Конспект урока по русскому языку 6 класс сочинение по картине герасимова после дождя

Обновлено: 07.07.2024

Организационный момент. Цели и тема урока.

-Как вы думаете, при описании картины, какой тип речи используется?

-Какие типы речи вы знаете ещё?

-А что можно описывать?

-Ребята, мы будем описывать картину, то есть произведение искусства. В

изобразительном искусстве есть свои жанры. Я знаю, что с некоторыми из них вы

знакомились на уроках рисования.

-Какие жанры живописи вы знаете? Чем один из них отличается от другого?

Знакомство с художником и его картиной.

-Картину, которую мы будем описывать, принадлежит кисти A.M. Герасимова.

Александр Михайлович Герасимов (1881-1963) - живописец, художник театра,

архитектор. A . M . Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск),

учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист,

мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ

СССР, доктор искусствоведения. Он нарисовал много картин, но ту, которую будем

описывать, называют лучшим творением художника.

Художник вспоминал: « Я сделал этюд в два часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг. От свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять или добавлять, - настолько было прекрасно всё, что находилось -Вот перед вами семейный портрет, который художник рисовал до начала дождя.

Беседа по картине.

- Что изображено на картине? К какому жанру вы отнесете картину A.M. Герасимова? -Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя?

- У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел?

-К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение? Как вы думаете, почему терраса изображена не полностью? Смог ли художник передать на картине свой восторг от происходящего обновления в природе?

Работа над фрагментами

-Ребята, чтобы нам лучше проанализировать работу художника, мы разобьем её на части. Части картины называются фрагментами.

Внимательно рассмотрите данный фрагмент картины.

•Найдите приметы только что прошедшего ливня.

• Какие еще части картины можно представить в виде отдельных фрагментов?

В учебнике, на странице 178, авторы уже раздели на фрагменты данную картину, но они

забыли ещё два фрагмента, которые тоже очень важны для восприятия.

-Посмотрите, анализируемую картину можно разделить на 4 части. Какие фрагменты

Известно, что у любой картины есть задний и передний план, то есть то, что мы видим

впереди и по центру и то, что видим сзади.

-Ребята, а что мы видим на заднем плане?

-Что мы видим на переднем плане?

- Как выглядит терраса после дождя?

-Каким настроением пронизана картина и как оно отражено в цветовой гамме?

-Посмотрите, на экран, я постаралась выразить вам цветовую гамму картины.

-Какие цвета преобладают в картине? Почему?

-Ребята, три слова для запоминания: терраса, перила, графин. В сочинении по картине, как

и в любом сочинении, должно быть три части. Составьте трёхчастный план сочинения. 1.

1. Природа после дождя. 2. На мокрой террасе. 3. В саду.

-Придумайте варианты вступления сочинения.

Прошла гроза, и всё вокруг ожило. Дождь только что прошёл, и выглянуло солнце. На картине изображены терраса и сад после дождя.

- Давайте продумаем переходы (мостики) от одной части к другой. Запишем в тетрадь варианты.

• А как хорошо на террасе после дождя.

• Солнечный луч заглянул на террасу.

• Терраса тоже влажная от дождя.

• Мы выглядываем в сад. Какой аромат доносится из сада.

-Ребята, очень часто вы допускаете такую речевую ошибку: вы повторяете в каждом предложении одно и то же слово, не подбирая синонимов. Давайте подберём синонимы к трём словам, которые вы непременно будете использовать в сочинении: картина, художник, нарисовал.

• Картина - полотно, пейзаж.

• Художник - живописец, пейзажист.

• Нарисовал -изобразил, показал.

-Давайте посмотрим теперь, как природа после дождя описывается в произведениях литературы. Я сейчас вам прочитаю отрывок из стихотворения Александра Яшина «После

Дождик прошел по садовой дорожке.

Капли на ветках висят, как сережки.

Тронешь березку - она встрепенется

И засмеется. До слез засмеется.

Дождь прошуршал по широкому лугу.

Далее цветы удивились друг другу:

В чашечках листьев, на каждой травинке

По огонечку, по серебринке.

-Что общего в картине Александра Герасимова и в стихотворении Александра Яшина?

-Какой художественный прием использует поэт?

-Давайте я вам помогу. Посмотрите, какие я придумала олицетворения, на мой взгляд, они очень подходят для вашего сочинения. Запишите понравившиеся олицетворения, вы их можете использовать в своей работе.

• внезапно налетел порывистый ветер

• ветер сорвал лепестки и рассыпал их по столу

• ветер опрокинул стакан на столе

• всё в саду зашумело и застонало

• деревья низко гнулись к земле

• сквозь слёзы заулыбался сад

• весело зашептала листва

-Теперь я хочу вам предложить такое задание. Мы записали план будущего сочинения. На

экране словосочетания, которые вы можете использовать в своей работе. Распределите

данные словосочетания по микротемам.

Мокрые доски пола, тяжёлые дождевые капли, солнечная зелень кустов, щедрый летний

ливень, кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет, круглый стол на резных ножках,

букет цветов в кувшине, часть террасы, перила, угол дома, тени на полу, блеск мокрого

пола, крыша сарая в саду, виднеется сквозь ветки кустов, густые цветущие кусты во

-Следующая работа - работа с текстом. Перед вами отрывок из сочинения. Вам необходимо вставить слова, которые я убрала из текста.

Только что прошёл сильный летний дождь. Он оставил свои следы всюду и на всём. Но выглянуло солнце, и всё ожило. Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет. А как хорошо на террасе после дождя. Здесь всё пропитано влагой: перила, скамья, пол и крышка стола. На всех предметах ещё много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже капли дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, что дождь был сильный. Пропитались влагой кусты и деревья в саду. На мокрых ветвях блестит свежая, умытая ливнем листва.

-Теперь проверьте свои записи. Возьмите листок и набросайте сначала сочинение на нём, затем аккуратно перепишите в тетрадь.

Похожие документы:

Приказ от г. № Рабочая программа по русскому языку для 5 9 классов на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса на 2010-2011 учебный год

Рабочая программа по русскому языку 6 класс

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 6 классе.

Учитель Камышенкова Людмила Евгеньевна.

МАОУ СОШ №30 г. Тамбова

Тип урока: Урок развития речи в классе, где имеются дети, изучающие русский как неродной.

-развивать речь обучающихся, логическое мышление, коммуникативные навыки;

- развивать речевую культуру, бережное отношение к родному языку, сохранению чистоты языка ;

-научиться собирать материал к сочинению , обогащать словарный запас ;

-расширять объём используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств;

-совершенствовать виды устной и письменной речевой деятельности (говорение, письмо).

Планируемые результаты обучения (УУД)

Познавательные:

знать языковые возможности и использовать их для выражения своих мыслей, чувств, уметь ставить и решать проблемы.

Регулятивные: уметь ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку.

Коммуникативные: уметь работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владеть разными формами речи.

Личностные: о сознавать значимость русского языка в самоопределении, уважать личность человека, воспитывать нравственные качества.

Справка . В классе, где обучаются дети, для которых русский язык является неродным, успешно применяю технологию дифференцированного обучения . Она предполагает осуществление познавательной деятельности обучающихся с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов, поощряя их реализовывать свой творческий потенциал. На уроке формирую 2-3 группы: группа А - базовый уровень(слабые в учёбе дети и дети, изучающие русский как неродной ): группа Б – продвинутый уровень; группа С – углубленный уровень. На предложенном уроке педагогические задачи решались с использованием коллективного и дифференцированного обучения (группа А и группа Б)

Организационный этап .

Целеполагание. Мотивация. Ребята! Сегодня мы открываем выставку одной картины и объявляем конкурс на лучшего экскурсовода нашей выставки. - Как вы думаете, каким должен быть хороший экскурсовод? (наблюдательным, правильно и красиво говорить, находить нужные слова, любить живопись).

– Определите цель нашего урока (будем учиться красиво и правильно описывать картину, записывать, а потом произносить полученный текст-описание картины).

3. Знакомство с художником и его картиной

Сестра Герасимова в своих воспоминаниях описывала процесс создания картины: в тот день начался сильный летний ливень. После него все вокруг выглядело по-особенному живописно и свежо - вода, переливаясь красками на солнце, сверкала на полу веранды, листве и дорожках; над деревьями просматривалось безоблачное вымытое дождем небо. Восхищенный открывшимся видом мастер схватил палитру и встал за мольберт. За считанные часы он написал живописнейшее полотно, ставшее одним из самых удачных его творений. После, выставляя картину на различных вернисажах наряду с другими своими работами, Герасимов не без удивления отмечал, что именно она пользовалась особым вниманием у зрителей.

Чем же так привлекательно это легкое поэтичное произведение для обычного зрителя?

hello_html_m360e4705.jpg

Рассматривание картины.

4 . Беседа по картине (вовлечение учащихся в устную речевую деятельность) :

- Как называется картина? Почему?

- Что находится на переднем плане? Опишите предметы, находящиеся на террасе.

- Что находится на заднем плане картины?

- Какие краски использовал художник для создания картины?

- Подберите прилагательные, описывающие воздух после дождя.

- Каким настроением пронизана картина?

-Чем же так привлекательно произведение для нас?

5. Собирание рабочих материалов (обогащение лексического запаса, работа над произношением слов)

1ряд - существительные

2 ряд – прилагательные ;

3 ряд – глаголы.

5.2. Запись этих слов на доске и в тетрадях .

Группа Б . Образование с записанными словами словосочетаний по микротемам.

Освещены солнечным светом, привлекает внимание, на переднем (заднем плане), нежные неброские тона, мокрый пол террасы, омытая дождем, перевёрнутый стакан, порывы ветра , тяжёлые дождевые капли, солнечная зелень кустов, щедрый летний ливень, кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет, круглый стол на резных ножках, выглянуло солнышко, букет цветов в кувшине, часть террасы, перила, угол дома, тени на полу, блеск мокрого пола, крыша сарая в саду, виднеется сквозь ветки кустов, густые цветущие кусты во дворе …и др.

Группа А. Работа с текстом. Лексическая работа. Перед учащимися отрывок из сочинения-описания. Им необходимо вставить в тексте пропущенные слова, использовать слова для справок

Прочитать по очереди вслух . Только что прошёл… дождь. Но выглянуло солнце, и всё ожило. Кругом… блеск, …свет. А как хорошо на …террасе после дождя! Здесь всё пропитано влагой:…, …, …. На всех предметах ещё много воды. В стеклянном кувшине стоят … розы, на них тоже капли дождя. А рядом лежит… стакан: видно, что дождь был …. Пропитались влагой … кусты и …деревья в саду. На …ветвях блестит …, умытая ливнем листва.

Слова для справок : сильный, летний, влажный, неяркий, солнечный, перила, скамья, пол и крышка стола, опрокинутый, сильный, красивый, свежий, мокрый, сырой, густой, частый.

5.3. Работа с синонимами , которые учащиеся непременно будут использовать в сочинении: картина, художник, нарисовал (проговаривают, записывают)

• Картина - полотно, пейзаж.

• Художник - живописец, пейзажист.

• Нарисовал - изобразил, показал.

6. Словарно-орфографическая работа .

Слова для запоминания ( запись в словарик): терраса, перила; синонимы: мокрый, влажный, сырой; густой, частый, плотный; исчезать, пропадать, теряться.

Физкультминутка

7 . Работа над планом сочинения (развитие творческого воображения, логического мышления).

Группа Б. (формулирует пункты сложного плана)

II . Основная часть .

1. Мокрая терраса и предметы, находящиеся на ней.

2. Сад после дождя.

III . Заключение . Мое впечатление о картине.

Группа А . (составляет план по предложенным пунктам в логической последовательности)

1. Сад после дождя

3. Мое впечатление о картине.

4. Мокрая терраса и предметы, находящиеся на ней.

8. Работа над созданием текста

Группа Б . Устное описание картины (по плану)

Группа А. Устное описание картины по плану в микрогруппе (проговаривание предложений, микротем, полного текста сочинения ).

9. Создание письменного текста ( чернового варианта сочинения), формирование умения пользоваться языковыми средствами русского языка в письменной речи.

Тема : « Подготовка к сочинению п о картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая

развивающие : разви вать у стную и пи сьме нную связную речь, творческие способности и

эмоциональную сфер у , и н терес к живописи, расширять словарный запас, формировать

воспитательные : воспитывать чувство любви к природе, родному краю.

Формы организации познавательной дея тельности: инди в идуальная, фронтальная,

- Сегодня у нас не обычный у рок , а у рок - мас терская. Представьте себе, что вы

находитесь в мастерской х у дожника. Что здесь можно увидеть? Мольберт, краски, эскизы,

холсты… С их п омощ ь ю х у дожник - мас тер создаёт картин у , настоящее ч у до, которое

живёт и радует нас веками. Мы с ва ми сегодня тоже попробуем себя в роли мастера , а

2. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей. Индукция.

- Нравится ли вам л етний дождь? Представьте, что вы вышли посл е грозы на у лиц у .

Что вы у видели? Что ощутили? (Обмен впечатлениями.) А вот что увидел х удожник А. М.

- Вам интересно узнать о художнике и о том, как появилась эта картина ?

Художник А. М. Герасимов долгое врем я жил в Москве и был кремлёвским

живописцем: писал картины вождей Сталина, Ленина, дру гих руководителей страны. Но

вскоре он переезжает в родн ой город Коз лов (сейчас эт о город Ми чу ри нск Тамбовской

области). Он очень любил свой дом, са д. Особенно ему нравилось наблюда ть за п риро дой

во время дождя или после него. Его сестра вспоминала, что однажды его потряс вид их

сада после сильного летнего ливн я. Ху дожн ик закричал своем у помощник у , чтобы тот

которую Герасимов считал одной из лу чших своих полотен.

- Х у дожн ик работает с помощью красок, а мы б у дем в нашей мастерской работать с

помощью слова. Скажите, а что можно прид умать из слов? Правильно. Словосочетания,

предложения, текст. А какой текст можно сос тавить о картине? (Рассказ, сочинение . )

Сформулируйте тем у урока. («Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова

- Что, по - вашему, значит - написать сочинение по картине?

- Понять замысел художника. Проследить, как х у дожник осуществил свой замысел в

картине (ком п озиция, цветовая гамма ) . Передать свое отношение к изображенному н а

- Нужно с обрать необходимые слова, словосочетания, предложения, чтобы получился

хороший текст; составить план сочинения. Тогда нам легч е будет написать его.

- Вот вы и сказали задачи нашего урока. Скажите, а зачем мы сели группами?

- Мы будем работать вместе, слушать друг дру г а и помогать друг другу.

- Правильно. Но не спешите взять се бе чужое, может быть, ваш вариант т оже хороший,

Выделите ключевые с лова в названии картины. Запишите их в столбик . Дождь,

толковом словаре. (Летняя от крытая (без стен) пристройка к дому , зданию. ) Обратите

- Террасы строят в средней полос е России, на юге, у н а с же, на севере, рядом с домам и

чего н у жно их подобрать? Чтобы избежать повторов. Подберите прилагательные к

предложения, с помощью которых буде м составлять текст.

- Какое впечатление произ ве ла к артина ? Можно использовать написанные слова и

составить 1- 2 предложе ния. Запишите их в тетради. (Только что прошёл летний дождь. На

мокрой террасе всё блестит.) Чтение вслу х предложени й.

- Что вам в первую очередь бросилось в глаза, когда вы посмотрели на картину ?

(Терраса . ) Значит, как лу чш е описать картину ? (Сначала передний план, а потом задний

- О чём ещё мы говорим, когда описываем картину х у дожника? (О красках, к оторые

- А для чего создаются картины? (Ху дожник своей картиной х очет сказать о том, как

красива н а ша земля. Мы, зрители, наслаждаемся создан ными образами, проникаемся

- Правильно. Значит, в сочинении нужно ещё и выразить своё настроение.

8. Рассматривание переднего плана. Деконструкция и социализация.

- Прист у пи м к работе над карти но й. Что вы видите на п ере днем п л ане? Запишите в

столбик, каки е предметы види те. Как только напишете, обме няйтесь мнениями в группе.

- Подберите прилагательные или глаголы к написанным с у ществитель ным. (Учащиеся

обмениваются материалом внутри группы и дополняют свои записи.)

- Выберите наиболее подробн у ю запись и прочитайте вслу х . Можете допо лнить свои

- Попробуйте решить в гр у ппе, в какой последовательности будете описывать передний

план. Для этого рядом со словами поставьте ц ифры. (В тетради может быть примерно

- Правописание каких слов вы звало затр у днени е ? Посмотрите в орфографических

9. Рассматривание заднего плана. Деконструкция и социализация.

- Какие краски и с пользовал художник? Запишите в тетради. Выскажитесь в группе и

- Как автор картины показал с помощью красок, что всё мокро и сыро?

Цвет в картине имеет большое значение. Художник с п омощью цвета создает образ ,

передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы види м

неяркие, спокойные краски: све тло - з е лёную и тёмно - зелёну ю гамму, розовато - жёлтые ,

бордовый тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех

- А ч то вы можете сказать о х у дожни ке – а вторе картины? (Он очень любит свой сад,

родную природу. Ему нравится изображать изменения в природе.)

- Ещё раз внимательн о посмотрите на картину. Нравится ли вам она ? Чем? Какое

настроение она создаёт? Ваши ощуще ния? Зап ишите 1 - 2 предложения.

- Как бу де м ра сполагать материал, который ва ми собран? Составьте свой план. За тем

обсудите их в гру п пе и выделите лучшие. Прочитайте их вслу х . (Может быть примерно

- Ск ажите, можем ли мы теперь со с тавить текст? Составьте свой текст, оп ираясь на

имеющийся материал. Затем п рочитайте его в гру ппе. Обс у дите. Решите, чьи тексты

удачнее. Мы их с удовольствием послушаем . Удачи вам! Помните: вы все способны!

14. Заслушивание лучш их текстов, выступления групп. Оценка других групп.

О том, что происходит в при роде после дождя, пишу т и поэты, и п ис атели - мастера

слова. Послушайте одно стихотворение (читает наизусть подготовленный у ченик). Что

общего в стихотворении и на картине? Эт о стих отворен ие поэта А. Я шина « П осле

показать изменения в природе? Сравните со своим текстом, есть ли у вас каки е - то

необычные слова. Посмотрите в группе, каки е слова из стих отворен ия подойд у т к нашей

картине. Выпишите их. Под у майте, есть ли здесь х у доже стве нные средства. («Кап ли на

ли использовать эти строчки в сочинении? Как это оформить?

«Но вот дождь становится мельче; т у ча начи нает разделяться на волнистые облака,

светлеть в том м ес те, в котором должно быть солнц е , и сквозь серовато - белые края тучи

чуть виднеется клочок ясной лазу ри. Чере з мину т у робкий л у ч солнца у ж е блестит в

лужах дороги. Я испытываю невыразимо отрадное чу вство надежды в жизни . Ду ша моя

улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. Я выс овываюсь из брички и

жадно впиваю в себя душистый возд у х . Всё мокро и блестит на солнце, как покрытое

лаком. Я не могу усидеть в бричке, бегу к к у стам, рв у мокрые ве тки распус тившейся

- Какое настроение у героя Толстого рождает весенний дождь?

- Похожи ли ваши ощущения, которые вы испытываете, глядя на картину, и ощу щения

- Выпишите те сочетания, которые можно использовать в сочинении.

- Обратите внимание, к акие удивительные слова находят мастера слова, чтобы

выразительнее показать картин у , точ нее вы разить ощ у щения героев. Будем уч иться

Дополнить текст записями из тетради, образными средствами, индивидуальными

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки развития речи требуют особого внимания. Данная разработка соответствует ФГОС. Использованные коммуникативные технологии позволяют учащимся наиболее полно и ярко описать картину А.М. Герасимова. Работа на уроке построена таким образом,что учащиеся полностью вовлечены в процесс обсуждения картины,итогом урока должен быть план,по которому будет написано сочинение.

Обучающая:

– Знать приемы собирания и оформления материалов к сочинению; знать тему и подтему в содержании сочинения.

– Уметь собирать материалы к сочинению: уметь определять, что в анализируемом готовом материале для наблюдений относится к теме будущего высказывания; уметь фиксировать свои наблюдения и мысли; пользоваться собранным материалом в устной и письменной форме.

Развивающая: - создать условия для развития речи учащихся и умения тонко подмечать детали в окружающей природе.

Воспитательная: - воспитывать любовь к слову и живописи, интерес к урокам русского языка.

I. Организационный момент

II. Объяснение нового материала

Учитель начинает беседу с утверждения, что хорошо написать о чем-то можно только в том случае, когда то, о чем пишешь, достаточно знаешь. Не случайно, писатели специально изучают какое-либо производство, если им предстоит писать о людях, работающих на этом производстве.

— Ну,— спросил Витя,— чем она чудесная? Простая лодка, один раз даже на мель села.

— А вы, значит, так ничего и не заметили? — спросил я громко.

Витя замолчал и стал вспоминать.

— Видели следы цапли на песке,— робко сказала Таня.

— Еще видели, как уж плывет, только головка из воды торчит,— сказал Витя.

Потом они вспомнили, что зацвела водяная гречиха, и еще видели белый бутон кувшинки под водой. Витя рассказал, как стайка мальков выпрыгнула из воды, спасаясь от щуки. А Таня поймала большую улитку, а на улитке еще сидела маленькая улиточка.

— Разве все это не чудесно? — спросил я.

2. Анализ готовых материалов к сочинению. Для проведения этой работы используется упр. 61.


Выполнение упр. 61 начинается с рассматривания картины А. М. Герасимова. Что изображено на картине и что, прежде всего, привлекает внимание зрителя? (Естественно, на второй вопрос возможны различные ответы.) Важно подытожить: все, что изобразил художник, говорит нам о том, что только что прошел сильный ливень. Все блестит, все напоено влагой: и букет цветов, и стол, и пол терраски, кусты и деревья, крыша дома. И если бы мы стали подробно описывать эту картину, нам надо было бы показать, как удалось художнику передать то, что он увидел в природе, когда только что окончился сильный летний дождь.


3. Собирание материалов.

После того как будет прочитано стихотворение, целесообразно прочитать материалы к описанию картины (упр. 61).

- Кругом яркий блеск, неяркий солнечный свет, щедрый летний ливень, обновленная природа.

- Круглый стол на резных ножках; букет цветов в кувшине; часть террасы; перила; угол дома; тени на полу; блеск мокрого пола; разбросанные по столу лепестки роз; опрокинутый стакан с водой; словно лакированный от дождя стол; пушистый букет роз; блестящие перила.

- Крыша сарая в саду, виднеется сквозь ветки кустов; густые цветущие кусты во дворе, густая зелень сада; ветви деревьев, обнимающие террасу.

Определяется, что в третьем абзаце дается материал, который поможет описать сад, во втором — терраску, а материал первого абзаца можно использовать или в начале, или в самом конце сочинения. Однако всего этого недостаточно.

— Чего в нем не хватает? — спросит учитель. (Во-первых, в нем отмечено не все, что изображено на картине, во-вторых, о некоторых деталях картины следует сказать полнее, ярче, так, чтобы лучше раскрыть замысел художника.)

— Разбираем второй абзац. Что следует добавить? (Крышка стола еще не высохла от дождя. На цветах в графине тоже капли дождя. Розы пламенеют в лучах солнца. Опрокинут стакан: видно, был сильный дождь.)

В процессе анализа ученики записывают материалы, данные в учебнике, и те дополнения к ним, которые возникают в коллективной работе.

4. Словарно-стилистическая и орфографическая работа (слова из рамки на странице учебника)

На перилах появились силуэты из-за только что прошедшего летнего дождя. Художник изобразил на картине небольшой уголок террасы. Блеск мокрого пола слепит глаза. Влажная зелень сада сразу бросается в глаза. Сырой воздух наполнен свежестью и ароматом цветов. Частый дождь моросит на улице.

III. Закрепление материала

1. Устное описание картины на основе данных материалов (упр. 62). Учитель показывает, как следует пользоваться собранными материалами. В сильном классе он начинает описание картины, пользуясь материалами, данными в упр. 61. Ученики следят за его выступлением. Они убеждаются, что записанное не повторяется слово в слово, а является лишь основой для развития мысли, что некоторые моменты передаются кратко или совсем опускаются. Затем сильные ученики продолжают описание картины.

Возможное описание картины А. М. Герасимова:

Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет, и отчетливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступил сразу после дождя.

IV. Подведение итогов урока

Составление плана сочинения.

2.Мокрая терраса и предметы, находящиеся на ней.

3.Сад после дождя.

4.Мое впечатление от картины.

V. Домашнее задание

Упражнение 62, составить устное сочинение на основе собранных материалов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока по модульной системе поможет учителю без проблем провести урок в 6 классе и научить детей писать сочинение-описание по картине.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ

Цель: формировать у учащихся умениепланировать речевую деятельность в соответствии с коммуникативной задачей, составлять сложный план к сочинению, формировать текстотворческие умения, умения работать в группе;совершенствовать грамотность; развивать эмоциональную сферу школьников, речь, образное мышление, наблюдательность, внимание; воспитывать эстетический вкус учащихся, интерес к русской пейзажной живописи.

Тип м\м: содержательно-поисковый

2.Проверка домашнего задания.

Анализ высказывания-эпиграфа, записанного на доске:

Слушаем музыку дождя и анализируем визуально фотографии с изображением картин природы во время дождя

Беседа и словарная работа: каким мы видим мир во время дождя? Какие чувства вызывают картины дождя? (Отразить особенности визуального восприятия)

Работа в тетрадях (подбор материала к будущему сочинению), записать в тетрадях слова и выражения, подобранные по теме

4.Актуализация опорных знаний

2) Смоделировать структуру сочинения-описания по картине, которая является основанием для составления сложного плана (общие сведения о картине, первый план изображения, второй план картины, впечатление от картины или настроение, которое она создает)

5.Применение знаний и формирование умений

Слово учителя. Русский пейзажист А.Герасимов и его картины.

Коллективная работа. Определение основных этапов работы над сочинением по картине, планирование деятельности (Как будем работать над сочинением?)

1.Создание сложного плана.

2.Сбор материала к сочинению, работа над выразительными средствами

3.Словесное рисование: описание частей картины(если позволяет время)

Групповая работа: составление сложного плана к сочинению-описанию (пока звучит музыка дождя); чтение плана каждой из групп.

Цель: формировать у учащихся умениеподбирать выразительные художественные средства для описания природы, строить сочинение-описание по картине, формировать текстотворческие умения, умения работать в группе, работать над словарным запасом учащихся, совершенствовать грамотность; развивать речь, образное мышление, наблюдательность; воспитывать самостоятельность

Тип м\м: адаптивно-преобразующий

3.Актуализация опорных знаний:

1)Слова каких частей речи мы будем использовать для описания тех или иных предметов?

2)Какой член предложения выражает признак какого-либо предмета, процесса или явления?

4.Применение знаний и формирование умений

Беседа.Определить время года, время дня, место, объекты, изображенные на обоих планах картины.

Групповая работа. Подбор определений для описания стола, букета, пола, перил, сада, неба(на материале упр. 103)

Словарная работа. Запись определений, подобранных к изображенным объектам в тетради

Коллективная работа. Анализ особенностей манеры художника: цветового решения, эффектовизображения(на материале учебника – фрагментов картины) (крупные штрихи в изображении создают эффект влажного, струящегося пространства)

(Можно коллективно составить окончание сочинения)

Самостоятельная работа.Написание сочинения в черновом варианте; совершенствование написанного, исправление ошибок; написание сочинения в тетради.

5.Рефлексия. Самопроверка работа.

1)Выписать стихотворения, в которых говорится о дожде, и подчеркнуть определения (более слабым учащимся)

Читайте также: