Конспект урока всеобщая декларация прав человека

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по обществознанию в 9 классе

Цель урока: дать обучающимся представление о том, что такое права человека,

познакомить их с основными документами о правах человека.

Основные понятия: конвенция, декларация, пакт, права человека, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка.

1.Общечеловеческие правовые документы (Всеобщая декларация прав человека, Международный Пакт о гражданских и политических правах, Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах).

2. Всеобщая декларация прав человека- основной документ по правам человека.

3.Классификация прав человека.

Права человека – это такие права, которые присущи нашей природе и без которых мы сегодня не можем жить как цивилизованные люди.

Права человека – это система норм поведения. Выражены в основном законе государства и международных соглашениях.

Приложение 1.Мораль.Право.Права человека.

10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека.

Словарь новых терминов по теме:

Декларация – ( лат. deklaratio – объявление, провозглашение) не имеет обязательной силы, это

рекомендации, в ней провозглашаются основные принципы,

Хартия Прав человека = Международный билль о правах

Всеобщая декларация прав человека. 10 декабря 1948 г

Международный Пакт о гражданских и политических правах. 16 декабря

3. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах .

16 декабря 1966 г.

Пакт – международный договор, налагающий на его участников обязательства по

Конвенция – ( лат. с onvention – договор, соглашение) по какому-то специальному вопросу,

имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему

Синквейн: Ключевое слово(сущ.)

п рилагательное прилагательное

Фраза из четырёх слов

4.Работа с документом. Приложение 2. Всеобщая декларация прав человека.

Задания для самостоятельной работы:

выделить , выписать и систематизировать гражданские права;

выделить , выписать и систематизировать политические права;

выделить , выписать и систематизировать социально-экономические права.

Фраза из четырёх слов

6.Вывод: «Права человека – это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения людей.

Тип урока: Изучение нового материала с первичным закреплением. Использование элементов технологии критического мышления.

Оборудование: текст Всеобщей декларации прав человека, всё необходимое оборудование для демонстрации презентации. Раздаточный материал. Занятие сопровождается презентацией.

Записи на доске: Эпиграф. Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены. Сенека

СЛОВАРЬ УРОКА

Ход урока

I. Актуализация знаний.

(Беседа учителя с учащимися по материалам предыдущего урока. Используются презентация к уроку и раздаточные материалы. (Приложение 2)

1. Соотнесите понятия и их определения.

1) Обязанность а) охраняемая государством узаконенная возможность осуществлять деятельность
2) Свобода человека б) действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения
3) Право человека в) это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-то (деятельности, поведении).

(ОТВЕТ: 1 – 6, 2 – в, 3 – а.)

2. Соотнесите даты и события.

1) 1776 г. а) Декларация прав человека и гражданина, принятая во Франции
2) 1787 г. б) американская Декларация независимости
3) 1789 г. в) Конституция США

(ОТВЕТ: 1 – 6, 2 – в, 3 – а.)

3. Что это за даты? С какими событиями они связаны?

(Документы, которые заложили фундамент нового, демократического строя, возродили гордое и красивое понятие гражданин, открыли историю современных прав и свобод человека)

4. Какова главная мысль этих документов?

(ОТВЕТ, Обеспечить защиту жизни и свобод человека путём провозглашения его естественных прав.

6. Перечислите естественные права человека.

(ОТВЕТ. Свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.)

7. Из предложенного списка выберите черты человека, которые характеризуют его как истинного гражданина своего Отечества (на примере А.Д. Сахарова).

1) гуманизм; 2) равнодушие; 3) патриотизм; 4) безответственность 5) гражданская активность; 6) высокое чувство ответственности; 7) мужество.

8. С какими документами, защищающими права человека вы знакомы?

Выслушав ответы, учитель подводит итог.

Права человека провозглашены во Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года. Эта Декларация не носит обязательного характера.

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка.

В Международный год ребенка (1979 г.) Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Сложная работа продолжалась 10 лет. Наконец 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.

II. Изучение нового материала.

1. История создания Всеобщей декларации прав человека.

Учитель. По окончании второй мировой войны многие в мире поняли, что, если права человека, его честь и достоинство попираются в отдельных странах, весь мир легко может быть вовлечен в кровавый конфликт. Ибо диктаторские, тоталитарные режимы не довольствуются подавлением инакомыслия внутри страны, им потребны послушные сателлиты на мировой арене. Подавление прав человека в отдельных странах – очаг пожара, который может охватить весь мир или его значительную часть.

ООН приняла ряд документов по важным вопросам жизни народов и отдельных людей. Самый важный из этих документов – Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов (например, разделов конституций о правах граждан).

В соответствии с содержанием Всеобщей декларации прав человека ООН принято много правовых документов в защиту прав и свобод человека. В сборнике международных договоров о правах человека, изданном ООН в 1989 г., около семидесяти договоров о правах и свободах человека. Их состав постоянно пополняется.

Каждому человеку как минимум нужно знать о существовании следующих международных документов:

I. Международная хартия прав человека, состоящей из следующих документов:

  1. Всеобщей декларации прав человека;
  2. международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах;
  3. международного Пакта о гражданских и политических правах;
  4. Факультативный протокола к международному Пакту о гражданских и политических правах.

II. МЕЖДУНАРОРДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО.

Три последних документа были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1966 г.

2. Самостоятельная работа учащихся в группах по изучению содержания Всеобщей декларации прав человека.

Учитель организовывает работу учащихся в группах с текстом Всеобщей декларации прав человека. По ходу работы учащиеся определяют группы прав, которые упомянуты в декларации и заполняют свою часть кластера.

3.Содержание Всеобщей декларации прав человека.

Учитель, используя кластер в презентации, кратко рассказывает о классификации прав.

а) заслушивается отчёт 1 группы учащихся о содержании 1-5 статей Всеобщей декларации прав человека. Учитель подводит итог и сверяет заполнение кластера учащимися 1 группы.

б) заслушивается отчёт 2 группы учащихся о содержании 6-10 статей Всеобщей декларации прав человека. Учитель подводит итог и сверяет заполнение кластера учащимися 2 группы.

в) заслушивается отчёт 3 группы учащихся о содержании 11-15 статей Всеобщей декларации прав человека.

Учитель помогает разобраться с понятие ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ. Статья 11. Презумпция невиновности (лат. praesumptio innocentiae) – один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства. Принцип презумпции невиновности гласит, что бремя доказательства лежит на стороне обвинения. Это означает, что не обвиняемый должен доказывать свою невиновность, а, напротив, обвинение должно предоставить веские и юридически безупречные доказательства вины подсудимого (обвиняемого). При этом любое обоснованное сомнение в доказательствах трактуется в пользу обвиняемого. В тоталитарных и авторитарных странах этот принцип, как правило, игнорируется. При сомнительном нарушении, когда оно может трактоваться двояко, если вина человека весома и в большей степени доказана, этот принцип не действует. Презумпция невиновности призвана защищать людей от государства. Таким образом государство не может быть оправдано на основании этого принципа и свою невиновность перед гражданами оно обязано доказать.

В уголовном праве положение, согласно которому обвиняемый (подсудимый) считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.

Учитель подводит итог и сверяет заполнение кластера учащимися 3 группы.

г) заслушивается отчёт 4 группы учащихся о содержании 16-20 статей Всеобщей декларации прав человека. Учитель подводит итог и сверяет заполнение кластера учащимися 4 группы.

Самое важное из политических прав – право на участие управлении делами государства. Его имеют все граждане, достигшие определенного возраста (в России, как мы уже знаем, 18 лет). Перевалив этот возрастной рубеж, вы станете избирателями, при желании можете баллотироваться в местные органы власти, а через несколько лет – и в парламент (Федеральное Собрание) или участвовать в отправлении правосудия, быть, к примеру, заседателем.

Сейчас в России, как никогда, требуется согласие большинства ее граждан. Его можно достичь, если в осуществлении своих прав люди не будут ущемляться и, в частности, если в полном объеме будет действовать их право участвовать в управлении страной, без чего ни о какой демократии и говорить не приходится.

Учитель помогает объяснить право на свободу мысли, совести и религии.

Это право, несомненно, гражданское, ибо со свободы совести (глубокой внутренней суверенности личности) начинается ощущение человеком своей защищенности, непобедимости. Свободного, убежденного, верующего человека можно убить, но победить нельзя.

Однако это право и политическое, потому что церковь и люди верующие отвергают деспотизм, политическое лукавство, жестокость в управлении людьми и страной, политиканство.

д) заслушивается отчёт 5 группы учащихся о содержании 21-26 статей Всеобщей декларации прав человека. Учитель подводит итог и сверяет заполнение кластера учащимися 5 группы.

Учитель Экономические, культурные и социальные права (права второго поколения).

Когда в конце 40-х гг. в ООН спорили о содержании Всеобщей декларации прав человека, определились две противоположные позиции.

Западные демократические страны считали, что декларация должна содержать лишь гражданские и политические права как основные – права первого поколения, без осуществления которых человек оказывается несвободным существом и деградирует как личность. Следовательно, он становится неспособным реализовать и остальные свои права, бороться за них. Эти права – экономические, социальные и культурные – они назвали правами второго поколения.

Пришлось Западу пойти на уступки: действительно, без прав, обеспечивающих выживание человека, последнему крайне тяжело. Но и гарантировать их реальное осуществление трудно. Это как бы пожелание на будущее, своеобразная заявка на счастливое состояние человечества в предполагаемых условиях всеобщего благоденствия.

е) заслушивается отчёт 6 группы учащихся о содержании 26-30 статей Всеобщей декларации прав человека. Учитель подводит итог и сверяет заполнение кластера учащимися 6 группы.

Учитель. Особо отмечает, что ст. 28, 29, 30 говорят, что ни одно право или свобода не будут реализовываться без исполнения обязанностей.

И так, Декларация защищает права и свободы человека. Чего больше: прав или обязанностей? Будем помнить также, что, помимо прав и свобод, в Конституции закреплены и обязанности гражданина России: защищать Отечество, нести военную службу, охранять природу, платить налоги. Обязанности и права – явления одного порядка. Настоящий гражданин способен даже свои права воспринимать как обязанности, потому что он готов к служению. Он знает, что условием реализации прав является выполнение гражданами своих обязанностей. Только патологические эгоисты признают одни права.

4. Система защиты прав человека. Законодательные последствия принятия Декларации

В 1950 году ООН объявила 10 декабря праздником - Днем прав человека. В ООН существуют шесть комитетов, которые обеспечивают контроль за соблюдением странами подписанных ими договоров о правах человека:

  1. Комитет по ликвидации расовой дискриминации
  2. Комитет по правам человека
  3. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам
  4. Комитет против пыток
  5. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин
  6. Комитет по правам ребенка

С начала 1994 г. Государственная Дума избирает Уполномоченного по правам человека (омбудсмена). (Сейчас - Владимир Лукин). В задачу уполномоченного входит сбор информации о нарушениях прав человека и содействие тем, чьи права были ущемлены.

5. Значение принятия Всеобщей декларации прав человека.

III. Закрепление полученной информации.

1. Отвечать на вопросы “да” или “нет” (Отвечают по группам). (Приложение 3)
2. Учащиеся выполняют тестовые задания. Обмениваются с соседом, проверяют правильность выполнения заданий и выставляют оценки (используется информация презентации). (Приложение 1)

IV. Рефлексия.

Ученикам предлагается фрагмент из книги А. Усачева “Всеобщая декларация для детей и взрослых”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные понятия: Право, права человека.

Термин: Декларация.

Открытый урок по обществознанию 9 класс.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Лопатинский Дмитрий Владимирович

Место работы

МОБУ СОШ № г. Сочи, Краснодарского края

Учитель Истории и Обществознания

Обществознание

Конспект урока

Тема: "Всеобщая декларация прав человека"

Разъяснить учащимся сущность права как меру свободы и справедливости; познакомить их с основными нормативными документами, где эта идея находит отражение.

Развивать умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал, работать с документами.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование:

Тексты документов: Конституция Р.Ф., Всеобщая декларация прав человека. Компьютерная презентация к уроку. (Приложение)

Опорный лист для учащихся. (Приложение)

Основные понятия: Право, права человека.

Термин: Декларация.

Учитель – И вновь мы с вами на уроке обществознания.

Фронтальная опрос:

1. Какова область познания этого предмета?

(Познать себя через общество. Человек биосоциальное существо, он не может жить один, он живет обществе)

2. Почему вам необходимы такие знания?

(Найти свое место в обществе, т.е. осознать собственную необходимость)

3. Чтобы реализовать свои способности, помимо знаний, что еще человеку необходимо?

4. Что такое свобода?

(Это когда у человека есть выбор для реализации своих природных способностей)

5. Кто человеку предоставляет такую свободу?

(Никто. Она принадлежит человеку от рождения)

6. Может ли свобода быть абсолютной?

(Нет. Абсолютная свобода может обернуться страшной бедой для человека и общества произволом, анархией, беспределом и даже самоистреблением)

7. Как определить границы свободы?

(Определить эти границы могут только два великих регулятора человеческого поведения: мораль и право)

8. Какую роль играет право в деятельности государства, в жизни общества и человека?

(Для государства – помогает управлять. Для общества – ориентирует его на правду и справедливость. Для человека – оно говорит о его правах)

9. Как право помогает управлять?

(Принятые государством нормы права закрепляются в нормативных актах)

10. Какой закон имеет высшую юридическую силу в любом государстве?

(Конституция. Все иные законы и правовые акты, принимаемые в государстве должны не противоречить Конституции)

11. А может ли житель Англии, Франции, Китая оспаривать свои права в нашем государстве?

(Нет. Они не являются гражданами России)

12. А кто такой гражданин? Что значит быть “настоящим сыном отечества, его гражданином?

Учитель – Такой общественный портрет нам предоставит группа учащихся, победителей в конкурсе защиты проектов “Гражданин – человек свободный и ответственный” (смотреть Приложение №1)

Учитель – Поскольку люди в наше время все сильнее ощущают себя гражданами не только своего государства, но и всей планеты Земли - нашего общего дома то и возникли правовые документы, адресованные всему человечеству. Это следующий шаг в истории прав человека.

Первая группа таких документов получила название Международной хартии прав человека. [Слайд №1: документы, получившие название Международной хартии прав человека]

Вторая группа документов называется Международное гуманитарное право. [Слайд №1: документы Международного гуманитарного права].

Учитель – При названии документов я повторяю слово международный. Что это значит?

(Это значит, что все эти документы приняты не для одной страны, а для всего человечества планеты Земля)

Учитель – А население планеты Земли составляет более 6 миллиардов людей.

Учитель – Обратите внимание на первую группу документов. Какой из данных документов на ваш взгляд является наиболее важным, основополагающим? Если вы затрудняетесь, то обратите внимание на вторую статью Конституции Р.Ф.

(Основополагающим документом является “Всеобщая декларация прав человека”. Права человека – это естественные права. Они даны ему от рождения. Очень важно, чтобы государство защищало их)

Сегодня на уроке мы и определим особую значимость этого документа. Докажем его социальную и личную ценность для всего человечества.

[Слайд №2. Тема и цели урока]

В ходе нашего урока вы должны определить значение “Всеобщей декларации прав человека” и записать в своих опорных листах.

Изучение нового материала.

1. Личная и социальная значимость “Всеобщей Декларации прав человека”.

2. “Всеобщая Декларация прав человека” и национальные конституции.

3. Принятие Декларации – качественное возрождение естественного права.

4. Наличие юридической силы у “Всеобщей декларации прав человека”.

1. Учитель - Мы уже обратили внимание на то, что “Всеобщая декларация прав человека” была адресована всему человечеству. И была принята Генеральной Ассамблеей (общим собранием) Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. Какие события оказали большое влияние на принятие этого документа?

(Большое влияние на принятие этого документа оказала вторая мировая война).

И мировое сообщество решило не допустить больше гибели людей, т.к. каждый человек …

Учитель – Зачитайте третью статью Декларации.

(Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность).

Учитель – Сколько статей содержит этот документ? (Этот документ содержит 30 статей).

Учитель – В 28 статьях этого документа уделяется внимание правам человека. И лишь в одной – 29-й – обязанностям. О чем это говорит?

(Этот документ определил целостную систему прав человека и гражданина)

Учитель – Первоначальное представление о содержании этого документа вы уже имеете, т.к. выполняли опережающее домашнее задание. Вы должны были заполнить таблицу, распределив статьи по видам прав человека: личные, гражданские, политические, социально-экономические, культурные. Давайте сейчас проверим. Назовите права человека и статьи, в которых они раскрываются. (Выступления учащихся)

[Слайд №3: правильные ответы].

Учитель – Какой принцип заложен в основу этой классификации?

(В основу этой классификации заложены все виды человеческой деятельности)

Учитель – Давайте сделаем вывод!

(Документ утверждает и защищает права человека во всех его видах деятельности)

Учитель – Это социальная значимость этого документа.

[Слайд №4: социальная значимость “Всеобщей декларации прав человека”].

2. Учитель – Сравните статью 3 Декларации и статью 20 Конституции Р.Ф.. О чем эти статьи? (Эти статьи о праве на жизнь).

Учитель – Таким образом, в Декларации и Конституции Р.Ф. часть статей совпадают. А теперь самостоятельно найдите такие совпадения. О чем это говорит?

(Это говорит о том, что наша Конституция составлена на основе Декларации)

Учитель – И не только наша Конституция. Многие национальные Конституции составлены на ее основе. [Слайд №5].

Учитель – И если ваши права нарушаются в своей стране, то вы можете обратиться в Международный комитет по защите прав человека в городе Женева, ссылаясь на Декларацию. Показываем [Слайд №5].

Учитель – Давайте сделаем вывод о значении данного документа.

3. Учитель – Обратите внимание еще раз на статью 1 Декларации. В ней идет речь о естественных правах человека. Самостоятельно приведите еще примеры естественных прав человека из Декларации и сделайте вывод.

(Статьи 2, 4, 5, 9, 12, 17. Декларация определила целостную систему естественных прав человека.)

4. Учитель – Что обозначает термин “декларации”? (“декларация” - это заявление, провозглашение)

Учитель – Это значит, что этот документ не имеет юридической силы и каждая страна выбирает – принять его или нет. Наша страна, внесшая большой вклад в победу над фашистской Германией в Великой отечественной войне, подписала этот документ только в 1989 году, спустя 40 лет. Это означает, что большинству советских людей не был известен даже текст Декларации, ибо до 1989 года он в массовой печати не публиковался. Сегодня юристы утверждают, что факт сокрытия правительством СССР этого документа – одна из трагедий нашего народа.

Почему такое могло случиться? Что говорит этот факт о правовом положении человека в СССР?

(Этот факт говорит о неправовом характере советской государственности и нарушении прав человека в СССР)

Учитель – О чем говорит факт, что наша страна все-таки его подписало?

(Что наше государство в политической сфере общества взяло курс на построение правового государства, признание естественных прав человека)

Учитель – Но не думайте, что никто не знал об этом. Были люди, которые знали и боролись за права и свободы человека. А вы знаете таких людей?

5. Этап закрепления.

Задание: Определите, что является лишним из перечисленных признаков характеристики “Всеобщей декларации прав человека”:

Это уникальный, не имеющий аналогов в истории человечества международный документ.

Был принят 10 декабря 1948 года.

Определила единую целостною систему естественных прав человека.

Этот документ имеет юридическую силу.

Ее основные идеи вошли в национальные Конституции.

Документ утверждает и защищает права человека во всех его видах деятельности.

(Правильный ответ – 4)

6. Основные выводы по уроку (отвечают учащиеся). [Слайд №8: Значение “Всеобщей декларации прав человека”]

7. Домашнее задание: § 36, “Всеобщая декларация прав человека”.

Распределите статьи “Всеобщей декларации прав человека”, учитывая меры свободы человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разъяснить учащимся сущность права как меру свободы и справедливости; познакомить их с основными нормативными документами, где эта идея находит отражение.

Развивать умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал, работать с документами.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование:

Тексты документов: Конституция Р.Ф., Всеобщая декларация прав человека. Компьютерная презентация к уроку. (Приложение)

Опорный лист для учащихся. (Приложение)

Основные понятия: Право, права человека.

Термин: Декларация.

Учитель – И вновь мы с вами на уроке обществознания.

Фронтальная опрос:

1. Какова область познания этого предмета?

(Познать себя через общество. Человек биосоциальное существо, он не может жить один, он живет обществе)

2. Почему вам необходимы такие знания?

(Найти свое место в обществе, т.е. осознать собственную необходимость)

3. Чтобы реализовать свои способности, помимо знаний, что еще человеку необходимо?

4. Что такое свобода?

(Это когда у человека есть выбор для реализации своих природных способностей)

5. Кто человеку предоставляет такую свободу?

(Никто. Она принадлежит человеку от рождения)

6. Может ли свобода быть абсолютной?

(Нет. Абсолютная свобода может обернуться страшной бедой для человека и общества произволом, анархией, беспределом и даже самоистреблением)

7. Как определить границы свободы?

(Определить эти границы могут только два великих регулятора человеческого поведения: мораль и право)

8. Какую роль играет право в деятельности государства, в жизни общества и человека?

(Для государства – помогает управлять. Для общества – ориентирует его на правду и справедливость. Для человека – оно говорит о его правах)

9. Как право помогает управлять?

(Принятые государством нормы права закрепляются в нормативных актах)

10. Какой закон имеет высшую юридическую силу в любом государстве?

(Конституция. Все иные законы и правовые акты, принимаемые в государстве должны не противоречить Конституции)

11. А может ли житель Англии, Франции, Китая оспаривать свои права в нашем государстве?

(Нет. Они не являются гражданами России)

12. А кто такой гражданин? Что значит быть “настоящим сыном отечества, его гражданином?

Учитель – Такой общественный портрет нам предоставит группа учащихся, победителей в конкурсе защиты проектов “Гражданин – человек свободный и ответственный” (смотреть Приложение №1)

Учитель – Поскольку люди в наше время все сильнее ощущают себя гражданами не только своего государства, но и всей планеты Земли - нашего общего дома то и возникли правовые документы, адресованные всему человечеству. Это следующий шаг в истории прав человека.

Первая группа таких документов получила название Международной хартии прав человека. [Слайд №1: документы, получившие название Международной хартии прав человека]

Вторая группа документов называется Международное гуманитарное право. [Слайд №1: документы Международного гуманитарного права].

Учитель – При названии документов я повторяю слово международный. Что это значит?

(Это значит, что все эти документы приняты не для одной страны, а для всего человечества планеты Земля)

Учитель – А население планеты Земли составляет более 6 миллиардов людей.

Учитель – Обратите внимание на первую группу документов. Какой из данных документов на ваш взгляд является наиболее важным, основополагающим? Если вы затрудняетесь, то обратите внимание на вторую статью Конституции Р.Ф.

(Основополагающим документом является “Всеобщая декларация прав человека”. Права человека – это естественные права. Они даны ему от рождения. Очень важно, чтобы государство защищало их)

Сегодня на уроке мы и определим особую значимость этого документа. Докажем его социальную и личную ценность для всего человечества.

[Слайд №2. Тема и цели урока]

В ходе нашего урока вы должны определить значение “Всеобщей декларации прав человека” и записать в своих опорных листах.

Изучение нового материала.

1. Личная и социальная значимость “Всеобщей Декларации прав человека”.

2. “Всеобщая Декларация прав человека” и национальные конституции.

3. Принятие Декларации – качественное возрождение естественного права.

4. Наличие юридической силы у “Всеобщей декларации прав человека”.

1. Учитель - Мы уже обратили внимание на то, что “Всеобщая декларация прав человека” была адресована всему человечеству. И была принята Генеральной Ассамблеей (общим собранием) Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. Какие события оказали большое влияние на принятие этого документа?

(Большое влияние на принятие этого документа оказала вторая мировая война).

И мировое сообщество решило не допустить больше гибели людей, т.к. каждый человек …

Учитель – Зачитайте третью статью Декларации.

(Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность).

Учитель – Сколько статей содержит этот документ? (Этот документ содержит 30 статей).

Учитель – В 28 статьях этого документа уделяется внимание правам человека. И лишь в одной – 29-й – обязанностям. О чем это говорит?

(Этот документ определил целостную систему прав человека и гражданина)

Учитель – Первоначальное представление о содержании этого документа вы уже имеете, т.к. выполняли опережающее домашнее задание. Вы должны были заполнить таблицу, распределив статьи по видам прав человека: личные, гражданские, политические, социально-экономические, культурные. Давайте сейчас проверим. Назовите права человека и статьи, в которых они раскрываются. (Выступления учащихся)

[Слайд №3: правильные ответы].

Учитель – Какой принцип заложен в основу этой классификации?

(В основу этой классификации заложены все виды человеческой деятельности)

Учитель – Давайте сделаем вывод!

(Документ утверждает и защищает права человека во всех его видах деятельности)

Учитель – Это социальная значимость этого документа.

[Слайд №4: социальная значимость “Всеобщей декларации прав человека”].

2. Учитель – Сравните статью 3 Декларации и статью 20 Конституции Р.Ф.. О чем эти статьи? (Эти статьи о праве на жизнь).

Учитель – Таким образом, в Декларации и Конституции Р.Ф. часть статей совпадают. А теперь самостоятельно найдите такие совпадения. О чем это говорит?

(Это говорит о том, что наша Конституция составлена на основе Декларации)

Учитель – И не только наша Конституция. Многие национальные Конституции составлены на ее основе. [Слайд №5].

Учитель – И если ваши права нарушаются в своей стране, то вы можете обратиться в Международный комитет по защите прав человека в городе Женева, ссылаясь на Декларацию. Показываем [Слайд №5].

Учитель – Давайте сделаем вывод о значении данного документа.

3. Учитель – Обратите внимание еще раз на статью 1 Декларации. В ней идет речь о естественных правах человека. Самостоятельно приведите еще примеры естественных прав человека из Декларации и сделайте вывод.

(Статьи 2, 4, 5, 9, 12, 17. Декларация определила целостную систему естественных прав человека.)

4. Учитель – Что обозначает термин “декларации”? (“декларация” - это заявление, провозглашение)

Учитель – Это значит, что этот документ не имеет юридической силы и каждая страна выбирает – принять его или нет. Наша страна, внесшая большой вклад в победу над фашистской Германией в Великой отечественной войне, подписала этот документ только в 1989 году, спустя 40 лет. Это означает, что большинству советских людей не был известен даже текст Декларации, ибо до 1989 года он в массовой печати не публиковался. Сегодня юристы утверждают, что факт сокрытия правительством СССР этого документа – одна из трагедий нашего народа.

Почему такое могло случиться? Что говорит этот факт о правовом положении человека в СССР?

(Этот факт говорит о неправовом характере советской государственности и нарушении прав человека в СССР)

Учитель – О чем говорит факт, что наша страна все-таки его подписало?

(Что наше государство в политической сфере общества взяло курс на построение правового государства, признание естественных прав человека)

Учитель – Но не думайте, что никто не знал об этом. Были люди, которые знали и боролись за права и свободы человека. А вы знаете таких людей?

5. Этап закрепления.

Задание: Определите, что является лишним из перечисленных признаков характеристики “Всеобщей декларации прав человека”:

Это уникальный, не имеющий аналогов в истории человечества международный документ.

Был принят 10 декабря 1948 года.

Определила единую целостною систему естественных прав человека.

Этот документ имеет юридическую силу.

Ее основные идеи вошли в национальные Конституции.

Документ утверждает и защищает права человека во всех его видах деятельности.

(Правильный ответ – 4)

6. Основные выводы по уроку (отвечают учащиеся). [Слайд №8: Значение “Всеобщей декларации прав человека”]

7. Домашнее задание: § 36, “Всеобщая декларация прав человека”.

Распределите статьи “Всеобщей декларации прав человека”, учитывая меры свободы человека.

Читайте также: