Используя конспект урока напишите три глобальные проблемы в системе общество природа

Обновлено: 01.07.2024

Структура разработанного урока ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а так же на решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

В содержание урока рассматриваются понятие о глобальных экологических проблемах, их типах и взаимосвязях, пути решения, роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Разработанный урок предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. К ним относятся:

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

- обоснование суждений, доказательств, объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

- владение основными видами публичных выступлений, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Знания, умения и навыки, приобретенные входе этого урока, учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни.

ВложениеРазмер
konspekt.globalnye_problemy_chelovechestva_10_klass.doc 65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структура разработанного урока ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а так же на решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

В содержание урока рассматриваются понятие о глобальных экологических проблемах, их типах и взаимосвязях, пути решения, роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Разработанный урок предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. К ним относятся:

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

- обоснование суждений, доказательств, объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

- владение основными видами публичных выступлений, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Знания, умения и навыки, приобретенные входе этого урока, учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни.

Цель урока: освоение системы географических знаний о географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения.

1)Сформировать понятие о глобальных экологических проблемах человечества, геоэкологических процессов и явлениях;

2)Воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

3)Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с экологическими проблемами мира, его регионов и крупнейших стран.

Тип урока – изучение нового материала.

Метод и приемы обучения - беседа, словесно- наглядный; поисковый;

самостоятельная работа учащихся.

I Вводная часть – 5 минут

1. Организация класса.

2. Актуализация знаний, подготовка учащихся к восприятию нового материала.

II Главная часть – 25 минут

1. Изучение нового материала.

III Заключительная часть – 10 минут

1. Выявление понимания изученного материала. (Дискуссия за круглым столом).

2. Совершенствование знаний. (Выполнение заданий).

3. Домашнее задание.

I Вводная часть

Тема урока – глобальные экологические проблемы. В настоящее время особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения. Глобальные проблемы вашими глазами – вот цель нашего урока. Что мы можем сделать в деле охраны природы здесь и сейчас. Мы можем создать письмо – обращение или плакат. Поэтому подумайте о том, что можно нарисовать, написать в ходе урока.

II Главная часть

Глобальными проблемами называют те проблемы, которые, во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев; во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации; в – третьих, требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.

Все глобальные проблемы можно объединить в 3 группы:

  1. Проблемы экономического и политического взаимодействия государств (интерсоциальные). Среди них наиболее злободневными являются:

- глобализация политической власти и структуры гражданского общества

- преодоления технологической и экономической отсталости развивающихся стран и установление нового международного порядка.

  1. Проблемы взаимодействия общества и природы (эколого-социальные). В первую очередь это:

- предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды

- обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьем, энергией, продовольствием)

- освоение Мирового океана и космического пространства.

  1. Проблемы взаимоотношений людей и общества (социокультурные). Главные из них:

- проблема роста народонаселения

- проблема охраны и укрепления здоровья людей

- проблемы образования и культурного роста.

2-ой: Моя планета – человечий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан?!

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу…

3-ий: Прежде люди не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Сегодня начали осознавать: наш дом, - планета Земля, в опасности! Она медленно погибает…

4-ый: Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных.

5-ый: Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.

6-ой: В минуту вырубаются 20га тропических лесов.

7-ой: 5 млрд тонн углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу.

Так что же? Земля – исчезающая планета?

Нет! Колокола тревоги зазвучали вовремя. Но опасность катастрофы слишком велика.

- Каков же диагноз?

Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Черные, раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

Черные сотрешь ли, человек?

III Заключительная часть

Учитель приглашает всех за круглый стол. Ребята рассказывают о проблемах, учитель задает вопросы, направленные на участие каждого в деле охраны природы.

После дискуссии об экологических проблемах, учащиеся выполняют задания:

1) Определите степень санитарного благоустройства нашего села по показателям:

1. Выявите наличие ливневой канализации, мусоросборников, урн, асфальта.

2. Отметьте санитарно-гигиеническое состояние участков около магазинов, пищевых бачков, мусорных контейнеров, урн.

3. Выявите причины загрязнения территории отходами.

4. Как местные жители (Вы) воспринимают загрязнение территории их проживания отходами.

2) Составьте список предметов, которые из отходов могут превратиться в доходы.

3) Класс поделить на 2 команды: на листе бумаги перечислите причины загрязнения воздуха в нашем районе.

Расскажите о влиянии состояния воздуха на самочувствие жителей нашего города и села.

4) Перенесемся в 2100 год. Воздух в городе кристально чист и прозрачен – ни копоти, ни пыли, ни газа. Пофантазируйте, каким образом удалось прекратить загрязнение окружающей среды.

5) Назовите причины загрязнения берегов рек бытовыми отходами.

6) Сколько воды мы потеряем за сутки, месяц, год, если из плохо закрытого крана капает вода – 50 капель в минуту.

Так что же нам делать?! Детство, отрочество, юность – прекраснейшая пора, когда не только весь мир, но и сам себе кажешься вечным, бессмертным. И вдруг это великое чувство вечности зеленого мира будет утрачено?

Человечество вступает в новую эру существования – в эпоху, требующую кардинальной перестройки основных ценностных шкал, новых принципов морали и нравственности, новых способов разрешения противоречий. Иначе говоря, мы вступили в эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится думать по-иному.

Вы слышали о Всемирной стратегии охраны природы, которую называют еще стратегией выживания человечества? Документ подготовлен Международным союзом охраны природы, одобрен Генеральной ассамблеей ООН и представляет собой своего рода кодекс поведения на Земле. Стратегия призывает все страны мира объединить силы для спасения флоры и фауны.

Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой и цветущей наша планета или же превратится в безжизненную пустыню – вот в чем вопрос. От личного участия каждого в движении за мир и за здоровую биосферу зависит, каким станет лик Земли и где находится человечество в данный момент – в начале или в конце своего путешествия в будущее.

Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано… Земля с ее биосферой – величайшее чудо, и она у нас только одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. Мир спасет надежда, если она останется жить в каждом человеческом сердце.

Что сделать для того, чтобы человечество сохранило все живое? Что же могу сделать я? Один из 6млрд людей. Если только задавать вопросы и ждать, что кто-то сделает за тебя, ничего не получится. Но если на вопросы отвечать делом, то каждый и все вместе смогут многое.

Учитель задает домашнее задание: написать письмо-обращение к жителям села. (Учебник стр. 311-317)

Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблемы следует отличать от региональных, локальных и частных.

Отечественными учеными И. Т. Фроловым и В. В. Загладиным разработан вариант классификации глобальных проблем.

1. Первую группу составляют проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т. е. между группами государств. Эти проблемы следует называть интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установление справедливого международного экономического порядка.

2. Вторая группа объединяет проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, пресной водой, чистым воздухом и т. д. К этой же группе относится проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, проблема разумного освоения мирового океана и космического пространства. 3. Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой человек–общество. Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности.

Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды.

Можно выделить три основных фактора ухудшения экологической обстановки.

В подходе к решению экологических проблем можно выделить три главных направления, формирующих основные стратегии природоохранной деятельности. Ограничительная стратегия в качестве главного средства предотвращения экологических катастроф предлагает ограничение развития производства и, соответственно, потребления.

Стратегия оптимизации предполагает нахождение оптимального уровня взаимодействия общества и природы. Такой уровень не должен превышать критического порога загрязнения. Стратегия замкнутых циклов предполагает создание производств, построенных по циклическому принципу, за счет чего достигается изоляция производства от воздействия на окружающую среду. Замкнутые циклы возможны при использовании биотехнологии, позволяющей перерабатывать неорганические отходы производства в органические вещества. Последние могут быть вновь использованы для создания полезных человеку продуктов.

Второй фактор ухудшения экологической обстановки связан с ограниченностью ресурсной базы нашей планеты. От всех опасностей, наступающих вследствие истощения ресурсов, может спасти только продуманная политика, например, развитие нематериалоемких производств.

Неконтролируемый рост населения — третий фактор ухудшения ситуации. Он подрывает ресурсную базу, стремительно приближает нас к максимально допустимым нагрузкам на природную среду. Превышение порогового уровня такой нагрузки ведет за собой разрушение природной среды. По-видимому, отходы человеческой жизнедеятельности и производства будут расти вместе с населением, и кто знает, когда будет перейден критический рубеж допустимого загрязнения.

К этой группе глобальных проблем следует отнести и такую, которую можно назвать экстернальной. Речь идет о космических объектах, например, Тунгусском метеорите, способных, в случае столкновения с ними, нанести нашей планете серьезный ущерб. Наличие такой угрозы должно объединять государства, заставляя их совместно разрабатывать методы защиты планеты.




Глобальные проблемы современности

4. Пути выхода из кризиса и будущее человечества

Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблемы следует отличать от региональных, локальных и частных.

Отечественными учеными И. Т. Фроловым и В. В. Загладиным разработан вариант классификации глобальных проблем.

1. Первую группу составляют проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т. е. между группами государств. Эти проблемы следует называть интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установление справедливого международного экономического порядка.

2. Вторая группа объединяет проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, пресной водой, чистым воздухом и т. д. К этой же группе относится проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, проблема разумного освоения мирового океана и космического пространства. 3. Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой человек–общество. Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности.

Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды.

Можно выделить три основных фактора ухудшения экологической обстановки.

В подходе к решению экологических проблем можно выделить три главных направления, формирующих основные стратегии природоохранной деятельности. Ограничительная стратегия в качестве главного средства предотвращения экологических катастроф предлагает ограничение развития производства и, соответственно, потребления.

Стратегия оптимизации предполагает нахождение оптимального уровня взаимодействия общества и природы. Такой уровень не должен превышать критического порога загрязнения. Стратегия замкнутых циклов предполагает создание производств, построенных по циклическому принципу, за счет чего достигается изоляция производства от воздействия на окружающую среду. Замкнутые циклы возможны при использовании биотехнологии, позволяющей перерабатывать неорганические отходы производства в органические вещества. Последние могут быть вновь использованы для создания полезных человеку продуктов.

Второй фактор ухудшения экологической обстановки связан с ограниченностью ресурсной базы нашей планеты. От всех опасностей, наступающих вследствие истощения ресурсов, может спасти только продуманная политика, например, развитие нематериалоемких производств.

Неконтролируемый рост населения — третий фактор ухудшения ситуации. Он подрывает ресурсную базу, стремительно приближает нас к максимально допустимым нагрузкам на природную среду. Превышение порогового уровня такой нагрузки ведет за собой разрушение природной среды. По-видимому, отходы человеческой жизнедеятельности и производства будут расти вместе с населением, и кто знает, когда будет перейден критический рубеж допустимого загрязнения.

К этой группе глобальных проблем следует отнести и такую, которую можно назвать экстернальной. Речь идет о космических объектах, например, Тунгусском метеорите, способных, в случае столкновения с ними, нанести нашей планете серьезный ущерб. Наличие такой угрозы должно объединять государства, заставляя их совместно разрабатывать методы защиты планеты.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Зачетный Опарыш

Лучший ответ:


Энджелл

26 Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1) Обострение противоречий между человеком и природой. 2) Состояние окружающей среды — современная ситуация на планете. 3) Экологические проблемы в развитых и развивающихся странах. 4) Сохранение природы как вопрос выживания человечества. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

27 Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) объяснение смысла понятия, например: антропогенное давление — влияние деятельности человека на окружающую среду; 2) ответ на вопрос: в развитых странах антропогенное давление осуществляется за счет развития индустрии, в развивающихся — за счет избыточного использования природных ресурсов. (Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу форме)

28 Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос, допустим: — интенсивное и глобальное воздействие человека на окружающую среду; — рост материальных потребностей человека, в то время как способность природной среды удовлетворять их ограничена; 2) ответ на второй вопрос: использование стратегии бережливости в отношении с окружающим миром. Ответы могут быть даны как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

29 Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) два изменения, допустим: — необратимые изменения в природных системах; — подрыв естественных условий и ресурсов существования поколений жителей планеты; 2) ответ на вопрос: — развитие производства; — рост населения; — урбанизация; — научно-технический прогресс. Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу форме

30 Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на вопрос: разрушение природы оборачивается экономическим ущербом и социальным уроном; (Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу форме.) 2) примеры, допустим: — выжигание сухой травы весной может привести к большим пожарам и причинить ущерб населенным пунктам; — создание свалок ведет к ухудшению качества воздуха и питьевой воды; — истребление воробьев в Китае привело к тому, что расплодились грызуны, которые причиняли ущерб зерновым культурам. Могут быть приведены другие примеры

31 Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) пояснение, например: природа — естественная среда обитания человека, уничтожение природы подрывает основы существования человечества; 2) аргумент, допустим: экологический кризис является глобальной проблемой, а разрешение глобальных проблем возможно только усилиями всего человечества. Может быть дано другое пояснение, приведен иной аргумент




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: освоение системы экологических знаний о экологических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения.

Задачи: 1)Сформировать понятие о глобальных экологических проблемах человечества, геоэкологических процессов и явлениях; 2)Воспитывать бережное отношение к окружающей среде; 3)Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с экологическими проблемами мира, его регионов и крупнейших стран.

Тип урока – изучение нового материала.

Метод и приемы обучения - беседа, словесно- наглядный; поисковый; самостоятельная работа учащихся.

I Вводная часть Тема урока – глобальные экологические проблемы. В настоящее время особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения. Глобальные проблемы вашими глазами – вот цель нашего урока. Что мы можем сделать в деле охраны природы здесь и сейчас. Мы можем создать письмо – обращение или плакат. Поэтому подумайте о том, что можно нарисовать, написать в ходе урока.

II Главная часть

Глобальными проблемами называют те проблемы, которые, во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев; во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации; в – третьих, требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.

Все глобальные проблемы можно объединить в 3 группы:

Проблемы экономического и политического взаимодействия государств (интерсоциальные). Среди них наиболее злободневными являются: - глобальная безопасность - глобализация политической власти и структуры гражданского общества - преодоления технологической и экономической отсталости развивающихся стран и установление нового международного порядка.

Проблемы взаимодействия общества и природы (эколого-социальные). В первую очередь это:

- предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды - обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьем, энергией, продовольствием) - освоение Мирового океана и космического пространства.

Проблемы взаимоотношений людей и общества (социокультурные). Главные из них:

- проблема роста народонаселения - проблема охраны и укрепления здоровья людей - проблемы образования и культурного роста.

СОЦИОЭКОСИСТЕМА - динамическая система "Природа - общество" с постоянно меняющимися естественными условиями среды обитания человека и уровнем использования обществом окружающей природной среды. С точки зрения классификации выделяют такие виды социоэкосистем: глобальная социоэкосистема - общество - природа всей планеты; региональные социоэкосистемы - государственные, областные, районные; локальные социоэкосистемы - городские, сельские, с/хозяйственные.

2-ой: Моя планета – человечий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан?!

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу…

3-ий: Прежде люди не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Сегодня начали осознавать: наш дом, - планета Земля, в опасности! Она медленно погибает…

4-ый: Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных.

5-ый: Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.

6-ой: В минуту вырубаются 20га тропических лесов.

7-ой: 5 млрд тонн углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу.

Так что же? Земля – исчезающая планета? Нет! Колокола тревоги зазвучали вовремя. Но опасность катастрофы слишком велика.

- Каков же диагноз?

III Заключительная часть

Учитель приглашает всех за круглый стол. Ребята рассказывают о проблемах, учитель задает вопросы, направленные на участие каждого в деле охраны природы.

После дискуссии об экологических проблемах, учащиеся выполняют задания:

1) Определите степень санитарного благоустройства нашего района (города) по показателям:

1. Выявите наличие ливневой канализации, мусоросборников, урн, асфальта.

2. Отметьте санитарно-гигиеническое состояние участков около магазинов, пищевых бачков, мусорных контейнеров, урн.

3. Выявите причины загрязнения территории отходами.

4. Как местные жители (Вы) воспринимают загрязнение территории их проживания отходами.

2) Составьте список предметов, которые из отходов могут превратиться в доходы.

3) Класс поделить на 2 команды: на листе бумаги перечислите причины загрязнения воздуха в нашем районе.

Расскажите о влиянии состояния воздуха на самочувствие жителей нашего города и района

4) Перенесемся в 2100 год. Воздух в городе кристально чист и прозрачен – ни копоти, ни пыли, ни газа. Пофантазируйте, каким образом удалось прекратить загрязнение окружающей среды.

5) Назовите причины загрязнения берегов рек бытовыми отходами.

6) Сколько воды мы потеряем за сутки, месяц, год, если из плохо закрытого крана капает вода – 50 капель в минуту.

GP

Глобальные проблемы возникли во второй половине 20 века, от их решения зависит судьба всего человечества.

Причины возникновения глобальных проблем

  • Целостность современного мира, всемирная общность людей, которая проявляется в тесных связях стран в различных сферах общества. Отсюда и появление проблем, так как всегда есть несогласие по каким-то вопросам, стремление занять первенство в чём-либо, диктовать условия другим.
  • Возросшая экономическая мощь человечества,развитие технологий, что, к сожалению, имеет и отрицательную сторону: нерациональное использование открытий человеческого разума, негативное влияние на природу. Человечество созидает и разрушает одновременно.
  • Неравномерность развития стран, которая приводит к конфликтам между ними (между развитыми и развивающимися странами)
  • Превращение противоречий, конфликтов, проблем из локальных в общемировые.

Таковы причины возникновения глобальных проблем. Одни из проблем возникли с началом освоения космоса, другие появились в конце 20-21 го века, например, проблема терроризма.

Признаки глобальных проблем

  • Масштаб проявления. Они выходят за рамки отельного государства и даже региона планеты.
  • Острота проявления, необходимость решать их как можно скорее.
  • Комплексный характер, то есть все проблемы тесно взаимосвязаны, взаимодействуют друг на друга, одна проблема тянет за собой ряд других.
  • Возможность решения проблем только совместными усилиямивсех стран и народов.
  • Влияние на ход развития человеческой цивилизации.

Типы глобальных проблем

1.Проблемы между государствами

( преодоление экономической отсталости развивающихся стран, установление нового международного порядка)

  • Проблема международного терроризма

2.Проблемы взаимодействия человечества и природы

  • Экологическая проблема (предотвращение загрязнения окружающей среды, бережное отношение к природе)
  • Сырьевая проблема (обеспечение человечества сырьём, необходимым для развития экономики): истощение ресурсов, животного и растительного мира.
  • Продовольственная проблема (обеспечение продовольствием, борьба с голодом)
  • Рациональное использование мирового океана и космоса.
  • Негативные последствия НТР, непредсказуемость их внедрения на жизнь общества и природы.

3.Проблемы взаимоотношений людей в обществе

Пути решения глобальных проблем

  • Выявление глобальных проблем, придание им статуса мировых, планирование решений и контроль за их исполнением со стороны специально для этого созданных международных организаций.
  • Изучение причин, приводящих к возникновению проблем, стремление избежать их.
  • Создание чёткой международной системы прогнозирования глобальных проблем.
  • Формирование нового планетарного мышления, чтобы каждый человек осознавал себя не только гражданином своей страны, но и всего мира, был неравнодушен к проблемам человечества.

Пути решения некоторых глобальных проблем

1.Предотвращение новой мировой войны

  • Создание международной организации ( ООН), цель которой — сотрудничество стран в деле предотвращения конфликтов между странами.
  • Оказание конфликтующим странам помощи в мирном урегулировании проблем.
  • Подписание международных договоров о сокращении вооружения, прекращении ядерных испытаний.
  • Установление жёсткого международного контроля за ядерным и химическим оружием.
  • Широкое привлечение к решению проблемы общественных организаций.

Термины

Пацифизм — антивоенное миротворческое движение, выступающее против любых войн, какие бы цели они ни преследовали.

Пагуошское движение учёных, выступающих за мир, разоружение, международную безопасность. Зародилось в 1955 году (А.Энштейн, Ф.Жолио-Кюри, Б. Рассел и др.).

Международное студенческое и молодёжное Пагуошское движение началось в 1987г.

В 1995- Пагуошское движение стало лауреатом Нобелевской премии мира за многолетние усилия по запрещению ядерного оружия.

2.Экологическая проблема

6.Проблема мирного освоения космоса

  • Сотрудничество стран в освоении космоса.
  • Неиспользование космоса в военных целях, а только в мирных.

7.Проблема международного терроризма

Цель террора — достижение политических, экономических, социальных изменений в государстве, подрыв международного порядка.

Существует несколько видов терроризма, поэтому и пути решения проблемы в каждом отдельном случае — свои.

Виды терроризма

  • Националистический (национальный, этнический, сепаратистский), цель которого — решить национальные вопросы.
  • Религиозный — характеризуется попытками вооружённых группировок вести борьбу за распространение своей религии.
  • Криминальный – формируется на основе какого- либо бизнеса, чаще всего это наркобизнес, контрабанда, незаконная продажа оружия. Цель – защита своего бизнеса, создание напряжённости в стране, которая создаёт благоприятные условия для подобного рода бизнеса.
  • Экологический — характеризуется тем, что террористы насильственными методами выступают против прогресса вообще за сохранение чистоты природы.
  • Политический терроризм имеет целью заставить страну или мировое сообщество выполнить их политические требования.

Говоря о признаках проблемы терроризма как мировой, нужно отметить, что, наряду с общими признаками, свойственными любой глобальной проблеме, терроризм имеет ряд специфических признаков:

  • Проблема терроризма связана со всеми основными сферами жизнедеятельности людей.
  • Большое влияние на проблему оказывают криминальные структуры, что делает её ещё более острой.
  • Важной чертой терроризма является его непредсказуемость, что значительно осложняет борьбу с ним. Часто в проведении террористических акций привлекаются люди с неуравновешенной психикой. Проблема терроризма всегда связана со страшными последствиями- гибелью людей(ведь именно террористические акции приводят к страху, к панике людей, чего и добиваются террористы).

Пути решения проблемы международного терроризма

  • Повышение контроля за деятельностью зарубежных организаций, с целью максимального снижения возможности экспорта терроризма в страны.
  • Активизирование превентивной, то есть предупредительной деятельности, устранение предпосылок возникновения террористических организаций, нейтрализация существующих.
  • Осуществление мер, способных снизить напряжённость в странах: проведение активной молодёжной политики, сокращение безработицы, решение социально-экономических проблем.
  • Стабилизация политической обстановки, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни
  • Создание благоприятных условий для развития различных этносов с целью предотвращения конфликтов на религиозной и национальной почве.

Взаимосвязь и взаимодействие глобальных проблем

Все глобальные проблемы тесно связаны друг с другом. На ЕГЭ могут встретиться вопросы , суть которых в следующем: приведите примеры взаимодействия глобальных проблем.

Читайте также: