Инструменты и приспособления для шитья конспект
Обновлено: 04.07.2024
1. Что мы называем специальной о деждой и для чего она ну жна?
3. Какие прав ила поведения в ма стерской надо в ыполнять?
4. Как навести п орядок в масте рской после работ ы?
У ч и т е л ь . Хорошо запомнив правила поведения и работы в мастерской, мы
взяли их на воору жение и продолжаем знакомиться с секретами швей ного дела.
Тема сегодняш него урока скрыта в этой замечательной шкатулке. Многое из
того, что здесь находится, вам хорошо зн ак омо. Но для вас о ни – знакомые
незнакомцы, поэтому о каждом предмете в шкатулке мы поговорим подробно.
Ответы дет ей. Если отгадки нет, зага дывается еще одна загадка:
У ч и т е л ь . Правил ьно, это ручная игла . Один конец у нее ост рый – это
острие, а другой утолщенный. На утолщенном конце иглы находится ушко –
отверстие для нитки. Острым концом игла прокалывает ткань. Посмотрите,
какие разные иглы находятся в шкатулке: большие и т олстые, маленькие и
тоненькие. Их различают по номерам – от 1 (самые тонкие) до 1 2 (самые
толстые). Для каждой ткани нужна с воя – по размеру и толщине – иголка.
Запомните: для толстой нитки всегда выбирают иглу с большим игольным
ушком, а д ля тонкой – с маленьким. Держать иголку надо крепко и акку ратно за
Иголка – одна из самых полезных вещей на свете. Но эта полезная вещь
становится коварной и даже опасной, когда она попадает в р у ки небрежног о,
невниматель ного человека. Пользоваться иглой надо осторожно, соблюдая
1. Хранить иглы необходим о в определенном месте в специальной
подушечке, лу чше всего с ниткой (так она заметнее, ее л егче обнару жить).
3. Окончив ра боту, необход имо проверить кол ичество игол ок.
Чтобы узнать, какой предмет я извлеку из шкат у лки следующим, отгадайте
– Правильно, ножницы нужны, чтобы резать бу магу, ткань, нитки. Лезвия
ножниц должны быть острыми и резать п о всей длине. В шкатулке лежат
большие и маленькие нож ницы. У больших ножниц длинные концы, поэт ому
они могу т резать большие куски ткани или вырезать основные детали будущих
швейных изделий. У маленьки х ножниц концы короткие, ими удобно о б резать
куски ниток, разрез ать петли, то есть в ыполнять мелку ю работу.
– Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами нужно
3. Передавая ножн ицы, необходимо де ржать их за сомкнутые лезв ия и
4. Нельзя оставлять ножницы с раск рытыми лезвиям и.
5. Нельзя класть ножницы у в ращающихся частей швей ной машины.
– Ножницы и иг олки называются рабоч ими инструментам и . Еще загадка:
– Что это, отгадали? Правиль но, эт о линейка . Ну а для чего нужна л инейка ?
Правильно, для построен ия чертежей. При этом отсчет ведется от отметки 0.
Линейка – измерите льный инструмент. К и зм ерительным инструмент ам также
Кто знает, как выглядит сантиметровая лента? Пожалуйста, достаньте ее из
шкатулки. Сантиметровая лента, и л и сантиметр, служит для снятия мер ок с
фигуры человека и объемных предметов. Ее исп оль зуют также при измерени и
длины и ширины ткани, при проверке размер ов изделия. Изготовлена она из
прорезиненн ой ткани, имеет длину 150 см и ширину 2 см. При измер ении ле нту
– Для работы и глой люди придумали прис пособление, которое защищает
палец от у колов, – наперсток . Не случайно он похож на шлем воина. Напе рсток
– приспос обление для швейных работ . Наперсток подбирают индивиду ально по
размеру сред него пальца ру ки так, чтобы он плотно о бхватывал пале ц.
К приспособлениям также от носятся б улавки – им и скалывают ткань при
раскрое, прикрепляют выкройку к ткани. Пользоватьс я булавками н а до очень
осторожно, так как о д ин конец у них острый. Х ранить и х надо в сп ециальной
IV. Практическая работа «Знак омство с инструментами и
У ч и т е л ь . За пишите в рабочих тет радях дату, название пра ктической
работы – «Знаком ство с инст рументами и приспособлениями для швейны х
Ч а с т ь 1 . Перед вами на эк ране будут по являться изображения предметов,
названия которых вы должны б у дете записать в своей тетради. Записывать
названия предметов н ео бходимо в столбик, в то й последовательности, в какой
они будут появляться на экране. Если вы не знаете на - з вания предмета, под
этим номером не пишите ничег о и перехо дите к следу ющему номеру , на строку
ниже. В нимание на экран! (При отсутствии компью тера предметы
показывает учитель, называя номер каждого предмет а: № 6 – игла, № 7 –
ножницы, № 8 – булавк и, № 9 – наперсток, № 10 – сантиме тровая лента, № 11
Ч а с т ь 2 . Отметьте фигу рной скобкой п редметы, относ ящиеся:
Показать образец выполнения на доске. Проверить правильность
выполнения раб оты, внести необх одимые исправл ения.
У ч и т е л ь . Ребята, кто из вас может пр ав ильно найти в нашей шкатулке
рабочие инструменты и правильно их назвать? (Выполнение задания
– А какие правила нужно выполнять при р а боте с этими инструментами ?
– Покажите и назовите измеритель ные инстру менты, применяемые в
– Какие еще предметы остались в шкатулке? К какой группе они о т носятся?
– Правильно, эт о приспособлен ия для швейны х работ: наперст ок и булавки.
У ч и т е л ь . К следующему уроку необходим о, чтобы у каждого из вас была
такая же шкатулочка со швейными принадлежностями, как у меня, а называть
мы их будем рабочими коробками. В ваших рабочих тетрадях записаны
принадлежност и, которые должны находитьс я в р а бочих коро бках. Ре бята, а чт о
еще нужно пол ожить в рабочи е коробки для шитья ? (Ответ ы детей.)
Правильно, еще нам пона добятся материалы для швейных работ : нитки,
ткань, тесьма, картон, бумага. Не забудьте положить их в свои рабочие коробки.
А еще для р а боты понадобится портно вский мел для обозначения на материале
линий и меток при раскрое или примерке. Мел можно заменить тонким сухим
кусочком обычного мыла . Полный список содержим ого ваших рабочих коробок
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема : Инструменты и приспособления для швейных работ .
Цель : ознакомить обуча ю щихся с инструментами и приспособлениями для швейных работ.
для формирования навыков правильного и безопасного использования инструментов и приспособлений;
воспитания уважительного и ответственного отношения к труду;
развития познавательного интереса, способности к обобщению, классификации;
актуализации знаний и опыта учащихся;
обогащения словарного запаса;
коррекции речи, развития культуры общения.
Тип урока : комбинированный.
Оборудовани е: компьютер, проектор, экран, карточки 3, электронное приложение, шкатулка со швейными принадлежностями.
Организационный момент.
- проверка готовности, настрой учащихся.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель . Приятно входить в класс и видеть, что материал предыдущего урока все выучили! Достаточно только посмотреть на чистую доску, порядок на партах, аккуратно спрятанные под спецодеждой волосы. Молодцы, ребята! Мне остается уточнить несколько вопросов:
1. Что мы называем специальной одеждой и для чего она нужна?
2. Для чего нужны правила внутреннего распорядка?
3. Какие правила поведения в мастерской надо выполнять?
4. Как навести порядок в мастерской после работы?
5. Что входит в обязанности дежурных?
Ответы детей.
III. Объяснение нового материала.
Учитель . Хорошо запомнив правила поведения и работы в мастерской, мы взяли их на вооружение и продолжаем знакомиться с секретами швейного дела. Тема сегодняшнего урока скрыта в этой замечательной шкатулке (слайд1) . Многое из того, что здесь находится, вам хорошо знакомо. Но для вас они – знакомые незнакомцы, поэтому о каждом предмете в шкатулке мы поговорим подробно. Отгадайте загадку:
Весь мир одевает.
Что сошьёт – не надевает.
Что это? (Игла.)
Ответы детей. Если отгадки нет, загадывается еще одна загадка:
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
Ответы детей.
Учитель . Правильно, это ручная игла . Один конец у нее острый – это острие, а другой утолщенный. На утолщенном конце иглы находится ушко – отверстие для нитки. Острым концом игла прокалывает ткань. Посмотрите, какие разные иглы находятся в шкатулке: большие и толстые, маленькие и тоненькие. Их различают по номерам – от 1 (самые тонкие) до 12 (самые толстые) (слайд3) . Для каждой ткани нужна своя – по размеру и толщине – иголка. Запомните: для толстой нитки всегда выбирают иглу с большим игольным ушком, а для тонкой – с маленьким. Держать иголку надо крепко и аккуратно за середину указательным и большим пальцами.
Иголка – одна из самых полезных вещей на свете. Но эта полезная вещь становится коварной и даже опасной, когда она попадает в руки небрежного, невнимательного человека. Пользоваться иглой надо осторожно, соблюдая правила техники безопасности
1. Хранить иглы необходимо в определенном месте в специальной подушечке, лучше всего с ниткой (так она заметнее, ее легче обнаружить).
2. Всегда нужно знать, сколько у вас иголок.
3. Окончив работу, необходимо проверить количество иголок.
4. Не допускать потери иглы.
5. Нельзя брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.
6. Сломанную иглу надо сдать учителю.
7. Нельзя откусывать нитку зубами.
Чтобы узнать, какой предмет я извлеку из шкатулки следующим, отгадайте загадку:
Два конца, два кольца,
Посредине гвоздик. (слайд5)
Ответы детей.
– Правильно, ножницы нужны, чтобы резать бумагу, ткань, нитки. Лезвия ножниц должны быть острыми и резать по всей длине. В шкатулке лежат большие и маленькие ножницы. У больших ножниц длинные концы, поэтому они могут резать большие куски ткани или вырезать основные детали будущих швейных изделий. У маленьких ножниц концы короткие, ими удобно обрезать куски ниток, разрезать петли, то есть выполнять мелкую работу.
– Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами нужно осторожно.
1. Хранить ножницы в строго определенном месте.
2. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.
3. Передавая ножницы, необходимо держать их за сомкнутые лезвия и передавать кольцами вперед.
4. Нельзя оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями.
5. Нельзя класть ножницы у вращающихся частей швейной машины.
– Ножницы и иголки называются рабочими инструментами . Еще загадка:
Я люблю прямоту.
Сделать ровную черту
– Что это, отгадали? Правильно, это линейка . Ну а для чего нужна линейка? Правильно, для построения чертежей. При этом отсчет ведется от отметки 0. Линейка – измерительный инструмент. К измерительным инструментам также относятся угольник и сантиметровая лента .
Кто знает, как выглядит сантиметровая лента? Пожалуйста, достаньте ее из шкатулки. Сантиметровая лента, или сантиметр, служит для снятия мерок с фигуры человека и объемных предметов. Ее используют также при измерении длины и ширины ткани, при проверке размеров изделия. Изготовлена она из прорезиненной ткани, имеет длину 150 см и ширину 2 см. При измерении ленту не следует излишне натягивать или ослаблять.
И снова загадка:
У дядюшки у Никона
Вся лысина истыкана.
Ответы детей.
– Для работы иглой люди придумали приспособление, которое защищает палец от уколов, – наперсток . Не случайно он похож на шлем воина. Наперсток – приспособление для швейных работ . Наперсток подбирают индивидуально по размеру среднего пальца руки так, чтобы он плотно обхватывал палец.
К приспособлениям также относятся булавки (учитель достает из шкатулки игольницу с булавками) – ими скалывают ткань при раскрое, прикрепляют выкройку к ткани. Пользоваться булавками надо очень осторожно, так как один конец у них острый. Хранить их надо в специальной подушечке для иголок и булавок.
Физминутка для глаз
Ах, как долго мы писали.
Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали.
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево - вправо.)
Ах, как солнце высоко.
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем,
Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз,
Жмурься сильно, но держись.
Часть 1 . Перед вами на экране будут появляться изображения предметов, названия которых вы должны будете записать в своей тетради. Записывать названия предметов необходимо в столбик, в той последовательности, в какой они будут появляться на экране. Если вы не знаете названия предмета, под этим номером не пишите ничего и переходите к следующему номеру, на строку ниже. Внимание на экран! ( слайд9 )
Часть 2. Отметьте фигурной скобкой предметы, относящиеся:
а) к измерительным инструментам;
б) к рабочим инструментам;
в) к приспособлениям для швейных работ.
( Показать образец выполнения на доске. )
V. Закрепление нового материала.
Учитель . Ребята, кто из вас может правильно найти в нашей шкатулке рабочие инструменты и правильно их назвать? (Выполнение задания учащимися.)
– А какие правила нужно выполнять при работе с этими инструментами? (Ответы учащихся.)
– Покажите и назовите измерительные инструменты, применяемые в швейном деле. (Выполнение задания учащимися.)
– Какие еще предметы остались в шкатулке? К какой группе они относятся? (Ответы учащихся.)
– Правильно, это приспособления для швейных работ: наперсток и булавки.
VI. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.
Учитель . К следующему уроку необходимо, чтобы у каждого из вас была такая же шкатулочка со швейными принадлежностями, как у меня, а называть мы их будем рабочими коробками. В ваших рабочих тетрадях записаны принадлежности, которые должны находиться в рабочих коробках. Ребята, а что еще нужно положить в рабочие коробки для шитья? (Ответы детей.)
Правильно, еще нам понадобятся материалы для швейных работ: нитки, ткань, тесьма, картон, бумага. Не забудьте положить их в свои рабочие коробки. А еще для работы понадобится портновский мел для обозначения на материале линий и меток при раскрое или примерке. Мел можно заменить тонким сухим кусочком обычного мыла . Полный список содержимого ваших рабочих коробок выглядит так:
Тема урока: Инструменты и приспособления для швейных работ.
Цель урока: познакомить учащихся с инструментами и приспособлениями для швейных работ.
Задачи урока:
- о бразовательные : формировать у учащихся представления о правильном и безопасном использовании инструментов и приспособлений для швейных работ;
- к оррекционно - развивающие : коррекция и развитие связной устной речи, коррекция и развитие мыслительной деятельности, навыков самоконтроля;
- в оспитательные : воспитывать положительную мотивацию к учебному процессу, прививать бережное отношение к инструментам и приспособлениям в швейной мастерской.
Тип урока: комбинированный.
Методы и формы обучения:
методы: словесный, наглядный, игровой, поисковый, практический;
формы: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран;
инструкции по правилам безопасной работы иглой, ножницами;
раздаточный материал: коробочки с инструментами и приспособлениями для швейных работ.
учебник: Картушина Г.Б., МозговаяГ.Г. Швейное дело: учеб. для 5кл. спец. (коррекц.) образоват. Учреждений. – М. Просвещение, 2004.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Долгожданный дан звонок-
Каждый день всегда-везде
На занятиях и в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Проверить готовность к уроку.
учителя стоя, и рассаживаются
по рабочим местам
II . Актуали-зация опорных знаний
- Какие правила поведения в мастерской надо выполнять?
Отвечают на вопросы учителя.
1.Не опаздывать к началу занятий.
2.Перед началом работы надеть специальную одежду.
3.Работать только на своём рабочем месте.
4.Пользоваться инструментом, закрепленным за
ние нового материала
Вы вспомнили, какие правила поведения в мастерской надо выполнять. Молодцы!
А теперь узнаете, чем работают в швейных мастерских.
Сообщить тему и цель урока.
Мы с вами сегодня отправляемся в сказочную швейную страну. Вы сегодня услышите сказки о швейных инструментах, будете отгадывать волшебные загадки.
У вас на столах стоят чудесные коробочки, украшенные лентами, а в них лежат инструменты и приспособления для швейных работ.
Отгадайте загадку:
1) Тонка, умела, колка.
Ручная игла имеет
один конец острый, а другой утолщенный. На утолщенном конце имеется ушко. В него вдевают нитку для работы. Острым концом игла – остриём прокалывает ткань. Ручные иглы применяют для выполнения ручных стежков и строчек.
Задание. Найдите в коробочке (в наборе игл) иглу и покажите мне. Иглы различают по номерам: от № 1- самая тонкая до № 12 – самая толстая. Мы будем пользоваться иглами № 1-3 – для хлопчатобумажных тканей.
Держать игу надо крепко и аккуратно за середину указательным и большим пальцами.
Пользоваться иглой надо осторожно, теперь познакомимся с правилами безопасной работы иглой.
Внимание! Игла – острый инструмент.
Пользоваться иглой надо осторожно.
1. Хранить иглы в определенном месте.
2. Не допускать потери иглы.
3. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.
4. Сломанную иглу надо сдать учителю.
5. Нельзя откусывать нитку зубами.
Двигаемся дальше по швейной стране. Отгадайте ещё загадку:
2) Два конца, два кольца,
Да и тот насквозь
Ножницы состоят из двух лезвий, ручек и колец, винта.
- Для чего применяют ножницы?
- Правильно, ножницы нужны, чтобы резать бумагу, ткань, обрезать нитки, вырезать из бумаги и картона детали.
Задание. Найдите в коробочке ножницы и покажите мне.
Пользоваться ножницами надо осторожно, познакомимся с правилами безопасной работы ножницами.
Внимание! Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами надо осторожно.
1. Хранить ножницы в определенном месте.
2. Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать их, держа за сомкнутые лезвия кольцами вперед.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми.
5. Не класть ножницы у вращающихся частей швейной машины.
Ручные иглы и ножницы называются рабочими инструментами .
В нашей сказочной стране отгадайте ещё одну загадку :
3) Я люблю прямоту.
Сделать ровную черту
- А для чего нужна линейка?
- Правильно, линейку применяют для построения чертежей.
Задание. Найдите в коробочке линейку или угольник и покажите мне.
Внимание! При измерении линейкой и угольником отсчёт начинают от цифры 0
Следующая загадка:
4) Я фигуру обмеряю, вся в полосках, цифры знаю,
А длинною я – 150 сантиметров.
(Сантиметровая лента)
Сантиметровая лента служит для снятия мерок с фигуры человека, с объёмных предметов (например, подушки). Её применяют при измерении длины и ширины ткани, при проверке размеров изделия. Изготавливают её из прорезиненной ткани, длиной 150 см и шириной 2 см.
Задание. Найдите в коробочке сантиметровую ленту и покажите мне.
Сантиметровая лента, линейка и угольник называются измерительными инструментами .
Вот ещё загадка:
5) У дядюшки у Никона
Вся лысина истыкана.
Напёрсток предохраняет палец от прокола иглой и помогает проталкивать иглу в ткань. Его надевают на средний палец правой руки (левша левой руки). Напёрсток должен прочно держаться на пальце.
Задание. Найдите в коробочке напёрсток, наденьте его на нужный палец и покажите мне.
И снова загадка:
6) Остра как игла, а шить ею нельзя
Булавками скалывают ткань при раскрое, прикрепляют выкройку к ткани. Булавками надо пользоваться осторожно, так как один конец у них острый. Хранить их надо в специальной подушечке для игл и булавок.
Задание. Найдите в коробочке булавки и покажите мне.
Напёрсток и булавки называются приспособлениями.
Находят иглы и показывают учителю
Читают все вместе правила
Находят ножницы и показывают учителю
Читают все вместе правила т/б при
работе с ножницами
Находят линейку или угольник и показывают учителю
Находят сантиметровую ленту и показывают
Находят напёрсток и показывают учителю
Находят булавки и показывают учителю
А, теперь немного отдохнем.
Учитель показывает правильность выполнения упражнений.
Отвели свой взгляд направо,
Отвели свой взгляд налево,
Посмотрели всё вперёд,
Раз – согнуться – разогнуться,
Два – согнуться – потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
Пять, шесть тихо сесть.
Звучит спокойная музыка
- Сегодня на уроке вы с чем познакомились?
Вы не забыли, сегодня мы с вами находимся в сказочной швейной стране?
А, сейчас, я расскажу вам волшебную сказку про Иголку. Т еперь садитесь поудобнее и слушайте внимательно.
- Вам понравилась сказка? -- Скажите, как вы понимаете:
- Сегодня вам желаю дружно трудиться, быть смиренными друг к другу, помогать друг другу.
Запишите тему урока в тетрадь.
Задание: прочитать на карточке название предмета, найти у себя в сказочной коробочке и положить на стол предмет вместе с карточкой-названия (класть надо по порядку перед собой).
Слушают сказку про Иголку.
Записывают тему урока в тетрадь.
Беседа с учащимися.
А, теперь немного подвигаемся.
Учитель показывает правильность выполнения.
Для начала мы с тобой крутим только головой (вращение головой)
Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно можем
(повороты вправо, влево).
Плечи выше поднимаем, а потом их опускаем
(поднимать и опускать плечи).
Мы колени поднимаем, шаг на месте выполняем (ходьба на месте).
От души мы потянулись и на место вновь вернулись (потягивание)
Звучит весёлая музыка
VII. Закрепление материала
На слайде подписано на какие группы делятся инструменты и приспособления.
Задание : «Закончить предложение и
Учитель зачитывает незаконченное предложение:
1. Для резания бумаги, ткани, ниток применяют…
2. Выкройку к ткани прикрепляют…(булавками);
3. Мерки с фигуры человека снимают… (сантиметровой лентой);
4. Для выполнения ручных стежков и строчек применяется… (игла);
5. Чтобы сделать ровный угол берут … (угольник);
6. Предохраняет палец от прокола иглой … (напёрсток);
7. Для построения чертежа применяют … (линейку). Молодцы! Со всеми заданиями все справились.
Подведение итогов. Рефлексия
Потрудились вы на славу!
- Сегодня с чем вы познакомились?
- Вам понравилось работать на уроке?
- Вы будете дружить друг с другом как в сказке игла с ниткой?
- Поднимите руки те, у кого всё получилось, и он доволен собой.
- А теперь поднимите руки те, кто не совсем доволен собой, но будет стараться.
- Дома расскажите с какими инструментами и приспособлениями вы познакомились? Дома определите их и покажите.
* Оценивание работы каждого обучающегося с учётом индивидуальных возможностей.
Спасибо за урок!
Учащиеся подают дневники на оценки
Уборка рабочих мест.
Учащиеся убирают свои места
Сказка про Иголку
В большой картонной коробке хранились швейные принадлежности. Чего там только не было: и ножницы, и наперстки, и иголки, и нитки!
Жили они в коробке дружно, помогали друг другу в работе. Но однажды случилось вот что…
По какой-то пустяковой причине рассорилась Нитка с Иголкой. Из-за чего, теперь и не вспомнишь. Раньше-то они все время вместе были, а тут разошлись по разным углам коробки и видеть друг друга не хотят.
Иголка считает, что она права, потому что всегда и во всем первая, а Нитка свое тянет. Вот и работа у них перестала спориться – куда же Иголке без Нитки!
Иголка по ткани побегает, а та как была не сшита, так и осталась. Нитка тоже зря старается – ничего у нее без Иголки не выходит.
Перестали им люди работу приносить. А без работы вскоре заскучали и остальные швейные принадлежности. Сначала ушли ножницы, затем Наперсток. Вскоре опустела коробка, остались в ней только Нитка с Иголкой.
Сидят в разных углах и вспоминают, как им раньше хорошо жилось, весело да дружно.
Первой решилась на примирение Иголка. Подошла она к Нитке и говорит:
— Прости меня, подружка, за мою глупую гордость. Нет без тебя в моей работе никакого толку.
— И ты меня прости, — обрадовалась Нитка, — и я виновата… Думала, что смогу без тебя обойтись.
Обнялись подружки, взялись опять одна за другую, и такой красоты вместе нашили, что любо-дорого поглядеть!
Автор сказки: Мария Сладкова.
/data/files/j1592826510.ppt (5кл.Труд (швейное дело). Инструменты и приспособления.
Виды инструментов и приспособлений. Классификация. Техника безопасности.
Тема: Инструменты и приспособления
для швейных работ
Цель: познакомить учащихся с инструментами и приспособлени-ями для швейных работ, создать условия:
для формирования навыков правильного и безопасного использования инструментов и приспособлений;
воспитания уважительного и ответственного отношения к труду;
развития познавательного интереса, способности к обобщению, классификации;
актуализации знаний и опыта учащихся;
обогащения словарного запаса;
коррекции речи, развития культуры общения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки 3, электронное приложение, шкатулка со швейными принадлежностями.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Приятно входить в класс и видеть, что материал предыдущего урока все выучили! Достаточно только посмотреть на чистую доску, порядок на партах, аккуратно спрятанные под спецодеждой волосы. Молодцы, ребята! Мне остается уточнить несколько вопросов:
1. Что мы называем специальной одеждой и для чего она нужна?
2. Для чего нужны правила внутреннего распорядка?
3. Какие правила поведения в мастерской надо выполнять?
4. Как навести порядок в мастерской после работы?
5. Что входит в обязанности дежурных?
Ответы детей.
III. Объяснение нового материала.
Учитель. Хорошо запомнив правила поведения и работы в мастерской, мы взяли их на вооружение и продолжаем знакомиться с секретами швейного дела. Тема сегодняшнего урока скрыта в этой замечательной шкатулке. Многое из того, что здесь находится, вам хорошо знакомо. Но для вас они – знакомые незнакомцы, поэтому о каждом предмете в шкатулке мы поговорим подробно. Отгадайте загадку:
Весь мир одевает.
Что сошьёт – не надевает.
Что это? (Игла.)
Ответы детей. Если отгадки нет, загадывается еще одна загадка:
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
Ответы детей.
Учитель. Правильно, это ручная игла. Один конец у нее острый – это острие, а другой утолщенный. На утолщенном конце иглы находится ушко – отверстие для нитки. Острым концом игла прокалывает ткань. Посмотрите, какие разные иглы находятся в шкатулке: большие и толстые, маленькие и тоненькие. Их различают по номерам – от 1 (самые тонкие) до 12 (самые толстые). Для каждой ткани нужна своя – по размеру и толщине – иголка. Запомните: для толстой нитки всегда выбирают иглу с большим игольным ушком, а для тонкой – с маленьким. Держать иголку надо крепко и аккуратно за середину указательным и большим пальцами.
Иголка – одна из самых полезных вещей на свете. Но эта полезная вещь становится коварной и даже опасной, когда она попадает в руки небрежного, невнимательного человека. Пользоваться иглой надо осторожно, соблюдая правила техники безопасности.
1. Хранить иглы необходимо в определенном месте в специальной подушечке, лучше всего с ниткой (так она заметнее, ее легче обнаружить).
2. Всегда нужно знать, сколько у вас иголок.
3. Окончив работу, необходимо проверить количество иголок.
4. Не допускать потери иглы.
5. Нельзя брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.
6. Сломанную иглу надо сдать учителю.
7. Нельзя откусывать нитку зубами.
Чтобы узнать, какой предмет я извлеку из шкатулки следующим, отгадайте загадку:
Два конца, два кольца,
Ответы детей.
– Правильно, ножницы нужны, чтобы резать бумагу, ткань, нитки. Лезвия ножниц должны быть острыми и резать по всей длине. В шкатулке лежат большие и маленькие ножницы. У больших ножниц длинные концы, поэтому они могут резать большие куски ткани или вырезать основные детали будущих швейных изделий. У маленьких ножниц концы короткие, ими удобно обрезать куски ниток, разрезать петли, то есть выполнять мелкую работу.
– Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами нужно осторожно.
1. Хранить ножницы в строго определенном месте.
2. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.
3. Передавая ножницы, необходимо держать их за сомкнутые лезвия и передавать кольцами вперед.
4. Нельзя оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями.
5. Нельзя класть ножницы у вращающихся частей швейной машины.
– Ножницы и иголки называются рабочими инструментами. Еще загадка:
Я люблю прямоту.
Сделать ровную черту
– Что это, отгадали? Правильно, это линейка. Ну а для чего нужна линейка? Правильно, для построения чертежей. При этом отсчет ведется от отметки 0. Линейка – измерительный инструмент. К измерительным инструментам также относятся угольник и сантиметровая лента.
Кто знает, как выглядит сантиметровая лента? Пожалуйста, достаньте ее из шкатулки. Сантиметровая лента, или сантиметр, служит для снятия мерок с фигуры человека и объемных предметов. Ее используют также при измерении длины и ширины ткани, при проверке размеров изделия. Изготовлена она из прорезиненной ткани, имеет длину 150 см и ширину 2 см. При измерении ленту не следует излишне натягивать или ослаблять.
И снова загадка:
У дядюшки у Никона
Вся лысина истыкана.
Ответы детей.
– Для работы иглой люди придумали приспособление, которое защищает палец от уколов, – наперсток. Не случайно он похож на шлем воина. Наперсток – приспособление для швейных работ. Наперсток подбирают индивидуально по размеру среднего пальца руки так, чтобы он плотно обхватывал палец.
К приспособлениям также относятся булавки – ими скалывают ткань при раскрое, прикрепляют выкройку к ткани. Пользоваться булавками надо очень осторожно, так как один конец у них острый. Хранить их надо в специальной подушечке для иголок и булавок.
Часть 1. Перед вами на экране будут появляться изображения предметов, названия которых вы должны будете записать в своей тетради. Записывать названия предметов необходимо в столбик, в той последовательности, в какой они будут появляться на экране. Если вы не знаете на-звания предмета, под этим номером не пишите ничего и переходите к следующему номеру, на строку ниже. Внимание на экран! (При отсутствии компьютера предметы показывает учитель, называя номер каждого предмета: № 6 – игла, № 7 – ножницы, № 8 – булавки, № 9 – наперсток, № 10 – сантиметровая лента, № 11 – линейка, № 12 – угольник.)
Часть 2. Отметьте фигурной скобкой предметы, относящиеся:
а) к измерительным инструментам;
б) к рабочим инструментам;
в) к приспособлениям для швейных работ.
Показать образец выполнения на доске. Проверить правильность выполнения работы, внести необходимые исправления.
V. Закрепление нового материала.
Учитель. Ребята, кто из вас может правильно найти в нашей шкатулке рабочие инструменты и правильно их назвать? (Выполнение задания учащимися.)
– А какие правила нужно выполнять при работе с этими инструментами? (Ответы учащихся.)
– Покажите и назовите измерительные инструменты, применяемые в швейном деле. (Выполнение задания учащимися.)
– Какие еще предметы остались в шкатулке? К какой группе они относятся? (Ответы учащихся.)
– Правильно, это приспособления для швейных работ: наперсток и булавки.
VI. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.
Учитель. К следующему уроку необходимо, чтобы у каждого из вас была такая же шкатулочка со швейными принадлежностями, как у меня, а называть мы их будем рабочими коробками. В ваших рабочих тетрадях записаны принадлежности, которые должны находиться в рабочих коробках. Ребята, а что еще нужно положить в рабочие коробки для шитья? (Ответы детей.)
Правильно, еще нам понадобятся материалы для швейных работ: нитки, ткань, тесьма, картон, бумага. Не забудьте положить их в свои рабочие коробки. А еще для работы понадобится портновский мел для обозначения на материале линий и меток при раскрое или примерке. Мел можно заменить тонким сухим кусочком обычного мыла. Полный список содержимого ваших рабочих коробок выглядит так:
(То же – на карточках 3)
2. Швейные нитки разного цвета.
7. Подушечка для игл и булавок.
8. Сантиметровая лента.
11. Портновский мел или тонкий кусочек мыла.
– Вклейте, пожалуйста, карточки 3 в свои рабочие тетради.
Оценка работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: изучить теоретический материал; собрать вместе с родителями рабочие коробки.
Читайте также: