Плещеев травка зеленеет конспект урока 1 класс

Обновлено: 06.07.2024

Воспитывать ценностное отношение к богатству русского языка, желание говорить правильно, культуру речевого общения.

Материалы и оборудование: иллюстрации весны, ласточки. портрет Алексея Николаевича Плещеева, карточки для рефлексии.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с перелетными птицами; чтение рассказов о весне; загадывание загадок; наблюдения за птицами.

Дети стоят по кругу. Воспитатель предлагает ребенку передать мяч (или игрушку) ребенку, стоящему рядом, ласково называет его по имени. Ребенок берет мяч и предлагает его следующему ребенку с тем же заданием. После этого дети делятся своими впечатлениями и ощущениями.

- Ребята, чтобы вы сами догадались, о чём пойдёт речь сегодня, я хочу загадать вам загадку.

Я раскрываю почки, в зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня.

Правильно! Кто же ответит, о чём сегодня мы будем говорить? (о Весне) Да, мы сегодня будем говорить о весне.

- А. какое сейчас время года?

- Как вы определили, что это весна?

- Какие птицы прилетают весной?

- Отгадайте загадку: какая птица принесла на крыльях весну.

Быстро над землёй порхает,

Мошек на лету хватает

И мелькает в высоте

С чёрной стрелкой на хвосте.

Домик у неё из глины,

Вроде маленькой корзины. (Ласточка)

- Хотите выучить про неё стихотворение?

А теперь я вам прочту его стихотворение о весне. Послушайте!

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой.

Поделитесь своими впечатлениями: какие чувства у вас вызвало это стихотворение. (ответы детей)

- о каком времени года пишет поэт? (о весне)

- как вы думаете, какое настроение было у поэта в это время года? (хорошее, веселое)

- с какой интонацией лучше рассказывать это стихотворение? Каким голосом? (веселым, восторженным, добрым, радостным)

Словарная работа с детьми:

- Какое слово вам не понятно?

Сени – это помещение в деревенских домах между жилой частью дома и крыльцом. Там всегда тепло и сухо. Краше – значит красивее, красочнее, наряднее.

Милей – больше всего нравится.

Прощебечи – издать щебет, чириканье.

Киви – вачи, чики – рик.

Все: кто мал и, кто велик,

Этой песенке моей отзовитесь поскорей.

(Ребенок вбегает в круг и говорит):

- С тучей споря, с ветром споря, я летела из – за моря. Да случилось горюшко, обронила перышко… Тот, кто перышко найдет, в наш широкий круг войдет.

(Воспитатель тихонько роняет платок за кругом. Дети оборачиваются и ищут платок.

(Кто найдет, входит в круг и говорит):

- Раз, два, три, ну – ка догони! (Ребенок – ласточка догоняет).

Вторичное чтение стихотворения . - Нам помогут выучить стихотворение карточки – схемы. (Воспитатель проговаривает стихотворение выставляя на доску схемы по тексту).

1. Травка зеленеет, солнышко блестит,

2. Ласточка с весною в сени к нам летит.

3. С нею солнце краше и весна милей,

4. Прощебечь с дороги нам привет скорей.

5. Дам тебе я зёрен, а ты песню спой.

6. Что из стран далёких принесла с собой. (Проговариваем с детьми каждую фразу)

- Какой четверостишие показалось вам самым сложным? Давайте его повторим.

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

Проговаривает каждый стол, а остальные следят: громко проговорить, прошептать, пропеть.

Индивидуальное чтение: а теперь станем артистами 3 – 4 ребенка (микрофон).

- Кто вам понравился больше, читая стихотворение? Почему?

3. Заключительная час ть- Молодцы! У Ани так хорошо получилось рассказать стихотворение, а вот Мише не хватило немного эмоций.

- А вам понравилось стихотворение?

- Как называется стихотворение?

- Вам было трудно его запомнить?

- А что помогло запомнить?

- Какое настроение у вас сейчас, покажите фишку: солнышко – отлично, солнышко за тучкой – хорошее, тучка - плохое?

- Почему ты выбрал (а) солнышко, солнышко за тучкой, тучку? (дети объясняют свой выбор)

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Поэт – писатель, создающий произведения в стихах.

Выразительные средства – слова, выражения, фразы, способы построения текста, делающие произведение ярким, эмоциональным, выразительным.

Ключевые слова

Стихотворение; поэт; выразительные средства.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – Ч.1. - С. 65

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тет-радь.1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 40

3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горец-кий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

узнаем о русском поэте Алексее Николаевиче Плещееве

научимся анализировать стихотворное произведение;

сможем создать иллюстрацию к стихотворению

Основное содержание урока

1.Знакомство с биографией поэта А.Н.Плещеева происходит в ходе беседы вымышленных персонажей – Володи и Ани. А: Смотри, Володя, в этой книге есть биография Алексея Николаевича Плещеева. Давай сначала познакомимся с автором, а потом почитаем его произведения.

Алексей Николаевич Плещеев родился 4 декабря 1825 года в городе Кострома в семье чиновника. Отец его умер, когда Алексею было 2 года. Мать поэта воспитывала сына в одиночку, благодаря ей мальчик получил прекрасное домашнее образование. Детство Плещеева прошло в Нижнем Новгороде.

В 1839 году семья переезжает в город Петербург, где Плещеев поступил в военное училище. Через 2 года он уходит из училища, а в 1843 году поступил в Петербургский университет.

Еще в университете Плещеев начинает печататься в журналах. Поэт активно сотрудничал с журналом «Современник, публиковал стихи в различных изданиях Москвы.

Отличительная особенность поэзии Плещеева — ее бодрость и жизнерадостность: поэт верит в торжество свободы, равенства и справедливости. Многие годы жизни Плещеева были посвящены просветительской деятельности, которая имела педагогическую направленность. В 1861 году совместно с Бергом им была издана хрестоматия "Детская книжка", в 1873 году при совместной работе с Александровым появляется сборник для детей, куда помещены лучшие произведения русской классической и современной литературы.

Кроме литературных изданий, по инициативе Плещеева выпускаются учебно-познавательные сборники по географии. Всего было подготовлено и выпущено семь книг разной тематики.

С годами Плещеев начинает писать стихотворения для детей и становится признанным детским поэтом.

А: Мне было интересно познакомиться с биографией Алексея Николаевича Плещеева.

В: Давай теперь почитаем его стихотворения

В: В нашем учебнике литературного чтения приведён отрывок из этого стихотворения. Давай прочитаем. (Чтение стихотворения).

В: Я это стихотворение и раньше слышал. Это одно из самых известных произведений Плещеева.

А: Когда читаешь его, с первых строк чувствуешь радость писателя. Он радуется прилёту ласточки – вестницы весны.

В: И слова он использует ласковые – травка, солнышко. Видно, как он любуется весенней картиной природы.

А: Автор ждал ласточку, хотел услышать её щебетание, приготовил ей зёрнышек. Всё стихотворение проникнуто ожиданием весны.

В: Его настроение такое же весёлое, как щебетание ласточки и оно передается читателям.

А: Я думаю, читать это стихотворение надо с радостно, весело, чтобы слушатели почувствовали настроение автора.

Разбор типового тренировочного задания.

Текст вопроса: Восстановите последовательность строк в стихотворении А.Н.Плещеева

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Литературное чтение, 1 класс

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Поэт – писатель, создающий произведения в стихах.

Выразительные средства – слова, выражения, фразы, способы построения текста, делающие произведение ярким, эмоциональным, выразительным.

Ключевые слова

Стихотворение; поэт; выразительные средства.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – Ч.1. - С. 65

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тет-радь.1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 40

3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горец-кий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

узнаем о русском поэте Алексее Николаевиче Плещееве

научимся анализировать стихотворное произведение;

сможем создать иллюстрацию к стихотворению

Основное содержание урока

1.Знакомство с биографией поэта А.Н.Плещеева происходит в ходе беседы вымышленных персонажей – Володи и Ани. А: Смотри, Володя, в этой книге есть биография Алексея Николаевича Плещеева. Давай сначала познакомимся с автором, а потом почитаем его произведения.

Алексей Николаевич Плещеев родился 4 декабря 1825 года в городе Кострома в семье чиновника. Отец его умер, когда Алексею было 2 года. Мать поэта воспитывала сына в одиночку, благодаря ей мальчик получил прекрасное домашнее образование. Детство Плещеева прошло в Нижнем Новгороде.

В 1839 году семья переезжает в город Петербург, где Плещеев поступил в военное училище. Через 2 года он уходит из училища, а в 1843 году поступил в Петербургский университет.

Еще в университете Плещеев начинает печататься в журналах. Поэт активно сотрудничал с журналом «Современник, публиковал стихи в различных изданиях Москвы.

Отличительная особенность поэзии Плещеева — ее бодрость и жизнерадостность: поэт верит в торжество свободы, равенства и справедливости. Многие годы жизни Плещеева были посвящены просветительской деятельности, которая имела педагогическую направленность. В 1861 году совместно с Бергом им была издана хрестоматия "Детская книжка", в 1873 году при совместной работе с Александровым появляется сборник для детей, куда помещены лучшие произведения русской классической и современной литературы.

Кроме литературных изданий, по инициативе Плещеева выпускаются учебно-познавательные сборники по географии. Всего было подготовлено и выпущено семь книг разной тематики.

С годами Плещеев начинает писать стихотворения для детей и становится признанным детским поэтом.

А: Мне было интересно познакомиться с биографией Алексея Николаевича Плещеева.

В: Давай теперь почитаем его стихотворения

В: В нашем учебнике литературного чтения приведён отрывок из этого стихотворения. Давай прочитаем. (Чтение стихотворения).

В: Я это стихотворение и раньше слышал. Это одно из самых известных произведений Плещеева.

А: Когда читаешь его, с первых строк чувствуешь радость писателя. Он радуется прилёту ласточки – вестницы весны.

В: И слова он использует ласковые – травка, солнышко. Видно, как он любуется весенней картиной природы.

А: Автор ждал ласточку, хотел услышать её щебетание, приготовил ей зёрнышек. Всё стихотворение проникнуто ожиданием весны.

В: Его настроение такое же весёлое, как щебетание ласточки и оно передается читателям.

А: Я думаю, читать это стихотворение надо с радостно, весело, чтобы слушатели почувствовали настроение автора.

Разбор типового тренировочного задания.

Текст вопроса: Восстановите последовательность строк в стихотворении А.Н.Плещеева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты (УУД):

личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать;

метапредметные: регулятивные – осуществляют действие по образцу и заданному правилу; познавательные – знакомятся с содержанием произведений, понимают фактическое содержание текста; строят речевые высказывания в устной форме; владеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят информацию, необходимую для ее решения, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

предметные: научатся читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию; различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу; получат возможность научиться сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц.

Сценарий урока

…Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года…

− Сегодня вы познакомитесь с произведениями разных жанров, тем и авторов. В конце урока попробуем определить, что их объединяет.

II. Изучение нового материала.

Учитель читает стихотворение.

Отчего сегодня ива и шумна, и говорлива,

Хоть пока ещё она без листвы черным-черна.

Оттого, что услыхала ива, как невдалеке

Треснул лёд и сразу стало неспокойно на реке.

Значит, скоро, очень скоро будет тёплая пора

И зима без разговора уберётся со двора.

Будет солнце, будут ветры, будет неба синева,

И опять украсит ветви серебристая листва.

И опять увидит ива, как по зеркалу реки

Поплывут неторопливо звёзд оживших огоньки…

− О каком времени года рассказывает поэт? (Весна пришла к нам в гости.)

Учащиеся выразительно читают стихи.

Растопило солнце снег,

Радость на сердце у всех,

Птицы весело запели,

Слышен звонкий стук капели,

И ручьи бурлят, и птички

В гнёздах сели на яички.

Что с природою такое?

Весна! Весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Е. Баратынский

− Оцените выразительность чтения по следующим критериям: чёткость, соблюдение пауз, логических ударений, эмоциональность, умение находить нужную интонацию.

– У каждого времени года свои приметы. Что происходит весной? Какие приметы весны вы знаете?

Выразительное чтение учителем.

− Какое настроение создаёт это стихотворение? Выберите из предложенных вариантов: грустное, радостное, безразличное, торжественное. Какие изменения в природе заметил поэт?

Выполнение заданий 1, 2, 3 в учебнике.

Беседа о птицах.

− Ярко светит солнце, тает снег, появились подснежники, за ними насекомые, а затем птицы. Летят птицы через широкие моря, через высокие горы, летят через пустыни, степи, леса. Усталые, измученные, прилетают птицы в родные места.

− Какие птицы возвращаются к нам из тёплых стран?

На слайдах представлены тексты загадок о перелётных птицах:

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит … (жаворонок).

Посмотрите – выше крыш

Небо режет быстрый … (стриж).

Всех перелётных птиц черней,

Враг личинок, друг полей,

Взад-вперёд по пашне вскачь.

И зовётся птица – … (грач).

Кто в лесу у нас гадает

И про жизнь твою все знает?

Сколько жить тебе, узнаешь!

Птичка, серая подружка,

А зовут её … (кукушка).

На Руси был древний обычай: весной пекли специальные пряники-жаворонки. Ребятишки забирались на крышу и пели заклички.

Красну весну принеси:

Нам-то зима надоела,

Весь хлеб у нас поела.

Зима, зима, ступай за моря –

Там пышки пекут, кисели варят,

− Тем самым завлекали весну. Как вы думаете, почему птицы возвращаются весной? Какая птица принесла весну в стихотворении А. Плещеева? Что принесла с собой ласточка? В каком темпе надо читать: быстро, медленно, умеренно? Передайте интонацией своё отношение к читаемому?

Чтение стихотворения учащимися.

− Значение какого слова вам не понятно?

Сени − в деревенских избах и в старину в городских домах − помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Заучивание стихотворения наизусть и пробное выразительное чтение.

Выполнение заданий в тетради под руководством учителя.

− Каким цветом вы раскрасили треугольник в модели обложки? (Зелёным, это стихотворение о природе.) Назовите автора и заголовок стихотворения.

– Прочитайте народную и авторскую загадку о птицах. Какие слова помогли вам найти отгадки?

– Пофантазируйте, о чём будут разговаривать синичка и ласточка, которая вернулась из тёплых стран на родину.

– Откройте содержание учебника, пролистайте книгу. В каких произведениях вы читали о наступлении весны?

− Ребята, а вам нравится весна? Чем? Почему?

Весна приглашает нас прогуляться. Какого цвета весна? (Зелёная.) А может весна быть золотой?

Учитель читает стихотворение.

Опять пришла к нам весна золотая,

Опять проснулись леса и поля,

И звенит, и поёт, расцветая,

Под вешним солнцем родная земля.

– Угадайте, куда мы попали:

• Безбрежно, да не море,

• Волны катят, да не водные.

• Корабли пройдут – все волны уберут.

(Хлебное поле.)

Показ изображения хлебного поля.

Золотист он и усат,

В ста карманах – сто ребят.

Сегодня на земле, а завтра – на столе.

Чтение пословиц о хлебе.

• Хлеб всему голова.

• Хлеб без труда не родится никогда.

• Без печки холодно, без хлеба голодно.

• Хлеб – наше богатство.

− Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Самостоятельное первичное чтение.

Выполнение заданий 1, 2 в рабочей тетради (под руководством учителя), задания 1 в учебнике.

Чтение по ролям.

− Что такое хлеб? Что относится к хлебу?

− Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Художник так увидел бабушку, а как вы её представляете?

− Сколько труда надо приложить, чтобы вырастить хлеб?

Заранее подготовленные дети выразительно читают стихи.

За лесами, за лугами раздаётся в поле гром:

Это тракторы плугами пашут лёгкий чернозём.

Гребнем частым, борона, расчеши земельку!

Приготовим для зерна мягкую постельку.

Всему начало плуг и борозда,

Поскольку борозда под вешним небом

Имеет свойство обернуться хлебом.

Не забывай об этом никогда:

Всему начало хлеб и борозда.

На широкие долины вышли новые машины.

Глянь в раскрытое окно – сеют сеялки зерно.

Сколько в это зёрнышко вложено труда

Знают только солнышко, ветер и вода.

− Теперь, ребята, вы тоже знаете, как хлеб растёт.

Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

− Восстановите порядок, в котором хлеб проходит путь от зерна до каравая. (На доске открывается запись.)

Привезти хлеб в магазин (6).

Обмолотить колосья (1).

Привезти зерно на элеватор (2).

Смолоть зерно в муку (3).

Привезти муку на хлебозавод (4).

Выполнение задания 3 в рабочей тетради.

Учитель читает стихотворение.

Стал ветряк уже не годен * –

Староват и маловат.

Заменил его сегодня

По цехам пройдёшь – порядок:

Закрома полны муки,

Зёрна мелют автоматы –

Очень умные станки.

Автомат замесит тесто,

Автомат развесит тесто,

Автомат нарежет тесто

И отправит тесто в печь…

Вывод: В хлебе – здоровье, сила, чудесное тепло. Этого купить нельзя.

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул.

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

– Вы кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол.

– Я пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

− К чему призывает Сергей Михалков детей и взрослых? (Ценить и беречь хлеб, он очень трудно даётся, он так же дорог, как и сама жизнь.)

Слайд: Берегите хлеб вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Облако, облако! Белое, хорошее,

Подари нам, облако, капельку дождя.

(дети поднимают руки вверх.)

Маленькое зёрнышко нами в землю брошено

(дети изображают сеятелей),

Маленькому зёрнышку без воды нельзя

(дети через стороны поднимают руки вверх).

3. Продолжение работы по теме.

Учитель читает стихотворение.

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна, –

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна!

Лето – это время созревания ягод, сбора урожая овощей и фруктов.

− Прочитайте загадки и соберите в лукошко отгадки.

На слайдах тексты загадок.

На кусточке под листочки бусинки подвешены:

Чёрненькие бусинки оказались вкусненьки! (Черника.)

Вкус у ягоды хорош, но сорви её, поди-ка:

Вся в колючках, будто ёж, потому и … (ежевика).

И красна, и кисла – на болоте росла. (Клюква.)

Листики с глянцем, ягодки с румянцем,

А сами кусточки – не больше кочки. (Брусника.)

Весной – белёная, летом – зелёная,

Осенью – калёная, зимой – хвалёная. (Рябина.)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина.)

Ягоды не сладость,

Зато глазу радость,

Дроздам – угощенье. (Калина.)

Три сестры летом зелёные,

К осени одна краснеет,

Другая белеет, третья чернеет. (Смородина.)

− Что собрали мы в лукошко? (Ягоды.)

− Я. Тайц приглашает нас вместе с бабушкой и Надей пойти по ягоды. Какой ягоды нет у нас в лукошке? какое растение может о себе так сказать:

Я – капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня – тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица. (Земляника.)

Слушание, выполнение заданий в учебнике и тетради (работа в парах).

«Санька и его младшая сестричка Варя идут из леса. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и говорит:

– Что же ты, Саня… Маленькая Варя больше тебя набрала!

– Ещё бы! – отвечает Санька. – Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

− Почему маленькая Варя приносила ягод больше, чем брат? Из каких строк видно, что Саня очень любит маленькую сестрёнку? Перечитайте эти предложения.

Выразительное чтение стихотворения.

Земляничка возле пня

Оглянулась – и потом

Притаилась под листом.

Солнца луч её нашёл,

Беседа о ягодах.

− Что вы знаете о землянике? (Ответы детей.)

Земляника не только вкусная, но и полезная ягода. Её применяют при простудных заболеваниях, при малокровии. Очень полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники.

Если ягоды не знаешь,

Лучше ты её не рви,

Если ягоды не знаешь,

В рот её ты не клади.

Ягоды берите аккуратно,

Не топчите зря кусты,

Чтоб сюда другие люди

После вас могли прийти.

− Расскажите свои истории о героях рассказа Я. Тайца.

Слово об авторе.

Яков Моисеевич Тайц родился в апреле 1905 года в Литве, но большую часть жизни прожил в Москве. Мечтал стать художником, а стал писателем. Он написал около ста рассказов и три повести. Лучшие его рассказы – о том, что понятно каждому человеку. Они учат справедливости, честности, презрению к трусам и обманщикам.

− Читайте рассказы Тайца и, возможно, они помогут вам понять и почувствовать окружающий мир.

− О чём вы сегодня читали? Что было главным? Чему научили вас произведения?

Работа с текстом: выполнение заданий 1, 2, 3 в учебнике и чтение по строфам.

Выполнение заданий в тетради под руководством учителя.

На слайде: портрет К. И. Чуковского.

– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

Книги Корнея Чуковского живут и будут долго жить.

Работа с выставкой книг.

Чтение отрывков из книг по выбору детей.

…Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами…

…А в Большой Реке крокодил лежит,

И в зубах его не огонь горит –

…Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой,

…Маленькие дети! Ни за что на свете

…И рада и счастлива вся детвора:

Вспомните загадки К. Чуковского, с которыми вы познакомились на страницах букваря и учебника литературного чтения.

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое.

(Яйцо и цыплёнок.)

Я лаю со всякой собакой.

Я вою со всякой совою,

И каждую песню твою

Я вместе с тобою пою.

Когда же вдали пароход

Быком на реке заревёт,

Я тоже реву: У-у-у! (Эхо.)

Чтение загадок жужжащим чтением.

− Стихи Чуковского великолепно звучат, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. Они приносят всем радость.

III. Итог урока.

− Хорошо мы с вами погуляли с весной и летом! Много узнали, но пришла пора возвращаться домой.

Выполнение заданий в учебнике.

Упражнение в выразительном чтении (под руководством учителя). Пробное выразительное чтение.

Самостоятельная работа в тетради.

− Что мы родиной зовём? Что считать родиной?

Родина нас окружила

Дивной своей красотой,

Родина нам подарила

Воздух степной и лесной,

Берег крутой с быстрой рекой,

Синее небо над головой.

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор,

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Проверка выполнения задания 3 в рабочей тетради.

− Что объединяет такие разные по жанрам и темам произведения?

− Спасибо за урок, за работу. Берегите, любите, охраняйте родную природу.

Пойми живой язык природы –

Для самостоятельной работы: придумать историю о маленьком кусочке хлеба, сушке или прянике.

Читайте также: