Конспект урока работы с первоисточниками культурно историческими аналогами

Обновлено: 08.07.2024

Данная работа направлена на исследование дополнительного материала, представленного в учебнике по истории России за шестой класс под редакцией академика РАН А.В. Торкунова и его использовании на уроках. Автор на примере дополнительного материала изучил и показал основные виды деятельности учащихся при работе с историческими источниками.

Актуальность изучения истории – неоспорима! Но то, как изучать, при помощи каких эффективных инструментов, остается открытым вопросом. Преподавание истории в школе при помощи различных методик и технических усовершенствований сделало этот процесс интересным и увлекательным. Учитель, влюбленный в свою работу, может увлечь за собою учащихся, показать им новый неизведанный мир. Благо, возможности Интернета способствуют этому! Но, в данной работе хотелось бы рассмотреть возможности, которые предоставляет школьный учебник.

Цель: исследование деятельности учащихся на уроках истории России по работе с историческими источниками.

1. Изучить дополнительный материал учебника по истории России для шестого класса под редакцией А.В. Торкунова.

2. Исследовать и показать работу учащихся с дополнительным материалом учебника.

Объект исследования: Практическая деятельность учащихся на уроке истории России.

Предмет исследования: Особенности работы с историческими источниками на уроке.

1. Значение учебника на уроках истории

Информация в школьном учебнике по истории делится на основную, дополнительную и пояснительную. В данном исследовании мы рассмотрим дополнительную часть.

Что может включать в себя дополнительный текст? Документы, научно-художественные тексты и т.д. Хотелось бы добавить, что дополнительный текст в учебниках, в виде фрагментов исторических документов, появившись в 60-е годы, стал активным инструментом познания2. Дополнительная информация способствует расширению и конкретизации знаний, полученных из основного текста. В современных учебниках дополнительный текст сопровождает череда различных заданий, дающих учащимся возможность самостоятельной работы.

В качестве примера рассмотрим дополнительный текст учебника по истории России за шестой класс, состоящего из двух частей, под редакцией академика РАН А.В. Торкунова3.

2. Работа учащихся с дополнительным материалом первой части учебника

В первой его части представлены четырнадцать параграфов и три дополнительных материала для самостоятельной работы и проектной деятельности.

В первом параграфе и следующим за ним материале для самостоятельной работы и проектной деятельности дополнительный материал отсутствует.

3. Работа учащихся с дополнительным материалом второй части учебника

Вторая часть учебника состоит из тринадцати параграфов и двух материалов для самостоятельной работы и проектной деятельности. Номера параграфов продолжают нумерацию первой части.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

- дополнительный текст, дает возможность учащимся самостоятельно изучать историю - анализировать, систематизировать, сопоставлять, выбирать, делать выводы, рассуждать, искать информацию из Интернета и других источников, использовать свои знания в повседневной жизни и т.д.

Работа с дополнительным материалом делает урок более интересным и насыщенным различными видами деятельности. Она позволяет учащимся раскрыть свои возможности, получить новые знания, развить свои умения и навыки. А также, приобщает школьников к исследовательской деятельности.

1. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории: Учебник для студентов высших учебных заведений. / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 275 с.

2. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.

3. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.Н. Журавлева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

5. Репина, Л.П. Историческая наука сегодня. Теории, методы, перспективы / Л.П. Репина [и др.]; под ред. Л.П. Репиной. – Изд. 2-е. - М.: Изд-во ЛКИ, 2012. – 608 с.

6. Скударева, Г.Н., Романова Г.А. Общество и образование в современной России: социокультурные ориентиры: монография / Г.Н. Скударева, Г.А. Романова [и др.]; под ред. Г.Н. Скударевой. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2015. – 400 с.

1 Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – С. 175.

2 Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – С. 177.

3 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.

4 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 5.

5 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 25.

6 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 34.

7 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 49.

8 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 55-56.

9 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 57.

10 ЗАКУП - в праве Древней Руси человек, работающий в хозяйстве феодала за "купу", т.е. заем, в который могли включаться разные ценности - земля, скот, зерно, деньги и пр. Объем работы определялся кредитором. (Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.)

11 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 69.

12 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 92.

13 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 97-98.

14 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 122.

15 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 127.

16 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 11.

17 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 19.

18 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 22-26.

19 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 34

20 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 33-34.

21 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 47.

22 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 53-54, 56.

23 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 62-63.

24 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 83.

25 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 88, 94-95.

26 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 100.

27 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 106.

28 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 114-115.

7. Работа с культурно-историческими аналогами. Учитель зачитывает продолжение мифа о том, как Коляда передал Книгу людям . Ученики с большим интересом воспринимают миф на ту же тему, на которую они только что писали сочинение. В прочитанном изложении узнаётся христианский сюжет, когда к Христу в пещеру с дарами пришли волхвы. Каждый из учеников сопоставляет свой текст с текстом из журнала, отыскивает сходства и различия. Ситуация имеет тенденцию к продолжению. Несмотря на несходство текстов, практически все ученики довольны своими работами. Они знают не только свой вариант, но и варианты одноклассников, а также культурный аналог. Во время обсуждения выясняется, что многие элементы в разных ученических текстах получились одни и те же: троекратные повторения, кражи богами друг друга, использование особых свойств воды. Это рождает у учеников версии о существовании единых культурологических первооснов, что также является результатом образовательной ситуации.

Современный урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционно историческими источниками можно считать все продукты жизнедеятельности людей, содержащие в себе факты, которые доносят до нас реальные события жизни в единстве непосредственного отражения и свидетельствуют о закономерном развитии исторического общества. Историк должен учитывать, что много свидетельств, имеющих для науки огромное значение, вообще не сохранилось, в то же время до нас дошли и такие материалы, которые отражают случайные явления и не помогают понять закономерный ход исторического процесса. Но даже те источники, в которых запечатлены исторически значимые факты, дают сведения в большинстве случаев о какой-то малой части исторического процесса, а зачастую об одном конкретном явлении. Таковыми, например, являются договоры о купле и продаже имущества, долговые обязательства, реляции о сражениях, орудия труда и предметы быта, топоним, свидетельствующий о проживании в данной местности какого-либо народа, или система брачных отношений, существующая у какого-нибудь племени. Среди источников имеются и такие, которые могли бы более подробно и многогранно рассказать о событиях прошлого. Но во многих случаях, особенно в ранние периоды истории, это не делалось в силу особенностей мышления людей тех эпох, или из-за ограниченных возможностей средств документирования или фиксации происходивших событий. Следует учитывать и то, что создатели источников в большинстве случаев мало задумывались над тем, какие сведения о современных им событиях могут понадобиться потомкам. Возникновение тех или иных документов вызывалось требованиями жизни, и содержание их отражало жизнь с той стороны, с которой это важно было важно его создателю. Многое из того, что казалось существенным для автора документа, впоследствии для историка могло и не иметь какого-либо серьезного значения.

Из всего этого вытекает, что каждый в отдельности источник нуждается в глубоком, индивидуальном изучении, на основе которого и можно решить вопрос о степени его достоверности, о точности сообщаемых им сведений и о возможности использования его в историческом исследовании, а также научный документ или издание.
Исторические источники делятся:
1) Картографические: а) карты, планы исторические; б) карты, планы политические; в) карты, экономические.
2) Статистические: а) экономическая статистика; б) статистика народонаселения; в) политическая и культурная статистика.
3) Актовые: а) акты политические; б) акты социально-экономические; в) акты юридические.
4) Канцелярские источники: а) грамоты; б) реестры, книги, указы; в) деловая переписка.
5) Личные: а) письма; б) дневники; в) мемуары.
6) Художественные: а) очерки (корреспонденция); б) лирика, драма; в) романы, рассказы, повести.
7) Исторические: а) исторические повести; б) хронографы; в) летописи.
8) Научные: а) исторические труды; б) философско-социологические труды; в) географические описания.
Исследователи предлагают включать в понятие источника любые свидетельства эпохи, несущие познавательную нагрузку.

Современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Их использование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей; развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать правильные выводы и обобщения; формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности. Выполнение заданий с историческими источниками способствует созданию у учащихся ярких и образных представлений. Они как бы вживаются в определенную эпоху. Изучение определенных источников имеет большое воспитательное значение, так как ребята испытывают различные чувства, изучая прошлое через подлинные документы эпохи. Они как бы проникаются ненавистью к завоевателям, воспитывают уважение к людям труда. Образовательно-воспитательный эффект использования документального материала в значительной мере зависит от правильной организации самостоятельной работы учащихся, от умения учителя научить школьников элементарным приемам работы с историческими источниками. Важно, привить им интерес к данной работе, интерес к историческому документу как к памятнику эпохи и источнику новых знаний. Поэтому каждый раз необходимо обращать внимание школьника на то, кем был составлен документ, каким годом или числом он датирован, каково было положение страны в данное время (или международное положение), что узнавали люди нового из содержания данного документа.
Существенным моментом является выработка у учащихся отношения к источнику, как свидетельству, отразившие реальные события, происходившие в жизни людей, и понимания того, что исторические события, совершающиеся этим, прежде всего, определяется интерес учащихся к историческому документу как источнику новых знаний о недавнем и далеком прошлом. Учащиеся убеждаются в том, что из исторических документов учащиеся могут узнать о жизни людей в далеком прошлом. Целевые установки в данном случае направлены на:
- формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов научной деятельности - оказание помощи учащимся в поиске и приобретении своего индивидуального стиля и опыта, а также темпа учебной деятельности, в раскрытии и развитии индивидуальных способностей и интересов;
- содействие ученику в формировании я- концепции, развитие творческих способностей. Таким образом, методика работы с историческим источником важна не только тем, что повышает эффективность уроков истории, но и тем, что включает в себя элементы воспитания на уроке, способствует формированию воспитывающих ситуаций. По мнению И.Я. Лернера, документ может выступать не только в качестве иллюстрации и конкретизации мысли, сообщённой учителем или учеником; но и как источник приобретения новой, но готовой информации и как источник самостоятельного приобретения знаний.
Работа учеников с документом, постепенно усложняется с учётом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В 5-6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объём его не превышает 10-15 строк; в 7-8 – растёт число анализируемых хозяйственных и юридических документов; в 9-11 – всё шире привлекаются политические, программные документы .

Естественно, что работа с документами должна повлечь у учащихся формирование определенных навыков. Так, учащиеся 5-6-х классов при работе с историческими документами должны уметь:
- определить тип документа

-определить время написания документа или историческую эпоху

-определить автора (если возможно) или принадлежность предполагаемого автора к социальной группе

-расположить несколько документов в хронологическом порядке

-работать с документами по отдельным вопросам учителя
-составлять конкретные вопросы к документу
-пересказывать содержание документа
-составлять простой рассказ о событиях (о личности) с использованием исторического документ

-анализировать документ по предлагаемому плану

- составлять развернутый рассказ с использованием нескольких документов.

Деятельность выпускника основной школы предусматривает творческий характер работы с документами. Обучающиеся должны уметь:
- Отбирать необходимый материал из нескольких документов для самостоятельного решения учебной задачи.
- Сопоставлять исторический документ с другими историческими источниками.
- Сопоставлять исторические документы, отражающие различные взгляды на одно и то же событие.
- Выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, отраженных в историческом документе.
- Извлекать из нескольких исторических документов необходимую информацию, обобщать и анализировать.
- Свободно оперировать информацией, добытой в результате анализа нескольких исторических документов.

Добиться сформированности перечисленных навыков можно лишь с помощью кропотливой и систематической работы, начиная с элементарного анализа, постепенно расширяя и усложняя его. Работа с историческими источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на поверхности. Из текста их приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции. При обучении этому необходимо учитывать требования поэтапного формирования учебно-познавательных умений. Целесообразно выделить три уровня в работе: воспроизводящий, преобразующий и творчески - поисковый. Так, на воспроизводящем уровне, я предлагаю учащимся выписать основные понятия, определения, выводы из источника, ответить на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнить таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа; составить простой план по известному ученикам типу и т.д.
На преобразующем уровне задания включают в себя рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, синтезом положения источника с другим теоретическим материалом, идеями других источников, самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и включение их в свой рассказ; составление развёрнутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; подготовка небольших рефератов, докладов и прочее.
На творческо-поисковом уровне даются творческие, проблемные и познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, идей нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составления сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисково-исследовательской деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определённой теме, написание рецензии, эссе и прочее. Мною сделана подборка материалов, где представлены разработанные памятки, инструкции, которые помогают учителю давать дифференцированные знания, развивать творческое мышление, формировать практические умения и навыки, помогают закрепить знания обучающихся по каждому разделу школьной программы, способствуют развитию навыков самоорганизации школьников. В современной методике преподавания предмета существует немало приёмов анализа письменных источников.

Большие возможности для использования источников, документов открываются при проведении уроков – лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий, организации учебно – поисковой деятельности, посильных научных исследований. На практических занятиях предлагаю учащимся следующие варианты работы с документами:
1. Разным группам учащихся проанализировать один и тот же документ с точки зрения представителей разных эпох, социальных слоёв, народов и т.п., что будет способствовать более широкой интерпретации документа.
2. Метод мозаики, когда документ делится на 2 или более части, а затем составляется общее впечатление.
3. Группа получает пакет из разных видов документов (мемуары, письма и т.п.). Необходимо сделать предположение об исторической обстановке, проблемах, сформулировать вопросы (моделирование по принципу реконструкции).
4. При анализе документа одна группа учащихся может выступать в роли аналитиков, другая в качестве оппонентов авторов.
5. Самостоятельный подбор документов к той или иной теме. Учащимся называется тема, они составляют список того, что необходимо изучить.
6. Художественные ассоциации к документу (в виде иллюстраций, соотнесения с литературными произведениями или литературными героями).
7. Самостоятельное составление учащимися вопросов к документу.

Использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке при изучении новых тем. Ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать ее. Учитель с помощью указанных методик помогает ученику самому разобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, не дает ему общепринятые исторические стандарты, а помогает осмыслить изучаемый материал и прийти самостоятельно к необходимым выводам. Выводы, полученные в результате работы с историческим источником, становятся более убедительными, содействуют конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создаётся ощущение духа эпохи; значительно расширяется круг социальной информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности школьников.


Урок познакомит учащихся с видами исторических источников и вспомогательными историческими дисциплинами.

Описание разработки

Исторические источники – всё, что несёт в себе информацию о жизни людей, их деятельности: вещи, одежда, жилища, письменные сведения.

Виды исторических источников:

Антропологические – костные останки захороненного человека (изучает наука антропология, учёные-антропологи).

Вещественные – вещи, сделанные человеком: орудия труда, оружие, украшения, посуда, жилища (изучает археология, учёные-археологи).

Письменные – записи прошлых времён: летописи, законы, государственные и торговые документы.

Устные – фольклор(устное народное творчество): легенды, мифы, сказки, народные песни.

Этнографические – изучение быта, обычаев, традиций и обрядов народов (изучает этнография, учёные-этнографы).

Вспомогательные исторические дисциплины:

Антропология – наука о происхождении и развитии строения человека.

Археология – наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.

Этнография – наука, изучающая происхождение народов, быт, обряды, традиции и обычаи.

Нумизматика – наука, изучающая монеты и денежные знаки.

Геральдика – наука, изучающая гербы и отличительные знаки.

Конспект урока по истории на тему Исторические источники

Тест.

1. Что из нижеперечисленного относится к письменным источникам?

3. Отрасль науки, изучающая быт и традиции народов, их духовную культуру?

Читайте также: