Информатика 8 класс программирование линейных алгоритмов конспект

Обновлено: 07.07.2024

1. Назовите, из каких основных разделов состоит программа?

2. Какие правила синтаксиса надо соблюдать при написании программы?

3. Как записывается раздел описания переменных? Для чего он нужен?

4. Назовите команды вывода данных.

5. Назовите команды ввода данных.

6. Каким образом можно ввести данные?

Формулирование темы и целей урока

Предлагаю вам поиграть. Я загадываю число в диапазоне от 0 до 10. Угадайте его. Дети пытаются угадать. Кто-то говорит, что играли в такую игру с младшими братьями/сестрами.

Сначала с детьми строим блок-схему программы, обсуждая ее построение:

Затем в системе программирования PascalABC записываем текст программы:

program task;
uses crt;
var x, y:integer;
begin
clrscr;
write('Ввведите число ');
readln(x);
y:=random(10);
writeln('компьютер загадал ', y);
end.

Запустите программу на выполнение. Учащиеся запускают и пытаются угадать число.

Опрос учащихся. Сколько раз вы угадали?

Затем учащиеся начинают задавать вопрос: как компьютер задает числа? По какому принципу? И на этом этапе добавляем цель урока: исследование функции random(x).

Давайте проанализируем. Построим таблицу:

Запустите программу 10 раз, посчитайте, какие числа и сколько раз выпадают чаще всего.

Анализируем результаты.

Делаем вывод: число 10 не выпало ни разу. Как изменить текст программы, чтобы число 10 тоже выпадало?

Как изменить программу, чтобы 0 не выпадал?

Вносим изменения в текст программы.

Итог урока

Случайные числа использовались в течение многих тысяч лет. Независимо от того, подкидывали ли монету или бросали кости, цель заключалась в том, чтобы получить случайный результат. Генераторы случайных чисел на компьютерах похожи – они пытаются достичь непредсказуемого случайного результата.

Генерация случайных чисел – это серьезная задача в программировании. Случайные числа принципиально важны для шифрования, генерации паролей и в научных экспериментах.

Подлинно случайное число никаким алгоритмом получить невозможно, хотя существуют более или менее удачные алгоритмы. Их уязвимости – периодичность появления одних и тех же чисел, зависимость друг от друга последовательных чисел, неравномерность распределения, обратимость.

Для получения случайного числа наиболее распространенный метод – обращение к внешнему источнику. Таковым, чаще всего выступает счетчик тактов процессора. Некоторые программы отслеживают движения мышки и тому подобное.

Домашнее задание

§3.3, разобрать логический тип данных, внести изменения в программу: осуществить вывод на экран д/н в зависимости, угадал пользователь число или нет, №8 стр. 126.

Источники


1. Познакомить с основными операторами линейных программ в Турбо Паскале; учить составлять программы, используя операторы ввода, вывода и присваивания.

2. Формировать навыки операционного и логического мышления, навыки общения с компьютером.

3. Воспитывать творческие и исследовательские качества учащихся, интерес к программированию.

План урока:

I. Организация начала урока.

II. Актуализация знаний.

III. Постановка целей и задач.

IV. Изучение нового материала.

V. Закрепление изученного на уроке.

VI. Информация о домашнем задании.

VII. Подведение итогов урока.

Конспект урока и презентация по информатике по теме Программирование линейных алгоритмов

Использованная литература:

1. Попов В. Б. Паскаль и Дельфи. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2005.

2. Семагина Е. Н. Паскаль для школьников: методическое пособие по программированию - Казань, 2003.

Ход урока:

I. Организация начала урока.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний. (Слайд 1.)

- Что такое алгоритм? ( Конечный набор точных и понятных предписаний, позволяющих механически решать конкретную задачу из определенного класса однотипных задач.)

- Назовите базовые структуры алгоритмов? (Следование (линейный), ветвление, повторение (цикл).)

- В какой форме записываются алгоритмы? (Словесная, графическая, программная.)

- Составьте алгоритм нахождения суммы чисел А и В.

Полную информацию смотрите в файле.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

повышение интереса к изучению предмета; воспитание навыка быстрого мышления; развитие творческой активности учащихся; развитие познавательных интересов.

Требования к знаниям и умениям:

  • Знать написание, назначение оператора ввода, вывода;
  • составлять простейшие программы на вычисление арифметических выражений;
  • исполнять программы на компьютере.
  • уметь применять полученные знания при выполнении практических заданий.

Тип урока: комбинированный.

Технология: формирование коммуникативной компетенции;

Конспект урока в 8 классе.

Тема: Программирование линейных алгоритмов.

1. Образовательные

Сформировать первоначальные представления о вводе и выводе данных.

научиться использовать полученные данные при составлении программ по математике;

2. Развивающие

умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать;

интерес к учению, стремление к расширению кругозора;

3. Воспитательные

Повышение мотивации учащихся на уроке;

Достижение сознательного уровня усвоения материала учащимися;

воспитание информационной культуры учащихся,

повышение интереса к изучению предмета; воспитание навыка быстрого мышления; развитие творческой активности учащихся; развитие познавательных интересов.

Требования к знаниям и умениям:

Знать написание, назначение оператора ввода, вывода;

составлять простейшие программы на вычисление арифметических выражений;

исполнять программы на компьютере.

уметь применять полученные знания при выполнении практических заданий.

Тип урока: комбинированный.

Технология: формирование коммуникативной компетенции;

Межпредметная связь: внутрицикловая(математика), внешнецикловая (история, литература)

Каналы общения: ученик-учитель, класс-учитель, ученик-ученик.

Психологический аспект урока выстроен по схеме: восприятие – осознание – понимание – воспроизведение – практическое применение.

Возраст учащихся: 8 класс.

Год обучения: второй

Место урока в учебном плане:

знают основные типы алгоритмов;

знают основные типы данных в Паскале;

знают арифметические операции и выражения;

знают разделы программы на Паскале;

Құрал-жабдықтар/Оборудование:

Флипчарт по теме (приложение 1), компьютеры, технологическая карта ученика

(приложение 2), разноуровневые карточки (приложение 3), интерактивная доска, локальная сеть, программа Pascal ABC.


Ход урока:

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Какое у вас настроение? Если хорошее -

улыбнитесь всем! Если нет - посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Начнем урок!


Я представила вам алгоритм в словесной форме. Посмотрите на доску. Этот же алгоритм изображен графически. А еще, какую форму представления алгоритмов различают? Сегодня на уроке мы познакомимся с операторами ввода и вывода информации, научимся составлять линейные программы (страница флипчарта 1).

II. Актуализация знаний учащихся

Но прежде чем приступим к изучению нового материала. Мы должны вспомнить, что изучали на прошлом уроке.

Проверка домашнего задания у нас будет проводиться в виде тестового опроса (страница флипчарта 2-3).


После выполнения теста - взаимопроверка.

III. Изучение нового материала.

1. Теоретическая часть.

Чтобы познакомиться с командами присваивания. Вводом и выводом данных, мы с вами сейчас просмотрим следующие страницы флипчарта, необходимые определения нужно записать в тетрадь.

Для начала, нам надо вспомнить, какие геометрические фигуры используются при составлении блок- схем.

Как мы уже знаем с вами, алгоритмы могут описываться в словесной форме, графически (в виде блок-схем) и программой на языке программирования. На этой странице представлена графическая форма алгоритмов.


( страница флипчарта 5).

Прочитайте пословицу, зашифрованную в двух блок-схемах.

Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.

Куй железо, пока горячо.

Назовите к какому типу относятся каждая блок-схема.(Самопроверка производится путем перетаскивания правильного варианта ответа указателем из-под изображения).

Команды вывода на экран текста или (и) значения переменных( страница флипчарта 6).


WRITE ( ); - выводит на экран, указанные в скобках параметры, курсор остается в этой же строке.
WRITELN ( ); - выводит на экран, указанные в скобках параметры, после вывода курсор переходит в начало следующей строки экрана.

Writeln('Мне 12 лет'); На экране появится: Мне 12 лет

a:=9;
Writeln('Я учусь в ', а,' классе'); На экране появится: Я учусь в 9 классе

х:=3;у:=6;
Writeln(х+у,' тенге'); На экране появится: 9 тенге


Команда ввода (считывания) с клавиатуры значения переменных во время работы программы ( страница флипчарта 7).

READ ( ); или READLN ( ); - считывает перечисленные в скобках переменные значения, введенные с клавиатуры (через пробел или после каждого значения нажимают Enter) Если значения вводились через пробел, то после ввода следует нажать Enter.
В качестве параметров в круглых скобках через запятую указываются имена переменных, значения которых считываются.
При работе с простыми переменными рекомендуется использовать команду Readln ( );
Перед каждой командой ввода рекомендуется выводить на экран поясняющий текст с информацией о том, что именно нужно ввести.
Пример. Запросить с клавиатуры значение переменной а.
Var a : Integer;

Write (‘a=’);
Readln(а);

На экране появится а= и после знака равно будет мигать курсор в ожидании ввода с клавиатуры целого числа. После ввода числа необходимо нажать Enter.

Для того, чтобы не переходить к окну с результатами работы программы (alt+F5) после запуска программы на выполнение, последней командой в любой программе перед End. записывается команда Readln; (Программа ждет нажатия Enter).

Задача. Найти сумму двух чисел.

Var a, b,summa :Integer;

Writeln(' Введите два числа ');

Writeln (' сумма двух чисел равна', summa);

Readln;

Элементы блок-схемы операторов ввода, вывода (страница флипчарта 8).



Дети конспектируют в тетради определения.

Первичное закрепление.

Приоритет выполнения операций в ABC Pascal такой же, как и в математике.

Достаточно только научиться правильно, записывать математические выражения на языке Pascal

1). Записать по правилам языка Pascal следующие выражения (страница флипчарта 9):

Дети поочередно работают у доски.

Математическая запись Запись выражений на Паскаль



(a+2*b-3*c)/(5*a+4)




c=a+b

Десятичная запятая в Pascal обозначается точкой

2). Зрительный диктант (страница флипчарта 10).

Коллективное выполнение заданий:

а). Что выведется на экран?

а:=12; b:=7;

Writeln(' Разность ', а ,' и ', b ,' равна ', а-b);

Program prim

var a,P:integer;

writeln('ввести числа')

writeln('площадь равна')

3.Тренинг-задачи (страница флипчарта 12).


Учитель показывает правила составления программы:

Составим программу вычисляющую s = а / b.

program zadacha1_1;

var a,b,s:real;

writeln('введите число a ');

writeln('введите число b ');


Ссылка на программу . Запуск программы.

Составьте программу, вычисляющую p=a*b


Дети составляют программу по образцу.


Проверь! (ссылка на запуск программы).

Графический диктант (страница флипчарта 12).

Дети в тетрадях составляют блок-схему.

Составить блок - схему к программе.

(Блок-схема (спрятана под фигурой)


Программа Блок-схема

program zadacha1_1;

var a,b,p:real;

writeln('введите число a ');

writeln('введите число b ');

writeln('а*b =',p);


(под блок-схемой спрятан другой вариант решения данной программы).

3. Физкультминутка (страница флипчарта 13).

Упражнение для глаз.


(Ссылка на Flash ).

Практическая работа (страницы флипчарта 14,15-16).


Работа по разноуровневым карточкам.

Ребята, подходит к концу 2011 год, он богат хорошими событиями для нашей Республики. Назовите их.

А какой великий праздник приближается?


Написать программу, выводящую информацию:


16 декабря Республика Казахстан будет отмечать 20-летний юбилей Независимости.


Составить программу по алгоритму:

Во всех программах не забывать в начале Uses crt; и в конце readkey:



Написать программу нахождения стоимости покупки. Значения цены и количества вводятся с клавиатуры. Добавьте комментарии к программе.

IV. Домашнее задание (страница флипчарта 17).

1. Повторить конспект урока.

2. Составить программу нахождения площади и периметра шестиугольника.

V. Итог урока. (страница флипчарта 18).


Ребята, сегодня мы рассмотрели операторы ввода и вывода на основе линейных алгоритмов, на последующих уроках познакомимся с решением задач на составление разветвляющихся и циклических алгоритмов.

А сейчас ответьте на вопросы

1.Какая команда служит для ввода данных? Для вывода данных?

2.Чем отличается вывод информации на экран компьютера оператором

write( ) от вывода оператором writeln( ) ?

3.Как вывести на экран текст?

4.Можно ли вывести на экран несколько переменных или текстов одним оператором writeln()?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы

Общие сведения

Контрольные вопросы

Цель работы

Главная страница

 Общие сведения Линейным называется алгоритм, в котором результат получается путем однократного выполнения заданной последовательности действий при любых значениях исходных данных. Операторы программы выполняются последовательно, один за другим, в соответствии с их расположением в программе. Главная страница

Общие сведения

Линейным называется алгоритм, в котором результат получается путем однократного выполнения заданной последовательности действий при любых значениях исходных данных. Операторы программы выполняются последовательно, один за другим, в соответствии с их расположением в программе.

Главная страница

Примеры решения задач Главная страница

Примеры решения задач

Главная страница

Примеры решения задач Главная страница

Примеры решения задач

Главная страница

Читайте также: