Написання префіксів пре при прі конспект уроку 5 клас

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой, наглядное пособие, мультипроектор, Презентация.

1. Повторение. Работа у доски.

В придорожной канаве вырос очень красивый цветок, но он был бессилен перед жестокостью людей.

– Выполним синтаксический разбор предложения (повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное, первое простое предложение двусоставное, распространенное; второе простое предложение двусоставное, распространенное).

Вопросы к классу:

– Найдите в предложении слова с чередующимися гласными и согласными в корне (вырос, придорожной).
– Выделите приставки в словах и обозначьте известные вам орфограммы в приставках (придорожной, вырос, бессилен).
– Молодцы!

2. Постановка целей урока

– На сегодняшнем уроке вы узнаете правила написания приставок при- и пре-, усвоите, что выбор приставок зависит от их значения, познакомитесь со значением этих приставок.

3. Объяснение и закрепление нового материала

Две принцессы

В конце урока в виде вывода:

– Итак, нам нужно дать принцессам имена. Общее у этих принцесс-приставок – смысл. Научимся узнавать их.

– Давайте посмотрим, какое значение придают словам приставки при- и пре-.

– Самый первый и самый лёгкий случай попробуйте объяснить сами. Догадайтесь, какое общее значение есть у слов: пришёл, приехал, прибежал, прикатился, приблизился, притащился. (Слова написаны на доске).

– Вы правы, все эти глаголы имеют значение приближения. С какой приставкой написаны эти слова? Это легко заметить – с приставкой при-.
Вот мы и сделали первое наблюдение: слова, обозначающие приближение, пишутся с приставкой ПРИ-.

1. Тут коней они впрягали
И в столицу приезжали.

2. Ой, Конёчек-горбуночек!
Прибегай скорей, дружочек!

3. Тут лежит перо жар-птицы.
Много-много непокою
Принесёт оно с собою.

4. Вот сюда-то до зарницы
Прилетают жары-птицы.

– Посмотрим в учебнике, как обозначается изучаемая сегодня орфограмма и обозначим её графически, выделяя условия выбора приставки.

– Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего только они не придумывают для этой работы! Верёвка, иголка с нитками, молоток с гвоздями, клей – всем этим они пользуются, чтобы присоединять.

(Запись на доске) Привязал, пришил, прибил, присоединил.

– Прочитайте слова на доске. Что они обозначают?

В словах, обозначающих присоединение, всегда пишется приставка при-.

– Замените данные словосочетания одним словом с приставкой при- запишите, обозначая графически орфограмму:

Присоединить с помощью клея, с помощью винтов; корабль достиг Земли, Луны.

– Образуйте с помощью приставки при- имена прилагательные от данных слов и запишите их по образцу:

Участок при школе – пришкольный участок.
Край при море –
Канава при дороге –
Посёлок при городе –
Огород при усадьбе –

– Попробуйте объяснить значение приставки при- в этих словах. Вы, конечно, поняли: Приставка при- обозначает нахождение около чего-то.

Класс делится на группы (по количеству значений приставки при-: приближение, присоединение и близости) и дети записывают слова каждая группа со своим значением:

Приокский, прилетел, прилепил, приходил, прикаспийский, прибывший, причалить, приколотить, приползти, привинтить.

– Молодцы! Ну, а теперь, дальше.
Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножечко, мы говорим – пригорел. Доктор не сжег вам царапину йодом, а только …. Прижёг. Вы не открыли окно широко, а только немного … приоткрыли.

Если что-то делается не до конца не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными, незаконченными. Слова, их обозначающие, пишутся с приставкой при-.

– Замените данные словосочетания одним словом с приставкой при-.

Немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, слегка коснулся, ненадолго лёг, ненадолго дотронулся, немного затормозил, не совсем заглушил.

– Всё было бы хорошо с приставкой при-, если бы не было приставки пре-. Нечего было бы путать, но раз уж такая опасность существует, давайте её изучим.

– Замените при помощи приставки пре- два слова одним, вот так:

Очень добрый – предобрый.
Очень скверный –
Очень гадкий –
Очень неприятный –
Очень хорошенький –
Очень маленький –

Итак, приставка пре- имеет значение равное слову… очень.

– Образуйте такие слова сами:

– Вернёмся к сказке. Как звали первую принцессу? (Приставка при-)
– А вторую? (Приставка пре-).

Дочитываю сказку до конца.

4. Обобщение

– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие значения имеет приставка при-?
– Как вы напишите слова преинтересный, преградил ? Почему?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № 5 клас

Тема. Вимова і написання префіксів пре-, при-, прі-.

Мета: поглибити знання учнів про вимову та написання префіксів пре-, при-, прі-; формувати в них уміння та навички творення нових слів за допомогою префіксів пре-, при-, прі-; правильно їх писати;виховувати правописну пильність, інтерес до народних звичаїв і традицій.

Обладнання: підручник, дидактичний матеріал, сигнальні картки.

Тип уроку: урок формування практичних умінь та навичок.

Організаційний момент

Актуалізація опорних знань учнів

Перевірка домашнього завдання.

Перекласти слова українською мовою.

Рассказать, расставить, бесстрашный, рассеять, бессмертник, расчистить.

Утворити і записати д іє слова.

Мотивація навчальної діяльності учнів

Сьогодні ми вивчимо і зрозуміємо, як правильно вживати префікси пре-, при-, прі, і якого лексичного значення надають вони словам.

- Яких результатів ви очікуєте від сьогоднішнього уроку? (Відповіді дітей.)

IV . Оголошення теми й мети уроку

V . Сприйняття й засвоєння учнями навчального матеріалу

Робота з підручником ст.

Префікс пре- = дуже: прекрасний, пре худий, премудрий, презлий . І у запозиченнях іх старо –

слов ’ янської мови: преосвященство, престол, презирство .

Префікс при- може означати:

Наближення: прибережний, прийти,прилетіти.

Приєднання: приклеїти, пришити, прибити, прикрутити.

Неповноту дії або ознаку: припорошити, пристаркуватий, присісти.

У мовленні є багато запозичених слів, у яких пре- та при- виступають частиною корення, а не префіксом: президент, презент, природа, пригода.

Префікс прі- вживається в трьох словах: прізвисько, прізвище, прірва . Є ще слово іншомовного походження пріфікс , що означає – тверда ціна.

VI . Виконання практичних завдань творчого характеру.

– Як ви вважаєте, яке слово виникло першим – прізвище чи прізвисько? (Відповіді учнів.)

Робота із тлумачним словником

Прізвисько – назва, дана людині за якусь характерну рису, властивість.

Прізвище – спадкове родинне найменування, яке додається до імені людини: на прізвище під чужим прізвищем.

Вивченням походження прізвищ займається наука антропоніміка .

А ось послухайте казку про характери префіксів.

Пре- , При- , Прі-

Троє братів: Пре, При, Прі – йшли по гірському плато.

– Я премудрий, прегарний, – вихвалявся перший брат Пре.

– А я, – бундючно мовив При, – приєднуючись до слова ставати , надаю йому аж 14 значень, а в слові приймати маю аж 18.

Наймолодший брат Прі повільно йшов позаду. Він був скромний і не любив вихвалятися. Пре та При так захопилися хвастощами, що не помітили, як полетіли у прірву.

– Як мені препогано! – кричав Пре.

– Прийди на допомогу! – волав При.

Прі підійшов до прірви і …витягнув схвильованих братів.

– Вибач, брате, – винувато мовили Пре та При. – Ми зрозуміли, що не можна жити без дружби. Дякуємо тобі! Ніколи не називатимемо тебе прізвиськом . У тебе ж таке гарне прізвище!

Робота біля дошки

Розподільний диктант.

Завдання: записати слова з префіксами пре-, при- у дві колонки.

– Преглибокий , придунайський, прибути, пре гаряче, приносити, пре болючий, привітати, предорого, приклеїти, предивний, прикласти, премалий, присісти, привезений, пре солоний.

Творчий диктант.

Завдання: замінити слова і словосполучення словами з префіксами при- або пре-.

– Місцевість біля Карпат, Невеликий мороз. Дуже поганий. Лягти на кілька хвилин. Дуже високий. Посадка на землю. Дуже великий. Край біля моря. Дуже глибокий. Повернення птахів.

Завдання за картками. (Робота в парах.)

Завдання: списати речення, добираючи з дужок потрібні букви.

1.Була вже ніч, але, Боже мій, яка пр(е, и,і)хороша ніч! 2. Місяцю ясний, зорі пар(е, и, і)красні, яснії очі темної ночі! 3. Звечоріло. Знову, мов з якої пр(е, и, і)рви, часом виглядали зорі. 4. Все змінювалося на землі з пр(е, и, і)ходом ночі й робилося таємничим, загадковим, пр(е, и, і)хованим. 5. Неначе випурхнула з казки пр(е, и, і)чиста райдуга-дуга. 6. Сонце пр(е, и, і)святеє на землю радість пр(е, и, і)несло. 7. Я мало не засміявся: пр(е, и, і)звище немов пр(е, и, і)липло до людини.

VII . Закріплення вивченого матеріалу

Робота з сигнальними картками.

Завдання:визначити, яка буква – е,и чи і – пишеться у префіксі.

П – Преглибокий, прикусити, преславний, пресміливий, прибивати, прізвище, прикордонник, прибічник, прихорошити, презавзятий, припущення,прізвисько, приморозок, применшити, прірва,пристаркуватий, прихилитися, пресумний, привабити, предобрий, придобрити.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект содержит различный материал для закрепления. Предусмотрены различные формы работы.

Конспект урока русского языка в 5-м классе

Правописание приставок при-, пре-.

обучающая: усвоение всеми учащимися стандартного минимума по правописанию приставок ПРЕ- и ПРИ-.

развивающая:

- формирование умения обобщать путем сравнения;

- совершенствование таких умений, как постановка и решение проблемы, оперирование понятиями, рассуждение по аналогии;

- развитие способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез;

- развитие произвольного внимания, коммуникативных умений, воображения, навыков монологической речи.

воспитывающая:

- предоставление ученику права выбора в процессе выполнения учебных задач, на выбор способа понимания информации;

- реальная возможность стать соавтором развивающегося сценария урока;

- формирование навыков взаимовыручки.

Основой данного урока стала педагогическая технология исследовательской направленности, которая как нельзя лучше помогает реализации принципов научности и доступности, а также формированию коммуникативной, информационной и исследовательской компетенций учащихся.

Здоровьесберегающие элементы урока представлены следующими моментами:

- гигиена классного кабинета перед уроком;

- положительная установка на успех в начале урока;

- постановка учащихся в позицию выбора;

- работа в группах, где сильный ученик поможет слабому;

- смена деятельности несколькими видами работы (работа в группах, склеивание полосок со словами, выход к доске, работа с учебником, выполнение индивидуального письменного задания без выставления отметок в журнал);

- приглашение на помощь сильного ученика во время выполнения задания на интерактивной доске;

- рефлексия после каждого этапа урока;

- релаксация по окончанию урока.

Организационная часть. Определение темы и цели урока, постановка проблемы.(3 мин.).

Организация работы в группах, раздача печатного материала (1 мин.).

Работа в группах по решению учебной проблемы (7 мин).

Выступление с итогами работы в группах, представление итогов в виде схемы (5 мин.).

Оформление схем на доске (3 мин.).

Первичное формулирование ответа на поставленную проблему (3 мин.).

Сравнение полученных итогов работы в группах с авторской концепцией, представленной в учебном пособии (5 мин).

Закрепление знаний путем выполнения тренировочных упражнений (10 мин).

Окончание: релаксация, мотив на завтра, объяснение домашнего задания (3 мин).

1. Начало урока. Установка личностного контакта с учащимися, взаимное приветствие и включение мотива на совместную работу. Положительная мотивация достигается путем активного общения учителя с учащимися, пожелание успехов, предвкушение от удачно проведенной работы. Здесь же определяется тема урока и выясняется практическая значимость урока для учащихся путем фронтальной беседы. Ученикам предлагается сделать выбор: объяснить новую тему может учитель или они сами попробуют сделать это в группах. (И тот и другой вариант учителем предусмотрен)

Далее выдвигается проблема: на доске записаны слова, нужно вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму и распределить слова на 3 группы по характеру приставки (о..деру, ..бить, по..мигнуть, в..пахать, бе..цельный, пр..рвать, пр..клеить, пр..огромный, ра..сеянный). Слова распределятся на три группы по характеру приставки:

1 – неизменяемые приставки,

2 – приставки, оканчивающиеся на -З- и -С-,

3 – приставки ПРИ- и ПРЕ-.

Все слова дети пишут в тетради, у доски работают трое, они должны вставить буквы и объяснить условия выбора орфограммы, слова третьей группы потребуют комментария со стороны учителя. Написание данных слов и комментарий к условиям выбора орфограммы и станет учебной задачей сегодняшнего урока.

2. Организация работы в группах. Группы формируются с учетом обучаемости учащихся, предположительно в группе будет сильный ученик и несколько средне обученных учащихся. Групп будет 6, это необходимо по сценарию проектной работы. На партах лежат заранее приготовленные листы бумаги, клеящие карандаши, отпечатанные слова с приставками:

1. Прибыть, приехать, принести, приблизиться, пришить, приписать, приделать, пристроить, прикрепить, присоединить, прилететь, приплыть;

2. Пригород, приморье, пришкольный, привокзальный, придорожный, прибрежный, приволжский, приусадебный, Прикарпатье, Прикамье, приазовский, прибалтийский, приозёрный;

3. Приоткрыть, притворить, притормозить, прилечь, присесть, привстать, привскочить, прищурить, прикрыть, прислониться, притвориться;

4. Предобрый, премудрый, предлинный, преглупый, премилый, прелегкий, преискусный, прекрепкий, прекрасно, превышать, превеликий, презабавный;

5. Преградить, прервать, преломление, пресечь, пререкания, преграда, непрерывно, преодолеть, преследовать, превратиться..

Учитель объясняет цель предстоящей работы, которая заключается в следующем: необходимо за определенное время распределить слова на 5 групп, (2 слова в каждой группе), обосновать свой выбор, записать для каждой группы слов на большом листе значение приставки.

3. Идет работа в группах, учитель корректирует данную работу.

4. После окончания работы в группах, один из учащихся группы приглашается к доске и вывешивает свои листы со словами. Должно получиться 5 групп слов со следующими значениями приставок:

1) Приближения, присоединение, прибавление;

2) Расположение вблизи чего-нибудь;

3) Неполноты действия;

4) Значение приставки ПЕРЕ-;

5) Значение приставки близко к слову ОЧЕНЬ.

5. На доске получается 5 вариантов значения приставок ПРЕ- и ПРИ- с разными примерами. (Дети формулируют значение приставок по-своему, это разрешается на данном этапе).

6. Один ученик из группы приглашается к доске и формулирует одно значение приставки. Представитель 6-й группы обобщает сказанное всеми и делает итоговый вывод.

7. Учитель просит открыть учебник “Теория. 5-9 класс” (под редакцией В.В. Бабайцевой) и прочитать вслух теоретический материал по теме урока и сравнить формулировку значений приставок ПРИ- и ПРЕ- по учебнику и вариант группы. Происходит корректировка ответа учащихся, может быть, понадобится корректировка записи значения приставок, сделанной учениками в процессе работы в группах. Далее учащимся предлагается презентация на интерактивной доске, где представлены материалы теоретического характера (учебник “Русский язык. Орфография. Пунктуация” под редакцией Д.Э. Розенталя и И.Б. Голуб), в которых даны формулировки значений исследуемых приставок: (материал демонстрируется на интерактивной доске):

1) Пространственной близости: приозёрный, приусадебный;

2) Приближения, присоединения, прибавления: прибывать, примкнуть, приделать, прислониться;

3) Совершение действия не в полном объеме: приоткрыть, приостановиться;

4) Доведение действия до конца: придумать, приехать.

В данном учебнике значение приставки ПРИ- дается в 4-х пунктах, что отличает трактовку значений данной приставки с учебником за 5 класс под редакцией В.В.Бабайцевой. Ученикам предлагается сделать свой выбор в пользу того или другого варианта объяснения значения приставки ПРИ-.

Игровой момент урока – зачитывание стихотворений из “Радионяни” (четверостишия звучат в записи):

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной-
В словах придет, прилетит, приплывет
Пишется ПРИ-, несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело-
Пишем мы ПРИ-, говоря обо всем,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит сгорит.
Помни – что сделано, но не совсем,
Пишем с приставкой ПРИ-.

ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.

Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Если “очень такой” или “очень сякой”-
Пре- мы напишем при этом.

8. Закрепление изученного материала. На интерактивной доске предлагается выполнить задание на правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- . Приглашается один (слабо подготовленный) ученик, он вставляет буквы в слова. Учитель предлагает ему в помощь выбрать любого ученика класса для проверки, прежде чем будет произведена проверка учителем. Данный вид работы заведомо слабым учеником поможет выявить учителю степень усвоенности темы. В это время все остальные также выполняют данную работу в своих тетрадях, затем по просьбе учителя проверяют задание по монитору доски. Слова для работы на интерактивной доске: придворный, притянуть, присказка, придвинуть, призанять, преодоление, привязать, приоткрыть, превосходящий, притащить, приморье, принимать, премилый, привстать, превращение, приставить, пришкольный, прибить, прескверный, Прикарпатье, пристройка, присолить, пришить.

Вторая группа слов записывается учениками и проверяется самостоятельно (вариант- проверку можно организовать в парах).

Если остается время, учитель предлагает работу с учебником, выполняется упражнение № 684 на доске по цепочке.

9. Окончание урока. Рефлексия по поводу урока, выставление отметок. Оценка работы учащихся учителем, проговаривание алгоритма выполнения домашнего задания, высказывания учащихся по итогам урока. Домашнее задание – упражнение № 687 и составление таблицы (карточки) по значению изученных приставок.

3. Формировать у мение систематиз ировать имеющие ся знани я.

4. Формировать у мение составлять алг оритм дей ствий при в ыборе

6. Пробудить инт ерес к самостоятель ному наблюдению на д языком .

7. Развивать у мение работать в группе, оце нивать правил ьность свои х и

Ребята, заходя в класс, тянут номерок (1, 2, 3, 4, 5) и занимают стол,

соответству ющий номеру . Таким образом, ре бята распре деляются на 5

1. Организационн ый момент, эм оциональный н астрой на урок.

- Кто предложит, ка кое предл ожение в качестве с егодняшн его

- Предложени е с прямой речью и обращени ем, чтобы слов а автора

- Хорошо, только давайте в кач естве прямой реч и использу ем

- Приставки придают русской речи столько б огатейших отт енков. В

- Ребята, вы у же поняли, что сег одня будете работать в группах. П ервое

задание у в ас на столах. Набор сл ов одинаковый, но всем вып олнять

одно и то же зад ание, соглас итесь, неинтересн о. Что вы можете

- Выписать толь ко отдельные сл ова. Сгру ппировать слова п о видам

- Хорошо, каж дой группе я п редлагаю в ыбрать схему - шифровку . Следу я этой

схеме, записать в тетрадь только св оих 4 слова с пропу щенными буквами ,

графически о бъяснить. П оследней группе остаёт ся забрать с ебе в тетрадь все

Каждая гру ппа читает резу льтат своего труда, другие гру ппы

записывают в тет радь, задают во просы, есл и что - то непонятно ил и с чем - то

3. Постановк а проблемы. Фор мулирование темы и целей урока.

- Ребята, а от каки х условий может зави сеть в ыбор буквы в приставках?

- Скажите, ребята, а почему сегодня м ы стали п овторять при ставки?

- Видимо, сег одня мы будем изучать правописание н овых пристав ок.

- Да, вы правы, та орфограмма, о которой м ы говорим, прячется в сам ом

- Сформулиру йте, чего в процес се урока мы д олжны доб иться?

- Узнать, как пишу тся слова с пр иставками пре - , при - , нау читься их пи сать

4. Открытие нов ого знания. (Исследовательская работа в группах)

- Сейчас каждая гру ппа полу чит свой список сл ов с эт ими приставкам и. Вы

посовещайтесь д руг с другом и решите, от чег о зависит прав описание

- Итак, к каким выв одам вы пришли ? Каждая группа читает св ои слова и

выдвигает пре дположение п о поводу на писания пр иставки.

В резуль тате на партах (у каждой гру ппы с одним з начением) и на доске

- Какой же общи й вывод можно с делать: от чего зав исит пр авописание при - ,

- Видимо, неспроста в качестве эпиг рафа к нашему уроку я выбрала сл ова

К.И. Чуковског о. Какие слова клю чевые в его высказывании ?

- Продолжим работу, поменяемс я значения ми в группе: передайте карт очки

Задание сле дующее: я читаю пре дложение, вы нах одите в нём сл ово с вашей

приставкой, у частник вашей к оманды выходит к доске, зап исывает данное

слово напротив т ого значения, кот орое это слов о имеет.

9 . Предлинной хво ростиной му жик гусей гнал в го род продавать.

Оцените свою работу : все ли слова на св оём месте, не было ли затрудне ний?

- Продолжим работу, поменяемс я значения ми в группе: передайте карт очки

- Сегодня с нами чу до приключ илось: немой диктант , кот орый к тому же

проведу не я, а вы сами: представит ель каждой к оманды вы берет слово,

которое молча изобразит, а вам надо у гадать эти слова, з аписать их.

Учащиеся запи сывают слова, обознача ющие действия, к оторые

показывает у ченик: пресильный, прил ечь, призаду маться, привяз ать,

- Прочитайте, о цените, чья команда с правилась лу чше.

- Продолжим работу, поменяемс я значения ми в группе: передайте карт очки

Задание сле дующее: у вас на стола х занимательное ст ихотворение о

правописан ии приставок. Попробу йте восстановить п ропущенну ю строчку,

соблюдая рифму . Найдите в нём п римеры сл ов, подходящи х под значе ние,

Читайте также: