Инструменты и приспособления для шитья конспект

Обновлено: 04.07.2024

1. Что мы называем специальной о деждой и для чего она ну жна?

3. Какие прав ила поведения в ма стерской надо в ыполнять?

4. Как навести п орядок в масте рской после работ ы?

У ч и т е л ь . Хорошо запомнив правила поведения и работы в мастерской, мы

взяли их на воору жение и продолжаем знакомиться с секретами швей ного дела.

Тема сегодняш него урока скрыта в этой замечательной шкатулке. Многое из

того, что здесь находится, вам хорошо зн ак омо. Но для вас о ни – знакомые

незнакомцы, поэтому о каждом предмете в шкатулке мы поговорим подробно.

Ответы дет ей. Если отгадки нет, зага дывается еще одна загадка:

У ч и т е л ь . Правил ьно, это ручная игла . Один конец у нее ост рый – это

острие, а другой утолщенный. На утолщенном конце иглы находится ушко –

отверстие для нитки. Острым концом игла прокалывает ткань. Посмотрите,

какие разные иглы находятся в шкатулке: большие и т олстые, маленькие и

тоненькие. Их различают по номерам – от 1 (самые тонкие) до 1 2 (самые

толстые). Для каждой ткани нужна с воя – по размеру и толщине – иголка.

Запомните: для толстой нитки всегда выбирают иглу с большим игольным

ушком, а д ля тонкой – с маленьким. Держать иголку надо крепко и акку ратно за

Иголка – одна из самых полезных вещей на свете. Но эта полезная вещь

становится коварной и даже опасной, когда она попадает в р у ки небрежног о,

невниматель ного человека. Пользоваться иглой надо осторожно, соблюдая

1. Хранить иглы необходим о в определенном месте в специальной

подушечке, лу чше всего с ниткой (так она заметнее, ее л егче обнару жить).

3. Окончив ра боту, необход имо проверить кол ичество игол ок.

Чтобы узнать, какой предмет я извлеку из шкат у лки следующим, отгадайте

– Правильно, ножницы нужны, чтобы резать бу магу, ткань, нитки. Лезвия

ножниц должны быть острыми и резать п о всей длине. В шкатулке лежат

большие и маленькие нож ницы. У больших ножниц длинные концы, поэт ому

они могу т резать большие куски ткани или вырезать основные детали будущих

швейных изделий. У маленьки х ножниц концы короткие, ими удобно о б резать

куски ниток, разрез ать петли, то есть в ыполнять мелку ю работу.

– Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами нужно

3. Передавая ножн ицы, необходимо де ржать их за сомкнутые лезв ия и

4. Нельзя оставлять ножницы с раск рытыми лезвиям и.

5. Нельзя класть ножницы у в ращающихся частей швей ной машины.

– Ножницы и иг олки называются рабоч ими инструментам и . Еще загадка:

– Что это, отгадали? Правиль но, эт о линейка . Ну а для чего нужна л инейка ?

Правильно, для построен ия чертежей. При этом отсчет ведется от отметки 0.

Линейка – измерите льный инструмент. К и зм ерительным инструмент ам также

Кто знает, как выглядит сантиметровая лента? Пожалуйста, достаньте ее из

шкатулки. Сантиметровая лента, и л и сантиметр, служит для снятия мер ок с

фигуры человека и объемных предметов. Ее исп оль зуют также при измерени и

длины и ширины ткани, при проверке размер ов изделия. Изготовлена она из

прорезиненн ой ткани, имеет длину 150 см и ширину 2 см. При измер ении ле нту

– Для работы и глой люди придумали прис пособление, которое защищает

палец от у колов, – наперсток . Не случайно он похож на шлем воина. Напе рсток

– приспос обление для швейных работ . Наперсток подбирают индивиду ально по

размеру сред него пальца ру ки так, чтобы он плотно о бхватывал пале ц.

К приспособлениям также от носятся б улавки – им и скалывают ткань при

раскрое, прикрепляют выкройку к ткани. Пользоватьс я булавками н а до очень

осторожно, так как о д ин конец у них острый. Х ранить и х надо в сп ециальной

IV. Практическая работа «Знак омство с инструментами и

У ч и т е л ь . За пишите в рабочих тет радях дату, название пра ктической

работы – «Знаком ство с инст рументами и приспособлениями для швейны х

Ч а с т ь 1 . Перед вами на эк ране будут по являться изображения предметов,

названия которых вы должны б у дете записать в своей тетради. Записывать

названия предметов н ео бходимо в столбик, в то й последовательности, в какой

они будут появляться на экране. Если вы не знаете на - з вания предмета, под

этим номером не пишите ничег о и перехо дите к следу ющему номеру , на строку

ниже. В нимание на экран! (При отсутствии компью тера предметы

показывает учитель, называя номер каждого предмет а: № 6 – игла, № 7 –

ножницы, № 8 – булавк и, № 9 – наперсток, № 10 – сантиме тровая лента, № 11

Ч а с т ь 2 . Отметьте фигу рной скобкой п редметы, относ ящиеся:

Показать образец выполнения на доске. Проверить правильность

выполнения раб оты, внести необх одимые исправл ения.

У ч и т е л ь . Ребята, кто из вас может пр ав ильно найти в нашей шкатулке

рабочие инструменты и правильно их назвать? (Выполнение задания

– А какие правила нужно выполнять при р а боте с этими инструментами ?

– Покажите и назовите измеритель ные инстру менты, применяемые в

– Какие еще предметы остались в шкатулке? К какой группе они о т носятся?

– Правильно, эт о приспособлен ия для швейны х работ: наперст ок и булавки.

У ч и т е л ь . К следующему уроку необходим о, чтобы у каждого из вас была

такая же шкатулочка со швейными принадлежностями, как у меня, а называть

мы их будем рабочими коробками. В ваших рабочих тетрадях записаны

принадлежност и, которые должны находитьс я в р а бочих коро бках. Ре бята, а чт о

еще нужно пол ожить в рабочи е коробки для шитья ? (Ответ ы детей.)

Правильно, еще нам пона добятся материалы для швейных работ : нитки,

ткань, тесьма, картон, бумага. Не забудьте положить их в свои рабочие коробки.

А еще для р а боты понадобится портно вский мел для обозначения на материале

линий и меток при раскрое или примерке. Мел можно заменить тонким сухим

кусочком обычного мыла . Полный список содержим ого ваших рабочих коробок

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : Инструменты и приспособления для швейных работ .

Цель : ознакомить обуча ю щихся с инструментами и приспособлениями для швейных работ.

для формирования навыков правильного и безопасного использования инструментов и приспособлений;

воспитания уважительного и ответственного отношения к труду;

развития познавательного интереса, способности к обобщению, классификации;

актуализации знаний и опыта учащихся;

обогащения словарного запаса;

коррекции речи, развития культуры общения.

Тип урока : комбинированный.

Оборудовани е: компьютер, проектор, экран, карточки 3, электронное приложение, шкатулка со швейными принадлежностями.

Организационный момент.

- проверка готовности, настрой учащихся.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель . Приятно входить в класс и видеть, что материал предыдущего урока все выучили! Достаточно только посмотреть на чистую доску, порядок на партах, аккуратно спрятанные под спецодеждой волосы. Молодцы, ребята! Мне остается уточнить несколько вопросов:

1. Что мы называем специальной одеждой и для чего она нужна?

2. Для чего нужны правила внутреннего распорядка?

3. Какие правила поведения в мастерской надо выполнять?

4. Как навести порядок в мастерской после работы?

5. Что входит в обязанности дежурных?

Ответы детей.

III. Объяснение нового материала.

Учитель . Хорошо запомнив правила поведения и работы в мастерской, мы взяли их на вооружение и продолжаем знакомиться с секретами швейного дела. Тема сегодняшнего урока скрыта в этой замечательной шкатулке (слайд1) . Многое из того, что здесь находится, вам хорошо знакомо. Но для вас они – знакомые незнакомцы, поэтому о каждом предмете в шкатулке мы поговорим подробно. Отгадайте загадку:

Весь мир одевает.

Что сошьёт – не надевает.

Что это? (Игла.)

Ответы детей. Если отгадки нет, загадывается еще одна загадка:

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

Ответы детей.

Учитель . Правильно, это ручная игла . Один конец у нее острый – это острие, а другой утолщенный. На утолщенном конце иглы находится ушко – отверстие для нитки. Острым концом игла прокалывает ткань. Посмотрите, какие разные иглы находятся в шкатулке: большие и толстые, маленькие и тоненькие. Их различают по номерам – от 1 (самые тонкие) до 12 (самые толстые) (слайд3) . Для каждой ткани нужна своя – по размеру и толщине – иголка. Запомните: для толстой нитки всегда выбирают иглу с большим игольным ушком, а для тонкой – с маленьким. Держать иголку надо крепко и аккуратно за середину указательным и большим пальцами.

Иголка – одна из самых полезных вещей на свете. Но эта полезная вещь становится коварной и даже опасной, когда она попадает в руки небрежного, невнимательного человека. Пользоваться иглой надо осторожно, соблюдая правила техники безопасности

1. Хранить иглы необходимо в определенном месте в специальной подушечке, лучше всего с ниткой (так она заметнее, ее легче обнаружить).

2. Всегда нужно знать, сколько у вас иголок.

3. Окончив работу, необходимо проверить количество иголок.

4. Не допускать потери иглы.

5. Нельзя брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.

6. Сломанную иглу надо сдать учителю.

7. Нельзя откусывать нитку зубами.

Чтобы узнать, какой предмет я извлеку из шкатулки следующим, отгадайте загадку:

Два конца, два кольца,

Посредине гвоздик. (слайд5)

Ответы детей.

– Правильно, ножницы нужны, чтобы резать бумагу, ткань, нитки. Лезвия ножниц должны быть острыми и резать по всей длине. В шкатулке лежат большие и маленькие ножницы. У больших ножниц длинные концы, поэтому они могут резать большие куски ткани или вырезать основные детали будущих швейных изделий. У маленьких ножниц концы короткие, ими удобно обрезать куски ниток, разрезать петли, то есть выполнять мелкую работу.

– Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами нужно осторожно.

1. Хранить ножницы в строго определенном месте.

2. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.

3. Передавая ножницы, необходимо держать их за сомкнутые лезвия и передавать кольцами вперед.

4. Нельзя оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями.

5. Нельзя класть ножницы у вращающихся частей швейной машины.

– Ножницы и иголки называются рабочими инструментами . Еще загадка:

Я люблю прямоту.

Сделать ровную черту

– Что это, отгадали? Правильно, это линейка . Ну а для чего нужна линейка? Правильно, для построения чертежей. При этом отсчет ведется от отметки 0. Линейка – измерительный инструмент. К измерительным инструментам также относятся угольник и сантиметровая лента .

Кто знает, как выглядит сантиметровая лента? Пожалуйста, достаньте ее из шкатулки. Сантиметровая лента, или сантиметр, служит для снятия мерок с фигуры человека и объемных предметов. Ее используют также при измерении длины и ширины ткани, при проверке размеров изделия. Изготовлена она из прорезиненной ткани, имеет длину 150 см и ширину 2 см. При измерении ленту не следует излишне натягивать или ослаблять.

И снова загадка:

У дядюшки у Никона

Вся лысина истыкана.

Ответы детей.

– Для работы иглой люди придумали приспособление, которое защищает палец от уколов, – наперсток . Не случайно он похож на шлем воина. Наперсток – приспособление для швейных работ . Наперсток подбирают индивидуально по размеру среднего пальца руки так, чтобы он плотно обхватывал палец.

К приспособлениям также относятся булавки (учитель достает из шкатулки игольницу с булавками) – ими скалывают ткань при раскрое, прикрепляют выкройку к ткани. Пользоваться булавками надо очень осторожно, так как один конец у них острый. Хранить их надо в специальной подушечке для иголок и булавок.

Физминутка для глаз

Ах, как долго мы писали.

Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко.

Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем,

Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз,

Жмурься сильно, но держись.

Часть 1 . Перед вами на экране будут появляться изображения предметов, названия которых вы должны будете записать в своей тетради. Записывать названия предметов необходимо в столбик, в той последовательности, в какой они будут появляться на экране. Если вы не знаете названия предмета, под этим номером не пишите ничего и переходите к следующему номеру, на строку ниже. Внимание на экран! ( слайд9 )

Часть 2. Отметьте фигурной скобкой предметы, относящиеся:

а) к измерительным инструментам;

б) к рабочим инструментам;

в) к приспособлениям для швейных работ.

( Показать образец выполнения на доске. )

V. Закрепление нового материала.

Учитель . Ребята, кто из вас может правильно найти в нашей шкатулке рабочие инструменты и правильно их назвать? (Выполнение задания учащимися.)

– А какие правила нужно выполнять при работе с этими инструментами? (Ответы учащихся.)

– Покажите и назовите измерительные инструменты, применяемые в швейном деле. (Выполнение задания учащимися.)

– Какие еще предметы остались в шкатулке? К какой группе они относятся? (Ответы учащихся.)

– Правильно, это приспособления для швейных работ: наперсток и булавки.

VI. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

Учитель . К следующему уроку необходимо, чтобы у каждого из вас была такая же шкатулочка со швейными принадлежностями, как у меня, а называть мы их будем рабочими коробками. В ваших рабочих тетрадях записаны принадлежности, которые должны находиться в рабочих коробках. Ребята, а что еще нужно положить в рабочие коробки для шитья? (Ответы детей.)

Правильно, еще нам понадобятся материалы для швейных работ: нитки, ткань, тесьма, картон, бумага. Не забудьте положить их в свои рабочие коробки. А еще для работы понадобится портновский мел для обозначения на материале линий и меток при раскрое или примерке. Мел можно заменить тонким сухим кусочком обычного мыла . Полный список содержимого ваших рабочих коробок выглядит так:

t1592825136aa.jpg

Тема урока: Инструменты и приспособления для швейных работ.

Цель урока: познакомить учащихся с инструментами и приспособлениями для швейных работ.

Задачи урока:

- о бразовательные : формировать у учащихся представления о правильном и безопасном использовании инструментов и приспособлений для швейных работ;

- к оррекционно - развивающие : коррекция и развитие связной устной речи, коррекция и развитие мыслительной деятельности, навыков самоконтроля;

- в оспитательные : воспитывать положительную мотивацию к учебному процессу, прививать бережное отношение к инструментам и приспособлениям в швейной мастерской.

Тип урока: комбинированный.

Методы и формы обучения:

методы: словесный, наглядный, игровой, поисковый, практический;

формы: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран;

инструкции по правилам безопасной работы иглой, ножницами;

раздаточный материал: коробочки с инструментами и приспособлениями для швейных работ.

учебник: Картушина Г.Б., МозговаяГ.Г. Швейное дело: учеб. для 5кл. спец. (коррекц.) образоват. Учреждений. – М. Просвещение, 2004.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Долгожданный дан звонок-

Каждый день всегда-везде

На занятиях и в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2. Проверить готовность к уроку.

учителя стоя, и рассаживаются

по рабочим местам

II . Актуали-зация опорных знаний

- Какие правила поведения в мастерской надо выполнять?

Отвечают на вопросы учителя.

1.Не опаздывать к началу занятий.

2.Перед началом работы надеть специальную одежду.

3.Работать только на своём рабочем месте.

4.Пользоваться инструментом, закрепленным за

ние нового материала

Вы вспомнили, какие правила поведения в мастерской надо выполнять. Молодцы!

А теперь узнаете, чем работают в швейных мастерских.

Сообщить тему и цель урока.

t1592825136ab.jpg

t1592825136ac.jpg

Мы с вами сегодня отправляемся в сказочную швейную страну. Вы сегодня услышите сказки о швейных инструментах, будете отгадывать волшебные загадки.

У вас на столах стоят чудесные коробочки, украшенные лентами, а в них лежат инструменты и приспособления для швейных работ.

Отгадайте загадку:

1) Тонка, умела, колка.

t1592825136ad.jpg

Ручная игла имеет

один конец острый, а другой утолщенный. На утолщенном конце имеется ушко. В него вдевают нитку для работы. Острым концом игла – остриём прокалывает ткань. Ручные иглы применяют для выполнения ручных стежков и строчек.

Задание. Найдите в коробочке (в наборе игл) иглу и покажите мне. Иглы различают по номерам: от № 1- самая тонкая до № 12 – самая толстая. Мы будем пользоваться иглами № 1-3 – для хлопчатобумажных тканей.

Держать игу надо крепко и аккуратно за середину указательным и большим пальцами.

t1592825136ae.jpg

Пользоваться иглой надо осторожно, теперь познакомимся с правилами безопасной работы иглой.

t1592825136af.jpg

Внимание! Игла – острый инструмент.

Пользоваться иглой надо осторожно.

1. Хранить иглы в определенном месте.

2. Не допускать потери иглы.

3. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.

4. Сломанную иглу надо сдать учителю.

5. Нельзя откусывать нитку зубами.

Двигаемся дальше по швейной стране. Отгадайте ещё загадку:

2) Два конца, два кольца,

Да и тот насквозь

t1592825136ag.jpg

Ножницы состоят из двух лезвий, ручек и колец, винта.

- Для чего применяют ножницы?

- Правильно, ножницы нужны, чтобы резать бумагу, ткань, обрезать нитки, вырезать из бумаги и картона детали.

Задание. Найдите в коробочке ножницы и покажите мне.

Пользоваться ножницами надо осторожно, познакомимся с правилами безопасной работы ножницами.

t1592825136ah.jpg

Внимание! Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами надо осторожно.

1. Хранить ножницы в определенном месте.

2. Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать их, держа за сомкнутые лезвия кольцами вперед.

4. Не оставлять ножницы раскрытыми.

5. Не класть ножницы у вращающихся частей швейной машины.

Ручные иглы и ножницы называются рабочими инструментами .

В нашей сказочной стране отгадайте ещё одну загадку :

3) Я люблю прямоту.

Сделать ровную черту

t1592825136ai.jpg

- А для чего нужна линейка?

- Правильно, линейку применяют для построения чертежей.

Задание. Найдите в коробочке линейку или угольник и покажите мне.

Внимание! При измерении линейкой и угольником отсчёт начинают от цифры 0

Следующая загадка:

4) Я фигуру обмеряю, вся в полосках, цифры знаю,
А длинною я – 150 сантиметров.

(Сантиметровая лента)

t1592825136aj.jpg

Сантиметровая лента служит для снятия мерок с фигуры человека, с объёмных предметов (например, подушки). Её применяют при измерении длины и ширины ткани, при проверке размеров изделия. Изготавливают её из прорезиненной ткани, длиной 150 см и шириной 2 см.

Задание. Найдите в коробочке сантиметровую ленту и покажите мне.

Сантиметровая лента, линейка и угольник называются измерительными инструментами .

Вот ещё загадка:

5) У дядюшки у Никона

Вся лысина истыкана.

t1592825136ak.jpg

Напёрсток предохраняет палец от прокола иглой и помогает проталкивать иглу в ткань. Его надевают на средний палец правой руки (левша левой руки). Напёрсток должен прочно держаться на пальце.

t1592825136al.jpg

Задание. Найдите в коробочке напёрсток, наденьте его на нужный палец и покажите мне.

И снова загадка:

6) Остра как игла, а шить ею нельзя

t1592825136am.jpg

Булавками скалывают ткань при раскрое, прикрепляют выкройку к ткани. Булавками надо пользоваться осторожно, так как один конец у них острый. Хранить их надо в специальной подушечке для игл и булавок.

Задание. Найдите в коробочке булавки и покажите мне.

Напёрсток и булавки называются приспособлениями.

Находят иглы и показывают учителю

Читают все вместе правила

Находят ножницы и показывают учителю

Читают все вместе правила т/б при

работе с ножницами

Находят линейку или угольник и показывают учителю

Находят сантиметровую ленту и показывают

Находят напёрсток и показывают учителю

Находят булавки и показывают учителю

А, теперь немного отдохнем.

Учитель показывает правильность выполнения упражнений.

t1592825136an.jpg

Отвели свой взгляд направо,

Отвели свой взгляд налево,

Посмотрели всё вперёд,

Раз – согнуться – разогнуться,

Два – согнуться – потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

Пять, шесть тихо сесть.

Звучит спокойная музыка

- Сегодня на уроке вы с чем познакомились?

Вы не забыли, сегодня мы с вами находимся в сказочной швейной стране?

А, сейчас, я расскажу вам волшебную сказку про Иголку. Т еперь садитесь поудобнее и слушайте внимательно.

- Вам понравилась сказка? -- Скажите, как вы понимаете:

- Сегодня вам желаю дружно трудиться, быть смиренными друг к другу, помогать друг другу.

Запишите тему урока в тетрадь.

Задание: прочитать на карточке название предмета, найти у себя в сказочной коробочке и положить на стол предмет вместе с карточкой-названия (класть надо по порядку перед собой).

Слушают сказку про Иголку.

Записывают тему урока в тетрадь.

Беседа с учащимися.

А, теперь немного подвигаемся.

Учитель показывает правильность выполнения.

Для начала мы с тобой крутим только головой (вращение головой)

Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно можем

(повороты вправо, влево).

Плечи выше поднимаем, а потом их опускаем

(поднимать и опускать плечи).

Мы колени поднимаем, шаг на месте выполняем (ходьба на месте).

От души мы потянулись и на место вновь вернулись (потягивание)

Звучит весёлая музыка

VII. Закрепление материала

На слайде подписано на какие группы делятся инструменты и приспособления.

t1592825136ao.jpg

Задание : «Закончить предложение и

Учитель зачитывает незаконченное предложение:

1. Для резания бумаги, ткани, ниток применяют…

2. Выкройку к ткани прикрепляют…(булавками);

3. Мерки с фигуры человека снимают… (сантиметровой лентой);

4. Для выполнения ручных стежков и строчек применяется… (игла);

5. Чтобы сделать ровный угол берут … (угольник);

6. Предохраняет палец от прокола иглой … (напёрсток);

7. Для построения чертежа применяют … (линейку). Молодцы! Со всеми заданиями все справились.

Подведение итогов. Рефлексия

Потрудились вы на славу!

- Сегодня с чем вы познакомились?

- Вам понравилось работать на уроке?

- Вы будете дружить друг с другом как в сказке игла с ниткой?

- Поднимите руки те, у кого всё получилось, и он доволен собой.

- А теперь поднимите руки те, кто не совсем доволен собой, но будет стараться.

- Дома расскажите с какими инструментами и приспособлениями вы познакомились? Дома определите их и покажите.

* Оценивание работы каждого обучающегося с учётом индивидуальных возможностей.

t1592825136ap.jpg

Спасибо за урок!

Учащиеся подают дневники на оценки

Уборка рабочих мест.

Учащиеся убирают свои места

t1592825136aq.jpg

Сказка про Иголку

В большой картонной коробке хранились швейные принадлежности. Чего там только не было: и ножницы, и наперстки, и иголки, и нитки!

Жили они в коробке дружно, помогали друг другу в работе. Но однажды случилось вот что…

По какой-то пустяковой причине рассорилась Нитка с Иголкой. Из-за чего, теперь и не вспомнишь. Раньше-то они все время вместе были, а тут разошлись по разным углам коробки и видеть друг друга не хотят.

Иголка считает, что она права, потому что всегда и во всем первая, а Нитка свое тянет. Вот и работа у них перестала спориться – куда же Иголке без Нитки!

Иголка по ткани побегает, а та как была не сшита, так и осталась. Нитка тоже зря старается – ничего у нее без Иголки не выходит.

Перестали им люди работу приносить. А без работы вскоре заскучали и остальные швейные принадлежности. Сначала ушли ножницы, затем Наперсток. Вскоре опустела коробка, остались в ней только Нитка с Иголкой.

Сидят в разных углах и вспоминают, как им раньше хорошо жилось, весело да дружно.

Первой решилась на примирение Иголка. Подошла она к Нитке и говорит:

— Прости меня, подружка, за мою глупую гордость. Нет без тебя в моей работе никакого толку.

— И ты меня прости, — обрадовалась Нитка, — и я виновата… Думала, что смогу без тебя обойтись.

Обнялись подружки, взялись опять одна за другую, и такой красоты вместе нашили, что любо-дорого поглядеть!

Автор сказки: Мария Сладкова.

/data/files/j1592826510.ppt (5кл.Труд (швейное дело). Инструменты и приспособления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды инструментов и приспособлений. Классификация. Техника безопасности.

Тема: Инструменты и приспособления
для швейных работ

Цель: познакомить учащихся с инструментами и приспособлени-ями для швейных работ, создать условия:

для формирования навыков правильного и безопасного использования инструментов и приспособлений;

воспитания уважительного и ответственного отношения к труду;

развития познавательного интереса, способности к обобщению, классификации;

актуализации знаний и опыта учащихся;

обогащения словарного запаса;

коррекции речи, развития культуры общения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки 3, электронное приложение, шкатулка со швейными принадлежностями.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Приятно входить в класс и видеть, что материал предыдущего урока все выучили! Достаточно только посмотреть на чистую доску, порядок на партах, аккуратно спрятанные под спецодеждой волосы. Молодцы, ребята! Мне остается уточнить несколько вопросов:

1. Что мы называем специальной одеждой и для чего она нужна?

2. Для чего нужны правила внутреннего распорядка?

3. Какие правила поведения в мастерской надо выполнять?

4. Как навести порядок в мастерской после работы?

5. Что входит в обязанности дежурных?

Ответы детей.

III. Объяснение нового материала.

Учитель. Хорошо запомнив правила поведения и работы в мастерской, мы взяли их на вооружение и продолжаем знакомиться с секретами швейного дела. Тема сегодняшнего урока скрыта в этой замечательной шкатулке. Многое из того, что здесь находится, вам хорошо знакомо. Но для вас они – знакомые незнакомцы, поэтому о каждом предмете в шкатулке мы поговорим подробно. Отгадайте загадку:

Весь мир одевает.

Что сошьёт – не надевает.

Что это? (Игла.)

Ответы детей. Если отгадки нет, загадывается еще одна загадка:

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

Ответы детей.

Учитель. Правильно, это ручная игла. Один конец у нее острый – это острие, а другой утолщенный. На утолщенном конце иглы находится ушко – отверстие для нитки. Острым концом игла прокалывает ткань. Посмотрите, какие разные иглы находятся в шкатулке: большие и толстые, маленькие и тоненькие. Их различают по номерам – от 1 (самые тонкие) до 12 (самые толстые). Для каждой ткани нужна своя – по размеру и толщине – иголка. Запомните: для толстой нитки всегда выбирают иглу с большим игольным ушком, а для тонкой – с маленьким. Держать иголку надо крепко и аккуратно за середину указательным и большим пальцами.

Иголка – одна из самых полезных вещей на свете. Но эта полезная вещь становится коварной и даже опасной, когда она попадает в руки небрежного, невнимательного человека. Пользоваться иглой надо осторожно, соблюдая правила техники безопасности.

1. Хранить иглы необходимо в определенном месте в специальной подушечке, лучше всего с ниткой (так она заметнее, ее легче обнаружить).

2. Всегда нужно знать, сколько у вас иголок.

3. Окончив работу, необходимо проверить количество иголок.

4. Не допускать потери иглы.

5. Нельзя брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.

6. Сломанную иглу надо сдать учителю.

7. Нельзя откусывать нитку зубами.

Чтобы узнать, какой предмет я извлеку из шкатулки следующим, отгадайте загадку:

Два конца, два кольца,

Ответы детей.

– Правильно, ножницы нужны, чтобы резать бумагу, ткань, нитки. Лезвия ножниц должны быть острыми и резать по всей длине. В шкатулке лежат большие и маленькие ножницы. У больших ножниц длинные концы, поэтому они могут резать большие куски ткани или вырезать основные детали будущих швейных изделий. У маленьких ножниц концы короткие, ими удобно обрезать куски ниток, разрезать петли, то есть выполнять мелкую работу.

– Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами нужно осторожно.

1. Хранить ножницы в строго определенном месте.

2. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.

3. Передавая ножницы, необходимо держать их за сомкнутые лезвия и передавать кольцами вперед.

4. Нельзя оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями.

5. Нельзя класть ножницы у вращающихся частей швейной машины.

– Ножницы и иголки называются рабочими инструментами. Еще загадка:

Я люблю прямоту.

Сделать ровную черту

– Что это, отгадали? Правильно, это линейка. Ну а для чего нужна линейка? Правильно, для построения чертежей. При этом отсчет ведется от отметки 0. Линейка – измерительный инструмент. К измерительным инструментам также относятся угольник и сантиметровая лента.

Кто знает, как выглядит сантиметровая лента? Пожалуйста, достаньте ее из шкатулки. Сантиметровая лента, или сантиметр, служит для снятия мерок с фигуры человека и объемных предметов. Ее используют также при измерении длины и ширины ткани, при проверке размеров изделия. Изготовлена она из прорезиненной ткани, имеет длину 150 см и ширину 2 см. При измерении ленту не следует излишне натягивать или ослаблять.

И снова загадка:

У дядюшки у Никона

Вся лысина истыкана.

Ответы детей.

– Для работы иглой люди придумали приспособление, которое защищает палец от уколов, – наперсток. Не случайно он похож на шлем воина. Наперсток – приспособление для швейных работ. Наперсток подбирают индивидуально по размеру среднего пальца руки так, чтобы он плотно обхватывал палец.

К приспособлениям также относятся булавки – ими скалывают ткань при раскрое, прикрепляют выкройку к ткани. Пользоваться булавками надо очень осторожно, так как один конец у них острый. Хранить их надо в специальной подушечке для иголок и булавок.

Часть 1. Перед вами на экране будут появляться изображения предметов, названия которых вы должны будете записать в своей тетради. Записывать названия предметов необходимо в столбик, в той последовательности, в какой они будут появляться на экране. Если вы не знаете на-звания предмета, под этим номером не пишите ничего и переходите к следующему номеру, на строку ниже. Внимание на экран! (При отсутствии компьютера предметы показывает учитель, называя номер каждого предмета: № 6 – игла, № 7 – ножницы, № 8 – булавки, № 9 – наперсток, № 10 – сантиметровая лента, № 11 – линейка, № 12 – угольник.)

Часть 2. Отметьте фигурной скобкой предметы, относящиеся:

а) к измерительным инструментам;

б) к рабочим инструментам;

в) к приспособлениям для швейных работ.

Показать образец выполнения на доске. Проверить правильность выполнения работы, внести необходимые исправления.

V. Закрепление нового материала.

Учитель. Ребята, кто из вас может правильно найти в нашей шкатулке рабочие инструменты и правильно их назвать? (Выполнение задания учащимися.)

– А какие правила нужно выполнять при работе с этими инструментами? (Ответы учащихся.)

– Покажите и назовите измерительные инструменты, применяемые в швейном деле. (Выполнение задания учащимися.)

– Какие еще предметы остались в шкатулке? К какой группе они относятся? (Ответы учащихся.)

– Правильно, это приспособления для швейных работ: наперсток и булавки.

VI. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

Учитель. К следующему уроку необходимо, чтобы у каждого из вас была такая же шкатулочка со швейными принадлежностями, как у меня, а называть мы их будем рабочими коробками. В ваших рабочих тетрадях записаны принадлежности, которые должны находиться в рабочих коробках. Ребята, а что еще нужно положить в рабочие коробки для шитья? (Ответы детей.)

Правильно, еще нам понадобятся материалы для швейных работ: нитки, ткань, тесьма, картон, бумага. Не забудьте положить их в свои рабочие коробки. А еще для работы понадобится портновский мел для обозначения на материале линий и меток при раскрое или примерке. Мел можно заменить тонким сухим кусочком обычного мыла. Полный список содержимого ваших рабочих коробок выглядит так:

(То же – на карточках 3)

2. Швейные нитки разного цвета.

7. Подушечка для игл и булавок.

8. Сантиметровая лента.

11. Портновский мел или тонкий кусочек мыла.

– Вклейте, пожалуйста, карточки 3 в свои рабочие тетради.

Оценка работы учащихся на уроке.

Домашнее задание: изучить теоретический материал; собрать вместе с родителями рабочие коробки.

Читайте также: