Использование охраны животных конспект

Обновлено: 04.07.2024

Цель: сформировать знания о снижении численности видов по вине человека, познакомить с животными, занесёнными в Красную книгу России, Краснодарского края, с мерами по охране животных, убедить в важности бережного отношения к природе.

Оборудование: исследовательские карты, тесты, мультимедийная система, экран или интерактивная доска, презентация.

1. Организационный момент. (Звучит музыка леса.)

(1 слайд) Эпиграф

Твердим о том, что дел невпроворот,
но мы ещё придем просить прощенья
у этих рек, барханов и болот.

Мы живем с вами в красивейшем уголке нашей Родины, в Краснодарском крае. У нас есть горы, леса, реки. Многие люди любят отдыхать в лесу, на берегу реки. Представьте, что вы идёте по берегу реки, под ногами у вас влажный песок. Вы обернулись и увидели свои следы.

(2 слайд) Сегодня наш урок мы назовём “След на земле”.

Ребята, а какие следы оставляют люди в природе? К чему это приводит?

Как вы думаете, какая цель нашего урока?

Целью нашего урока будет знакомство с причинами сокращения численности животных, мерами по охране животных, о важности бережного отношения к природе.

По ходу нашего урока мы будем заполнять исследовательскую карту по теме “Меры по охране животных”, основы которой лежат у вас на столах. Эта карта поможет вам выполнить тест в конце урока. Изучить новую тему нам помогут экологи, которые заранее поработали над этой проблемой.

Исследовательская карта

Меры охраны животных

1. зубр, рысь, выдра, бобр, олени, леопард, тигр, синий кит, тюлень, белый медведь, дельфин, амурский тигр. (охота запрещена)

2. вид животных, нигде более не встречающийся (русская выхухоль)

3. особо охраняемая территория, исключенная из любой хозяйственной деятельности

4. территория, в пределах которой постоянно или временно запрещена хозяйственная деятельность

5. вселение вида на новую территорию (ондатра, енотовидная собака)

6. возращение ранее исчезнувшего вида (соболь, бобр)

7. (лошадь Пржевальского)

(Излагают учащиеся, которые получили задание заранее).

Вы назвали много печальных следов деятельности человека на земле, многие из них приводят к исчезновению животных.

За последние 400 лет на земле исчезли более 100 видов позвоночных животных.

(3 слайд) Например, в 1768году была убита последняя морская корова.

(4 слайд) Причины сокращения численности животных: в результате деятельности человека: охота, рыболовство, изменение среды обитания животных.

А следовательно необходимо беречь и охранять животный мир.

(5 слайд) Меры охраны животных.

Учённые всего мира забили тревогу и решили издать Красную книгу, в которой создали перечень редких и исчезающих видов животных и растений.

(6 слайд) Первая международная Красная книга вышла в 1966г., Красная книга России в 1974г., Красная книга Краснодарского края в 1994г.

В Красной книге России 68 видов млекопитающих .Назовите животных, изображённых на слайдах.

(7, 8, 9, 10 слайд) (выдра, бобры, пятнистый олень, тюлень, северный олень, белый медведь, амурский тигр, синий кит). Охота на всех этих животных запрещена.

(11 слайд) Под охраной находятся и виды эндемики.

Эндемик – животные более нигде не встречающиеся (русская выхухоль).

В Красной книге Краснодарского края 100 видов позвоночных животных.

(12, 13 слайд) (зубр, рысь, благородный олень, леопард, дельфин афалина).

(14 слайд) Для охраны редких и исчезающих видов создаются заповедники. (заполнить конспект)

В заповеднике острова Врангеля под охраной белый медведь. В Лапландском – северный олень. В Воронежском, восстанавливают численность бобра.

(15 слайд) В Кавказском биосферном заповеднике находятся под охраной зубры.

Зубры в 1927 г. уничтожены. Селекционеры с 40 по 60 г. воссоздали горную форму зубра, который является гибридом кавказского и беловежского. Сейчас обитает 1000 особей.

(16 слайд) Кроме заповедников, есть заказники. (заполнить конспект)

(17 слайд) В Сочинском федеральном заказнике под охраной находятся кабаны, олени, косули, серны, норки, выдры, медведи.

(18 слайд)Есть животные, которые не встречаются в дикой природе. Но сохранились в зоопарках. В зоопарках разводятся лошади Пржевальского. (заполнить конспект)

(19 слайд) Акклиматизация – это вселение вида в новые места обитания.

Ондатра – североамериканский грызун, расселилась по всей Евразии. В Краснодарском крае водится енотовидная собака. (заполнить конспект)

(20 слайд) Реакклиматизация – это возвращение ранее исчезнувшего вида (соболь, бобр с Аляски и севера Канады на Таймыр и остров Врангеля, заведен овцебык.) (заполнить конспект)

(22 слайд) И так у вас получилась исследовательская карта.

Какие же меры принимают для охраны животных ?

Меры по охране животных.

Животные Красной книги: зубр, рысь, выдра, бобёр, олени, леопард, тигр, синий кит, тюлень, белый медведь, дельфин.(охота запрещена).

Эндемик - вид животных, нигде более не встречающийся (выхухоль русская)

Заповедник - особо охраняемая территория, исключенная из любой хозяйственной деятельности

Заказник – территория, в пределах которой постоянно или временно запрещена хозяйственная деятельность

Разведение в зоопарках (лошадь Пржевальского)

Акклиматизация - вселение вида на новую территорию(ондатра, енотовидная собака)

Реакклиматизация - возращение ранее исчезнувшего вида (соболь, бобр)

Мы много говорили об охране природы. А чарующая красота природы, позволят сохранить нам наше здоровье. Поэтому давайте отдохнём под звуки природы.

Музыка (динамическая пауза)

А сейчас закрепим новый материал.

(23, 24 слайд) Фото животных.

Тем ребятам, которые сегодня особенно активно работали, я хочу предложить индивидуальные задание по решению экологических проблем:

1.* В мировой океан ежегодно поступает около 13-14 миллионов тонн нефтепродуктов. Нефть попадает в море в результате утечки при погрузке, авариях.

Задание: Опишите последствия разлива нефти в океане. Предложите пути выхода.

2.*В нашей стране стали усиленно уничтожать выдру как вредителя рыбоводства. Однако это повлекло за собой вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы.

Задание: Как это объяснить?

3. *Зимой на трассах в средней полосе России участились аварии виновниками, которых были лоси.

Задание: Как это объяснить? Предложите пути решения проблемы.

(Лоси выходили на дорогу за солью)

Всем остальным в это время я предлагаю выполнить тест.

Выполните тест по вариантам. В каждом задании обведите только один правильный ответ.

Инструкция по работе с тестом.

В каждом вопросе выберите и обведите в кружок только один правильный ответ.

Тест по теме “Охрана животных”

1. Какое животное занесено в Красную книгу?

Б. Амурский тигр

Г. Бурый медведь

2. Особо охраняемая территория, исключенная из любой хозяйственной деятельности

3. Вселение вида на новую территорию

4. Меры по восстановлению синего кита

Б. Разведение в зоопарке

В. Запрет на охоту

5. Какое животное является видом эндемиком

Инструкция по работе с тестом.

В каждом вопросе выберите и обведите в кружок только один правильный ответ.

Тест по теме “ Охрана животных”

1. Какое животное занесено в Красную книгу?

Г. Бурый медведь

2. Территория, в пределах которой постоянно или временно запрещена хозяйственная деятельность

3. Какое животное акклиматизировано в России

4. Расселение в те районы, где животные жили раньше

5. Меры по восстановлению лошади Пржевальского

Б. Разведение в зоопарке

В. Запрет на охоту

(25 слайд) Ключ теста (на доске)

I. 1.Б. 2.Б. 3.А. 4.В. 5.А. II. 1.Б. 2.А. 3.А. 4.Б. 5.Б.

А сейчас . нам расскажут, над какой проблемой они работали.

  • посадить дерево,
  • вырастить сына,
  • построить дом.

И сделать это надо так, чтобы не навредить окружающей среде.

А сейчас я предлагаю вам творческую работу по группам. Отвечают по одному человеку с каждого ряда по очереди и не повторяясь. Назовите, те дела, которые может лично каждый из вас сделать для охраны природы, чтобы оставить только хорошие следы на Земле.

6. Итог урока

Ребята. Что мы с вами сегодня изучили?

Опрос терминов (меры по охране животных) с использованием сигнальных карточек. (Карточки четырёх цветов: синий, красный, жёлтый, зелёный. С другой стороны номера: 1, 2, 3, 4. Учитель называет определение, а ученики поднимают карточку с нужным номером).

На доске термины:

(26 слайд) На конгрессе женщин М.С. Горбачёву женщины подарили стеклянный глобус. Чтобы правители всех стран, помнили о том какая хрупкая наша Земля.

Вы наше будущее. И вы должны помнить, что наша Земля в ваших руках И только от каждого из вас зависит, какой след вы оставите на Земле.


Видеоурок рассказывает о том, что виды животных и растений, занесённые в Красную книгу, подлежат особой охране. О том, что на нашей планете есть огромное количество охраняемых территорий: заповедники, биосферные заповедники, заказники, памятники природы и природные национальные парки. Основные понятия урока: заповедник; заказник; памятник природы; Красная книга; акклиматизация.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Охрана и рациональное использование животного мира"

Человек — важное звено в природе. В последние столетия человечество активно вторгается в живой мир Земли. В результате этого вторжения возникли острые проблемы: истощение природных ресурсов, гибель многих видов растений и животных, загрязнение и отравление окружающей среды ядохимикатами, промышленными и бытовыми отходами, разрушения естественных уголков природы (например, лесов и озёр). Все неблагоприятные изменения в природе воздействуют как на животный и растительный мир, так и на человека.

С каждым годом нарастают темпы исчезновения многих видов животных. А каждый вид живых организмов — это результат многовековой эволюции. Поэтому наша задача — сохранить все виды живых организмов, сберечь всё то замечательное разнообразие, которое досталось человечеству как итог длительной эволюции жизни на Земле.

Работа по охране природы предполагает не только сохранение редких видов. Охранять следует и широко распространённых полезных животных: муравьёв, шмелей, дождевых червей, земноводных. Охрана природы — обязанность каждого человека.

В 1948 году во Франции был создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов — МСОП. Сейчас он расположен в Швейцарии. Международный союз охраны природы и природных ресурсов — это международная некоммерческая организация, которая занимается работой с проблемами сохранения биологического разнообразия планеты, проводит совещания, составляет списки видов, нуждающихся в особой охране в разных регионах планеты.

В 1963 году Международный союз охраны природы и природных ресурсов выпустил первое издание Красной книги. Это основной закон, который содержит сведения о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах грибов, растений и животных. На основании этих сведений проводится разработка научных и практических мер, направленных на охрану и рациональное использование. Красная книга оценивает статус охраны видов во всём мире. Исчезающие виды — спасение их возможно только при специальных мерах охраны; редкие — малая численность и ограниченный ареал могут привести к их исчезновению; сокращающиеся — численность неуклонно падает; неопределённые — состояние данного вида животных мало изучено.

В первое издание вошли сведения об 211 видах млекопитающих и 312 видах птиц. Постепенно Красная книга совершенствовалась и пополнялась. Последнее, четвёртое издание, вышедшее в 1978—1980 годах, включает 226 видов млекопитающих, 181 вид птиц, 77 видов рептилий, 35 видов земноводных, 168 видов рыб.

Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные. Каждая страна, на территории которой обитает вид, включённый в Международную Красную книгу, несёт ответственность перед всем человечеством за сохранение данного вида.

27 декабря 2017 года Министерство природы РФ сообщило, что утверждена новая редакция Красной книги России. В апреле 2020 года Красная книга России была обновлена. В неё дополнительно включены 14 видов млекопитающих и 29 видов птиц.

Рассмотрим несколько примеров животных, взятых под охрану. Это русская выхухоль, камышовый кот, красный волк, амурский тигр, снежный барс, дальневосточный леопард, сахалинская кабарга, сайгак, зубр.

Главные цели Красной книги — привлечь внимание человечества к спасению исчезающих видов и восстановлению редких, объединить усилия всех заинтересованных лиц и организаций в спасении животных и сохранении их видового разнообразия.

С 1979 года Международный союз охраны природы и природных ресурсов ввёл, а в 1994 году усовершенствовал систему, по которой все охраняемые территории Земли были классифицированы по целям их создания и управления: заповедники, биосферные заповедники, заказники, памятники природы, природные национальные парки. Все они составляют систему особо охраняемых территорий и объектов. Рассмотрим, в чём же заключаются различия между ними.


Заповедники имеют строгий режим охраны: заповедная территория закрыта для посещения людьми (кроме охраны и учёных). Территории заповедников полностью изъяты из хозяйственного использования. Здесь запрещается строить промышленные и сельскохозяйственные предприятия, добывать полезные ископаемые, рубить лес и ловить рыбу. Они создаются для того, чтобы сохранить в естественном состоянии природные объекты: сообщества растений и животных, геологические образования, виды растений и животных.

Первый заповедник на территории России — Баргузинский заповедник — был основан 11 января 1917 года на территории Бурятии. В дальнейшем список охраняемых территорий расширился. По состоянию на конец 2016 года на территории России действовало 103 государственных природных заповедника суммарной площадью свыше 27 млн. гектаров.

Крупнейшими из российских заповедников являются Большой Арктический, Командорский и Остров Врангеля. Самыми небольшими заповедниками в России являются Белогорье и Галичья Гора.


Рассмотрим поближе Большой Арктический заповедник. В нём обитают 124 вида птиц, из которых 55 видов гнездятся на его территории. Здесь гнездится шесть редких видов перелётных птиц, занесённых в Красную книгу: орлан-белохвост, краснозобая казарка, кречет, чернозобая гагара, сапсан и тундровый лебедь. На территории заповедника встречаются также 18 видов млекопитающих. В заповеднике водятся белые медведи, северный олень, овцебык. Распространены песцы, горностаи, росомахи, лемминги. В водах Карского моря встречаются моржи, морские зайцы, белухи и нерпы.


Благодаря деятельности всех заповедников удалось сохранить многие виды животных: зубр, амурский тигр, восстановлена численность бобра, лося, соболя и других ценных промысловых животных.

Биосферные заповедники имеют строго охраняемые участки, зоны посещений туристами, зоны отдыха и хозяйственно освоенные территории. Территории биосферных заповедников обширны, в них сохраняется разнообразие биоценозов, характерных для данной местности.

В настоящее время насчитывается 654 биосферных заповедника в 120 странах мира.


Заказники — участки природной территории, предназначенные для постоянной или временной охраны нескольких видов живых существ или природных ландшафтов. Хозяйственная деятельность допускается, если она не несёт ущерба охраняемым видам. В ботанических заказниках, например, нельзя косить траву, рубить деревья, выпасать скот. В охотничьих заказниках отстрел животных разрешён только в определённые сезоны, на определённый срок и лишь в той мере, в какой не наносится вреда определённым видам животных.

По состоянию на 2015 год на территории России действовало 70 государственных природных заказников.

Памятники природы — небольшие по площади природные объекты единственные в своём роде, имеющие особую научную или культурно-эстетическую ценность. Они могут быть республиканского или местного значения. К памятникам природы относятся объекты неживой и неживой природы. Это водопады, гейзеры, пещеры, вулканы, старые деревья, аллеи, острова, долины, барханы, участки леса.

Природные национальные парки образуются на территориях, нуждающихся в восстановлении природы. В отличие от заповедников, где деятельность человека полностью запрещена, на территорию национальных парков допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность.

Первым национальным парком считается Йеллоустон. Он находится в США. На огромной территории парка находятся озёра, реки, каньоны, пещеры и гейзеры. В мире насчитывается около двух тысяч национальных парков.

В современных условиях перед человечеством возникла огромная по масштабам и значению задача — научиться грамотно и целенаправленно регулировать взаимоотношения природы и общества, обеспечить их гармоничное развитие.

Охрана природы — это комплексная система мероприятий, направленных на сохранение, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов Земли в интересах существующих и будущих поколений. Главная цель рационального использования природных ресурсов — сбережение видового разнообразия флоры и фауны Земли, её недр, водных ресурсов, атмосферного воздуха.

Рациональное использование животных предполагает получение от них максимальной пользы при сохранении ныне существующих их численности и биологического разнообразия. Животный мир является составной частью биологически возобновляемых ресурсов, за счёт которых человечество получает продукты питания, сырье для производства одежды и обуви, лекарств и парфюмерии, тягловую силу, эстетическое наслаждение и многое другое.


Как дикие, так и домашние животные зависят от деятельности человека и тех изменений, которые он вносит в среду их обитания. Из-за разрушения этой среды сокращается биологическое разнообразие.

Следовательно, человечество должно предпринять все необходимые действия с целью сохранения многообразия видов.

Исчезновение особей любого вида ведёт к нарушению биологического равновесия в природе и к потере устойчивости всего биоценоза.

Если человеку необходимо изымать из природы большое число животных, то целесообразно разводить на специальных фермах или создавать условия для увеличения их количества.

Осторожно нужно относиться к вопросам акклиматизации животных, их завозу на территорию, где они раньше не встречались. Например, ротан-головешка появившись в любом новом водоёме, практически полностью поедает молодь местных видов рыб и остаётся в нём как единственный их представитель.

Выгодно увеличивать продуктивность сельскохозяйственных животных, а не их поголовье. Это приводит к уменьшению финансовых затрат на корма, обслуживание и строительство помещений для животных. И в итоге можно получить столько же или даже больше продукции.

Таким образом, разумное рациональное ведение хозяйства при соответствующей работе по охране животных позволит нам, не снижая продуктивности, сохранять всё многообразие животного мира и природы в целом. В этом случае мы сохраним не только для себя, но и для детей и внуков удивительный мир живой природы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока окружающего мира в 3 классе

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МКОУ Поселковой СОШ

Лушникова Татьяна Ивановна

Предметная программа и её автор:

Задачи деятельности учителя:

Образовательные: Формирование представления о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных, познакомить с Красной книгой России, Красной книгой Воронежской области, с редкими животными, занесенными в Красную книгу;

Развивающие : способствовать развитию умения характеризовать меры по сохранению природы; развивать чувство ответственности за жизнь на планете; повторить правила поведения в природе;

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к живым существам, к окружающей природе; пробуждать у детей интерес к своей Земле и родному краю, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть животных, занесённых в Красную книгу, формулировать правила друзей природы, делать выводы.

Личностные: проявлять ценностное отношение к природному миру, осознавать важность Красной книги для сохранения редких и исчезающих видов животных. УУД Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Коммуникативные : совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование:

1.Мультимедейный проектор, экран, ноутбук.

3. Визуальный ряд: фотографии животных

Организация пространства : работа фронтальная, индивидуальная

Основные понятия : Красная книга России, Красная книга Воронежской области, вымершие виды, исчезающие виды, заповедник, заказник, зоопарк

Организационная структура урока :

I . О рганизационный момент .

Звонок прозвенел и напомнил опять,
Что время нельзя нам напрасно терять.
Кто временем нашим привык дорожить,
Тому будет легче победу добыть.

II . Актуализация опорных знаний.

Ребята, на предыдущих уроках мы изучали темы о животных. Для проверки ваших знаний о животных, я предлагаю выполнить задания на экране:

-На какие группы можно разделить всех животных? (слайд 2)

(звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся)

-Какие животные откладывают яйца? (слайд 3)

(птицы, пресмыкающиеся, насекомые)

-Кто мечет икру? (слайд 4)

(земноводные, рыбы)

-Похожи ли детеныши животных млекопитающих на своих родителей? (слайд5)

-- Кто и как развивается? Ответь устно, какие слова пропущены. (слайд 6 )

Яйцо - … - взрослая птица .

Икринка - … - взрослая лягушка.

… - малёк – взрослая рыба.

Яйцо – личинка - … - бабочка.

III . Постановка учебной задачи .

- А теперь давайте переместимся в сказочный лес наполненный звуками природы (слайд 7)

Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы. Ими бы только восхищаться, удивляться выдумками природы, если бы не одно тягостное обстоятельство: многим из животных угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Чтобы узнать тему урока, вы должны определить группу животных по их основным признакам и отгадать его представителя ( слайд 8)

а) 4 ноги, тело покрыто шерстью

Как большая кошка он грациозен и умён.

Но не любит разных игр

б) тело покрыто перьями, 2 крыла

Гордая птица, воды не боится

Очень пригожа, на двойку похожа,

Как зовут, ответь!

в) тело покрыто чешуёй, плавники

С хвостом, а не зверь,

С перьями, а не птица.

В воде она живёт,

Нет клюва, а клюёт….(рыба)

г) живут в воде и на суше, 4 ноги, голая кожа

Из малька выходят лапки,

В луже прыгает квакушка

д) 4 ноги, тело покрыто роговыми чешуйками

Живёт спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха

Над цветком порхает, пляшет

Веером узорным машет….(бабочка)

(выставляется тема урока – приложение 1)

На этом уроке мы постараемся ответить на волнующие вопросы

(вывешиваем на доске – приложение 2):

- Какое значение имеют животные в жизни человека и растений?

- Почему нужно охранять животных?

- Как надо относиться к окружающему миру?

IV . Построение проекта выхода из затруднения. Первичное усвоение новых знаний.

Вводная беседа

- К нам пришло письмо с просьбой о помощи.

Прочитаем его . (ученик открывает конверт и зачитывает письмо – приложение 3)

- Кто обратился к нам за помощью? (сова) ( рисунок )

- Что вы узнали об этой птице из письма?

Ребята давайте позволим Сове остаться у нас на уроке и помогать нам!

- Какое значение имеют животные в жизни человека ? (ответы детей)

2 . Значение животных в природе и в жизни людей ( слайд 10)

Пища (молоко, мясо, яйца, мед)

Одежда (шерсть, кожа, замша)

Обувь (кожа, замша, валяная шерсть)

Лекарства (яд змей, пчелиные продукты)

Помощники (собака, лошадь, кошка, верблюд)

Предметы домашней обстановки (ковры,подушки)

-Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле? (высказывания детей)

3. Причины исчезновения животных : ( слайд 11)

Разрушение и загрязнение почв.

4. Знакомство с Красной книгой

-С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу.

- Для чего нужна Красная книга ? (слайд 12)

(Она нас информирует - какие растения и животные в опасности).

- Хотите узнать, откуда к нам пришла Красная книга?

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы . Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений. И ученые решили назвать этот список Красной книго й.

Послушайте стихотворение о книге: (учитель читает стих)

Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы!

А как вы думаете, почему назвали книгу именно Красной , а не желтой, синей?

( Красный цвет- это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения)

Красная книга- это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

Составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет.

В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому. На страницах Красной книги имеется список исчезнувших животных.

Это- морская корова, пингвин-дронт, странствующие голуби . (слайды 13-16)

К сожалению, этих прекрасных по-своему животных, можно увидеть только на рисунках.

5. Знакомство с животными Красной книги. (слайды 17-23)

Жук-красотел (слайд18 ) особенно известен. Он красивого темно-синего цвета с золотисто-зелеными, имеющими обычно красный отлив надкрыльями, длина 24—32 мм. Этот вид очень полезен, так как истребляет вредных гусениц и других лесных вредителей. Активный хищник охотится днем. Один жук может уничтожить за время своей жизни до 900 больших гусениц вредителей. В последние годы численность резко сократилась. Красотел относится к исчезающим видам и занесен в Красную Книгу России.

Тигр (слайд 19) - прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча- олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей, саранчу. Когда-то их было много, а теперь тигры стали редкими животными, потому что их уничтожали из-за красивого ценного меха. Оказался на грани вымирания амурский тигр- самый крупный подвид тигра в мире. Его длина более 3–х метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны. Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире.

Фламинго ( слайд 20) встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке .Они населяют мелководные солёные озёра и морские отмели. Эта птица обладает самой длинной шеей и самыми длинными ногами. Оперение у фламинго рыхлое, ярко- розовое. Крылья - короткие и широкие. Изогнутый коленообразный клюв имеет своеобразный цедильный аппарат. С его помощью фламинго отцеживают из ила мелких рачков, моллюсков и водоросли, которыми питаются. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым клювом и ходят 2 года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд .

Беркут ( слайд 21) - очень крупная хищная птица. Это очень осторожная птица. Гнездо устраивает на крупных боковых ветвях в верхней части кроны старых сосен или осин на высоте 12-20метров. Гнёзда беркутов представляют массивные многолетние сооружения из сучьев. Кормится беркут крупными птицами (глухарями, журавлями) и млекопитающими (лисицами, енотовидными собаками), но основным его питанием становятся тетерева, утки, зайцы. Причины резкого уменьшения численности беркута различны, но основная - преследование и беспокойство на гнездовьях.

Морж ( слайд 22 ) - самое крупное ластоногое животное северного полушария. Длина его тела достигает 4метров, а масса около двух тонны. Живут моржи только на мелководных участках морей. Питаются они моллюсками, червями, ракообразными, которых достают со дна. Когда-то моржи водились во всех арктических морях, их насчитывали сотни и даже тысячи зверей. Теперь эти звери уцелели в считанных местах. Но современные условия обитания не дают гарантии того, что эти животные сохранятся на долгие годы.

Владыка Арктики – белый медведь (слайд 23) . Это самый крупный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Весит медвежонок 800грамм, а длина туловища – 30см. подошвы лапок голые, коготки прозрачные. А нос розовый. Питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей.

- Большое спасибо! Нашей мудрой сове очень понравились рассказы ребят, а вам?

6. Физкультминутка.

Наша сова так заслушалась, чуть не задремала. Давайте поможем ей взбодриться и проведем физкультминутку.

Мы шагаем, мы шагаем

Руки выше поднимаем

Голову не опускаем

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда

Тихо птенчика берем

И назад его кладем.

Смотрит хитрая лиса

Мы лисицу обхитрим

На носочках побежим.

На полянку мы заходим

Много ягод там находим.

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.

7. Работа по учебнику.

- Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо вам известные белки, бурундуки, синицы, галки, лягушки, жабы.

А сейчас покажем сове, как мы умеем работать по учебнику. Откройте учебник

на стр. 108 и прочитайте текст.

- Каких животных удалось спасти?

8. Знакомство с Красной книгой Воронежской области.

- Красная книга России не может охватить все проблемы регионов и поэтому во многих областях стали составлять собственные Красные книги. В нашем регионе была создана Красная книга Воронежской области. ( слайд 24-25 )

Наша уважаемая Сова покажет вам, какие животные находятся под охраной в нашей области.

Выхухоль, Норка европейская, гадюка степная, заяц - беляк, аист черный, Орел степной, орлан - белохвост, ( слайды 26-32 )

- Ребята, как вы думаете, где смогут звери найти защиту и понимание?

( в зоопарке , заповеднике, национальных парках)

На территории области существуют 172 охраняемые природные территории. Самые крупные из них – Хопёрский и Воронежский заповедник. Воронежский заповедник – это лесной островок в степи, где живёт много лисиц, куниц, горностаев, косуль, оленей. Но особенно славится заповедник бобрами. Первоначально заповедник и создавался для увеличения исчезающей популяции бобров. В данный момент такой угрозы уже не существует.

А кто поможет найти ответ СОВЕ -для чего нужны

заповедники ? ( слайд 34)

Что такое заказники? ( слайд 35)

Для чего нужны зоопарки ? ( слайд 36)

10. Знакомство с экологическими правилами.

Мудрая сова опасается вас пропускать в лес, она не совсем уверена, что вы знаете правила поведения в природе. По дороге в лес она расставила экологические знаки и просит их разъяснить.

Раздаются экологические знаки (приложение 4).

-Ребята, сова с радостью приглашает вас в лес, где вы будете настоящими друзьями природы. (слайд 37)

А кто забудет эти правила, вы можете их найти в учебнике на стр. 109.

V . Закрепление изученного материала

Вспомните, о каких животных мы говорили ?

Где могут найти защиту животные?

Ответьте на вопросы анкеты о правилах поведения на природе (приложение 5)

А что мы с вами можем сделать для охраны животных?

Берегите и охраняйте природу!

Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.

VI . Рефлексия учебной деятельности.

-Что нового узнали?

- Над чем вы задумались на уроке?

- Какое впечатление произвёл на вас наш урок?

Чтение стихотворения

(слайд 38)

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом!

Бабочку не трогай!

Будем помнить мы всегда –

Их не так уж много!

Домашнее задание. С.106-111, придумать и нарисовать новые знаки правильного поведения в природе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся познакомяться с Красной книгой России, Красной книгой Республики Крым. Познакомяться с редкими животными России и Крыма.

Учитель Сеттарова С.П.

Поурочный план

№ урока 21 (15)

Дата проведения 20.11.2018 г.

Окружающий мир

Тема урока. Охрана животных.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели и задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение понятий, познакомить учащихся с представителями животных Красной книги; закрепить навыки и умения применять полученную информацию на практике; закрепить умения работать с красной книгой, осознавать ее роль; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся об экологической проблеме – исчезновении видов животных, о необходимости их охраны;

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность при работе с карточками и раздаточным материалом; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе;

развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки законов, правил); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

Планируемые результаты

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, общения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Предметные: учащиеся научатся объяснять, по­чему многие животные стали редкими, как нужно охранять живот­ных, оценивать поступки людей по отношению к природе, форму­лировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.

Личностные: формирование установки к бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Оборудование: ИКТ, презентация, карточки для работы в группах, индивидуально, условные знаки, маски животных, текстовая информация; образные объекты (фото, рисунки- приложение), видео (заставка в мире животных, физминутка - панда), минусовка к физминутке.

I. Организационный момент (мотивация к уроку) (Слайд 1)

«Окружающий нас мир интересно познавать.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

а дикие кусаются.

Они повсюду и везде:

на суше, в небе и в воде,

лесные есть, болотные.

Зовём мы их… (животные).

- Как называется наука о животных? (зоология)

- Учёные – зоологи делят царство животных на большое число групп. Сейчас мы с вами вспомним некоторые из них.

- Для проверки ваших знаний о животных я предлагаю вам сыграть в игру.

- А какие ещё групп животных вы знаете? (Черви, моллюски. иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся)

Карточка 1 (1 вариант)

Заполните пропуски в схемах развития животных.

Яйцо – личинка - ….. - бабочка. (Куколка)

Икринка -…………… - лягушка. (Головастик)

Яйцо - …………….… - взрослая птица. (Птенец)

Карточка 2 (2 вариант)

Определите группы животных по типу питания. (укажи стрелочками)

Хищные – синица, воробей, дятел. (Насекомоядные)

Всеядные – лось, олень, заяц, белка, мышь.( Растительноядные)

Насекомоядные – волк, лиса, муравьи, сова, филин. (Хищные)

Растительноядные – медведь, кабан, барсук, ворона, сорока. (Всеядные)

III. Самоопределение к деятельности

Посмотрите, как прекрасен этот мир! (Слайд 2- просмотр заставки в мире животных)

Хотелось бы всегда восхищаться и удивляться красоте природы, если бы не одно тягостное обстоятельство: многим животным угрожает опасность исчезновения с лица Земли.

- Как вы думаете что нужно делать, чтобы животные не исчезали? (Охранять)

-Как вы думаете, чему будет посвящён урок? (Охрана животных)

- Посмотрите на опорные слова и сформулируйте цели и задачи урока. (Красная книга, заповедники, животные, правила)

(Узнать о Красной книге? Какие животные занесены в Красную книгу, познакомиться с заповедниками, узнать правила поведения в природе.)

IV. Работа по теме урока.

- Всегда считалось, что человек должен охранять и оберегать животных, а не убивать их. Скажите, всегда ли мы, люди, выполняем это правило?

Что нам об этом расскажут экологи?

Надя. Работа со словарём

Эколог – это специалист по экологии. А экология – это научная дисциплина, изучающая взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собою и с окружающей их средой.

1 эколог На протяжении всей истории Земли животные вымирали по тем или иным причинам. Одни погибали в ходе эволюции, другие – из-за природных катастроф или смены климата. В наше время основной причиной исчезновения многих видов животных стала человеческая деятельность: охота и коллекционирование, уничтожение естественных средств обитания и загрязнение окружающей среды.

2 эколог С древних времен люди охотились на животных, используя мясо и шкуру. Человек стал убивать большее количество животных, чем ему было необходимо для поддержания жизни. Когда смертность среди особей того или иного вида превышает рождение, этому виду грозит гибель.

Так в результате неумеренной охоты исчезли морские коровы, квагги (вид африканских зебр), странствующие голуби и сумчатые волки. (Слайд 3)

- Как вы думаете, почему книгу назвали Красной, а не синей или зеленой? (ответы детей) (Слайд 6) (Это - сигнал тревоги)



- А вы знаете, что Красная книга переиздавалась несколько раз, как вы думаете, почему?

(Появились новые виды животных, которые находились на грани исчезновения.)

Вывод: Красная книга – это важный документ, который информирует, какие животные в опасности. Она призывает изучать природу, любить и охранять животных.

V. Физминутка Панда – видео (Слайд 7)


VI. Работа по учебнику. (Слайд 8)

- Редкими стали белый медведь, морж, орел-беркут, фламинго, тигр, журавль, жук- красотел, выхухоль и многие другие животные.

- У вас на партах лежат карточки с названием животных, которые находятся под угрозой исчезновения, а в учебнике даны небольшие тексты об этих животных. (морж, фламинго, тигр, орел-беркут, жук- красотел).

-Откройте учебник на странице 106-107, найдите и каждый из вас прочитает текст о животном, название которого написано у вас на карточке.

- После чтения вам нужно будет рассказать, что вы запомнили о данном животном.

Рассказы детей, дополняет учитель.

- А вы помните, что в Красной книге есть и зелёные страницы. Как вы думаете, о чём говорят эти страницы? (гипотезы детей: некоторые виды животных удалось спасти)

- Они говорят о том, что благодаря защите животных человеком, некоторых животных удалось спасти. Например, соболя, бобра.

VII. Знакомство с Красной книгой Крыма.

- Красная книга России не может охватить все проблемы регионов и поэтому во многих областях стали составлять собственные Красные книги. В нашей республике была создана Красная книга Крыма. (Слайд 9)

Животные, которые находятся под охраной в Республике Крым пришли к нам в гости, чтобы рассказать о себе.


Я Хорь степной — находящийся под угрозой исчезновения группа. Живу на равнинах, лесопосадках и даже в небольших населённых пунктах. Питаюсь мелкими грызунами. Самки оплодотворяются весной, рожают в начале лета по 10 — 16 щенков за раз. В конце лета щенки уходят от матери, живут поодиночке и к следующему году становятся половозрелыми особями. Специальных мер по охране не предлагается. Численность популяции зависит от количества крыс, которые являются основным кормом


Я Афалина — сокращающийся в численности вид. В Крыму обитаю в Чёрном море и Керченском проливе. Питаюсь рыбой, живу в среднем 20 — 30 лет, Страдаем мы от незаконного отлова для коммерческих дельфинариев, гибнем от столкновения с судами. В неволе размножаемся, но потомство даём слабое, не способное к полноценному размножению. Как мера сохранения названо сокращение, а впоследствии — закрытие дельфинариев.


Я Суслик малый — сокращающаяся в численности, степная группа. Живу колониями в степях и полупустынях. Рою длинные, с ходами, норы. Питаюсь, в основном, злаковыми. В холодное время года на 3-4 месяца впадаю в спячку. По выходе из спячки начинается цикл размножения, в помёте от пяти до десяти детёнышей. В начале лета мы выходим из нор, а в норах поселяются другие группы животных, в том числе — занесенные в Красную книгу в Крыму, что делает сусликов ценным в экологическом плане подвидом. Угрозу для нас представляет распахивание степей и хищники.

Тимур Умеров


Я Тушканчик большой — вид, находящийся под угрозой исчезновения. Предпочитаю луга и сухие берега водоёмов. Живу в норах, оборудуя гнездовую камеру. На зиму впадаю в спячку. Питаюсь луковицами, семенами, листьями и насекомыми. Угрозой для нас является распашка лугов, выпас скота. Также страдаем от хищников: чаек, сов, хорьков.


Я розовый скворец. Цвет у меня на самом деле розовый, за исключением небольшого хохолка, крыльев и хвоста — они чёрные, с металлическим отливом. Я очень редкий подвид. К местам гнездования прилетаем в мае. За последние 30 лет численность прилетающих птиц сократилась в три раза. Строим гнёзда в укрытиях — трещинах скал, под шиферными крышами. Откладываем около 5 яиц, которые высиживают оба родителя. Через месяц после рождения птенцы уже хорошо летают. Питаемся в основном, насекомыми, летом в рацион добавляются сочные плоды.


Я жёлтая цапля — редкий подвид. Гнездимся мы по берегам солоноватых и пресноводных водоёмов, рядом с другими колониями птиц. Прилетаем в апреле, кладку делаем в начале мая. К июлю молодняк уже улетает из колонии. Взрослые птицы улетают до конца сентября. Питаемся насекомыми, земноводными и мелкой рыбёшкой на мелководье.

Многие виды перелётных птиц в последние годы сократили свою численность и те, которые занесены в Красную книгу, находятся под охраной государства.


Я Махаон — редкий вид. Крупная, красивая бабочка. Размах крыльев достигает 10 см. Живу в степях, но перелетаю на большие расстояния, залетая в посёлки на огороды и откладывая там яйца. Перед спариванием самцы танцуют брачные танцы. Самка откладывает от 1 до 3 яиц. Гусеницы питаются укропом, петрушкой, фенхелем и прочие растения семейства зонтичных, предпочитая их цветки. Развиваются в течение месяца, потом делают куколку. Угроза популяции — распашка степей, бесконтрольный выпас скота.

- Ребята, как вы думаете, где смогут звери найти защиту и понимание. Что делают люди для охраны животных?

(создают заповедники, заказники, зоопарки, национальные парки)

VIII. Знакомство с заповедниками Республики Крыма (Слайд 10-20)

Заповедник – это участок земли или водного пространства, который находится под охраной государства. В них запрещена любая Деятельность, которая нарушает или угрожает природе. Заповедники, как правило, закрыты для посещения туристов. Это строго охраняемые территории!

Заказник – это территория, на которой временно охраняются отдельные виды животных, растений. Существуют охотничьи, рыболовные и другие заказники.

Зоопарк – это место, где содержатся дикие животные, часто привезенные издалека, из тех уголков планеты, где они обитают в естественных условиях, главная задача зоопарков Спасти. Сохранить. Изучить. Размножить. Подготовить. Выпустить на волю. Привить людям любовь и бережное отношение к дикой природе. Вот для чего нужен зоопарк.

- Давайте познакомимся с некоторыми заповедниками Крыма.

Крымский государственный заповедник.

Был организован в1928 году. Обитает более 200 видов позвоночных животных(половина, встречающихся в Крыму).В лесах обитают благородный олень, крымская косуля, муфлон, черный гриф, белоголовый сип и др. редкие животные. На территории произрастает более 1200 видов растений(почти половина всей флоры Крыма).Особую ценность представляют дубовые, буковые и грабовые леса.

Ялтинский горно-лесной природный заповедник.

Один из самых крупных на территории Крыма. Решение о его создании принято в 1973г. На территории заповедника запрещена любая хозяйственная деятельность, кроме научных и исследовательских разработок. В горной части заповедника расположена гора Ай-Петри, знаменитая Чертова лестница, Трехглазая (Ледяная ) пещера, водопад Учан-Су.

Расположен к востоку от Никитского Ботанического сада,площадь-240га. Создан в 1973 г.и предназначен для сохранения в Крыму участка средиземноморской природы. Здесь охраняется реликтовый средиземноморский лес в котором произрастает более 500 видов растений.

Особую ценность представляют сообщества редчайшего реликта- земляничного дерева красного, занесенного в Международную Красную книгу.

Лебяжьи острова.

Здесь находится одно из самых крупных в Восточной Европе скоплений водоплавающих птиц: более 230 видов, из них 18 занесены в Красную книгу. Ежегодно сюда прилетают с юга до 5тыс. лебедей.

Самый молодой на полуострове (1979г.), находится на юго-востоке Крыма. Флора насчитывает около 1050 видов растений.

Только здесь обитает боярышник Поярковой. Своеобразен и животный мир. Здесь отмечено 35 видов млекопитающих, 15 видов рептилий,277 видов птиц.

IX. Физминутка

Песенка защитников природы.

Если б только - только-только,

Если б только на планете,

Если б только все земляне

Все живое берегли

То наверно – верно - верно,

Книги Красной точно – точно

Никогда б не завели!

А – а, здравствуйте,

горы вот такой вышины!

реки вот такой ширины!

А-а, крокодилы, бегемоты,

А-а, обезьяны, кашалоты,

А-а, и зеленый попугай!

А- а, и зеленый попугай!

X. Закрепление изученного материала

Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, синица, дятел, лягушки, жабы и др. Их жизнь часто зависит от вас, от вашего поведения в природе.

Работа в группах

- А сейчас давайте проверим, знаете ли вы экологические правила. Соберите правило к соответствующему знаку. (Каждой группе даётся знак, к которому они собирают правило из словосочетаний.)


Прочитайте что у вас получилось.

Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.

Не будем подходить близко к гнёздам птиц. Ведь по нашим следам их могут отыскать разорить хищники.

Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лес или парк. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных зверей.

Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

XI. Итог урока

- Сейчас я предлагаю вам примерить на себя шесть шляп мышления.

1-белая – шляпа информации

- Как называется тема урока? (Охрана животных)

- Какое значение имеют животные в жизни человека? (Животные восхищают нас своей красотой, дарят нам радость откры­тий, учат нас доброте.)

- Какое значение имеют животные для растений? (Без жи­вотных растения не смогли бы расселяться и размножаться.)

- Для чего нужна Красная книга? (Она рассказывает о расте­ниях и животных, которые находятся в опасности, призыва­ет изучать природу, охранять её.)

- Назовите животных, которые находятся в опасности.

- Что создают люди для охраны животных?

(заповедники, заказники, зоопарки, национальные парки, зоопарки)

2-чёрная – критик

- Что плохого вы видите в этой теме? (животные продолжают исчезать, некоторые люди не понимают, как нужно относиться к природе и т.д.)

3-жёлтая –шляпа оптимиста

Здорово что ….. (Создаются заповед­ники, заказники, национальные парки для охраны животных и что некоторых животных удалось спасти соболя, бобра и т.д.)

4-красная-шляпа эмоций

Что вы чувствуете, когда мы говорим об охране животных? (страх за животных, что люди не берегут природу, есть браконьеры, которые убивают животных, животные исчезают и их не смогут увидеть наши дети и т.д.)

5-зелёная-шляпа идей

-Какие у вас идеи по охране животных? (Оберегать их, бережно относиться к природе. Вести правильно себя на природе и т.д.)

Дайте совет другим людям. Как надо относиться к окружающему миру.

XII. Рефлексия (самооценка) (Слайд 21)

Ребята оцените себя. Кто считает что…..


XIII.Домашние задание

- Берегите и охраняйте природу! Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.

Читайте также: