Истоки и радуга 1 класс презентация и конспект
Обновлено: 04.07.2024
Конспект урока в 1 классе "Радуга дружбы" социокультурного курса "Истоки".
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_kursu_istoki_raduga_druzhby.docx | 380.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Радуга дружбы
Формирование у детей понятий о дружбе и правилах дружбы.
-способствовать развитию внимания, памяти, самодисциплины, выдержки через игры и игровые задания;
- способствовать формированию нравственных качеств обучающихся: умения дружить, беречь дружбу и общаться в коллективе;
-показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни;
- содействовать воспитанию чувства коллективизма, сплочённости, доброжелательности и уважения друг к другу.
личностные: определять и высказывать под руководством учителя правила поведения;
регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий;
познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); договариваться о правилах общения и поведения и выполнять их; учиться выполнять различные роли в группе.
Занятие проводится совместно с родителями
- Здравствуйте, дорогие дети и родители! Я очень рада видеть вас. Давайте подарим друг другу улыбку и вместе отправимся в путь - дорогу. В добрый путь!
- Давайте отправимся в путь на сказочном корабле и полюбуемся красотой окружающего нас мира, прекрасными картинами природы.
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
- Что же мы можем увидеть, услышать, почувствовать, стоя на открытой палубе нашего корабля?
(Каждый ребёнок передаёт друг другу колокольчик и говорит, что он видит, слышит, чувствует)
Я вижу… слышу… чувствую…
(Вижу: солнце, небо, деревья, цветы, море реку….
Слышу: шум ветра, крики птиц, шепот волн,…
Чувствую: тепло, радость,…)
- Иногда в жизни случаются чудеса. Однажды можно увидеть, как
разговаривает Солнышко с Дождём. И сейчас мы это услышим!
Инсценировка (заранее подготовленные дети)
«Повстречалось Солнышко с Дождём и спросило:
- Землю поливать, всех друзей водою угощать!
- Замечательно, дай Земле водицы обязательно!
Я за то вручу тебе подарок
- Вы догадались, что это за подарок?
- Часто во время дождя ты стоишь у окна, смотришь, прислушиваешься, и тебе начинает казаться, что у всех вещей есть голос, что все они разговаривают. И твои краски тоже, правда?
Слышишь, говорит красный:
Я – мак, Я – огонь, Я – рябина!
Вслед за ним откликается оранжевый:
Я – морковь, Я – апельсин, Я – заря!
Желтый тоже не молчит:
Я – пух утенка, Я – пшеница, Я – солнце!
И зеленый шелестит:
Я – трава, Я – сады, Я – леса!
И синий не отстает:
Я – колокольчик, Я – чернила, Я – море!
И фиолетовый шепчет:
Я – слива, Я – сирень, Я – георгин!
Но дождь смолкает. И вместе с ним смолкают цветные карандаши.
Глядите! – говорит красный.
И я! – добавляет оранжевый.
И я! – улыбается желтый.
И я! – ликует зеленый.
И я! – восклицает голубой.
И я! – веселится синий.
И я! – смеется фиолетовый.
И все рады: в радуге над горизонтом – и маки, и апельсины, и пшеница, и трава, и небо, и море, и сирень. В ней – все!
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!
III. Активные формы обучения
- Работа с Азбукой Истоков (с. 24-25, Истоки и Радуга)
- Давайте подумаем, дети, а где же исток этого разноцветного мира? (Отвечают на вопрос, высказывают предположения)
-Как вы понимаете слово ИСТОК?
-Где исток реки, дерева, человека?
На доске опорная карточка и иллюстрации.
Учитель читает текст учебника с.24 (1-3 абзацы).
Вопросы по тексту:
-Что является началом реки? (родник)
-Что является началом дерева? (корни)
-Что является началом человека? (истоки)
- В чем живительная сила истоков? (В любви к родной земле, к родному слову, родителям, родному очагу).
Учитель читает текст Азбуки стр. 24 (4-6 абзацы).
-В чем живительная сила истоков? (Живительная сила Истоков в любви к родной земле, родному слову, родному очагу).
- Ой, наш корабль пристал к берегу. Вдруг пошел дождик. Ловим разноцветные капельки.
(Дети берут с парты по одной капельке).
- Но солнце продолжает ярко светить.
Учитель читает загадку:
Солнце с нами всё играет,
Семь цветных полос включает. (Радуга)
-Самым ярким образом Истоков является РАДУГА.
-Как вы понимаете, что такое радуга?
-В словаре Ожегова значение этого слова следующее:
Радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, которая образуется путем преломления солнечных лучей в дождевых каплях (словарь Ожегова).
-Как вы понимаете эти слова?
-Значит, чтобы появилась радуга, нужны. (Дождь и солнце).
Учитель продолжает читать текст Азбуки стр. 24 (7-8 абзацы).
Вопросы по тексту:
-В какое время года можно увидеть радугу? (В любое время года).
-С чем сравнивают радугу? (С аркой)
-Как назвал радугу Федор Иванович Тютчев?
-Что соединяет радуга? (Небо, землю и человека).
-На Руси радуга всегда выступала символом дружбы Неба и Земли.
-Знаете ли вы, дети, цвета радуги? Сколько их?
-Все семь цветов радуги располагаются рядом друг с другом, как бы перетекая один в другой, и вместе составляют яркий образ. Это светлое и яркое чудо.
3.Работа в группах.
-Оживите (раскрасьте) свою капельку радуги в группах . (Каждая группа раскрашивает капельки одним цветом).
-Встаньте группы так, как идут цвета в радуге. Подготовьтесь закончить предложение одним словом: «Радуга дарит людям …
Каждая группа выходит к доске. Дети приклеивают свою капельку на заготовку (ватман) и говорят предложение: «Радуга дарит людям … (радость, красоту, мир, тепло, уют, веру, надежду, любовь и т.д.)
4.Беседа о радуге дружбы (продолжение).
- В давние-давние времена число семь пользовалось большим почетом.
- Назовите пословицы с названием этого числа.
Семь раз отмерь, один – отрежь.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
Семеро одного не ждут.
- А еще есть такие интересные выражения: семь чудес света, на седьмом небе.
- Существовала легенда, что высоко-высоко есть семь небес и на седьмом всех лучше и приятнее, там много чудес.
- Вы хотели бы там побывать?
- Кого бы вы взяли с собой?
- Кто такой друг и что такое дружба?
а) Подготовительный этап
Класс делится на группы по 5-7 человек ( по цветам капелек). Присутствующие родители распределяются в группы со своими детьми.
- Скажите, ребята, кого вы могли бы назвать своим другом и почему?
- Удается ли вам сохранять добрые, хорошие, дружеские отношения?
- Какие человеческие качества понадобятся для этого?
- Скажите, дети, вы хотите, чтобы наши одноклассники учились быть настоящими, надежными друзьями, с которыми потом можно разделить и радость, и горе, и тревогу, и печаль, услышать ласковое слово и получить поддержку и помощь?
- Давайте составим для своих друзей радужный букет.
- Совершите маленькое чудо – превратите свой одноцветный букет в радужный (родители – в роли наблюдателей). (Ребятам выдаются цветочки, у каждого – свой цвет лепестков у одного – все цветы голубые, у другого – желтые, у третьего – розовые и т.д.).Составляют букет. Варианты решения: дети обмениваются цветочками друг с другом или составляют общий букет в группе.
б) Основной этап.
Самостоятельная работа учащихся. Диалог учащихся с родителями. Делегирование.
в) Заключительный этап. Подведение итогов.
- Прошу родителей от каждой группы рассказать, как работали дети, и что им помогло составить радужный букет.
- Ребята, а какие чувства испытывали вы во время и после выполнения работы?
- Предлагаю поместить радужный букет на страницу Книги в виде аппликации.
Посмотрите друг на друга, мысленно поблагодарите за совместный труд и подумайте, какие слова благодарности вы хотели бы подарить своим одноклассникам. (Учитель и учащиеся стоят в круге, родители образуют внешний круг).
Дарят слова благодарности одноклассникам.
- Какие чувства вызвали у вас добрые слова?
- Я тоже благодарю всех за участие в круге.
-Ребята, на каждой полоске радуги незаконченное предложение. Закончите его, пожалуйста.
- Я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я почувствовал, что…
- Меня удивило…
7.Урок дал мне для жизни…
- Мне хочется пожелать вам в своей жизни обрести надежную опору – верных и преданных друзей. Пусть учится ваше маленькое сердечко быть добрым, пусть пробуждаются в нем самые искренние и доверительные чувства к близким, окружающим вас людям и прорастают нежные всходы дружбы в вашей душе. Пусть расцветает дружба как яркий букет, который вы подарили сегодня вашим друзьям.
Данная разработка создана по программе "Истоки" для 1 класса. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС.
Тема: Истоки и радуга.
Цель – формировать у детей представления об истоках (ярком образе истоков – радуге).
Задачи:
Воспитательная: воспитание чувства любви к родной земле, родному слову, родному очагу;
Развивающие: развитие умений (анализировать, обобщать); развитие памяти, внимания, воображения.
личностные: определять и высказывать под руководством учителя правила поведения;
регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий;
познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); договариваться о правилах общения и поведения и выполнять их; учиться выполнять различные роли в группе.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Присоединение
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
-Ребята, повернитесь друг к другу лицом, подарите улыбку. Закройте глаза.
Присоединяются к уроку.
Дети стоят полукругом.
Актуализация
-Давайте отправимся в путь на корабле и полюбуемся красотой окружающего нас мира, прекрасными картинами природы.
-Что же мы можем увидеть, услышать, почувствовать, стоя на открытой палубе нашего корабля?
Совершают мысленное путешествие на корабле.
Ресурсный круг.
-Кому трудно начать высказывание, можете заглянуть.
-На доске перед вами карточки-подсказки:
Учитель проходит по кругу с коробочкой, в которой лежат иллюстрации с изображением предметов разных цветов (мак, цыпленок, апельсин, трава, вода, крокодил…)
-Возьмите из коробочки одну карточку.
-Ребята, откройте глаза.
На доске учитель открывает слово МИР.
-Часто во время путешествия смотришь, прислушиваешься, и тебе начинает казаться, что у всех вещей есть голос, что все они разговаривают. Кто изображен на вашей иллюстрации? Какого он цвета?
-Дети, сядьте, пожалуйста, по группам в соответствии с цветом предмета.
-Какой вывод можете сделать?
Учитель читает стихотворение:
Видеть МИР привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным.
Вижу: солнце, небо, деревья, цветы, море реку….
Слышу: шум ветра, крики птиц, шепот волн,…
Чувствую: тепло, радость,…
Каждый ребенок с закрытыми глазами вытаскивает карточку с изображением предмета какого-то цвета.
Дети открывают глаза, называют предмет и его цвет, рассаживаются по группам: все красные, оранжевые, желтые…
Дети сидят по группам (7 групп по 4 человека).
Активные формы обучения
Работа с Азбукой Истоков (стр. 24-25)
-Давайте подумаем, дети, а где же исток этого разноцветного мира?
-Как вы понимаете слово ИСТОК?
-Где исток реки, дерева, человека?
На доске опорная карточка.
Учитель читает текс учебника (1-3 абзацы).
Вопросы по тексту:
-Что является началом реки – .
-Что является началом дерева – .
-Что является началом человека – .
-Что соединяют истоки?
-Истоки накапливаются, и получается живительная сила всего лучшего. Живительная сила – это сила, которая дает жизнь. Это может быть живительная сила дерева, живительная сила реки, живительная сила народа.
Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга - образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.
Путешествуя на сказочном корабле, дети любуются красотой окружающего нас мира, прекрасными картинами природы.
В заключении дети ответят на вопрос "Что дарит людям радуга?".
Посмотрите также:
Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.
Продолжительность урока: 40 минут. Класс: 1-й, группа с ОНР – 3 ур. – 6 учащихся.
Занятие продолжает систему коррекционной работы над правильным звукопроизношением, восполнением пробелов в области развития лексико-грамматических средств языка, имеет связь с учебным пособием “Азбука Истоков” с целью введения детей в мир родного языка, развития языкового чувства. Речевой материал и активные формы обучения способствуют расширению кругозора и словарного запаса детей развитию образного и логического мышления, формированию навыков продуктивного диалога и сотрудничества. Занятие включает в себя повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков. На занятии применяются групповая и индивидуальная форма работы, ресурсный круг, работа в парах.
Для эффективности и реализации индивидуально-дифференцированного подхода к обучению на занятиях использованы мультимедийные средства, делающие коррекционный процесс более разнообразным и выразительным, вызывающий интерес и повышающий мотивацию, познавательную активность детей, привлекает внимание.
Конспект занятия
Профили артикуляции звуков Р – Р’, карточки “Артикуляционная гимнастика”, сигналы – символы “Звуковички”, предметные картинки, карточки с заданиями, мультимедийное оборудование, компьютер.
Ход занятия
1. Организационный момент. Присоединение. Введение в тему.
– Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада снова видеть вас. Давайте подарим, друг другу улыбку, согреем теплом своего сердечка и вместе отправимся в путь на нашем сказочном кораблике и полюбуемся красотой окружающего нас мира и повторим звуки, а какие вы скажете позже. Узнаем много новых слов, и что они значат для нас.
(Слайд № 3 “Сказочный кораблик”).
Артикуляционная разминка. (Слайд № 4).
В небе солнышко сияло,
Море безмятежно спало.
(Длительно удерживать широкий неподвижный язык на нижней губе).
Но поднялся ветер вдруг,
И все ожило вокруг!
(Производить резкие, ритмичные выдохи).
Волны в берег биться стали,
Расплескались, заиграли.
(Быстро шлепать по верхней губе широким кончиком языка вперед– назад).
Ввысь вздымается волна,
Вся дрожит, рычит она.
(Слегка прижать широкий кончик языка к верхней губе и резко подуть, вызывая вибрацию).
Может, это Водяной
Крутит палкой под волной?
(Быстро водить зондом под кончиком языка из стороны в сторону, произнося при этом: ЖЖЖЖЖЖ).
Может, Черномор на дне
Так готовится к войне?
(Имитировать звучание автоматной очереди: ТРРРРР…).
Может быть, Конек морской
Вскачь пустился под водой?
(Поцокать языком).
Стой, Конек, остановись!
Шторм на море, прекратись!
(Имитировать звукосочетание: ТПРРРРР…).
Плавал по морю Словарь без разрешения,
Потерпел Словарик Словарекрушение!
Плещутся слова везде,
Словно стая рыб в воде.
(Слайд № 21 . На слайде картинки: сарафан, ромашка, самовар, речка, стрекоза, матрешка).
– Какой одинаковый звук слышим в названии картинок вверху?
– Какой одинаковый звук слышим в названии картинок внизу?
(Дети озвучивают картинки и выделяют звуки [Р и Р’], дают характеристику).
(Слайд № 8, № 6 . На слайде артикуляционные схемы звуков [ Р, Р’ ]).
– Какой звук? Гласный или согласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой?
Звук [ Р ] – согласный, твердый, звонкий. Звук [ Р’] – согласный, мягкий, звонкий.
(Слайд № 7. “Звуковички”).
Вывод: так, какие звуки мы будем повторять на занятии?
– Звуки [ Р ] и [ Р’ ]. Будем правильно и четко произносить их в слогах, словах, предложениях.
(Слайд № 9. На слайде картинка рыбака. Написаны слова:
Ты – веселый рыбачок,
Их поймаешь на крючок).
(На столах у детей предметные картинки). – Поможем рыбачку поймать картинки, в названии которых есть звуки [ Р ] или [ Р’ ] и что мы можно взять с собой в дорогу.
(Дети отбирают картинки и прикрепляют их под “Звуковичками” на доске).
– В дорогу с собой мы можем взять сарафан, рубашку, ручку, гитару, трубу, крючки, якорь, огурец, редиску, репу, редьку и др.
– Итак, ребята, отправляемся в путь вместе со “звуковичками”.
– Представьте себе, что вы стоите на открытой палубе нашего волшебного корабля. Ласково светит солнце и согревает вас. Дует легкий, нежный ветерок. Он колышет ваши волосы. Что мы можем увидеть, услышать, почувствовать, стоя на палубе нашего волшебного корабля?
2. Ресурсный круг.
* Первый круг. Говорят дети (стоя в кругу, слово передается взглядом, прикосновением): “Я вижу … море, волны, небо, чайки, пароход, парусник” и т.д.
* Второй круг. Ответы детей дополняются. – А сейчас давайте соединим образы со звуками. Прислушаемся (по очереди дети называют звуки). “Я слышу, как шумит море, набегает на берег волна. Крики чаек” и т.д.
* Третий круг. Дети говорят о своих ощущениях, связывают их с образами и звуками. “Я чувствую … легкий ветерок, ласковые лучи солнца, свежий морской воздух” и т.д. (Ответы дополняются) – Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Потянитесь высоко – высоко, к солнцу!
– Но вдруг набежала тучка. Пошел дождик. Спрятались в укрытие. Смотрим, прислушиваемся, и начинает казаться, что у всех вещей есть голос, что все они разговаривают. И наши цветные карандаши, правда? Слышите, говорит красный: Я – роза. Я – костер. Я – рябина! Вслед за ним откликается оранжевый: Я – морковь. Я – апельсин. Я – мандарин! Желтый тоже не молчит: Я – утенок. Я – пшеница. Я – солнце! И зеленый шелестит: Я – трава. Я – сады. Я – леса! И голубой не отстает: Я – река. Я – море. Я – небо! И синий вторит: Я – чернила. Я – ночь. Я – океан! И фиолетовый шепчет: Я – слива. Я – сирень. Я – астра! (Дети кладут перед собой картинки, четко проговаривая звуки).
– Но дождь смолкает, и вместе с ним смолкают цветные карандаши. Глядите! – восклицает красный. Радуга – это я! И я! – добавляет оранжевый. И я! – улыбается желтый. И я! – ликует зеленый. И я! – не отстает голубой. И я! – веселится синий. И я! – смеется фиолетовый.
И все рады. В радуге над горизонтом – и розы, и апельсины, и пшеница, и трава, и небо, и океан, и сирень. В ней – все!
Видеть мир привыкли люди Белым, желтым, синим, красным. Пусть же все вокруг нас будет Удивительно прекрасным!
(Слайд № 11. На слайде картинка “Радуга” ).
– Давайте подумаем, ребята, а где же начало этого разноцветного мира, его истоки?
* Чтение текста на стр. 24 (читает логопед). Перед чтением детям дается установка: – Сейчас я прочитаю текст, вы внимательно его прослушайте и постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуками [ Р и Р’].
Игра с мячом “Один – много”
- Уточнение значений слов и словосочетаний
(Слайд №13). Начало реки – родник. Начало дерева – его корни. Начало человека – его Истоки. Яркий образ Истоков – Радуга.
(Слайд № 14) Словарь Истоков: Истоки. Живительная сила. Родная земля. Родное слово. Родной очаг. Радуга. Сияние Истоков.
Наши “Звуковички” предлагают нам игру “Светофор”.
– А сейчас ребята возьмите карточки “Словарь Истоков”, прочитайте слова и словосочетания, найдите в словах букву Р, карандашами отметьте позицию звуков [Р и Р’] – О О О
Игра “Слова – однофамильцы”. (Слайд № 17). Шарик может надуваться (руки широко сомкнуть перед собой), Может лаять и кусаться (смыкать пальцы рук с большим пальцем), Может в теннис он играть (имитировать игру в теннис), Может елку украшать (имитировать украшение елки). Ручка – дверная, пишущая, кукольная. Труба – подзорная, печная, музыкальный инструмент (картинки на доске).
– Игра “Подбери!”. К данным словам подбери звуковые схемы. Соедини слова и схемы стрелкой.
– Игра “Какие буквы съел Буквоед?” (Работа по карточкам)
4. Работа в парах.
– Оживите (раскрасьте) радугу. (На карточках рисунок радуги). Подготовить ответ на вопрос: Что дарит людям радуга? После выполненного задания дети отвечают на поставленный вопрос. – Мы посоветовались и решили … (Радуга дарит радость и красоту, свет, тепло и т.д.).
5. Чтение слов с буквой Р. (Слайд № 19, 18 “Азбука Истоков” – стр. 23).
6. Итог занятия, рефлексия:
– Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев так воспел прекрасную радугу: Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве, Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве!
– Что соединяет МОСТ – РАДУГА – ДУГА?
Вывод: Радуга! Семицветная арочка, соединяющая Небо, Землю и Человека.
Радуга – это сияние Истоков!
– Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, какую задачу мы ставили в начале занятия. Удалось ли ее решить? Понравилось ли вам работать вместе со “Звуковичками”? Что нового вы узнали? О чем вы сможете рассказать дома своим близким и родным? Понравилось вам занятие? Чем понравилось?
Дома поиграйте с буквой Р в прятки. А на другой карточке узнайте, кто с кем дружит.
Читайте также: