Упражнения гнесиной план конспект

Обновлено: 07.07.2024

Характеристика деятельности одной из сестер Гнесиных, создавших музыкальные учебные заведения, прославляющие отечественное музыкальное искусство, Е.Ф. Гнесиной. Педагогические принципы, методические рекомендации Гнесиной по обучению игре на фортепиано.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 18.12.2017
Размер файла 20,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Институт Искусств Адыгейского государственного университета г. Майкоп, Россия

Елена Фабиановна Гнесина: музыкант, педагог, композитор

Барцикян Анаида Арамовна

Студентка 4 курса

гнесина музыкальный педагогический игра

Статья посвящена деятельности одной из сестер Гнесиных, создавших музыкальные учебные заведения, прославляющие отечественное музыкальное искусство, Елене Фабиановне Гнесиной. В работе автор касается педагогических принципов, методических рекомендаций Е. Ф. Гнесиной по обучению игре на фортепиано.

Ключевые слова: школа Гнесиных, педагогические принципы, методика, игра на фортепиано

Наиболее ярко в отечественной музыкально-педагогической теории и практике значится имя Елены Фабиановны Гнесиной - крупнейшего музыканта-педагога XX века.

Продолжая прогрессивные традиции педагогики конца XIX - начала XX века, она всю жизнь посвятила музыкальному образованию, цель которого - овладеть средствами, способствующими формированию духовного богатства личности, а наследие Е. Ф. Гнесиной сыграло выдающуюся роль в развитии отечественного музыкального искусства XX столетия [2].

Основополагающий принцип педагогики Е. Ф. Гнесиной - движение от внутреннего к внешнему, от сущности к явлению, от содержания изучаемых музыкальных произведений к техническим средствам их воплощения - базируется на ее концепции формирования художественного образа как основы изучения музыкального произведения.

Е. Ф. Гнесина владела особым даром и искусством общения со своими учениками, умением создать особую среду, способствующую самовыражению участников педагогического взаимодействия. Раскрытие и воспитание таланта, индивидуальный подход и бережное отношение к личности ребенка, открытое конкурсное соревнование и, конечно же, глубокие академические знания и высокопрофессиональное владение своим ремеслом - основы, заложенные создателем школы, выдающимся деятелем отечественной культуры Е. Ф. Гнесиной, сохраняются и сегодня.

Неиссякаемая творческая энергия Е. Ф. Гнесиной позволяла ей успешно развивать важнейшие принципы музыкальной педагогики и заниматься композиторской деятельностью - создавать многочисленные произведения для детей. При этом много лет она еще и регулярно выступала на концертной эстраде.

С самого начала и впоследствии на протяжении своей многолетней педагогической деятельности Е. Ф. Гнесина уделяла огромное внимание проблемам методики. Эрудиция, природное педагогическое дарование, а также умение в каждой проблеме выявить существенное позволили ей определить всю важность постановки начального обучения, являвшегося в дореволюционной России одним из слабых звеньев в нестройной системе музыкального образования.

Большинство пособий по начальному обучению, существовавших на рубеже XIX-XX веков, не обеспечивало преемственности с достижениями русской прогрессивной исполнительской школы. Необходимо было усовершенствовать систему детского музыкального воспитания, создать новые методические пособия, пополнить учебный репертуар.

Упражнения и пьесы расположены в порядке возрастания трудности этих задач, что позволяет ребенку плавно и притом одновременно овладевать слуховыми и двигательными навыками, основами нотной грамоты, учиться играть мелодии, а затем мелодии с аккомпанементом выразительно, осмысленно, слушая самого себя, используя различные динамические оттенки, элементы полифонии.

Особенно следует заметить, что первая и вторая части представляют единое целое, материал обеих частей следует использовать параллельно. Практика показывает, что учащимся интересно услышать в своем исполнении не только мелодии одноголосные, но и с насыщенным гармоническим сопровождением. Первые партии ансамблей, предназначенные для учащихся - это те же пьесы для освоения фортепианной техники, только их играют вместе с учителем или другом: это гораздо интересней. Кроме того, игра в четыре руки вырабатывает у учащегося умение слышать себя в ансамбле, усиливает интерес к занятиям.

В методических пособиях Е. Ф. Гнесиной содержится подробная разработка лишь одного из вопросов дифференцированного прочтения музыкальной ткани - навыка исполнения полифонии.

Глубокое знание полифонии, способность к обобщениям позволили Елене Фабиановне вскрыть ряд закономерностей исполнения многоголосной ткани и отобрать из всего многообразия полифонических сочетаний самые характерные, трудные для учащихся случаи.

Третья важная закономерность в воспроизведении двух и более голосов - ощущение пространственности, слышание пауз в голосах. Нельзя допускать, чтобы пауза, едва возникнув, тотчас же заполнялась звучанием других голосов: их необходимо исполнять во взаимодействии с паузой, то есть, сохраняя смысл и значение звучащих голосов, роль каждого из них в соотношении с паузой [1].

Одна из характерных тенденций музыкальной педагогики, как отмечают музыканты-исследователи - это привлечение внимания к формированию музыкального слуха, развития чувства ритма, памяти, двигательно-моторных навыков как основы музыкального воспитания и к поискам эффективных методов, ведущих к их интенсивному развитию. Согласно принципам отечественной методики, ребенка необходимо с первых уроков приобщать к искусству, приучать вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, распознавать качество звучания.

Совсем немногие педагоги развивают в своих учениках способность к сочинению музыки. Например, Е. Ф. Гнесина рекомендовала самым маленьким ученикам давать мелодическую фразу на два-четыре такта, с тем, чтобы он придумал подходящий к ней ответ, или предлагала сочинить мелодию на текст какого-нибудь стишка. Такие занятия, по ее словам, заинтересовывали детей и развивали их творческую фантазию.

Список литературы

1. Булатова Л. Б. Педагогические принципы Е. Ф. Гнесиной. - М.: Музыка, 1976.

2. Гнесина Е.Ф. Воспоминания современников. Сост. М. Э. Риттих, 2 изд., перераб. и доп. - М., 2003.

3. Розина Т. С. Художественно-педагогическое общение в современном образовательном пространстве. Кафедра худ-го обр-я АПК и ППРО, Москва, 2007.

Подобные документы

Методические аспекты музыкального развития детей 5-6 лет в классе фортепиано. Начальный этап обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста. Донотный период обучения: первые шаги в музыкальном воспитании ребёнка. Основы нотной грамоты детей.

курсовая работа [61,5 K], добавлен 18.11.2014

Определение методов и форм работы, способствующих развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников в кружке фортепиано. Методические рекомендации по формированию эстетического восприятия музыки при обучении детей игре на фортепиано.

дипломная работа [981,4 K], добавлен 19.12.2011

Обзор зарубежных и отечественных исследований в сфере инклюзивного образования. Принципы и методы работы педагога-музыканта с учащимися с особыми образовательными потребностями. Рекомендации по совершенствованию обучения детей на уроках фортепиано.

дипломная работа [124,3 K], добавлен 14.06.2014

Теоретические и методические основы обучения. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста. Урок для современного ребенка. Практическое формирование интереса к обучению. Педагогические концепции и педагогические технологии.

курсовая работа [54,6 K], добавлен 14.05.2003

История использования монограмм в изобразительном искусстве, музыке. Музыкальные монограммы в школьных программах, методические рекомендации по их изучению на уроках в общеобразовательной школе. Музыкальные произведения, в которых представлены монограммы.

дипломная работа [6,0 M], добавлен 12.08.2017

Возникновение первых высших учебных заведений в Российской империи. Основание Академического университета при Академии наук во второй четверти XVIII века. Создание первого классического университета в Москве. Государственные высшие учебные заведения.

курсовая работа [122,9 K], добавлен 16.05.2017

Педагогические условия развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности. Понятие детского творчества и семейного воспитания. Воспитательный потенциал семьи и создание педагогических условий. Методические рекомендации по организации.

Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники (Гнесина)

Прорабатывать эти упражнения (повторяю, все комбинации!) сначала на белых клавишах, а затем уже играть их в порядке хроматической гаммы.

Авторство: Гнесина Елена Фабиановна

Формат: PDF Размер файла: 16.5 MB

СОДЕРЖАНИЕ

I. Упражнения для достижения хорошего legato и певучего звука 4

II. Подготовительные упражнения для развития первого пальца 6

III. Подготовительные упражнения к гаммам 7

IV. Подготовительные упражнения к аккордам и арпеджиям 9

V. Развитие самостоятельности каждой руки 13

VI. Подготовительные упражнения для растяжения пальцев 14

VII. Подготовительные упражнения к двойным терциям 15

VIII. Подготовительные упражнения к полифонии 16

IX. Подготовка к морденту и другим украшениям 17

X. Соединение различных метроритмических фигур 20

XI. Подготовка к педализации

КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

СКАЧАТЬ PDF

Подготовительные упражнения для развития первого пальца

На первый палец нужно обратить особое внимание. При неразвитом и напряженном первом пальце не получаются ни ровные гаммы, ни, в особенности, арпеджии.

1. С самого начала работы с первым пальцем внимательно следить за тем, чтобы не было прогибания первого сустава большого пальца, что бывает довольно часто и что впоследствии сильно отражается на игре двойными октавами и аккордами.

2. Первый палец, как и все другие пальцы, должен быть слегка закруглен и должен легко опускаться на клавишу (закругленным концом) без толчка и без опоры на него всей руки.

Первый палец должен опускаться на клавишу ближе к ее концу, в то время как остальные пальцы должны играть ближе к черным клавишам.

Подготовительные упражнения к гаммам

Подготовительные упражнения нужно прорабатывать сначала каждой рукой отдельно, а затем двумя руками вместе впротивоположном движении.

а) Первый палец нужно слегка подводить под ладонь (сначала к третьему, впоследствии к четвертому пальцу), отводя немного, совершенно свободно, кисть в сторону движения.

б) Только после проработки всех данных упражнений в различных тональностях можно перейти к изучению гамм.

Гаммы нужно проработать, повторяю, в противоположном движении, а затем уже в прямом через октаву для того, чтобы ясно был слышен каждый звук левой руки.

Подготовительные упражнения к аккордам и арпеджиям

Раньше чем начать играть арпеджии, нужно хорошо проработать аккорды трезвучия и его обращений (без удвоения).

1. Аккорд берется крепкими, т. е. устойчивыми пальцами, затем рука свободно приподнимается и переносится на позицию следующего аккорда, как бы заранее приготовляя следующий аккорд, который снова берется крепкими пальцами, после чего рука снова освобождается и т. д.

После того как аккорды (сначала каждой рукой отдельно) будут хорошо выучены в различных тональностях, легко будет приступить к коротким ломаным арпеджиям. Короткие арпеджии, во избежание толчков и акцентов на первом пальце, нужно играть триолями, слегка акцентируя сильное время каждой триоли. При этом необходимо все время наблюдать за тем, чтобы: а) первый палец совершенно освобождался и оставался закругленным, б) чтобы рука с первым пальцем собиралась в сторону движения к пятому пальцу и обратно — с пятым пальцем к первому в сторону движения.

2. Аппликатура, указанная в аккорде и арпеджио do для правой руки, должна сохраниться во всех тональностях, а для левой также во всех тональностях за исключением re, la, mi, si, в которых в основном виде должен быть взят третий палец вместо четвертого.

3. Постоянно следить за первым пальцем, который должен быть закруглен и свободен.

Развитие самостоятельности каждой руки

Для достижения этой цели нужно всячески избегать игры обеими руками в унисон и в прямом движении.

Указанные упражнения нужно разучивать следующим образом: если левая рука играет легко staccato, то правая должна играть очень legato, и наоборот: левая играет legato, а правая — staccato. Если в левой руке forte, правая должна играть piano, и наоборот.

Затем предлагается более трудная комбинация: левая играет ровно, legato, в то время как в правой руке легкие короткие ритмические изменения, и наоборот: правая играет ровно, legato, а левая — с ритмическими изменениями.

Подготовительные упражнения для растяжения пальцев

К растяжению пальцев вообще нужно подходить с большой осторожностью и только в тех случаях, когда это действительно требуется. Напоминаю, что злоупотребление растяжением приводит к тяжелым заболеваниям.

Начинать упражнения можно сначала на терции, а затем на кварте, очень осторожно, с перерывами. Рука при этом должна быть совершенно свободна, так же как незанятые пальцы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

РАБОТА НАД ГАММАМИ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫМИ
К НИМ УПРАЖНЕНИЯМИ

Воспитание технического мастерства является одной из самых сложных проблем музыкальной педагогики. Принцип единства художественного и технического развития музыканта при ведущей художественной стороне давно стал основополагающим принципом исполнительства.

Но недостаточное внимание или пренебрежение к специальному воспитанию двигательной культуры может привести к противоречию между художественными устремлениями учащегося и возможностями его технического аппарата.

В начальном периоде занятий объясняется детям структура мажорной гаммы: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Разучиваются пять мажорных гамм от белых клавиш: до, соль, ре, ля, ми. Все они имеют одинаковую аппликатуру. Если сложить ладонь с ладонью, дети видят, что пальцы обеих рук абсолютно совпадают, но если положить ладонь одной руки на кисть другой руки сверху, то совпадают только средние, 3-и пальцы. Это совпадение третьих пальцев является аппликатурной вехой при игре двумя руками указанных пяти гамм в параллельном движении (в расходящемся движении аппликатура в обеих руках полностью совпадает).

При игре гамм в медленном темпе важно добиваться не только опоры, крепких пальцев, но и певучего звучания, при активном пальцевом ударе нельзя терять ощущения пластически свободных рук.

Далее, при постепенном увеличении темпа, погружение рук в клавиатуру становится меньше, соответственно и подъём пальцев уменьшается. Очень полезна игра аккордов для воспитания умения играть всей рукой. Однако самой трудоёмкой работой является пальцевая техника, когда нужно, укрепляя пальцы, стремиться к беглой игре и красивому, ясному звуку. Работа над техникой - это напряжённый труд мозга и слуха.

Гаммы, как и любой другой материал, требуют тщательной работы над качеством звука. Постоянно сталкиваешься в работе с тем, что ученик играет то резко, то пустым звуком, нет ровной связной и динамической линии звучания. Очень полезно учить гаммы не только ровно и отчётливо, но и различной динамикой: например, большую пользу даёт игра на легато и пиано или пианиссимо одновременно; левой -f (форте), правой - р(пиано) и наоборот; одновременно руки играют различными штрихами (стаккато и легато). При таком разнообразии звучания воспитываются самостоятельность рук и более тонкое ощущение клавиатуры. Гаммы можно учить и различными ритмическими вариантами. Всё это обогащает ученика, стимулирует его интерес к работе над гаммами.

Конечная цель работы над гаммами - хороший темп, ловкие, удобные движения, красивое звучание. Но нельзя допускать, чтобы гаммы, упражнения игрались неритмично. Иногда оказывается, что ученик вообще не умеет делать акцентов или делает их беспорядочно внутри быстрой линии. В качестве упражнений полезна игра гамм с разнообразной акцентировкой (по 2, 3, 4, 5, 6, 8 звуков в группе). Ритмическую пульсацию не следует заменять примитивной акцентировкой сильных долей (хотя, игра с акцентами на определённом этапе работы может способствовать выявлению ритмического темперамента ученика).

Переход к более быстрым темпам педагог и ученик определяют вместе в зависимости от успехов и возможностей ученика. Важно, чтобы скорость исполнения не шла в ущерб ровности и отчётливости.

Ученик в младших классах должен овладеть стандартной аппликатурой в гаммах, сложившейся в первой половине 19 века. Выполнение точной аппликатуры воспитывает аппликатурную точность игры, поэтому педагог должен строго требовать выполнения аппликатуры при игре гамм, упражнений.

аппликатурой. В частности, нужно помнить всегда, когда применяются третий и четвёртый пальцы в коротких арпеджио по четыре звука.

Старые и новые методы ф[ортепиан]н[ой] игры.

Игра пальцевая, весовая, комбинированная. Анализ движений.

Мышечные ощущения и движения. Свободное плечо, предплечье, локоть, кисть.

Гимнастика для достижения свободы движений.

Гимнастика пальцевая. Посадка и определение высоты посадки. Точки опоры: корпус, руки, ноги, (для маленьких – скамеечка под ноги).

Работа с начинающими

1. Ознакомление преподавателя с природными данными ученика для овладения фортепианной игрой.

а) ознакомление с физическими данными, т[о] е[сть] со строением его рук, пальцев, локтей и пр.;

б) ознакомление с музыкальными данными: испытание его слуха, памяти, ритма, музыкального инстинкта.

2. Ознакомление ученика с инструментом, клавиатурой и высотой звука.

Ведение занятий с учеником с 1-го же урока одновременно

в трёх направлениях:

а) Развитие слуха; пение отдельных звуков; ритмические навыки, легчайшие элементы ритмической гимнастики.

б) Постановка рук на основе свободных движений /поднимать легко и свободно от локтя руку, при свободно висящей кисти, и переносить ее с одного звука на другой (это упражнение можно прорабатывать предварительно на крышке инструмента)/. Необходимо достигнуть правильных движений сначала каждой рукой отдельно, затем по очереди: левая рука берет звук, а правая в это время поднимается от локтя с висящей кистью и легко падает на клавиши в тот момент, когда левая таким же образом поднимается. Этими упражнениями достигается самостоятельность рук с самого начала обучения. Упражнения пальцевые.

в) Ознакомление ученика с теоретическими понятиями. Изучение звуков в первой октаве, затем во всех остальных. Изучение записи звуков и их длительности на нотной бумаге. Пение по нотам звуков в 1-й октаве.

г) Игра по нотам начинается только с того времени, когда будет достигнута постановка рук в простейших примерах, и когда хорошо выучены в пределах первой октавы ноты и их длительность.

1) Развитие самостоятельности каждой руки как основа быстрейшего овладения инструментом. Упражнения пальцевые на легато. Ритмические упражнения. Staccato.

Маленькие упражнения и этюды в виде секвенций и имитаций в 2, 4 и 8 тактов. Маленькие упражнения на 2-х точках опоры. (Гнесина. Фортепианная азбука. Маленькие этюды для начинающих.)

2) Воспитание внимания. Средства укрепления музыкальной памяти. Аппликатура и важность приучения к правильной аппликатуре и всем обозначениям с самого начала обучения.

3) Систематическая читка нот с листа в классе. Проработка преподавателя с учеником элементарных упражнений для всех ф[ортепиан]н[ых] примеров. Упражнения для укрепления 1-го и 5-го пальцев. Ознакомление ученика с характером звука.

4) Разнообразная сила звука и как она извлекается. Развитие ровной звучности всеми пальцами.

Основы элементарной фразировки. Подготовительные упражнения к гаммам и ознакомление с различными тональностями.

Маленькие аккорды и подготовительные упражнения к арпеджиям. Подготовительные упражнения к хроматической гамме.

На протяжении первых двух лет обучения гаммы во всех мажорн[ых] тональн[остях] проходятся только в виде подготовительных к ним упражнений.

Знакомство с педагогическим репертуаром. Проработка каждого этюда и пьески.

Выбор вещей в строгом соответствии с подвинутостью ученика и с его индивидуальностью.

Выбор в педагогической литературе только лучших образцов классических и современных сочинений для музыкально-художественного воспитания молодежи.

Читайте также: