Презентация живое слово русского фольклора конспект урока 5 класс родной русский язык

Обновлено: 07.07.2024

Термины: былина, сказка, волшебная сказка, зачин, кульминация, повтор, постоянные эпитеты.

Оборудование: проектор, экран, раздаточный материал, жетоны в качестве отметок за работу

1. Организационный момент.

Здравствуйте, сегодня мы вместе проведем интересный и необычный урок. Мы вспомним ваши знания о народном творчестве, поиграем, даже сами придумаем образцы фольклорных жанров. У вас на партах лежат листочки – схемы. Их мы будем вместе заполнять по ходу урока. Посмотрите, пожалуйста, как они устроены: написано понятие и далее свободное место, чтобы вы могли вписать определение в строчку. В конце урока у нас получится схема – конспект. Приложение 2.

2. Подготовка к восприятию основных понятий.

Презентация. Слайд 1. (Заставка.) Фольклор – что же это такое? (Народная мудрость.) Записать в схему.

Слайд 2. С народным творчеством мы начинаем знакомиться прямо с колыбели. Как вы думаете, о чем идет речь?

Ответ: сказки, потешки, пестушки с детства читают детям.

А почему именно эти жанры читают детям?

– Они учат добру, справедливости.
– Они увлекательные, интересные.
– Переносят в фантастический мир.
– Имеют ритмическую организацию.

Пробовали ли вы когда-нибудь сами создавать фольклорные жанры?

Да, сказки, песни.

Какие приметы вы сохраняли?

– Троекратные повторения, постоянные эпитеты, чудеса, волшебные помощники.

Давайте прямо сейчас вместе попробуем создать один из фольклорных жанров, наверняка неизвестных вам?

Есть такой жанр – чистоговорка, ритмически организованная фраза, посмотрите, как он строится:

Теперь давайте поиграем в игру “Предложи слог”. Я предложу слог одному ученику, а тот, придумав чистоговорку, передаст свой слог соседу.

Жу-жу-жу (песню жук поет ежу).
Лю-лю-лю (папу и маму я люблю).
Жи-жи-жи (у меня живут ежи).
Ря-ря-ря (ждут нас страны и моря). Записать в схему!

Ну вот, теперь вы можете сами создавать чистоговорки, иллюстрировать их, можете занять время ожидания в очереди или по дороге. Вообще создавать что-либо это труд и умеет создавать не каждый в наше время.

Мы выяснили с вами, что чистоговорка – это фольклорный жанр. Давайте вспомним, что такое жанр произведения?

(Ряд произведений с одинаковыми признаками.)

Попробуйте угадать жанр произведения:

Удал добрый молодец на возрасте
По имени Алешенька млад.
И стал Алешенька конем владеть,
И стал Алешенька мечом владеть,
Приходит Алешенька ко своему родителю,
К тому попу ростовскому,
И падает ему во резвы ноги,
И просит у него благословеньица
Ехать да во чисто поле во раздольице
Ко тому ли ко синю морю,
На те же тихи заводи,
Стрелять гусей, белых лебедей,
Перистых, пушистых серых утицей.

Ученики определяют: жанр – былина

А по каким признакам вы определили?

(Повествование о легендарных героических подвигах, совершаемых храбрыми, благородными богатырями. На щадя своей жизни, богатыри сражаются за родную землю и спасают ее от вражеских нашествий.)

Задание по подгруппам.

А какие жанры фольклора вы знаете, кроме былин?

Для выполнения этого задания разделить класс на 2 подгруппы и дать 2 минуты для того, чтобы ребята вспомнили, как можно больше жанров народного творчества и записали на листочках. Та команда, которая скажет последний вид жанра – выиграла. Дать поощрительные жетоны.

Записать в схему!

(Былины, сказки, пословицы, поговорки, предания, сказания, анекдоты, частушки, скороговорки, чистоговорки, загадки. ).

3. Повторение Сказка.

– Вы вспомнили большое количество жанров русского фольклора.
– А какой жанр наиболее любимый, что читают вам родители на ночь? (Сказки.)

– Конечно, сказки, а какой вид сказок? (Волшебные.)

Давайте вспомним отличительные черты волшебной сказки (на слайде подсказки).

– Чудеса.
– Волшебные предметы.
– Магические числа.
– Повторения.
– волшебные животные.
– Композиция, состоящая из зачина, завязки, развития действия, кульминации, концовки.
– Постоянные эпитеты, олицетворения, метафоры.

Прокомментировать схему и записать название элементов сказки в схему. Приложение 3.

Задание троим:

Мы сказали о средствах языка, которые делают речь сказки выразительной, яркой и меткой. Сейчас три ученика получат такое интересное задание: из конверта вытаскиваем наугад листочек. Там записано олицетворение, нужно прочитать его и развить до сказочного сюжета. Нужно написать небольшую сказку, используя известные вам, только что перечисленные признаки.

– О чем перешептывалась листва старого дуба.
– Раскрыв сонные очи, красно-солнышко.
– Клякса в тетради кричала.

4. Основные вопросы темы: Традиции фольклора, их жизнь в литературе, живописи и других видах искусства.

Зародившись в глубокой древности, народное искусство не только не забыто, но и живет в русской культуре и по сей день.

"У лукоморья дуб зеленый. " – кто не учил эти стихи в школе? Кто не читал, затаив дыхание, великолепное таинственно-сказочное вступление к поэме про кота ученого, русалку, избушку на курьих ножках, тридцать витязей, Бабу Ягу, царя Кощея, и снова про кота ученого, рассказывающего сказки?

– Назовите поэта, чье имя глубоко связано с фольклором (демонстрируются слайды):

Конечно, это А.С.Пушкин.

А вы знаете, что оказало влияние на творчество поэта, почему он обращался к фольклору?

(Бабушка Арина Родионовна рассказывала внуку долгими вечерами русские народные сказки, предания, поверья.)

Слайд 9. А.С.Пушкин, прочитать названия сказок.

А каких еще авторов вы знаете, которые имеют отношение к русскому народному творчеству?

Как вы думаете, в каких еще видах искусства, помимо художественной литературы, живет фольклор?

– В живописи записать авторов и названия картин!

Слайд 8. Билибин “Руслан и Людмила”, те иллюстрации бы не было без поэмы, а поэмы без русского народного творчества!)

Слайд 9. М.Васнецов “Три богатыря”.

Слайд 10. К. Васильев “Алеша Попович и красна девица”.

Как живопись изображает богатырей? (Могучими, сильными, очень большими.)

Какое впечатление создается у вас от просмотра картин? (Что русская земля за надежной защитой, ощущение мощи, уверенности.)

Слайд 11. М.Васнецов “Иван-царевич и серый волк”.

А теперь представьте себя художниками, какие бы эпизоды сказок вам хотелось бы нарисовать?

– В декоративно-прикладных искусствах записать!

Слайд 12. – Лаковая миниатюра Палех.
Слайд 13.
Слайд 14. – Роспись по металлу.
Слайд 15. – Резьба по дереву.
Слайд 16. – Хохлома, Гжель.
Слайд 17. – Поделки из ткани, глины.

– В кинематографе – кино дает вторую жизнь фольклорным произведениям. Приведите примеры. (Экранизация сказок.)

– В музыке фольклорные ансамбли.

Мы видели образцы художественной культуры, созданные пером, кистью, резцом. Невероятно высоки и недосягаемы они для нас. Однако в школе мы изучаем некоторые словесные художественные приемы и учимся ими овладевать.

Давайте обратимся к самостоятельным работам ребят, которые выполняли индивидуальное задание.

5. Итог урока.

Мы с вами побывали и в картинной галерее, посмотрели знаменитые полотна художников, и увидели поделки, созданные народными умельцами. Какой же вывод мы можем с вами сделать?

(Древние произведения оживают и получают новую жизнь в других видах искусства. Русское народное творчество живет и интересно читателям и пой сей день. Сказка – поэма Пушкина – иллюстрация Билибина.)

– Что особенно понравилось на уроке? (Создание частоговорок, командная игра.)
– Что вызвало затруднения? (Создание олицетворений, конструирование сказки.)
– Почему?
– Как пригодится нам в дальнейшей учебной деятельности то, о чем мы сегодня говорили на уроке? (Сможем видеть истоки фольклора в литературных произведениях классиков, будем еще больше ценить русскую словесность, появилось желание сходить в музей или картинную галерею.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

ТЕМА: ЖИВОЕ СЛОВО РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА Прочитайте фрагменты текстов упр. 49. К.

ТЕМА: ЖИВОЕ СЛОВО РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА Прочитайте фрагменты текстов упр. 49. Какой из них вы встречали в сказке, какой в былине?

Толковый словарь Венец, -нца, м. Здесь: корона, возлагаемая на вступающих в б.

Толковый словарь Венец, -нца, м. Здесь: корона, возлагаемая на вступающих в брак при церковном обряде венчания; драгоценный головной убор, корона как символ власти монарха. Заутреня, -и, ж. Одна из церковных служб у христиан, совершаемая рано утром, до обеда. Обедня, -и, род. мн. –ден, дат. –дням, ж. Главная церковная служба у христиан, совершаемая утром или в первую половину дня; литургия.

Лингвистические заметки Образ сокола в русском фольклоре наделён какими качес.

Лингвистические заметки Образ сокола в русском фольклоре наделён какими качествами? /Упр. 51/

Толковый словарь Лытать, -аю, -аешь. Обл. Уклоняться от дела, бегать от работ.

Толковый словарь Лытать, -аю, -аешь. Обл. Уклоняться от дела, бегать от работы. Скатерти браные – скатерти из узорчатой ткани, в которой нитяная основа перебирается, или берётся, по узору (откуда и название полотна – браное). Пава, -ы, ж. 1. Самка павлина. 2. Разг. О женщине с горделивой осанкой и плавной походкой.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ Эпитет — это один из разновидностей тропов, художест.


Диалог культур В русском языке имеется большое количество уменьшительно-ласк.

Диалог культур В русском языке имеется большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов: -очк- (-ечк-), -оньк- (-еньк-), -ушк- (-юшк-), -ик- и другие. В английском языке таких суффиксов практически нет. Слова bird (птица) – birdie (птичка), girl (девочка) – girlie (девчушка) – редкие исключения. По-русски можно сказать кот, котик, коток, котишка, котишечка, котишенька. Этому богатству английский язык может противопоставить только little и dear little: little cat (маленькая кошка) и dear little cat (милая маленькая кошка).

Прочитайте фрагменты былин об Илье Муромце. Какие устойчивые выражения, встре.

Прочитайте фрагменты былин об Илье Муромце. Какие устойчивые выражения, встретившиеся в текстах, употребляются и в современной разговорной речи? /Упр.55/

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ СРАВНЕНИЕ (троп) – сопоставление двух предметов, явле.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ СРАВНЕНИЕ (троп) – сопоставление двух предметов, явлений, качеств на основании сходства: Густое, как синька, море (К. Паустовский). Сравнение всегда двучленно: в нем называется оба сопоставляемых предмета. В любом сравнении можно выделить предмет сравнения, образ сравнения и признак сходства, например: Лебеди скользили по воде, как два огромных черных букета (С.Довлатов). Имеет формальный показатель: союзы (как, будто, словно, точно), предлоги (подобно, вроде, наподобие), лексические средства (подобный, похожий, напоминать, смахивать, походить). В сравнении употребляется творительный падеж имени существительного, так называемый творительный сравнения: Раненым медведем мороз дерет (Н. Асеев). Различают сравнения общеязыковые (белый, как снег) и индивидуально-авторские: Чай в стаканах жидкий, как декабрьская заря (А. Мариенгоф). Наряду с простыми сравнениями, в которых два явления имеют один общий признак, используются развернутые сравнения, в которых основанием для сравнения служат несколько признаков.

Вспомните сказки по персонажам

Вспомните сказки по персонажам

 Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Краткое описание документа:

Фольклор - это отражение жизни русского народа, его историческое развитие. Словесные иллюстрации жизни народа разнообразны и насыщены. Фольклор наглядно показывает нам, как создавался русский язык, все особенности жизни нашего народа. Основная мысль русских народных сказок - это добро и зло, торжество справедливости. Знакомые с детства персонажи учат нас важным ценностям с детских лет. К народному фольклору относятся и малые жанры устного творчества, что вместе выражают определяющую роль русской культуры.

Презентация на тему Презентация к уроку по Русскому родному языку на тему Живое слово русского фольклора, предмет презентации: Разное. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 14 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

ТЕМА: ЖИВОЕ СЛОВО РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА Прочитайте фрагменты текстов упр. 49. Какой из них вы встречали

ТЕМА: ЖИВОЕ СЛОВО РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА Прочитайте фрагменты текстов упр. 49. Какой из них вы встречали в сказке, какой в былине?

Толковый словарьВенец, -нца, м. Здесь: корона, возлагаемая на вступающих в брак при церковном обряде венчания; драгоценный головной

Венец, -нца, м. Здесь: корона, возлагаемая на вступающих в брак при церковном обряде венчания; драгоценный головной убор, корона как символ власти монарха.
Заутреня, -и, ж. Одна из церковных служб у христиан, совершаемая рано утром, до обеда.
Обедня, -и, род. мн. –ден, дат. –дням, ж. Главная церковная служба у христиан, совершаемая утром или в первую половину дня; литургия.

Лингвистические заметки Образ сокола в русском фольклоре наделён какими качествами? /Упр. 51/

Лингвистические заметки Образ сокола в русском фольклоре наделён какими качествами? /Упр. 51/

Толковый словарьЛытать, -аю, -аешь. Обл. Уклоняться от дела, бегать от работы.Скатерти браные – скатерти из узорчатой ткани,

Лытать, -аю, -аешь. Обл. Уклоняться от дела, бегать от работы.
Скатерти браные – скатерти из узорчатой ткани, в которой нитяная основа перебирается, или берётся, по узору (откуда и название полотна – браное).
Пава, -ы, ж. 1. Самка павлина. 2. Разг. О женщине с горделивой осанкой и плавной походкой.

ЭПИТЕТ (от греч. epitheton -приложенный) -троп, образное определение (выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием,
существительным, числительным, глаголом), дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения
("чистое поле", "парус одинокий").


Диалог культур В русском языке имеется большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов: -очк- (-ечк-), -оньк- (-еньк-),

В русском языке имеется большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов: -очк- (-ечк-), -оньк- (-еньк-), -ушк- (-юшк-), -ик- и другие. В английском языке таких суффиксов практически нет. Слова bird (птица) – birdie (птичка), girl (девочка) – girlie (девчушка) – редкие исключения. По-русски можно сказать кот, котик, коток, котишка, котишечка, котишенька. Этому богатству английский язык может противопоставить только little и dear little: little cat (маленькая кошка) и dear little cat (милая
маленькая кошка).

Прочитайте фрагменты былин об Илье Муромце. Какие устойчивые выражения, встретившиеся в текстах, употребляются и в современной разговорной

Прочитайте фрагменты былин об Илье Муромце. Какие устойчивые выражения, встретившиеся в текстах, употребляются и в современной разговорной речи? /Упр.55/

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИСРАВНЕНИЕ (троп) – сопоставление двух предметов, явлений, качеств на основании сходства: Густое, как синька, море (К. Паустовский). Сравнение

СРАВНЕНИЕ (троп) – сопоставление двух предметов, явлений, качеств на основании сходства: Густое, как синька, море (К. Паустовский). Сравнение всегда двучленно: в нем называется оба сопоставляемых предмета. В любом сравнении можно выделить предмет сравнения, образ сравнения и признак сходства, например: Лебеди скользили по воде, как два огромных черных букета (С.Довлатов). Имеет формальный показатель: союзы (как, будто, словно, точно), предлоги (подобно, вроде, наподобие), лексические средства (подобный, похожий, напоминать, смахивать, походить). В сравнении употребляется творительный падеж имени существительного, так называемый творительный сравнения: Раненым медведем мороз дерет (Н. Асеев). Различают сравнения общеязыковые (белый, как снег) и индивидуально-авторские: Чай в стаканах жидкий, как декабрьская заря (А. Мариенгоф).
Наряду с простыми сравнениями, в которых два явления
имеют один общий признак, используются развернутые
сравнения, в которых основанием для сравнения служат
несколько признаков.

2 Живое слово. Элементы урока в 5 б классе. Крестьянский уклад жизни и народное творчество. Цель: усвоение системы ценностей русского народа; осознание уклада жизни, быта, нравов и обычаев (национального образа мира) русского человека; воспитание любви к русским традициям; воспитание уважения к крестьянскому труду.

3 Живое слово На предыдущих уроках мы говорили о силе и красоте слова, о том, что русский язык хранит основные ценности России. Они не могут не быть представлены в фольклорных произведениях, то есть в устном народном творчестве, древнейших произведениях, отразивших дух, душу народа.

5 Живое слово Откуда это слово – крестьянин, какова его этимология (история слова)? (крестьянин – от слова христианин, в составе слова крестьянин есть еще и слово крест, один из главных христианских символов). Крестьянин всегда изображается с нательным крестом, т.к. приняв крещение, христианин его никогда не снимает.

6 Живое слово Как вы представляете себе русскую деревню? Как она была устроена? Какое место в деревне было главным ? Как называли дом крестьянина? Что было главным в крестьянской избе? Почему столь почитал крестьянин красный угол и печь одновременно? Как украшался дом?

7 Живое слово Какие пословицы и поговорки о доме вы знаете? Что подчеркивает в них русский народ? Как он относится к дому, избе, семье? А какие пословицы вы знаете о крестьянском труде?

8 Живое слово. Своя хатка – родная матка. Не красна изба углами, а красна пирогами. Печь нам мать родная. Всякий дом хозяином держится. Дом красится хозяином. Без хозяина дом – сирота. Хозяйка в дому – что оладьи в меду.

9 Живое слово Жизнь русского человека была заполнена трудом высокого смысла: возделывание земли – одно из самых почетных занятий, без которого не может существовать человеческое общество. Не случайно русского крестьянина называли кормильцем.

10 Живое слово Надпись Домашнее задание. Принести сборники русской народной поэзии. Нарисовать избу крестьянина и обозначить главные в ней места. Расспросить родителей и записать ваши семейные стихи и песни, колыбельные..

Читайте также: