Просвещение в европе и в россии литература 10 класс конспект

Обновлено: 23.07.2024

Эпоха Просвещения - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли.

Атеизм - простое отсутствие веры в существование любого из богов.

Просвещённый абсолютизм - политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового феодального строя в пользу рыночных отношений.

Правовое государство - государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека.

Конституция — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу и определяет основы политической, правовой и экономической систем государства.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Культура постоянно находится в развитии и движении. Каждое столетие несет за собой нечто новое и ранее неизведанное. Эпоха Просвещения – это один из значимых периодов в развитии культуры конца XVII - середины XVIII веков. Она началась ещё в далеком XVII веке в Англии. Но затем охватила и близлежащие территории – Францию, Россию, Германию.

Новые открытия в естествознании.

Великие просветители Европы и их идеи изменили представление людей и об обществе и о себе. Философы показали, что человек обладает разумом, духовной силой. До появления философии Просвещения ничего подобного тому, о чем писали Вольтер, Дидро или Руссо, произнести вслух едва ли кто-то бы осмелился. За это можно было попасть в руки инквизиции.

Гениальные учёные Николай Коперник и Галилео Галилей еще в начале Нового времени бросили вызов устоявшимся в обществе представлениям о мироздании.

В XVII в. английский учёный Исаак Ньютон сформулировал законы движения, включая закон всемирного тяготения. Но при этом он полагал, что Вселенная сотворена по Божественному плану и замыслу. По его представлениям Вселенная огромный механизм, которая работает по чётко определённым правилам и законам, и остается неизменной со времён сотворения ее Богом.

В XVIII в. было сделано множество важных открытий в различных сферах научного знания. Изобретение телескопа позволило астроному Уильяму Гершелю обнаружить ранее неизвестную планету – Уран, установить, что кольцо Сатурна состоит из двух концентрических частей, а также обнаружить новые спутники Сатурна и Урана.

Французский геолог Жорж Луи Бюффон полагал, что планеты возникли в результате столкновения кометы с Солнцем. Его интересовали вопросы происхождения живой и неживой природы и материалистические воззрения расходились с религиозной картиной мира.

С появлением микроскопа были сделаны важные открытия в биологии. Голландский биолог Антони Ван Левенгук исследовал мир микроорганизмов, а естествоиспытатель Карл Линней предпринял попытку классифицировать животный мир на виды, роды, отряды и классы. Учёный не сомневался в том, что всё живое на Земле создано Богом, а количество видов живых организмов неизменно со дня творения.

Революция в естествознании, произошедшая в XVII – XVIII вв., накопление знаний в области физики, химии и биологии поколебали прежние представления об устройстве мира, основанные на текстах Библии и трудах античных и средневековых авторов. Мир рассматривался как единственный предмет познания. Некоторые мыслители XVIII в. были атеистами, считавшими, что религия – это фантастическое представление о природе и человеке.

Общественные идеи века Просвещения.

В эпоху Просвещения просветители считали, что можно изменить существующий несправедливый общественный порядок, но добиться этого возможно путём борьбы с невежеством и распространения научных знаний. По их мнению, человек, вооружённый знаниями, станет лучше и свободнее, поэтому особую роль отводили науке и относились к ней как к религиозной вере.

Возникла элита, которая с неодобрением смотрела на идею распространения знаний среди простого народа. Французский философ и литератор Вольтер считал, что простой народ предназначен для выполнения физического труда.

Центрами распространения идей Просвещения были Англия и Франция. В Англии культурный и образовательный уровень населения был выше, чем у жителей других европейских стран. Большое влияние на действия властей оказывало общественное мнение, что привело к появлению идеи происхождения государства в результате общественного договора, которую сформулировал философ Джон Локк. По его мнению, если государство покушается на естественные права человека, то народ в целях защиты от, нарушившего общественный договор государства, имеет право поднять восстание. Идеи Локка нашли отражение в характере политического строя Англии.

Французский просветитель Шарль Луи Монтескьё выступил за проведение глубоких преобразований в обществе и был сторонником конституционной монархии, при которой существует разделение властей. Законодательная, исполнительная и судебная власти должны сдерживать и контролировать друг друга. Народ должен участвовать в формировании судебной и законодательной власти, а исполнительную философ предполагал передать монарху. Эти взгляды легли в основу конституционализма, утвердившегося в период Нового времени в странах Западной Европы.

Постепенно господствующими стали представления о том, что идеальными являются правовое государство и гражданское общество, а взаимоотношения между ними должны регламентироваться правовыми нормами. В правовом государстве основным законом является конституция и налажен механизм сдерживания властей от произвола и злоупотреблений.

Между Католической церковью и французскими просветителями и возник острый конфликт. Гольбах, Дидро, Клод Гельвеций были атеистами и не верили в бессмертие души и в сотворение мира Богом. Но они не призывали к свержению существующего строя, так как большинство пользовались поддержкой аристократов, королей и занимали важные государственные должности.

Просвещенный абсолютизм

Революция в естествознании и идеи Просвещения обозначили новый этап в общественном и духовном развитии Запада. Эти изменения стали предпосылками социальных, политических и культурных потрясений, произошедших в конце XVIII в. Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах неодинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Теоретический материал для углубленного изучения:

Тренировочные задания:

1. Расположите в правильной хронологической последовательности:

Правильный ответ:

Разбор задания:

2. Установите соответствие между деятелями Просвещения и их теориями.


На этом уроке мы узнаем, какой была эпоха Просвещения, выясним, чем отличалось русское просвещение от европейского, разберёмся в ключевых особенностях русского классицизма, поймём, что привело к кризису классицизма.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Просвещение в Европе и в России"

Сегодня на уроке мы:

– Узнаем, какой была эпоха Просвещения.

– Выясним, чем отличалось русское просвещение от европейского.

– Разберёмся в ключевых особенностях русского классицизма.

– Поймём, что привело к кризису классицизма.

Любите ж разум вы, пусть он в стихах живет,

Один и цену им и красоту даёт, – написал поэт Никола Буало, один из основоположников французского классицизма. Эти строки можно назвать манифестом XVIII века, который называют эпохой Просвещения.

Когда мы говорим об эпохе Просвещения в Европе, чаще всего вспоминаем Францию. А именно французский классицизм XVIII века. Неудивительно, ведь быстрее всего приходят на память именно французские имена: Никола Буало, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро и Вольтер.


Но и Декарт, и Буало написали свои главные труды ещё в середине XVII века. А родоначальником идеологии эпохи Просвещения часто называют вовсе не француза. А их современника, английского философа Джона Локка.

Так что началом эпохи Просвещения будет правильно считать вторую половину XVII века.

Хотя часть историков думает иначе. Они ведут отсчёт от середины XVIII века, когда культ разума достиг своего апогея. Нет единого мнения и о том, что считать концом эпохи. Одни говорят, что Просвещение умерло вместе с Вольтером, а это 1778 год. Другие связывают закат эпохи с началом наполеоновских войн, а это уже XIX век. Поэтому XVIII столетие – это очень узкие, усреднённые рамки эпохи.

Характер Просвещения в разных странах тоже различался. Английское Просвещение принято считать умеренным, а его отличительной чертой называют религиозность. Это не противоречило культу разума. Считалось, что Бог создал человека, наделив его разумом и свободной волей, а человек с помощью разума может менять мир.

Во Франции просветители были озабочены социальными вопросами. Они бунтовали против власти церкви и спорили о том, каким должно быть идеальное государство. Вольтер, к примеру, отстаивал концепцию просвещённого абсолютизма, а Шарль Монтескьё предлагал разделить власть на законодательную, судебную и исполнительную.

Просветители Германии сосредоточились на философских вопросах человеческой души и мироустройства.

Если Просвещение везде такое разное, то какие идеи были общими для всех стран?

Во-первых, это главенство человеческого разума и вера в то, что человек может изменить мир силой разума. А для того, чтобы мир изменить, его нужно всесторонне изучать.

Вторая базовая идея – это равенство людей и естественное право на свободу и неприкосновенность.

Третья теория получила название теории общественного договора. Смысл её в том, что государство – это результат общественного договора, и создаётся оно, чтобы соблюдать естественные права человека. А вот парламент этим должен заниматься или просвещённый монарх, каждый философ решал для себя по-своему.

В России императрица Екатерина II поддерживала идею просвещённой монархии. Известно, что она была большой поклонницей трудов Монтескьё и активно переписывалась с Вольтером. При Екатерине были основаны знаменитый Эрмитаж, Императорская публичная библиотека, Московский государственный университет и Академия художеств. То есть, получается, что именно монарх был флагманом российского Просвещения. Тогда как в Европе философы и деятели искусства пытались изменить законы общества и государственный строй в соответствии со своими идеями.

Для европейского классицизма свойственно четкое деление жанров на высокие и низкие.

Главный род литературы классицизма в Европе – драма, основной конфликт – борьба долга и чувства, где чувства человека проигрывают общественному долгу. А главной темой был гражданский долг и служение государству.

Вспомним, что русская литература выросла из религиозной древнерусской литературы.

А корни европейской литературы лежат в светской античной. Не было в России и культа человека, который царил в европейской литературе эпохи Возрождения. В России XVI века совершился резкий скачок от духовной литературы к светской. Поэтому классицизм и идеи просветительства в России развивались иначе, чем в Европе.

Например, мы помним, что основной конфликт европейского классицизма – это конфликт личности и государства. Герой должен был пожертвовать личным благом ради исполнения своего общественного долга. Противоречия между чувствами и долгом виделись неразрешимыми, конфликт – предельно острым.

Как мы уже говорили, из-за резкого перехода от религиозной литературы к мирской в России не успел сформироваться культ человека-индивидуалиста. Поэтому конфликт чувства и долга на русской почве потерял свою остроту. В русском классицизме это противоречие не представлялось трагическим, и борьба частного и общественного вполне могла завершиться примирением.

Ещё одна особенность русского классицизма состоит в том, что литераторы не так часто обращались к античности, как их европейские коллеги. Русских просветителей больше интересовала современность. Это было связано с тем, что XVIII век для России стал эпохой перемен. Масштабные преобразования в политике, культуре, науке, промышленности и даже в быту начал Пётр I, который хотел видеть Россию сильным европейским государством. Его реформы продолжила Екатерина II, которая была увлечена трудами европейских мыслителей и понимала необходимость просвещения в России.

Говоря современным языком, науку и образование надо было рекламировать. Получается, что острого конфликта личности и общества у нас нет, зато есть государственный заказ. К тому же, в XVIII веке французский театр находится на пике развития, а вот русское театральное искусство только делает первые шаги. Основой репертуара русского театра как раз и стали трагедии и комедии Сумарокова, ставшего родоначальником русского классицизма.


И поэтому на первый план выходит не драма, как во Франции, а лирика. С помощью од, сатир и басен просвещать оказалось гораздо проще.

Родоначальником оды стал Василий Кириллович Тредиаковский.


Он написал первую русскую оду, дал жанровое определение оды, указал её отличительные признаки и разделил на два вида: хвалебные и нежные оды.

Михаил Васильевич Ломоносов довёл жанр оды до совершенства. Оды Ломоносова прославляют науку и просвещение.

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут.

Кроме того, Ломоносов разработал знаменитую теорию трёх штилей. Согласно этой теории оды нужно было писать только высоким штилем.

В восемнадцатом веке ода была королевой жанров, но сатиры, высмеивающие человеческие пороки, важны так же, как и оды. Отцом русской сатиры называют князя Антиоха Кантемира.

Добродетельный Филарет объясняет Евгению, что все люди равны. Заслуги предков и громкие титулы ничего не значат, если человек своим трудом не добыл себе славы.

Презрев покой, снес ли ты сам труды военны?

Разогнал ли пред собой враги устрашенны?

К безопаству общества расширил ли власти

Нашей рубеж? Суд судя, забыл ли ты страсти?

Облегчил ли тяжкие подати народу?

Приложил ли к царскому что ни есть доходу?

Мы видим, что в сатире показано, каким должен быть добродетельный дворянин. Высмеивая пороки, Кантемир предлагает образец для подражания.

Итак, мы видим, что страна развивается, просвещение идёт полным ходом, но тем не менее, к началу XIX века и классицизм, и идеи Просвещения в России себя исчерпывают. Почему? Есть несколько причин.

Мы уже упомянули, что классицизм как художественный метод перестал удовлетворять деятелей литературы.

Кроме того, были и политические причины. Вслед за европейскими русские классицисты говорили о равенстве людей. Это видно и в сатирах Кантемира, и в словах Сумарокова:
От баб рождённым и от дам

Без исключения всем праотец Адам.

Просвещение стало опасным. Русские монархи боялись повторить судьбу европейских. Но идеи просветительства не исчезли. Можно сказать, что Просвещение сформировало основные темы русской литературы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока будет удобен на уроке литературы для 10 класса в сентябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового, познакомить учащихся с просвещением в Европе и в России. Новые открытия в естествознании.

Общественные идеи века Просвещения. Выявить уровень литературного развития, читательские интересы, литературный кругозор учащихся 10-го класса; охарактеризовать историческое развитие России в XIX в., дать общую характеристику литературы I половины XIX в., выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.

Просвещенный абсолютизм, домашняя работа, итог урока.

Конспект урока по литературе для 10 класса на тему:

Просвещение в Европе и в России

Цель: познакомить учащихся с просвещением в Европе и в России

Задачи – познакомить учащихся с просвещением в Европе и в России. Новые открытия в естествознании.

Общественные идеи века Просвещения. Выявить уровень литературного развития, читательские интересы, литературный кругозор учащихся 10-го класса; охарактеризовать историческое развитие России в XIX в., дать общую характеристику литературы I половины XIX в., выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Классицизм появился в Европе после Возрождения, в XVII (17) веке. На российской культурной почве он стал разрастаться немногим позже – к XVIII (18) веку.

Далее будут подробнее рассмотрены жанры классицизма в литературе.

Каковы особенности классицизма как литературного направления?

В литературе классицизма отражается именно это правило изображения героев. Жизнь реальная, как она есть, не допускалась в литературу в завершенных образах. Она была лишь исходным материалом для создания высокой, рациональной действительности.

2. Как представляли себе классицисты устройство мира и общества? Что считали они главным объектом внимания?

Особенно интересны для читателей и философов жанры классицизма в литературе, которые были выделены в 17-18 веках.

Каков основной пафос литературы классицизма? В каком соотношении находятся разум и чувства в литературе классицизма?

Основной пафос литературных произведений классицизма заключается в изображении человека идеальным, соответствующим высоким нормам. Государственные деятели, тоже имеющие недостатки и низменные страсти, усмиряют их разумом.

Разум и чувства противопоставляются. К эстетическому идеалу классицистов относится герой, который с помощью разума может управлять своими чувствами. Герой в классицизме придерживается высоких нравственных норм.

Жанровым мышлением называют видение мира в свете определенных жанров. Если описываются деяния великих ученых или государственных мужей, произведение считается высоким. Если высмеиваются пороки мелочных людей, жанр является низким. Классицисты смотрели на реальный мир через призму жанров. Это и есть жанровое мышление.

Разные жанры классицизма в литературе способны показать различные стороны видения классицистами реальной жизни.

Охарактеризуйте жанры высокие и низкие на примерах оды, басни. Какие жанры в классицизме считались господствующими, а какие — второстепенными и почему?

Характеристика высоких и низких жанров довольно проста:

· Низкие жанры литературы описывали людей, чей внутренний мир прост и примитивен. Это комедии, эпиграммы, басни.

· Средними считались жанры – послания, элегии, идиллии. Они позволяли приникнуть в суть обыкновенного человека.

· Высокие жанры описывали могучие умы правителей и людей, меняющих историю.

Высокие жанры считались господствующими, поскольку в них раскрывалась суть идеального мира, выдуманного классицистами – мира, в котором торжествует разум. Второстепенными являются низкие жанры. Они созданы для описания существующей действительности. Классицисты не желали, чтобы такие жанры классицизма в литературе господствовали в искусстве, ведь они не подталкивают стремиться к идеалу.

III. Работа по новой теме.

Эпоха Просвещения - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли.

Атеизм - простое отсутствие веры в существование любого из богов.

Просвещённый абсолютизм - политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового феодального строя в пользу рыночных отношений.

Правовое государство - государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека.

Конституция — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу и определяет основы политической, правовой и экономической систем государства.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Культура постоянно находится в развитии и движении. Каждое столетие несет за собой нечто новое и ранее неизведанное. Эпоха Просвещения – это один из значимых периодов в развитии культуры конца XVII - середины XVIII веков. Она началась ещё в далеком XVII веке в Англии. Но затем охватила и близлежащие территории – Францию, Россию, Германию.

Новые открытия в естествознании.

Великие просветители Европы и их идеи изменили представление людей и об обществе и о себе. Философы показали, что человек обладает разумом, духовной силой. До появления философии Просвещения ничего подобного тому, о чем писали Вольтер, Дидро или Руссо, произнести вслух едва ли кто-то бы осмелился. За это можно было попасть в руки инквизиции.

Гениальные учёные Николай Коперник и Галилео Галилей еще в начале Нового времени бросили вызов устоявшимся в обществе представлениям о мироздании.

В XVII в. английский учёный Исаак Ньютон сформулировал законы движения, включая закон всемирного тяготения. Но при этом он полагал, что Вселенная сотворена по Божественному плану и замыслу. По его представлениям Вселенная огромный механизм, которая работает по чётко определённым правилам и законам, и остается неизменной со времён сотворения ее Богом.

В XVIII в. было сделано множество важных открытий в различных сферах научного знания. Изобретение телескопа позволило астроному Уильяму Гершелю обнаружить ранее неизвестную планету – Уран, установить, что кольцо Сатурна состоит из двух концентрических частей, а также обнаружить новые спутники Сатурна и Урана.

Французский геолог Жорж Луи Бюффон полагал, что планеты возникли в результате столкновения кометы с Солнцем. Его интересовали вопросы происхождения живой и неживой природы и материалистические воззрения расходились с религиозной картиной мира.

С появлением микроскопа были сделаны важные открытия в биологии. Голландский биолог Антони Ван Левенгук исследовал мир микроорганизмов, а естествоиспытатель Карл Линней предпринял попытку классифицировать животный мир на виды, роды, отряды и классы. Учёный не сомневался в том, что всё живое на Земле создано Богом, а количество видов живых организмов неизменно со дня творения.

Революция в естествознании, произошедшая в XVII – XVIII вв., накопление знаний в области физики, химии и биологии поколебали прежние представления об устройстве мира, основанные на текстах Библии и трудах античных и средневековых авторов. Мир рассматривался как единственный предмет познания. Некоторые мыслители XVIII в. были атеистами, считавшими, что религия – это фантастическое представление о природе и человеке.

Общественные идеи века Просвещения.

В эпоху Просвещения просветители считали, что можно изменить существующий несправедливый общественный порядок, но добиться этого возможно путём борьбы с невежеством и распространения научных знаний. По их мнению, человек, вооружённый знаниями, станет лучше и свободнее, поэтому особую роль отводили науке и относились к ней как к религиозной вере.

Возникла элита, которая с неодобрением смотрела на идею распространения знаний среди простого народа. Французский философ и литератор Вольтер считал, что простой народ предназначен для выполнения физического труда.

Центрами распространения идей Просвещения были Англия и Франция. В Англии культурный и образовательный уровень населения был выше, чем у жителей других европейских стран. Большое влияние на действия властей оказывало общественное мнение, что привело к появлению идеи происхождения государства в результате общественного договора, которую сформулировал философ Джон Локк. По его мнению, если государство покушается на естественные права человека, то народ в целях защиты от, нарушившего общественный договор государства, имеет право поднять восстание. Идеи Локка нашли отражение в характере политического строя Англии.

Французский просветитель Шарль Луи Монтескьё выступил за проведение глубоких преобразований в обществе и был сторонником конституционной монархии, при которой существует разделение властей. Законодательная, исполнительная и судебная власти должны сдерживать и контролировать друг друга. Народ должен участвовать в формировании судебной и законодательной власти, а исполнительную философ предполагал передать монарху. Эти взгляды легли в основу конституционализма, утвердившегося в период Нового времени в странах Западной Европы.

Постепенно господствующими стали представления о том, что идеальными являются правовое государство и гражданское общество, а взаимоотношения между ними должны регламентироваться правовыми нормами. В правовом государстве основным законом является конституция и налажен механизм сдерживания властей от произвола и злоупотреблений.

Между Католической церковью и французскими просветителями и возник острый конфликт. Гольбах, Дидро, Клод Гельвеций были атеистами и не верили в бессмертие души и в сотворение мира Богом. Но они не призывали к свержению существующего строя, так как большинство пользовались поддержкой аристократов, королей и занимали важные государственные должности.

Просвещенный абсолютизм

Революция в естествознании и идеи Просвещения обозначили новый этап в общественном и духовном развитии Запада. Эти изменения стали предпосылками социальных, политических и культурных потрясений, произошедших в конце XVIII в. Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах неодинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Теоретический материал для углубленного изучения:

Тренировочные задания:

1. Расположите в правильной хронологической последовательности:

· Декларация прав и свобод человека и гражданина.

Правильный ответ:

3. Декларация прав и свобод человека и гражданина.

Разбор задания:

2. Установите соответствие между деятелями Просвещения и их теориями.

Правильный ответ:

Разбор задания:

IV. Закреплени е

1. В чем состоят заслуги классицистов и просветителей перед русской литературой?

Классицисты и просветители привнесли в русскую литературу идею торжества разума над невежеством.

Они разделили слова русского языка по группам – относящиеся к низким, средним и высоким жанрам.

2. Кто из писателей участвовал в реформировании русского стиха и замене силлабической системы стихотворства силлабо-тонической?

Реформацией русского стиха занимался Михаил Васильевич Ломоносов. Именно он и заменил силлабическую систему силлабо-тонической, поскольку понимал, что слова русского языка имеют подвижные ударения.

Фраза означает формирование определенного стиля письма и правил, которые помогают создавать стихи.

Литература эпохи Просвещения привлекает и современных поэтов.

Теория трех штилей разделяет слова на категории:

· Русские общие и старословянские слова;

· Малопонятные старословянские слова

· Разговорные слова, часто употребляемые.

Каждая из этих категорий относилась к определенным жанрам произведений – высокому, среднему или низкому. К примеру:

· Русс. общ. и старосл. слова можно использовать в высоком и среднем жанрах.

· Малопон. – только в высоком.

· Разговорн. – в среднем и низком жанрах.

Эпоха просвещения – это период развития культуры, идеи которой опирались на идеи классицизма. Просветители верили в торжество Разума. Они надеялись на правление просвещенного монарха.

По мнению классицистов, истинный Разум был в головах философов, ученых и мыслителей, которые должны были просвещать правящих монархов.

Можно сказать, что Просвещение – это идеологическое и культурное движение, взывающее к разуму и развитию образования.

5. В чем сходство и различие между классицистами и просветителями?

Просветители, как и классицисты, верили в необходимость донести свет знаний до людей. В этом и заключается сходство.

Различие классицизма и Просвещения состоит в следующих моментах:

· Классицизм – это скорее направление в литературе.

· Просвещение – культурное и идеологическое движение, частью которой стала литература.

Литература эпохи Просвещения показала схожие черты классицизма и нового направления развития поэтической мысли.

6. Какое значение для литературы имел переход от превосходства Разума к первенству Чувств?

7. Чем литературный процесс в России отличался от европейского?

Поскольку классицизм и Просвещение возникли в России в одно время, литературный процесс был в определенном смысле разноплановым. Писатели этой эпохи могли создавать произведения как в классицистическом духе, так и в сентиментальном.

В Европе же это литература развивалась постепенно – от строгого классицизма (идеи торжества разума) к позднему Просвещению (соединение Разума и сердечных побуждений).

8. Какие произведения европейских и русских просветителей вам известны?

Литература Просвещения символизирует эпоху расцвета творческой мысли. Русские классицисты и просветители указали новый путь писателям и поэтам будущих поколений.

Вопросы и задания

  1. В чем состоят заслуги классицистов и просветителей перед русской литературой?

Классицисты и просветители привнесли в русскую литературу идею торжества разума над невежеством.

Они разделили слова русского языка по группам – относящиеся к низким, средним и высоким жанрам.

  1. Кто из писателей участвовал в реформировании русского стиха и замене силлабической системы стихотворства силлабо-тонической?

Реформацией русского стиха занимался Михаил Васильевич Ломоносов. Именно он и заменил силлабическую систему силлабо-тонической, поскольку понимал, что слова русского языка имеют подвижные ударения.


Фраза означает формирование определенного стиля письма и правил, которые помогают создавать стихи.

Литература эпохи Просвещения привлекает и современных поэтов.

Теория трех штилей разделяет слова на категории:

  • Русские общие и старословянские слова;
  • Малопонятные старословянские слова
  • Разговорные слова, часто употребляемые.

Каждая из этих категорий относилась к определенным жанрам произведений – высокому, среднему или низкому. К примеру:

  • Русс. общ. и старосл. слова можно использовать в высоком и среднем жанрах.
  • Малопон. – только в высоком.
  • Разговорн. – в среднем и низком жанрах.

Эпоха просвещения – это период развития культуры, идеи которой опирались на идеи классицизма. Просветители верили в торжество Разума. Они надеялись на правление просвещенного монарха.

По мнению классицистов, истинный Разум был в головах философов, ученых и мыслителей, которые должны были просвещать правящих монархов.

Можно сказать, что Просвещение – это идеологическое и культурное движение, взывающее к разуму и развитию образования.

  1. В чем сходство и различие между классицистами и просветителями?

Просветители, как и классицисты, верили в необходимость донести свет знаний до людей. В этом и заключается сходство.

Различие классицизма и Просвещения состоит в следующих моментах:

  • Классицизм – это скорее направление в литературе.
  • Просвещение – культурное и идеологическое движение, частью которой стала литература.

Литература эпохи Просвещения показала схожие черты классицизма и нового направления развития поэтической мысли.

  1. Какое значение для литературы имел переход от превосходства Разума к первенству Чувств?


  1. Чем литературный процесс в России отличался от европейского?

Поскольку классицизм и Просвещение возникли в России в одно время, литературный процесс был в определенном смысле разноплановым. Писатели этой эпохи могли создавать произведения как в классицистическом духе, так и в сентиментальном.

В Европе же это литература развивалась постепенно – от строгого классицизма (идеи торжества разума) к позднему Просвещению (соединение Разума и сердечных побуждений).

Читайте также: