Устная и письменная речь знаки препинания в конце предложения конспект

Обновлено: 02.07.2024

Тема урока: Предложение. Знак и препинания в конце предложения.

1) Закрепить знания о знаках препинания в конце предложения.

2) Развивать умение правильно оформлять предложение в письменной речи.

3) Воспитывать желание самостоятельно добывать знания, любовь к русскому языку.

4) Коррекция устной и письменной речи.

Ход урока:

Сегодня, дорогие гости, мы с ребятами приглашаем вас в наш удивительный домик. А удивительный он тем, что здесь находится лабиринт. В нашем домике все хорошо: тепло, светло, уютно. Мы будем надеяться, что вам всем понравится у нас. Для этого мы будем очень стараться.

Дети, а все ли знают значение слова лабиринт? Есть такой народ в мире – греки. Греки говорят на своем родном языке – греческом. Лабиринт – это греческое слово, в переводе на наш язык – это сооружение со сложным, запутанным планом. Мы должны будем пройти по нашему лабиринту, выполняя при этом интересные и сложные задания. Мы будем оформлять предложения в письменной форме, правильно ставить знаки в конце предложения. В конце урока нас ждет сюрприз.

3. Артикуляционная зарядка:

Брат и сестра шли по лесной тропинке. Лиза и Борис услышали звуки (осы – з-з-з, шмеля – ш-ш-ш, комарика – н-н-н). Тут появилась из кустов собака Бобик: р-р-р. И все замолкли. Букашки быстро уползли. Комары и стрекозы улетели. А кузнечик скок-скок по травке. Только мы ребята не испугались, а идем дальше.

4. Минутка чистописания:

Сейчас прекрасное время года – весна. Давайте закроем глазки и произнесем это слово – весна. С какой буквы начинается слово весна? (в) Подготовим пальчики к письму и откроем тетрадки, прописываем показы (В, в, во, ву, ва, весна).

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

5. Повторение орфограмм, словарная работа:

Ребята, идем дальше по лабиринту. На нашем пути задание: вставить нужную букву и назвать орфограмму (Ч. щ., душ. стый, в. сна, солов. и, еж., круч., щ. ка, И. а, Оде. а). Дети, давайте вспомним части речи русского языка (существительное, прилагательное, глагол). Называем одушевленные и неодушевленные предметы. Что можно составить из слов? (предложение). Что такое предложение? Как оформляется предложение на письме? Составьте пять предложений по данной картинке. (Дети гуляют в лесу.)

Наступила весна. Дети пошли в лес. В лесу они встретили ежика. Ежик испугался детей. Он убежал в чащу леса.

6. Физминутка:

Продолжаем наш путь по лабиринту: мы немного устали давайте отдохнем.

Руки вытянем вперед,

А потом свои ладошки

И похлопаем немножко.

7. Этап первичной проверки знаний:

Мы прибыли в волшебный лес. На опушке нас встречает компания знаков препинания. (Картинка со знаками препинания)

На последней строчке

Никогда он не молчит,

-Ура! - Домой! - Караул! - Разбой!

Вопросительный знак: (кто, кого, как)

В устной речи одно предложение отделяется от другого паузой (остановкой).

В письменной речи одно предложение отделяется от другого точкой (., восклицательным знаком) или вопросительным знаком).

8. Закрепление пройденного материала:

Продолжаем путь по лабиринту. Подул сильный ветер и унес знаки препинания в конце предложений стихотворения. Давайте поработаем и вставим знаки.

Ветер, листьями шурша,

Вовка – добрая душа

Громко крикнул ветру:

-Ты зачем ребят подвел…)

Как теперь играть в футбол…)

Ты бы сам листву подмел…)

Ребята, вы молодцы, справились с заданием, вижу, что уверенно идете по лабиринту. И вот, наконец, мы подошли к выходу.

9. Итог урока:

Ребята, мы вышли из лабиринта и перед нами долгожданный клад. Что там? Чтобы узнать, что находится в сундуке, вы должны ответить на вопросы.

Что такое предложение?

С какой буквы мы начинаем писать предложение?

Какой знак ставим в конце предложения?

Какими бывают предложения по цели высказывания?

Молодцы, правильно ответили на все вопросы. Сундук открылся. (Детям раздаются сюрпризы.)

10. Рефлексия:

Оцените свою работу на уроке. Возьмите листочек со звездочкой. Вы сейчас разукрасите звездочку:

зелёным – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания;

жёлтым - если необходимо ещё поработать над данной темой;

красным – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.

Поднимите свои листочки, покажите свою самооценку.

Вы сегодня - молодцы! На уроке были активными, старательными учениками. Благодарю за активную работу следующих ребят…

Спасибо за работу.

Учащиеся разукрашивают звездочки нужным цветом.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Педагогические задачи: создать условия для осознания цели и ситуации письменного общения, усвоения приёмов и последовательности правильного списывания текста; познакомить с правилом постановки знаков препинания в конце предложения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся ставить точку в конце предложения, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: общеучебные - представление о различных видах и формах общения: в устной форме - слушание и говорение, в письменной - чтение и письмо; понимание взаимосвязи между содержанием и формой речи; овладение приёмами письменной речи; логические - осуществление анализа речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте.

Регулятивные: проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства; оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; использовать интонационную выразительность речи.

Личностные: используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

I. Введение ситуации, мотивирующей изучение родного языка (Л.).

Когда вы научились говорить?

Почему человек испытывает необходимость в овладении родной речью, родным языком?

♦ Интересный факт: ученые подсчитали, что к семи годам ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Прочитайте высказывание о русском языке.

Запись на доске:

Я с бабушкой своею Дружу давным-давно, Она во всех затеях Со мною заодно. Я с ней не знаю скуки, И всё мне любо в ней, Но бабушкины руки Люблю всего сильней.

Рассмотрите рисунки в учебнике (с. 8). Давайте подумаем, кто из ребят и что может сказать о своей бабушке? Как они с ней могут общаться? Почему?

А ваша бабушка живёт рядом с вами или в другом городе?

Девочка может поговорить, поиграть со своей бабушкой. Она всегда рядом. А как мальчик общается со своей бабушкой, которая живёт далеко?

Ученики пользуются разными формами речи.

Актуализация опорных знаний (П. + К.).

Как вы понимаете, что такое речь? Для чего она нужна? В народе говорят:

Доброе слово лечит, а худое - калечит.

Ласковое слово что солнышко.

Слово не стрела, а пуще стрелы разит.

Слово может рассмешить, огорчить, обидеть.

Вывод: речь - средство воздействия.

1. Работа по учебнику (П. + К.).

Речь бывает устной и письменной. Устной называется речь, которая произносится, потому что мы при этом пользуемся ртом.

Посмотрите на рисунки. Кто из ребят пользуется устной речью? А кто письменной? Почему вы так решили? Приведите свои примеры использования устной речи, письменной.

Вывод: в жизни людей важна как устная, так и письменная речь.

Какая речь появилась раньше? Почему вы так думаете? Отгадайте загадку:

Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает.

Зачем люди читают книги? (Хотят узнать что-то новое.)

Учитель читает из книги.

Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 9.

В этом доме много раз Каждый был уже из вас. Тот, кто книги уважает, Дом сокровищ посещает.

Прочитайте разговор. Какие книги хотели прочитать ребята? (О жизни людей в прошлом.)

Учитель демонстрирует слайд, на котором изображён стеллаж с книгами. Хорошо читающие учащиеся зачитывают небольшие отрывки из статей исторических энциклопедий.

Авторы книг поделились с нами своими знаниями. Какую форму речи они для этого использовали? (Письменную.)

Книги могут рассказать обо всём на свете. Можно ли утверждать, что писатель и читатель общаются друг с другом? (Высказывания учащихся.)

Самостоятельное чтение (Р.).

Послушайте загадки, отгадайте их. О какой форме речи они напоминают? (П. + К.)

Поверчу волшебный круг - И меня услышат вдруг.

Стальной конёк по белому полю бегает, За собой чёрные следы оставляет.

Лист бумаги по утрам На квартиру носят нам, На одном таком листе Много разных новостей.

Стоит красный сундучок, Его не тронешь - он молчок, А стоит ручки повертеть, Он будет говорить и петь.

Чем отличается устная речь от письменной? (Различие между устной и письменной речью состоит в том, что устная речь связана с непосредственным общением. Письменная же речь возникает в ситуации, когда участники общения отдалены друг от друга во времени и пространстве. Такое общение возможно благодаря письменному тексту, который фиксирует речь говорящего и делает её доступной для восприятия слушающего, что предполагает прочтение им текста.)

Подготовка руки к письму (Р.).

На каком уроке мы будем узнавать что-то новое о том, как устроен наш язык? Вспомните порядок действий при списывании.

Списывание пословицы по выбору учеников. Во время работы учитель внимательно следит, чтобы учащиеся соблюдали правила списывания.

Знакомство с условными обозначениями, принятыми в учебнике (Р.).

Пора привлечь внимание К знакам препинания!

Прочитайте текст. Как отделяются предложения друг от друга в устной и письменной речи? (В устной речи - паузой, в письменной речи - знаками препинания.)

Подчеркните предложения, в конце которых стоит вопросительный знак. Подсказывает ли вопросительный знак, как следует читать вопросительные предложения? Прочитайте.

Это предложение содержит вопросительную интонацию. Как показать вопросительную интонацию на письме? (Вопросительным знаком.)

9 На странице я стою, всем вопросы задаю.

— -1 Согнут я всегда в дугу - разогнуться не могу.

В народе говорят:

Сначала подумай - потом говори!

Красна речь слушанием.

Бог дал два уха, а язык - один.

О чём эти пословицы? Что же такое речь? (Речь - это то, что мы слышим или произносим сами в общении друг с другом, что мы пишем или читаем.)

Объясните смысл этих половиц (К.).

Рассмотрите изображения технических средств. (На доске изображены телевизор, компьютер, телефон, микрофон.)

Какую речь может передавать каждое из этих технических средств? (Ответы учащихся.)

Разминка для пальцев ( JI . + Р.)

Вращение кистями рук.

Сжимание пальцев в кулак, разжимание.

Ладонь - ребро - кулак.

Расслабление (опустить руки вниз, встряхнуть ими).

Учитель демонстрирует слайд, на котором изображены знаки препинания.

На строке поставлен знак - Обрати внимание.

Точки, палочки, крючки - Неприметные значки, А во время чтения Требуют прочтения.

Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, Может плавать и нырять, Как его родная мать.

Прочитайте слова, записанные на доске. (Книга, слово, школа.) Какое слово невозможно проиллюстрировать? (Слово.) Почему?

Приведите свои примеры похожих слов. (Доброта, скука, прелесть и др.) Каждое слово можно представить в виде звуковой модели. Запишите слова в заданной последовательности (упражнение 3).

В русском языке есть большой и очень важный раздел грамматики - синтаксис. Синтаксис учит соединять слова в словосочетания и строить из них предложения. Разве вы могли бы чётко формулировать свои мысли, если бы не умели из слов построить законченные высказывания? Ведь слова, не связанные знаками препинания, ещё не означают саму речь. Речь состоит из предложений. Что вам известно о предложении? (Выражает законченную мысль; в устной речи предложение отделяется от другого при помощи паузы и интонации, на письме - знаками препинания; бывают разные по цели высказывания.)

Какие знаки препинания ставят в конце предложений? Послушайте рассказ о знаках препинания.

Точка - это станция, где отдыхает мысль.

Загораживает путь, Предлагает отдохнуть.

т А если в предложении

Тогда в конце не кстати ли Наш славный восклицательный? Бурным чувствам нет конца. Пылкий нрав у молодца!

Как произносят предложения, в конце которых стоит точка? (Спокойно, утвердительно.) Приведите примеры таких предложений.

А если в конце предложения стоит восклицательный знак? (Произносить надо бодро, торжественно, восторженно.) Приведите примеры.

Какая интонация будет у вопросительного предложения? (Удивление, вопрос.)

Прочитайте в рабочей тетради предложения из упражнения 4, цель которых - сообщить о чём-нибудь. С какой интонацией их надо читать?

Прочитайте предложения, цель которых - спросить о чём- нибудь. Какая интонация будет у этих предложений?

Какие предложения выражают восторг?

Списывание в рабочей тетради (Р.).

Вспомните порядок действий при списывании. Укажите правильную последовательность действий.

Прочитайте предложения. О чём они? Какие знаки препинания стоят в конце данных предложений? Какие знаки препинания вам ещё известны?

V. Итог урока. Рефлексия деятельности (П. + Р. + JL ).

Что есть в устной речи такого, чего нет в письменной? (Выделение слова голосом.)

У учащихся карточки со знаками

личках записаны предложения.

Задание: прочитайте предложения в соответствии с указанными знаками препинания.

Сколько грамотных у нас (?)

Сегодня четыре урока (.)

В библиотеке много книг (.)

Что полезного вы узнали на уроке? Попробуйте определить, какая речь - устная или письменная - самая главная? (Предположения учащихся.)

Сегодня мы не будем однозначно отвечать на этот вопрос, так как нам ещё предстоит раскрыть секреты как письменной, так и устной речи.

Автор: Габова Татьяна Леонидовна

Населенный пункт: г. Пермь

Цель: научиться ставить знаки препинания в конце предложения .

Задачи:

1.Узнать какие знаки ставятся в конце предложения.

2.Научиться определять постановку знака препинания в конце предложения по смыслу.

3.Научиться самостоятельно определять границы предложения и ставить в конце каждого соответствующий знак препинания.

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности

Учитель. Начинаем наш урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

II.Актуализация знаний

Учитель читает загадку.

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Дети отгадывают: белка.)

- Сегодня мы с вами вспомним написание заглавной и строчной буквы Б, б (демонстрация на слайде презентации).

-Простым карандашом делим слова на слоги и ставим ударение. (сверяем со слайдом презентации)

- Ребята, прочтите слова на экране. прыгает на белка ветке

- Все ли вам понятно? (ответы детей)

- Получилось ли предложение? (ответы детей)

- Почему? (ответы детей)

- А что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (Ответы детей: связать слова по смыслу)

- Какое получилось предложение? Белка прыгает на ветке.

- Как в устной речи отделяется одно предложение от другого? А в письменной? (ответы детей)

III. Самоопределение, тема урока

Учитель.

Дети, послушайте загадки и ответьте на вопрос: о каких знаках в них говорится?


- Как вы думаете, почему появились еще эти знаки? (ответы детей)

Учитель. Ребята, точка, восклицательный и вопросительный знаки в русском языке называют знаками препинания.

Учитель. Тема нашего урока – Знаки препинания в конце предложений.

IV. Работа по теме

Учитель. Произносить предложения можно по-разному. Когда мы о чем-то рассказываем, или спрашиваем, или выражаем различные чувства, мы произносим предложения с разной интонацией.

-Попробуйте с интонацией прочитать предложение. (Дети читают вслух по одному).

Белка прыгает на ветке.

Белка прыгает на ветке?

Белка прыгает на ветке!

-Прочтите с правильной интонацией. На что нужно обращать внимание, прежде чем прочитать выразительно? (ответы детей).

V. Далее учитель проводит


VI. Первичное закрепление

Учитель. Прибежала мышка, съела знаки препинания.

Помогите, расставьте недостающие знаки препинания.


Дети в тетради записывают только знаки по ходу текста.

Учитель:

- Какие знаки препинания вы поставили? Почему? (дети сверяют со слайдом)

Вывод учителя.

  • Если в предложении о чем - либо спокойно сообщается, то в конце такого предложения ставится точка.
  • Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце такого предложения ставится восклицательный знак.
  • Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак.

VII. Первичное закрепление и самостоятельная работа.

Учитель. Спишите последние два предложения. (самопроверка детей – сверяют со слайдом)

- Для чего нужна была норка Мышонку? (ответы детей: чтобы спрятаться, т.е. сохранить свою жизнь)

VIII. Подведение итогов

Учитель.

-Что такое предложение?

-Что выражает предложение?

-Как пишутся слова в предложении?

-Как пишется начало предложения?

-Какие знаки препинания вы знаете?

IX.Рефлексия.

Учитель. Предлагаю оценить ваше понимание темы урока знаками препинания.

-Как вы думаете, какой знак какой оценке подходит? (!)-у меня все отлично,

– Сегодня на уроке мы продолжим работу по составлению предложений, определению расстановки знаков препинания в конце предложений и интонации их произношения.

II. Актуализация знаний

1. Словарно-орфографическая работа

– Сегодня мы ещё будем путешествовать по сказке. А чтобы попасть в эту сказку, нужно отгадать загадки, и мы узнаем героев. (Приложение 1)

Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.
Днём он – забияка,
Поутру – часы. (Слайд)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Слайд)

Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Слайд)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Слайд)

Задание 1. Орфографическая пятиминутка. Вставить пропущенные буквы в словах и объяснить свой выбор.

П . тух, л . сица, м . дведь, за . ц.

– Герои какой сказки пришли к нам гости?

2. Повторение изученного о предложении.

– Из чего состоит наша речь?

Задание. Прочитайте группы слов, найдите здесь предложения. Обоснуйте свой ответ.

  • Смелый петух
  • Избушка у лисы
  • Плутовка рыжая
  • Весной растаяла.
  • Весной избушка у лисы растаяла.

Вывод. (Слайд)

  • выражает законченную мысль;
  • все слова в предложении связаны по смыслу.

3. Физкультминутка. (Слайд)

Доброе утро! – птицы запели,
Добрые люди встали с постели
Прячется вся темнота по углам,
Солнышко встало и идёт по делам.

III. Работа над темой урока

1. Работа с деформированными предложениями. (Работа в парах.)

– Составьте предложения о героях сказки из слов в Волшебном конверте. Слово, написанное с большой буквы, должно стоять первым.

пришёл, на помощь, петух, Зайке.
убежала, лес, плутовка, в, Рыжая.
и, Дружно, звери, весело, живут.

Запись в тетрадях. Проверка. (Слайд)

Вывод.

– Что надо знать, чтобы правильно обозначить начало и конец предложения?
– Какой знак препинания поставлен в конце предложений?

2. Работа над интонацией предложений и расстановкой знаков препинания..

– Прочитайте предложение. (Слайд)
– Что сообщает нам это предложение?

– Послушайте, с какой интонацией оно произносится, каким голосом мы прочитали.
– Измените голос так, чтобы в конце его стоял вопросительный знак.

– А может ли стоять другой знак в конце этого предложения?

– С какой интонацией вы его произносите? (С чувством восхищения)
– Посмотрите внимательно на три предложения. Что интересного вы заметили?
– Слова в предложениях не изменились, а что изменилось?

Вывод.

– Предложения, в которых о чём-либо сообщается, произносятся спокойно, в конце ставится точка.

Если мысль закончил ты,
Записал на строчку,
Не забудь, в конце поставь
Кругленькую точку. (Слайд)

– Предложения, в которых о чём-либо спрашивается, произносятся вопросительной интонацией, в конце ставится вопросительный знак.

С Почемучкой дружишь ты?
Значит, и в тетрадке
Знак вопроса смело ставь.
Будет всё в порядке! (Слайд)

– Предложения, в которых есть восхищение, удивление, просьба, произносятся восклицательной интонацией, в конце ставится восклицательный знак.

Чувства сыплются наружу!
Восхищение в словах!
Торжество, тревога, ужас –
Восклицательный здесь знак! (Слайд)

Утром встал петух на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух –
И скорей на парту плюх!

IV. Закрепление и развитие речи

1. Поставьте в конце предложений нужный знак. (Слайд)

Кто помог бедному зайцу(?)
Петух прогнал рыжую плутовку(.)
Какой он смелый(!)

Читайте также: