Плещеев травка зеленеет конспект урока 1 класс
Обновлено: 06.07.2024
Воспитывать ценностное отношение к богатству русского языка, желание говорить правильно, культуру речевого общения.
Материалы и оборудование: иллюстрации весны, ласточки. портрет Алексея Николаевича Плещеева, карточки для рефлексии.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с перелетными птицами; чтение рассказов о весне; загадывание загадок; наблюдения за птицами.
Дети стоят по кругу. Воспитатель предлагает ребенку передать мяч (или игрушку) ребенку, стоящему рядом, ласково называет его по имени. Ребенок берет мяч и предлагает его следующему ребенку с тем же заданием. После этого дети делятся своими впечатлениями и ощущениями.
- Ребята, чтобы вы сами догадались, о чём пойдёт речь сегодня, я хочу загадать вам загадку.
Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня.
Правильно! Кто же ответит, о чём сегодня мы будем говорить? (о Весне) Да, мы сегодня будем говорить о весне.
- А. какое сейчас время года?
- Как вы определили, что это весна?
- Какие птицы прилетают весной?
- Отгадайте загадку: какая птица принесла на крыльях весну.
Быстро над землёй порхает,
Мошек на лету хватает
И мелькает в высоте
С чёрной стрелкой на хвосте.
Домик у неё из глины,
Вроде маленькой корзины. (Ласточка)
- Хотите выучить про неё стихотворение?
А теперь я вам прочту его стихотворение о весне. Послушайте!
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.
Поделитесь своими впечатлениями: какие чувства у вас вызвало это стихотворение. (ответы детей)
- о каком времени года пишет поэт? (о весне)
- как вы думаете, какое настроение было у поэта в это время года? (хорошее, веселое)
- с какой интонацией лучше рассказывать это стихотворение? Каким голосом? (веселым, восторженным, добрым, радостным)
Словарная работа с детьми:
- Какое слово вам не понятно?
Сени – это помещение в деревенских домах между жилой частью дома и крыльцом. Там всегда тепло и сухо. Краше – значит красивее, красочнее, наряднее.
Милей – больше всего нравится.
Прощебечи – издать щебет, чириканье.
Киви – вачи, чики – рик.
Все: кто мал и, кто велик,
Этой песенке моей отзовитесь поскорей.
(Ребенок вбегает в круг и говорит):
- С тучей споря, с ветром споря, я летела из – за моря. Да случилось горюшко, обронила перышко… Тот, кто перышко найдет, в наш широкий круг войдет.
(Воспитатель тихонько роняет платок за кругом. Дети оборачиваются и ищут платок.
(Кто найдет, входит в круг и говорит):
- Раз, два, три, ну – ка догони! (Ребенок – ласточка догоняет).
Вторичное чтение стихотворения . - Нам помогут выучить стихотворение карточки – схемы. (Воспитатель проговаривает стихотворение выставляя на доску схемы по тексту).
1. Травка зеленеет, солнышко блестит,
2. Ласточка с весною в сени к нам летит.
3. С нею солнце краше и весна милей,
4. Прощебечь с дороги нам привет скорей.
5. Дам тебе я зёрен, а ты песню спой.
6. Что из стран далёких принесла с собой. (Проговариваем с детьми каждую фразу)
- Какой четверостишие показалось вам самым сложным? Давайте его повторим.
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
Проговаривает каждый стол, а остальные следят: громко проговорить, прошептать, пропеть.
Индивидуальное чтение: а теперь станем артистами 3 – 4 ребенка (микрофон).
- Кто вам понравился больше, читая стихотворение? Почему?
3. Заключительная час ть- Молодцы! У Ани так хорошо получилось рассказать стихотворение, а вот Мише не хватило немного эмоций.
- А вам понравилось стихотворение?
- Как называется стихотворение?
- Вам было трудно его запомнить?
- А что помогло запомнить?
- Какое настроение у вас сейчас, покажите фишку: солнышко – отлично, солнышко за тучкой – хорошее, тучка - плохое?
- Почему ты выбрал (а) солнышко, солнышко за тучкой, тучку? (дети объясняют свой выбор)
Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.
Поэт – писатель, создающий произведения в стихах.
Выразительные средства – слова, выражения, фразы, способы построения текста, делающие произведение ярким, эмоциональным, выразительным.
Ключевые слова
Стихотворение; поэт; выразительные средства.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – Ч.1. - С. 65
2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тет-радь.1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 40
3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горец-кий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013
узнаем о русском поэте Алексее Николаевиче Плещееве
научимся анализировать стихотворное произведение;
сможем создать иллюстрацию к стихотворению
Основное содержание урока
1.Знакомство с биографией поэта А.Н.Плещеева происходит в ходе беседы вымышленных персонажей – Володи и Ани. А: Смотри, Володя, в этой книге есть биография Алексея Николаевича Плещеева. Давай сначала познакомимся с автором, а потом почитаем его произведения.
Алексей Николаевич Плещеев родился 4 декабря 1825 года в городе Кострома в семье чиновника. Отец его умер, когда Алексею было 2 года. Мать поэта воспитывала сына в одиночку, благодаря ей мальчик получил прекрасное домашнее образование. Детство Плещеева прошло в Нижнем Новгороде.
В 1839 году семья переезжает в город Петербург, где Плещеев поступил в военное училище. Через 2 года он уходит из училища, а в 1843 году поступил в Петербургский университет.
Еще в университете Плещеев начинает печататься в журналах. Поэт активно сотрудничал с журналом «Современник, публиковал стихи в различных изданиях Москвы.
Отличительная особенность поэзии Плещеева — ее бодрость и жизнерадостность: поэт верит в торжество свободы, равенства и справедливости. Многие годы жизни Плещеева были посвящены просветительской деятельности, которая имела педагогическую направленность. В 1861 году совместно с Бергом им была издана хрестоматия "Детская книжка", в 1873 году при совместной работе с Александровым появляется сборник для детей, куда помещены лучшие произведения русской классической и современной литературы.
Кроме литературных изданий, по инициативе Плещеева выпускаются учебно-познавательные сборники по географии. Всего было подготовлено и выпущено семь книг разной тематики.
С годами Плещеев начинает писать стихотворения для детей и становится признанным детским поэтом.
А: Мне было интересно познакомиться с биографией Алексея Николаевича Плещеева.
В: Давай теперь почитаем его стихотворения
В: В нашем учебнике литературного чтения приведён отрывок из этого стихотворения. Давай прочитаем. (Чтение стихотворения).
В: Я это стихотворение и раньше слышал. Это одно из самых известных произведений Плещеева.
А: Когда читаешь его, с первых строк чувствуешь радость писателя. Он радуется прилёту ласточки – вестницы весны.
В: И слова он использует ласковые – травка, солнышко. Видно, как он любуется весенней картиной природы.
А: Автор ждал ласточку, хотел услышать её щебетание, приготовил ей зёрнышек. Всё стихотворение проникнуто ожиданием весны.
В: Его настроение такое же весёлое, как щебетание ласточки и оно передается читателям.
А: Я думаю, читать это стихотворение надо с радостно, весело, чтобы слушатели почувствовали настроение автора.
Разбор типового тренировочного задания.
Текст вопроса: Восстановите последовательность строк в стихотворении А.Н.Плещеева
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока
Литературное чтение, 1 класс
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.
Поэт – писатель, создающий произведения в стихах.
Выразительные средства – слова, выражения, фразы, способы построения текста, делающие произведение ярким, эмоциональным, выразительным.
Ключевые слова
Стихотворение; поэт; выразительные средства.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – Ч.1. - С. 65
2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тет-радь.1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 40
3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горец-кий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013
узнаем о русском поэте Алексее Николаевиче Плещееве
научимся анализировать стихотворное произведение;
сможем создать иллюстрацию к стихотворению
Основное содержание урока
1.Знакомство с биографией поэта А.Н.Плещеева происходит в ходе беседы вымышленных персонажей – Володи и Ани. А: Смотри, Володя, в этой книге есть биография Алексея Николаевича Плещеева. Давай сначала познакомимся с автором, а потом почитаем его произведения.
Алексей Николаевич Плещеев родился 4 декабря 1825 года в городе Кострома в семье чиновника. Отец его умер, когда Алексею было 2 года. Мать поэта воспитывала сына в одиночку, благодаря ей мальчик получил прекрасное домашнее образование. Детство Плещеева прошло в Нижнем Новгороде.
В 1839 году семья переезжает в город Петербург, где Плещеев поступил в военное училище. Через 2 года он уходит из училища, а в 1843 году поступил в Петербургский университет.
Еще в университете Плещеев начинает печататься в журналах. Поэт активно сотрудничал с журналом «Современник, публиковал стихи в различных изданиях Москвы.
Отличительная особенность поэзии Плещеева — ее бодрость и жизнерадостность: поэт верит в торжество свободы, равенства и справедливости. Многие годы жизни Плещеева были посвящены просветительской деятельности, которая имела педагогическую направленность. В 1861 году совместно с Бергом им была издана хрестоматия "Детская книжка", в 1873 году при совместной работе с Александровым появляется сборник для детей, куда помещены лучшие произведения русской классической и современной литературы.
Кроме литературных изданий, по инициативе Плещеева выпускаются учебно-познавательные сборники по географии. Всего было подготовлено и выпущено семь книг разной тематики.
С годами Плещеев начинает писать стихотворения для детей и становится признанным детским поэтом.
А: Мне было интересно познакомиться с биографией Алексея Николаевича Плещеева.
В: Давай теперь почитаем его стихотворения
В: В нашем учебнике литературного чтения приведён отрывок из этого стихотворения. Давай прочитаем. (Чтение стихотворения).
В: Я это стихотворение и раньше слышал. Это одно из самых известных произведений Плещеева.
А: Когда читаешь его, с первых строк чувствуешь радость писателя. Он радуется прилёту ласточки – вестницы весны.
В: И слова он использует ласковые – травка, солнышко. Видно, как он любуется весенней картиной природы.
А: Автор ждал ласточку, хотел услышать её щебетание, приготовил ей зёрнышек. Всё стихотворение проникнуто ожиданием весны.
В: Его настроение такое же весёлое, как щебетание ласточки и оно передается читателям.
А: Я думаю, читать это стихотворение надо с радостно, весело, чтобы слушатели почувствовали настроение автора.
Разбор типового тренировочного задания.
Текст вопроса: Восстановите последовательность строк в стихотворении А.Н.Плещеева
Планируемые результаты (УУД):
личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать;
метапредметные: регулятивные – осуществляют действие по образцу и заданному правилу; познавательные – знакомятся с содержанием произведений, понимают фактическое содержание текста; строят речевые высказывания в устной форме; владеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят информацию, необходимую для ее решения, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
предметные: научатся читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию; различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу; получат возможность научиться сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц.
Сценарий урока
…Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
− Сегодня вы познакомитесь с произведениями разных жанров, тем и авторов. В конце урока попробуем определить, что их объединяет.
II. Изучение нового материала.
Учитель читает стихотворение.
Отчего сегодня ива и шумна, и говорлива,
Хоть пока ещё она без листвы черным-черна.
Оттого, что услыхала ива, как невдалеке
Треснул лёд и сразу стало неспокойно на реке.
Значит, скоро, очень скоро будет тёплая пора
И зима без разговора уберётся со двора.
Будет солнце, будут ветры, будет неба синева,
И опять украсит ветви серебристая листва.
И опять увидит ива, как по зеркалу реки
Поплывут неторопливо звёзд оживших огоньки…
− О каком времени года рассказывает поэт? (Весна пришла к нам в гости.)
Учащиеся выразительно читают стихи.
Растопило солнце снег,
Радость на сердце у всех,
Птицы весело запели,
Слышен звонкий стук капели,
И ручьи бурлят, и птички
В гнёздах сели на яички.
Что с природою такое?
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Е. Баратынский
− Оцените выразительность чтения по следующим критериям: чёткость, соблюдение пауз, логических ударений, эмоциональность, умение находить нужную интонацию.
– У каждого времени года свои приметы. Что происходит весной? Какие приметы весны вы знаете?
Выразительное чтение учителем.
− Какое настроение создаёт это стихотворение? Выберите из предложенных вариантов: грустное, радостное, безразличное, торжественное. Какие изменения в природе заметил поэт?
Выполнение заданий 1, 2, 3 в учебнике.
Беседа о птицах.
− Ярко светит солнце, тает снег, появились подснежники, за ними насекомые, а затем птицы. Летят птицы через широкие моря, через высокие горы, летят через пустыни, степи, леса. Усталые, измученные, прилетают птицы в родные места.
− Какие птицы возвращаются к нам из тёплых стран?
На слайдах представлены тексты загадок о перелётных птицах:
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Словно выпорхнув спросонок,
Песнь заводит … (жаворонок).
Посмотрите – выше крыш
Небо режет быстрый … (стриж).
Всех перелётных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперёд по пашне вскачь.
И зовётся птица – … (грач).
Кто в лесу у нас гадает
И про жизнь твою все знает?
Сколько жить тебе, узнаешь!
Птичка, серая подружка,
А зовут её … (кукушка).
На Руси был древний обычай: весной пекли специальные пряники-жаворонки. Ребятишки забирались на крышу и пели заклички.
Красну весну принеси:
Нам-то зима надоела,
Весь хлеб у нас поела.
Зима, зима, ступай за моря –
Там пышки пекут, кисели варят,
− Тем самым завлекали весну. Как вы думаете, почему птицы возвращаются весной? Какая птица принесла весну в стихотворении А. Плещеева? Что принесла с собой ласточка? В каком темпе надо читать: быстро, медленно, умеренно? Передайте интонацией своё отношение к читаемому?
Чтение стихотворения учащимися.
− Значение какого слова вам не понятно?
Сени − в деревенских избах и в старину в городских домах − помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Заучивание стихотворения наизусть и пробное выразительное чтение.
Выполнение заданий в тетради под руководством учителя.
− Каким цветом вы раскрасили треугольник в модели обложки? (Зелёным, это стихотворение о природе.) Назовите автора и заголовок стихотворения.
– Прочитайте народную и авторскую загадку о птицах. Какие слова помогли вам найти отгадки?
– Пофантазируйте, о чём будут разговаривать синичка и ласточка, которая вернулась из тёплых стран на родину.
– Откройте содержание учебника, пролистайте книгу. В каких произведениях вы читали о наступлении весны?
− Ребята, а вам нравится весна? Чем? Почему?
Весна приглашает нас прогуляться. Какого цвета весна? (Зелёная.) А может весна быть золотой?
Учитель читает стихотворение.
Опять пришла к нам весна золотая,
Опять проснулись леса и поля,
И звенит, и поёт, расцветая,
Под вешним солнцем родная земля.
– Угадайте, куда мы попали:
• Безбрежно, да не море,
• Волны катят, да не водные.
• Корабли пройдут – все волны уберут.
(Хлебное поле.)
Показ изображения хлебного поля.
Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят.
Сегодня на земле, а завтра – на столе.
Чтение пословиц о хлебе.
• Хлеб всему голова.
• Хлеб без труда не родится никогда.
• Без печки холодно, без хлеба голодно.
• Хлеб – наше богатство.
− Как вы понимаете смысл этих пословиц?
Самостоятельное первичное чтение.
Выполнение заданий 1, 2 в рабочей тетради (под руководством учителя), задания 1 в учебнике.
Чтение по ролям.
− Что такое хлеб? Что относится к хлебу?
− Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Художник так увидел бабушку, а как вы её представляете?
− Сколько труда надо приложить, чтобы вырастить хлеб?
Заранее подготовленные дети выразительно читают стихи.
За лесами, за лугами раздаётся в поле гром:
Это тракторы плугами пашут лёгкий чернозём.
Гребнем частым, борона, расчеши земельку!
Приготовим для зерна мягкую постельку.
Всему начало плуг и борозда,
Поскольку борозда под вешним небом
Имеет свойство обернуться хлебом.
Не забывай об этом никогда:
Всему начало хлеб и борозда.
На широкие долины вышли новые машины.
Глянь в раскрытое окно – сеют сеялки зерно.
Сколько в это зёрнышко вложено труда
Знают только солнышко, ветер и вода.
− Теперь, ребята, вы тоже знаете, как хлеб растёт.
Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошёл.
− Восстановите порядок, в котором хлеб проходит путь от зерна до каравая. (На доске открывается запись.)
Привезти хлеб в магазин (6).
Обмолотить колосья (1).
Привезти зерно на элеватор (2).
Смолоть зерно в муку (3).
Привезти муку на хлебозавод (4).
Выполнение задания 3 в рабочей тетради.
Учитель читает стихотворение.
Стал ветряк уже не годен * –
Староват и маловат.
Заменил его сегодня
По цехам пройдёшь – порядок:
Закрома полны муки,
Зёрна мелют автоматы –
Очень умные станки.
Автомат замесит тесто,
Автомат развесит тесто,
Автомат нарежет тесто
И отправит тесто в печь…
Вывод: В хлебе – здоровье, сила, чудесное тепло. Этого купить нельзя.
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул.
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
– Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
– Я пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
− К чему призывает Сергей Михалков детей и взрослых? (Ценить и беречь хлеб, он очень трудно даётся, он так же дорог, как и сама жизнь.)
Слайд: Берегите хлеб вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Облако, облако! Белое, хорошее,
Подари нам, облако, капельку дождя.
(дети поднимают руки вверх.)
Маленькое зёрнышко нами в землю брошено
(дети изображают сеятелей),
Маленькому зёрнышку без воды нельзя
(дети через стороны поднимают руки вверх).
3. Продолжение работы по теме.
Учитель читает стихотворение.
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна, –
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Лето – это время созревания ягод, сбора урожая овощей и фруктов.
− Прочитайте загадки и соберите в лукошко отгадки.
На слайдах тексты загадок.
На кусточке под листочки бусинки подвешены:
Чёрненькие бусинки оказались вкусненьки! (Черника.)
Вкус у ягоды хорош, но сорви её, поди-ка:
Вся в колючках, будто ёж, потому и … (ежевика).
И красна, и кисла – на болоте росла. (Клюква.)
Листики с глянцем, ягодки с румянцем,
А сами кусточки – не больше кочки. (Брусника.)
Весной – белёная, летом – зелёная,
Осенью – калёная, зимой – хвалёная. (Рябина.)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина.)
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость,
Дроздам – угощенье. (Калина.)
Три сестры летом зелёные,
К осени одна краснеет,
Другая белеет, третья чернеет. (Смородина.)
− Что собрали мы в лукошко? (Ягоды.)
− Я. Тайц приглашает нас вместе с бабушкой и Надей пойти по ягоды. Какой ягоды нет у нас в лукошке? какое растение может о себе так сказать:
Я – капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня – тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица. (Земляника.)
Слушание, выполнение заданий в учебнике и тетради (работа в парах).
«Санька и его младшая сестричка Варя идут из леса. Набрали земляники, несут в кузовках.
Моя бабушка поглядела и говорит:
– Что же ты, Саня… Маленькая Варя больше тебя набрала!
– Ещё бы! – отвечает Санька. – Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.
− Почему маленькая Варя приносила ягод больше, чем брат? Из каких строк видно, что Саня очень любит маленькую сестрёнку? Перечитайте эти предложения.
Выразительное чтение стихотворения.
Земляничка возле пня
Оглянулась – и потом
Притаилась под листом.
Солнца луч её нашёл,
Беседа о ягодах.
− Что вы знаете о землянике? (Ответы детей.)
Земляника не только вкусная, но и полезная ягода. Её применяют при простудных заболеваниях, при малокровии. Очень полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники.
Если ягоды не знаешь,
Лучше ты её не рви,
Если ягоды не знаешь,
В рот её ты не клади.
Ягоды берите аккуратно,
Не топчите зря кусты,
Чтоб сюда другие люди
После вас могли прийти.
− Расскажите свои истории о героях рассказа Я. Тайца.
Слово об авторе.
Яков Моисеевич Тайц родился в апреле 1905 года в Литве, но большую часть жизни прожил в Москве. Мечтал стать художником, а стал писателем. Он написал около ста рассказов и три повести. Лучшие его рассказы – о том, что понятно каждому человеку. Они учат справедливости, честности, презрению к трусам и обманщикам.
− Читайте рассказы Тайца и, возможно, они помогут вам понять и почувствовать окружающий мир.
− О чём вы сегодня читали? Что было главным? Чему научили вас произведения?
Работа с текстом: выполнение заданий 1, 2, 3 в учебнике и чтение по строфам.
Выполнение заданий в тетради под руководством учителя.
На слайде: портрет К. И. Чуковского.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
Книги Корнея Чуковского живут и будут долго жить.
Работа с выставкой книг.
Чтение отрывков из книг по выбору детей.
…Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами…
…А в Большой Реке крокодил лежит,
И в зубах его не огонь горит –
…Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой,
…Маленькие дети! Ни за что на свете
…И рада и счастлива вся детвора:
Вспомните загадки К. Чуковского, с которыми вы познакомились на страницах букваря и учебника литературного чтения.
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое.
(Яйцо и цыплёнок.)
Я лаю со всякой собакой.
Я вою со всякой совою,
И каждую песню твою
Я вместе с тобою пою.
Когда же вдали пароход
Быком на реке заревёт,
Я тоже реву: У-у-у! (Эхо.)
Чтение загадок жужжащим чтением.
− Стихи Чуковского великолепно звучат, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. Они приносят всем радость.
III. Итог урока.
− Хорошо мы с вами погуляли с весной и летом! Много узнали, но пришла пора возвращаться домой.
Выполнение заданий в учебнике.
Упражнение в выразительном чтении (под руководством учителя). Пробное выразительное чтение.
Самостоятельная работа в тетради.
− Что мы родиной зовём? Что считать родиной?
Родина нас окружила
Дивной своей красотой,
Родина нам подарила
Воздух степной и лесной,
Берег крутой с быстрой рекой,
Синее небо над головой.
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор,
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Проверка выполнения задания 3 в рабочей тетради.
− Что объединяет такие разные по жанрам и темам произведения?
− Спасибо за урок, за работу. Берегите, любите, охраняйте родную природу.
Пойми живой язык природы –
Для самостоятельной работы: придумать историю о маленьком кусочке хлеба, сушке или прянике.
Читайте также: