Конспект урока синтаксическая роль глагола

Обновлено: 05.07.2024

Глагол как часть речи. ГЛАГОЛ — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Начальная форма глагола — неопределённая форма (инфинитив).

Синтаксическая функция: в предложении глагол обычно является сказуемым. В неопределённой форме может выполнять роль подлежащего, дополнения, определения, обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Постоянные признаки:

Непостоянные признаки:

  • наклонение (изъявительное, повелительное, условное),
  • число (единственное или множественное),
  • в изъявительном наклонении: время (настоящее прошедшее, будущее),
  • в повелительном наклонении: лицо (единственное или множественное) +
    в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени: лицо (единственное или множественное)
  • в условном наклонении: род (мужской или женский) +
    в прошедшем времени в форме единственного числа: род (мужской или женский).

Таблица. Морфологические признаки глагола

Глагол как часть речи

ЗАПОМНИТЬ: не имеют формы 1-го лица единственного числа глаголы: дерзить, затмить, очутиться, ощутить, переубедить, победить, пылесосить, разубедить, убедить, чудить.

Эти глаголы употребляются в неопределённой форме в сочетании со вспомогательным глаголом, который и образует личную форму: смогу победить, постараешься убедить, может очутиться, надеемся затмить.

Неопределённая форма глагола (инфинитив)

Инфинитив — начальная (исходная) глагольная форма, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы в форме инфинитива называют действие (состояние) безотносительно к какому-либо наклонению, времени или лицу (отсюда название — неопределённая форма). Вид, залог, переходность, спряжение — постоянные признаки инфинитива.

В отношении конечных букв инфинитива есть разные точки зрения. Одни лингвисты полагают, что -ть ( -ти ) (верить, нести) — окончание начальной формы глагола, а в глаголах на -чь (беречь ) — нулевое окончание.

Другие учёные считают, что -ть ( -ти ) — суффикс инфинитива (сеять, дуть); некоторые глаголы в начальной форме заканчиваются на -чь (запечь, помочь) и -сти (брести, плести).

По поводу конечных -ч разногласий нет: -ч входит в состав корня; при изменении слова и в однокоренных словах происходит чередование конечных согласных звуков (стеречь — стерёг[к] — стерегли — стережет). Сходятся мнения и в отношении основы инфинитива: -ть ( -ти ) не входит в её состав.

Роль неопределенной формы глагола


Все конспекты по теме ГЛАГОЛ:

Глагол как часть речи

Таблица. Глагол как часть речи


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: синтаксическая роль глагола

УМК: Школа России

Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о глаголе как означимой части речи и его роли в предложении.

-уметь находить глаголы в речи по их отличительным особенностям,

-уметь составлять словосочетания и предложения с глаголами, строить предложения в устной и письменной форме.

- развивать логическое мышление, наблюдательность, речь;

- развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения.

- воспитывать интерес к родному языку;
- совершенствовать чувство толерантности и уважения чужой точки зрения, умение слушать других учащихся.

- развитие слуховой и оперативной памяти;

-развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;

-развитие устной и письменной речи учащихся;

- формирование познавательной мотивации;

-воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах;

-воспитание аккуратности при работе.

- осознавать задачу, воспринимать её на слух, решать её под руководством учителя или самостоятельно, осуществлять сравнение, анализ, синтез, обобщение, устанавливать аналогии и причинно- следственные связи;

- уметь формулировать учебную задачу на основе соотношения того, что уже известно и усвоено с тем, что ещё неизвестно;

-рефлексировать собственную деятельность и деятельность других учащихся;

- уметь оценивать степень результативности и собственной успешности на уроке.

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;

-уметь находить и объяснять орфограммы;

- уметь находить главные члены предложения;

- правильно ставить вопросы к различным частям речи;

-знать синтаксическую функцию глагола в предложении;

- выполнять задания творческого характера: редактировать написанное, составлять текст.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, электронные образовательные ресурсы, карточки-задания для самостоятельной работы, карточки рефлексии, сигнальные карточки рефлексии, микрофон игрушечный.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1 .(приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, правильной посадки за партами)

2.(организует выполнение физ.минутки для глаз)

- «Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано:

Где окно, а где кино.

Поведу я ими снова,

3.(организует пальчиковую гимнастику)

-«Из гнезда торчат

Клювы маленьких стрижат.

Клювик раз, клювик два,

4.-Давайте откроем тетради, запишем число и Классная работа;

(минутка чистописания: Й й)

1 .(приветствие педагога, проверка собственной готовности к уроку, правильная посадка);

2.(выполняют физминутку для глаз: делают круг глазами.

Смотрят вверх, вниз, влево, вправо.

Пишут глазами в воздухе я.);

3.(выполняют пальчиковую гимнастику)

2.Этап актуализации знаний по предложенной теме и о существление первого пробного действия.

3. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

1.-Посмотрите на слайд, прочитайте и запишите себе в тетрадь, вставляя пропущенные орфограммы.

-Какие орфограммы в этом предложении?

-Как называется такое высказывание?

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

2.-У одной части речи взяли интервью. Ваша задача догадаться, что эта за часть речи?

- 1)Что вы больше всего любите?

2)Что вы больше всего не любите?

-Не люблю предлоги и известную всем частицу.

3)Что бы вы пожелали ребятам?

-Чтобы русский все ребята

На пятерку знали

На письме и в разговоре

-Догадались, что за часть речи, у которой брали интервью?

-Как вы это определили?

4) «Прыгать, стоять,

Мириться и драться,

1.(записывают пословицу в тетрадь, вставляют пропущенные орфограммы, объясняют их написание)

-прежде чем, что-то сказать, нужно подумать, чтобы не обидеть кого-либо;

-глагол – это часть речи, обозначающая действие, с частицей НЕ пишется раздельно.

3.(указывают сигнальным флажком верное и неверное суждение детей в игре)

1) зеленый сигнал;

2) красный сигнал;

3) красный сигнал;

4) красный сигнал.

Коммуникативные, регулятивные, познавательные

4. Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

1.- Откройте учебник на с.71 , №122.

(педагог читает стихотворение)

-Что вы представили? Какую картину?

-Какие слова вам помогли точно и ярко представить ледоход? Прочитайте их.

- На какие вопросы они отвечают?

-Спишите глаголы из текста, сверху карандашом подпишите вопрос, на который отвечает глагол.

-Поднимите зеленый сигнальный кружок если вы выписали глаголы верно, как на слайде, и красный, если допустили ошибку.

1.(учащиеся открывают учебник, выполняют задания)

- что делает? Что делают?

-идет, вышел, смотрит, играет, разбивают, прыгают, кружатся, громоздятся, спешат, грохочут, трещат.

Коммуникативные, регулятивные, познавательные

5.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Открытие нового знания.

1.- Сейчас, послушайте внимательно текст, и подумайте, что не так?

(педагог читает текст, пропуская глаголы)

-Ребята, хорошо ли вам понятен был текст?

-Обратите внимание на упражнение №121 на с.70.

-А сейчас желающий прочитает нам этот же текст с глаголами.

-Понятен ли теперь вам текст? Для чего нужны нам глаголы?

-Выпишите второе предложение. Подчеркните главные члены предложения, над ними напишите карандашом какой частью речи они выражены.

-нет, было непонятно;

(открывают упражнение в учебнике, желающий читает текст с глаголами);

-текст понятнее с глаголами, потому что они точнее описывают происходящие действия предмета.

В глухом лесу на сосне черный дятел (сущ.) плотничает (гл.).

Коммуникативные, регулятивные, познавательные

6.Первичное закрепление нового знания.

1.-Давайте соберем с вами пазл-стихотворение на доске. Вам нужно соединить по смыслу начало предложения и конец, так чтобы получилось стихотворение. Подсказки –картинки представлены на слайде.

И солнце играет…(лучами на речке).

И кошка играет…(клубком на крылечке).

И Женя играет…(есть кукла у Жени).

И мама играет…(в театре на сцене).

И папа играет…(на медной трубе).

И дедушка…(с внуком играет в избе).

2.-Давайте прочитаем полностью стихотворение, которое у нас получилось.

-Давайте определим в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

1.(желающие выходят к доске соединяют части предложения на карточках в одну строку);

2. (определяют главные члены предложений)

Коммуникативные, регулятивные, познавательные

7.Самостоятельная работа и проверка по эталону.

8.Включение в систему знаний и умений.

Каждый день по утрам

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

1.(педагог раздает карточки- задания для самостоятельной работы в парах)

Помоги Буратино найти наиболее подходящее слово и подчеркни его.

2.-Давайте прочитаем ваши варианты.

1.(выполняют самостоятельную работу на карточках – заданиях в парах. Читают свои варианты)

9.Рефлексия учебной деятельности, самоанализ, рефлексия чувств и эмоций.

1 .-Давайте сейчас поиграем с вами в журналистов и попробуем взять друг у друга интервью.

(педагог раздает карточки с вопросами)

-Что такое глагол?

-На какие вопросы отвечает глагол?

-Каким членом предложения является глагол?

-Для чего в речи нужны глаголы?

2.- Перед вами лежат картограммы вашей сегодняшней активности на уроке. Заполните их.

Поднимите зеленый сигнал те, у кого все смайлы получились улыбающимися.

(запись домашнего задания со слайда)

-учебник: с.70, №120;

1.(желающие учащиеся вытягивают карточки с вопросами, и с игрушечным микрофоном подходят к любым учащимся по желанию и задают вопросы с карточек)

2.(заполняют листы рефлексии)

Регулятивные, коммуникативные, познавательные

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 088 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 20.07.2021 133
  • DOCX 21.8 кбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Атян Виктория Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебнике;

- находить ответы на вопросы в тексте,

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания;

учиться планировать, контролировать и оценивать

учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные УУД:

- учиться работать в паре, группе

учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения

Личностные УУД:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Синтаксическая роль глагола. Морфологический разбор глагола

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: