Художник и его палитра конспект урока и презентация

Обновлено: 02.07.2024

Цели: формирование умения самостоятельно получать новые цвета путём смешивания двух красок, выполнять плавные переходы одного цвета в другой; формирование навыков самостоятельной организации рабочего места.

Задачи урока

• Осваивать приёмы работы гуашевой краской, способы нанесения красочного слоя.

• Научить пользоваться палитрой, набирать краску на кисть, работать всей поверхностью кисти в разных направлениях.

• Развивать интерес к изобразительной деятельности, экспериментированию с красками, работе гуашевыми красками.

Обоудование: гуашь; различные кисти; палитра; презентация, карточка.

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

-Ребята, перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, желтая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

-Красный цвет - вы полны энергии, готовы активно работать. Желтый цвет - вы любознательны, полны оптимизма. Синий цвет - вы спокойны, всем удовлетворены. Надеюсь, что сегодня на уроке вы все будете активно работать, проявлять любознательность, и к концу урока у всех будет хорошее настроение!

-Чтобы определить тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам разгадать загадки.

Руки красные и рот,

Разноцветный я, как в сказке.

Не лентяй, не обормот,

Просто постарались… (краски)

Мы рисуем, красим тоже,

Каждый делает, что может.

Начнет рисунок карандаш,

А завершит его… (гуашь)

q1627270996.JPG

III. Введение в тему урока.

1. Вступительная беседа .

-Рассмотрите свои краски.

-Какого цвета краски есть в ваших наборах?

-Какие еще вы знаете цвета?

-Какие ассоциации возникают у вас с каждым из данных цветов? С голубым цветом? Красным? Зеленым? Что напоминает вам цвет каждой краски? (Голубой – небо, море; желтый – солнце, одуванчик, цыпленок; зеленый – трава и листья на деревьях; красный – цветок, закат солнца и др.)

-Как красивы все цвета красок! Дети все любят гуашь за их яркость!

-Но при работе с данными красками необходимо соблюдать определенные правила работы. Давайте с ними познакомимся.

2. Правила работы с гуашью .

-При работе с гуашью лучше подойдут жесткие кисти, беличьи кисти слишком мягкие для этих красок. Их также трудно отмыть от гуаши.

-Основное неудобство гуаши заключается в том, что придется постоянно мыть кисть, прежде чем набрать на нее новую краску. Будьте готовы к тому, что воду придется часто менять, так как гуашь – краска густая и быстро превращает чистую и прозрачную воду в мутную и грязную.

-Самое плохое для гуаши – это когда она засыхает. Поэтому следите за краской, не оставляйте ее открытой.

-Плюс красок в том, что они обладают кроющей поверхностью. Если что-то художник нарисовал неправильно, то, дождавшись, пока краска высохнет, можно нанести на рисунок слой краски погуще и все будет исправлено. Гуашь – техника непрозрачная.

-А самое главное, даже если у вас в наборе всего 6 цветов, вы можете получить краску любого тона. Как это сделать, вы узнаете на сегодняшнем уроке.

-Прежде, чем мы перейдем к экспериментированию с красками, необходимо познакомится с еще одним важным инструментом – палитрой.

Палитра – это специальная дощечка из фанеры, пластика или оргстекла. В качестве палитры можно использовать и обычный лист бумаги. Палитра должна быть белой или прозрачной. Ее, как и воду, в процессе работы надо часто менять (если она из бумаги), либо мыть.

-Палитра - это, своего рода, кухня художника, его лаборатория. Смешивая две краски в разных соотношениях друг к другу, добавляя в них больше или меньше белого или черного, вы можете получить такое богатство цветов и оттенков, о каком и не подозревали.

3. Смешивание красок.

- Существует три основных цвета. Вспомните, полоски какого цвета вы выбирали в начале урока: красный, желтый, синий. Используя их, можно получить большое количество составных цветов.

f1627271018.JPG

t1627271040.JPG

-Ваша задача получить путем смешивания оранжевую и зеленую краску. Напоминаю, что у нас есть только 3 основных цвета: красный, желтый и синий.

-Смешаем на палитре красную и желтую краску. Что получилось? Раскрасьте нижнюю часть морковки на индивидуальной карточке.

-Переходим к получению зеленой краски. Смешайте синюю и желтую краску. Что получилось? Раскрасьте зеленой краской верхнюю часть морковки.

-Посмотрите, какая спелая и сочная получилась морковка. Зайчик явно доволен!

m1627271101.JPG

-А теперь подумайте, а как можно получить фиолетовый цвет? Смешаем синюю и красную краску.

4. Работа по учебнику.

- Посмотрите детские работы на страницах 32 и 33. Что вы можете сказать об этих работах?

- Какое настроение вызывают эти работы? Почему?

-Какие краски использовали дети при выполнении работ?

-Это смешанные краски? Как их получали?

-В этих работах еще добавлен белый цвет. При смешивании он позволяет получить более светлые тона.

-Давайте в ходе игры еще раз повторим основные и составные цвета. Я буду называть цвет, если он основной - стоите прямо, если составной - поднимаете руки вверх.

IV. Педагогический рисунок.

Объяснение сопровождается показом на доске.

1) Расположите лист по горизонтали. Подумайте, какие узоры вы хотели бы нарисовать на своем коврике: цветы, листья или геометрические фигуры, или какие-то другие предметы.

2) Все элементы располагайте на одинаковом расстоянии друг от друга.

Я хочу нарисовать коврик с узорами растительного происхождения: это цветы, листочки, ягоды.

3) Рисую волнистую линию, а на ней располагаю все элементы на одинаковом расстоянии.

4) Края коврика разрисую волнистой линией.

6) Раскрашиваю свой коврик.

7) Можно на коврике нарисовать чередующиеся геометрические фигуры, например, квадратики и раскрасить различными цветами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по ИЗО.

Тема: Палитра художника.

1. ОРГ. МОМЕНТ.

Прозвенел звонок, Начинаем наш урок.

Будем изобразительное искусство изучать, Творчество и фантазию развивать.

-Ребята, какое сегодня число?

-Какой день недели?

-Какой по счету день?

- Какое сейчас время года? Молодцы.

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Конечно, не каждый может стать настоящим художником, но научиться рисовать и понимать искусство живописи доступно всем.

Вы хотите научиться рисовать? ( ответ уч-ся). Я вам в этом помогу.

Для того, чтобы попасть в королевство красок, нужно приготовить к уроку необходимые принадлежности. Отгадайте какие:

Я в руке своей держу радуги кусочек. Он поможет серый мир превратить в цветочек. (краски)

Как толь в акварель уткнусь я хвостиком Тот час буду рисовать то, что вы попросите. (кисть)

Имею я большой запас бумаги для каждого из вас. (альбом)

Чёрный Ивашка, деревянная рубашка Где носом проведёт, Там заметку кладёт. (карандаш)

Молодцы! Всё отгадали. Давайте их приготовим.

Человек, сколько он помнит себя, всегда старался сделать своё жилище уютным и красивым. Много тысяч лет тому назад, ещё живя в пещере, первобытный охотник начал изображать на её стенах людей и животных. Каменный скребок был первым инструментом художника, а полотном служили гранит и базальт. Прошло много лет, и художники стали использовать самые разные материалы: дерево, металл, глину, кость, камень, бумагу, стекло и даже болотную траву. Если вы были в музеях, то, наверное, видели там различные произведения художников, скульптуры, керамическую посуду и многие другие экспонаты.

Живописью называют произведения, созданные красками.

Краски – материал живописи. Как и звуки, краски могут быть и радостными и печальными. Как и писатель, художник рассказывает нам о жизни, создаёт образы героев, изображает действие, пишет картины природы.

Чтобы создать множество оттенков (разновидность цвета) художник пользуется палитрой (небольшой кусочек бумаги или картона, доски или стекла на которых смешивают краски)

Но и это ещё не всё. Любой художник, даже самый великий начинает работу с организации рабочего места, чтобы ему было удобно заниматься творчеством.

Сейчас мы этим и займёмся.

- чтобы краски не пачкались при работе, нужно кисточку промывать в баночке с водой. Баночку ставим с той стороны, где рабочая рука.

- кисть не нужно опускать полностью в краску, достаточно обмакнуть полхвостика.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Сейчас давайте с вами на листочке смешаем краски. У нас получились необычные цвета, теперь будем их наносить на бумагу, так чтобы получилась бабочка. Создание палитры в виде бабочки, путем смешивания красок.

Теперь возьмем новый чистый листочек и сложим его попалам, разогнем и на одной стороне нанесем разные цвета красок, чистую половину наложим на окрашенную. Разогнем, и у нас получилась необыкновенная палитра.

4. ИТОГ УРОКА.

Посмотрите, как сразу поднялось настроение! Как в нашем классе стало светло от ваших работ! Молодцы!

-Какая тема была на нашем уроке?

-Что вы сегодня рисовали?

-Ребята, вы сегодня на уроке старались, трудились. Мне понравились ваши рисунки. Вы все молодцы.

Задачи:

  • Образовательная: научить детей пользоваться палитрой, смешивать цвета.
  • Развивающая: развивать мышление, память, внимание.
  • Воспитывающая: воспитывать аккуратность, дисциплинированность, бережное отношение и уважение к своему труду и труду других людей.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, улыбнитесь друг другу и тихонечко присаживайтесь.
- Меня зовут Елена Леонидовна. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

Слушают, тихонечко садятся

- Ребята, посмотрите на доску.
- Что изображено на этих картинках?
- Чем пользуется художник, рисуя картину?
- Одной из самых важных приспособлений является палитра.
- Как вы думаете, что такое палитра и для чего она служит?

Изучение нового материала

- Ребята, сейчас я вам расскажу, что такое палитра и для чего она служит.
- Палитра – это небольшая тонкая и легкая доска четырехугольной или овальной формы.
- Именно на палитре художник может смешать краски и получить нужный цвет.
- Палитры бывают разные:

  • Пластмассовые,
  • Деревянные,
  • Фарфоровые.

- Деревянную и фарфоровую палитру художник использует, когда рисует масляными красками.
- Пластмассовую палитру художник использует, когда рисует гуашью.
- Когда художник рисует акварелью, он использует картонку или плотный слой бумаги.
- Ребята, сегодня мы будем рисовать гуашью, поэтому нам понадобится пластмассовая палитра, чтобы смешат краски.
- А что именно мы сегодня будем рисовать вы узнаете, отгадав загадку:

Под ногами лежат,
Зашагаешь, шуршат,
Яркие, цветные, краешки резные.

- Верно, ребята, сегодня мы будем рисовать осенний листочек дерева.
- Ребята, какой цвет может быть у листочка?
- Цвет осенних листьев очень разнообразен, он может быть: желтым, желто-зеленым, желто-красным, желто-коричневым.
- Сегодня мы с вами будем рисовать желто-зеленый листочек.
- Откройте альбомы.
- Как вы думаете почему листы в альбому у вас слипшиеся?
- Листы у вас слиплись, потому что вы не соблюдали правила:
- Нужно рисовать на рабочей стороне, правой
- Нельзя закрывать альбом с невысохшим рисунком.
- Нельзя брать много воды на кисть.
- Посмотрите, что получается, когда не соблюдаешь эти правила.
- Я обмакиваю кисточку, не отжимая ее, набираю краску и рисую.
- Посмотрите, что получилось.
- Поэтому, если вы хотите. Чтобы у вас получились красивые рисунки, слушайте учителя и соблюдайте правила.
- И так, ребята, в альбоме всегда рабочая сторона – это правая. Всегда рисуем на правой стороне.
- Если вы нарисуете на нерабочей стороне, потом у вас рисунки слипнуться и вы испортите оба рисунка.
- Сегодня на уроке мы будем использовать шаблон. Шаблон – это образец. В данный момент это образец листочка.
- Чтобы у вас все получилось вы должны внимательно посмотреть, как делаю я. А потом нарисовать самим.
1. - Мы берем шаблон, прикладываем его на середину рабочей стороны альбома.
Берем карандаш.
- Карандаш нужно держать не как ручку, чуть подальше от кончика карандаша, потому что если вы возьмете слишком близко, вы не увидите линию, которую проводите.
- И обводим линию.
- Сильно на карандаш давить не нужно, проводим так, чтоб линию было еле заметно.
- Откладываем шаблон на край стола, он больше не понадобиться.
2. - Дорисовываем веточку листочку.
3. - Мы приступаем к работе с красками. Нам понадобиться желтая, зеленая и коричневая краска, чтобы нарисовать черенок и прожилки.
- Аккуратно открываем краски, чтобы не испачкаться.
- Берем тоненькую кисточку, смачиваем в воде и отжимаем об края баночки.
- Краем кисточки набираем желтую краску и обводим аккуратно по контуру, краю листочка.
- Ополаскиваем тонкую кисточку.
4. - Чтобы нам закрасить листик целиком.
Берем толстую кисточку, обмакиваем в баночке и краем кисти набираем желтую краску.
- Закрашиваем от краев к середине, посмотрите внимательно.
5. - Смачиваем кисточку, набираем на край кисти желтую краску, переносим в палитру. Опять смачиваем кисть, набираем на край кисти зеленую краску, переносим в палитру к желтой, получается желто-зеленая краска.
6. Лист может быто не одинаково окрашен, дополнительный цвет мы можем добавить в любое место. Я добавлю сюда.
- Обмакиваем кисть, отжимаем, кладем на стол.
7. - Что не хватает в листочке?
- Осталось прорисовать черенок и прожилки.
Берем тоненькую кисточку, обмакиваем, отжимаем об края баночки, набираем коричневый цвет.
- У всех есть коричневая краска?
- Красн. + Зел.
- Черенок рисуем с верху в низ. Постепенно поднимаем руку, чтобы под конец линия казалось более тонкая.
- Прорисовываем прожилки от середины.
- Листочек готов
- Кто запомнил с чего я начинала?
- Что за тем я делала?

Практическая часть

- Ребята работают самостоятельно, учитель оказывает индивидуальную помощь.

Выполняют работу поэтапно

Итог урока

- С каким инструментом мы сегодня познакомились?
- Для чего она нужна?

Воспитатель: - Ребята, сегодня в группу прилетел воздушный шар с запиской, никто из вас не ждал писем? Давайте прочитаем?

Записка: Здравствуйте ребята старшей группы, я человек одной очень интересной профессии. Мне нужна ваша помощь, но прежде угадайте меня по рассказу. Когда вы прослушав рассказ, поймете кто я, ваша воспитательница прочитает мою записку до конца.

Воспитатель: - Давайте послушаем рассказ: Вот проснется поутру он, посмотрит в окошко, увидит красоту природы, которую мало кто замечает, кроме него. Возьмет с собой необходимые инструменты и отправится на свою любимую творческую работу. По дороге на работу, он рассмотрит каждое дерево, каждую лавочку и дом. Вот придет он в свою любимую мастерскую, достанет мольберт, поместит на него чистый холст, возьмет кисти и краски и напишет невиданную картину, которой все будут восхищаться.

Воспитатель: - Ребята, о ком этот рассказ? Давайте вспомним из рассказа, какие инструменты ему нужны для написания картины?

Воспитатель: - Ребята, подумайте, а о каком инструменты забыли упомянуть в рассказе? На чем художник будет смешивать краски? (Палитра)

Воспитатель: - Посмотрите, вот так выглядит палитра. А теперь послушайте записку от художника дальше: Дело в том, завтра ко мне придут мои ученики, но у меня совсем нет палитры для каждого ученика, помогите мне, сделайте мне пожалуйста палитры, что бы завтра на моих уроках появились чудесные картины.

Воспитатель: - Поможем художнику?

Воспитатель: - Давайте взглянем еще раз на палитру, когда художник разводит краску, какой формы получаются пятна краски? (круглой)

Воспитатель: - Значит, что бы сделать палитру, нам понадобятся круги, посмотрите на стол перед собой, из чего мы можем сделать круги? (из квадратов)

Воспитатель: - Давайте посмотрим на палитру, а Миша выйдет к доске, и посчитает, сколько кругов на палитре. (7)

Воспитатель: - А теперь я буду показывать вам на круг, а вы называть его цвет.

Воспитатель: - Где еще, есть такое сочетание цветов? (Радуга)

Физкультминутка

Художник картину всю ночь писал (характерное движение руки вверх вниз)

Работал на совесть, покоя не знал (вытирают лоб поочередно, правой, левой рукой)

Последние штрихи нанес (руки вперед по очереди)

И в галерею картину отнес (шаги на месте)

Воспитатель: - А теперь приступим к вырезыванию, мы возьмем ножницы в правую руку, те кто пользуются левой рукой, берут в левую руку. Берем в руки красный квадрат, на квадрате у вас нарисован круг, снизу начинаем вырезать по кругу, загибая линию, стараемся.

Таким образом, вырезаем все круги.

Воспитатель: - А теперь ребята, положили ножницы, и берем в руки клей, наносим клей на оборотную сторону красного круга и приклеиваем вот сюда, приглаживаем, что бы все ровно приклеилось.

Таким образом, приклеиваем все круги.

Итог

Воспитатель: - Ребята, художник знал, что вы очень постараетесь, поэтому он оставил для вас сюрприз. Раздаю детям кисточки.




Рекомендации:

Какие красивые пейзажи да ещё под птичьи трели! А прелестные мордашки с переменой цвета! Выдумщица Вы, Надежда Георгиевна! Волшебная работа!

Уж не знаю провёл меня интернет или нет, но пейзажи искала вологодские, Наталья Александровна. Мордашки-красочки составляла сама (рот, глаза, нос, парик, бант. ), затем перекрашивала. Думаю, что детям должно понравиться, как при слиянии красочки образуют другой цвет. Спасибо за "волшебную" работу и тёплые слова, всего Вам доброго!

Фантастика, Надежда Георгиевна! Действительно, это волшебная работа. Она получилась очень динамичная, красочная, "живая". Без всякого сомнения, презентация вызовет восторг у детей. Как Вам в голову приходят такие идеи?

/Как Вам в голову приходят такие идеи?/ Не знаю, Ирина Евгеньевна. Иногда сажусь за работу, знаю, что нужно донести, а каким образом - в голове пустота. Уже в ходе работы приходят разные идеи, затем думаю над навигацией, как это воплотить. Спасибо Вам за позитивный отзыв, который стимулирует на новые работы.

Надежда Георгиевна, какая изумительная работа у Вас получилась! Сколько в ней красоты и фантазии! Восхищаюсь Вашим талантом!

"Нет предела совершенству", что тут ещё можно сказать! Надежда Георгиевна, Вы просто умничка! Спасибо Вам!

Вам спасибо, Елена Викторовна, что не проходите мимо. Признательна Вам за поддержку и добрые слова. Приятно получить их от Вас.

Когда же Вы успеваете такую красоту создавать? Это-шедевр,какая-то фантастика! Спасибо Вам, Надежда Георгиевна!

Спасибо, Карина Халиловна, за приятный комментарий. Благодарю, что не проходите мимо, всего Вам доброго!

Надежда Георгиевна, с удовольствием посмешивала краски! Замечательная работа, детям, да и взрослым будет очень интересно. Спасибо Вам за очередную творческую изюминку! Подобной работы я не встречала.

Любовь Михайловна, очень приятно, что Вы посетили мою страничку, оставили добрые слова в адрес работы. Благодарю за внимание и поддержку, плодотворного Вам отдыха!

Ваши первоклашки будут прыгать от радости, увидев такие увлекательные и завораживающие презентации! Красотища!

Надеюсь, что благодаря презентационным фокусам дети быстро всё запомнят. Благодарю Вас, Римма Павловна, за щедрую похвалу, всех Вам благ!

Надежда Георгиевна, большое спасибо за чудесную презентацию! Фантастическая феерия с красками! Вроде всё это знаешь, но с восторгом ждёшь, что же получится?

Благодарю, Раиса Поликарповна, за высокую оценку работы, тёплые слова и поддержку, приятно получить их от Вас. Успехов Вам, всего доброго!

Очень красивая и музыкальная работа, вся анимация работает чётко. Уверена, что дети были рады такой работе. Спасибо Вам!

Да, Вы правы, мы с удовольствием изучили сложную тему по цветоведению. Спасибо, Зоя Андреевна, что Вы нашли время на просмотр моих работ, всего Вам доброго!

Надежда Георгиевна, очень понравилась Ваша работа! Как всегда, ресурс выполнен оригинально, в приятной цветовой гамме (вот, что значит специалист в этом вопросе. ), интересная подводка к теме урока (интерактивная лента с красивыми фотографиями природы, музыкальным сопровождением и щебетанием птичек), тема подана доступно, наглядно и занимательно. Удачное завершение урока – дидактическая игра позволит проверить первичные знания детей по теме. Для меня лично очень полезным оказалось знакомство с азбукой цвета: спектром, цветовым кругом, основными и составными цветами, тёплыми и холодными. Думаю, что это пригодится мне в работе при создании ресурсов. Спасибо, Надежда Георгиевна, за Ваш труд и желание поделиться своими разработками с коллегами.

Елена Владимировна, приятно, что моя работа оказалась для Вас полезной. Спасибо, что находите время заглянуть ко мне на страничку, написать такой развёрнутый комментарий, который мотивирует на создание новых работ. Жалко, что приходится заниматься не педагогической работой, а всё какими-то побочными делами. Признательна Вам за добрые слова, всех Вам благ, новых творческих идей!

Читайте также: