Стороны горизонта ориентирование география 6 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

развивать мышлен ие у чащихся через ре шение проблем ных ситу ации.

Оборудование : план местности, карта полушарий, компасы, раздаточный

материал с топ ографическ им планом, транспортир, атл асы.

- Какие виды ка рт, отличающи хся масштаб ом, вы знаете ?

3). Начертите пр ямоу гольник 15 км на 3 0 км в масшт абе в 1 см – 5 км.

4). Определите мас штаб плана, есл и дорога длиной 5км на нём имеет длину

5). Ученик изобразил на листе бумаги го рода: Москву, Санкт - Петер бург,

Минск, Харьков, Казань. Расстояние пр и этом между Москвой и другими

городами он выраз ил следующими величинами: 62,5 мм; 65,1 мм; 67,5 мм; 75

мм. В каком направл ении о т Москвы изобразил ученик эти города, и каким

масштабом он пол ьзовался, если у честь, что С. - Петербу рг находится от

Москвы на расстоянии 625 км, Минск - 651 км, Харьков - 675 км, Казань - 750

- Как определить расстояние на м естности, име я топогра фическую карту?

- Как измерить рас стояние по карте с помощью л инейного м асштаба?

- Что нужно выполн ить, чтобы перев ести численн ый масштаб в

1) Сегодня на уроке мы с вами всп омним, какие с тороны гори зо нта вы

знаете, как вы их у меете наход ить, у знаем еще нескольк о способов

2) Учитель предлагает, наче ртите схему сторон г оризонта, и вызывает

- Покажите севе ро - восток, юго - в осток, север о - запад, юго - з апад.

3) А теперь прове рим, как вы у же можете определ ить на местн ости стороны

Работа проводится в группах. Каждая группа должна приготовить рассказ об

Старые дубы в лесу по д напо ром ветра склонили свои ветв и к зах одящему

солнцу. Во звращаясь в лагерь, по лесу шел ту рист. Встр еч ный ветер гроз ил

снести ему шляпу, и он придерживал её рукой. Прой дя некоторое расст ояние,

турист поверну л на лево и продол жал свой и путь перпендику лярно

пройденной дороге. Стемнело. Н ебо заволокло тучами. Чере з нек оторое

время турист вдруг заметил, что заблудился. Он остановился и стал

определять направление своего пу ти. Ко мпас он не имел. После некоторог о

раздумья турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по -

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, компасы, атласы, физическая карта мира, транспортир.

Здравствуйте. Сегодня урок мы построим следующим образом. Сначала проверим ваше домашнее задание. Затем изучим новую тему.

Проверка домашнего задания (слайд 1)

Новая тема.

Эта линия всё время
Между небом и землёй.
Хоть весь год к ней прошагаем,
А на месте мы с тобой.

О чем идет речь?

Правильно. О линии горизонта. Как вы понимаете это слово, какое определение дадите? ( рассуждение учащихся, слайд 2, 3).

Запишите тему урока. Стороны горизонта. Ориентирование.

Стороны горизонта по – другому называют сторонами света (слайд 7). А еще их называют румбами. Кроме четырех основных румбов выделяют еще четыре промежуточных: С-В, С-З, Ю-В, Ю-З (слайд 8). Е еще восемь промежуточных румбов: ССВ, ССЗ, ЮЮВ, ЮЮЗ, ВСВ, ВЮВ, ЗСЗ, ЗЮЗ (слайд 9). Зарисуйте схему в тетрадь.

А как можно ориентироваться на местности, по каким признакам. Давайте рассмотрим различные варианты( слайд 10).

  1. По солнцу, с помощью механических часов ( продемонстрировать, слайд 11,12)
  2. С помощью звезд, по созвездию Большой Медведицы и Полярной звезде ( слайд 13).
  3. С помощью компаса (слайд 14, 15). Раздать на каждую парту по компасу. Формирование навыков работы с компасам. История происхождения компаса (доклад ученика, данный в виде домашнего задания заранее).
    С помощью компаса мы находим азимут. Обратимся к учебнику стр. 66, рис. 54. Попытаемся сами сформулировать определение что же такое азимут ( слайд 16,17,18,19). Запишите определение в тетрадь. С помощью компаса мы можем выбрать нужное направление и четко ему следовать.
  4. А как определить стороны горизонта на карте? Конечно, с помощью параллелей и меридианов. Параллели указывают на Север- Юг, а меридианы на Запад- Восток(слайд 20). Но по карте можно определить и азимут. С помощью обыкновенного транспортира мы можем это сделать. Работа с транспортирами и атласами на парте и картой на доске.
    Работа с топокартами и картой в учебнике (форзац), (слайд . 21).
  5. Кроме того, определить стороны горизонта можно по местным признакам(слайд 22).

Ребята, вы наверняка сами можете рассказать, как по местным признакам определить стороны горизонта. (Рассуждение ребят).

Лучшими картографами прошлого были голландцы. С той поры существует традиция называть румбы по – голландски: север- норд(nord), юг- зюйд (zuiden), восток- ост (ost), запад- вест (west). Г были и прекрасными моряками. Именно они изобрели особой формы головной убор для моряков(слайд 23, 24). Эта брезентовая шляпа надежно укрывает плечи и шею от ветра и дождя. Назвали ее зюйдвесткой. Ну-ка, скажите, ветер какого направления особенно сильно досаждал голландским морякам? Правильно- юго-западный.

Итак, сегодня мы с вами познакомились с новыми понятиями, научились работать с компасом, определять азимут на местности и на карте. В качестве закрепления полученных знаний определите местоположение географических объектов относительно Уральских гор: Австралия, о-ва Новая Земля, Южная Америка, о. Исландия, Антарктида.


Разработка конспекта урока по географии 6 класс "Ориентирование на местности. Азимут".

Цель урока: создание условий для формирования и развития знаний у учащегося об основных способах ориентирования на местности, компасе и его практическом применении.

Содержимое разработки

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПО ГЕОГРАФИИ

Учитель географии и биологии

Жанна Викторовна Куриленко

г. Сыктывкар, 2016

Технологическая карта изучения темы

урок усвоения новых знаний (изучение и первичное закрепление знаний) с элементами практической работы.

Технологии построения урока

частично-поисковый, здоровьесберегающая и информационно-коммуникационная.

Ориентирование на местности. Азимут.

Создание условий для формирования и развития знаний у учащегося об основных способах ориентирования на местности, компасе и его практическом применении.

Задачи урока

Способствовать развитию познавательного интереса обучающегося, формировать навыки и умения продуктивной учебной деятельности.

Воспитывать старание, аккуратность, самостоятельность при работе с учебными материалами,

Обеспечить и сохранить здоровьесберегающий потенциал и эффект урока для сохранения здоровья и повышения уровня работоспособности ученика.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимание, усидчивость, интерес к предмету через содержание учебных материалов.

Основные термины, понятия

Горизонт, линия горизонта, стороны горизонта, азимут, ориентирование, способы ориентирование на местности.

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

- что такое ориентирование;

- о - основнвые способы ориентирования на местности;

- у - устройство компаса, как величайшего изобретения человечества и способы работы с ним;

Учащиеся должны уметь:

-ориентироваться на местности с помощью компаса;

- определять стороны горизонта и азимут;

- о-ориентироваться на местности с помощью местных признаков;

- п-применять полученные знания на уроке и в жизни.

Личностные универсальные учебные действия

-актуализация мыслительной и творческой деятельности;

-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-осознание собственной успешности при изучении темы.

Познавательные универсальные учебные действия

-уметь воспроизводить знания, удерживать в памяти, делать выводы;

- анализировать, сравнивать, обобщать;

-выстраивать логическую цепочку, делать выводы;

-повышать интерес учащихся к изучаемому предмету.

Регулятивные универсальные учебные действия

-учиться самостоятельно определять, принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности;

-развивать умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;

-соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

-отрабатывать умения анализировать объекты с целью выделения их признаков;

-уметь структурировать полученные знания;

-проверять учебное задание и вносить корректировку с учетом характера сделанных ошибок;

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

-уметь концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога с учителем;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-плодотворно сотрудничать с учителем, уметь договариваться;

-адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности;

-развивать умение адекватно оценивать собственное поведение в ходе решения совместной учебной задачи.

Организация рабочего пространства

Методы и форма работы

Список используемого программного обеспечения и электронных образовательных ресурсов

Индивидуальная, самостоятельная работа;

Используемые приемы оценивания: словесная оценка учителя, самооценка.

Оборудование c операционной системой Mac OS X

Презентация Power Point Online;

Особенности урока

Дистанционный урок проводился с ребенком-инвалидом, коммуникация с учащимся осуществлялась посредством программы Skype, в режиме on-line. Цель урока была организовать деятельность учащегося по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по изучаемой теме.

Структура урока и деятельность учителя и учащегося

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые универсальные учебные действия

Самоорганизация учащегося, организация рабочего пространства, самоопределение к деятельности

Организация ребенка на предстоящий урок, к предстоящей деятельности:

Здравствуй. Я рада встрече с тобой. Как настроение?

Ты готов к новым знаниям? Я уверена, что наш урок доставит нам радость, будет интересным, и главное, полезным.

Приведение в порядок рабочего пространства.

Взаимодействие с учителем.

-эмоционально настраивается на урок;

-включается в учебную деятельность.

Регулятивные:

организует свое рабочее место

Коммуникативные:

-соблюдает нормы речевого этикета;

-строит понятные для собеседника высказывания.

Контроль выполнения домашнего задания

Организация контроля деятельности учащегося по выполнению домашнего задания.

Вспомни о чем мы с тобой говорили на прошлом уроке. Для этого отгадай загадки.

Бежать, бежать —
Не добежать,
Лететь, лететь —
Не долететь (горизонт).

Туда дойти мы не смогли,

Где неба край и край земли (линия горизонт).

Ветер с горки прилетел,
Прогуляться захотел.
Облетел наш ветерок

Север, запад, юг, восток!

Взаимодействие с учителем, актуализация ранее изученного учебного материала.

Актуализирует мыслительную деятельность, высказывает свои предположения (ответы к загадкам)

Рассказывает о сторонах горизонта (основные С, Ю, З, В и промежуточные СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ;

-эмоциональная настройка на плодотворное выполнение интерактивного задания;

Регулятивные:

-осуществление самоконтроля, самоорганизация;

Коммуникативные:

-соблюдение норм речевого этикета

Озвучивание видов работ по активизации имевшихся ранее знаний. Если возникают затруднения, выдвигает проблему и побуждает ученика к высказыванию своего мнения.



К этой картине я зачитаю небольшой отрывок, послушай его и попробуй догадаться, о чем сегодня на уроке пойдет речь.

Высказывает свои предположения (ответы к иллюстрации и отрывку), объясняет свои предположения

-осознает важность изучаемого материала;

-проявляет активность при решении возникшей проблемы;

-дополняет и уточняет высказанные мнения по существу полученного задания.

Регулятивные:

-осуществляет действия с учетом выделенных учителем ориентиров;

-самостоятельно ставит цель собственной познавательной деятельности.

Познавательные:

-определяет круг своего незнания;

-строит логические рассуждения;

-адекватно использует средства устного общения для решения коммуникативных задач;

-осознает потребность и мотивы учебно-познавательной деятельности.

Коммуникативные:

-принимает учебные цели, проявляет желание учиться;

-ведет диалог с учителем.

Постановка учебной проблемы. Фиксация темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащегося

Подведения ученика к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

- Как ты думаешь, с какой проблемой столкнулся герой картины?

- Верно! Попробуй сформулировать тему нашего урока.

- Какую цель ты для себя определишь, каких результатов должен достичь к концу урока?

Цель урока: выяснить, что такое ориентирование на местности, познакомиться с основными способами ориентирования.

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Самостоятельно формулируют тему и цель урока. Проговаривает, запоминает.

- Герой столкнулся с проблемой: куда идти, в каком направлении ему двигаться.

-Цель: узнать, что такое ориентирование, и познакомиться с основными способами ориентирования.

- В конце урока я должен буду знать, что такое ориентирование и знать способы ориентирования на местности, а так же уметь применять свои знания на практике.

Познавательные:

самостоятельно делает выводы, формулирует тему, цель и задачи урока:.

Регулятивные:

принимает и сохраняет учебную цель и задачу.

Коммуникативные:

аргументирует свое мнение.

Изучение нового материала.

Учитель предполагает актуализацию раннее полученных знаний, необходимых для усвоения новой темы.

- Для человека, оказавшегося в незнакомой местности, ориентирование – одно из важнейших условий обеспечения жизнедеятельности. Oriens –от лат. обозначает восток.

- Ориентироваться на местности – значит уметь найти точку своего положения (местонахождения) и направление движения относительно сторон горизонта. Уметь ориентироваться должен каждый и взрослый и ребенок. Ведь это жизненно необходимый навык.

- Какие ты знаешь способы ориентирования на местности?

- Правильно! Ориентироваться можно по карте, компасу, небесным светилам, а также по различным признакам и объектам местности. Сегодняшний урок, это возможность познакомиться с ними более подробно.

- Самый распространенный способ ориентирования — это ориентирование по магнитному компасу. Компас считается древним прибором навигации. История его возникновения уходит глубоко в древность. Предположительно, первый прототип современного компаса появился в древнем Китае во время правления династии Сун. Но эти сведения не точны. Конечно, древний прибор был далек от современных устройств. Но свои функции он исполнял исправно. Компас произвел такой же переворот в мореплавании, какой порох - в военном деле. Он был первым навигационным прибором, позволившим прокладывать курс в открытом море. Сегодня компас- это высокоточное навигационное устройство всевозможных форматов.

- Как ты думаешь, чтобы научиться пользоваться компасом, что необходимо знать?

- Верно! Компас – это прибор, который служит для определения сторон горизонта. Компас имеет несложное строение. В коробочке на острие иглы закреплена свободно вращающаяся магнитная стрелка- самая важная часть прибора. Синий ее конец показывает на север, а красный на юг. Направление стрелок очень легко запомнить, так как синий цвет означает- холод, это Север, красный цвет- тепло, это Юг. Специальный рычажок, который обычно расположен сбоку коробочки, может фиксировать стрелку в нужном положении.

- А как ты думаешь, почему стрелка компаса должна быть строго сориентирована в направлении север-юг?

Расположение магнитной стрелки связанно с магнитными свойствами нашей планеты. Посмотрим короткое видео. (Видеоролик о магнитном поле Земли).

Ты уже знаешь, что стороны горизонта имеют свое название С Ю З В, но помимо названия стороны горизонта имеют еще и цифровое значение , его называют- Азимут.

- Что же такое азимут?

Азимут- это угол между направлением на север и направлением на объект, по часовой стрелке, выраженный в градусах. Если ты заметил на компасе расположена цифровая окружность, напротив каждой стороны горизонта отмечены цифры , это и есть значения азимута в градусах.

Актуализирует ранеее полученных знаний. Высказывает свои предположения о способах ориентирования на местности.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Стороны горизонта. Ориентирование"


Всего выделяют 4 основных стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление север – юг определяют по расположению полюсов, а запад – восток – по вращению Земли вокруг своей оси.

Между основными сторонами горизонта выделяют промежуточные: это северо-восток, юго-восток, юго-запад и северо-запад. Если сторона горизонта не совпадает не с одним из направлений, то ее название состоит из трех букв: первая буква – название ближайшей основной стороны, а две остальные – название промежуточной стороны горизонта. Так, выделяют такие направления сторон горизонта, как северо-северо-восток, восток-северо-восток, восток-юго-восток, юго-юго-восток, юго-юго-запад, запад-юго-запад, запад-северо-запад, северо-северо-запад. Знание сторон горизонта помогает человеку ориентироваться на местности.


Ориентирование – это определение своего местоположения относительно сторон горизонта. Это очень важное умение, которое позволит, например, не заблудиться в лесу.

Для того, чтобы сориентироваться на местности, необходимо определить направление на север. Тогда если вы станете лицом к северу, сзади вас будет юг, слева – запад, а справа – восток.


Сориентироваться на местности можно разными способами, например, по Солнцу, по звёздам, по некоторым окружающим объектам или по компасу. Так, по Солнцу направление на север можно определить в полдень, когда тень от предметов будет указывать строго на север. Также сориентироваться можно при помощи Полярной звезды, которая находится в созвездии Малая Медведица. Она всегда расположена в северной стороне. Если вы оказались в лесу, то определить, где расположен север, помогут некоторые природные объекты. Так, мох на деревьях всегда растёт на севере. А вот если посмотреть и определить с какой стороны расположено больше всего ветвей на дереве, то это сторона нам укажет направление на юг. Определить стороны горизонта можно и по муравейникам, которые всегда расположены с северной стороны.

Для более точного определения сторон горизонта вычисляют азимут.

Азимут – это угол между направлением на север и направлением на объект. Отсчитывается азимут от направления на север по часовой стрелке и измеряется в градусах.


Попробуем определить азимут некоторых объектов местности. Угол между направлением на север и на дерево составляет 45 0 . Азимут дома равен 135 0 , азимут колодца – 225 0 , а азимут мельницы составляет 315 0 .


На плане местности стороны горизонта указывает стрелка, расположенная в верхнем левом углу. Если же на плане стрелка не указана, тогда верхний край плана принимают за север, нижнюю часть – за юг, левую – за запад, а правую – за восток. Зная эти направления, на плане местности можно определить направления на те объекты, которые там изображены. Например, поселок Добрынино находится южнее шоссе. Река Белая находится западнее поселка Добрынино, а мост расположен от реки Белая в северном направлении.

Подведём итоги.

Существует 4 основных стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Между ними выделяют промежуточные стороны горизонта: это северо-восток, юго-восток, юго-запад и северо-запад. Знание сторон горизонта помогает человеку ориентироваться на местности. Сориентироваться – это значит определить свое местоположение по отношению к сторонам горизонта, то есть определить направление на север. Существует несколько способов ориентирования: по Солнцу, звёздам, некоторым природным объектам. Для более точного определения сторон горизонта вычисляют азимут – угол между направлением на север и на объект.

Читайте также: