Инструментальная музыка 6 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Материал предназначен для работы с учащимися на уроке музыки.

ВложениеРазмер
met._razrabotka_6_klass.docx 28.91 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Тема урока: Инструментальный концерт.

Тип урока: Комбинированный.

2.В ходе урока сформулировать понятие, что такое инструментальный концерт и определить его особенности.

3.Совершенствовать умение высказываться о характере музыки.

1.Прививать и воспитывать эстетический вкус у учащихся, любовь к классической музыке.

2. Развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран.

1.Умение вести учебное сотрудничество на уроках с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

2.Умение работать с текстом, выделять главное.

3.Развитие навыков слушания и понимания музыкального произведения.

1.Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:

2.Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности:

ситуация занимательности; сравнение, анализ, обобщение; приём сопоставления со смежными видами искусств.

3. По источнику информации и характеру деятельности:

словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждения к сопереживанию, ретроспективы).

Технологии: информационно-коммуникационная, здоровье сберегающая

Учащиеся : Название времени года.

Учитель: Найдите в учебнике, по какому принципу строил свои концерты Вивальди и сколько частей, как правило, в концерте. Перед тем как приступите к работе скажите мне, пожалуйста, что такое принцип?

Учащиеся : Принцип это правило, то отчего не отступают.

Учитель: Что такое камерная музыка?

Учащиеся: Камерная, т.е. комнатная музыка, предназначенная для исполнения в небольших помещениях для небольшой аудитории.

Концерт — циклическое произведение для какого-либо солирующего

инструмента (фортепиано, скрипки и др.) и симфонического оркестра.

Жанр концерта возникает в XVII веке в связи с интенсивным развитием скрипичного исполнительства.

Учитель: Антонио Вивальди – скрипач-виртуоз, дирижер и педагог, один из величайших композиторов XVII – XVIII вв. Жил и творил в эпоху барокко создал жанр– инструментального концерта .

Учащиеся отвечают: Причудливость.

Инструментальный концерт - концерт для одних только музыкальных инструментов, без пения.

Учитель: Известно около 450 концертов Вивальди. Драма в музыке, контраст между хором и солистом, голосами и инструментами поражали публику:насыщенность сменялась спокойствием, нежность – мощью, соло прерывалось оркестром.
В композициях концертов Вивальди чередовались сольные и оркестровые части.

Вершина творчества Вивальди. Этот цикл объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра. В них развитие музыкального образа основано на сопоставлении звучания * скрипки - solo * оркестра – tutti (в переводе с итальянского значит все ) (слайд 6)

Учитель: Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент и послушать 1-ю часть концерта.

  • Какие чувства выражает эта музыка?
  • В какой форме написана 1-я часть концерта?
  • С каким временем года может ассоциироваться эта музыка ?

Учащиеся: Учащиеся определяют первоначальную интонацию, характер музыки, быстрый темп, контрасты динамики, изобразительные моменты – подражание пению птиц-- это весна.

Как можно охарактеризовать мелодию?

Учащиеся: Учащиеся определяют, что это ВЕСНА!

Учитель: предлагаю прослушать фрагмент 2 части концерта

  • Определите эмоциональное содержание части, темп, динамику?
  • Вслушайтесь в пассажи скрипки. Какие картины деревенского быта возникают в воображении?

Учащиеся: Дают свои ответы.

Учитель: при прослушивании 3 части концерта предлагаю вам ответить на вопрос: Какой принцип использовал Вивальди при создании своих концертов?

Учащиеся: Принцип контраста.

Учитель: Что такое контраст?

Учитель: Назовите мне, какие контрасты бывают в музыке.

(тихо — громко, мажор — минор, соло — весь оркестр).

Учитель вместе с детьми определяют Принцип контраста произведения

быстрая, энергичная, обычно без медленного вступления

  • 2-я часть – Largo e pianissimo sempre (Спящий пастух) лирическая, певучая, более скромная по размерам
  • 3-я часть – Allegro danza pastorale. (Деревенский танец) финал, подвижный, блестящий .

Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло, журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи, как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий, и щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав, Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав, и тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук
разносится гудящий над лугами, и нимф, танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Учитель: Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими факторами:

  1. она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела , наиболее характерные для того или иного времени года.
  2. во-вторых, она всегда наделялась определенным философским смыслом : смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни

* весна , то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность

* зима - конец пути - старость.

В изобразительном искусстве времена года, главным образом сельскохозяйственные, изображались в самых разных жанрах, от скульптуры до графики.

В наше современное время тоже есть произведения вокального жанра о времени года.

Белый снег за окном

Но приходит весна,

Разливаясь в капелях,

И звучат птичьих стай

Припев: В любые дни календаря

Под лучезарным небосводом

Стоять и наслаждаться я

Могу в любое время года.

Мне улыбается заря,

Меня приветствует природа.

Наверно, потому что я,

Люблю любое время года.

Наверно, потому что я,

Люблю любое время года.

У берёз и у сосен

И холодной зимой,

И в дождливое лето,

И в морозы, и в зной

Так прекрасна планета!

(Муз. и сл. Александра Ермолова)

1. Allegro. Пришла весна

2. Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух.

3. Allegro, danza pastorale. Деревенский танец

Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.

Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Весна (первая часть) открывается звуками ликования – пением птиц и журчанием родника, затем вдруг слышатся раскаты грома, но вскоре настроение праздника возвращается.

Вторая часть переносит слушателя на зеленый луг. Томная тема у скрипок вызывает в воображении поэтические картины деревенского быта: спящий пастух и ленивый лай собаки, который, по-видимому, иллюстрируют звуки альтов.

Третья часть – это пасторальный танец. Начальная тема рисунком мелодии напоминает звучание волынки, и, вслед за тем, солист опять возвращается к светлому праздничному настроению.

https://kopilkaurokov.ru/muzika/uroki/mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-po-muzykie-v-6-klassie-na-tiemu-instrumiental-nyi-kontsiert

Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.

Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.

- воспитание чувства сопереживания,умения видеть красоту ночной природы, эстетического вкуса, интереса и любви к классической музыке.

Тип: закрепление и усвоение новых знаний.

Жанр урока: урок -путешествие.

Ход урока:

I. Орг.вопрос. Музыкальное приветствие.

II. Ознакомление с целью урока.

- Какие композиторы помогли нам попасть на эту планету? (Учащиеся находят композиторов по словам — ассоциациям,их произведения, объясняя, как эти слова связаны с композиторами )

III. Основная часть.

- Еще одна из страниц этой планет пока для нас остается неизвестной, но об этом композиторе вы уже знаете и сможете по этим биографическим данным узнать его:

- "Я родился на свет, чтобы сочинять и только сочинять! Меня должно содержать государство!", - говорил герой сегодняшней истории.

- Австрийский композитор, жил в одно время с Бетховеным, но это композиторы разных эпох и стилей;

- Бетховен, познакомившись с его произведениями произнес следующее:

- Автор более 600 песен, 9 симфоний, инструментальной и фортепианной музыки,хотя прожил всего 31 год;

- Похоронили композитора всего через две могилы от Бетховена и написали на памятнике:

МУЗЫКА ПОХОРОНИЛА ЗДЕСЬ С БОГАТСТВО,

НО ЕЩЕ БОЛЕЕ ПРЕКРАСНЫЕ НАДЕЖДЫ.

( Учащиеся называют фамилию Ф. Шуберта и рассказывают дополнительные сведения о композиторе)

- Судьба композитора глубоко трагична, после смерти были утеряны многие произведения и по крупицам собирались друзьями. Ни одна симфония не была исполнена при жизни композитора.

- Во многих жанрах музыки сказал свое слово Ф. Шуберт, обладая удивительным лирическим даром. Он не замыкался в своем личном душевном мире, он чутко реагировал на радости, печали окружающих,создавая для нас свои прекрасные произведения.

- Под аккомпанемент каких инструментов звучали серенады?

(репродукции с изображением пения серенады под окном возлюбленной)

- Какие из предложенных мною инструментов могли бы быть использованы в качестве аккомпанирующих?

( Предлагаемые инструменты – рояль, арфа, скрипка, гитара, мандолина).

-Интересна история создания этого произведения. Людвиг Рельштаб, немецкий поэт, показал слова сначала Бетховену, но из-за состояния здоровья Бетховен отказался и его секретарь передал слова Францу Шуберту.

( перед слушанием учитель зачитывает стихотворение Л.Рельштаба в переводе В.Жуковского)

Песнь моя летит с мольбою
Тихо в час ночной,
В рощу легкою стопою
Ты приди друг мой!
При луне шумят уныло
Листья в поздний час,
И никто, о друг мой милый,
Не услышит нас,
Не услышит нас.
Слышишь в роще зазвучали
Песни соловьев?
Звуки их полны печали,
Молят за меня.
В них понятно все томленье,
Та тоска любви, та тоска любви,
И наводят умиленье
На меня они, на меня они.
Дай же доступ ты призванью
Ты к душе своей
И на тайное свиданье
Ты приди скорей,
Ты приди скорей!
Приди скорей.

-Прослушайте Серенаду Ф. Шуберта и обратите внимание на общий характер и выразительные средства музыки в ней, особенно на выразительность мелодии.

2

Учащиеся работают в группах.

4 Образ влюбленного романтичного человека

-вставьте пропущенные слова в текст.

Серенада в размеренном темпе со …. характером,слегка …. мелодией, красивой гармонией аккомпанемента изображает состояние влюбленности человека. Она является выражением ..…. …..…. …. чувства. Подвижными темповыми порывами композитор показал особое …. волнение и страсть влюбленного. Смена лада- то. то …. - смена настроения любящего человека.

( Разбор эпиграфа)

- Композиторы мыслят образами, они чувствительны ко всему окружающему, пропускают все через сердце.

Кумыкский поэт АКТАЙ.

V.Вок-хор. работа. Распевание

VI.Заключительная часть.

Дети самостоятельно подбирают слова -ассоциации к творчеству Ф.Шуберта.

ЛИРИКА

СЕРЕНАДА

РОМАНТИЗМ

РЕЛЬШТАБ

А сейчас прошу вас обдумать и ответить на любой вопрос

(вопросы на карточках)

-сегодня я узнал.

-урок дал мне для жизни.

VII.Подведение итогов урока.

Ф.Лист.

( анализ слов композитора)

Классическая музыка эта музыка к которой мы должны прийти сами, изучая историю создания, внимательно слушая, стремясь понять ее глубину.

Домашнее задание:

Спасибо за урок! Оценивание.! Оценивание.

План урока:

1. Организационный момент

Приветствие в форме вокальной попевки, исполняемой учителем:

– Здравствуйте, ребята, здравствуйте! (Постепенное восходящее движение от первой ступени к пятой по звукам тонического трезвучия).
Ответ детей:

2. Изучение нового материала.

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения,
музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему…
Её можно назвать воплощением всего прекрасного и возвышенного.

(Дети ищут заданное слова и читают вслух найденное определение).

Ученик: Концерт (ит. concerto от лат. – concerto – соревнуюсь) называют:

1. Публичное исполнение музыкальных произведений.
2. Жанр крупного музыкального произведения виртуозного характера для солиста с оркестром, написанного чаще всего в форме сонатного цикла.
3. Полифоническая вокальная или вокально-инструментальная музыка, опирающаяся на сопоставление двух и более партий. Концерт строится их трёх частей (быстро – медленно – быстро).
В истории музыки есть концерты для солирующего инструмента и оркестра, для оркестра без солистов, в русской музыке в XVIII веке возник жанр духовного хорового концерта.


Для мастера барокко было важно запечатлеть божественную красоту жизни. Барокко как художественному стилю присущи выразительность, пышность, динамика. Искусство барокко стремилось непосредственно воздействовать на чувства зрителей и слушателей, подчеркивало драматичность душевных переживаний человека. Именно с возникновением барокко музыка впервые полно продемонстрировала свои возможности углубленного и многостороннего воплощения мира душевных переживаний человека. На ведущее место выдвинулись музыкально-театральные жанры, прежде всего опера, что определялось характерным для барокко стремлением к драматической экспрессии и сочетанию различных видов искусства. Это проявлялось и в сфере религиозной музыки, где ведущими жанрами были духовная оратория, кантата, пассионы. Одновременно обнаружилась тенденция к обособлению музыки от слова – к интенсивному развитию многочисленных инструментальных жанров. Высочайшими достижениями представлена барочная культура в изобразительном искусстве (Рубенс, Ван Дейк, Веласкес, Рибера, Рембрандт), в архитектуре (Бернини, Пюже, Куазевокс), в музыке (А.Корелли, А. Вивальди, И.С.Бах, Г.Ф.Гендель). Эпоху барокко принято считать с 1600-1750 г.г. За эти полтора столетия были изобретены такие музыкальные формы, которые, претерпев изменения, существуют в настоящее время.

Творческое наследие Вивальди чрезвычайно велико. Оно охватывает около 700 названий. Среди них 19 опер. Но главным историческим значением его творчества стало создание сольного инструментального концерта. В этом жанре было написано около 500 произведений. Многие из его концертов были написаны для одной и более скрипок, два концерта – для двух мандолин и несколько – для необычных музыкальных, например, для двух скрипок и двух органов. Сочиняя концерты для струнных инструментов, композитор один их первых обратился к сочинению музыки для духовых инструментов, считавшихся примитивными и неинтересными для композиторов. Гобой, валторна, флейта, труба в его концерта звучали полно и стройно. Концерт для двух труб А.Вивальди написал по заказу. Очевидно, исполнители хотели доказать, что на трубе можно играть красивую и виртуозную музыку. До сих пор исполнение этого концерта является доказательством высочайшего мастерства исполнителя. Много музыки написано композитором для фагота – более 30 концертов для фагота с оркестром. Особое предпочтение среди духовых инструментов Вивальди отдавал флейте с её нежным, мягким тембром. В партиях, поручаемых флейте, она звучит в полный голос, проявляя все свои достоинства.

Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, мурлыканье кошки, треск горящих дров в камине, пение птиц…
В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие. Но сами по себе звуки – еще не музыка. И когда человек стал организовывать их, чтобы выразить свои чувства и мысли – возникала музыка.
Как можно охарактеризовать мелодию? (Возможные ответы детей: ясно слышно, где играет оркестр, а где звучит солирующая скрипка. мелодия, которая исполняется оркестром; мелодия в мажорном ладу, очень ясная, яркая, легко запоминается, в танцевальном ритме. Мелодия, исполняемая солистом, гораздо сложней, она виртуозная, красивая, украшена музыкальными распевами, похожа на пение птиц).

Как мало струнных инструментов использовал А.Вивальди по сравнению с современными оркестрами. В первоначальном варианте, по замыслу композитора, струнных всего пять. Современные струнные коллективы начинались с небольших оркестров, состоявших из пяти, затем десяти, двенадцати, четырнадцати инструментов. Скрипка – самый важный инструмент оркестра, Золушка современного симфонического оркестра. До сих пор это самый совершенный инструмент из всех струнных. У неё чудесное звучание и невероятный диапазон. Во времена Вивальди и Баха были сделаны лучшие инструменты в истории. В маленьком итальянском городке Кремона делали прекрасные и неповторимые скрипки. Запомним имена Страдивари, Амати, Гварнери. Маленький городок славился своими мастерами. За последние триста лет никто не смог сделать скрипки лучше, чем мастера Кремоны. В своём произведении А.Вивальди показал яркость и красоту звучания скрипки, как солирующего инструмента.

Музыка – один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является образным отражением жизни. Каждое искусство говорит на своем языке. Музыка – язык звуков и интонаций – отличается особой эмоциональной глубиной. Именно эту эмоциональную сторону вы почувствовали при прослушивании музыки А.Вивальди.

Музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может доставлять наслаждение или, напротив, вызывать сильное душевное беспокойство, побуждать к размышлениям и открывать перед слушателем неизвестные ранее стороны жизни. Именно музыке дано выразить чувства столь сложные, что их порой невозможно описать словами.

Подумайте, можно ли на эту музыку поставить балет? Когда соревнуются в мастерстве солист и оркестр, они непременно должны играть для зрителя. Именно в этом непрестанном чередовании звучания оркестра и ярко звучащей солирующей скрипки, в ощущении театра и дискуссии, в гармоничности и стройности музыкальной формы ощущаются характерные черты музыки барокко. При повторном прослушивании 1 –ой части концерта вслушайтесь в звучащую музыкальную ткань. Мелодический голос сочетается с непрерывным, строго определённым по форме сопровождением. В этом отличие от сочинений предшествующего периода, где главенствующую роль играла полифония – одновременное звучание нескольких мелодий, равных по своей значимости.

Интерес музыкантов-профессионалов к музыке эпохи барокко не иссякает. В 1997 году известным итальянским клавесинистом и знатоком барокко Андреа Марконом был создан Венецианский барочный оркестра. Этот коллектив за четыре года приобрёл известность как одного из лучших ансамблей барочного инстументального исполнительства, в первую очередь, как убедительного интерпретатора музыки Антонио Вивальди. Многочисленные концерты и оперные постановки оркестра во многих странах Европы получили широкое признание не только в широкой слушательской среде, но и среди музыкальных критиков. Оркестр своими исполнениями подарил слушателям новое прочтение сочинений А.Вивальди, Ф.Кавалли, Б.Марчелло.

В минувшем концертном сезоне прошли концерты в 28 городах США со скрипачом Робертом Мак-Даффи, гастроли в Японии и Корее с участием скрипача Джулиано Карминьоло, была исполнена программа из сочинений Антонио Вивальди в одном из лучших концертных залов Амстердама – Concertogebouw. Участвуя в различных фестивалях Австрии, Швейцарии и Германии, оркестр выступил с такими известными солистами, как Магдалена Кожена, Чечилия Аартоли, Вивика Жено, Анна Нетребко, Виктория Муллова.
Обширная дискография оркестра удостоена многих престижных наград. Она включает в себя записи скрипичных концертов Вивальди и Локателли, альбом симфоний и концертов для струнных Вивальди, многие произведения композиторов эпохи барокко в исполнении выдающихся музыкантов современности.

В чём секрет такой популярности музыки А.Вивальди? Слушая музыку композитора далёкого прошлого, что радовало и огорчало человека? К чему стремился, о чем он размышлял и как воспринимал мир? Музыка А.Вивальди, понятна музыка прошлого. Чувства, мысли переживания современного человека нисколько не изменились по сравнению с прошлым. Это радость жизни, восприятие окружающего мира, которое в музыки Вивальди позитивно и жизнеутверждающе. Концерты в творчестве А.Вивальди явились продолжением развития жанра инструментального концерта, получив законченную форму, ставшую образцом для последующих поколений европейских композиторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка

ОТКРЫТОГО УРОКА

учителя музыки

МБОУ РСОШ №1 г.Рудня

Смоленской области

Дацкив Илоны Александровны

Цель урока: дать представление о жанре инструментального концерта, о том, когда и как он возник, как развивался.

Исходя из цели урока ставятся следующие задачи:

Развивающая : продолжить знакомить с лучшими образцами музыки эпохи барокко.

Воспитательная : воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран.

За последнее время задачи урока музыки расширились. Всё большее значение приобретают его самообразовательная и стимулируюшая задачи.

Самообразовательная : развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования.(самостоятельная работа в группах)

Стимулирующая: способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому, побуждать школьников к дальнейшему познанию, к выработке потребности постоянно пополнять, обновлять , развивать свои знания(использование разнообразных средств обучения)

Активизация творческой и познавательной деятельности воспитанников достигается, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.

На примере музыкальных живописных и литературных произведений показать учащимся роль музыкального начала в жизни и произведениях изобразительного искусства и литературы, взаимосвязь музыки с другими видами искусства.

Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

организации и осуществления учено-познавательной деятельности:

стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

сравнение, анализ, обобщение

приём сопоставления со смежными видами искусств

по источнику информации и характеру деятельности:

словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждения к сопереживанию, ретроспективы).

Урок построен на двух видах музыкально-практической деятельности учащихся – это слушание (активное восприятие) музыки и интонирование, которое выражается в исполнительской деятельности. Выбор данных видов деятельности обусловлен темой урока, его целью и задачами.

Технологии: информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята!
Ответ детей:

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и гости, рада вас видеть Я надеюсь, что вы будете принимать активное участие на уроке. В свою очередь я постараюсь, чтобы урок прошёл для вас интересно и познавательно.

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения,
музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему…
Её можно назвать воплощением всего прекрасного и возвышенного.

Учитель: А начнем мы урок, конечно, с музыки!

Давайте попытаемся ответить, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Музыка Антонио Вивальди(1 слайд)

Ребята напомните мне тему 2 полугодия:

Учитель: А что такое камерная музыка?

Учащиеся: Камерная, т.е. комнатная музыка, предназначенная для исполнения в небольших помещениях для небольшой аудитории.

Учитель: Для того, чтобы понять , о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке давайте отгадаем музыкальный кроссворд. Слово спряталось по вертикали.(слайд 2 )

Большой коллектив музыкантов-инструменталистов, совместно исполняющих произведение (ОРКЕСТР)

Музыка, исполняемая голосом без слов на слог или гласный звук (ВОКАЛИЗ)

Многочастное произведение для хора, солистов и оркестра (КАНТАТА)

Музыкальный спектакль, в котором основным средством выразительности является пение (ОПЕРА)

Оркестровое вступление к опере, спектаклю или самостоятельное симфоническое произведение (УВЕРТЮРА)

Ансамбль из четырёх исполнителей (певцов или инструменталистов) (КВАРТЕТ)

7.(по вертикали) Крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра и какого либо солирующего инструмента, состоящее из 3 частей (КОНЦЕРТ)

-Сформулируйте тему урока

-Какую цель мы можем поставить?

-А что такое концерт?

Концерт (ит. concerto –состязание , с лат. – concerto – согласие) (слайд 4)

солирующего

инструмента (фортепиано, скрипки и др.) и симфонического оркестра.

Жанр концерта возникает в XVII веке в связи с интенсивным развитием скрипичного исполнительства.

-Ч ем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Анализ музыкального произведения

Работа в группах

Домашнее задание (5 слайд)

-Кто такой Антонио Виаальди?

-Что мы о нем знаем?

Учитель: Антонио Вивальди – скрипач-виртуоз, дирижер и педагог, один из величайших композиторов XVII – XVIII вв. Жил и творил в эпоху барокко
Был создателем жанра – инструментального концерта .(слайд 6-7)

Учитель: Перед вами на столах лежат словари эстетических эмоций В. Ражникова.

Предлагаю вам послушать одну из частей часть концерта и поработать в группах. Природа всегда радовала музыкантов, поэтов и художников. Красота природы, смена времен года: осень, зима, весна, лето – неповторима, каждая по-своему

-Как вы думаете, обращались художники поэты к теме времен года?

-Вы знаете такие произведения?

Поэтами написано много стихов о природе, художниками написано много картин о природе, а композиторами написано много музыки, изображающей картины природы.

Сегодня мы сравним, как изображено каждое время года в поэзии, в живописи и в музыке. А помогут нам в этом стихи русских поэтов, репродукции картин русских художников и волшебная музыка итальянского композитора Антонио Вивальди., который сумел отразить своей музыкой красоту родной природы. Италия, страна, богатая своей культурой, древними памятниками, красивой природой. Именно поэтому многие русские художники, окончив Академию Художеств, отправлялись на стажировку в Италию

Стихи, картины и музыка помогут нам увидеть, услышать и почувствовать каждое время года. (Звучит 1-я часть, учитель название не называет) .

1 группа: композиторы

Какие чувства выражает эта музыка?

С каким временем года может ассоциироваться эта музыка ?

Учащиеся: Учащиеся определяют первоначальную интонацию, характер музыки, быстрый темп, контрасты динамики, изобразительные моменты – подражание пению птиц- это весна

Прослушанная музыка яркая, звонкая, радостная. В ней чувствуется полет, движение, пение птиц. Мелодия светлая, в музыке чувствуется приход весны.

Как можно охарактеризовать мелодию?

Учащиеся: Возможные ответы детей: ясно слышно, где играет оркестр, а где звучит солирующая скрипка. Мелодия, которая исполняется оркестром в мажорном ладу, очень ясная, яркая, легко запоминается, в танцевальном ритме. Мелодия, исполняемая солистом, гораздо сложней, она виртуозная, красивая, украшена музыкальными распевами, похожа на пение птиц).

Учащиеся определяют, что это ВЕСНА

2 группа: художники

На столе лежат репродукции картин времен года

Запишите в таблицу, какие краски, вы услышали и увидели, и какие чувства у вас вызвали эти произведения искусства, и , конечно, определите время года

Скажите, какие цвета преобладают?

Ответы учащихся: Цвет первой зелени желто-зеленый, цветение первых цветов – белых, розовых, голубое небо, птицы в небе.

3 группа: поэты

На каждом столе лежит стихотворение об одном из времен года.

Запишите в таблицу, какие стихи ассоциируются с данной музыкой, и какие чувства у вас вызвали эти произведения искусства

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала… А.Плещеев

Учитель: предлагаю прослушать фрагмент 2 части концерта (слайд 11)

Определите эмоциональное содержание части, темп, динамику?

Вслушайтесь в пассажи скрипки. Какие картины возникают в воображении?

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло.
И куда ни взглянешь,
Всё кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы,
Золотом облиты
Тёмные листы.
Дремлет лес; ни звука,
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит. И. Суриков.

Учитель: прослушивание 3 части концерта

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца. К.Бальмонт

Чародейкою Зимой
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опушан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой… Ф.Тютчев

Физкультминутка

Учитель: Тема времен года всегда была популярна в искусстве.

В наше современное время тоже есть произведения вокального жанра о времени года.

Определим задачи: в каком характере будем петь, какие артикуляционные задачи будем решать.

Виола – (итал. viola) – старинный струнный смычковый музыкальный инструмент различных типов.

Концерт – это публичное исполнение музыкальных произведений, независимо от жанров, направлений, количества исполнителей, по заранее объявленной программе.

Инструментальный концерт – музыкальный жанр, в основе которого лежит контрастное противопоставление партии солиста (или солистов) всему оркестру.

Клавир – общее название клавишных инструментов в Германии XVII – XVIII века.

Синтезатор – электрический музыкальный инструмент с уникальными акустическими возможностями.

Сонет – лирическое стихотворение из 14 строк.

Обязательная литература

Дополнительная литература

1. Иллюстрированный словарь иностранных слов. Ок. 5000 слов и словосочетаний: более 1200 ил./ авт.-сост. Е. А. Гришина. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 319.[1] c.ил.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сонет – это лирическое стихотворение из 14 строк.

В XIX веке соединение музыки со словом, с определённым сюжетом, стало основой программной музыки.

Программная музыка – это инструментальная музыка, имеющая название или литературный сюжет, раскрывающие содержание произведения.

Развитие жанра концерта продолжилось в XIX веке в творчестве Никколо Паганини, Роберта Шумана, Феликса Мендельсона, Иоганнеса Брамса, Макса Бруха и многих других композиторов.

На протяжении XVIII – XX веков были созданы концерты не только для инструментов струнно-смычковой группы симфонического оркестра, но и для деревянных и медных духовых инструментов. Основоположником инструментального концерта в России является Пётр Ильич Чайковский. Вслед за ним к жанру концерта обращаются С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, И. Ф. Стравинский и другие.

В XVII – XVIII веках в Германии клавиром называли все клавишные инструменты: клавикорд, клавесин, фортепиано. Бах использовал опыт итальянских мастеров сольного скрипичного концерта и характерные приемы развития: трёхчастное строение и ладовый контраст (мажор-минор-мажор).

Мечтательность и богатое воображение отличало и наших предков.

Загадочное высокое небо издревле влекло к себе русского человека. И свои мечты о полётах он воплощал в сказочных образах летящей в ступе Бабы-Яги, Ивана-царевича на ковре самолёте, героя в сапогах скороходах или на Коньке-горбунке. Время неумолимо двигалось вперёд, на смену героям русских народных сказок пришли герои писателей-фантастов, летающие на другие планеты.

В 1961 году сказочная мечта становится реальностью: в космос запускается космический корабль с человеком на борту. Им стал наш соотечественник Юрий Гагарин. Это событие не могло оставить равнодушным творцов искусства-писателей, художников и, конечно, композиторов.

Русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов сказал:

«Открылась бездна, звёзд полна;

Космос – это бездна. Можно ли изучить бездну? Наверное, нет. Поэтому композитор оставил вопрос без ответа.

В наше время – век технического прогресса и развития компьютерных технологий – появляются новые электрические музыкальные инструменты –синтезаторы, акустические возможности которого уникальны. Они расширяют выразительные возможности музыки для создания образов внеземных цивилизаций. Наш современник, композитор Эдуард Николаевич Артемьев, автор музыки к кинофильмам, создаёт в своих произведениях образы Вселенной.

В изобразительном искусстве мозаика – это изображение или орнамент, составленные из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней, стекла, керамики, дерева или других материалов.

Изучая литовский фольклор, древнеиндийскую философию, черпая сюжеты из античной мифологии, он в своих произведениях выражал представление о мироздании, о состоянии человеческой души звуками, красками, словом. Картины его музыкальны, музыка – живописна. Переход от музыки к живописи уловить трудно. Они едины.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. Какую музыкальную форму имеет инструментальный концерт в творчестве И. С. Баха?

Вариаций, рондо; трёхчастная; одночастная; двухчастная; сонатная

На уроке были прослушаны фрагменты из каждой части инструментального концерта Иоганна Себастьяна Баха. Всего было три фрагмента, и, соответственно, частей тоже три. Отсюда вывод: музыкальная форма инструментального концерта трёхчастная.

№ 2. Определите основоположника жанра инструментального концерта в России. Выберите правильный ответ:

Все эти композиторы писали инструментальные концерты. Но: Антонио Вивальди – итальянский композитор, а Сергей Прокофьев и Сергей Рахманинов – последователи П. И. Чайковского, композиторы XX века. Следовательно, основоположником жанра инструментального концерта в России является русский композитор XIX века Пётр Ильич Чайковский.

Читайте также: