Конспект урока алеша попович и тугарин

Обновлено: 05.07.2024

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

научить читать былины;

Познакомиться со старинными словами;

закрепить представление о жанрах фольклора;

закрепить умение определять основную мысль былины.

Организовать деятельность по чтению былины;

Сформулировать определение, былина.

высказывать собственное мнение и аргументировать его, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

формировать умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Планируемые результаты:

формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации; на основе наблюдения высказывать предположение о главной мысли былины, находить поучительный смысл.

Способствовать формированию устойчивых учебных мотивов, учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения

развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умение выражать свои мысли; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах).

контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; планировать свою работу; формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: авторские презентации: викторина, содержащая вопросы по содержанию произведения, кроссворд, содержащий устаревшие слова; наглядное пособие по УНТ (ромашка с жанрами)

Источники информации:

Методические рекомендации программы,

реализация ЦОС, интерактивной доски

Описание этапов урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный

Быть должны всегда в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас такой:

Все, что нужно – под рукой!

-визуально контролируют свою готовность к уроку;

-рассаживаются на рабочие места.

- проверяют наличие необходимых предметов на столе.

Личностные: самоорганизация

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Мотивация учебной деятельности

На доске приклеена ромашка, на лепестках которой написаны жанры устного народного творчества, перевернутые во внутрь.

Рассмотрите цветок на доске. Как вы думаете, что должно быть написано на его лепестках?

Назовите основные жанры фольклора.

Дети называют жанры, учитель переворачивает лепестки ромашки

t1600602842aa.jpg

t1600602842ab.jpg

Кто изображен на картине?

В каком жанре устного народного творчества встречаются эти персонажи?

Сформулируйте тему урока

Отвечают на вопросы, воспринимают на слух задания, анализируют, дают ответы

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе.

ВложениеРазмер
alyosha_popovich.docx 12.74 КБ
alyosha_popovich_i_tugarin_zmeevich.pptx 2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Былина "Алёша Попович и Тугарин Змеевич."

  • закреплять знания детей о русских богатырях, доспехах.

развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением, использовать в
речи прилагательные (определения) и уметь их согласовывать с существительным в нужном
числе, падеже.

-развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.

  • развивать эстетические чувства, мышление, память, воображение.

воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за
свою Родину.

Воспитателы-Здравствуйте добры молодцы, красны девицы, зовут меня-Василиса премудрая
приглашаю вас в путешествие по сказочному русскому лесу.

Этот лес необычный ,живут в нем сказочные герои, а вот какие, вы узнаете отгадав загадки:
Свист соловьиный ,

Взор орлиный
Не зверь, не охотник,

А (Соловей - Разбойник).

Из за сопок и полей
Показался некий зверь.

В ноздри он дьннал огнем.

Ночью стало, словно днем.

Он украл Забаву,

Потащил в дубраву. (Змей Огненный).

2 Основная часть.

Ребята, а кто победил Огненного змея и Соловья - Разбойника? (Богатырь).

«Сильные, могучие
Богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю Русскую!

  • Кто такие богатыри? (Воины, силачи, борцы).
  • Какие они - богатыри? (Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, храбрые).
  • Чем славились богатыри? (Защищали нашу землю от врагов).
  • Откуда мы с вами узнали о богатырях? (Из сказок, былин).
  • Что такое былина? (Это быль, что было давным-давно).

Воспитатель:-ребята,хотите тоже стать богатырями? (хотим).

Дружно встали - раз, два, три.
Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.

И налево надо тоже.

Поглядеть из - под ладошек,

И направо, и еще

Буквой Л расставим ноги.

Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Прямо пойдешь - в чужую группу попадёшь.

налево пойдешь - много интересного узнаешь.

Воспитатель: Дети, куда же пойдем?

Беседа по картине.

  • Вспомните, как зовут богатыря, который находится в середине? (Илья Муромец)
  • Что вы можете рассказать о нём? (Самый старший, могучий, опытный богатырь.)
  • Почему его называют Илья Муромец? (Потому что он из города Мурома),
  • Что вы ещё о нём знаете?
  • Какие доспехи защищают Илью Муромца? (Кольчуга, шлем)
  • Чем он вооружён 1 ? (В одной руке у него копьё, в другой - палица булатная, с боку щит)
  • Расскажите о коне. (Конь чёрного цвета, зовут его Бурушка, он такой же могучий и сильный,
    как его хозяин)
  • Кто находится слева от вас? (Добрыня Никитич).
  • Что вы можете рассказать о нём? (Он сильный, отважный . )
  • Кто ещё дополнит?
  • Какие доспехи защищают Добрыню Никитича? (Кольчуга, шлем)
  • Чем он вооружён? ( В одной руке он держ ит щит, в другой меч)
  • Расскажите о коне. (Конь белого цвета, с белой гривой, он смотрит вдаль, как и его хозяин,
    высматривая врагов)
  • Кто изображён справа от вас? ( Алёша Попович)
  • Почему его так прозвали'?
  • Что вы можете рассказать о нём? (Алёша Попович самый молодой богатырь, но такой же

смелый и отважный . ) г

  • Какие доспехи защищают Алёшу Поповича? ( Кольчуга, шлем)
  • Чем он вооружён? (Луком и стрелами)
  • Что у него весит с боку? (гусли).
  • Как вы думаете зачем?
  • Расскажите о коне. (Конь гнедой, рыжего цвета, он опустил голову, как будто прислушивается
    к топоту копыт вражеских коней)

-Что охраняют богатыри? ( Землю русскую и её границы)

  • А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий богатырей. Опишите его.

(Мы видим холмистые луга, лес, маленькие ёлочки, сосенки, на небе тяжёлые, свинцовые тучи. )

Воспитатель: Верно, вы сказали. Ёлочки и сосенки - родные деревца земли русской, показывают,
что богатыри стоят на родной земле, сторожат её покой. Маленькие деревца подчёркивают силу
богатырей. Глядя на низкие свинцовые тучи создаётся впечатление, что природа насторожилась
вместе с богатырями. В этой картине вся сила и доброта народа ру сского.

Он и силен и здоров.

Он из лука стрелял. имитируют движения

Метко палицу бросал,

На границе стоял.

Зорко, зорко наблюдал.

Подрастаем мы, смотри,

Станем, как богатыри! поднимают руки вверх.

Словарная работа по словам. 1. Сажень- расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых
(размахнутых) рук : косая сажень- расстояние от пальиев ноги с развёрнутым вбок носком до
копии пальиев руки, вытянутой над головой по диагонали : горнииа- неотапливаемая, чистая
комната в крестьянском жилищеслово горница означает горнее (ср. гора ). то есть высокое
место.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Занятие по развитию речи в старшей дошкольной группе 6-7 лет

с использованием ИКТ

Тема: Былина "Алёша Попович и Тугарин Змеевич."

Цель: познакомить с русской народной сказкой

- закреплять знания детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;

- развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением, выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;

- воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за свою Родину;

1. О богащение активного словаря (Кольчуга, копьё, булова );

2.Воспитывать интерес к художественной литературе;

Развивать эмоциональную отзывчивость ;

Воспитывать любовь к красоте родной природы;

Развивать общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

2.Наклейки для викторины.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Ребята, а вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие в прошлое древнерусского государства.

А сейчас закроем глазки и представим, что мы с вами попали в прошлое нашей страны. Одеваем свои шапки невидимки….раз, два,три….

Вот и произошло волшебство. Открываем свои глазки.

Воспитатель:

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказ начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издавне на этой земле жили славяне. Их соседи - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами.

2. Беседа о богатырях

Селён,как вольный ветер

Могуч,как ураган,

Он защищает землю!

От злобных басурман

Он силой доброго богат

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей

Воспитатель: Ребята как вы думаете о ком это стихотворение? (ответы детей)

А как вы думаете, какими они были?

Дети( предполагаемые ответы ): Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.

Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе об их подвигах слагались сказки и былины.

Богатырь - вот он каков: (Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял, (Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

4.Видеовикторина по прочитанному.

1 С кем отправился в киев Алёша Попович?

На чём отправился в путь Алёша Попович?

-поехал на велосипеде.

Кто встречал Алёшу Поповича в княжеском дворе?

-Князь Владимир с княгиней,

Кто сел за стол рядом с князем и княгиней?

Какое блюдо Тугарин проглотил первым?

С помощью чего Алёша Попович победил Тугарина Змеевича?

Наша Родина сильна ……………………………..да.

На Руси богатыри есть……………………………да.

Им всегда хвала и честь…………………………..да.

Илья Муромец герой ……………………………..да.

Он был самый молодой………………………….нет.

Соловья он победил………………………………да.

Из автомата подстрелил…………………………нет.

Алёша Попович тоже герой……………………..да.

Он сильный, смелый, молодой………………….да.

Он в Киеве граде дружинником был……………да

Карабаса в бою победил………………………..нет.

На танках боролись богатыри с врагом………..нет.

Они воевали с мечом и копьём…………………да.

Добрыня Никитич был слабым и хилым………нет.

Он змея сумел победить своей силой…………..да.

Гордимся мы нашими богатырями……………..да.

Хотим ли быть такими же сами…………………да.

6.Подведение итогов

Нам пришла пора возвращаться в детский сад, закрываем глазки ,раз, два три…и мы оказались в нашей группе. Снимаем свои шапки невидимки.

-О ком мы сегодня узнали?

- Что нового узнали?

А сильные,могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням Землю Русскую!

Не затмить им солнце красное!

Век стоит Русь – не шатается,

И века простоит не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 030 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.03.2019 1577
  • DOCX 22.5 кбайт
  • 23 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Козик Ольга Владиславна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Правильно называть былины и выделять их особенности
сравнивать героев положительных и отрицательных
пересказывать по плану былины или отдельные эпизоды
читать выразительно тексты былин или эпизоды из них (описание былинных героев, их подвигов и чудес)
сравнивать былины о подвигах одних и тех же героев, характеризовать особенности речи сказителей (былинщиков), пользуясь памяткой 6.

Читайте также: