Земли решается судьба оркестр бетховена играет конспект

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 1893 0

Конспект урока

Предмет: музыка Класс: 6

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом и закрепления ранее изученного.

Цель урока: ознакомление детей с жизнью и творчеством Людвига ван Бетховена через разнообразный мир его произведений.

Задачи урока:

познакомить детей с героической судьбой композитора;

формировать духовно-нравственные качества учащихся, такие как героизм, мужество, стойкость духа, достоинство, жизнелюбие, сочувствие, отзывчивость на примере жизни и творчества композитора, а также через драматические события истории;

познакомить с жанром симфонии;

реализовывать творческий потенциал детей в процессе коллективного музицирования (разучивание песни);

формировать универсальные учебные действия учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности;

расширять словарный багаж эстетических эмоций.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, проигрыватель, компьютер, фортепиано.

Учитель: - Ребята, сегодня мы как всегда приветствуем на нашем уроке ее величество музыку. Почему именно этому виду искусства уделяется столько внимания!? Наверное, потому , что музыку мы встречаем повсюду. С утра нас поднимает любимая мелодия в телефоне, приходим в школу нас приглашает заливистый звонок, гуляя по парку мы слышим весёлое , весеннее пение птиц, т.е. музыка окружает нас повсюду.

А ещё ребята музыка – это история – история судьбы нашей Земли, история судеб прекрасных музыкантов – композиторов.

Судьба многих музыкантов – трагична. Чтобы жить. Творить многим из них приходится бороться с жизненными трудностями идти наперекор судьбе.

Учитель: - Сегодня нам предстоит познакомиться с разнообразным миром музыки Бетховена. Запишите тему в тетрадь.

Впервые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившихся на пароходе… И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, играющие по вечерам увеселительную музыку для пассажиров, и заиграли…

Учитель: - Ребята, наверное, неслучайно музыканты выбрали это произведение? Как вы думаете?
Дети высказывают свои предположения.

Учитель: - Ребята, сама жизнь и творчество великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770 -1827) были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы. (Дети записывают фамилию композитора и годы жизни).

Выступления детей: Сивова А., Федорова Н. - детство, юность – Назимкина К., Измайлова Н.,

Орешкина Л. – произведение собственного сочинения.

И главное испытание, которое ему уготовила злая судьба это глухота.

В возрасте двадцати семи лет Бетховен ощутил её первые признаки. Представьте отчаяние Музыканта: он не слышит! Скрывая от окружающих свой недуг, Бетховен становился замкнутым, нелюдимым человеком. Лечение, назначенное врачами, не помогало. Бетховена всё чаще посещают мысли о самоубийстве. Он даже написал завещание своим братьям.

(Громов Д., Мусин Д. – выступление)

Теперь давайте с вами выясним, а что собой представляет жанр симфонии.

Симфония в переводе с греческого означает созвучие. Это большое произведение для симфонического оркестра, состоящее, как правило, из четырёх частей, драматургически связанных между собой и раскрывающих замысел композитора.

Дети записывают определение в тетрадь.

Одной из самых знаменитых симфоний Людвига ван Бетховена является Пятая симфония.

Пятая симфония – это своеобразный вызов композитора судьбе, это битва человеческого духа со злым роком.

Послушайте фрагмент симфонии и определите по звучанию музыки, кто в 1 части побеждает человеческий дух, воля или судьба?

(Дети записывают название произведения, слушают музыку и выясняют, что мотив судьбы звучит грозно и сильно, поэтому в этом поединке человек проигрывает.)

Учитель: - Действительно, в 1 части победа пока остаётся за злой судьбой, но композитор в каждой части показывает нам неустанную борьбу человеческой воли и духа с ударами с судьбы. По-разному звучит мотив-эпиграф: то грозно и близко, то глухо и далеко, как бы напоминая о себе. Но с каждой частью борьба становится всё напряжённее.

Послушайте, как звучит финал, последняя 4 часть. Что мы услышим победу человеческого духа или поражение?

(Дети слушают финал и отвечают, что человеческий дух и воля побеждают.)

Мир музыки Бетховена разнообразен. Помимо симфоний композитор много написал произведений для фортепиано: это сонаты, пьесы, песни. Каждое произведение раскрывает нам частичку внутреннего мира композитора: его мысли, чувства, настроения.

Дети слушают и высказывают свои мнения.

Учитель: - Действительно, звучание музыки очень светлое, нежное, немного взволнованное. Исследователи творчества Бетховена не могут однозначно сказать, какой именно девушке посвятил это произведение композитор. Но звучащие в нём любовь, нежность, трепетность и поэтичность покоряют сердца слушателей.

Лирический герой песни - мальчик-савояр, бродящий по Германии с дрессированным сурком. (Савойя - историческая область на юго-востоке Франции у подножия Альп.) Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах и на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку. (Шарманка - ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике.)

В оригинальном тексте чередуются немецкие и французские строки (язык савояров - французский)

Послушайте песню в исполнении немецких детей и попробуйте по музыке узнать, о чём поют дети.

Звучит видео-фрагмент. Дети определяют характер произведения (задушевно, нежно, мягко, простодушно, трогательно) и стараются угадать, о чём поют дети.

Учитель: - А теперь, чтобы понять, совпали ли ваши предположения, послушайте песню с русским текстом.

Учитель исполняет песню в русском переводе. Дети сопоставляют свои впечатления.

Вокально-хоровая работа над песней.

Учитель: - Музыка какого композитора звучала на уроке? С каким жанром вы сегодня познакомились? Какие произведения композитора вы запомнили?

Дети называют имя Людвига ванн Бетховена, жанр симфонии, вспоминают прозвучавшие произведения.

Презентация по музыке на тему

Гений Бетховена, Баха, Моцарта… Есть в музыке каждого из этих композиторов то возвышенное благородство и человечность, которые отличали их на протяжении всей жизни.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827)

Людвиг ван Бетховен (1770-1827)

Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году, в

Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году, в

Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году, в Германии, в Бонне. Его семья была очень музыкальной, отец и дед композитора пели в хоре.

РОДИТЕЛИ БЕТХОВЕНА

РОДИТЕЛИ БЕТХОВЕНА

Тридцатилетний Бетховен «

Тридцатилетний Бетховен «

К 1800 году он стал самым популярным композитором в

К 1800 году он стал самым популярным композитором в

Во всем мире известна Симфония № 5

Во всем мире известна Симфония № 5

Симфония № 5 1 часть (фрагмент)

Симфония № 5 1 часть (фрагмент)

Симфония № 5 1 часть
(фрагмент)

В музыке мы видим борьбу лирического героя со злым роком. Конфликт человека с судьбой очевиден, он открывается с самых первых тактов.
Композитор через музыку показал, как тяжела борьба, но если пройти до конца, то предстоит счастливый и красочный финал. Мотивы судьбы полностью пронизывают симфонию, делая ее более слитной и единой.

Симфония № 5 4 часть (фрагмент)

Симфония № 5 4 часть (фрагмент)

Симфония № 5 4 часть
(фрагмент)

Бетховен желал до каждого человека донести все, что хотел сказать сам, но не мог выразить это словами. Он знал, что людям необходимо то знание, которое пришло к нему самому лишь с бедой. Композитор хотел, чтобы каждый человек смог понять, что все в его руках, в том числе жизнь, судьба.

Почему я пишу? То , что у меня на сердце, должно найти себе выход

Почему я пишу? То , что у меня на сердце, должно найти себе выход

Памятник Бетховену
в Вене.

Скульптура Микеланджело Буонарроти - "Восставший раб"

Скульптура Микеланджело Буонарроти -

Скульптура Микеланджело Буонарроти - "Восставший раб". Образ прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы.
Греческая
скульптура
Ника
Самофракийская -
богиня победы

Сравни образ преодоления, победы, торжества, выраженный в скульптурах и в симфонической музыке

Сравни образ преодоления, победы, торжества, выраженный в скульптурах и в симфонической музыке

Сравни образ преодоления, победы, торжества, выраженный в скульптурах и в симфонической музыке Бетховена. Что в них общего?

Совсем недавно японский ученый

Совсем недавно японский ученый

Земли решается судьба. Оркестр

Земли решается судьба. Оркестр

Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет…

Рассмотри запись двух эскизов и оригинала темы 2-й части

Рассмотри запись двух эскизов и оригинала темы 2-й части

Рассмотри запись двух эскизов и оригинала темы 2-й части Симфонии № 5 Л. Бетховена. Сравни их между собой. Какая из мелодий, по-твоему, стала окончательным вариантом темы этой части?
Послушай фрагмент 2 части симфонии.

Чехословацкий журналист, литературный и театральный критик, публицист, активист чехословацкой компартии

Чехословацкий журналист, литературный и театральный критик, публицист, активист чехословацкой компартии

Майское интермеццо 1943 года.

Майское интермеццо 1943 года.

Почему так популярна

Почему так популярна

Почему так популярна Симфония №5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников?

Образы борьбы и победы в искусстве Задачи урока: Раскрыть образный строй одной и

№ слайда 1

Образы борьбы и победы в искусстве Задачи урока: Раскрыть образный строй одной из самых знаменитых симфоний – Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена. Проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями её симфонического развития.

Есть в музыке этих композиторов то возвышенное благородство и человечность, кото

№ слайда 2

Есть в музыке этих композиторов то возвышенное благородство и человечность, которые отличали их на протяжении всей жизни.

Людвиг ван Бетховен Родился в 1770 году в немецком городе Боне.Почему люди помня

№ слайда 3

Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества 1902 год…Частичная потер

№ слайда 4

Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества 1902 год…Частичная потеря слуха…Создаёт одно произведение за другим, полные волевого порыва…Его музыку сравнивают с героическими образами в живописи и скульптуре.Слушаем первую часть симфонииОпределяем главную идею первой части симфонии

Скульптура Микеланджело Буонарроти -

№ слайда 5

Скульптура Микеланджело Буонарроти - "Восставший раб". Образ прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы. Греческая скульптура Ника Самофракийская -богиня победы

Сравни образ преодоления, победы, торжества, выраженный в скульптурах и в симфон

№ слайда 6

Сравни образ преодоления, победы, торжества, выраженный в скульптурах и в симфонической музыке Бетховена. Что в них общего?

А вот как вода видит Симфонию №5 Людвига ван Бетховена. Оцените… Масару Эмото «П

№ слайда 7

Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет… ЭскизЭтюдНабросокЗарисовка Где

№ слайда 8

Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет… ЭскизЭтюдНабросокЗарисовка Где ты встречаешься с этими словами?С этими словами ты часто встречаешься во всех видах искусстваСоздание произведения всегда связано с поиском единства формы и содержания.


№ слайда 9

"Ни одного дня без строчки. " "Почему я пишу?То, что у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот поэтому я и пишу."

Почему так популярна Симфония №5 Бетховена? Какое значение она имеет для совреме

№ слайда 11

Что может связывать искусства разных временных исторических периодов? Какое отно

№ слайда 12

4. Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества

• 1902 год…Частичная
потеря слуха…
• Создаёт одно
произведение за
другим, полные
волевого порыва…
• Его музыку сравнивают
с героическими
образами в живописи и
скульптуре.

Скульптура
Микеланджело
Буонарроти "Восставший
раб". Образ
прекрасного и
сильного юноши,
пытающегося
разорвать путы.
Греческая
скульптура Ника
Самофракийская богиня победы

Сравни
образ
преодоления,
победы,
торжества,
выраженный в
скульптурах и в
симфонической
музыке
Бетховена.
Что в них
общего?

7. А вот как вода видит Симфонию №5 Людвига ван Бетховена. Оцените…

8. Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет…


Эскиз
Этюд
Набросок
Зарисовка
• С этими
словами
ты
Где
ты
часто
встречаешься
встречаешься во
с этими
всех видах
словами?
искусства
Создание произведения всегда
связано с поиском единства
формы и содержания.

9. "Ни одного дня без строчки. "

"Ни одного дня без
строчки. "
"Почему я пишу?
То, что у меня
на сердце,
должно найти
себе выход. Вот
поэтому я и
пишу."

Читайте также: