Вывешиваю таблички: Что делать? Что сделать?
Единственное и множественное число, Настоящее и будущее время)

– Употребите глаголы желтеть и пожелтеть в настоящем и будущем времени.

желтеют
пожелтеют желтеет
пожелтеет

– Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?
– Что показывает настоящее время глаголов? А будущее время?
– Определите лицо и число глаголов.
– А теперь составьте предложения с этими глаголами.

А) простое предложение;
Б) Простое предложение с однородными членами;
В) Сложное предложение.

– Докажите. Назовите грамматические основы.

III. Постановка учебной задачи.

– В каком еще времени могут употребляться глаголы? (В прошедшем времени.)
– Так какая тема урока? (Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.)
– На какие же вопросы нам предстоит сегодня ответить?

* На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
* Чем отличаются окончания глаголов в прошедшем времени от окончаний глаголов в настоящем и будущем времени? *Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

IV. Работа по теме.

1. Нахождение в предложениях глаголов прошедшего времени.

Учитель читает предложения. Учащиеся выписывают основы предложений с вопросами к глаголам.

Осенью грустно шуршала на ветру высохшая трава. В берлоге заснул медведь. Скудно светило солнце.

Трава (что делала?) шуршала.
Медведь (что делал?) заснул.
Солнце (что делало?) светило.

– Что показывает прошедшее время глагола?
– На какие вопросы отвечают глаголы?

Вывод. Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи.

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы Что делала? Что делал? и т. д.

2. Наблюдения за родовыми окончаниями глаголов.

Выполнение упражнения № 80 (устно).

– Назовите выделенные существительные и глаголы.
– Выделите окончания. Укажите род существительных.
– Какие окончания у глаголов?
– От чего зависит написание окончаний глаголов в прошедшем времени? (От рода существительных.)

3. Выполнение упражнения № 81.

– Прочитайте.
– Что прочитали? (Предложения.)
– Что вы можете сказать об этих предложениях? (Состоят из грамматической основы, нераспространенные предложения.)
– На какие группы можно их распределить? (По роду глаголов.)
– Запишите в три группы, выделяя окончания глаголов. (1-й вариант – 1, а 2-й вариант – 2.)

– Какие окончания у глаголов в прошедшем времени в женском роде?
– Какие окончания в среднем роде?
– Есть ли особое окончание в мужском роде?
– Есть ли разница на слух в окончаниях женского и среднего рода? А на письме?
– Как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде? (По вопросам).
– Отличаются ли окончания глаголов в прошедшем времени от окончаний в настоящем и будущем времени?

Сделайте вывод об изменении глаголов в прошедшем времени и правописании окончаний.

Вывод. Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском – а, в среднем роде имеют окончание – о.

– Какую особенность глаголов прошедшего времени вы заметили? (Наличие суффикса – л.)
– Распространите предложения . (Устно.)
– А теперь обратимся к правилу на стр. 55.
– Правильный ли вывод сделали мы?
– А как вы думаете, можно ли определить род глагола прошедшего времени во множественном числе? Почему?

1. Для улучшения мозгового кровообращения.

(И.П. – сидя на стуле, “1, 2” – отвести голову назад и плавно наклонить назад; “3, 4” – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; “5, 6” – голову наклонить влево: “7, 8” – голову наклонить вправо.)

2. Гимнастик для глаз.

Крепко зажмурить глаза (сосчитать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (сосчитать до 5).

Повторить 4–5 раз.

1. Поставьте глаголы, данные в скобках, в форму прошедшего времени, выделите окончания, укажите род.

(Наступить) ясное утро. Солнце ярко (сиять) в голубом небе. Алмазами (сверкать) роса на траве, на листьях деревьев. Кругом (стоять) тишина. Ветерок теплой струйкой (пробежать) по моему лицу.

Взаимопроверка.
Проверка. (у учащихся сигналы и карточки с окончаниями –о, -а, нулевое окончание).
– Есть ли разница на слух в окончаниях женского и среднего рода? А на письме?
– как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде? (По вопросам.)

2. Работа в паре.
Указать время и род глаголов, подобрать и записать к ним синонимы в том же времени и такого же рода.
Караулила – .
Мастерил – .
Берегли – .

Указать род и время глаголов, подобрать к ним антонимы в том же времени и такого же рода.
Наказало – .
Хвалил – .
Строили – .
Болтала – .

Проверка. (У учащихся сигналы.)

Тест по теме “Глагол”

1. Выбери и верное утверждение.

А) глагол – это часть слова.
Б) Глагол – это часть речи.

2. Выбери верное утверждение.

А) Глагол обозначает предмет.
Б) Глагол обозначает действие предмета.
В) Глагол обозначает признак предмета.

3. Какое слово в каждой группе является “лишним”?

* говорил, пишите, вязала, висело;
* воркует, борется, сотрет, хохочет;
* буду шить, срисует, занесла, обласкает.

4. Укажите предложения, в которых глагол употребляется в форме прошедшего времени.

А) По реке плывет баржа.
Б) В лесу ребята свернули с тропинки.
В) Летом Даша отдыхала в деревне.
Г) Мы идем по лесу.
Д) Петя читал интересную книгу.

Проверка. Самоконтроль. На доске табличка с ответами. (У учащихся сигналы.)

  1. Б
  2. Б
  3. Гладит – наст. вр.
    Сотрет – буд. вр.
    Занесла – прош. вр.
  4. Б – мн. число
    В – жен. Род
    Д – муж. Род

VIII. Итог урока.

– Давайте сделаем общий вывод.

* Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи.

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делала? Что делал? и т. д.

Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском роде – а, в среднем – е.

Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам. Во множественном числе все глаголы имеют окончание – и.

Во множественном числе род глагола не определяется.

У глаголов в прошедшем времени есть суффикс – л.

– Как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде? (По вопросам.)

– Подберите пословицы, в которых глагол в прошедшем времени.

№ 84 стр. 57, № 86 по выбору, правила на стр. 55 и стр. 58.

– Кого бы вы похвалили за хорошую работу на уроке?
– Что понравилось на уроке?
– Урок окончен.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - Сформировать умение изменять глаголы прошедшего времени по числам и родам; обобщить знания о глаголе как части речи.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:

образовательный: Сформировать умение изменять глаголы прошедшего времени по числам и родам; обобщить знания о глаголе как части речи.

Совершенствовать умение правописания окончаний глаголов прошедшего времени.

развивающий: Способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости.

2. коррекционный: расширять словарный запас детей, учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях, правильной речи.

3. воспитательный: Воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения.

1. Орг. момент.

Сегодня на уроке мы будем исследователями.

Рисовать, бегала, играть, летать.

- Что общего у этих слов? (Глагол) Докажите.

Значит, объектом исследования – глагол.

Какое слово лишнее? Почему?

Итак, предмет исследования – глагол прошедшее время.

- Какая отличительная черта есть у глаголов прошедшего времени? (суффикс – Л -)

- Давайте сейчас пропишем эту букву.

2. Минутка чистописания.

Определите закономерность, продолжите ряд.

-Запиши по 7 слов из словаря на эту букву.

-Сели ровно, тетради положили правильно.

- Посмотрите, как вы прописали. Если вам понравилось, поставьте себе +. Взаимопроверка.

3. Повторение. Актуализация знаний.

Объект исследования – глагол. Давайте вспомним, что мы знаем об этой части речи.

-А поможет нам это сделать тест.

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает:

В) действие предмета

2. Глаголы отвечают на вопросы:

А) Что делать? Что сделать?

3. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы:

А) Что делает? Что делают?

В) Что делала? Что делали?

4. Глаголы изменяются:

5.Каким членом предложения бывает глагол:

6. У какого глагола нельзя определить время:

Ну а теперь, кто расскажет всё, что мы знаем о глаголе.

4. Словарно-орфографическая работа.

- Какое слово получилось?

Давайте его исследуем.

- Сколько букв в этом слове, а сколько звуков? Почему?

- Можете вы мне назвать орфограмму в этом слове. (Безударная гласная)

- Можно ли её проверить? (Нет)

- Это новое словарное слово. Запишем его в тетрадь. Выделим орфограмму.

- С точки зрения лексики, что означает слово СВЕРКАТЬ?

- А вот как объясняет значение этого слова толковый словарь.

СВЕРКАТЬ - ярко блестеть, сиять переливчатым светом.

- Придумайте предложение с этим словом.

- Запишем предложение в тетрадь и разберём его.(1 ученик у доски)

- У слова сверкать есть ещё одно значение

СВЕРКАТЬ - 2. Блестеть, выражая сильные чувства, страсть (обычно о глазах). Глаза сверкают гневом. В глазах сверкает радость.

-В прямом или переносном значении употреблено здесь слово сверкать? (переносном)

- А ещё слово СВЕРКАТЬ означает – блестеть при быстрых повторяющихся движениях. Голые ноги сверкают.

- В русском языке встречается такой фразеологический оборот с этим словом.

Только пятки сверкают .- Что означает это выражение?( так говорят о быстром беге).

Запишите выражение в тетрадь. (Поставьте ударение в слове, подчеркните орфограмму, укажите время глагола)

- А теперь давайте изменим слово СВЕРКАТЬ по временам (записать в тетрадь) Поставьте плюс на полях, если считаете, что выполнили правильно. (Самопроверка). Взаимопроверка.

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Какую безударную гласную написали в этих словах? (е) Запомните написание этого слова.

5. Постановка темы и целей урока.

Глагол сверкать употребите в прошедшем времени и составьте с ним предложение.

В ночном небе сверкала яркая звезда.

Подчеркните в предложении главные члены предложения.

-Чем выражено подлежащее?

(Подлежащее выражено существительным 1 склонения, женского рода, единственного числа, в форме именительного падежа).

-Что мы можем сказать про сказуемое? Проблемная ситуация.

(Сказуемое выражено глаголом прошедшего времени, единственного числа, женского рода)

-От чего зависит род и число глагола прошедшего времени?

(Род и число глагола прошедшего времени зависит от имени существительного, с которым он связан по смыслу).

Так, о чём пойдёт речь на уроке? (Дети определяют тему урока).

Я взяла глагол прошедшего времени и составила с ним предложения.

- Согласны ли вы с таким написанием? Почему?

Что необходимо знать о глаголах прошедшего времени?

- Ваши предположения, как могут изменяться глаголы прошедшего времени?

- Верны ли наши предположения, мы узнаем, если проведем исследовательскую работу.

6. Исследование (работа в паре)

- У вас на столе лежит таблица для исследования.

Что за глаголы даны? В какое время вам надо их изменить? Измените глаголы, запишите их в таблицу, выделите окончания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Актуализировать знания о временных формах глагола.

обучающая: систематизировать знания о временах глагола; способствовать развитию умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять;

развивающие: развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять; умение находить в тексте глаголы и обозначать их временные формы; орфографическую зоркость, развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа; развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки;

воспитательные: воспитание сознательного отношения к учебе и интереса к изучению русского языка, воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнять работу до конца).

коррекционно- развивающие: развивать память, внимание, речь.

Формируемые УУД.

Личностные: проявлять интерес изучаемому материалу по русскому языку; умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с предложенными критериями;

Познавательные: строить рассуждения; извлекать информацию, представленную в разных формах; рефлексия способов действий, контроль процесса и результата действий;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слышать и слушать других,

Предметные: умение находить в тексте глаголы, определять у них временные формы; распределять глаголы по временным формам; изменять глаголы по временам, правильно образовывать временные формы; подбирать в тексте подходящие по смыслу глаголы.

Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная, парная.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, презентация, карточки с заданиями для работы на уроке и с дополнительным заданием, карточки с домашней работой.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Пусть сегодня для нас всех на урок придёт успех!

С ними нам вдвойне теплей.

Пожелаем всем удачи и успешности в придачу!

2.Актуализация знаний

- Послушайте загадку и скажите, о какой части речи говорится:

Что без меня предмет?

Все в действие придет:

Люди строят здание.

И хлеб в полях растет. (Глагол)

Что мы знаем о глаголе?

3.Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация.

- Прочитайте предложения. В скобках, после каждого предложения, поставьте знак. Объясни свой выбор. Дай правильный ответ.

+ - уже знаю, - думаю иначе (есть ошибка), ? - есть вопрос (не знаю)

1.Глагол – это часть речи. ( )

2.Глагол обозначает признак предмета.( )

3.Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? ( )

4.В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. ( )

5.Глаголы изменяются по числам. ( )

6.У глаголов различают три временные формы: настоящее, прошедшее, будущее.

7.Глаголы изменяются по временам. ( )

8.Начальная форма глагола – настоящее время.

9.Не все глаголы могут иметь форму настоящего времени.( )


- В каких вопросах вы сомневались? Что о глаголе вы ещё не знаете ?

Задачи урока: выяснить все ли глаголы изменяются по временам; все ли глаголы имеют три временные формы.

А для начала вспомним, как определить время глагола.

4.Открытие новых знаний. Исследование (работа в группах).

Учитель раздает каждой группе “План работы” и “Рабочий лист”.

В скобках запишите вопрос к глаголу.

Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.

Рабочий лист (группа №1)

Солнце (что … ?) светит.
(Что … ?) Цветут кисти черемухи.
Вывод: действие происходит …в, до, после…. момент речи.(сейчас) глагол стоит в настоящем времени.

Рабочий лист (группа №2)

(Что … ?) Растаял снег.
(Что … ?) Прилетели птицы.
Вывод: действие происходит … в, до, после … момента речи.(вчера) глагол стоит в прошедшем времени.

Рабочий лист (группа №3)

Скоро (что … ?) зазеленеет травка, будут (что … ?) цвести яблони.
Вывод: действие происходит … в, до, после … момента речи.(завтра) глагол стоит в будущем времени.

2). Дети читают план работы, работают в группах. Учитель организует работу детей, оказывает необходимую помощь.

3). Отчет групп у доски.

Каждая группа в свой столбик записывает на доске вопросы к глаголам и глаголы. Учитель после вывода каждой группы озаглавливает столбики:

I столбик “В момент речи” (настоящее)

II столбик “До момента речи”(прошедшее)

III столбик “После момента речи” (будущее)

Дети в тетрадях также озаглавливают три столбика.

4). Общий вывод делает учитель, приводя примеры, записанные на доске.

– Если глагол отвечает на вопрос “что делает?” или “что делают?” и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени

(в I столбике добавляется запись “В настоящем времени”);

– Если глагол отвечает на вопрос “что делал?”, или “что сделал?”, или “что делали?”, или “что сделали?” и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени

(во II столбике добавляется запись “В прошедшем времени”);

– Если глагол отвечает на вопрос “что сделает?”, или “что сделают?”, или “что будет делать?”, или “что будут делать?” и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени

(в III столбике добавляется запись “В будущем времени”).

– Разные глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время. Но изменяется ли по временам один и тот же глагол? Проверим.

Что мы сейчас делаем?

(– Работаем)

– В каком времени стоит этот глагол?

(– В настоящем, так как действие происходит в момент речи).

– Запишите глагол в тетрадь в I столбик. Выделите окончание.

Что мы делали вчера?

(– Работали).

– В каком времени стоит этот глагол?

(– В прошедшем, так как действие происходило до момента речи).

– Запишите глагол во II столбик. Выделите окончание.

Что мы будем делать завтра?

(– Будем работать).

– В каком времени стоит этот глагол?

– Запишите оба глагола в III столбик. Выделите окончание в глаголе “Будем”.

(– Окончание –ем. Добавляется глагол-связка, так как время будущее сложное).

– Сравните окончания глагола в разных временах, сделайте вывод.

(– Окончание глагола изменяется, значит один и тот же глагол изменяется по временам).

– На какой вопрос мы ответили? (Глаголы изменяются по временам) Это наша тема. (Изменение глаголов по временам). Цель: научиться изменять глаголы по временам.

- А все ли глаголы имеют три временные формы?

Чтобы узнать, возьмём глаголы неопределённой формы и попробуем образовать временные формы. (что делать? Рисовать - рисует, рисовал, будет рисовать; что сделать? Нарисовать – нарисовал, нарисует.)

Проверьте по таблице учебника (стр. 76), правы ли вы?

– Одинаково ли изменяются по временам глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и что сделать?

– Что вы заметили? (Глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени. Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?, имеют только форму прошедшего и будущего времени.)

– Сравните форму будущего времени этих глаголов. Что можете сказать?

– Будущее время, состоящее из одного слова, называется простым, будущее время, состоящее из двух слов, называется сложным будущим временем глагола.

– Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы правильно образовать временные формы глагола? (Правильно задавать вопрос.)

- Какой вывод можно сделать? (схема составляется на доске)


5.Закрепление изученного.

- Изменить по временам глаголы упр.158 (на доске)

6.Физкультминутка

7.Применение новых знаний.

– Для чего необходимо уметь правильно употреблять в речи временные формы глагола?

– Прочитайте текст с доски (карточки)

Рыженький котик сидеть на окошке
И увидеть знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.
Вот теперь сидеть
И в окно глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать:
Пойдем, котичек, на улицу гулять,
Курочек соседских пугать.

– Почему вам было смешно?

– Что надо сделать, чтобы текст стал звучать понятно, по-русски? Измените форму глаголов, прочитайте.

А что можно сделать с этой вещью? Что это?(свитер)Запомни произношение: сви(т)ер и написание. Составь словосочетания, запиши.

Когда мы употребляем слово надеть, а когда одеть? (Д/З – упр. 159)

Образуй от данных глаголов все временные формы.(устно)- стр. 76

Баловать (что делать?) балую, баловал, будет баловать;

10.Проверь себя. Вас оценит независимый эксперт – компьютер (Электронное приложение.)

11.Подведение итогов. Составление кластера.


Цель урока? Цель урока достигнута?

– Задачи урока? Задачи урока выполнены?

Продолжи предложения: Я – знаю…, я – запомнил…, я смог…, я научился….

Работать в группах.

Отвечать у доски.

Узнавать новое по русскому языку .

А если у кого – то что – то

не получилось – не беда.

Вы всё равно узнали что – то новое,

значит, стали умнее.

Спасибо за работу! Д.З. упр 159.Поставить глагол в нужную форму.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫБОРУ.

- По карточке №3 работаем в тетрадях. – по выбору.

Спеть – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Покрасить – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Кричать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Выбери глагол, который имеет три временные формы. Запиши его и измени по временам. Составь с ним одно предложение. Определи время.

Выбери глагол, который имеет две временные формы. Запиши его и измени по временам. Составь с ним одно предложение. Определи время.

Самопроверка по экрану. Самооценка.

Вывод: - Чему научились, выполняя это задание? (научились правильно изменять по временам).

- Можем мы теперь ответить на наш вопрос: все ли глаголы изменяются по временам? (ВСЕ! Но глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать, форму настоящего времени не имеют)

Раздаточный материал

- Прочитайте предложения. В скобках, после каждого предложения, поставьте знак. Объясни свой выбор. Дай правильный ответ.

+ - уже знаю, - думаю иначе (есть ошибка), ? - есть вопрос (не знаю)

1.Глагол – это часть речи. ( )

2.Глагол обозначает признак предмета. ( )

3.Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? ( )

4.В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. ( )

5.Глаголы изменяются по числам. ( )

6.У глаголов различают три временные формы: настоящее, прошедшее, будущее.

7.Глаголы изменяются по временам. ( )

8.Начальная форма глагола – настоящее время.

9.Не все глаголы могут иметь форму настоящего времени.( )

План работы:

В скобках запишите вопрос к глаголу.

Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.

Рабочий лист (группа №1)

Солнце (что … ?) светит.
(Что … ?) Цветут кисти черемухи.
Вывод: действие происходит …в, до, после…. момент речи.(сейчас) глагол стоит в настоящем времени.

– Прочитайте текст

Рыженький котик сидеть на окошке
И увидеть знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.
Вот теперь сидеть
И в окно глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать:
Пойдем, котичек, на улицу гулять,
Курочек соседских пугать.

- Прочитайте предложения. В скобках, после каждого предложения, поставьте знак. Объясни свой выбор. Дай правильный ответ.

+ - уже знаю, - думаю иначе (есть ошибка), ? - есть вопрос (не знаю)

1.Глагол – это часть речи. ( )

2.Глагол обозначает признак предмета. ( )

3.Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? ( )

4.В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. ( )

5.Глаголы изменяются по числам. ( )

6.У глаголов различают три временные формы: настоящее, прошедшее, будущее.

7.Глаголы изменяются по временам. ( )

8.Начальная форма глагола – настоящее время.

9.Не все глаголы могут иметь форму настоящего времени.( )

План работы:

В скобках запишите вопрос к глаголу.

Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.

Рабочий лист (группа №2)

(Что … ?) Растаял снег.
(Что … ?) Прилетели птицы.
Вывод: действие происходит … в, до, после … момента речи.(вчера) глагол стоит в прошедшем времени.

– Прочитайте текст

Рыженький котик сидеть на окошке
И увидеть знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.
Вот теперь сидеть
И в окно глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать:
Пойдем, котичек, на улицу гулять,
Курочек соседских пугать.

- Прочитайте предложения. В скобках, после каждого предложения, поставьте знак. Объясни свой выбор. Дай правильный ответ.

+ - уже знаю, - думаю иначе (есть ошибка), ? - есть вопрос (не знаю)

1.Глагол – это часть речи. ( )

2.Глагол обозначает признак предмета. ( )

3.Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? ( )

4.В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. ( )

5.Глаголы изменяются по числам. ( )

6.У глаголов различают три временные формы: настоящее, прошедшее, будущее.

7.Глаголы изменяются по временам. ( )

8.Начальная форма глагола – настоящее время.

9.Не все глаголы могут иметь форму настоящего времени.( )

План работы:

В скобках запишите вопрос к глаголу.

Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.

Рабочий лист (группа №3)

Скоро (что … ?) зазеленеет травка, будут (что … ?) цвести яблони.
Вывод: действие происходит … в, до, после … момента речи.(завтра) глагол стоит в будущем времени.

– Прочитайте текст

Рыженький котик сидеть на окошке
И увидеть знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.
Вот теперь сидеть
И в окно глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать:
Пойдем, котичек, на улицу гулять,
Курочек соседских пугать.


Урок познакомит учащихся с особенностями глаголов прошедшего времени и изменением их по родам и числам.

Описание разработки

Цель:

познакомить учащихся с особенностями глаголов прошедшего времени и изменением их по родам и числам.

Задачи:

- повторить сведения о глаголе;

- дать понятие о том, что глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам;

- совершенствовать умение определять тему урока;

- формировать навыки каллиграфического и грамотного письма;

Ход урока.

1. Орг. момент.

Утром ранним кто-то странный,

Заглянул в мое окно.

На ладони появилось ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло.

- Представьте, что у вас в руках солнечный зайчик, почувствуйте его тепло.

Обменяйтесь этим теплом с соседом по парте – посмотрите в глаза, улыбнитесь.

2. Самоопределение деятельности.

Повторим правила работы на уроке.

Прошедшее время глаголов (разработка урока)

Умей выслушать другого.

- Откройте тетради, запишите число и классная работа.

3. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня на уроке мы будем исследователями.

Для начала проведем графический диктант. Ваша задача: определить части речи. Имя существительное изображаем одной чертой, глагол – двумя, имя прилагательное – волнистой линией.

(Учитель называет слова – части речи, ученики графически изображают их в тетради) Запись ведем как я.

Проверка: назовите, под какими номерами стоят глаголы.

Итак, объект исследования - глагол.

- Попробуем вспомнить все, что мы знаем о глаголе. Для этого выполните тест.

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает:

В) действие предмета.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: Прошедшее время глаголов.

Цель: познакомить учащихся с особенностями глаголов прошедшего времени и изменением их по родам и числам.

повторить сведения о глаголе;

дать понятие о том, что глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам;

совершенствовать умение определять тему урока;

формировать навыки каллиграфического и грамотного письма;

Коррекционно – развивающие:

расширять словарный запас детей, учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях, правильной речи.

развивать познавательную активность, аналитическое мышление, память, внимание, письменную и устную речь;

развивать способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки, высказывать своё мнение;

Воспитательные:

способствовать воспитанию аккуратности, самостоятельности;

прививать интерес к предмету и любовь к русскому языку;

создать атмосферу благоприятного психологического климата и успешности для каждого ученика;

предупреждать утомляемость детей.

Тип урока урок формирования новых знаний.

Формы работы индивидуальная, фронтальная.

4 класс (общеобразовательная)

4 класс (вспомогательная)

Утром ранним кто-то странный,

Заглянул в мое окно.

На ладони появилось ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло.

Утром ранним кто-то странный,

Заглянул в мое окно.

На ладони появилось ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло.

Повторим правила работы на уроке.

Умей выслушать другого.

-Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Повторим правила работы на уроке.

Умей выслушать другого.

-Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Актуализация опорных знаний.

Работа над новой темой.

Физминутка для снятия зрительного напряжения

- Сегодня на уроке мы будем исследователями.

Для начала проведем графический диктант. Ваша задача: определить части речи. Имя существительное изображаем одной чертой, глагол – двумя, имя прилагательное – волнистой линией.

(Учитель называет слова – части речи, ученики графически изображают их в тетради) Запись ведем как я.

Проверка: назовите, под какими номерами стоят глаголы.

Итак, объект исследования - глагол.

- Попробуем вспомнить все, что мы знаем о глаголе. Для этого выполните тест.

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает:

В) действие предмета

2. Глаголы отвечают на вопросы:

А) Что делать? Что сделать?

3. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы:

А) Что делает? Что делают?

В) Что делала? Что делали?

4. Глаголы изменяются:

5.Каким членом предложения бывает глагол:

6. У какого глагола нельзя определить время:

-Прочитайте слова на доске.

Читает, читаю, читал.

-Что общего и чем различаются эти слова? (Все слова –глаголы, родственные слова. Два глагола в форме настоящего времени. А один глагол – в форме прошедшего времени.)

-Какое лишнее слово? (читал)

-Определите тему сегодняшнего урока. (Глаголы прошедшего времени)

-Какие цели поставим на урок? Чему научимся?

(Нам нужно уметь находить глаголы прошедшего времени. Для этого нужно знать:

как образуются

как изменяются.)

-Итак, предмет нашего исследования – глагол прошедшего времени.

- Проведем исследование №1.

(петь, рисовать, ходить)

-В какой они форме? (неопределенной форме)

-Как вы узнали? (по вопросу, суффикс ТЬ)

-Образуйте от первого глагола ПЕТЬ глагол прошедшего времени. (ПЕЛ)

-Что изменилось? (ТЬ ----Л)

-Образуйте от второго глагола РИСОВАТЬ глагол прошедшего времени. (РИСОВАЛ)

-Что изменилось? (ТЬ----Л)

- То же самое проделайте и с последним глаголом ХОДИТЬ (ХОДИЛ)

-Сделайте вывод. Как образуются глаголы прошедшего времени? (Глаголы прошедшего времени образуются с помощью суффикса Л)

-А где еще есть этот суффикс, кроме самого глагола? (В вопросе ЧТО ДЕЛАЛ?)

- Ребята, но есть глаголы, которые по-другому образуют прошедшее время: НЕС,ВЕЗ,РОС.

- Попробуйте самостоятельно найти глаголы прошедшего времени. С.107 Упр.494. Выпишите только глаголы и выделите их формообразующий суффикс.

-Итак, мы определили как образуются глаголы прошедшего времени. Теперь попробуем ответить на второй вопрос. Как изменяются?

-Проведем исследование №2.

На доске сочетания слов:

ВЕТЕР ПРИЛЕТЕЛ
МЕТЕЛЬ ПРИЛЕТЕЛ
ОБЛАКО ПРИЛЕТЕЛ
ПТИЦЫ ПРИЛЕТЕЛ

-Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием?

-Чего не хватает? (окончаний)

-Давайте мы их сейчас подставим.

- В первом предложении у глагола какое окончание? (нулевое)

-Во втором предложении какое окончание? (А)

-Почему в 1 предложении нулевое, а во втором А? (В первом предложении ВЕТЕР это мужской род, а во втором метель женского рода)

-Значит род глагола зависит от рода существительного.

-В 3 предложении какое окончание? (О)

-Почему? (существительное среднего рода, значит и глагол будет тоже среднего рода, следовательно, и окончание О)

-В 4 предложении какое окончание? (И)

-Почему? (здесь существительное во множественном числе, следовательно, и глагол тоже множественного числа и имеет окончание И)

-Как же изменяется глагол? Сделаем вывод.

(глаголы изменяются по числам, а в единственном числе по родам)

-В зависимости от рода глагола вы поставили окончания. Какие? (м.р. , , ж.р. А, ср.р. О., мн.ч. И)

-Но это ваши предположения. Правильны ли они? Проверим по таблице. Сравните с предложениями.


Вывод: предположения подтвердились. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам и в единственном числе по родам в зависимости от существительного, с которым он связан и имеет окончания.

- У вас на столе лежит таблица.

Что за глаголы даны? В какое время вам надо их изменить? Примените полученные знания, измените глаголы, запишите их в таблицу, выделите окончания.

Прочитайте слова 1 столбика. Какие окончания они имеют? Аналогично дальше.

Продолжите предложения: В результате наблюдений за изменением глаголов прошедшего времени, я знаю, что они образуются с помощью… (суффикса Л) и знаю как пишутся ….(окончания глаголов м.р., ж.р., ср.р., мн.ч.).

Самостоятельная работа.

Ребята, а сейчас работаем с текстом. Вставьте окончания и определите время, число и род глаголов. Выделите окончания.

Стоял_ раннее утро. Солнце освещал_ верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал_ на песке. Море сверкал_ в лучах солнца. Лёгкие волны набегал_ на берег. На берегу сидел_ белые чайки.

-Какого времени вам встретились глаголы?

-Докажите, что здесь глаголы только прошедшего времени.

Проверка коллективно по предложению.

-Как отличать глаголы прошедшего времени? (по вопросам и суффиксу л)

- Как изменяются глаголы прошедшего времени? (по числам, а в единственном числе по родам)

- А сейчас каждый подумает и оценит, как понял тему урока, а затем оценит свою деятельность на уроке. В тетради нарисуйте кружок соответствующего цвета.

Зеленый – все понял, доволен собой.

Желтый - понял, но не до конца, допускал неточности в ответах.

Красный – мне еще нужна помощь.

Ребята, вы работаете с нами. Вы тоже подчеркиваете части речи, но только в карточке.

Читайте также: