История фотографии конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Цель: Познакомить учащихся с таким видом искусства, как фотография, познакомить учащихся с историей возникновения фотографии, показать учащимся работы известных фотографов.

Задание для учащихся на уроке: Последовательная работа учащихся в тетрадях под четким руководством учителя. Беседа учащихся с учителем с целью анализа ряда фотографий. Выводы.

Домашнее задание: Принести собственную фотографию на любом электронном носителе на любую тему.

Изучаемые на уроке произведения: 13 фотографий, которые потрясли мир.

Оборудование на уроке: ИКТ.

  • Организационный момент. (2.5 мин.)
  • Вводная беседа по теме: "Фотография". (15 мин.)
  • Анализ фотографий. (15 мин.)
  • Синквейн. (5 мин.)
  • Выводы. (5 мин.)
  • Домашнее задание. (2.5 мин.)

"Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок, посвященный такому виду искусству, как фотография. На доске написана тема урока, откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.

Итак, что же такое фотография. Запишите определение в тетрадь: Фотография (от греческих фото – свет, граф – рисую, пишу) – рисование светом.

Светопись – была открыта не сразу и не одним человеком. В это изобретение вложен труд ученых многих поколений разных стран мира.

Люди давно стремились найти способ получения изображений, который не требовал бы долгого и утомительного труда художника.

С незапамятных времен, например, было замечено, что луч солнца, проникая сквозь небольшое отверстие в темное помещение, оставляет на плоскости световой рисунок предметов внешнего мира. Предметы изображаются в точных пропорциях и цветах, но в уменьшенных, по сравнению с натурой, размерах и в перевернутом виде. Это свойство темной комнаты (или камеры-обскуры) было известно еще древнегреческому мыслителю Аристотелю, жившему в IV веке до нашей эры. Принцип работы камеры-обскуры описал в своих трудах Леонардо да Винчи. (Слайд 1). Презентация

Известно, что еще в XIII веке были изобретены очки. Очковое стекло перекочевало затем в зрительную трубу Галилео Галилея. В России великий ученый М. В. Ломоносов положил начало развитию светосильных труб и оптических приборов.

Пришло время, когда камерой-обскурой стали называть ящик с двояковыпуклой линзой в передней стенке и полупрозрачной бумагой или матовым стеклом в задней стенке. Такой прибор надежно служил для механической зарисовки предметов внешнего мира. Перевернутое изображение достаточно было с помощью зеркала поставить прямо и обвести карандашом на листе бумаги. (Слайд 2)

В середине XVIII века в России, например, имела распространение камера-обскура, носившая название “махина для снимания першпектив”, сделанная в виде походной палатки. С ее помощью были документально запечатлены виды Петербурга, Петергофа, Крондштата и других русских городов. (Слайд 3)

Это была “фотография до фотографии”. Труд рисовальщика был упрощен. Но люди над тем, чтобы полностью механизировать процесс рисования, научиться не только фокусировать “световой рисунок” в камере-обскуре, но и надежно закреплять его на плоскости химическим путем.

Однако если в оптике предпосылки для изобретения светописи сложились много веков назад, то в химии они стали возможными только в 18 веке, когда химия как наука достигла достаточного развития.

Одним из наиболее важных вкладов в создание реальных условий для изобретения способа превращения оптического изображения в химический процесс в светочувствительном слое послужило открытие молодого русского химика-любителя, впоследствии известного государственного деятеля и дипломата, А. П. Бестужева-Рюмина (1693-1766) и немецкого анатома и хирурга И. Г. Шульце (1687-1744). Занимаясь в 1725 году составлением жидких лечебных смесей, Бестужев-Рюмин обнаружил, что под воздействием солнечного света растворы солей железа изменяют цвет. Через два года Шульце также представил доказательства чувствительности к свету солей брома.

Целенаправленную работу по химическому закреплению светового изображения в камере-обскуре ученые и изобретатели разных стран начали только в первой трети XIX века. Наилучших результатов добились теперь известные всему миру французы Жозеф Нисефор Ньепс (1765-1833), Луи-Жак Манде Дагер (1787-1851) и англичанин Вильям Фокс Генри Тальбот (1800-1877). Их принято считать изобретателями фотографии.

Хотя попытки получения фотографического изображения проводились еще в 17 веке, годом изобретения фотографии считается 1839, когда в Париже появилась так называемая дагеротипия. На основе своих собственных исследований и опытов Нисефора Ньепса, французскому изобретателю Луи Дагеру удалось сфотографировать человека и получить устойчивое фотоизображение. По сравнению с более ранними опытами время экспозиции сократилось (менее 1 мин). Принципиальное отличие дагеротипа от современной фотографии – получение позитива, а не негатива, что делало невозможным получение копий.

НЬЕПС (Niepce) Нисефор (полное имя Жозеф Нисефор) (7 марта 1765, Шалон-сюр-Сон, Франция — 5 июля 1833, там же), французский изобретатель, один из создателей фотографии. Впервые (1820-е гг.) нашел способ закрепления изображения, получаемого в камере-обскуре, используя в качестве светочувствительного вещества асфальтовый лак (гелиография). С 1829 сотрудничал с Л. Дагером. (ниепс). Так Ньепс впервые в истории сумел избавиться от услуг художника и зафиксировать точное изображение объекта, “нарисованное” светом. Для этого он первым применил один из материалов, чувствительных к свету — асфальтовый лак. Но при этом использовался ручной труд гравера. Такая гелиогравюра представляла собой лишь начальный этап в изобретении фотографии. Четкость изображения на гелиогравюрах была невелика. Ньепс изобрел диафрагму для исправления дефектов изображения, полученного при открытой линзе камеры-обскуры.

В 1827 Ньепс встретился с Луи Дагером, богатым и процветающим владельцем Парижской диорамы, который предложил ему сотрудничество. И 64-летний Ньепс, больной и нуждающийся в средствах на дальнейшие исследования, в 1829 подписал 10-летний контракт с Дагером для совершенствования открытого Ньепсом метода “фиксирования изображений природы, не обращаясь к помощи художника”, включив в него условие, по которому его сын Исидор станет наследником, если Ньепс умрет раньше истечения срока контракта. Ньепс отослал Дагеру детальное описание своего процесса гелиографии, а также продемонстрировал всю технику выполнения процессов, для чего Дагер специально приезжал в Шалон. В дальнейшем они больше никогда не встречались: каждый из них самостоятельно работал над изобретением.

ТОЛБОТ (Тальбот, Таlbot) Уильям Генри Фокс (1800-1877), английский физик, химик, изобретатель негативно-позитивного процесса в фотографии (калотипии). Занимался также математикой, спектроскопией, астрономией, археологией и лингвистикой. (Табольт). В 1835 Толбот с помощью камеры делал снимки на своей светочувствительной бумаге, пропитанной хлористым серебром. Первым был снимок решетчатого окна его дома. Выдержка длилась в течение часа. Так он получил первый в мире негатив. К нему он прикладывал другой такой же лист бумаги и засвечивал их. Так Толбот сделал позитивный отпечаток. Первые снимки были темными, нечеткими и пятнистыми, а чувствительность его бумаги была очень низкой.

Джон Гершель назвал изобретение Толбота фотографией и пустил в обращение слова "негатив" и "позитив".

В 1840 Толбот изменил и улучшил свой процесс. Это позволило ему делать фотографии за несколько минут. Он назвал свой процесс калотипией (от греч. слов kalos — красивый и typos — отпечаток), впоследствии ему было дано название толботипия. (Слайд 4,5)

ДАГЕР (Daguerre) Луи Жак Манде (18 ноября 1787, Кормей, Франция — 10 июля 1851, Бри сюр Марн), французский художник и изобретатель, один из создателей фотографии. Разработал (используя опыты Н. Ньепса) первый практически пригодный способ фотографии — дагеротипию (1839). (Дагер).

Дагер не изобрел фотографию (это сделал до него Ньепс), но сделал ее действующей и популярной. В 1829 он заключил контракт с Ньепсом о развитии его метода гелиографии. После 1829 и до своей смерти в 1833 Ньепс и его сын Исидор, ставший партнером Дагера после смерти отца, не сумели развить свое изобретение, тогда как Дагер, проводивший свои опыты самостоятельно, продвинулся. Его идея заключалась в том, чтобы получать изображение на полированной поверхности серебряной пластины, пропитанной парами йодида: они делали ее чувствительной к свету. Эту пластину он помещал в камеру-обскуру и подвергал экспозиции, а проявлял парами ртути. (Слайд 6).

В России первые фотографические изображения получил выдающийся русский химик и ботаник, академик Юлий Федорович Фрицше (Fritzsche) (1802 - 1871). Это были фотограммы листьев растений, выполненные по способу Тальбота. (Фрицше). (Слайд 7).

Значительный вклад в достижение фототехники внесли такие ученые, как французы А. Физо, А. Клоде, венгр Й. Петцваль, русский А. Греков, американец С. Морзе и многие, многие другие.

В 1873 году Г. Фогель изготовил ортохроматические пластинки. Позднее были сконструированы объективы-анастигматы. В 1889 году Д. Истмен (основатель фирмы "Кодак") наладил производство целлулоидных пленок. В 1904 году появились первые пластинки для цветной фотографии, выпущенные фирмой "Люмьер".

Фотография наших дней – это и область науки о ней самой и область техники, это методы исследования и документации, это художественное призвание людей, это и различные виды прикладной деятельности.

3) Появление фотографии само по себе изменило мир. Любое событие теперь может оставить свой след в истории. Представляю вам рассказ о 13 снимках, перевернувших наше сознание и в той или иной степени изменивших представление о реальности. (См. приложение).

4) Теперь, ребята вам нужно будет составить по одной из этой фотографии, а именно, по фотографии под названием "Мать переселенцев", Доротея Ланж, 1936 синквейн. Но, для начала, давайте вспомним структуру синквейна:

Слово “синквейн” французское, обозначающее “пять строк”.

При его написании существуют определенные правила.

1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

2. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Итак, ребята, на столе перед вами лежат листочки, которые вы подписываете и начинаете выполнять работу. На это задание вам отводится 5 мин.

Итак, ребята, сегодня вы узнали о еще одном виде искусства, а именно, о "Фотографии". Давайте сделаем выводы, что такое фотография, что нового вы узнали из этого урока? Какие выдающие личности стояли у истоков возникновения фотографии?

Домашнее задание: Ребята, вам нужно будет принести собственную фотографию на любом электронном носителе на любую тему.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему: Введение в фотографию. История фотографии: основные этапы развития фотографии, ее жанры, фотография как искусство, возможности современной фотографии. Основы фотографии.

Конспект урока

ФИО педагога: Добровольская Инна Анатольевна

Дата: 21.09.2016 г.

Должность: педагог дополнительного образования

Оборудование: медиапроектор, компьютер, ватман, ножницы, клей, фломастеры, презентация, материалы для коллажа.

Тема урока: Введение в фотографию. История фотографии: основные этапы развития фотографии, ее жанры, фотография как искусство, возможности современной фотографии. Основы фотографии.

Тип урока: Урок новых знаний

ЦЕЛИ УРОКА: Получение и формирование новых знаний о фотоискусстве, об истории развития фотографии, развитие воображения и интереса к фотоискусству; развитие самостоятельной и творческой деятельности обучающегося; развитие коммуникативных качеств личности.

-воспитания: способствовать формированию эстетического чувства, художественных вкусов, воспитывать эмоциональную отзывчивость;

- научения: актуализировать и упорядочить полученные знания, сформировать чёткое представление о истории возникновения фотографии, о фотоискусстве, сформулировать предназначение и особенности фотографии, показать актуальность полученных знаний.

-развития: способствовать формированию умения различать виды и типы фотоаппаратов, умению анализировать увиденное, способности критического мышления и аргументации своей позиции в отношении задаваемых вопросов, научить не бояться публично выступать. Развить интерес к фотоискусству.

3. Методы обучения: беседа, демонстрация презентации, игра.

4. Основные понятия, изучаемые на уроке: фотография, камера обскура, цветная фотография, цифровая фотография.

5. Основные персоналии изучаемые на уроке: Жозеф Ньепс, Луи́ Жак Манде́ Даге́р, Уильям Тальбот, Джеймс Масквелл.

6. Задания для учащихся на уроке: - выполнить творческое задание – составить коллаж на ватмане об истории фотоискусства.

Структура урока (с указанием продолжительности каждой стадии урока):

1.Организационный момент – 7мин

2. Изучение новой темы – 10 мин

3. Физкультминутка – 2 мин

4. Закрепление знаний – 23 мин

5. Подведение итогов урока – 3 мин.

1.Организация начала занятия (Знакомство с учащимися)

Вначале занятия педагог представляется сам, а затем знакомится с учащимися. Знакомство проходит в форме шуточной игры. Педагог задает вопросы, а те ребята, которые могут ответить на него положительно, должны хлопнуть в ладоши один раз учителю в ответ. Варианты вопросов и приветствий:

Кто из вас умный?

Кто любит ходить в школу?

Кто любит математику?

А кто любит русский язык?

У кого любимый предмет информатика?

Кто из вас красивый?

Кто любит сладкое?

У кого есть братик?

У кого есть сестричка?

Кто любит поспать утром?

2. Изучение новой темы

Цель: получение и формирование новых знаний о фотоискусстве, об истории развития фотографии.

3. Физкультминутка

4. Закрепление новых знаний

Класс делится на две группы. Педагог раздает карточки с заданиями (картинки, которые дети должны расположить на ватмане в виде коллажа). По окончании работы каждая группа защищает свою работу у доски. (Приложение1, приложение 2).

Терминологическая картотека

Фотография - (от греч. фото – свет, граф – рисую, пишу) – рисование светом, светопись – была открыта не сразу и не одним человеком. Возникла в 19 веке.

Камера обскура— (темная комната) прообраз фотоаппарата, простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов.

Цветная фотография - появилась в середине XIX века. Первый устойчивый цветной фотоснимок был сделан в 1861 году Джеймсом Максвеллом по методу трехцветной фотографии (метод цветоделения).

Для получения цветного снимка по этому использовались три фотокамеры с установленными на них цветными светофильтрами (красным, зелёным и синим). Получившиеся снимки позволяли воссоздать при проекции (а позднее, и в печати) цветное изображение.

Цифровая фотография — относительно молодая, но популярная технология, зародившаяся в 1981 году, когда компания Sony выпустила на рынок камеру Sony Mavica с ПЗС-Матрицей, записывающей снимки на диск. Этот аппарат не был цифровым в современном понимании (на диск записывался аналоговый сигнал), однако позволял отказаться от фотоплёнки. Первая полноценная цифровая камера — DCS 100 — была выпущена в 1990 году компанией Kodak.

Принцип работы цифровой камеры заключается в фиксации светового потока матрицей и преобразования этой информации в цифровую форму.

Основные персоналии

Жозеф Ньепс - (7 марта 1765 — 5 июля 1833) —французский изобретатель, наиболее известен как первооткрыватель фотографии.

В 1829 году 64-летний Ньепс был болен. Он и его брат Клод истратили все свои деньги, полученные по наследству, на различного рода изобретения, но ни одно не сделало их богатыми. Гелиография стала основным его занятием, и он отдал ей все свои силы.

Луи́ Жак Манде́ Даге́р - 18 ноября 1787 — 10 июля 1851) — французский художник, химик и изобретатель, один из создателей фотографии.

Разработал (используя опыты Н. Ньепса) первый практически пригодный способ фотографии — дагеротипию (1839) - метод, идея которого заключалась в том, чтобы получать изображение на полированной поверхности серебряной пластины, пропитанной парами йодида: они делали ее чувствительной к свету. Эту пластину он помещал в камеру-обскуру и подвергал экспозиции, а проявлял парами ртути.

Результата он достиг в 1837, после 11 лет опытов. Полученное и проявленное в парах ртути изображение он фиксировал, промывая пластину сильным раствором соли и горячей водой. В 1839 Дагер сократил время экспозиции пластины в камере-обскуре до 30 минут (в то время как при гелиографии Ньепса требовалась экспозиция до 8 часов) и опубликовал свое изобретение, но не оформил патент. В ответ французское правительство назначило ему и сыну Ньепса пожизненные пенсии. Объявление об изобретении Дагера вызвало большую сенсацию. Дагер стад героем дня, на него обрушилась слава, а метод дагеротипии быстро нашел широкое применение. Сам же Дагер удалился от дел.

Уильям Генри Фокс Тальбот - 11 февраля 1800 17 сентября 1877— английский физик и химик, один из изобретателей фотографии.

Изобрёл негативно-позитивный процесс, то есть способ получения на светочувствительном материале негативного изображения, с которого можно получить неограниченное число позитивных копий. В 1835 году создал первый негатив, в качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную нитратом серебра и раствором соли. Он фотографировал окно своей библиотеки изнутри, камерой с оптической линзой, величиной всего 8 см.

В 1841 году Тальбот зарегистрировал патент на негативно-позитивный способ создания фотоснимков. Для съёмки он использует йодо-серебряную бумагу, проявляет с помощью и нитрата серебра. Фиксирует с помощью тиосульфата натрия. Получившийся негатив он опускает в ёмкость с воском, который делает снимок прозрачным. После этого он накладывает прозрачный негатив на чистую йодо-серебряную бумагу, экспонирует и получает позитивную копию после проявления и фиксации.Также открыл эффект Тальбо — самовоспроизведение изображения периодической решетки.

Джеймс Клерк Ма́ксвелл 13 июня 1831, Эдинбург,Шотландия 5 ноября 1879, Кембридж, Англия британский физик и математик, изобритатель

5. Подведение итогов урока

Дерево: каждый ребенок, подходя к доске выбирает яблоко соответствующего цвета (красное – мне понравилось, я все понял, желтое – мне понравилось, но не все понял, синее – мне не понравилось).

- Итак, с чего же всё начиналось?

- О химических свойствах солнечного света люди знали очень давно. Ещё в древности любой человек мог сказать, что солнечные лучи делают цвет кожи более тёмным, догадывались о воздействии света на искрение драгоценных камней.

По- настоящему применять первый аналог фотографии стали ещё в X в. н.э.

Пришло время, когда камерой-обскурой стали называть ящик с двояковыпуклой линзой в передней стенке и полупрозрачной бумагой или матовым стеклом в задней стенке. Такой прибор надежно служил для механической зарисовки предметов внешнего мира. Перевернутое изображение достаточно было с помощью зеркала поставить прямо и обвести карандашом на листе бумаги.


Фотографию, и сам способ её создания, всегда называли убийцей изобразительного искусства. Однако считается, что принципы фотографии широко использовались художниками Ренессанса – Леонардо Да Винчи, Микеланджело и другими. В середине XVI столетия итальянский ученый Джованни Баттиста делла Порта, написал эссе о том, как можно использовать камеру-обскуру чтобы облегчить рисование. Он проецировал изображение людей, стоящих снаружи камеры-обскуры на холст внутри неё (камера-обскура в данном случае была большой комнатой) и затем рисовал по полученному изображению или копировал его.

Процесс использования камеры-обскуры выглядел очень странным и пугающим для людей в те далекие времена и Джованни Баттиста вынужден был отказаться от своей идеи после того, как его арестовали по обвинению в колдовстве.

Рисунок изображает работу в камере-обскуре как это выглядело в то время. ( рисунок)

Если вы пожелаете создать камеру-обскуру – в сети можно найти массу примеров и советов как это сделать.

Главной предпосылкой и успешной попыткой к первой фотографии можно назвать доказательство Иоганном Генрихом Шульцем в 1725 году того, что именно свет, а не тепло, заставляет серебряную соль становиться тёмной. Сделал он это случайно: пытаясь создать светящееся вещество, он перемешал мел с азотной кислотой, и c небольшой долей растворённого серебра. Он заметил, что под влиянием солнечных лучей белый раствор темнеет.

Это натолкнуло учёного на ещё один эксперимент: он попытался получить изображение букв и цифр, вырезая их на бумаге и прикладывая к освещаемой стороне сосуда. Изображение он получил, но у него даже мыслей не было о его сохранении. На основе работ Шульца, учёный Гротгус установил, что поглощение и излучение света происходит под влиянием температуры.

Спустя несколько лет, в 1839 году ещё один француз Луи-Жак Дагер опубликовал новый материал для получения фотографий: медные пластины, покрытые серебром. После этого, пластину обдавали парами йода, из-за чего создавался слой светочувствительного йодида серебра. Именно он был ключевым для будущей фотографии. Этот процесс называется дагерротипия.

В 1838 Луи Дагер сделал первую фотографию другого человека.


Фотография Boulevard du Temple показывает оживленную улицу, которая выглядит пустынной (выдержка 10 минут, и потому движение незаметно), за исключением одного человека в левой нижней части фотографии (видно при увеличении).

А вот первое селфи — автопортрет Роберта Корнелиуса, 1839 год.



Посмотрите на первую панорамную фотографию.

Этот вид Сан-Франциско 1851 года был сделан на пяти пластинах дагерротипа. Считается, что изначально панорама имела 11 пластин, но оригинальные дагерротипы были утеряны.

Одна из первых зафиксированных свадебных фотографий в мире. 1854 год, 10 февраля.

В 1858 году Генри Пич Робинсон выполнил первый фотомонтаж, сведя несколько негативов в одно изображение.


Эта первая и самая известная скомбинированная фотография называлась Fading Away — она состоит из пяти негативов. Изображена смерть девочки от туберкулеза. Работа вызвала массу споров.

В 1861 году Джеймс Клерк Максвелл, шотландский математик и физик-теоретик, получил первую цветную фотографию. Фотографические пластины, использованные в процессе, теперь хранятся в доме, где Максвелл родился (ныне это музей), — на Индиа-стрит, 14 в Эдинбурге.


В 1875г появился первый автопортрет. Знаменитый американский фотограф Мэттью Брэди был первым человеком, который сфотографировал самого себя, т.е. сделал автопортрет.



Знаменитая Box Brownie.

1903 — появилась первая фотография, сделанная с воздуха


Первыми воздушными фотографами были птицы. В 1903 году Юлиус Нойброннер соединил камеру и таймер и прикрепил ее к шее голубя. Это изобретение взяли на заметку в немецкой армии и использовали для военной разведки.

Первая цветная фотография в России.


-Ребята, как вы думаете, когда появились первые 3D фотографии?

Первые 3D фотографии пришли в жизнь в 1920-е годы.


Сегодня эти снимки преобразовали в gif-изображения и получили настоящий и привычный эффект 3D.

В 1920-х годах компания Cavenders, продающая сигареты, искала способ повысить продажи. Чтобы сделать упаковку более привлекательной, она обратилась к знакомому фотографу Дердену Холмсу с просьбой придумать что-нибудь цепляющее взгляд.

Фотограф предложил необычную идею: напечатать на пачках сигарет по два снимка рядом друг с другом, один — для левого глаза, другой — для правого. При этом изображение на одном снимке было чуть-чуть смещено в сторону, и при взгляде на снимки создавалось ощущение глубины фотографии, эффекта 3D.

В 1926г появилась первая цветная подводная фотография. Она была сделана в Мексиканском заливе доктором Уильямом Лонгли и штатным фотографом National Geographic Чарльзом Мартином.


В 1946г был создан первый снимок из космоса


24 октября 1946 года 35-миллиметровая камера, размещенная на ракете V-2, сделала снимок с высоты 105 км над Землей.

Первая в мире цифровая фотография была сделана в 1957 году Расселом Киршем. На самом деле это обычная оцифрованная при помощи сканера фотография. На ней изображен сын Рассела Кирша, снимок имел разрешение 176×176.


В 1972г — первая фотография полностью освещенной Земли,


Первый 3D-портрет президента, 2014 год


Компьютерные эксперты из Смитсоновского института и Института креативных технологий напечатали портрет Барака Обамы на 3D-принтере в декабре 2014 года.

- Ребята, как вы оцениваете историю появления фотографии? (ответы детей) Да, нам сейчас сложно представить первые фото в реальности. Сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшое видео о первых 10 фотографиях. Вы закрепите в своей памяти то, что я вам уже рассказала и кое-что новое узнаете. (просмотр видео)

- А теперь давайте проведём небольшую викторину по данной теме.

3. Какому древнегреческому мыслителю было известно свойство тёмной комнаты, в последствии называемой камерой-обскуры? (Аристотель)

4. Какими художниками использовались принципы фотографии? (Леонардо Да Винчи, Микеладжело и др.)

5. Кем было получено первое в мире изображение? Варианты ответа: Иоганном Шульцем, Жозефом Ньепсом или Луи- Жак Дагером?

6. Кто сделала первую фотографию другого человека? (Луи Дагер, Жозеф Ньепс или Роберт Конелиус)

7. Через сколько лет от даты свадьбы была сделана фотография с героями этой свадьбы? (14 лет) Кем были герои этого фото? (Королева Великобритании Виктория и принц Альберт)

8. В 1861г Джеймс Клерк Максвелл получил первую цветную фотографию. Жителем какой страны был этот учёный? (Шотландия)

9. Кем были первые воздушные фотографы? (голуби)

10. Кто был изображён на первой цветной российской фотографии? (Л.Н. Толстой)

Тема урока – Художественная фотография

- Давайте посмотрим фильм о работе фотографа. Но прежде попытайтесь сами ответить на вопрос: какими качествами должен обладать фотограф?

Просмотр видео о работе фотографа для журнала National Geografic


Иллюстрация – свеча и ее перевернутое отражение.


В 1839 году Луи Дагер доложил Парижской академии об изобретенном им способе фотографирования (дагерротипии). С тех пор этот день – 7 января 1939 года – официально считается днем рождения фотографии.
- У дагерротипа был существенный недостаток. Именно он помешал развивать фотографию в том направлении, которое предложил Дагер. Какой? (Чем отличается от фотографии на бумаге? В чем сходство?) На этот вопрос вы сможете ответить после просмотра видеофрагмента.

Видеофильм “Дагерротипия”.

Комментарий к фильму.
Этапы процесса Дагера были следующими:
Тонкий лист серебра припаивался к толстому листу меди.
Серебряная поверхность полировалась до блеска.
Серебряная пластина пропитывалась парами йодида и становилась чувствительной к свету.
Подготовленная пластина помещалась в темноте в камеру.
Камера устанавливалась на треногу, выносилась на улицу и направлялась на любой предмет, освещенный солнцем.
Объектив открывался на время от 15 до 30 минут.
Скрытое изображение проявлялось и закреплялось в следующем порядке: Пластина помещалась в небольшую кабину под углом 45 градусов над контейнером с ртутью, которую спиртовая лампа нагревала до 150 градусов (по Фаренгейту). За пластиной велось внимательное наблюдение до тех пор, пока изображение не становилось видимым благодаря проникновению частиц ртути на экспонированную часть серебра.
Пластина помещалась в холодную воду, чтобы поверхность стала твердой.
Пластина помещалась в раствор обыкновенной соли (после 1839 года заменена гипосульфитом натрия — фиксирующим элементом, открытым Джоном Гершелем и немедленно взятым для использования Дагером).
Затем пластина тщательно промывалась, чтобы прекратилось действие фиксажа. В результате получалась единственная фотография, позитив. Видеть ее можно было только при определенном освещении — под прямыми лучами солнца она становилась просто блестящей пластинкой металла. Изображение получалось зеркальным.
Невозможно было сделать несколько таких пластинок или напечатать неограниченное количество экземпляров, как можно напечатать позитивы с одного негатива.
Ответ на вопрос к фильму. Изображение существовало только в одном экземпляре. Его невозможно было тиражировать. Почему? Выполнялось на пластине. Еще один недостаток – должно было пройти достаточно много времени, пока изображение было готово. Плюс долгий процесс его обработки и дороговизна серебра.
Фотографический принцип негатив-позитив был изобретен Фоксом Тальботом 1841 г..
Через два года после доклада Дагера свой патент зарегистрировал англичанин Фокс Тальбот. Тальботу удалось получить изображение на бумаге. И хотя первый отпечаток имел размеры всего один квадратный дюйм, с этого времени основным стал негативно-позитивный способ получения фото.
Цветная фотография возникла только в конце 19 века.
На протяжении всего 20 века техника фотографии постоянно совершенствовалась. И цифровая фотография, которая возникла в 1981 году и активно развивается в последние годы, пока не смогла его заменить.

Фотография и живопись

Анализ двух изображений – “Лавра” украинского художника Юрия Химича (на илл. слева) и фото Киево-Печерской Лавры 1890-х годов (на илл. справа) (беседа с учениками).

художня культура

Вывод – художественный образ создан и в одном, и в другом случае. Но смысл – разный. Художник изменил размеры и расположение объектов, отчего между ними возникла тесная связь, неразрывное единство, гармоничная связь двух архитектурных сооружений. Все изображение может символизировать силу православной веры, непрерывность христианской традиции, а вертикальный формат картины - подчеркивать устремленность к Богу молитв верующих, собравшихся в храме. Ритмичное повторение архитектурных элементов, их соразмерность ассоциируется с ритмом церковной службы, а крупная брусчатка на первом плане картины, данная в сильном перспективном сокращении, как бы ведет нас в храм.
Фотография же Лавры ценна, во-первых, правдивостью изображения храма, выбранная фотографом композиция подчеркивает материальность и весомость зданий, а фоновые облака вносят динамику, создавая впечатление движения. Объединяют фотографа и художника не только средства художественной выразительности. Что является главным и в картине, и в снимке? Идея, смысл, воплощение личностного видения изображаемого.

Анализ фотографии Киево-Печерской Лавры 1890-х годов и современного моментального снимка Лавры (иллюстрация)
.

художня культура

- Может ли фотография изменить мир?

Пример – Просмотр слайд-шоу «Природа Дикого Запада и Крыма)

Или в качестве примера можно показать слайд-шоу "Джазовый фестиваль в Коктебеле":

Примечание 1. Ученики в процессе урока должны записать в свои тетради значение слова "фотография" - "писать светом", основные имена и даты, названия жанров фотографии, главное качество фотографии - документальность и, по возможности, законспектировать ключевые слова по ходу урока.
Примечание 2. Из-за нехватки времени лучше показать не семь снимков, которые изменили мир, а три и вступительную беседу сделать как можно более лаконичной.

Дополнительные видеофрагменты,

которые не вошли в урок, но тоже могут быть использованы в теме "Художественная фотография":

1. Фрагмент советского фильма "Зигзаг удачи". Работа фотоателье: съемка, композиция, печать, ретушь:

2. Эксперимент с лошадью (оказалось, что художник Дега неправильно изобразил скачущую лошадь. Она не может одновременно оторвать все четыре копыта от земли. Было сделано 24 кадра в секунду на ипподроме на фоне белой стены. Были натянуты тонкие нити, которые скачущая лошадь разрывала, тем самым приводя затвор аппаратов в движение:

Читайте также: