Единый урок права человека 2021 конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель: формирование правовой культуры несовершеннолетних.

• Формировать представления детей о Конституции РФ, гражданских правах и обязанностях.

• Познакомить детей с некоторыми гражданскими правами.

• Развивать познавательный интерес к своей стране, ее законам.

Участники: дети старших, подготовительных групп ДОУ, педагоги.

Ход занятия:

А сейчас послушайте, пожалуйста, легенду!

«Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь оскорблять – оскорбляй. Можно всё. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было грабить, нельзя не платить налоги, нельзя грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось.

Уже много лет назад,

Как нам люди говорят,

Был в стране придуман Он

Конституции Закон.

И с тех пор за годом год

Его чествует народ

С Конституцией дружить –

Значит, по закону жить.

Конституция РФ - это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане нашей страны. (Фото Конституции)

Сначала Конституцию придумали и записали учёные.

Потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие - добавили, третьи - переписали по-другому.

Потом состоялся референдум (всенародный опрос, голосование по важному государственному вопросу). Где каждый гражданин мог проголосовать. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так была принята наша Конституция. Произошло это 12 декабря 1993года.

Именно в Конституции записано как должно быть устроено наше государство. Законом утверждены символы государства. Какие? Ответы детей

-Гимн –это торжественная песня. Это символ государства и его должны знать

все граждане страны. Гимн включают на всех важных мероприятиях. В знак

уважения гимн слушают стоя, мужчины снимают головные уборы, в военные

Звучит Гимн Российской Федерации.

- Герб –(иллюстрация)

- Флаг – (иллюстрация)

Вед. : - ребята, а кто управляет государством и следит за выполнением всех законов?

Дети: президент (портрет)

Мы живем в стране особой

Самой дружной, самой доброй.

У нее для всех хватает

И вниманья и тепла.

И она не забывает

Мы все больше понимаем

Что нам надо дорожить

Дорожить страной Россией

Нашу Родину любить

Конституция Российской Федерации – главный закон страны, в котором описаны все права и обязанности граждан. Его обязаны соблюдать все – и взрослые и дети

Ведущий читает стих:

Права есть у взрослого и у ребенка:

Играть и учиться, мечтать и трудиться

Помочь старику и погладить котенка,

И чистой водой на рассвете умыться

Ребенок имеет право на счастье,

А также в доме укрыться в ненастье

Ребенок имеет право гулять

И воздухом чистым всей грудью дышать.

Вед. : - ребята давайте посмотрим с вами видео и узнаем какие права есть у вас.

Дети смотрят фрагмент мультфильма на экране.

Видеоролик (Права 1)

- В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что – нельзя.

Вы самые старшие дети в саду и достаточно хорошо знаете, что такое хорошо, а что такое плохо. Сейчас я буду показывать картинки с изображением поступков людей. А вы выскажете свое к ним отношение. Если это хороший поступок, то хлопайте, а плохой, – топайте. (Слайд-фото плохих и хороших поступков)

В Конституции записано - каждый имеет право на имя и гражданство: (иллюстрация) Это право закреплено в самом первом документе, который получает каждый человек – в свидетельстве о рождении

-. Каждый должен иметь жилье и кров над головой.

Вы должны бережно относится к вашему дому и помнить, что никто не может без разрешения заходить в ваш дом и брать ваши вещи.

Белке. Птице. Собаке. Человеку.

- Каждый человек имеет право на труд, то есть работать. Сейчас я загадаю вам загадки и посмотрим знаете ли вы профессии

Загадки о профессиях:

Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель.

Это наш любимый.

(воспитатель)

Он проснется на заре,

Снег расчистит во дворе.

Все дорожки подметет

И песком посыплет лед.

В ресторане их найду я –

Эти люди в колпаках

Над кастрюлями колдуют

С поварешками в руках.

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске будто воин славный,

На пожар спешит.

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит.

Граждане нашей страны имеют право на отдых

Предлагаю отдохнуть (Звучит тихая музыка, дети принимают удобную позу и под текст, который произносит ведущий отдыхают).

Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя такое место в душе, где тихо и спокойно.

Вы находитесь на берегу моря. Шум моря сначала слышится где-то далеко. Волны мягко накатываются на берег. Постепенно шум волн становится все громче и громче. Затем волна откатывается обратно. Потом снова бросается на берег и снова отступает.

Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут ваши заботы и все, что вас напрягает. И подобно тому, как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать вас спокойными и ясными. Теперь откройте глаза. Вы расслабились и отдохнули.

Продолжим наш рассказ.

Каждый гражданин страны имеет право на образование : он может учиться в школе, в техникуме, лицее, училище, институте, академии. (иллюстрация)

Каждый ребенок имеет право учиться, ходить в школу. Вы у нас –будущие первоклассники.

Записано в Конституции и право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Еще одно право записано в нашей Конституции – право на благоприятную окружающую среду.

Это значит, что вода должна быть чистой, воздух без вредных для здоровья примесей, продукты в магазинах свежие. И леса должны летом не гореть и мучить людей дымом, а давать прохладу и кислород.

Государство должно следить за всем этим. Но страна – это все мы. И мы должны стать друзьями природы и заботиться о ней.

В Конституции записаны и другие наши обязанности. Давайте перечислим главные из них

1. Соблюдать Конституцию и другие Законы страны.

2. Уважать права и свободу других граждан.

3. Сохранять природу и окружающий мир.

4. Беречь памятники истории и культуры.

7. Защищать свою страну, свое Отечество.

Главная обязанность наших мужчин – служба в армии. Об этом мечтают многие мальчишки.

-В нашей стране есть Конституция, в ней очень много законов, вот я сейчас и проверю как вы запомнили свои права и обязанности.

– Россия – наша страна?

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Защищён ли человек законом?

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Имеет ли человек право на обучение?

– Имеет ли человек право на обучение?

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

Наша Родина сможет процветать только тогда, когда у нас будет мир, дружба. Когда мы будем соблюдать права и обязанности прописанные в Конституции.

К 25-летию действующей Конституции РФ и 70-летию Всеобщей декларации прав человека. Фотоотчет о проведении классных часов

К 25-летию действующей Конституции РФ и 70-летию Всеобщей декларации прав человека. Фотоотчет о проведении классных часов Знать и соблюдать Конституцию страны, гражданином которой ты являешься - этому учат не только на уроках в школах, но и в творческих объединениях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Единый урок по правам человека.

Составила: Гусарова Наталья Геннадьевна.

- развитие чувства человеческого достоинства;

- воспитание терпимости, взаимопонимания и равенства.

Форма работы с коллективом обучающихся: диалог, обсуждение, игровое занятие, рефлексия.

Организационный момент. Приветствие. Эмоциональный настрой.

Все мы разные: у нас разные вкусы, неодинаковая внешность. У каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Но все мы понимаем друг друга, и в нашем обществе есть то, что нас объединяет - права человека.

Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит, у нас всех одинаковые, равные права.

Все основные права записаны в документе - Всеобщей декларации прав человека.

Декларация - это основные принципы, к которым стремится государство.

Еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Права древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что заступником может быть государство. Как только появилось государство, у слабых и обиженных появился могущественный заступник.

О правах человека стали задумываться еще в Древней Греции. С тех пор прошло много времени, появилось много новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами и нарушениями человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, техногенные и экологические катастрофы. С особой тревогой мировая общественность заговорила о безопасности после второй мировой войны, унесшей миллионы человеческих жизней. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН.

ООН основана в 1945 году, штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке. Ее задачи определены уставом ООН: “Поддерживать международный мир и безопасность и для этой цели принимать эффективные меры по предотвращению угрозы миру”.

ООН заботится и о правах детей. Необходимость особой защиты ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка от 1924г. и декларации о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959г. Далее ООН признала необходимым разработать специальный документ по правам ребенка. Сложная работа продолжалась 30 лет.

Наконец, 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН. 15 Сентября 1990 года Конвенция вступила в силу на всей территории СССР.

В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.

Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.

Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1):

Каждый ребенок имеет право на жизнь (ст.6)

С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства (ст.7)

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст13.)

Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14)

Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст.16)

Ребенок имеет право на образование (ст.28)

Государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания (ст.37)

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31)

Для всех участников единого урока Татьяна Николаевна подготовила видеообращение.

Просмотр видео 1.

Права человека – это охраняемая, обеспечиваемая государством возможность что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни. Права позволяют не зависеть ни от кого, кроме закона, являться свободным в проявлении своей воли.

Практическая часть, анализ примеров.

А теперь давайте проверим, сможете ли вы определить, какие права нарушены в некоторых ситуациях.

Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр.

Нарушены: Право на свободный труд, отдых и досуг, свободно участвовать в культурной жизни.

Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику.

Нарушены: Тайна переписки, неприкосновенность частной жизни.

Ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой оговорили царицу.

Нарушено: Посягательство на честь и репутацию.

А теперь примеры из жизни. Обычные бытовые ситуации. Кто прав и кто виноват?

Сын – Но, мама. Ты же всё равно не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

О чём нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном?

В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка.

Ученик – Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут, поумнее.

Учительница - Как ты смеешь, Иванов, так со мною разговаривать? Ученик – Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете как наказали. Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте – преподаватель вы плохой, неумелый.

Закон в этой ситуации на стороне Марьи Ивановны. А чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? – Чтобы пострадала репутация других людей.

Ученик Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили его классной руководительнице.

Учитель – Сидоров! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!

Сидоров – А что Сидоров! Чуть что – так сразу Сидоров! Вы сами-то видели?

Учитель – А мне и видеть не надо. Весь класс подтвердит. Пойдём-ка к директору! Сидоров – А вы сначала докажите, а потом и к директору пойдем. Но вы же ещё и виновной окажитесь, потому что нарушили презумпцию невиновности - основную гарантию Международного права!

Что касается презумпции невиновности, то о ней говорится лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства , что к данному конкретному факту отношения не имеет. Налицо чистая случайность, которую можно связать с нарушением школьной дисциплины , в том случае, если окно было разбито преднамеренно.

Учитель: Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля: Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!

Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и у всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других.

Учитель: Миша, убери пожалуйста за собой посуду.

Миша: Почему я должен убирать? Пусть работники столовой убирают.

Учащиеся обязаны уважительно относится к работникам столовой. Учащийся обязан после приема пищи убрать со стола посуду.

Учитель: Гриша, слезь с подоконника!

Гриша: Почему я должен слезть с подоконника, хочу и буду сидеть.

Запрещается самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках. Это нарушение техники безопасности и правил поведения.

Подведение итогов.

В заключении нашего занятия мы посмотрим видеообращение к вам Председателя Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Людмилы Николаевны Боковой участникам Единого урока прав человека.

Просмотр видео 2.

Заключительное слово учителя: Надеюсь, вы поняли, что очень важно знать свои права, пользоваться ими, но при этом не нарушать права других людей!


Презентационный материал посвящен всемирному Дню прав человека.

Содержимое разработки

Единый урок по правам человека

Единый урок по правам человека

Международная федерацию за права человека (1922 год) Организация Объединенных Наций 24 октября 1945 год

Международная федерацию за права человека

Организация Объединенных Наций

24 октября 1945 год

Всеобщей декларации прав человека Принята 10 декабря 1948 года в Париже Генеральной Ассамблеей Основные положения: Каждый человек свободен и ко всем нам должно быть одинаковое отношение Все люди равны, несмотря на различия, например, в цвете кожи, пола, религии, языка Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность Никто не имеет права обращаться с вами как с рабом, также как и вы не можете сделать кого-либо своим рабом

Всеобщей декларации прав человека

Принята 10 декабря 1948 года в Париже Генеральной Ассамблеей

Основные положения:

  • Каждый человек свободен и ко всем нам должно быть одинаковое отношение
  • Все люди равны, несмотря на различия, например, в цвете кожи, пола, религии, языка
  • Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность
  • Никто не имеет права обращаться с вами как с рабом, также как и вы не можете сделать кого-либо своим рабом

Особое место в истории прав человека занимает защита прав детей

В 1959 году принята Декларацию прав ребенка

20 ноября 1989 года принята Конвенция о правах ребенка

Цель - защита детей и забота о них

Прав, определенные Конвенцией о правах ребенка: Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении техкто обеспечит им наилучший уход Дети имеют право на приемлемый уровень жизни Дети имеют право на медицинский уход Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение Дети имеют право на отдых Дети имеют право на бесплатное образование

Прав, определенные Конвенцией о правах ребенка:

Что же такое права человека?

Права человека - это совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать.

Категории прав и свобод гражданина

Культурные права:

Обеспечивают развитие личности

Личные права:

Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека

Политические права:

связаны непосредственно с государством

Права детей в различных сферах жизнедеятельности на имя (фамилию), гражданство, на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов на самостоятельное обращение за защитой своих прав на защиту от экономической эксплуатации и работы Гражданские и политические Права в области семейных правоотношений жить и воспитываться в семье знать, кто является его родителями на проживание совместно с родителями на воспитание родителями Право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущество, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка; Право распоряжения своим имуществом Права в сфере имущественных отношений

Права детей в различных сферах жизнедеятельности

  • на имя (фамилию), гражданство,
  • на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов
  • на самостоятельное обращение за защитой своих прав
  • на защиту от экономической эксплуатации и работы

Гражданские и политические

Права в области семейных правоотношений

  • жить и воспитываться в семье
  • знать, кто является его родителями
  • на проживание совместно с родителями
  • на воспитание родителями
  • Право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущество, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка;
  • Право распоряжения своим имуществом

Права в сфере имущественных отношений

Права человека в России

Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году

Одна из важнейших целей Конституция – это закрепление прав и свобод человека

Права и свободы человека и гражданина По Конституции Российской Федерации Социальные права: материнство и детство, семья находятся под защитой государства каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту каждый имеет право на жилище и другие Личные права: Все равны перед законом и судом каждый имеет право на жизнь достоинство личности охраняется государством Политические и гражданские права: Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается жилище неприкосновенно каждый вправе определять национальную принадлежность Cогласно Конституции РФ защищаются любыми способами, не запрещенными законом.

Права и свободы человека и гражданина По Конституции Российской Федерации

  • Социальные права:
  • материнство и детство, семья находятся под защитой государства
  • каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту
  • каждый имеет право на жилище и другие

Личные права:

  • Все равны перед законом и судом
  • каждый имеет право на жизнь
  • достоинство личности охраняется государством

Политические и гражданские права:

  • Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается
  • жилище неприкосновенно
  • каждый вправе определять национальную принадлежность

Cогласно Конституции РФ защищаются любыми способами, не запрещенными законом.

Уполномоченный по правам человека Задача - обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации способствует: восстановлению нарушенных прав совершенствованию законодательства о правах человека Развитию международного сотрудничества в области прав человека; правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека

Уполномоченный по правам человека

Задача - обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации способствует:

  • восстановлению нарушенных прав
  • совершенствованию законодательства о правах человека
  • Развитию международного сотрудничества в области прав человека;
  • правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека


-80%


Урок окружающего мира по теме "Права человека в обществе". 4-й класс 2014

На уроке учащиеся знакомятся с основными правами и обязанностями человека. Дети в ходе групповой, парной и индивидуальной работы учатся объяснять, что такое права человека, замечать и объяснять, какие поступки людей нарушают права другого человека и права ребёнка.

Занятие по внеурочной деятельности по теме "Мои права и обязанности" 2014

На занятии предлагается закрепить тему, используя различные образовательные технологии и средства обучения, в том числе и ИКТ. Конспект разработан и использован при проведении открытого урока, который получил высокую оценку на районном уровне.

Урок окружающего мира по теме "Права человека в обществе". 4-й класс 2014

Тематическая информация "Объединяйтесь за права человека" 2013

Внеклассное мероприятие направлено на воспитание у обучающейся молодежи правовой культуры и правового самосознания, формирование активной гражданской позиции. Осознание ценности прав и свобод в жизни человека является важным условием для успешной социализации личности в условиях современного общества. Игровые элементы внеклассного мероприятия способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию коммуникативных умений и творческих способностей.

Классный час "Права человека" 2013

Внеклассное мероприятие для учащихся 3-х классов посвящено 65-летию принятия Всеобщей декларации прав человека ООН. Учащиеся в игровой форме узнают о правах и свободах, которые гарантирует Декларация. Классный час способствует воспитанию терпимости, взаимопонимания и уважения к правам других, развивает навыки участия в дискуссии.

Права человека в обществе 2013

Тема занятия рассматривается в курсе окружающего мира второй части: "Человек и человечество". Ученики знают, что такое права человека, какие поступки нарушают права человека и права ребенка.

Правовая игра "О правах человека в шутку и всерьез" 2013

Мероприятие направлено на формирование у обучающихся правовых компетенций, обеспечивающих успешность в обществе, способностей к анализу правовых ситуаций, способностей строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод, обязанностей; воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека, демократическим правовым ценностям.

Деловая игра "Права человека в свободной стране" 2012

Урок-проект по теме "Права человека" 2012

Цели занятия: закрепить практические навыки и умения работы в текстовом редакторе MS Word 2003, MS PowerPoint 2003; закреплять навык работы с файловой структурой; отрабатывать умение работать с информацией, выделять в тексте главное.

Тема урока "Права человека" 2011

Внеклассное мероприятие проводится в форме беседы. Дети знакомятся с содержанием Декларации прав ребёнка и Конвенции о правах детей.

Права человека 2011

Права человека. 7–9-й класс 2011

Основная задача урока – продвижение идей Всеобщей декларации прав человека через ознакомление школьников с ее содержанием, основными принципами и задачами, а также констатируется связь между Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации. Основное содержание декларации, конвенции и конституции излагаются в доступной учащимся форме, иллюстрируются примерами.

Внеклассное мероприятие "День прав человека" 2011

Внеклассное мероприятие призвано познакомить учащихся с основным документом – Всеобщей Декларацией прав человека, отражающим права ребенка в обществе.

Права человека 2011

Урок разработан с целью изучения понятий, основ Конституции РФ, прав и свобод человека. На уроке предполагается решение следующих задач: определение, что такое Конституция, основная цель создания Конституции, ее задачи в правовом государстве.

Урок окружающего мира в 4-м классе (Школа-2100) на тему "Права человека в обществе" 2011

Урок окружающего мира с использованием современных информационных технологий, целью которого является знакомство с основными правами и обязанностями граждан России, зафиксированными в Конституции РФ. Организуется исследовательская деятельность при введении нового материала, в ходе которой развивается познавательная активность. Разнообразные формы общения учащихся: парная, групповая, коллективная, творческие работы, занимательные моменты формируют интерес к истории как к учебному предмету.

Обобщающий урок-презентация "Права человека и гражданина". 9-й класс 2011

Обобщающий урок по граждановедению состоит из презентаций на темы "Гражданство", "Права человека", "Закон об образовании", "Труд – право или обязанность?", "Семейное право России", созданных учениками 9-го класса.

Урок по предмету "Я и мой мир" по теме "День прав человека. Конституция Российской Федерации" 2010

Конспект урока по обществознанию в 9-м классе по теме "Основные права человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ" 2010

Изучение законов на уроке осуществляется при непосредственной консультации учителя. Учащиеся осуществляют групповую работу над изучением нового материала. Отрабатываются навыки составления и защиты проектной работы. Отрабатываются все этапы составления проектной работы.

Внеклассное занятие. "Права человека" на примере сказки А.Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино" 2010

Классный час "Права человека. Право на жизнь" 2010

Воспитательная работа классного руководителя нацелена на создание толерантной среды для позитивной социализации конкретного человека, потому что каждому ребенку предстоит жить среди людей с разными жизненными приоритетами, профессиональной ориентацией и правовым регулированием отношений в современном обществе.

Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по главе "Как права человека и гражданина связаны с государством" 2010

Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интерактивными. Например, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении данной работы. Также во время урока ученики работают с тетрадями, используя ранее выполненные задания; закрепляют понятия и термины.

Урок обществознания в форме деловой игры (4-й класс) "Права человека в современном обществе" 2009

Элективный курс "Права человека" (9-й класс) 2009

Цель курса: показать важность выработки единых правил жизни общества на основе критического осмысления гражданских прав, свобод и обязанностей в демократическом обществе.

Устный журнал "Права человека". 5–9-е классы 2009

На уроке учащиеся узнают о правах человека, которые закреплены в Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ. Урок проходит в виде дискуссии, учащиеся высказывают свое мнение, отстаивают свою точку зрения, что способствует формированию гражданской позиции личности.

Разработка урока по обществознанию. 7-й класс. Тема "Права человека", урок-обобщение с применением ИКТ 2009

Урок обобщает знания учащихся о правах человека, повышает уровень правовой культуры учащихся, способствует воспитанию у учащихся умения отстаивать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Права человека в обществе. Организации Объединенных Наций (Международный день ООН – 24 октября) 2009

Урок или классный час в форме клубного занятия ко дню Организации Объединённых Наций в 4-5-м классе. Театрализация, практикум работы в ООН, знакомство с документом о правах человека в виде викторин по сказкам и песням делают урок оптимизированным, креативным, запоминающимся для детей.

Урок права в 10—11-х классах "Права человека" 2009

Урок проводится с целью ознакомления обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирования уважительного отношения к правам и свободам человека. Представлен большой фактографический материал. Предложены интересные формы работы: создание и защита мини-проектов, дискуссия по самым важным вопросам.

Урок права в 11-м классе по теме "Права человека: Теория и практика" 2009

Классный час "Права человека через призму русской народной сказки" 2009

Цель: дать общее понятие права, объяснить, что такое права человека, что такое ответственность, рассмотреть их на примере русской народной сказки "Царевна-лягушка", подвести учащихся к выводу, что в жизни русские люди любили другу друга, стремились уважать старших, быть послушными и следовать правилу "за добро добром платят".

Урок "Права человека" (для 1–4-х классов) 2009

В игровой форме с использованием инсценирования отрывков из сказок, представления сказок кукольным театром обобщаются знания о правах и обязанностях человека, об Организации Объединённых Наций, о Всеобщей декларации прав человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой права и свободы человека и гражданина. (слайд 2)

Сегодня мы подойдем к ней с практической точки зрения. Но для начала, все-таки немного теории. Давайте вспомним, каков характер наших прав и свобод? (слайд 3)

(слайд 4 – когда дети скажут всеобщий, неотчуждаемый, неделимый)

Ответы: - всеобщий (все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах). (слайд 5)

- неотчуждаемый (они принадлежат всем людям, права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать). (слайд 6)

- неделимый (каждый человек обладает всей совокупностью прав). (слайд 7)

Звучит достаточно понятно. Но на деле не все так просто, когда кто-то пытается воплотить этот идеал в жизнь.

(слайд 8 – видео пока не включать)

Что же такое основные права человека, кто должен их определять, кто должен следить за их соблюдением.

(включить видео) (сразу переключить на слайд 9)

С этой целью генассамблея ООН приняла очень важный в истории всего человечества документ.

Что это за документ, когда он был принят и какие идеи отражает?

Ответы: 1948 – Всеобщая декларация прав человека.

Все верно. Хочется только добавить, что Декларация не наделяет одни права большей важностью, чем другие, настаивая на их всеобщности, неделимости и взаимозависимости.

Ребята, в истории каких стран были ранее изданы документы, регламентирующие гражданские права? В качестве подсказок у вас на столах лежат фотографии этих документов.

Ответ: Билль о правах 1791, Декларация независимости США 1776 и Декларация прав человека и гражданина Франция 1789. (слайд 12 – на несколько секунд)

(слайд 13 - черный)

Во всех странах мира относятся к Декларации как к самому авторитетному юридическому документу. Все ее статьи нашли отражение в конституциях демократических стран мира, в том числе и в Конституции РФ.

Все имеющиеся права условно поделены на 4 категории. Назовите их.

Ответы: гражданские, политические, социально-экономические, культурные.

(слайд 14) – подхожу и расставляю

- Поясните, что они регламентируют.

- Ребята, перед вами лежат листы, на которых написаны различные права и свободы. Ваша задача определить к какой категории прав они относятся и занять соответствующий стол.

(слайд 15 - черный)

(поделились, проверка)

У вас на столах лежат листы, которые вам в течение урока необходимо будет заполнить.

Приклейте к ним те права, которые достались вам в начале урока, а рядом в соответствующей графе запишите, какие обязанности накладывает на вас данное право. На выполнение задания вам дается 3 минуты.

(слайд 17 - черный)

Ребята, отведенное вам время истекло. Прошу закончить обсуждения и внимательно слушать других.

Как вы правильно отметили, за каждым вашим правом стоит целый ряд обязанностей. Поэтому общее благо возможно лишь тогда, когда все мы, как граждане, будем выполнять взятые на себя обязательства, а государство, в свою очередь, не только гарантировать, но и следить за соблюдением наших прав и законных интересов.

Возьмите конверт №1. Соберите из предложенных слов выражение, которое как нельзя лучше охарактеризует соотношение прав и обязанностей.

Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

(когда дети назовут выражение - слайд 18)

Данная цитата принадлежит выдающемуся философу 19 века Карлу Марксу. Как вы понимаете, какой смысл вложил он в данное выражение?

Получается, что права и обязанности не только взаимосвязаны, но и не могут быть предоставлены по отдельности, так как существуют в рамках государства, которое может функционировать только при соблюдении гражданами своих обязанностей.

В Конституции Российской Федерации конституционному статусу целиком посвящена вторая глава, которая состоит из 48 статей.

Ваше следующее задание – это работа с текстом Конституции. Выберете те статьи, не менее 2, которые касаются именно вашей категории прав. На выполнение задания вам дается 3 минуты.

(слайд 20 – черный)

Ребята, заканчиваем обсуждения и переходим к проверке. Прошу тишины.

ВЫВОД: Конституция легла в основу нормативно-правовых актов: таких как трудовой, семейный, уголовный кодексы и другие. (показываю рукой)

Возьмите 2 конверт и соберите выражение.

Не важно, на чьей стороне сила, важно, на чьей стороне закон.

(когда дети назовут - слайд 21)

Данная фраза принадлежит писателю Виктору Гюго. Как вы понимаете ее

В своем высказывании Гюго поднимает идею верховенства права, согласно которой никто не может быть выше закона, все равны перед ним.

(слайд 24 – видео не включать)

1. Довольно часто в СМИ можно встретить репортажи о вызывающем поведении подростков. Что это свобода творчества или нарушение чьих-то прав? Давайте разбираться.

(включить видео)

Ответ: данный ролик является ярким примером оскорбления чувств верующих, нарушающим гражданские права.

(слайд 25 – видео не включать)

(включить видео)

Ответ: в данном ролике реализуется культурное право на свободу творчества.

Стоит отметить, что данное право может быть ограничено в случае пропаганды творческим работником агрессивной войны, насилия, жестокости, или иных подобных действий.

(слайд 26 – видео не включать)

3. Бывают ситуации, когда подростки из-за незнания правовых норм и обычного любопытства могут оказаться не в том месте и не в то время. Об этом следующий видеосюжет.

(включить видео)

Ответ: Здесь нет реализации политических прав, так как подростки приняли участие в несанкционированном митинге. И тут следует знать, что в середине декабря прошлого года Госдума приняла закон о введении административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в несанкционированные митинги. За нарушение закона гражданам грозит штраф до 50 тысяч рублей (в случае рецидива – до 300 тысяч) или административный арест до 15 суток.

(слайд 27 – видео не включать)

4. Смотрим четвертый видеосюжет.

(включить видео)

Ответ: реализовано право на труд, которое относится к социально-экономическим правам и означает, что каждый человек имеет право трудиться, выбирать работу и трудиться в комфортных условиях за достойное вознаграждение.

(слайд 28 – черный)

Знание своих прав и обязанностей поможет вам ориентироваться в жизненных ситуациях и избежать тех, за которые надо будет отвечать перед законом.

Возьмите 3 конверт и соберите выражение.

Чем больше прав у одного, тем больше обязанностей у другого.

(когда дети назовут выражение - слайд 29)

Эти слова принадлежат достаточно известному в 21 веке блогеру. Как вы понимаете данное выражение?

Наши права не существуют сами по себе. Право одного человека – это всегда обязанность другого. Ваше право на жизнь – это обязанность всех остальных не причинять вам физического вреда. Ваше право на свободу совести – это обязанность других не навязывать вам свою религию или атеизм и не преследовать вас за иную веру или отсутствие таковой.

(слайд 30 – черный)

Давайте закрепим полученные знания решением правовых задач.

На данное задание вам дается 3 минуты. Если вам будет необходимо сослаться на один из кодексов, вы можете подойти и взять его.

Ребята, время закончилось. (слайд 31) Прошу внимательно слушать ответы других и при необходимости их дополнить.

Слушаем задачу номер 2.

Переходим к 3 задаче

И последняя задача.

Давайте подведем (слайд 36) небольшой итог. Перед вами планета Земля. Я вам предлагаю закрепить свои рабочие листы вокруг нашей планеты, в знак того, что все живущие на ней люди, обладают равными правами и свободами.

В одной из задач мы с вами столкнулись с понятием дискриминации. Что оно обозначает?

Ответ: Дискриминация – это негативное или предвзятое отношение к человеку, или лишение его определенных прав на основании наличия какого-то признака.

Какие примеры дискриминации из истории вы можете привести?

Ответы: - расизм в Америке, ксенофобия () самый яркий случай ксенофобии произошел во время 2 мировой войны, когда под руководством Адольфа Гитлера защищалась чистота германской расы; гендерная дискриминация – отсутствие у женщин права голоса. А наилучшим примером дискриминации в отношении женщин на работе является разниц в заработной плате. Так, например, в Колумбии женщины до сих пор зарабатывают на 25% меньше, чем мужчины, выполняя одну и ту же работу.

(слайд 39 – черный)

Избавление от несправедливости и неравенства – одна из приоритетных задач современного общества. И этот процесс идет не безрезультатно, многие виды дискриминации остались в прошлом.

Но что же делать, если права человека всё-таки были нарушены? К кому идти за помощью?

В системе интернет существуют справочно-правовые программы, представляющие собой доступный и эффективный инструмент для работы с правовой информацией.

Также следует помнить о том, что в государстве есть специальные должностные лица, которые следят за соблюдением прав граждан. Это так называемые омбудсмены.

В нашей стране это:

· Уполномоченный по правам человека

· Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка;

· Уполномоченный по защите прав предпринимателей · Уполномоченный по правам студентов

Именно к этим людям можно будет обратиться в случае нарушения ваших прав.

(слайд 42)
Кроме этого, существуют и другие механизмы защиты своих прав.

Перед вами лежат карточки, на которых отражена система органов защиты прав человека. Разложите их по степени вышестоящей инстанции. К кому следует обращаться в случае нарушения ваших прав.

Вывод: Каждый человек должен знать, куда обратиться в случае нарушения его прав. Более подробно с деятельностью различных органов власти мы будем знакомиться на следующем уроке.

(слайд 43 – черный)

У вас на столах лежат зеленые листья. Напишите на них то право, реализация которого является для вас сейчас самым актуальным. И приклейте листок на наше правовое дерево.

(спросить детей, кто какие права написал и почему)

Ребята, наш урок подходит к концу. И в завершении мне хотелось бы вспомнить слова Томаса Джефферсона, (слайд – 44) главы комитета по созданию декларации независимости. Мы считаем самоочевидными следующие истины: что все люди созданы равными; что они наделены своим Творцом неотчуждаемыми правами; что в число этих прав входят жизнь, свобода и возможность добиваться счастья.

Права человека – великая сила,

О них говорят и пишут в веках,

И будет страна в самом деле красива,

Когда она помнит об этих правах.

(слайд 42 – черный)

На этом наш урок закончен.

Читайте также: