Имена существительные имеющие форму только множественного числа 5 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Межпредметные связи: информатика, литература

1. Оргмомент

Психологический настрой на работу.

(Слайд 4)

2. Объяснение нового материала

Работа с записью на диске – медиаурок. (Для открытия программы необходимо подключиться к Интернету) Учащиеся прослушивают диктора и отвечают на поставленные вопросы)

– Ребята, давайте попробуем с вами определить, что обозначают имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Обратите внимание на экран. На нем размещены слова. Попробуйте их сгруппировать.

(Учащиеся совместно с учителем систематизируют слова)

Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни. (Слайд 5)

В итоге получается следующая таблица:

– Скажите, пожалуйста, какие морфологические категории есть у имени существительного? (Род, число, падеж, склонение)
– Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение у них определить невозможно)
– Давайте сделаем вывод: У существительных, имеющих только форму множественного числа нельзя определить род и склонение. (Слайд 6)

3. Физкультминутка

4. Закрепление нового материала

1) На экране размещен текст. Учащиеся списывают его, вставляют пропущенные буквы и подчеркивают имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый м…газин. В нем три отдела. В первом – б…льшой выбор м…лочных продуктов: кефир, см…тана, йогурт, сливки, прост…кваша. Во втором отделе можно купить м…кароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные к…ндитерские изделия: к…нфеты, з…фир, мармелад, пряники. (Слайд 7)

2) Прослушайте отрывки из песен и выпишите имена существительные, имеющие только форму множественного числа. Учащиеся прослушивают и выписывают существительные: сени, опилки, каникулы, хлопоты

3) Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во множественном числе.

Праздник, встреча, рассвет (будни, проводы, сумерки) (Слайд 8)

4) Я вам буду читать загадки, а вам в тетради необходимо записать только отгадки. Обратите внимание, что слова – отгадки должны соответствовать теме нашего урока.

А) Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы) (Слайд 9)
Б) Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы) (Слайд 10)
В) Всегда ходят, а с места не сходят. (Часы) (Слайд 10)
Г) Кругленькие, беленькие, всему свету миленькие. (Деньги) (Слайд 11)
Д) Зубасты, а не кусаются. (Грабли) (Слайд 12)

(После того, как ученики запишут отгадки, на слайдах появляются соответствующие рисунки)

Каникулы
Веселые Долгожданные
Наступают Веселят Помогают
Скоро наступят долгожданные каникулы
Праздник

5. Итог урока

Эту ленту нужно отрезать большим ножницами. Ах, эти молодежь! На поле росло много хлопков. С этим мальчишкой одна сплошная хлопота!

(Эту ленту нужно отрезать большими ножницами. Ах, эта молодежь! На поле росло много хлопка. С этим мальчишкой одна сплошная хлопоты!) (Слайд 14)

6. Домашнее задание (Слайды 15-16)

Упражнение № 515 по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой.

Конспект урока предназначен для учащихся 5 класса. Тип урока - урок открытия новых знаний. Методы/приёмы обучения: беседа, наглядно-иллюстративный прием, лексическая работа, проблемный вопрос, диалог.

ВложениеРазмер
mnozhestvennoe_chislo.rar 254.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока: « Имена существительные, которые имеют форму только

Подготовила и провела: Демидова О.В.,

учитель русского языка и литературы

- умеют находить в тексте имена существительные, имеющие форму только мн.ч., правильно употребляют их в речи.

- развивают чувство языка на основе работы с тематическими группами слов.

Извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), перерабатывают и преобразовывают информацию из одного вида в другой (в иллюстрацию, схему), владеют разными видами аудирования (выборочного, детального).

- высказывают предположения на основе наблюдений;

- формулируют тему и цели урока;

- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности;

- соотносят цели и результаты своей деятельности

-чувствуют выразительные возможности языка,

-проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Методы/приёмы обучения: беседа, наглядно-иллюстративный прием, лексическая работа, проблемный вопрос, диалог.

Формы работы на уроке: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

  1. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. (верно) Приведите пример.
  2. Имя существительное отвечает на вопросы какой? чей? (неверно)
  3. Имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными. (верно)
  4. Имена собственные пишутся с маленькой буквы. (неверно)
  5. Имена существительные изменяются по родам. (неверно)
  6. Имена существительные могут быть 1 и 2 склонения.(неверно)
  7. Имена существительные изменяются по падежам и числам.( верно)

С каким морфологическим признаком имени существительного мы познакомились на предыдущем уроке?

Заполните таблицу, распределив существительные по родам, вставьте пропущенные буквы.

(Слова для справок)

м…локо, кофе, село, ст…на, гор…д, хлеб, вуаль, ж…ри, пальто, такси, жилище, шампунь, г…ризонт, обл…ко, из-за туч, брош…, повидло, мозоль.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний .

1.Повторяя существительное, мы все время будем узнавать что-то новое. Например, все знают о том, что существительные имеют два числа… что вы можете сказать о числе имени существительного?

Имена существительные употребляются в единственном числе , когда речь идет об одном предмете (тетрадь, книга, яблоко, мама, папа).

Имена существительные употребляются во множественном числе, когда речь идет о нескольких предметах( тетради, книги, мамы, папы)

Сегодня на уроке мы продолжим изучение имени существительного. Взгляните на рисунок. Запишите к каждому рисунку слово. Сравните рисунки. Чем отличаются?

Слайд Сделайте вывод: имеют ли существительные ГРАБЛИ, ЧАСЫ разные формы для единственного и для множественного числа?

Ученики делают вывод о том, что для обозначения одного и нескольких предметов используется одна и та же форма мн.ч.

- Может, попробуем образовать от этих существительных единственное число?

- Назовите тему урока (Имена существительные, имеющие форму множественного числа)

-Давайте запишем в тетради число, классная работа и тему

Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске.

  1. ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…;
  2. УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… .

Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

Работа с учебником

4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.

Существительным типа ножницы, брюки, ворота, сани и т.д. свойственна форма только одного числа (множественного).Значит они не изменяются по числам.

-Итак, что мы с вами выяснили? (отвечают ученики) …что в русском языке есть группа существительных, которые употребляются в форме только множественного числа.

1 Наблюдение над словами, имеющими форму только множественного числа.

– выявление тематических групп слов, имеющих форму только множественного числа.

- Прочитайте слова и сделайте вывод: что их объединяет?

Сани, клещи, жмурки, Альпы, сумерки, очки, пятнашки, Карпаты, сливки, сутки, духи, горелки, макароны, каникулы.

(Эти существительные имеют форму только множественного числа)

- Запишите слова группами, продолжите ряд слов в группе, дополнив 1-2 своими примерами или из упр. 509, 510

Ученики записывают слова, заполняя таблицу в тематические группы, подбирают примеры для каждой группы слов из упр.509, 510.

Значение имён существительных, которые имеют форму только множественного числа

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: урок-объяснение нового материала.

Познавательная: дать понятие об именах существительных, которые имеют только форму множественного числа.

Развивающая: продолжить развивать способность определять число имён существительных и отличать существительные, имеющие форму только множественно числа; продолжить развивать умение работать в парах.

Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: учебник, доска, тетради, пособие «Русский язык. 5 класс: второе полугодие: планы-конспекты уроков/И. Л. Челышева. - Ростов н/Д: Феникс, 2014.-215 с.: ил., табл. – (Педагогический конспект), пособие Егоровой Н.В. «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.-2-е изд., перераб. – М.:ВАКО, 2015.-416 с. – (В помощь школьному учителю).

1)Приветствие. Проверка домашнего задания.

2) Актуализация опорных знаний.

Как изменяются имена существительные? (…и по числам ).

Приведите примеры изменения существительных по числам.

а) существительное в единственном числе, а ребята это же существительное ставят в форму множественного числа (яблоко, игрушка, заяц, книга, телефон, мальчик, ученик).

б) см. а) только наоборот - я называю существительное во множественном числе, а учащиеся ставят его в форму единственного числа (платья, дома, журналы, открытки, окна).

3) Постановка цели, темы и задач урока.

Формулируем тему, цель и задачи урока.

4)Работа над темой урока.

а) работа в парах: отгадать загадку, определить число имени существительного, составить с ним предложение, объяснить, каким членом предложения оно является.

Кому достались загадки, ответом на которые стали имена существительные, имеющие форму только множественного числа?

*Карточки прилагаются.

6)Домашнее задание: Упр. 512, параграф 93, прочитать, выучить правило.

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Цель урока: знакомство с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа;

Задачи: Запомнить лексические группы слов, имеющих форму только множественного числа; разграничивать омонимичные формы множественного числа;

учиться находить их среди других существительных;

правильно употреблять их в речи

Предметные: какие существительные имеют форму только множественного числа; как их отличить от существительных, которые имеют две формы числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.

Компьютер с колонками.

Презентация к уроку в программе PowerPoint.

Организационный этап.

Приветствую учащихся, проверяю готовность к уроку, записываем число, подписываем рабочие листы.

2.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Устная орфографическая разминка.

-Ребята, перед вами 2 ряда слов, в каждом слове пропущена буква. Вам нужно вставить эти буквы, объяснить ваш выбор, руководствуясь правилом. Итак, начнем.

1. Ц…ркуль, ножниц… , ц…ган, предл…жение

2. Р…стение, …дание, расч…ска, сч…ты

- Ребята, к какой части речи относятся эти слова?

- Что такое имя существительное?

Как изменяются имена существительные?

Итак, имена существительные относятся к мужскому, женскому и среднему роду, изменяются по числам, падежам. Бывают нарицательные и собственные; одушевленные; и неодушевленные.

Образуйте от каждого имени существительного форму единственного и множественного числа. Что вы заметили?

Ученики: Имена существительные ЦИРКУЛЬ, ЦЫГАН, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РАСТЕНИЕ, ЗДАНИЕ, РАСЧЕСКА имеют форму единственного и множественного числа, а существительные НОЖНИЦЫ, СЧЕТЫ - только форму множественного числа.

Учитель: Обобщите свои знания о существительном, включая новый материал. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тема записывается учителем на доске.

Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорную фразу, записанную на доске.

Сформулируйте задачи урока:

ЗАПОМНИТЬ…УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ… .

Цель урока: знакомство с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа;

Задачи: Запомнить лексические группы слов, имеющих форму только множественного числа; разграничивать омонимичные формы множественного числа;

учиться находить их среди других существительных;

правильно употреблять их в речи

Первичное закрепление с комментированием.

Прочитайте слова, что их объединяет? (Эти сущ. имеют форму только множ. числа)

– Ребята, давайте попробуем с вами определить, что обозначают имена существительные, имеющие форму только множественного числа (у вас на столах таблица-подсказка, приложение 1). Обратите внимание на экран. На нем размещены слова. Попробуйте их сгруппировать. (Учащиеся работают совместно с учителем)

Бутсы (ботинки с шипами на подошвах для игры в футбол)

дрожжи (вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение)

жмурки (игра, в которой один из играющих с завязанными глазами ловит других)

сумерки (полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также перед восходом солнца) Альпы ( самые высокие горы Западной Европы)

переговоры (обмен мнениями с какой – н. деловой целью)

Карпаты ( огромная горная система в центральной части Европы)

В итоге получается следующая таблица:

Парные и составные предметы

Игры, действия, процессы

Продолжите ряд слов в группе, дополнив 1-2 своими примерами или из упр. 509, 510

Сделайте вывод: в русском языке есть имена сущ., которые употребляются только во мн.ч. К ним относятся сущ., обозначающие составные (парные) предметы(ПЛОСКОГУБЦЫ, КЛЕЩИ, ТИСКИ), вещества (ДУХИ, БЕЛИЛА), отрезки времени, (СУТКИ, БУДНИ)процессы, игры (ПРЯТКИ, НАРДЫ,ИМЕНИНЫ)и геогр. Назв. (СОЧИ, НОВОСЕЛКИ).

Давайте изобразим этот материал в виде кластера.

Скажите, пожалуйста, какие морфологические категории есть у имени существительного? (Род, число, падеж, склонение)
– Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение у них определить невозможно)
– Давайте сделаем вывод: У существительных, имеющих форму только множественного числа нельзя определить род и склонение.

А сейчас давайте откроем секрет. Что вы скажете о слове ОЧКИ?

Первые все мы в игре набираем,
Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам все улучшают,
Летом от солнца глаза защищают.

– Как называются такие слова?

Составление предложений со словами­ омонимами очки.

1)Бабушка читала газету в очках, спущенных на нос.

2) Первенство на различных этапах конкурса приносило очки в копилку команды.

3) Бросок с двенадцати метров – мяч в корзине, и команда зарабатывает ещё три очка!

4) Мяч летел над самой землей, вот-вот он шлепнется, принеся очко противнику.

Вывод: слова, имеющие форму только множественного числа, могут иметь ОМОНИМЫ, имеющие формы единственного и множественного чисел.

Физкультминутка

Учитель: Теперь давайте немного отдохнем. На слайдах я буду показывать картинки с именами существительными, которые имеют форму единственного и множественного числа. Если будет показано сущ. в этой форме, то вы сидите. Если сущ., которые имеют форму только множественного числа — встаете.

5.Работа в парах:

Выпишите имена существительные в следующей последовательности:

употребляющиеся только во множественном числе;

употребляющиеся в единственном и множественном числе.

Территория, сутки, роща, потемки, шахматы, заморозки, крестины, имя, учитель, именины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

Задачи урока:

1) образовательная: дать понятие о существительных, которые имеют форму только множественного числа, уметь употреблять их в речи, расширить словарный запас;

2) воспитательная: формировать потребность анализа собственных поступков и решений;

3) развивающая: развивать навыки работы с текстом и поисковые навыки.

Оборудование: презентация, доска, проектор, карточки с заданиями.

1. Оргмомент. Психологический настрой на работу.

2. Подготовка учащихся к сознательному усвоению учебного материала

Вспомните, что вы знаете об имени существительном? Как оно изменяется?

Изменяется по родам, числам и падежам.

3. Знакомство с темой урока. (Слайды 1-6)

Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если выполните следующее задание.

- Сейчас я буду показывать существительные множественного числа, а вы называть эти же существительные, но в форме единственного числа.

Тетради, парты, машины, ножницы, очки, брюки.

- Что мы можем сказать о существительных: ножницы, очки, брюки?

- У данных существительных нет единственного числа.

- Какой общий вывод мы можем сделать?

- Некоторые существительные имеют форму только единственного или только множественного числа.

- Сформулируйте тему урока. (Слайд 7)

4. Постановка цели

- Сформулируйте цель, используя слова: познакомиться. научиться находить. и правильно использовать…

- Итак, цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; научиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

5. Первичное закрепление.

У вас на столах лежит задание № 1. Попробуйте сформулировать задание, исходя из нашей темы.

Задание 1. Найдите и выпишите из текста имена существительные, имеющие форму только мн.ч.

Налетел легкий порыв ветра, ворота скрипнули. За окном сгущались сумерки.

Я посмотрел на часы, до маминого прихода осталось тридцать минут.

– Определите у существительных род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение у них определить невозможно)

– Давайте сделаем вывод: У существительных, имеющих форму только множественного числа нельзя определить род и склонение.

6. Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Если я называю существительное ед.ч., то вы разводите руки в стороны,

Если я называю существительные мн.ч., то руки - вперед,

Ложка, бусы, картина, часы, рука, весы.

Влево, вправо поворот.

Ноги, стол, шорты, лук.

Руки вниз опустили,

Всем улыбки подарили.

7. Работа в парах.

Прочитайте слова и сделайте вывод: что их объединяет?

Сани, клещи, жмурки, Альпы, сумерки, очки, пятнашки, Карпаты, сливки, сутки, духи, горелки, макароны, каникулы.

(Эти существительные имеют форму только множественного числа)

- Распределите слова по группам, продолжите ряд слов в группе, дополнив 1-2 своими примерами. Кто затрудняется, может воспользоваться учебником (стр.60)

Ученики записывают слова, заполняя таблицу в тематические группы, подбирают примеры для каждой группы слов

Читайте также: