Конспект занятия по природе в разновозрастной группе

Обновлено: 05.07.2024

Ср. гр.- Формировать представление о внешнем виде, образе жизни и повадках животных. Закреплять в речи детей обобщающее понятие дикие (домашние) животные. Учить различать животных по способу питания (травоядные, хищники, всеядные)

Ст. гр.- Расширять представления о мире животных через занимательные рассказы о животных (исторические факты, рассказы о талантах и способностях животных)

Подг. гр .- Дать понятие, что у домашних животных есть дикие сородичи: собака-волк, кролик-заяц, свинья-кабан, кошка-рысь, …Продолжать знакомить детей с многообразием животных различных климатических зон: верблюд, носорог, песец, белый медведь, лось, тигр, суслик.

Развивающие:

Развивать умение строить полные ответы, воображение, любознательность, память и мышление детей.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное и бережное отношение к природе.

Активизация словаря: травоядные, хищники.

Приемы руководства деятельностью детей:

1.Приемы постановки целей и мотиваций деятельности детей – Помочь старичку-Лесовичку.

2.Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД - беседа, вопросы, отгадывание загадок.

4.Приёмы поддержания интереса у детей - чередование видов деятельности.

5.Приёмы оценки и самооценки - поощрение; взаимопомощь детей.

Виды детской деятельности в ОД: Познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Сегодня вы узнаете много-много всего интересного. А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами.

Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,

Домашними бывают и помогают людям.

Кто они такие? ( Животные) .

Молодцы, вы правы, мы с вами поговорим о диких и домашних животных .

Ребята, вы хотите отправится в путешествие? Вот сегодня я хочу пригласить вас в сказочный лес.

Для этого нужно закрыть глаза и сказать :

"Тили - тили - тили - бом,

Открывайся сказки дом!"

(Дети произносят волшебные слова, открывают глаза. Звучит запись голосов лесных птиц)

Дети, вот мы и в сказке. Это - сказочный лес, в нем все необычное. Ребята, прежде чем продолжить наше путешествие предлагаю вам вспомнить правила поведения в лесу. (Дети по картинке рассказывают о правилах поведения в лесу)

Посмотрите ребята, на пеньке сидит старичок-Лесовичок. Давайте спросим у него почему он такой грустный. Ребята, Лесовичок рассказал мне, что он не может разделить животных. У всех животных есть шерсть, уши, разные хвосты, четыре ноги (лапы), но есть животные, которых он никогда не видел в лесу. Ребята, как мы сможем помочь Лесовички? (Расскажем о незнакомых животных). Посмотрите внимательно на животных и скажите, на какие две группы можно разделить этих животных ? (На диких и домашних.)

Игра “Раздели животных”

Какие это животные и почему (показываю) . (Домашние, так как живут рядом с человеком.)

Для чего нужны домашние животные ? (Они приносят пользу.) Какую? (Корова и коза дают молоко; лошадь перевозит тяжёлые грузы; свинья даёт мясо, сало.)

А какие это животные и почему ? (Показываю.) (Дикие, так как живут в лесу и сами добывают себе пищу и строят для себя жильё.)

Ребята, теперь Лесовичок узнал, что незнакомые для него животные называются домашними.

- А расскажите мне чем питаются дикие и домашние животные? (Травой, мясом других животных.)

- Животные, которые питаются травой (растительной пищей- фрукты, овощи, листья, побеги растений, коренья.) называются травоядные. Как называются животные, которые питаются растительной пищей? (Индивидуальные и хоровые ответы)

- Давайте познакомимся с некоторыми травоядными животными.

Мурка шерстку прилизала,

Новый бантик повязала.

А еще нашла у кошки

Я теперь — Снегурочка!

- Ребята, животные, которые охотятся на других животных? (Хищники.)

- А теперь давайте поговорим о хищниках.

Хиищник -животное основной частью рациона , которого являются живые животные.

Серый, зубастый, по полю рыщет,

Телят и ягнят ищет.(волк.)

Волк – это хищный зверь. Они едят животных, как домашних, так и диких. Это могут быть олени, зайцы, кабаны, лошади, бобры, лоси, коровы. Если такой еды он не может найти, то волк питается лягушками и ящерицами .

В деревне кур крадет. (лиса)

Лисы любимое их лакомство-это мыши полевки, зайцы, но не отказываются и от фруктов и ягод. Когда лисам голодно они перебираются поближе к людским поселениям и воруют домашнюю птицу-кур, гусей.

Бурые медведи являются одними из самых крупных хищников на Земле. Это одиночные охотники, они очень любят рыбу, эти грозные хищники способны сбить лося.

Он зеленый и ужасный,
Он зубастый и опасный,
Быстро плавает, ныряет,
Страх повсюду нагоняет.
Обитает в жарких странах,
Как зовут его? Кто знает? (Крокодил)

В основном крокодилы питаются различными видами рыб, раками, водными птицами. Как он смотрится красиво!
Как прекрасна его грива!
Солнышко сияет в ней!
Настоящий царь зверей!
Если только зарычит,
Каждый в страхе задрожит
И смолкает, присмирев.
Хоть красив, но грозен . (Лев)

Ночная охота позволяет львам подкрасться очень близко к своим жертвам. Львицы – прекрасные охотницы, ловкие и проворные, чего нельзя сказать о покрытых тяжелой гривой самцах. Самки окружают стадо копытных и молниеносно атакуют зазевавшееся животное. В Индии добычей львов становятся кабаны и олени . Африканские львы питаются мясом антилопы гну, буйволов, зебр. Самые крупные львы, трансваальские львы часто охотятся на жирафов .

- А теперь давайте поиграем и узнаем, кто лучше всех разобрался какие животные относятся к хищникам, а какие к травоядным.

В руках у вас по два кружка, красного и зеленого цвета, красный – это хищники, зеленый – травоядные.

- Я буду называть животное, а вы поднимаете соответствующего цвета кружок.

(Корова, Лев, Волк, заяц, лошадь, овца, крокодил, лиса, кенгуру, слон, мышь, медведь).

- Молодцы. Все справились с заданием

А теперь дети средней группы сядут за столы и раскрасят домашних (травоядных)

животных чтобы подарить Лесовичку.

Вдыхаем через нос запахи леса – это запах хвои, выдыхаем через рот.

Давайте представим, что же рассказывали животные о своем житье-бытье .

Дети составляют творческие рассказы на заданную тему. Выслушав рассказы детей, подводится итог.

-Ребята, вы правы, домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они :

- не умеют строить себе жилье,

-самостоятельно добывать для себя пищу,

-защищаться от врагов.

- А дикие животные :

- они не могут жить рядом с человеком, так как боятся человека,

- лишены привычных условий жизни,

- требуют много мясной пищи,

- образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др .) не совпадает с образом жизни человека .

Каждое животное хорошо и полезно на своем месте.

Ребята, давным-давно наши домашние животные были дикими. И первым домашним животным стала собака. А зачем она нужна была человеку? Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стал козы, овцы, коровы – собака помогала Человеку их пасти. Со временем Человек приручил и других животных. У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры. Давайте я буду называть домашнего животного, а вы – дикого предка. (Собака-волк, кролик-заяц, свинья-кабан, корова-тур, кошка-рысь, коза-архар и т. д.)

Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня -дикая природа, а для других – рядом с домом человека.

-Ребята, нам пора уже возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем :

Конспект НОД в разновозрастной группе по познавательному развитию (ФЦКМ).

Разработала: воспитатель, Бушуева Екатерина Евгеньевна

Цели: формировать элементарное представление детей о природе, о связи природы и человека.

- формировать представления о природе

- формировать представления о взаимосвязи природы и человека

Развивающие :

- развивать познавательные способности детей

- способствовать развитию нравственности, гуманности

- способствовать развитию мышления, памяти, слуха.

- воспитывать чувство любви и бережного отношения к окружающей природе

Ход деятельности.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о природе. Как вы думаете, что такое природа? (ответы детей)

- Молодцы, все ваши ответы правильны, все что вы назвали относится к природе. Но природа не так проста ка кажется – она делиться на живую и не живую. Давайте с вами вместе подумаем, что относится к живой, а что к не живой природе!

Неживая природа – это солнце, вода, воздух, почва, камни.

Живая природа - животные, растения, человек.

- А по каким признакам вы определили, что это живая и не живая природа? (ответы детей)

- А знаете ли вы, что необходимо всему живому на земле? (вода, свет, тепло, воздух)

- Давайте поговорим о некоторых компонентах природы в отдельности.

- Ребята, а что такое вода (дождь, снег, роса, град).

- А что такое лед и пар? (ответы детей)

Подвести детей к пониманию того, что вода может быть в разных состояниях.

- Давайте с вами посмотрим от куда же все таки берется вода. (Показать детям на плакате, как происходит круговорот воды: сначала выпал дождь – вода попала во все водоемы – на солнце вода стала испаряться – образовались облака, состоящие из капелек воды и кристалликов льда – снова выпал дождь).

- Ребята, а для чего нам нужна вода? (ответы детей).

Вода является важным условием существования жизни. Она необходима и растениям, и животным, и человеку. В воде живут рыбы, лягушки, морские обитатели. Человек использует воду для питья, приготовления пищи, умывания, хозяйственно – бытовых нужд.

- А давайте подумаем, что станет, если мы будем засорять пруды и озера? (ответы детей).

- Ребята, для чего нам нужен воздух? (ответы детей).

- Конечно, воздух необходим всему живому для того, чтобы дышать. Движение воздуха называется ветром. А для чего нужен ветер? (ответы детей).

- Ветер распространяет семена растений, помогает испариться воде, которая превращается в пар, а затем в облака. А где чище воздух в лесу или в городе? Почему?

- В лесу очень много растительности, деревьев, кустарников, цветов и травы и все они их листики втягивают вредные вещества и выделяют кислород. Кислород – это такое вещество, которое необходимо нам для дыхания. А что надо делать, чтобы воздух был чистым? (ответы детей).

Ветер дует нам в лицо, (дети имитируют дунавение ветра)

Закачалось деревцо (Прямые руки вытянутые вверх, покачиваясь в стороны)

Ветер тише – тише (Качание замедляется)

Деревце все ниже- ниже (Приседают на корточки и затихают).

- Мы с вами поговорили о воде и воздухе, а для чего нужно солнце? (ответы детей).

Солнце – источник света и тепла, необходимое условие для жизни растений, животных, человека. Растениям солнце необходимо для их жизни и роста, в листьях есть особое вещество – хлорофилл. если света будет мало, то хлорофилл разрушается, листья начнут желтеть и растение погибнет.

- Для чего нужно солнце человеку? (ответы детей).

- Когда мы находимся на солнце, то получаем витамин Д. А для чего нам нужны витамины? (ответы детей).

- Конечно, чтобы быть сильными, крепкими и здоровыми.

- Посмотрите вокруг: растения, вода, воздух, солнце – это все природа. Можем мы без нее прожить? Нет! А почему?

Человек зависит от природы и не может без нее прожить, потому что он сам – часть ее. А раз так, значит, человек должен очень бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать ее законы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Нижнегорского района Республики Крым

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с природой и художественно-эстетическому развитию в разновозрастной

( от3 до 6 лет) группе

hello_html_44b1874e.jpg

сентябрь 2018 г.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с природой и художественно-эстетическому развитию в разновозрастной ( от3 до 6 лет) группе

Занятие с подгруппой воспитанников из 10 человек(6- старшего дошкольного возраста, 4 младшего дошкольного возраста).

Тема: Осенние посиделки

Цель: Обобщить и закрепить знания детей об осени.

Программные задачи: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.

Для воспитанников младшего возраста: Развивать умение называть приметы осени.Обогащать словарный запас.

Учить использовать три цвета: красный, оранжевый,жёлтый.Совершенствовать технические навыки.

Для воспитанников старшего возраста:Расширять представления детей о признаках осеннего времени года.Обогащать словарный запас.

Воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, создавать положительное эмоциональное настроение.

Развивать мелкую моторику и координацию.

Предварительная работа: беседа об осени, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений.

Ход занятия:

Воспитатель: -Здравствуйте, ребята.Сегодня у нас с вами интересное занятие. Мы поговорим о природе, и о времени года.А о каком- вы догадаетесь из моего стихотворения:

Листья золотые падают, летят,

Листья золотые устилают сад,

Много на дорожках листьев золотых,

Мы букет хороший сделаем из них.

Воспитатель:-Да, всё верно, это осень. А, чтобы наше занятие прошло интересно и тёплой дружеской обстановке-давайте подарим друг другу свою улыбку и хорошее настроение.Встали все в круг, взялись за руки. Посмотрите на своего друга, стоящего рядом, улыбнитесь ему и погладьте его ладонь.

Воспитатель: -Ну, вот теперь настроение у нас стало ещё лучше .Присядьте на стульчики.

Воспитатель: Ой, ребята, нам прислали посылку! Интересно, от кого она?Давайте посмотрим, что же в ней!

Воспитатель открывает посылку: там письмо от Осени и карточки с заданиями.

Текст письма: Здравствуйте, дорогие ,ребята! Пишет вам золотая осень. Наступило моё время года , когда я раскрашиваю деревья и кусты в разные цвета, собираю птичек в стаи, чтобы они полетели зимовать в тёплые края , согреваю осенним теплом землю, чтобы муравьишки, бельчата и ежата сделали зимние запасы… А мой осенний календарь природы- до сих пор не заполнен картинками с признаками осени.Предлагаю вам его заполнить,выполняя интересные задания. А когда все задания будут выполнены- вас ждёт сюрприз. Посылку с сюрпризом сразу не открывайте, а вот задания выполнять-начинайте!

Воспитатель: Ну, что , ребята, вы готовы выполнять задания?

Воспитатель: Давайте пройдём к календарю природы( он расположен на доске).

- Вот перед вами три карточки( на карточках изображена одна и та же картинка в разные месяца: август, сентябрь, октябрь- с сезонными изменениями) .Посмотрите внимательно на картинки и определите: какое время года изображено на карточках? (Осень)

Проговаривание примет осени: Солнце высоко над горизонтом(август),низко (сентябрь, октябрь),На лугах желтеет трава, поспели яблоки. Ёжик делает осенние запасы,на полянке появились грибы,птички собираются в стаи, чтобы полететь зимовать в тёплые края, дует холодный ветер, солнце спряталось за тучи, идёт холодный дождь.Люди надели тёплые вещи: шапки,куртки, плащи, сапоги. Осыпаются листья с деревьев. Зацвели осенние цветы: хризантемы.Насекомые ищут места для зимовки…Звери тоже готовятся к зиме,делают запасы..

( Воспитатель с детьми проговаривают признаки осени и вставляют карточку в календарь природы, таким образом наполняя его).

hello_html_7ddef74c.jpg

Воспитатель: Вот какие вы молодцы! Все приметы вспомнили-календарь заполнили.

За орехами, ( 2 кулачка)

По кочкам, по ямкам ( руки на поясе, прыжки на носочках на месте)

По ровненькой дорожке . ( Шаги на месте)

Воспитатель: Славно мы подразмялись, теперь давайте выполним следующее задание.Ребята, присаживайтесь за столы. Алина, Арина, Дима и Варвара ( дети 3-летнего возраста), пройдёмте за мной (помогаю им расположиться за столами), а остальные ребятки- присаживайтесь на свободные места.

Дети выполняют задания, дают пояснения.

Воспитатель: Молодцы , ребята, все старались.А теперь пора нам переместиться на полянку, там нас ждёт ещё одно увлекательное задание. Готовы?

Выполняем движения физминутки и переходим к другим столам.

Заключительная художественно-эстетическая деятельность детей:

Воспитанники переходят к столам где:

Для младшей подгруппы расположены акварельные краски, ватные палочки, стаканчики с водой, шаблоны дерева без листвы.

Воспитатель: -Ребята старшей подгруппы , присаживайтесь за столы, где вы будете работать с пластилином.А Ариша, Алина, Дима и Варя присядьте за столы, где мы будем рисовать. У вас у всех есть шаблоны, заготовочки для работы. Младшие ребята будут выполнять примакивание ватной палочкой краски к нашему дереву, чтобы получились осенние разноцветные листики . А старшая подгруппа, на своих шаблонах заполнит шариками из пластилина пустые места на картинке, чтобы картинка была полностью закрашена.

Помощник воспитателя помогает младшим выполнять примакивание.Воспитатель – со старшей подгруппой.

hello_html_m47b71574.jpg

На 20-й минуте занятия, помощник воспитателя с младшей подгруппой воспитанников ,закончив работу, идут мыть руки, и возвращаются на стульчики, стоящие на ковре.Тем временем старшая подгруппа также заканчивает работать с пластилином , и присаживается на стульчики( на ковре).Воспитатель хвалит детей за старания на занятии.

Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Скажите, Вам оно понравилось? ( Да!) А. чем мы сегодня занимались на занятии? ( заполняли календарь природы, работали с карточками,рисовали, лепили). Всё верно! Теперь мы можем открыть нашу посылку с сюрпризом от Осени!

Автор: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: Данный конспект будет интересен педагогам дошкольных учреждений, педагогам - организаторам. Мы провели его с детьми второй младшей группы и с детьми старшей группы.
Цель: обобщить знания детей о жизни животных леса.
Задачи занятия:
Познавательные:
• Уточнить представление детей о животных леса.
• Закрепить знания детей о жизни диких животных в лесу, месте их обитания, способе добычи пищи.
Развивающие:
• Расширить и активизировать словарный запас по теме “Дикие животные”.
• Развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности.
Воспитательные:
• Воспитывать любознательность.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа.
• Беседы о диких животных.
• Чтение художественной литературы
• Рассматривание картинок и сюжетных картин по теме “Дикие животные”.


Воспитатель: А чем они питаются?
Дети рассказывают.
Воспитатель: А загадки о животных отгадывать будем?
Ответы.
Воспитатель: Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой.
Летом ягоды жует,
Дикий мед у пчел берет.
Грозно может зареветь,
Косолапый зверь…(медведь)



- Рыже – огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка,
Так ведь это…(белочка)




- Серый гонится за белым,
Хочет белым пообедать.
Как догонит – зубом щелк:
Белый – бедный, сытый…(волк)







Воспитатель: Какие вы молодцы. Все загадки отгадали. А теперь предлагаю немного поиграть. Выходите на полянку, ножки, ручки приготовили. Слушайте и выполняйте.
Зайцы утром рано встали
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте.)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте.)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы.)
Воспитатель: Теперь на картинку посмотрите и лишнее животное назовите?



Читайте также: