Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам 4 класс конспект урока
Обновлено: 03.07.2024
Цели: на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
- Учить детей изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам.
- Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.
- Воспитывать любовь к предмету, умение прийти на помощь в трудную минуту.
I. Организационный момент.
Учитель: Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание. Вы настроились на работу? Удачи вам!
II. Актуализация опорных знаний.
– Вот одно из заданий. Посмотрите на доску. Что скажите?
– Какие задания можно предложить?
(Разделить на 2 группы по фонеме, по графике, записать в алфавитном порядке, составить слова.)
– Что такое алфавит? Подберите синоним к слову алфавит.
– Для чего нам нужен алфавит?
– Какое слово можно составить из всех букв?
– назовите орфограммы. Скажите, а можно проверить безударную гласную?
(Нет, это непроверяемая гласная и ее нужно запомнить.)
– Подберите однокоренные слова.
(Вывешиваю табличку: желтый, желтенький, желтизна, пожелтеть.)
– А что это за слово? Докажите. (Вывешиваю табличку: (Глагол)).
– Что еще знаете о глаголе? (Вывешиваю таблички: Что делать? Что сделать?
Единственное и множественное число, Настоящее и будущее время)
– Употребите глаголы желтеть и пожелтеть в настоящем и будущем времени.
желтеют
пожелтеют желтеет
пожелтеет
– Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?
– Что показывает настоящее время глаголов? А будущее время?
– Определите лицо и число глаголов.
– А теперь составьте предложения с этими глаголами.
А) простое предложение;
Б) Простое предложение с однородными членами;
В) Сложное предложение.
– Докажите. Назовите грамматические основы.
III. Постановка учебной задачи.
– В каком еще времени могут употребляться глаголы? (В прошедшем времени.)
– Так какая тема урока? (Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.)
– На какие же вопросы нам предстоит сегодня ответить?
* На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
* Чем отличаются окончания глаголов в прошедшем времени от окончаний глаголов в настоящем и будущем времени? *Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
IV. Работа по теме.
1. Нахождение в предложениях глаголов прошедшего времени.
Учитель читает предложения. Учащиеся выписывают основы предложений с вопросами к глаголам.
Осенью грустно шуршала на ветру высохшая трава. В берлоге заснул медведь. Скудно светило солнце.
Трава (что делала?) шуршала.
Медведь (что делал?) заснул.
Солнце (что делало?) светило.
– Что показывает прошедшее время глагола?
– На какие вопросы отвечают глаголы?
Вывод. Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи.
Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы Что делала? Что делал? и т. д.
2. Наблюдения за родовыми окончаниями глаголов.
Выполнение упражнения № 80 (устно).
– Назовите выделенные существительные и глаголы.
– Выделите окончания. Укажите род существительных.
– Какие окончания у глаголов?
– От чего зависит написание окончаний глаголов в прошедшем времени? (От рода существительных.)
3. Выполнение упражнения № 81.
– Прочитайте.
– Что прочитали? (Предложения.)
– Что вы можете сказать об этих предложениях? (Состоят из грамматической основы, нераспространенные предложения.)
– На какие группы можно их распределить? (По роду глаголов.)
– Запишите в три группы, выделяя окончания глаголов. (1-й вариант – 1, а 2-й вариант – 2.)
– Какие окончания у глаголов в прошедшем времени в женском роде?
– Какие окончания в среднем роде?
– Есть ли особое окончание в мужском роде?
– Есть ли разница на слух в окончаниях женского и среднего рода? А на письме?
– Как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде? (По вопросам).
– Отличаются ли окончания глаголов в прошедшем времени от окончаний в настоящем и будущем времени?
Сделайте вывод об изменении глаголов в прошедшем времени и правописании окончаний.
Вывод. Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском – а, в среднем роде имеют окончание – о.
– Какую особенность глаголов прошедшего времени вы заметили? (Наличие суффикса – л.)
– Распространите предложения . (Устно.)
– А теперь обратимся к правилу на стр. 55.
– Правильный ли вывод сделали мы?
– А как вы думаете, можно ли определить род глагола прошедшего времени во множественном числе? Почему?
1. Для улучшения мозгового кровообращения.
(И.П. – сидя на стуле, “1, 2” – отвести голову назад и плавно наклонить назад; “3, 4” – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; “5, 6” – голову наклонить влево: “7, 8” – голову наклонить вправо.)
2. Гимнастик для глаз.
Крепко зажмурить глаза (сосчитать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (сосчитать до 5).
Повторить 4–5 раз.
1. Поставьте глаголы, данные в скобках, в форму прошедшего времени, выделите окончания, укажите род.
(Наступить) ясное утро. Солнце ярко (сиять) в голубом небе. Алмазами (сверкать) роса на траве, на листьях деревьев. Кругом (стоять) тишина. Ветерок теплой струйкой (пробежать) по моему лицу.
Взаимопроверка.
Проверка. (у учащихся сигналы и карточки с окончаниями –о, -а, нулевое окончание).
– Есть ли разница на слух в окончаниях женского и среднего рода? А на письме?
– как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде? (По вопросам.)
2. Работа в паре.
Указать время и род глаголов, подобрать и записать к ним синонимы в том же времени и такого же рода.
Караулила – .
Мастерил – .
Берегли – .
Указать род и время глаголов, подобрать к ним антонимы в том же времени и такого же рода.
Наказало – .
Хвалил – .
Строили – .
Болтала – .
Проверка. (У учащихся сигналы.)
Тест по теме “Глагол”
1. Выбери и верное утверждение.
А) глагол – это часть слова.
Б) Глагол – это часть речи.
2. Выбери верное утверждение.
А) Глагол обозначает предмет.
Б) Глагол обозначает действие предмета.
В) Глагол обозначает признак предмета.
3. Какое слово в каждой группе является “лишним”?
* говорил, пишите, вязала, висело;
* воркует, борется, сотрет, хохочет;
* буду шить, срисует, занесла, обласкает.
4. Укажите предложения, в которых глагол употребляется в форме прошедшего времени.
А) По реке плывет баржа.
Б) В лесу ребята свернули с тропинки.
В) Летом Даша отдыхала в деревне.
Г) Мы идем по лесу.
Д) Петя читал интересную книгу.
Проверка. Самоконтроль. На доске табличка с ответами. (У учащихся сигналы.)
- Б
- Б
- Гладит – наст. вр.
Сотрет – буд. вр.
Занесла – прош. вр. - Б – мн. число
В – жен. Род
Д – муж. Род
VIII. Итог урока.
– Давайте сделаем общий вывод.
* Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи.
Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делала? Что делал? и т. д.
Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском роде – а, в среднем – е.
Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам. Во множественном числе все глаголы имеют окончание – и.
Во множественном числе род глагола не определяется.
У глаголов в прошедшем времени есть суффикс – л.
– Как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде? (По вопросам.)
– Подберите пословицы, в которых глагол в прошедшем времени.
№ 84 стр. 57, № 86 по выбору, правила на стр. 55 и стр. 58.
– Кого бы вы похвалили за хорошую работу на уроке?
– Что понравилось на уроке?
– Урок окончен.
Цель урока - Сформировать умение изменять глаголы прошедшего времени по числам и родам; обобщить знания о глаголе как части речи.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:
образовательный: Сформировать умение изменять глаголы прошедшего времени по числам и родам; обобщить знания о глаголе как части речи.
Совершенствовать умение правописания окончаний глаголов прошедшего времени.
развивающий: Способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости.
2. коррекционный: расширять словарный запас детей, учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях, правильной речи.
3. воспитательный: Воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения.
1. Орг. момент.
Сегодня на уроке мы будем исследователями.
Рисовать, бегала, играть, летать.
- Что общего у этих слов? (Глагол) Докажите.
Значит, объектом исследования – глагол.
Какое слово лишнее? Почему?
Итак, предмет исследования – глагол прошедшее время.
- Какая отличительная черта есть у глаголов прошедшего времени? (суффикс – Л -)
- Давайте сейчас пропишем эту букву.
2. Минутка чистописания.
Определите закономерность, продолжите ряд.
-Запиши по 7 слов из словаря на эту букву.
-Сели ровно, тетради положили правильно.
- Посмотрите, как вы прописали. Если вам понравилось, поставьте себе +. Взаимопроверка.
3. Повторение. Актуализация знаний.
Объект исследования – глагол. Давайте вспомним, что мы знаем об этой части речи.
-А поможет нам это сделать тест.
1. Глагол – это часть речи, которая обозначает:
В) действие предмета
2. Глаголы отвечают на вопросы:
А) Что делать? Что сделать?
3. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы:
А) Что делает? Что делают?
В) Что делала? Что делали?
4. Глаголы изменяются:
5.Каким членом предложения бывает глагол:
6. У какого глагола нельзя определить время:
Ну а теперь, кто расскажет всё, что мы знаем о глаголе.
4. Словарно-орфографическая работа.
- Какое слово получилось?
Давайте его исследуем.
- Сколько букв в этом слове, а сколько звуков? Почему?
- Можете вы мне назвать орфограмму в этом слове. (Безударная гласная)
- Можно ли её проверить? (Нет)
- Это новое словарное слово. Запишем его в тетрадь. Выделим орфограмму.
- С точки зрения лексики, что означает слово СВЕРКАТЬ?
- А вот как объясняет значение этого слова толковый словарь.
СВЕРКАТЬ - ярко блестеть, сиять переливчатым светом.
- Придумайте предложение с этим словом.
- Запишем предложение в тетрадь и разберём его.(1 ученик у доски)
- У слова сверкать есть ещё одно значение
СВЕРКАТЬ - 2. Блестеть, выражая сильные чувства, страсть (обычно о глазах). Глаза сверкают гневом. В глазах сверкает радость.
-В прямом или переносном значении употреблено здесь слово сверкать? (переносном)
- А ещё слово СВЕРКАТЬ означает – блестеть при быстрых повторяющихся движениях. Голые ноги сверкают.
- В русском языке встречается такой фразеологический оборот с этим словом.
Только пятки сверкают .- Что означает это выражение?( так говорят о быстром беге).
Запишите выражение в тетрадь. (Поставьте ударение в слове, подчеркните орфограмму, укажите время глагола)
- А теперь давайте изменим слово СВЕРКАТЬ по временам (записать в тетрадь) Поставьте плюс на полях, если считаете, что выполнили правильно. (Самопроверка). Взаимопроверка.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Какую безударную гласную написали в этих словах? (е) Запомните написание этого слова.
5. Постановка темы и целей урока.
Глагол сверкать употребите в прошедшем времени и составьте с ним предложение.
В ночном небе сверкала яркая звезда.
Подчеркните в предложении главные члены предложения.
-Чем выражено подлежащее?
(Подлежащее выражено существительным 1 склонения, женского рода, единственного числа, в форме именительного падежа).
-Что мы можем сказать про сказуемое? Проблемная ситуация.
(Сказуемое выражено глаголом прошедшего времени, единственного числа, женского рода)
-От чего зависит род и число глагола прошедшего времени?
(Род и число глагола прошедшего времени зависит от имени существительного, с которым он связан по смыслу).
Так, о чём пойдёт речь на уроке? (Дети определяют тему урока).
Я взяла глагол прошедшего времени и составила с ним предложения.
- Согласны ли вы с таким написанием? Почему?
Что необходимо знать о глаголах прошедшего времени?
- Ваши предположения, как могут изменяться глаголы прошедшего времени?
- Верны ли наши предположения, мы узнаем, если проведем исследовательскую работу.
6. Исследование (работа в паре)
- У вас на столе лежит таблица для исследования.
Что за глаголы даны? В какое время вам надо их изменить? Измените глаголы, запишите их в таблицу, выделите окончания.
Цель: Актуализировать знания о временных формах глагола.
обучающая: систематизировать знания о временах глагола; способствовать развитию умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять;
развивающие: развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять; умение находить в тексте глаголы и обозначать их временные формы; орфографическую зоркость, развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа; развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки;
воспитательные: воспитание сознательного отношения к учебе и интереса к изучению русского языка, воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнять работу до конца).
коррекционно- развивающие: развивать память, внимание, речь.
Формируемые УУД.
Личностные: проявлять интерес изучаемому материалу по русскому языку; умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с предложенными критериями;
Познавательные: строить рассуждения; извлекать информацию, представленную в разных формах; рефлексия способов действий, контроль процесса и результата действий;
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слышать и слушать других,
Предметные: умение находить в тексте глаголы, определять у них временные формы; распределять глаголы по временным формам; изменять глаголы по временам, правильно образовывать временные формы; подбирать в тексте подходящие по смыслу глаголы.
Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная, парная.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, презентация, карточки с заданиями для работы на уроке и с дополнительным заданием, карточки с домашней работой.
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Пусть сегодня для нас всех на урок придёт успех!
С ними нам вдвойне теплей.
Пожелаем всем удачи и успешности в придачу!
2.Актуализация знаний
- Послушайте загадку и скажите, о какой части речи говорится:
Что без меня предмет?
Все в действие придет:
Люди строят здание.
И хлеб в полях растет. (Глагол)
Что мы знаем о глаголе?
3.Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация.
- Прочитайте предложения. В скобках, после каждого предложения, поставьте знак. Объясни свой выбор. Дай правильный ответ.
+ - уже знаю, – - думаю иначе (есть ошибка), ? - есть вопрос (не знаю)
1.Глагол – это часть речи. ( )
2.Глагол обозначает признак предмета.( )
3.Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? ( )
4.В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. ( )
5.Глаголы изменяются по числам. ( )
6.У глаголов различают три временные формы: настоящее, прошедшее, будущее.
7.Глаголы изменяются по временам. ( )
8.Начальная форма глагола – настоящее время.
9.Не все глаголы могут иметь форму настоящего времени.( )
- В каких вопросах вы сомневались? Что о глаголе вы ещё не знаете ?
Задачи урока: выяснить все ли глаголы изменяются по временам; все ли глаголы имеют три временные формы.
А для начала вспомним, как определить время глагола.
4.Открытие новых знаний. Исследование (работа в группах).
Учитель раздает каждой группе “План работы” и “Рабочий лист”.
В скобках запишите вопрос к глаголу.
Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.
Рабочий лист (группа №1)
Солнце (что … ?) светит.
(Что … ?) Цветут кисти черемухи.
Вывод: действие происходит …в, до, после…. момент речи.(сейчас) глагол стоит в настоящем времени.
Рабочий лист (группа №2)
(Что … ?) Растаял снег.
(Что … ?) Прилетели птицы.
Вывод: действие происходит … в, до, после … момента речи.(вчера) глагол стоит в прошедшем времени.
Рабочий лист (группа №3)
Скоро (что … ?) зазеленеет травка, будут (что … ?) цвести яблони.
Вывод: действие происходит … в, до, после … момента речи.(завтра) глагол стоит в будущем времени.
2). Дети читают план работы, работают в группах. Учитель организует работу детей, оказывает необходимую помощь.
3). Отчет групп у доски.
Каждая группа в свой столбик записывает на доске вопросы к глаголам и глаголы. Учитель после вывода каждой группы озаглавливает столбики:
I столбик “В момент речи” (настоящее)
II столбик “До момента речи”(прошедшее)
III столбик “После момента речи” (будущее)
Дети в тетрадях также озаглавливают три столбика.
4). Общий вывод делает учитель, приводя примеры, записанные на доске.
– Если глагол отвечает на вопрос “что делает?” или “что делают?” и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени
(в I столбике добавляется запись “В настоящем времени”);
– Если глагол отвечает на вопрос “что делал?”, или “что сделал?”, или “что делали?”, или “что сделали?” и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени
(во II столбике добавляется запись “В прошедшем времени”);
– Если глагол отвечает на вопрос “что сделает?”, или “что сделают?”, или “что будет делать?”, или “что будут делать?” и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени
(в III столбике добавляется запись “В будущем времени”).
– Разные глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время. Но изменяется ли по временам один и тот же глагол? Проверим.
– Что мы сейчас делаем?
(– Работаем)
– В каком времени стоит этот глагол?
(– В настоящем, так как действие происходит в момент речи).
– Запишите глагол в тетрадь в I столбик. Выделите окончание.
– Что мы делали вчера?
(– Работали).
– В каком времени стоит этот глагол?
(– В прошедшем, так как действие происходило до момента речи).
– Запишите глагол во II столбик. Выделите окончание.
– Что мы будем делать завтра?
(– Будем работать).
– В каком времени стоит этот глагол?
– Запишите оба глагола в III столбик. Выделите окончание в глаголе “Будем”.
(– Окончание –ем. Добавляется глагол-связка, так как время будущее сложное).
– Сравните окончания глагола в разных временах, сделайте вывод.
(– Окончание глагола изменяется, значит один и тот же глагол изменяется по временам).
– На какой вопрос мы ответили? (Глаголы изменяются по временам) Это наша тема. (Изменение глаголов по временам). Цель: научиться изменять глаголы по временам.
- А все ли глаголы имеют три временные формы?
Чтобы узнать, возьмём глаголы неопределённой формы и попробуем образовать временные формы. (что делать? Рисовать - рисует, рисовал, будет рисовать; что сделать? Нарисовать – нарисовал, нарисует.)
Проверьте по таблице учебника (стр. 76), правы ли вы?
– Одинаково ли изменяются по временам глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и что сделать?
– Что вы заметили? (Глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени. Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?, имеют только форму прошедшего и будущего времени.)
– Сравните форму будущего времени этих глаголов. Что можете сказать?
– Будущее время, состоящее из одного слова, называется простым, будущее время, состоящее из двух слов, называется сложным будущим временем глагола.
– Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы правильно образовать временные формы глагола? (Правильно задавать вопрос.)
- Какой вывод можно сделать? (схема составляется на доске)
5.Закрепление изученного.
- Изменить по временам глаголы упр.158 (на доске)
6.Физкультминутка
7.Применение новых знаний.
– Для чего необходимо уметь правильно употреблять в речи временные формы глагола?
– Прочитайте текст с доски (карточки)
Рыженький котик сидеть на окошке
И увидеть знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.
Вот теперь сидеть
И в окно глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать:
Пойдем, котичек, на улицу гулять,
Курочек соседских пугать.
– Почему вам было смешно?
– Что надо сделать, чтобы текст стал звучать понятно, по-русски? Измените форму глаголов, прочитайте.
А что можно сделать с этой вещью? Что это?(свитер)Запомни произношение: сви(т)ер и написание. Составь словосочетания, запиши.
Когда мы употребляем слово надеть, а когда одеть? (Д/З – упр. 159)
Образуй от данных глаголов все временные формы.(устно)- стр. 76
Баловать (что делать?) балую, баловал, будет баловать;
10.Проверь себя. Вас оценит независимый эксперт – компьютер (Электронное приложение.)
11.Подведение итогов. Составление кластера.
Цель урока? Цель урока достигнута?
– Задачи урока? Задачи урока выполнены?
Продолжи предложения: Я – знаю…, я – запомнил…, я смог…, я научился….
Работать в группах.
Отвечать у доски.
Узнавать новое по русскому языку .
А если у кого – то что – то
не получилось – не беда.
Вы всё равно узнали что – то новое,
значит, стали умнее.
Спасибо за работу! Д.З. упр 159.Поставить глагол в нужную форму.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫБОРУ.
- По карточке №3 работаем в тетрадях. – по выбору.
Спеть – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.
Покрасить – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.
Кричать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.
Выбери глагол, который имеет три временные формы. Запиши его и измени по временам. Составь с ним одно предложение. Определи время.
Выбери глагол, который имеет две временные формы. Запиши его и измени по временам. Составь с ним одно предложение. Определи время.
Самопроверка по экрану. Самооценка.
Вывод: - Чему научились, выполняя это задание? (научились правильно изменять по временам).
- Можем мы теперь ответить на наш вопрос: все ли глаголы изменяются по временам? (ВСЕ! Но глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать, форму настоящего времени не имеют)
Раздаточный материал
- Прочитайте предложения. В скобках, после каждого предложения, поставьте знак. Объясни свой выбор. Дай правильный ответ.
+ - уже знаю, – - думаю иначе (есть ошибка), ? - есть вопрос (не знаю)
1.Глагол – это часть речи. ( )
2.Глагол обозначает признак предмета. ( )
3.Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? ( )
4.В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. ( )
5.Глаголы изменяются по числам. ( )
6.У глаголов различают три временные формы: настоящее, прошедшее, будущее.
7.Глаголы изменяются по временам. ( )
8.Начальная форма глагола – настоящее время.
9.Не все глаголы могут иметь форму настоящего времени.( )
План работы:
В скобках запишите вопрос к глаголу.
Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.
Рабочий лист (группа №1)
Солнце (что … ?) светит.
(Что … ?) Цветут кисти черемухи.
Вывод: действие происходит …в, до, после…. момент речи.(сейчас) глагол стоит в настоящем времени.
– Прочитайте текст
Рыженький котик сидеть на окошке
И увидеть знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.
Вот теперь сидеть
И в окно глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать:
Пойдем, котичек, на улицу гулять,
Курочек соседских пугать.
- Прочитайте предложения. В скобках, после каждого предложения, поставьте знак. Объясни свой выбор. Дай правильный ответ.
+ - уже знаю, – - думаю иначе (есть ошибка), ? - есть вопрос (не знаю)
1.Глагол – это часть речи. ( )
2.Глагол обозначает признак предмета. ( )
3.Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? ( )
4.В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. ( )
5.Глаголы изменяются по числам. ( )
6.У глаголов различают три временные формы: настоящее, прошедшее, будущее.
7.Глаголы изменяются по временам. ( )
8.Начальная форма глагола – настоящее время.
9.Не все глаголы могут иметь форму настоящего времени.( )
План работы:
В скобках запишите вопрос к глаголу.
Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.
Рабочий лист (группа №2)
(Что … ?) Растаял снег.
(Что … ?) Прилетели птицы.
Вывод: действие происходит … в, до, после … момента речи.(вчера) глагол стоит в прошедшем времени.
– Прочитайте текст
Рыженький котик сидеть на окошке
И увидеть знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.
Вот теперь сидеть
И в окно глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать:
Пойдем, котичек, на улицу гулять,
Курочек соседских пугать.
- Прочитайте предложения. В скобках, после каждого предложения, поставьте знак. Объясни свой выбор. Дай правильный ответ.
+ - уже знаю, – - думаю иначе (есть ошибка), ? - есть вопрос (не знаю)
1.Глагол – это часть речи. ( )
2.Глагол обозначает признак предмета. ( )
3.Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? ( )
4.В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. ( )
5.Глаголы изменяются по числам. ( )
6.У глаголов различают три временные формы: настоящее, прошедшее, будущее.
7.Глаголы изменяются по временам. ( )
8.Начальная форма глагола – настоящее время.
9.Не все глаголы могут иметь форму настоящего времени.( )
План работы:
В скобках запишите вопрос к глаголу.
Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.
Рабочий лист (группа №3)
Скоро (что … ?) зазеленеет травка, будут (что … ?) цвести яблони.
Вывод: действие происходит … в, до, после … момента речи.(завтра) глагол стоит в будущем времени.
– Прочитайте текст
Рыженький котик сидеть на окошке
И увидеть знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.
Вот теперь сидеть
И в окно глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать:
Пойдем, котичек, на улицу гулять,
Курочек соседских пугать.
Урок познакомит учащихся с особенностями глаголов прошедшего времени и изменением их по родам и числам.
Описание разработки
Цель:
познакомить учащихся с особенностями глаголов прошедшего времени и изменением их по родам и числам.
Задачи:
- повторить сведения о глаголе;
- дать понятие о том, что глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам;
- совершенствовать умение определять тему урока;
- формировать навыки каллиграфического и грамотного письма;
Ход урока.
1. Орг. момент.
Утром ранним кто-то странный,
Заглянул в мое окно.
На ладони появилось ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло.
- Представьте, что у вас в руках солнечный зайчик, почувствуйте его тепло.
Обменяйтесь этим теплом с соседом по парте – посмотрите в глаза, улыбнитесь.
2. Самоопределение деятельности.
Повторим правила работы на уроке.
Умей выслушать другого.
- Откройте тетради, запишите число и классная работа.
3. Актуализация опорных знаний.
- Сегодня на уроке мы будем исследователями.
Для начала проведем графический диктант. Ваша задача: определить части речи. Имя существительное изображаем одной чертой, глагол – двумя, имя прилагательное – волнистой линией.
(Учитель называет слова – части речи, ученики графически изображают их в тетради) Запись ведем как я.
Проверка: назовите, под какими номерами стоят глаголы.
Итак, объект исследования - глагол.
- Попробуем вспомнить все, что мы знаем о глаголе. Для этого выполните тест.
1. Глагол – это часть речи, которая обозначает:
В) действие предмета.
Весь материал - в документе.
Содержимое разработки
Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Прошедшее время глаголов.
Цель: познакомить учащихся с особенностями глаголов прошедшего времени и изменением их по родам и числам.
повторить сведения о глаголе;
дать понятие о том, что глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам;
совершенствовать умение определять тему урока;
формировать навыки каллиграфического и грамотного письма;
Коррекционно – развивающие:
расширять словарный запас детей, учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях, правильной речи.
развивать познавательную активность, аналитическое мышление, память, внимание, письменную и устную речь;
развивать способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки, высказывать своё мнение;
Воспитательные:
способствовать воспитанию аккуратности, самостоятельности;
прививать интерес к предмету и любовь к русскому языку;
создать атмосферу благоприятного психологического климата и успешности для каждого ученика;
предупреждать утомляемость детей.
Тип урока урок формирования новых знаний.
Формы работы индивидуальная, фронтальная.
4 класс (общеобразовательная)
4 класс (вспомогательная)
Утром ранним кто-то странный,
Заглянул в мое окно.
На ладони появилось ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло.
Утром ранним кто-то странный,
Заглянул в мое окно.
На ладони появилось ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло.
Повторим правила работы на уроке.
Умей выслушать другого.
-Откройте тетради, запишите число и классная работа.
Повторим правила работы на уроке.
Умей выслушать другого.
-Откройте тетради, запишите число и классная работа.
Актуализация опорных знаний.
Работа над новой темой.
Физминутка для снятия зрительного напряжения
- Сегодня на уроке мы будем исследователями.
Для начала проведем графический диктант. Ваша задача: определить части речи. Имя существительное изображаем одной чертой, глагол – двумя, имя прилагательное – волнистой линией.
(Учитель называет слова – части речи, ученики графически изображают их в тетради) Запись ведем как я.
Проверка: назовите, под какими номерами стоят глаголы.
Итак, объект исследования - глагол.
- Попробуем вспомнить все, что мы знаем о глаголе. Для этого выполните тест.
1. Глагол – это часть речи, которая обозначает:
В) действие предмета
2. Глаголы отвечают на вопросы:
А) Что делать? Что сделать?
3. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы:
А) Что делает? Что делают?
В) Что делала? Что делали?
4. Глаголы изменяются:
5.Каким членом предложения бывает глагол:
6. У какого глагола нельзя определить время:
-Прочитайте слова на доске.
Читает, читаю, читал.
-Что общего и чем различаются эти слова? (Все слова –глаголы, родственные слова. Два глагола в форме настоящего времени. А один глагол – в форме прошедшего времени.)
-Какое лишнее слово? (читал)
-Определите тему сегодняшнего урока. (Глаголы прошедшего времени)
-Какие цели поставим на урок? Чему научимся?
(Нам нужно уметь находить глаголы прошедшего времени. Для этого нужно знать:
как образуются
как изменяются.)
-Итак, предмет нашего исследования – глагол прошедшего времени.
- Проведем исследование №1.
(петь, рисовать, ходить)
-В какой они форме? (неопределенной форме)
-Как вы узнали? (по вопросу, суффикс ТЬ)
-Образуйте от первого глагола ПЕТЬ глагол прошедшего времени. (ПЕЛ)
-Что изменилось? (ТЬ ----Л)
-Образуйте от второго глагола РИСОВАТЬ глагол прошедшего времени. (РИСОВАЛ)
-Что изменилось? (ТЬ----Л)
- То же самое проделайте и с последним глаголом ХОДИТЬ (ХОДИЛ)
-Сделайте вывод. Как образуются глаголы прошедшего времени? (Глаголы прошедшего времени образуются с помощью суффикса Л)
-А где еще есть этот суффикс, кроме самого глагола? (В вопросе ЧТО ДЕЛАЛ?)
- Ребята, но есть глаголы, которые по-другому образуют прошедшее время: НЕС,ВЕЗ,РОС.
- Попробуйте самостоятельно найти глаголы прошедшего времени. С.107 Упр.494. Выпишите только глаголы и выделите их формообразующий суффикс.
-Итак, мы определили как образуются глаголы прошедшего времени. Теперь попробуем ответить на второй вопрос. Как изменяются?
-Проведем исследование №2.
На доске сочетания слов:
ВЕТЕР ПРИЛЕТЕЛ
МЕТЕЛЬ ПРИЛЕТЕЛ
ОБЛАКО ПРИЛЕТЕЛ
ПТИЦЫ ПРИЛЕТЕЛ
-Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием?
-Чего не хватает? (окончаний)
-Давайте мы их сейчас подставим.
- В первом предложении у глагола какое окончание? (нулевое)
-Во втором предложении какое окончание? (А)
-Почему в 1 предложении нулевое, а во втором А? (В первом предложении ВЕТЕР это мужской род, а во втором метель женского рода)
-Значит род глагола зависит от рода существительного.
-В 3 предложении какое окончание? (О)
-Почему? (существительное среднего рода, значит и глагол будет тоже среднего рода, следовательно, и окончание О)
-В 4 предложении какое окончание? (И)
-Почему? (здесь существительное во множественном числе, следовательно, и глагол тоже множественного числа и имеет окончание И)
-Как же изменяется глагол? Сделаем вывод.
(глаголы изменяются по числам, а в единственном числе по родам)
-В зависимости от рода глагола вы поставили окончания. Какие? (м.р. , , ж.р. А, ср.р. О., мн.ч. И)
-Но это ваши предположения. Правильны ли они? Проверим по таблице. Сравните с предложениями.
Вывод: предположения подтвердились. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам и в единственном числе по родам в зависимости от существительного, с которым он связан и имеет окончания.
- У вас на столе лежит таблица.
Что за глаголы даны? В какое время вам надо их изменить? Примените полученные знания, измените глаголы, запишите их в таблицу, выделите окончания.
Прочитайте слова 1 столбика. Какие окончания они имеют? Аналогично дальше.
Продолжите предложения: В результате наблюдений за изменением глаголов прошедшего времени, я знаю, что они образуются с помощью… (суффикса Л) и знаю как пишутся ….(окончания глаголов м.р., ж.р., ср.р., мн.ч.).
Самостоятельная работа.
Ребята, а сейчас работаем с текстом. Вставьте окончания и определите время, число и род глаголов. Выделите окончания.
Стоял_ раннее утро. Солнце освещал_ верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал_ на песке. Море сверкал_ в лучах солнца. Лёгкие волны набегал_ на берег. На берегу сидел_ белые чайки.
-Какого времени вам встретились глаголы?
-Докажите, что здесь глаголы только прошедшего времени.
Проверка коллективно по предложению.
-Как отличать глаголы прошедшего времени? (по вопросам и суффиксу л)
- Как изменяются глаголы прошедшего времени? (по числам, а в единственном числе по родам)
- А сейчас каждый подумает и оценит, как понял тему урока, а затем оценит свою деятельность на уроке. В тетради нарисуйте кружок соответствующего цвета.
Зеленый – все понял, доволен собой.
Желтый - понял, но не до конца, допускал неточности в ответах.
Красный – мне еще нужна помощь.
Ребята, вы работаете с нами. Вы тоже подчеркиваете части речи, но только в карточке.
Читайте также: