Конспект занятия по природе в разновозрастной группе
Обновлено: 05.07.2024
Ср. гр.- Формировать представление о внешнем виде, образе жизни и повадках животных. Закреплять в речи детей обобщающее понятие дикие (домашние) животные. Учить различать животных по способу питания (травоядные, хищники, всеядные)
Ст. гр.- Расширять представления о мире животных через занимательные рассказы о животных (исторические факты, рассказы о талантах и способностях животных)
Подг. гр .- Дать понятие, что у домашних животных есть дикие сородичи: собака-волк, кролик-заяц, свинья-кабан, кошка-рысь, …Продолжать знакомить детей с многообразием животных различных климатических зон: верблюд, носорог, песец, белый медведь, лось, тигр, суслик.
Развивающие:
Развивать умение строить полные ответы, воображение, любознательность, память и мышление детей.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное и бережное отношение к природе.
Активизация словаря: травоядные, хищники.
Приемы руководства деятельностью детей:
1.Приемы постановки целей и мотиваций деятельности детей – Помочь старичку-Лесовичку.
2.Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД - беседа, вопросы, отгадывание загадок.
4.Приёмы поддержания интереса у детей - чередование видов деятельности.
5.Приёмы оценки и самооценки - поощрение; взаимопомощь детей.
Виды детской деятельности в ОД: Познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Сегодня вы узнаете много-много всего интересного. А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами.
Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,
Домашними бывают и помогают людям.
Кто они такие? ( Животные) .
Молодцы, вы правы, мы с вами поговорим о диких и домашних животных .
Ребята, вы хотите отправится в путешествие? Вот сегодня я хочу пригласить вас в сказочный лес.
Для этого нужно закрыть глаза и сказать :
"Тили - тили - тили - бом,
Открывайся сказки дом!"
(Дети произносят волшебные слова, открывают глаза. Звучит запись голосов лесных птиц)
Дети, вот мы и в сказке. Это - сказочный лес, в нем все необычное. Ребята, прежде чем продолжить наше путешествие предлагаю вам вспомнить правила поведения в лесу. (Дети по картинке рассказывают о правилах поведения в лесу)
Посмотрите ребята, на пеньке сидит старичок-Лесовичок. Давайте спросим у него почему он такой грустный. Ребята, Лесовичок рассказал мне, что он не может разделить животных. У всех животных есть шерсть, уши, разные хвосты, четыре ноги (лапы), но есть животные, которых он никогда не видел в лесу. Ребята, как мы сможем помочь Лесовички? (Расскажем о незнакомых животных). Посмотрите внимательно на животных и скажите, на какие две группы можно разделить этих животных ? (На диких и домашних.)
Игра “Раздели животных”
Какие это животные и почему (показываю) . (Домашние, так как живут рядом с человеком.)
Для чего нужны домашние животные ? (Они приносят пользу.) Какую? (Корова и коза дают молоко; лошадь перевозит тяжёлые грузы; свинья даёт мясо, сало.)
А какие это животные и почему ? (Показываю.) (Дикие, так как живут в лесу и сами добывают себе пищу и строят для себя жильё.)
Ребята, теперь Лесовичок узнал, что незнакомые для него животные называются домашними.
- А расскажите мне чем питаются дикие и домашние животные? (Травой, мясом других животных.)
- Животные, которые питаются травой (растительной пищей- фрукты, овощи, листья, побеги растений, коренья.) называются травоядные. Как называются животные, которые питаются растительной пищей? (Индивидуальные и хоровые ответы)
- Давайте познакомимся с некоторыми травоядными животными.
Мурка шерстку прилизала,
Новый бантик повязала.
А еще нашла у кошки
Я теперь — Снегурочка!
- Ребята, животные, которые охотятся на других животных? (Хищники.)
- А теперь давайте поговорим о хищниках.
Хиищник -животное основной частью рациона , которого являются живые животные.
Серый, зубастый, по полю рыщет,
Телят и ягнят ищет.(волк.)
Волк – это хищный зверь. Они едят животных, как домашних, так и диких. Это могут быть олени, зайцы, кабаны, лошади, бобры, лоси, коровы. Если такой еды он не может найти, то волк питается лягушками и ящерицами .
В деревне кур крадет. (лиса)
Лисы любимое их лакомство-это мыши полевки, зайцы, но не отказываются и от фруктов и ягод. Когда лисам голодно они перебираются поближе к людским поселениям и воруют домашнюю птицу-кур, гусей.
Бурые медведи являются одними из самых крупных хищников на Земле. Это одиночные охотники, они очень любят рыбу, эти грозные хищники способны сбить лося.
Он зеленый и ужасный,
Он зубастый и опасный,
Быстро плавает, ныряет,
Страх повсюду нагоняет.
Обитает в жарких странах,
Как зовут его? Кто знает? (Крокодил)
В основном крокодилы питаются различными видами рыб, раками, водными птицами. Как он смотрится красиво!
Как прекрасна его грива!
Солнышко сияет в ней!
Настоящий царь зверей!
Если только зарычит,
Каждый в страхе задрожит
И смолкает, присмирев.
Хоть красив, но грозен . (Лев)
Ночная охота позволяет львам подкрасться очень близко к своим жертвам. Львицы – прекрасные охотницы, ловкие и проворные, чего нельзя сказать о покрытых тяжелой гривой самцах. Самки окружают стадо копытных и молниеносно атакуют зазевавшееся животное. В Индии добычей львов становятся кабаны и олени . Африканские львы питаются мясом антилопы гну, буйволов, зебр. Самые крупные львы, трансваальские львы часто охотятся на жирафов .
- А теперь давайте поиграем и узнаем, кто лучше всех разобрался какие животные относятся к хищникам, а какие к травоядным.
В руках у вас по два кружка, красного и зеленого цвета, красный – это хищники, зеленый – травоядные.
- Я буду называть животное, а вы поднимаете соответствующего цвета кружок.
(Корова, Лев, Волк, заяц, лошадь, овца, крокодил, лиса, кенгуру, слон, мышь, медведь).
- Молодцы. Все справились с заданием
А теперь дети средней группы сядут за столы и раскрасят домашних (травоядных)
животных чтобы подарить Лесовичку.
Вдыхаем через нос запахи леса – это запах хвои, выдыхаем через рот.
Давайте представим, что же рассказывали животные о своем житье-бытье .
Дети составляют творческие рассказы на заданную тему. Выслушав рассказы детей, подводится итог.
-Ребята, вы правы, домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они :
- не умеют строить себе жилье,
-самостоятельно добывать для себя пищу,
-защищаться от врагов.
- А дикие животные :
- они не могут жить рядом с человеком, так как боятся человека,
- лишены привычных условий жизни,
- требуют много мясной пищи,
- образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др .) не совпадает с образом жизни человека .
Каждое животное хорошо и полезно на своем месте.
Ребята, давным-давно наши домашние животные были дикими. И первым домашним животным стала собака. А зачем она нужна была человеку? Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стал козы, овцы, коровы – собака помогала Человеку их пасти. Со временем Человек приручил и других животных. У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры. Давайте я буду называть домашнего животного, а вы – дикого предка. (Собака-волк, кролик-заяц, свинья-кабан, корова-тур, кошка-рысь, коза-архар и т. д.)
Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня -дикая природа, а для других – рядом с домом человека.
-Ребята, нам пора уже возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем :
Конспект НОД в разновозрастной группе по познавательному развитию (ФЦКМ).
Разработала: воспитатель, Бушуева Екатерина Евгеньевна
Цели: формировать элементарное представление детей о природе, о связи природы и человека.
- формировать представления о природе
- формировать представления о взаимосвязи природы и человека
Развивающие :
- развивать познавательные способности детей
- способствовать развитию нравственности, гуманности
- способствовать развитию мышления, памяти, слуха.
- воспитывать чувство любви и бережного отношения к окружающей природе
Ход деятельности.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о природе. Как вы думаете, что такое природа? (ответы детей)
- Молодцы, все ваши ответы правильны, все что вы назвали относится к природе. Но природа не так проста ка кажется – она делиться на живую и не живую. Давайте с вами вместе подумаем, что относится к живой, а что к не живой природе!
Неживая природа – это солнце, вода, воздух, почва, камни.
Живая природа - животные, растения, человек.
- А по каким признакам вы определили, что это живая и не живая природа? (ответы детей)
- А знаете ли вы, что необходимо всему живому на земле? (вода, свет, тепло, воздух)
- Давайте поговорим о некоторых компонентах природы в отдельности.
- Ребята, а что такое вода (дождь, снег, роса, град).
- А что такое лед и пар? (ответы детей)
Подвести детей к пониманию того, что вода может быть в разных состояниях.
- Давайте с вами посмотрим от куда же все таки берется вода. (Показать детям на плакате, как происходит круговорот воды: сначала выпал дождь – вода попала во все водоемы – на солнце вода стала испаряться – образовались облака, состоящие из капелек воды и кристалликов льда – снова выпал дождь).
- Ребята, а для чего нам нужна вода? (ответы детей).
Вода является важным условием существования жизни. Она необходима и растениям, и животным, и человеку. В воде живут рыбы, лягушки, морские обитатели. Человек использует воду для питья, приготовления пищи, умывания, хозяйственно – бытовых нужд.
- А давайте подумаем, что станет, если мы будем засорять пруды и озера? (ответы детей).
- Ребята, для чего нам нужен воздух? (ответы детей).
- Конечно, воздух необходим всему живому для того, чтобы дышать. Движение воздуха называется ветром. А для чего нужен ветер? (ответы детей).
- Ветер распространяет семена растений, помогает испариться воде, которая превращается в пар, а затем в облака. А где чище воздух в лесу или в городе? Почему?
- В лесу очень много растительности, деревьев, кустарников, цветов и травы и все они их листики втягивают вредные вещества и выделяют кислород. Кислород – это такое вещество, которое необходимо нам для дыхания. А что надо делать, чтобы воздух был чистым? (ответы детей).
Ветер дует нам в лицо, (дети имитируют дунавение ветра)
Закачалось деревцо (Прямые руки вытянутые вверх, покачиваясь в стороны)
Ветер тише – тише (Качание замедляется)
Деревце все ниже- ниже (Приседают на корточки и затихают).
- Мы с вами поговорили о воде и воздухе, а для чего нужно солнце? (ответы детей).
Солнце – источник света и тепла, необходимое условие для жизни растений, животных, человека. Растениям солнце необходимо для их жизни и роста, в листьях есть особое вещество – хлорофилл. если света будет мало, то хлорофилл разрушается, листья начнут желтеть и растение погибнет.
- Для чего нужно солнце человеку? (ответы детей).
- Когда мы находимся на солнце, то получаем витамин Д. А для чего нам нужны витамины? (ответы детей).
- Конечно, чтобы быть сильными, крепкими и здоровыми.
- Посмотрите вокруг: растения, вода, воздух, солнце – это все природа. Можем мы без нее прожить? Нет! А почему?
Человек зависит от природы и не может без нее прожить, потому что он сам – часть ее. А раз так, значит, человек должен очень бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать ее законы.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Нижнегорского района Республики Крым
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с природой и художественно-эстетическому развитию в разновозрастной
( от3 до 6 лет) группе
сентябрь 2018 г.
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с природой и художественно-эстетическому развитию в разновозрастной ( от3 до 6 лет) группе
Занятие с подгруппой воспитанников из 10 человек(6- старшего дошкольного возраста, 4 младшего дошкольного возраста).
Тема: Осенние посиделки
Цель: Обобщить и закрепить знания детей об осени.
Программные задачи: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.
Для воспитанников младшего возраста: Развивать умение называть приметы осени.Обогащать словарный запас.
Учить использовать три цвета: красный, оранжевый,жёлтый.Совершенствовать технические навыки.
Для воспитанников старшего возраста:Расширять представления детей о признаках осеннего времени года.Обогащать словарный запас.
Воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, создавать положительное эмоциональное настроение.
Развивать мелкую моторику и координацию.
Предварительная работа: беседа об осени, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений.
Ход занятия:
Воспитатель: -Здравствуйте, ребята.Сегодня у нас с вами интересное занятие. Мы поговорим о природе, и о времени года.А о каком- вы догадаетесь из моего стихотворения:
Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад,
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них.
Воспитатель:-Да, всё верно, это осень. А, чтобы наше занятие прошло интересно и тёплой дружеской обстановке-давайте подарим друг другу свою улыбку и хорошее настроение.Встали все в круг, взялись за руки. Посмотрите на своего друга, стоящего рядом, улыбнитесь ему и погладьте его ладонь.
Воспитатель: -Ну, вот теперь настроение у нас стало ещё лучше .Присядьте на стульчики.
Воспитатель: Ой, ребята, нам прислали посылку! Интересно, от кого она?Давайте посмотрим, что же в ней!
Воспитатель открывает посылку: там письмо от Осени и карточки с заданиями.
Текст письма: Здравствуйте, дорогие ,ребята! Пишет вам золотая осень. Наступило моё время года , когда я раскрашиваю деревья и кусты в разные цвета, собираю птичек в стаи, чтобы они полетели зимовать в тёплые края , согреваю осенним теплом землю, чтобы муравьишки, бельчата и ежата сделали зимние запасы… А мой осенний календарь природы- до сих пор не заполнен картинками с признаками осени.Предлагаю вам его заполнить,выполняя интересные задания. А когда все задания будут выполнены- вас ждёт сюрприз. Посылку с сюрпризом сразу не открывайте, а вот задания выполнять-начинайте!
Воспитатель: Ну, что , ребята, вы готовы выполнять задания?
Воспитатель: Давайте пройдём к календарю природы( он расположен на доске).
- Вот перед вами три карточки( на карточках изображена одна и та же картинка в разные месяца: август, сентябрь, октябрь- с сезонными изменениями) .Посмотрите внимательно на картинки и определите: какое время года изображено на карточках? (Осень)
Проговаривание примет осени: Солнце высоко над горизонтом(август),низко (сентябрь, октябрь),На лугах желтеет трава, поспели яблоки. Ёжик делает осенние запасы,на полянке появились грибы,птички собираются в стаи, чтобы полететь зимовать в тёплые края, дует холодный ветер, солнце спряталось за тучи, идёт холодный дождь.Люди надели тёплые вещи: шапки,куртки, плащи, сапоги. Осыпаются листья с деревьев. Зацвели осенние цветы: хризантемы.Насекомые ищут места для зимовки…Звери тоже готовятся к зиме,делают запасы..
( Воспитатель с детьми проговаривают признаки осени и вставляют карточку в календарь природы, таким образом наполняя его).
Воспитатель: Вот какие вы молодцы! Все приметы вспомнили-календарь заполнили.
За орехами, ( 2 кулачка)
По кочкам, по ямкам ( руки на поясе, прыжки на носочках на месте)
По ровненькой дорожке . ( Шаги на месте)
Воспитатель: Славно мы подразмялись, теперь давайте выполним следующее задание.Ребята, присаживайтесь за столы. Алина, Арина, Дима и Варвара ( дети 3-летнего возраста), пройдёмте за мной (помогаю им расположиться за столами), а остальные ребятки- присаживайтесь на свободные места.
Дети выполняют задания, дают пояснения.
Воспитатель: Молодцы , ребята, все старались.А теперь пора нам переместиться на полянку, там нас ждёт ещё одно увлекательное задание. Готовы?
Выполняем движения физминутки и переходим к другим столам.
Заключительная художественно-эстетическая деятельность детей:
Воспитанники переходят к столам где:
Для младшей подгруппы расположены акварельные краски, ватные палочки, стаканчики с водой, шаблоны дерева без листвы.
Воспитатель: -Ребята старшей подгруппы , присаживайтесь за столы, где вы будете работать с пластилином.А Ариша, Алина, Дима и Варя присядьте за столы, где мы будем рисовать. У вас у всех есть шаблоны, заготовочки для работы. Младшие ребята будут выполнять примакивание ватной палочкой краски к нашему дереву, чтобы получились осенние разноцветные листики . А старшая подгруппа, на своих шаблонах заполнит шариками из пластилина пустые места на картинке, чтобы картинка была полностью закрашена.
Помощник воспитателя помогает младшим выполнять примакивание.Воспитатель – со старшей подгруппой.
На 20-й минуте занятия, помощник воспитателя с младшей подгруппой воспитанников ,закончив работу, идут мыть руки, и возвращаются на стульчики, стоящие на ковре.Тем временем старшая подгруппа также заканчивает работать с пластилином , и присаживается на стульчики( на ковре).Воспитатель хвалит детей за старания на занятии.
Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Скажите, Вам оно понравилось? ( Да!) А. чем мы сегодня занимались на занятии? ( заполняли календарь природы, работали с карточками,рисовали, лепили). Всё верно! Теперь мы можем открыть нашу посылку с сюрпризом от Осени!
Автор: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: Данный конспект будет интересен педагогам дошкольных учреждений, педагогам - организаторам. Мы провели его с детьми второй младшей группы и с детьми старшей группы.
Цель: обобщить знания детей о жизни животных леса.
Задачи занятия:
Познавательные:
• Уточнить представление детей о животных леса.
• Закрепить знания детей о жизни диких животных в лесу, месте их обитания, способе добычи пищи.
Развивающие:
• Расширить и активизировать словарный запас по теме “Дикие животные”.
• Развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности.
Воспитательные:
• Воспитывать любознательность.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа.
• Беседы о диких животных.
• Чтение художественной литературы
• Рассматривание картинок и сюжетных картин по теме “Дикие животные”.
Воспитатель: А чем они питаются?
Дети рассказывают.
Воспитатель: А загадки о животных отгадывать будем?
Ответы.
Воспитатель: Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой.
Летом ягоды жует,
Дикий мед у пчел берет.
Грозно может зареветь,
Косолапый зверь…(медведь)
- Рыже – огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка,
Так ведь это…(белочка)
- Серый гонится за белым,
Хочет белым пообедать.
Как догонит – зубом щелк:
Белый – бедный, сытый…(волк)
Воспитатель: Какие вы молодцы. Все загадки отгадали. А теперь предлагаю немного поиграть. Выходите на полянку, ножки, ручки приготовили. Слушайте и выполняйте.
Зайцы утром рано встали
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте.)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте.)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы.)
Воспитатель: Теперь на картинку посмотрите и лишнее животное назовите?
Читайте также:
- Конспект занятия по развитию речи в средней группе по фгос гербова
- Увеличение и уменьшение числа на 1 начальная школа 21 века презентация и конспект урока
- Понятие графика функции конспект урока
- Конспект урока по крымоведению
- Выполнение строевых приемов применительно к приведению к военной присяге план конспект