Толстой акула конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

1)образовательные : создать условия для формировать умение работать с текстом ; работать над осознанностью чтения; над развитием читательских умений.

2)развивающие: создать условия для развития речи, эмоциональной сферы, воображение, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развитию критическое мышление.
3)воспитательные: способствовать воспитанию чувств сопереживания, умения оценивать свои поступки и других людей; воспитанию эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам.

Тип урока : комбинированный урок

Оборудование : портрет писателя, наглядный материал : акулы, усадьба, якорь, пустыня Сахара, артиллерист, парус, купальня , палуба, фитиль, пушка; список высказываний из текста : Душа в пятки ушла. Лёгок на помине. Сам не свой. Риск – благородное дело. Держать ухо востро; характеристика артиллериста : сильный духом, трусливый, мудрый, мужественный, честный, слабохарактерный , веселый, опытный , беззащитный, смелый, бывалый, решительный; наглядный материал на рефлексию : рисунок моря А3; дельфины , акулы, берег.
Ход урока
Организационный момент.
1. Введение в тему. Постановка темы и цели урока.
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого. Давайте с вами вспомним , что же мы знаем о Льве Николаевиче ( портрет писателя на доске. )

Рассказ о писателе.

-Лев Николаевич Толстой был не только талантливым писателем , но и добрым , жизнерадостным , трудолюбивым человеком. Он жил в России, в усадьбе Ясная Поляна, где открыл школу для крестьянских детей.

Объяснение неизвестных слов.

-Усадьба – дом в селе с садом и огородом. ( демонстрация изображения с пояснением слова)

Рассказ о писателе (продолжение)

-Что нового узнали об акулах?

Сегодня в нашем рассказе также будет речь об Африке. Несколько слов об Африке.

Словарно-лексическая работа.

Якорь - металлическое приспособление , которое удерживает корабль на месте. ( показ изображения с разъяснением )

Палуба – часть судна ( показ изображения )

Купальня – строение для купанья ( показ изображения )

Пустыня Сахара ( показ изображения пустыни )

Парус – в тексту употребляется , как судно типа большой лодки ( показ изображения)

Артиллерист – человек, служивший в артиллерии ( род войск); стреляет из пушек, зениток (показ изображения)

Фитиль- горючий шнур для воспламенения зарядов ( показ изображения).

Взял фитиль – зажёг фитиль.

Ропот – глухой шум ( объяснение значения слова)

Сорвался с места - побежал что было сил; быстро( объяснение значения слова)
Понатужься - собери силы( объяснение значения слова)
Подле пушки - около пушки ( объяснение значения слова)
Пушка - длинноствольное орудие для стрельбы на дальнее расстояние (показ изображения)

Эмоционально-целостная оценка произведения
-Взволновало ли вас это произведение?
- За кого вы переживали, слушая рассказ?
- Подтвердились ли ваши предположения относительно названия рассказа?
- Назовите героев этого рассказа (мальчики, матросы, капитан, старый артиллерист)

-Из предложенных на доске высказываний подобрать те, которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему.
Душа в пятки ушла
Лёгок на помине
Сам не свой
Риск – благородное дело
Держать ухо востро
-Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе (решительность, смекалка, мастерство, храбрость, любовь к сыну), выберите из перечисленных качеств.

• сильный духом, трусливый
• мудрый, мужественный,
честный, слабохарактерный
• веселый, опытный
• беззащитный, смелый,
бывалый, решительный
5. Подведение итогов урока.
- Почему, когда все пытались спасти мальчиков, отец одного из них стоял на палубе и ничего не предпринимал? (его сковал страх и отчаяние за детей, мальчики были на волоске от смерти).
- Каковы могли быть последствия выстрела?
- Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение? (нет, но когда он понял, что дети находятся на волоске от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности и решительности)
- Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.
- Чему же учит этот рассказ Л.Н. Толстого? (взаимопомощи, мужеству, решительности, отзывчивости, сопереживанию)
- Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя?
(Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям;
Чтобы показать, как переживают родители за детей;
Как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент;
Как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии.)

7. Рефлексия

-На доске вы видите море , а на партах у вас лежат иллюстрации : дельфин , берег , акула.. Если вы внимательно слушали на уроке, выполняли старательно все задания, отвечали на вопросы , то прикрепите на море дельфина. Если у вас возникали трудности в выполнении заданий , вы не до конца разобрались в произведении , то прикрепите бережок. Если вы не смогли справится с заданием , не запомнили произведения , то прикрепите пожалуйста акулу на море.

- Спасибо , я надеюсь , что дома вы более подробно разберёте произведение и в дальнейшем трудностей не возникнет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Ф.И.О.: Кортенева Юлиана Вячеславовна

Предмет: литературное чтение

УМК: "Школа России"

Цели урока: Развитие навыка вдумчивого чтения; развитие читательских умений, развитие речи, умения излагать свои мысли; развитие умения выбирать главное из общего, анализировать прочитанное.

Задачи урока:

- работать над осознанностью чтения; над развитием читательских умений.

- расширять кругозор обучающихся; развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам; любовь и уважение к близким.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений;

основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой; осуществлять рефлексию.

Познавательные:

Строить устное высказывание с учетом учебной задачи; поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные:

Выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе.

Технология: развитие критического мышления через чтение.

Оборудование: текст рассказа с остановками, распечатанный для всех учеников

класса фрагмент словаря Ожегова;конверты ( с карточками); слайд-презентация к уроку

Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте начнем наш урок с игры "Море волнуется ".

Садитесь, но перед тем как приступить к уроку давайте вспомним с чего всегда начинается урок литературного чтения.

Приветствуют учителя.

Играют в игру море волнуется.

Речевая разминка

А для чего нам нужна речевая разминка?

Речевая разминка вырабатывает четкое произношение, правильную артикуляцию, внимание, выразительность, единый темп чтения, память, обогащает речь, несет воспитательный заряд.

Теперь прочитайте скороговорку на доске.

Выдра в ведро от выдры нырнула.

Выдра в ведре с водой утонула.

Прочитайте медленно и тихо; злобно; весело; быстро и громко; очень быстро.

Речевая разминка помогает нам отчетливо произносить звуки, быстро читать и т.д.

Цели: продолжить ознакомление детей с творчеством Л.Н. Толстого, обучение выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, и их поступкам, развитие чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Метапредметные:

Познавательные: Определяют основную мысль произведения, понимают какую информацию о чувствах и настроениях автора несут образные слова.

Регулятивные: Оценивают свои достижения, проводят прогнозирование

Коммуникативные: Осознают цель своего высказывания, строят диалог в паре, задают вопросы.

Личностные: Оценивают поступки героев произведения под руководством учителя, с точки зрения моральных ценностей, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения, проявляют чувство сопереживания.

Оборудование: учебник, мультимедиа проектор, колонки, презентация, звукозапись, разрезные картинки, картинки с изображением кораблика.

Организационный момент.

Добрый день ребята !

Я приветствую вас на уроке литературного чтения

Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи своим одноклассникам

2) Мотивационно-целевой этап.

- Давайте узнаем, чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке.

- Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем узнавать новое, читать, наблюдать, вспоминать, думать, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться все вместе. (слова на доске).

2. Актуализация знаний.

- Постарайтесь быстро прочитать и запомнить.

Граф, Ясная поляна, 90 томов, Муравейное братство, Школа для детей. (Доска )

-Какие ассоциации возникли у вас с этими словами? (Л,.Н.Толстой)

- Какое отношение имеют эти слова к сегодняшнему уроку? (продолжим изучать творчество Л.Н.Толстого)

- Что можете рассказать о жизни этого писателя? (ответы детей)

2) Фронтальный опрос домашнего задания.

Где родился и провел свое детство Л,Н,Толстой? (в деревне Ясная поляна)

Сколько детей было в семье Толстого? (5)

Кто был заводилой в играх? (Николай)

Как появились муравьиные братья? (из-за тайны)

В чем состояла тайна? (была написана на зеленой палочке, которая зарыта у дороги на краю оврага Старого Заказа)

Как относились дети ко всем этим тайнам? (верили, с важностью)

3. Постановка темы и цели урока.

- Мы сегодня будем работать с новым произведением Л.Н.Толстого. А для того чтобы узнать как называется рассказ отгадайте мою загадку:

В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу.

Знают все прекрасно —

С ней играть опасно:

Зубы острые как нож,

Лучше ты ее не трожь! (Акула)

- Зная тему урока, пользуясь опорными словами, определите задачи урока

Совершенствовать знания о ____________Л.Н. _________. (совершенствовать знания о творчестве Л.Н.Толстого)

- Что интересного вы знаете об акулах? (рассказ ученика об акулах). Рисунок акулы.

Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов.

- Для выполнения поставленных задач я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки, а отправимся мы на паруснике. (Слайд с материком Африка).

- А что вы можете сказать об Африке? (рассказ ученика)

Африка, второй по величине после Евразии материк. Это самый жаркий, самый загадочный материк планеты. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Это теплый материк, температура летом +20-25 градусов, а зимой 10-16 градусов. Больше половины территории Африки занимают саванны и пустыни, степи и тропические леса, в которых обитают разные животные: жирафы, зебры, львы, слоны, бегемоты, обезьяны, много ящериц и змей.

- Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь отправляемся в морское путешествие и посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”

- Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием?

- Как вы думаете, кто будет героем этого произведения?

- Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным?

- Для перехода к следующему этапу необходима Специальная подготовка

- Я прошу вас включить в работу Слуховые анализаторы:

Помассируйте ушки, приговаривая про себя: « Ушки, ушки, слушайте и запоминайте внимательно!

- Закройте глазки – и ласково погладьте их проговаривая про себя : «Глазки, глазки, смотрите и наблюдайте внимательно!

- Только теперь , когда вы готовы, даю вам Установку: внимательно Слушать и понять, кто главный герой и какой поступок он совершил?

4. Работа по теме урока.

1) Словарная работа.

Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, которые нам встретятся в тексте (Слайд)

Артиллерист - военнослужащий огнестрельного орудии.

Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.

Ропот – неясные негромкие звуки;

Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на местe.

Полотно – белая льняная ткань.

Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки

Застлал – закрыл туманом, пеленой

Сорвался с места - побежал что было сил;

понатужься - собери силы;

подле пушки - около пушки;

2) Первичное знакомство с текстом.

Откройте учебник на с .152, возьмите карандаши. (Прослушивание записи, по ходу дети отмечают непонятные слова в тексте). Пауза для эмоционального восприятия.

- Признаюсь ребята, слушая рассказ, я очень волновалась!

- А вы, какие эмоции ощущения испытали во время прослушивания?

( тревога, беспокойство, волнение, отчаяние, радость, мужество, опытность, находчивость, смелость, мудрость).

- Было ли вам страшно? Когда? (когда мальчики начали купаться в открытом море, когда раздался крик

- За кого вы переживали?

- Назовите героев этого рассказа. (артиллерист, мальчики, матросы)

5. Физкультминутка. (мелодия Море)

К морю быстро мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Вот так славно освежились! (стряхнуть руками)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брас. (круги двумя руками вперед)

Одной, другой, это – кроль. (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем, как дельфин, (прыжки на месте)

Плыли вдоль и поперек (шаги на месте)

И вернулись на урок

6. Продолжение работы по теме урока.

1) Анализ прочитанного. Выборочное чтение.

Давайте проведем анализ о прочитанном тексте

- Где происходило событие, о котором говорится в произведении?

Ответ: Событие происходило у берегов Африки.

- Зачем матросы устроили купальню? Прочитайте.

Ответ: …к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

- Кто находился на корабле?

Ответ: Два мальчика.

- Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.

Ответ: Мальчики первые прыгнули в воду, но им было тесно в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

- Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его това­рища? Найдите и зачитайте.

Ответ: Это значит не поддаваться, поста­раться победить, обогнать.

Работа с иллюстрацией в учебнике на стр. 153.

- Какой момент рассказа изображён на иллюстрации?

- Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте.

Ответ: Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

- Когда отца хватил страх?

Найдите и прочитайте, как автор описывает его состояние. (с. 152. Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей)

- С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение? (С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань)

- Ребята, почему, когда матросы пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его сковал страх за детей, за сына)

- Действительно, когда человеку очень страшно, впервые секунды впадает в оцепенение, не может ничего сделать, особенно когда это касается самого близкого и родного человека.

- Когда он стал действовать? Зачитайте это эпизод. (с. 154. …но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны. Визг этот как будто разбудил артиллериста…).

- Что он сделал? (Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль).

Найдите и зачитайте момент рассказа изображенный на иллюстрации.

(Он упал подле пушки и закрыл лицо руками).

- Почему он так повел себя? (Ему было страшно смотреть, что же там, после его выстрела).

- Кто главный герой произведения? (Артиллерист).

- Что можно сказать об этом человеке, какой он? (сильный, храбрый, смелый, мужественный, находчивый, решительный.)

2) Работа над сюжетом произведения. Работа в парах.

-Давайте восстановим последовательность событий в рассказе (на столах карточки)

-Что было сначала? Что потом? Перед вами план рассказа, как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (восстановить последовательность частей). Давайте восстановим.

- Чья пара уже готова?

Появление акулы. (1. Остановка корабля)

Купание в море. (2. Купание в море)

Спасение маьчиков (3. Появление акулы)

Остановка корабля. (4. Стрельба из пушки)

Стрельба из пушки. (5. Спасение мальчиков) (Проверка с доской)

7.Творческая работа в группах.

-Итак, ребята, никогда не нужно теряться в различных ситуациях. Всегда старайтесь найти правильное решение, как это сделал отец одного из мальчиков.

-Наше путешествие благополучно закончилось. Мы возвращаемся в свой порт-класс, оживленные, радостные, что все закончилось хорошо.

-А сейчас я предлагаю вам выполнить творческую работу в группах. Вспомните, как нужно работать в группе. Повернитесь друг к другу.

Вам нужно собрать иллюстрацию по рассказу.

-Я очень рада, что вы прекрасно справились с этим заданием.

8. Итоговая беседа .

-Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом? (Показать переживание отца, его любовь к сыну, показать опасности, подстерегающие детей).

- Ради чего написан рассказ? (Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа).

- Сегодня мы прочитали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.

- Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).

– Почему тогда рассказ назван “Акула”?

(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по- геройски.)

(– Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Ребята предлагает свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”.)

- В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).

- У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.

9. Домашнее задание. (Слайд)

Всему классу: выразительное чтение рассказа.

По выбору учащихся:

• придумать продолжение рассказа

• сочинить стихотворение об акуле

10.Рефлексия

Оцените свою работу. У каждого на парте кораблик с зеленым, синим, красным парусом.

Поднимите кораблик с зелёным цветом, если вы работали на 5;

Синим – 4; Красным – 3.

Ваши оценки поставлю в дневник и журнал.

На доске слайд: девочка со свечой.

-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча. (Зажигаю свечу)

-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать.

-Создать условия для знакомства с сюжетом произведения (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте, обучение вдумчивому повторному прочтению произведения.

- Формировать умение понимать авторский замысел.

- Совершенствовать умение анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы.

- Развивать воссоздающее и творческое воображение.

- Воспитание любви к Родине.

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки пересказа.

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.

Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание к им.

Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Основные понятия: Поведение и переживания главного героя, поступки которого определяются его чувствами.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор (презентация, видеофайл)

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

1. Организационный момент

1. Встреча с книгой, что с другом,

Для всех словно праздник,

Книга учит детей

Всем премудростям жизни-

Как быть человеком

И быть нужным Отчизне.

-Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного,а также делать для себя выводы.

2. Чтение чистоговорок

(Читать тихо,медленно, весело, громко, грустно).

- лю - лю- лю- свою Родину люблю

-ай-ай-ай – наш Мценский край

3. Чтение стихотворения наизусть.

Слышишь песенку ручья?

Слышишь голос соловья?

Руки матери моей, шум ветвей,

В лесу смородина-

Это тоже Родина.

II. Изучение нового материала

1. Введение в тему. Постановка темы и цели урока.

Слайд – Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством одного из величайших классиков русской литературы – Льва Николаевича Толстого.

-В его произведениях прослеживалась любовь к Родине, к её народу, традициям, желание сделать свою страну ещё прекрасней.

-И так,во время путешествия мы с вами:

Слайд (Задачи урока)

-познакомимся с литературными героями;

-будем анализировать их поступки;

-научимся понимать мотивы их поведения, давать им оценки.

-будьте внимательны, чтобы курс был правильным, и мы не сбились с пути, вся команда должна работать дружно и четко а всем пути следования.

2. Подготовка к восприятию

-На уроке окружающий мир мы говорили о морских животных. Что вы знаете об акулах?

Слайд Рассказ ученика об акуле.


3. Предположение (антципация)

Слайд- Плавание на кораблях было долгим, по нескольку месяцев, на корабле придумывали различные развлечения, иногда их обитатели попадали в самые невероятные ситуации. Что из этого вышло, мы сегодня и узнаем.

-Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в произведении с таким названием?

-Как вы думаете, кто будет героем этого произведения?

-Можно ли по названию определить, будет ли оно серьёзным, шуточным, смешным, поучительным?

-Подтвердились ли ваши предположения, мы узнаем после его прослушивания.

III. Знакомство с текстом



- Понравилось вам произведение? Чем?

-Было ли вам страшно? Когда?

-Какие эпизоды запомнились больше всего?

-За кого вы переживали?

-К какому литературному жанру мы отнесем это произведение?

-Назовите героев этого рассказа

2. Словарно-лексическая работа

Слайд со словами

-Какие слова вам были незнакомы при прослушивании?

-Где можно найти объяснение этим словам?

Давайте прочитаем значение этих слов.

• Артиллерист – военнослужащий артиллерии

• Палуба – горизонтальное покрытие в корпусе судна

• Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов

• Ропот – недовольство, выраженное в приглушенной форме, негромкими голосами

• Сорвался с места - побежал что было сил

• Понатужься - собери силы

• Подле пушки - около пушки

• Взял фитиль – зажёг фитиль

• Пушка - длинноствольное орудие для стрельбы на дальнее расстояние

3. Медленное вдумчивое повторное чтение

- Сейчас мы ещё раз прочитаем текст, чтобы мы могли перейти к его анализу.

4. Физминутка (плавание,зоркость)


К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот так славно освежились!

А теперь поплыли дружно:

Вместе раз, это брас.

Одной, другой, это кроль.

Все, как один, плывем как дельфин.

Плыли вдоль и поперёк и вернулись на урок.

5. Постановка вопросов к произведению (для уточнения понимания текста)

Слайд Я вам предлагаю подумать над следующими проблемными вопросами.

-Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ? (тревогу, беспокойство, страх, отчаяние, радость)

-Какие моменты в рассказе самые волнующие?

-Кто является главным героем рассказа?

-Подумайте, кто из героев участвует почти во всех эпизодах?

-Как артиллерист отнесся к забавам своего сына?

-Как он ведет себя в момент опасности?

-Почему, когда все пытались спасти мальчиков, отец одного из них стоял и ничего не предпринимал? (его сковал страх и отчаяние за детей, мальчики были на волоске от смерти).

-И так, какие чувства он переживает на протяжении всего рассказа?

(сначала радость, потом тревогу, страх, потом облегчение)

-Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе? (решительность, мастерство, храбрость, любовь к сыну,выберите из перечисленных качеств.

- Так кто же на самом деле главный герой рассказа? (артиллерист)

-Каковы могли быть последствия выстрела?

-Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение? (нет, но когда он понял, что дети находятся на волоске от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности и решительности)

-Ребята, мы часто с вами говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.

-Чему же учит Л. Н. Толстой этим рассказом?

-Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя?

• Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям;

• Чтобы показать, как переживают родители за детей;

• Как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент;

• Как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии.

5. Работа над сюжетом произведения

-Давайте ещё раз восстановим последовательность событий в рассказе (работа в парах – на карточках)

• Стрельба из пушки

6. Проверка работы

-Что же такое сюжет?

Слайд (элементы сюжета)

-Прочитайте значение каждого слова.

• Завязка – эпизод, с которого начинается развитие действия.

• Кульминация - самый важный, напряженный момент в произведении.

• Развязка - эпизод, завершающий развитие действия.

-Как дальше развивались события (Матросы на лодке поплыли спасать мальчиков, но акула была близко около мальчиков, они её заметили, завизжали и поплыли в разные стороны, артиллерист побежал к пушке)

-Какой момент стал самым напряженным, кульминационным? (Выстрел из пушки)

-Какова развязка сюжета?

-Сейчас вы попробуете сами определить, о каком элементе сюжета идет речь в вашем отрывке.

Работа в группах по определению элементов сюжета. (Каждая группа получает отрывок текста- задача- определить, к какому элементу сюжета относится эта часть)

1. Раздался выстрел, мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками.

2. По волнам колыхалось жёлтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

IV. Итоговая беседа. Контроль и самоконтроль знаний

-Итак, ребята, никогда не нужно теряться в различных ситуациях. Всегда старайтесь найти правильное решение, как это сделал отец одного из мальчиков.

-Наше путешествие благополучно закончилось. Мы возвращаемся в свой порт-класс, оживленные, радостные, что все закончилось хорошо.

-А сейчас я проверю, какими вы были во время путешествия внимательными, наблюдательными.

Тестовая проверочная работа.


а) Л. Н. Толстой б) Е. И. Чарушин в)А. С. Пушкин

а)сказка б)стихотворение в)рассказ

3. Отметь имя и отчество Толстого

а) Алексей Константинович

б) Алексей Николаевич

4. Старый артиллерист побежал:

а)в каюту б)на палубу в)к пушке

5. Корабль стоял у берегов

а)Америки б)Африки в)Индии

а)мальчик б)матрос в) артиллерист

7. Самый напряженный момент в произведении называется

а) завязка б) развязка в) кульминация

Проверка тестовой работы

-Я очень рада, что вы прекрасно справились с этим заданием.

V.Подведение итогов урока

-И так, чему же мы учились сегодня на уроке? (оценивать поступки героев, анализировать произведение, выделять главную мысль)

-У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить. что ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.

VI. Домашнее задание.

Всему классу: выразительное чтение рассказа.

По выбору учащихся:

• придумать продолжение рассказа

• приготовить пересказ по картинкам

• пересказать по плану учебника

• сочинить стихотворение об акуле

VII.Рефлексия

-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча. (Зажигаю свечу)

-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать.

Любить свою Родину,

Стать лучшими среди замечательных людей.

-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.



2. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения, для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам

3. Расширить и углубить знания детей о природе, в частности о животных, а также реализовать программные установки:

а) расширить знания и представления об окружающем мире;

б) вести активное речевое развитие школьников.

4. Работать над выразительностью речи детей, интонацией, над развитием познавательных способностей детей.

5. Учить работать со справочной литературой

6. Развивать воображение, речь, мышление, память

7. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление к доброте, порядочности, отзывчивости.

Предметные задачи урока:

- создать условия для формирования умения анализировать текст;

- создать условия для выразительного чтения произведения целыми словами вслух и про себя, для понимания содержания прочитанного;

- создать условия для эмоционального реагирования на события в тексте при чтении;

- способствовать уточнению словаря учащихся на уроке;

- учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам.

Метапредметные задачи урока:

Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.

Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, бережного отношения к животным, умения видеть красоту окружающего мира, содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке, содействовать привитию этических качества личности - доброты, сострадания, уважения к старшим, соучастия.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации с изображением акулы, компьютер, проектор, экран, печатные листы с биографией автора (Приложение 1), презентация.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. Теперь тихонько садитесь. Глубоко вдохните и выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, а теперь приступаем к работе.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки.

Не будем мы играть сегодня в прятки.

Пусть подождёт чуть-чуть ребят корабль бумажный.

Сегодня здесь у нас урок уж больно важный.

- Чтение птичьим базаром.

- Чтение с ускорением.

- Выразительное чтение с постановкой логических ударений.

Задача нашего урока – продолжить работать над развитием читательских умений, значит, будете читать, рассуждать, анализировать. Каковы же цели нашего урока давайте их сформулируем, но не сразу. Для этого нам нужно выполнить несколько заданий и заполнить запись на доске.

Цели: 1) расширить и закрепить знания о жизни и творчестве Л. Н. Толстого;

2) учиться правильно, выразительно читать и анализировать;

3) углубить знания о животных.

- Вы узнали кто это? Запишем в наши цели.

- Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать о том, что вы знаете о творчестве этого человека? Какие ассоциации возникли? Слайд 1.

- На какие группы можно разделить эти слова?

Произведения Л. Н. Толстого ––– о детях – о природе – о Родине; рассказы – басни – сказки – были – былины; разножанровый; художественный – вызывает чувства, научно-познавательный – сообщает факты

3. Проверка домашнего задания:

- С каким произведением Вы работали дома?

- Для всех учащихся - самостоятельная работа в парах.

Содержимое разработки

Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся

Тема: Л.Н. Толстой. Акула.

Цели урока:

2. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения, для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам

3. Расширить и углубить знания детей о природе, в частности о животных, а также реализовать программные установки:

а) расширить знания и представления об окружающем мире;

б) вести активное речевое развитие школьников.

4. Работать над выразительностью речи детей, интонацией, над развитием познавательных способностей детей.

5. Учить работать со справочной литературой

6. Развивать воображение, речь, мышление, память

7. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление к доброте, порядочности, отзывчивости.

Предметные задачи урока:

- создать условия для формирования умения анализировать текст;

-создать условия для выразительного чтения произведения целыми словами вслух и про себя, для понимания содержания прочитанного;

-создать условия для эмоционального реагирования на события в тексте при чтении;

- способствовать уточнению словаря учащихся на уроке;

- учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам.

Метапредметные задачи урока:

Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.

Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, бережного отношения к животным, умения видеть красоту окружающего мира, содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке, содействовать привитию этических качества личности - доброты, сострадания, уважения к старшим, соучастия.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации с изображением акулы, компьютер, проектор, экран, печатные листы с биографией автора (Приложение 1), презентация.

Организационный момент.

Учитель. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. Теперь тихонько садитесь. Глубоко вдохните и выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, а теперь приступаем к работе.

Речевая разминка

Вот книжки на столе, а вот тетрадки.

Не будем мы играть сегодня в прятки.

Пусть подождёт чуть-чуть ребят корабль бумажный.

Сегодня здесь у нас урок уж больно важный.

-Чтение птичьим базаром.

-Чтение с ускорением.

-Выразительное чтение с постановкой логических ударений.

Задача нашего урока – продолжить работать над развитием читательских умений, значит, будете читать, рассуждать, анализировать. Каковы же цели нашего урока давайте их сформулируем, но не сразу. Для этого нам нужно выполнить несколько заданий и заполнить запись на доске.

Цели: 1) расширить и закрепить знания о жизни и творчестве Л.Н. Толстого;

2) учиться правильно, выразительно читать и анализировать;

3) углубить знания о животных.

-Вы узнали кто это? Запишем в наши цели.

-Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать о том, что вы знаете о творчестве этого человека? Какие ассоциации возникли? Слайд 1.

- На какие группы можно разделить эти слова?

Произведения Л.Н. Толстого ––– о детях – о природе – о Родине; рассказы – басни – сказки – были – былины; разножанровый; художественный – вызывает чувства, научно-познавательный – сообщает факты

3. Проверка домашнего задания:

- С каким произведением Вы работали дома?

-Для всех учащихся - самостоятельная работа в парах.

А) И.А.Крылов Б) А.С.Пушкин В) Л.Н.Толстой

А) быль Б) басня В) рассказ

3. События происходят на …

А) яхте Б) корабле В) лодке

4. Мальчику герою произведения было…

А) 15 лет Б) 10 лет В) 12 лет

5. Мальчик – герой произведения был сыном…

А) матроса Б) капитана В) дрессировщика обезьяны

6. Обезьяна отняла у мальчика …

А) шляпу Б) панаму В) матросскую бескозырку

7. Обезьяна повесила шляпу на…

А) край палубы Б) край мачты В) край перекладины

8. Что заставило мальчика полезть на матчу за обезьяной?

А) ему было жалко шляпы, потому что обезьяна её трепала

Б) ему было стыдно перед матросами, которые смеялись

В) он просто хотел похвастаться своей ловкостью

9. Капитан вышел из каюты с ружьём, чтобы…

А) стрелять чаек Б) спасти мальчика В) стрелять акул

Проверка по образцу

-Надо ли детям читать такие рассказы? Что хотел передать Л.Н.Толстой?

-Что вы знаете об этом писателе?

- А, всё ли про Л.Н.Толстого вы знаете? А теперь повторим и уточним сведения об авторе, прочитав биографические статьи.

При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях. Слайд 5.

V – уже знал

+ узнал новое

? – хочу узнать

а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.

Для сильных: Лев Николаевич Толстой, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна.

Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет.

В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. В боях за Севастополь проявил редкую личную храбрость, награжден орденом святой Анны и медалями.

Осенью 1856 года Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну и занялся литературой.

Конфликт с семьей привел к уходу из Ясной Поляны. Через несколько дней, на небольшой железнодорожной станции Астапово (ныне станция Лев Толстой, Липецкая область) Толстой умер от воспаления лёгких.

Толстой умел разговаривать с детьми, знал множество сказок и историй. Его с удовольствием слушали как родные внуки, так и крестьянские дети. А рассказать он мог о многом, ведь его собственные интересы были очень разносторонними.

Для средних: Лев Николаевич родился в 1828 году – почти 200 лет назад. Детские годы провёл в деревне Ясная Поляна. Мать умерла, когда Толстому не было 2 лет.

У Толстого было три брата и одна сестра, их воспитанием занялась дальняя родственница. Л. Н. Толстой изучал историю, музыку, медицину, рисование. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда ещё очень мало было школ, дети бедных людей не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их.

Умер Толстой в 1910 году. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений – 90 томов!

Для слабых: Лев Николаевич Толстой родился в имении Ясная Поляна. Он очень любил детей и поэтому много писал для них. Был он образованным человеком, знал в совершенстве 13 иностранных языков. Любил музыку и сам много играл на рояле. Много работал. Любил спорт даже в свои 72 года прекрасно катался на коньках.

-Что узнали нового? А что было непонятно и вы хотите узнать?

Вывод: Продолжим изучение произведений писателя.

4. Работа над новым материалом.

-Мы продолжим чтение произведений Л.Н.Толстого.

Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране – рисунок акулы). Слайд 2.

Тема: о животных.

-Как бы Вы озаглавили это произведение? Запишем в цели.

-Что знаете об этих животных? После высказываний ребят – сюжет об акулах. Презентация. Акула - крупная, хищная морская рыба.

Науке известно более 350 видов акул.

Атаковать человека могут только 30 видов: большая белая, тигровая, молотоголовая и другие.

Посмотрите, как красива и интересна жизнь акул в океане.

-Какая это информация? Почему? (научно-познавательная, сообщает факты)

- Что может произойти в рассказе с таким названием?

Лексическая работа:

- Найдите слова в тексте, смысл, которых вам не ясен, а помогут вам в этом пометки в виде *

Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И.Ожегова)

Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И.Ожегова)

Хобот – упирающаяся в землю, вытянутая задняя часть подставки пушки или пулемёта. Многозначное слово.

Задание до чтения:

1. Определить, какой это рассказ?

2. Ответить на вопрос: Что поразило?

Чтение подготовленными учащимися. Методический прием «Чтение с остановками (2 остановки).

Чтение 1 части с.167-168 - 5 по 7 абзац. (Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.) слайд 1-15

Групповая работа. (На столах карточки с заданием).


-Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос).

-У кого другой вариант?

Чтение 2 части

Слайд 16-25 с.169 абзац 6 (Раздался выстрел…) – 1, 2 ученика

-Какие у Вас возникли чувства?

- Что произойдет дальше?

Чтение текста до конца.

5. После чтения рассказа. Мозговой штурм.

-Совпали ли предположения?

- Какой это рассказ?

- Что поразило?

-Расскажите, что переживали во время чтения?

-Уже в названии есть что-то тревожное, предчувствуешь – что-то случится.

Музыкальная физминутка.

- Как этот рассказ можно разделить на смысловые части? Сколько частей вы бы выделили? (3) Подсказка Маши: с. 171

-Кто самый главный герой рассказа?

Он упал у пушки, поднялся, когда понял, что опасность миновала.)

-А как бы вы поступили на месте отца?

1 группа – обвинители

1 группа – адвокаты

3 группу – судьи

- Давайте подберём слова - признаки, которые бы характеризовали главных героев.

1 группа – акула

1 группа – отец

3 группу – мальчики

Проверка, сопровождается построением схемы.

смелый, мужественный испуганные, беззащитные



находчивый, решительный радостные, веселые, ………………………………………………………………………………….озорные



хищник, морское чудовище

-Лев Толстой заставил пережить нас и тревогу, и беспокойство, и волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа – радость и облегчение.

-Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему вы так считаете?

-Что хотел автор донести до читателей этим произведением?

В этом коротеньком рассказе столько драматического напряжения, что читатель, поневоле, замерев с первых строк произведения, облегчённо выдыхает только в самом конце, вместе с главными героями.

Бывают минуты, когда требуется напряжение всех сил, умений, навыков. Когда от одного поступка, от одного точного шага зависят жизни людей. И именно в эти мгновения по-настоящему ясно, что такое воля и мужество. На такие поступки способны любящие люди, даже не подразумевавшие, что они обладают такими качествами.

Читайте также: