История развития психологии физической культуры и спорта конспект

Обновлено: 08.07.2024

1. На первом этапе развития, этапе зарождения, психология спорта выступала в основном как познавательно-описательная дисциплина, необходимая для психологического описания спортивной деятельности. Ее отличала познавательная направленность. Вначале изучался вопрос о влиянии занятий физическими упражнениями на психические процессы человека. В дальнейшем психология спорта расширила круг исследовательской работы. В первую очередь это коснулось вопросов специфики спорта как особо трудного в психологическом отношении вида деятельности человека.

В этот период большое значение уделялось роли сознания в спортивной деятельности, характеристике спортивных двигательных навыков, особенностям познавательных, эмоциональных и волевых процессов, их роли в спорте, а также исследованиям предстартовых и стартовых психических состояний и т.д. В этот период началось и изучение специфики различных видов спорта.

Период зарождения связан в основном с двумя школами: ГЦОЛИФКа (Государственный центральный ордена В.И.Ленина институт физической культуры, г. Москва (ныне - Российская государственная академия физической культуры).) (руководитель профессор П.А. Рудик) и ГДОИФКа (ГДОИФК — Государственный дважды орденоносный институт физической культуры им. П.Ф.Лесгафта, г. Ленинград (ныне - Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф.Лесгафта).) им. П.Ф.Лесгафта (руководитель профессор А. Ц. Пуни).

2. На втором этапе, этапе становления, психология спорта стала приобретать профессиональную направленность как прикладная отрасль знания. Теперь возрастала роль разработки теоретических аспектов и методической основы спорта, которые необходимы в решении практических проблем. Существенно также, что на этом этапе психология спорта стала опираться, в основном, на теорию и методику спорта.

Вначале значительное внимание уделялось воспитанию и развитию волевых качеств, затем сформировалась идея психологической подготовки спортсменов, столь же необходимой, как техническая или физическая.

3. Для современного этапа характерно сохранение психологии спорта как познавательно-практической дисциплины. Сохраняя прежние направления работы и учитывая существующие сегодня проблемы психологии спорта, этот этап развития психологической науки о спорте отличается тем, что в ходе исследовательской деятельности учитываются проблемы, связанные с перспективами развития спорта. Практика современного спорта, его бурное развитие обусловливают необходимость создавать новые формы, методы и средства организации спортивной деятельности и управления ею. Возросшие физические и психологические нагрузки в спорте требуют введения новых, более совершенных методов, средств и приемов психологической подготовки спортсменов.

Психология физического воспитания и спорта — одна из самых молодых специальных отраслей психологической науки. История ее еще не написана. Некоторые вопросы этой области специальных психологических знаний впервые появились в статьях основателя Олимпийских игр современности Пьера де Кубертена, публиковавшихся им в самом начале текущего столетия и имевших описательный характер.

Особенно интенсивное развитие психология спорта получила после Второй мировой войны, и в настоящее время научная разработка ее ведется в подавляющем большинстве стран мира. Главным основанием тому послужил бурный рост спортивных достижений во всем мире и престижности спорта, особенно ярко проявляющейся на Олимпийских играх и мировых первенствах по видам спорта.

ИССП активно осуществляет свои функции. После Римского состоялись еще три конгресса: в1968 г. в Вашингтоне, в1973 г. — в Мадриде и в1977 г. — в Праге. На Мадридском конгрессе президентом общества был избран представитель ЧССР проф. Мирослав Ванек.

Психология спорта в СССР

Возможность и необходимость возникновения психологии спорта была обусловлена и целым рядом других факторов. Это прежде всего потребности практики массового физкультурного движения и советского спорта, связанные с решением задач гармоничного духовного и физического развития советских людей и роста мастерства советских спортсменов. Это объясняется также солидной материалистической традицией главных направлений передовой общественной мысли дореволюционной России. В них содержались фундаментальные теоретические предпосылки для построения такой специальной области знаний, какой явилась психология физического воспитания и спорта. Главные из этих предпосылок — идеи о психофизиологическом единстве человеческой природы, о всестороннем воспитании личности, развивавшиеся в философско-педагогических трудах революционных демократов — Герцена, Белинского, Добролюбова, Чернышевского.

Совокупность всех указанных факторов обусловила создание идейно-политических, теоретических и организационно-практических предпосылок для возникновения и развития психологии спорта в СССР.

На первом этапе развития психологии физического воспитания и спорта в СССР основными центрами разработки ее явились кафедры психологии Центрального института физической культуры (ГЦОЛИФК) и Института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта (ГДОИФК), а также психотехнические отделения Ленинградского (зав. проф. А. К. Борсук) и Центрального (зав. проф. П. А. Рудик) научно-исследовательских институтов физической культуры.

Во время Великой Отечественной войны внимание всех советских психологов, в том числе и психологов спорта, было сосредоточено на разработке практических вопросов помощи армии в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Видное место занимала разработка научно обоснованных путей восстановления функций центральной и периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата раненых на фронте и др., а также восстановление их высших психических функций (гнозиса, праксиса, мышления, речи и др.).

Послевоенные годы — годы интенсивного развития психологии физического воспитания и спорта в нарастающем темпе. Этот период характеризуется прежде всего расширением базы научных исследований благодаря участию в них кафедр педагогики и психологии киевского, грузинского, армянского, литовского, а затем и других институтов физической культуры. Значительно расширилась проблематика исследований. Основные направления ее, говоря обобщенно, включали изучение: психологии личности спортсмена и тренера, общих и специфических для каждого вида спорта психологических особенностей спортивной деятельности, психологических основ обучения и воспитания в спорте, психологии спортивного соревнования, психологических аспектов подготовки и готовности спортсменов к соревнованиям, регуляции и саморегуляции деятельности и состояний спортсменов до, во время и после соревнований, социально-психологических аспектов физического воспитания и спорта, возрастно-психологических особенностей физического воспитания и спорта.

Психология физического воспитания и спорта как специальная отрасль психологической науки входит составной частью в программы Всесоюзных совещаний по психологии, а затем Всесоюзных съездов общества психологов СССР. Традиционными стали специальные Всесоюзные совещания и конференции по психологии спорта. Первое такое совещание по инициативе кафедры психологии ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта было организовано в1956 г. в Ленинграде.

В послевоенные же годы психология спорта становится обязательной составной частью психологического образования студентов институтов физической культуры. Этот курс читают на педагогических, спортивных, заочных факультетах и на факультетах повышения квалификации. Несколько позднее психология спорта вошла в состав дисциплин, обеспечивающих психологическое образование студентов, и на факультетах физического воспитания педагогических вузов и университетов. Психология спорта преподается также и во всех средних физкультурных учебных заведениях.

Широкое и интенсивное развитие психологии физического воспитания и спорта настоятельно требовало обеспечения подготовки научно-педагогических кадров в этой области психологической науки. В1946 г. была создана аспирантура при кафедре психологии ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта.

Психология спорта бурно развивалась и в социалистических странах. Каждая из братских социалистических стран имеет предысторию развития науки, в частности психологии. Однако можно считать, что систематическая активная разработка вопросов психологии спорта и использование результатов специальных исследований в практике спорта относится к пятидесятым годам. Именно в период 1950-1960 гг. в социалистических странах начинают публиковаться работы по психологии физического воспитания и спорта. В это же время зарождаются деловые связи между советскими психологами спорта и психологами спорта социалистических стран. С достаточным основанием можно считать, что в каждой из них в развитии психологии спорта определенное значение имели эти связи.

Советские психологи спорта приглашались во все социалистические страны для чтения курсов и циклов лекций по психологии спорта в вузах, на сборах тренеров, для научных консультаций, на научные конгрессы и симпозиумы, для обмена опытом и др. В некоторые институты физической культуры преподаватели кафедр психологии ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта и ГЦОЛИФК направлялись на длительные сроки для помощи в организации учебной и научной работы, в подготовке спортивных команд.

В свою очередь, психологи спорта социалистических стран участвовали во Всесоюзных конгрессах, конференциях и симпозиумах в нашей стране, направлялись на стажировку при кафедрах психологии ГЦОЛИФК и ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. Для некоторых стран готовились специалисты по психологии спорта через аспирантуру при этих же кафедрах. Еще одним из каналов, по которым идет обмен опытом и взаимной информацией по различным проблемам психологии спорта, является печать: обмен издаваемой. литературой, публикация трудов советских психологов спорта и психологов соцстран в периодической научной и спортивной печати, совместные издания международных сборников работ по психологии спорта.

Можно с полным правом утверждать, что в настоящее время психология физического воспитания и спорта получила широкое развитие как одна из специальных теоретических и прикладных отраслей психологической науки. Психология спорта входит в учебные планы институтов и факультетов физического воспитания и спорта. В некоторых странах существует аспирантура по этой специальности. Во всех странах созданы научные объединения (общества, ассоциации психологии спорта), входящие полноправными членами в ИССП и ФЕПСАК. Есть все основания считать, что психология физического воспитания и спорта будет и дальше развиваться в нарастающем темпе.

Пуни А. Ц. Психология физического воспитания и спорта. - М.: ФиС, 1979. С. 12-17.

Психология спорта изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и соревнований.

Инициатива Пьера де Кубертена и Лозаннский конгресс послужили стимулом к изучению проблем психологии спорта. В период с 1920 по 1940 год их изучение довольно активно велось в Германии, США и других странах. Однако глубокой научной разработки проблемы психологии спорта тогда не получили.

Психология спорта интенсивно развивалась уже после второй мировой войны. Причиной тому послужил бурный рост спортивных достижений во всем мире и повышение престижности спорта. Особенно ярко это проявлялось на олимпийских играх и мировых первенствах по видам спорта.

В 1965 году по инициативе Итальянской федерации спортивной медицины в Риме был организован первый конгресс по психологии спорта. Было создано Международное общество психологии спорта (ИССП). Это стало свидетельством международного признания психологии спорта.

Создание ИССП стимулировало образование региональных объединений психологии спорта. Так, в 1967 году возникло Североамериканские общество психологии спорта, в 1969 – Европейская ассоциация психологии спорта (ФЕПСАК). В разные годы затем организовывались национальные общества спортивной психологии в Канаде, Японии, ФРГ, Англии, Франции, Бразилии, Австралии и других странах.

В настоящее время научная разработка психологии спорта ведется в большинстве стран мира.

Во время Великой Отечественной войны психологи спорта занимались разработкой научно обоснованных путей восстановления функций центральной и периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, а также восстановлением высших психических функций (гнозиса, праксиса, мышления, речи и др.).

В послевоенные годы психология физического воспитания и спорта развивалась очень интенсивно. В этот период расширилась база научных исследований. В них принимали участие кафедры педагогики и психологии целого ряда институтов физической культуры. Расширился круг решаемых проблем. Основные направления исследований включали изучение: психологии личности спортсмена и тренера, психологических особенностей спортивной деятельности, психологических основ обучения и воспитания в спорте. Изучались также психологические аспекты спортивного соревнования, психологические основы подготовки спортсменов к соревнованиям, регуляции и саморегуляции деятельности и состояний спортсменов до, во время и после соревнований. Уделялось внимание также социально-психологическим аспектам физического воспитания и спорта, возрастным психологическим особенностям физического воспитания и спорта.

Психология физического воспитания и спорта как специальная отрасль психологической науки входила в программы Всесоюзных совещаний по психологии, а затем Всесоюзных съездов общества психологов СССР. Традиционными были специальные Всесоюзные совещания и конференции по психологии спорта. Первое такое совещание по инициативе кафедры психологии ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта было организовано в 1956 году в Ленинграде.

Послевоенное развитие психологии физического воспитания и спорта характеризуется большим сближением ее с практикой. Послевоенный период характеризуется также организационным укреплением психологии физического воспитания и спорта. В 1948 году была создана комиссия по психологии спорта при научно-методическом (впоследствии научном) совете Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Она по существу стала органом, объединявшим советских психологов спорта. Психологи спорта всегда играли активную роль в работе Общества психологов СССР. В мае 1987 года впервые в СССР создана Федерация спортивной психологии.

Психология физического воспитания и спорта - это та область психологической науки, которая изучает закономерности прояв­ления, развития и формирования психики человека в специфи­ческих условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельнос­ти.

Основные цели психологии спорта — это изучение психоло­гических закономерностей формирования у отдельных спорт­сменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходи­мых для участия в соревнованиях, и разработка психологичес­ки обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.

Достижение этих целей предполагает решение следующих за­дач:
1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсмена Следует отметить следующие конкретные задачи:
а) психологический анализ соревнований;
б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
в) определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
г) определение совокупности моральных, волевых и других пси­хологических качеств, необходимых спортсмену для успешного выступления на соревнованиях;
д) психологический анализ условий тренировочной деятель­ности и спортивного быта: исследование их влияния на психи­ку спортсмена с целью поиска организационных форм, которые способствуют формированию требуемых психологических качеств.

Задачи психологии физического воспитания и спорта
1. Специфические задачи
а) оптимизировать процесс воспитания человека, учитывая проблемы развития его физических качеств, совершенствования двигательных способностей, а также упрочение и сохранение здоровья;
б) ставить образовательные задачи, предусматривающие сис­темное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними зна­ний.
2. Общепедагогические задачи
а) обеспечить нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание;
б) воспитать волю, позитивные качества характера, положи­тельные эмоции и эстетические потребности личности.

Читайте также: