Изложение 4 класс горькая вода конспект и презентация

Обновлено: 02.07.2024

Прочитайте рассказ Валентины Осеевой. Выделите в нём три части. Озаглавьте каждую часть. Запишите план.
Горькая вода
Толя с Витей возвращались домой из леса.
По дороге шла старушка с ведром воды. Видно было, что ей тяжело.
Витя побежал помогать старушке, а Толя прошёл мимо. Старушка от всего сердца благодарила Витю.
Однажды Толя шёл с прогулки. Он захотел пить. Постучал в одну избу. Дверь открыла знакомая старушка. Она приветливо встретила Толю, дала воды. Мальчик покраснел. Он торопливо выпил воды и выбежал на улицу. Вода показалась ему горькой.

Какие орфограммы встретились в тексте? Объясните их.
Выпишите из текста предложения с однородными членами. Подчеркните эти члены предложения. Найдите и выпишите сложное предложение с союзом а.

Решение

План текста:
1 . Встреча со старушкой.
2 . Как поступили Витя и Толя.
3 . Горькая вода.
Орфограммы в тексте:
1 . Непроизносимая согласная буква (сердца).
2 . Правописание "ча−ща" (возвращались, постучал).
3 . Безударная гласная в корне (домой, старушке, избу, воды).
4 . Мягкий знак для смягчения согласного звука (горькая, мальчик, дверь).
Сложное предложение с союзом "а":
Витя побежал помогать старушке, а Толя прошёл мимо.
Предложения с однородными членами:
Она приветливо встретила Толю, дала воды.
Он торопливо выпил воды и выбежал на улицу.

Цели: совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать части текста, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями; развивать речь, орфографические навыки.

-уточнить признаки предложений, различных по цели высказывания и по интонации;

-учить с помощью интонации передавать чувства, выраженные в предложении;

-находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации;

-учить соблюдать в речи логическое( смысловое) ударение и интонацию конца предложения

Умение сосредоточиться на решаемой учебной задаче; работа по плану и при необходимости исправление ошибок с помощью учителя.

Владение разными видами речевой деятельности (монолог, чтение, письмо).

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Запись по памяти

Группа хмурая сидит:

Нет у Жанны, нет у Инны,

Нет у Анны, нет у Нины.

Дождик лил, мы не гуляли –

Аппетит и потеряли.

  • Выделите корень в словах с удвоенными согласными, подчеркните орфограмму.
  • Разберите по составу слова дождик, хмурая.

III. Самоопределение к деятельности

Сегодня на уроке мы будем применять наши знания и умения при работе над изложением текста.

  • Какие умения мы сегодня будем показывать на уроке?
  • Вспомните алгоритм работы над изложением.

IV. Работа по теме урока.

(Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом. Можно использовать материалы сборника текстов для изложений.)

  1. Проверка усвоения содержания
  • Определите тип текста. (Текст-повествование.)
  • О чем говорится в тексте? Какова его тема?
  • Что вас особенно взволновало в повествовании?
  • Как вы относитесь к поступку мальчиков?
  • Затаила ли старушка обиду на Толю? Как вы это поняли?
  • Осознал ли мальчик свой поступок? Как вы это поняли?
  • Было ли вам когда-нибудь стыдно за свои поступки?
  • Как называют человека, которому совестно за свои поступки?
  • Почему рассказ так называется?
  1. Составление плана текста
  • На сколько частей можно разделить текст?
  • О чем говорится в каждой части?
  • Определите главную мысль каждой части и озаглавьте их.
  1. Встреча на дороге.
  2. Кто помог?
  3. Вторая встреча со старушкой.
  4. Горькая вода.
  1. Лексическая работа
  • Как вы понимаете выражение от всего сердца ? (Искренне, с благодарностью.)
  • Что означает слово приветливо ? (Вежливо, с улыбкой.)
  • Какими словами автор показывает, что Толе стало стыдно? (Толя покраснел.)
  • Как автор заменяет в тексте слова, чтобы не допустить повторов? (Толя, он, мальчик. Старушка, она.)

VI. Закрепление изученного материала.

  1. Пересказ текста по плану
  2. Орфографическая подготовка
  • Найдите группы однокоренных слов. Найдите в каждой группе проверяемое и проверочные слова.
  • Какие орфограммы корня встретились в тексте? (Проверяемые и непроверяемые безударные гласные, непроизносимые согласные.)
  • Какие еще орфограммы встретились в тексте? (Обозначение мягкости согласных мягким знаком, правописание буквосочетаний, гласные и согласные в приставках и т.д.)
  • Приведите примеры из текста.
  • Найдите в тексте предложения с однородными членами. Объясните постановку знаков препинания графически (с помощью схемы).
  1. Написание изложения

(Самостоятельная работа. Самопроверка. Оценивание.)

VII. Подведение итогов урока

  • Какие умения мы закрепляли при написании изложения?
  • Какие правила проверки орфограмм вам понадобились?
  • Кто доволен своей работой?
  • В чем испытали трудность?

Домашнее задание: Упр. 186 (с. 107).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по развитию речи в 1 классе

Тема: "Зимняя одежда"Цель: Активизировать и расширять словарь учащихся по теме одежда. Формировать умение работать по инструкциям "маленького учителя".

План-конспект урока по развитию речи "Виды транспорта" во 2 классе

Урок по теме: "Виды транспорта"Цель: Систематизировать знания детей о транспорте.

В данном материале представлен конспект урока по обучению тексту-описанию. Условно обучение описанию можно разделить на 2 периода. Первый - это до введения понятия "имя прилагательное". Второй - это п.


Конспект урока по развитию речи во 2 классе по теме:"Тема и основная мысль текста"

Знакомство с признаками текста. Упражнение в определении основных признаков текста.


конспект урока по развитию речи и окружающему миру в 4 классе(VIIIвида)2-й вариант

Этот урок составлен для детей с ОВЗ, обучающихся в классе по программе "особый ребёнок".

конспект урока по развитию речи в 1 классе "Яблоко"

Расширить и уточнить представления учащихся о фруктах на основе знакомства со свойствами яблока.


Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.

Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка.Изложение " Олененок" 4 класс.

Конспект урока русского языка в 4 классе составила Меньших Т.В.

Цель: развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста, опираясь на план текста; развивать речь.

Формируемые УУД:

Предметные: осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий.

Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Метапредметные: развитие смыслового чтения; умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку и ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов.

Организационный момент.

Привет вам, привет вам,
— Оленья семья!
Как будто в снежинках
Ребенок-олень,
Пятнистая спинка
И солнечный день.
Олени водичку
Прозрачную пьют,
А птички-синички
Им песни поют.
Однажды случайно
Ты в светлом лесу
Оленей встречаешь
Пугливых красу.

Постановка темы урока.

-Догадались,о ком сегодня будем говорить?

-Что знаете об этом животном?

-Сегодня мы напишем изложение о нем.

3. Знакомство с текстом.

Охотник долго бродил по еловому лесу. День был знойный. Солнце палило нещадно.

Он сел на старый пень.

И вдруг около куста охотник увидел крошечного олененка с желтым пушком. Он стоял на тоненьких ножках. Красивая головка была откинута назад. Он вытянул тонкую шейку и схватил губами гибкую веточку.

Охотник прицелился в маленькое животное. Но в этот момент старик вспомнил о матери олененка. Она настороженно стояла у кустах. Он опустил одноствольное ружье и тихо свистнул. Животное скрылось с быстротой молнии. У старика вырвался радостный вздох.

4.Подготовка к написанию изложения.

А)Вопросы по содержанию

-Где бродил охотник?

-Кого он неожиданно встретил?

-Найдите описание олененка.

-Что сначала хотел сделать охотник?

-Почему не выстрелил?

-Прочитайте концовку. Почему вздох был радостный?

Б) Составление плана.

1.Охотник в лесу.

В) Словарная работа.

- Значение каких слов непонятно?

-Объясним значение слов: знойный, нещадно, одноствольное(подобрать синонимы).

Г)Орфографическая работа: поиск слов с безударными гласными в корне, парными согласными, непроизносимыми согласными.

Д)Пересказ от лица охотника.

5.Написание изложения от лица охотника.

4. Повторное чтение текста вслух учащимися. Беседа по содержанию.

 О чем говорится в этом тексте? (О дуплах.)

 Какова тема текста? (Разные бывают дупла в лесу.)

 К какому типу текста отнесете данный рассказ? (Текст-рассуждение.)

 Докажите. (В этом тексте есть тезис, доказательство, вывод.)

 Прочитайте тезис данного текста. (Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя.)

 Именно этот тезис мы и должны доказать. Прочитайте доказательство. (Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет.)

 Какие виды дупел упоминаются? (Дупла-ночлежки, дупла-кладовые, дупла-спальни.)

 Прочитайте вывод по данному тексту. (Сколько дупел, столько загадок.)

 Обратите внимание — вывод соответствует теме, заголовку, главной мысли.

 Как вы думаете, а в каком жанре написан текст? (Это рассказ.)

5. Деление текста на части и составление плана.

 Поделен ли данный текст на части? (Нет.)

 На сколько частей можно разделить весь текст? (На три части.)

 Тексты-рассуждения чаще состоят из трех абзацев.

 Как будете писать каждую часть? (С красной строки.)

 О чем говорится в первой части? ( Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя. Это тезис. Вступление.)

/Учитель фиксирует ответы детей на доске./

 О чем говорится во второй части? (Это основная часть. Доказательство.)

 Прочитайте первое доказательство. (Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту.)

 Определите тему. (Дупла-ночлежки.)

 Кто проводит ночь в дуплах-ночлежках? (Белки и дятлы.)

 А кто в них проводит день? (Сыч.)

 Как озаглавим первое доказательство? (Дупла-ночлежки.)

 Прочитайте второе доказательство. (Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь.)

 Определите его тему. (Дупла-кладовые.)

 Кто устраивает кладовые в дуплах? (Белка и куница.)

 Как озаглавим второе доказательство? (Дупла-кладовые.)

 Прочитайте третье доказательство. (Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет.)

Презентация на тему Презентация по русскому языку 4 класс Обучающее изложение. Первый снег. УМК Перспектива, предмет презентации: Детские презентации. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 10 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Обучающее изложение Первый снегПрезентацию подготовила учитель начальных классов ЧОУ Православной гимназии во имя святителя Митрофана Воронежского Белоглазова

Обучающее изложение Первый снег

Презентацию подготовила учитель начальных классов ЧОУ Православной гимназии во имя святителя Митрофана Воронежского
Белоглазова Ольга Геннадьевна

Вспомните отличия простого предложения от сложного1.Мороз крепчал, но дети мерзли.2.Мороз крепчал, но не кусался.3.Охотники зарядили ружья и

Вспомните отличия простого предложения от сложного

1.Мороз крепчал, но дети мерзли.
2.Мороз крепчал, но не кусался.

3.Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.
4.Охотник зарядил ружье, и раздался выстрел.

5.Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.
6.Молодые побеги сморщились и завяли.

7.Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.8.Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.9.Синицы прыгали

7.Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.
8.Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.
9.Синицы прыгали по березе, искали корм.
10.Синицы прыгали по березе, воробьи искали корм на земле.

Изложение. Первый снег.Таня посмотрела в окно. Небо было полно снежинок. Снежинки летали, кружились и падали. Они ложились

Изложение. Первый снег.

Таня посмотрела в окно. Небо было полно снежинок. Снежинки летали, кружились и падали. Они ложились на деревенские крыши, черствую грязь на дороге, замерзшие лужицы, голые ветки деревьев.
Таня вышла во двор и стала разглядывать снежинки. В воздухе они похожи на легкий пух. А поближе - звездочки. Все разные. У одной лучики были широкие, а у другой они торчали, как острые стрелки.
После обеда Таня не узнала свою деревню. Вся она стала белая. И крыша, и дорога, и огороды были белые.
Выглянуло солнышко, снег заблестел и заискрился. Зима пришла.

1.Снежинки летят.
2.Какие бывают снежинки.
3.Вся земля в снегу.
4.Зима пришла.

Физкультминутка

Орфографическая подготовка1.Подбери прилагательные к словам:Лучики(какие?)…, снежинки (какие?)…,грязь(какая?)…,небо(какое?)…,огороды(какие. 2.Вставьте пропущенные буквы:посм…трела, …кно, сн…жинки, л…тали; гря…ь,сне…,

1.Подбери прилагательные к словам:
Лучики(какие?)…, снежинки (какие?)…,грязь(какая?)…,небо(какое?)…,огороды(какие.
2.Вставьте пропущенные буквы:
посм…трела, …кно, сн…жинки, л…тали; гря…ь,сне…,

пу…, огоро…; снеж. нки, круж…лись, ш…рокие

Таня посмотрела в окно. Небо было полно снежинок. Снежинки летали, кружились и падали. Они ложились на деревенские

Таня посмотрела в окно. Небо было полно снежинок. Снежинки летали, кружились и падали. Они ложились на деревенские крыши, черствую грязь на дороге, замерзшие лужицы, голые ветки деревьев.
Таня вышла во двор и стала разглядывать снежинки. В воздухе они похожи на легкий пух. А поближе - звездочки. Все разные. У одной лучики были широкие, а у другой они торчали, как острые стрелки.
После обеда Таня не узнала свою деревню. Вся она стала белая. И крыша, и дорога, и огороды были белые.
Выглянуло солнышко, снег заблестел и заискрился. Зима пришла.

Итог -Какое предложение называется сложным?-Как надо ставить знаки препинания в сложном предложении?-Чем различаются сложное предложение и простое

-Какое предложение называется сложным?
-Как надо ставить знаки препинания в сложном предложении?
-Чем различаются сложное предложение и простое предложение с однородными членами?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Толя с Витей возвращались из леса в лагерь. По дороге шла старушка с ведром воды. Тяжело ей было нести его. Мальчики это заметили. Толя быстро зашагал в лагерь. Витя побежал помогать бабушке. Он взял ведро и отнес к ней домой.

Однажды Толя шел с прогулки. Он захотел пить. Мальчик постучал в дом. Дверь открыла знакомая старушка. Она встретила Толю ласково и приветливо, дала воды. Толя стоял красный. Он быстро попил и выбежал на улицу. Вода показалась ему горькой.

(По В.Осеевой) (80 слов)

Русский язык. Класс: 5 Дата:

Цели: Знать тему текста и научить учащихся писать изложение близко к тексту. Формировать умения и навыки последовательно пересказывать текст.

Проверить умение учащихся письменно воспроизводить услышанный текст.

Результаты обучения: Напишут грамотно и последовательно изложение.

Оборудование: тетради для работ по развитию речи.

2.Психологический настрой на урок.

3.Чтение текста изложения.

Горькая вода.

Толя с Витей возвращались из леса в лагерь. По дороге шла старушка с ведром воды. Тяжело ей было нести его. Мальчики это заметили. Толя быстро зашагал в лагерь. Витя побежал помогать бабушке. Он взял ведро и отнес к ней домой.

Однажды Толя шел с прогулки. Он захотел пить. Мальчик постучал в дом. Дверь открыла знакомая старушка. Она встретила Толю ласково и приветливо, дала воды. Толя стоял красный. Он быстро попил и выбежал на улицу. Вода показалась ему горькой.

Читайте также: