Земли решается судьба оркестр бетховена играет конспект
Обновлено: 06.07.2024
Оценить 1893 0
Конспект урока
Предмет: музыка Класс: 6
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом и закрепления ранее изученного.
Цель урока: ознакомление детей с жизнью и творчеством Людвига ван Бетховена через разнообразный мир его произведений.
Задачи урока:
познакомить детей с героической судьбой композитора;
формировать духовно-нравственные качества учащихся, такие как героизм, мужество, стойкость духа, достоинство, жизнелюбие, сочувствие, отзывчивость на примере жизни и творчества композитора, а также через драматические события истории;
познакомить с жанром симфонии;
реализовывать творческий потенциал детей в процессе коллективного музицирования (разучивание песни);
формировать универсальные учебные действия учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности;
расширять словарный багаж эстетических эмоций.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, проигрыватель, компьютер, фортепиано.
Учитель: - Ребята, сегодня мы как всегда приветствуем на нашем уроке ее величество музыку. Почему именно этому виду искусства уделяется столько внимания!? Наверное, потому , что музыку мы встречаем повсюду. С утра нас поднимает любимая мелодия в телефоне, приходим в школу нас приглашает заливистый звонок, гуляя по парку мы слышим весёлое , весеннее пение птиц, т.е. музыка окружает нас повсюду.
А ещё ребята музыка – это история – история судьбы нашей Земли, история судеб прекрасных музыкантов – композиторов.
Судьба многих музыкантов – трагична. Чтобы жить. Творить многим из них приходится бороться с жизненными трудностями идти наперекор судьбе.
Учитель: - Сегодня нам предстоит познакомиться с разнообразным миром музыки Бетховена. Запишите тему в тетрадь.
Впервые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившихся на пароходе… И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, играющие по вечерам увеселительную музыку для пассажиров, и заиграли…
Учитель: - Ребята, наверное, неслучайно музыканты выбрали это произведение? Как вы думаете?
Дети высказывают свои предположения.
Учитель: - Ребята, сама жизнь и творчество великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770 -1827) были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы. (Дети записывают фамилию композитора и годы жизни).
Выступления детей: Сивова А., Федорова Н. - детство, юность – Назимкина К., Измайлова Н.,
Орешкина Л. – произведение собственного сочинения.
И главное испытание, которое ему уготовила злая судьба это глухота.
В возрасте двадцати семи лет Бетховен ощутил её первые признаки. Представьте отчаяние Музыканта: он не слышит! Скрывая от окружающих свой недуг, Бетховен становился замкнутым, нелюдимым человеком. Лечение, назначенное врачами, не помогало. Бетховена всё чаще посещают мысли о самоубийстве. Он даже написал завещание своим братьям.
(Громов Д., Мусин Д. – выступление)
Теперь давайте с вами выясним, а что собой представляет жанр симфонии.
Симфония в переводе с греческого означает созвучие. Это большое произведение для симфонического оркестра, состоящее, как правило, из четырёх частей, драматургически связанных между собой и раскрывающих замысел композитора.
Дети записывают определение в тетрадь.
Одной из самых знаменитых симфоний Людвига ван Бетховена является Пятая симфония.
Пятая симфония – это своеобразный вызов композитора судьбе, это битва человеческого духа со злым роком.
Послушайте фрагмент симфонии и определите по звучанию музыки, кто в 1 части побеждает человеческий дух, воля или судьба?
(Дети записывают название произведения, слушают музыку и выясняют, что мотив судьбы звучит грозно и сильно, поэтому в этом поединке человек проигрывает.)
Учитель: - Действительно, в 1 части победа пока остаётся за злой судьбой, но композитор в каждой части показывает нам неустанную борьбу человеческой воли и духа с ударами с судьбы. По-разному звучит мотив-эпиграф: то грозно и близко, то глухо и далеко, как бы напоминая о себе. Но с каждой частью борьба становится всё напряжённее.
Послушайте, как звучит финал, последняя 4 часть. Что мы услышим победу человеческого духа или поражение?
(Дети слушают финал и отвечают, что человеческий дух и воля побеждают.)
Мир музыки Бетховена разнообразен. Помимо симфоний композитор много написал произведений для фортепиано: это сонаты, пьесы, песни. Каждое произведение раскрывает нам частичку внутреннего мира композитора: его мысли, чувства, настроения.
Дети слушают и высказывают свои мнения.
Учитель: - Действительно, звучание музыки очень светлое, нежное, немного взволнованное. Исследователи творчества Бетховена не могут однозначно сказать, какой именно девушке посвятил это произведение композитор. Но звучащие в нём любовь, нежность, трепетность и поэтичность покоряют сердца слушателей.
Лирический герой песни - мальчик-савояр, бродящий по Германии с дрессированным сурком. (Савойя - историческая область на юго-востоке Франции у подножия Альп.) Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах и на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку. (Шарманка - ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике.)
В оригинальном тексте чередуются немецкие и французские строки (язык савояров - французский)
Послушайте песню в исполнении немецких детей и попробуйте по музыке узнать, о чём поют дети.
Звучит видео-фрагмент. Дети определяют характер произведения (задушевно, нежно, мягко, простодушно, трогательно) и стараются угадать, о чём поют дети.
Учитель: - А теперь, чтобы понять, совпали ли ваши предположения, послушайте песню с русским текстом.
Учитель исполняет песню в русском переводе. Дети сопоставляют свои впечатления.
Вокально-хоровая работа над песней.
Учитель: - Музыка какого композитора звучала на уроке? С каким жанром вы сегодня познакомились? Какие произведения композитора вы запомнили?
Дети называют имя Людвига ванн Бетховена, жанр симфонии, вспоминают прозвучавшие произведения.
Гений Бетховена, Баха, Моцарта… Есть в музыке каждого из этих композиторов то возвышенное благородство и человечность, которые отличали их на протяжении всей жизни.
Людвиг ван Бетховен (1770-1827)
Людвиг ван Бетховен
Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году, в
Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году, в Германии, в Бонне. Его семья была очень музыкальной, отец и дед композитора пели в хоре.
РОДИТЕЛИ БЕТХОВЕНА
Тридцатилетний Бетховен «
К 1800 году он стал самым популярным композитором в
Во всем мире известна Симфония № 5
Симфония № 5 1 часть (фрагмент)
Симфония № 5 1 часть
(фрагмент)
В музыке мы видим борьбу лирического героя со злым роком. Конфликт человека с судьбой очевиден, он открывается с самых первых тактов.
Композитор через музыку показал, как тяжела борьба, но если пройти до конца, то предстоит счастливый и красочный финал. Мотивы судьбы полностью пронизывают симфонию, делая ее более слитной и единой.
Симфония № 5 4 часть (фрагмент)
Симфония № 5 4 часть
(фрагмент)
Бетховен желал до каждого человека донести все, что хотел сказать сам, но не мог выразить это словами. Он знал, что людям необходимо то знание, которое пришло к нему самому лишь с бедой. Композитор хотел, чтобы каждый человек смог понять, что все в его руках, в том числе жизнь, судьба.
Почему я пишу? То , что у меня на сердце, должно найти себе выход
Памятник Бетховену
в Вене.
Скульптура Микеланджело Буонарроти - "Восставший раб"
Скульптура Микеланджело Буонарроти - "Восставший раб". Образ прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы.
Греческая
скульптура
Ника
Самофракийская -
богиня победы
Сравни образ преодоления, победы, торжества, выраженный в скульптурах и в симфонической музыке
Сравни образ преодоления, победы, торжества, выраженный в скульптурах и в симфонической музыке Бетховена. Что в них общего?
Совсем недавно японский ученый
Земли решается судьба. Оркестр
Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет…
Рассмотри запись двух эскизов и оригинала темы 2-й части
Рассмотри запись двух эскизов и оригинала темы 2-й части Симфонии № 5 Л. Бетховена. Сравни их между собой. Какая из мелодий, по-твоему, стала окончательным вариантом темы этой части?
Послушай фрагмент 2 части симфонии.
Чехословацкий журналист, литературный и театральный критик, публицист, активист чехословацкой компартии
Майское интермеццо 1943 года.
Почему так популярна
Почему так популярна Симфония №5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников?
№ слайда 1
Образы борьбы и победы в искусстве Задачи урока: Раскрыть образный строй одной из самых знаменитых симфоний – Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена. Проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями её симфонического развития.
№ слайда 2
Есть в музыке этих композиторов то возвышенное благородство и человечность, которые отличали их на протяжении всей жизни.
№ слайда 3
№ слайда 4
Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества 1902 год…Частичная потеря слуха…Создаёт одно произведение за другим, полные волевого порыва…Его музыку сравнивают с героическими образами в живописи и скульптуре.Слушаем первую часть симфонииОпределяем главную идею первой части симфонии
№ слайда 5
Скульптура Микеланджело Буонарроти - "Восставший раб". Образ прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы. Греческая скульптура Ника Самофракийская -богиня победы
№ слайда 6
Сравни образ преодоления, победы, торжества, выраженный в скульптурах и в симфонической музыке Бетховена. Что в них общего?
№ слайда 7
№ слайда 8
Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет… ЭскизЭтюдНабросокЗарисовка Где ты встречаешься с этими словами?С этими словами ты часто встречаешься во всех видах искусстваСоздание произведения всегда связано с поиском единства формы и содержания.
№ слайда 9
"Ни одного дня без строчки. " "Почему я пишу?То, что у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот поэтому я и пишу."
№ слайда 11
№ слайда 12
4. Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества
• 1902 год…Частичная
потеря слуха…
• Создаёт одно
произведение за
другим, полные
волевого порыва…
• Его музыку сравнивают
с героическими
образами в живописи и
скульптуре.
Скульптура
Микеланджело
Буонарроти "Восставший
раб". Образ
прекрасного и
сильного юноши,
пытающегося
разорвать путы.
Греческая
скульптура Ника
Самофракийская богиня победы
Сравни
образ
преодоления,
победы,
торжества,
выраженный в
скульптурах и в
симфонической
музыке
Бетховена.
Что в них
общего?
7. А вот как вода видит Симфонию №5 Людвига ван Бетховена. Оцените…
8. Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет…
Эскиз
Этюд
Набросок
Зарисовка
• С этими
словами
ты
Где
ты
часто
встречаешься
встречаешься во
с этими
всех видах
словами?
искусства
Создание произведения всегда
связано с поиском единства
формы и содержания.
9. "Ни одного дня без строчки. "
"Ни одного дня без
строчки. "
"Почему я пишу?
То, что у меня
на сердце,
должно найти
себе выход. Вот
поэтому я и
пишу."
Читайте также: