Украшение и фантазия изображение паутинок снежинок изо 2 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Вид занятий: рисование узора паутинки.

Цели и задачи: ознакомить с деятельностью художников по украшению, преобразованию окружающего мира на основе прообразов из природы; дать общее понятие о дизайне; выбор единого изобразительного материала и техники изображения для фона и изображения узора; укрепление межпредметных связей (литература, естествознание); дать представление об использовании линейной и центральной симметрии; отработка графических навыков.

Оборудование урока: тонированная бумага (или белая), уголь, пастель, мел (если бумага черная), тонкая кисть, тушь или гуашь (один цвет), лак для волос, сладкая вода. Литературный ряд: загадки по теме. Зрительный ряд: слайды фрагментов природы, увиденных глазами художника, фотографа (паутинки с каплями росы, дождь на ветках, иней, снежинки, пена; узоры плесени и грибков на кам­нях, стволах деревьев, сережки весенних деревьев и крылья бабо­чек и насекомых, цветы и т. д.).

I . Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II . Беседа по теме урока.

На уроке беседа ведется от имени Мастера Украшения, расска­зывающего об истоках работы художника, о том, что украшение, красота, используется самой природой, ею рождена; человек на­блюдает, заимствует у природы и продолжает ее работу, создавая свой вещественный мир.

Дети могут (с помощью учителя) догадаться, что именно в при­роде художник находит образы кружев, узоров для тканей, платьев, обоев, ювелирных украшений, предметов быта и т. д.

Учитель. Посмотрите, как природа умеет себя украсить. Снежинки - они хрупки и изящны. И ни один узор в них не повто­ряется. Сосульки, как хрустальные подвески, украшают наши дома зимой. Морозные узоры на стекле тоже похожи на украшения. Они напоминают сказочные деревья, цветы. В глубинах океана живут удивительные создания: раковины, морские звезды, рыбы, водо­росли. И их природа украсила ярко и пестро. А как много укра­шенных созданий в лесу, поле: природа щедро украсила листья, цветы и многих лесных жителей!

- А видели ли вы в лесу, поле паутинки? В их нежных нитях можно разглядеть листочки, капли дождя, росу, запутавшихся на­секомых. Паутинки тоже украшение леса.

Он сети, как рыбак, готовит,

А рыбы никогда не ловит. (Паук.)

А ткань всегда тку. (Паук.)

Муха охнула сперва:

- Ах, какие кружева!

А попала в кружева –

И пропала голова!

Бедняжка, словно в тине,

Увязла в. (паутине).

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка.)

Не снег и не лед,

А серебром деревья уберёт. (Иней.)

Какой это мастер

На стекле нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз.)

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Это - клён, а это - ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной! (Мороз?)

Утром бусы засверкали

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём. (Роса.)

III . Работа над заданием.

Дети изображают паутинки с помощью принесенных ими мате­риалов.

Возможны несколько вариантов рисунка: а) на белой бумаге, тушь, пастель, уголь, rya шь

б) тем же, но на тонированной бумаге;

в) на черной бумаге белым мелом с закреплением (лак для во­лос, сладкая вода).

Этапы рисования узора паутинки:

1) лист расположить горизонтально;

2) вписать в него квадрат (его сторона почти равна меньшей стороне листа);

3) поделить лист вертикально, горизонтально, пополам по двум диагоналям;

4) затем рисовать узор паутинки (либо прямыми, либо вогну­тыми линиями);

5) дорисовать узор дополнительными элементами (паучок, на­секомые).

Если паутинку нарисовать разноцветными мелками, будет по­хоже, что она освещена солнцем.

IV . Итоги урока.

Просмотр, анализ выполненных работ, отбор лучших. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: посмотреть, какие из природных мо­тивов можно угадать в различных украшениях, встречаемых деть­ми вокруг.

Цели и задачи: познакомить с украшениями, которые создала природа; развивать наблюдательность, умение видеть прекрасное в окружающем нас мире; формировать навыки работы с разными материалами; воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы: гуашь, цветные мелки, восковые мелки. Кисти, палитра, бумага А3.

Зрительный ряд: презентация к уроку (изображение паутины, картины художников)

Слайд 1 Тема урока. Украшение и реальность

Как прекрасен этот мир- посмотри… Что такое украшения, как вы думаете?

Украшения окружают нас, человек стремится к прекрасному он окружает себя красотой -украшены орнаментом одежда, игрушки, дома. Посуда и другие различные предметы.

Слайд 2 Красоту долго искать не надо, она рядом с нами, главное замечать её. А помогает нам в этом природа.

Слайд 3 Давайте внимательно посмотрим вокруг

Действительно, красота в лесу всюду, куда ни посмотри. Особенно нарядна паутина- хрупкое, нежное творение древнего мастера природы- ПАУЧКА.

Тут и там висят паучьи сети в сверкающих каплях росы.

Осенью тысячи этих паутинок покрывают всю землю в лесу, словно ковёр из тонких нитей расстилается на подушках мха.

Давайте рассмотрим это чудо природы

Дети рассматривают, обсуждают.

Паучьи сети - это нежные, недолговечные создания.

За день клейкие нити высыхают и становятся ломкими. А более толстые нити, наоборот, теряют упругость и провисают.

Такая сеть уже не годится для ловли добычи. Поэтому паукам приходится каждую ночь заново плести паутину.

И мы сегодня на уроке попробуем воссоздать этот необычный сказочный узор.

Изображение паутины художниками.

Это могут быть трава, цветы, осенние листья,

корни деревьев, просветы неба среди веток.

2. Подумай какой формы, цвета у тебя будет паутинка. Помни, что она очень светлая и прозрачная.

3. Когда фон подсохнет, тонкими линиями нарисуй паутинку, соединяя тончайшие линии в прочную конструкцию.

4. У кого-то забьётся в ней одинокий золотой листок, у кого-то капельки росы засверкают на солнце, у кого-то бабочка-пленница.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен теме "Волшебное кружево".Кружево - удивительное творение человеческой фантазии.Презентация помогает детям лучше понять новый материал.

Кружево - удивительное творение человеческой фантазии Кружево – текстильное изделие ручной или машинной работы без тканой основы, в котором ажурный рисунок образуется в результате переплетения нитей. Кружево используется в основном для отделки белья, одежды, салфеток, штор, скатертей, головных уборов. В России кружевоплетение начинает распространяться с конца 17 века.

Кружево - удивительное творение человеческой фантазии

Кружево – текстильное изделие ручной или машинной работы без тканой основы, в котором ажурный рисунок образуется в результате переплетения нитей.

Кружево используется в основном для отделки белья, одежды, салфеток, штор, скатертей, головных уборов.

В России кружевоплетение начинает распространяться с конца 17 века.

По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный стиль.

По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности:

  • вологодское,
  • елецкое,
  • киришское,
  • вятское,
  • московское,
  • галицкое,
  • рязанское

и другие кружева имели самобытность и характерный стиль.

Вологодские кружева


Окружающая нас природа наполнена необыкновенными по красоте формами

Окружающая нас природа наполнена необыкновенными по красоте формами

Капельки росы, как драгоценные камни, украшают листики и травинки.

Капельки росы, как драгоценные камни, украшают листики и травинки.

Художница зима преобразила все вокруг

Художница зима преобразила все вокруг

Сколько украшений в зимней природе! Волшебница зима украсила каждую травинку.

Сколько украшений в зимней природе! Волшебница зима украсила каждую травинку.

«Это что за кружева

На край зеленой крыши? !

Ой, зима- чудесница,

Это что за кружева

Ни проехать, ни пройти!

Морозные узоры превращают стекла окон в сказочные картины, на которых можно рассмотреть невиданные цветы, деревья и даже фантастические пейзажи.

Морозные узоры превращают стекла окон в сказочные картины, на которых можно рассмотреть невиданные цветы, деревья и даже фантастические пейзажи.

Заснеженные веточки, похожие на бусы, украшенные ритмом изящных сережек, создали красивый узор.

Заснеженные веточки, похожие на бусы, украшенные ритмом изящных сережек, создали красивый узор.

В глубинах океана живут удивительные рыбы. Природа их причудливо украсила .

В глубинах океана живут удивительные рыбы. Природа их причудливо украсила .

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности Ритм – универсальное природное свойство

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности

Ритм – универсальное природное свойство

Художник учиться у природы. Он много фантазирует и создает украшения для человека.

Художник учиться у природы. Он много фантазирует и создает украшения для человека.

Праздничный женский головной убор: кокошник(шитый жемчугом, бисером, стеклярусом) налобник-борушка (шитый жемчугом).

Праздничный женский головной убор:

кокошник(шитый жемчугом, бисером, стеклярусом)

налобник-борушка (шитый жемчугом).

Вологодское кружево


Наметим опорные линии, которые пройдут по всей форме, пересекая ее. Такими линиями в кружевах служат более прочные (толстые) нити. А от них пойдут более тонкие, перекрывая паутиной всю форму. Поверх нитяной сетки ложиться узор из растительных или геометрических элементов (цветов, листочков, петелек, спиралек и др.)

Наметим опорные линии, которые пройдут по всей форме, пересекая ее. Такими линиями в кружевах служат более прочные (толстые) нити. А от них пойдут более тонкие, перекрывая паутиной всю форму. Поверх нитяной сетки ложиться узор из растительных или геометрических элементов (цветов, листочков, петелек, спиралек и др.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

- развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений искусства и работ учащихся.

Метапредметные УУД:

-Познавательные: осуществлять анализ реально существующих форм природы и умение творчески преображать формы реального природного мира в условно-декоративные.

- Регулятивные: формировать навыки самостоятельной работы, развивать образное воображение, способность к творчеству, планировать время, работу, оценивать и анализировать ее результаты.

-Коммуникативные: способствовать накоплению опыта общения, ведения диалога, дискуссии, определять общую цель и пути ее достижения, учиться высказывать и отстаивать свое мнение.

Наглядный и дидактический материалы: оборудование для учителя: мультимедийная презентация, стенд с изображением кружев, элементов орнаментальных мотивов и др. оборудование для ученика: кисти, белая гуашь, тонированные воротнички и салфетки.

Литературный ряд: сказка о мастерицах-кружевницах.

  1. Организационный момент.Мотивация учебной деятельности.

Добрый день, 2-ой класс,

Мне приятно видеть вас

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг, другу улыбнитесь!

Молодцы, теперь садитесь!

2.​Ход урока. Актуализация знаний.

- Ребята, послушайте, расскажу я удивительную историю, не сказку, а быль.

Сказка-быль.

- Жил был царь Горох и любил он путешествовать, посмотреть, что в мире делается. Прикидывал, где чему хорошему можно научиться. Однажды приезжает он к Изумрудному морю, где живёт Заморский король. Король царя встречает и ведёт во дворец, показывает ему всякие диковинки.

- Жаль мне тебя, царь Горох, говорит он, живёшь ты среди таких людей, которые ничего не знают и не умеют. Взгляни вот какие мастерицы, и какая скатерть в моём королевстве имеются.

Показываю узор кружевной скатерти

- Царь Горох посмотрел на скатерть и засмеялся:

- Где же вы в своей стране видели берёзки да ромашки. Это русское кружево, из моего государства.

- Как! Быть того не может!- рассердился король. Стал в увеличительное стекло рассматривать. Велел купцов позвать. Они то и признались, что у русских кружевниц куплено. Лучше них никто кружево не плетёт, богаче узора нигде не найдёшь.

Тут же царю Гороху пришлось заступиться за купцов.

- Да есть в моём царстве такие кружевницы.

На этом заморский король не успокоился. Ине поверил. Велел ехать сию же минуту! Долго ехали и подъехали к дому, где кружевницы живут. Вышли мастерицы-кружевницы. Поклонились они гостям в пояс, в дом пригласили. А сами за работу сели. У каждой на подушке свой узор заплетён:

- у одной, будто волны под рукой струятся, небывалыми цветами птицы порхают;

- у третьей, по всему кружеву снежинки рассыпаны;

Дух захватило у заморского короля.

Что не кружево, то сказка!

- Ребята, где подсмотрели художницы - кружевницы рисунок своего сказочного узора? ( в природе)

1.Кружева, сплетенные паучком.

2.Где? В лесу (ёлочки, зайчики)

3.Зима. Кружева Деда Мороза.

5.На лугу. Подснежник.

- Вот она и хочет вас научить плести кружева кручёные, но без коклюшек!

Паучок ползет по ветке, а за ним ползут и детки.

Дождик с неба вдруг полил, паучка на землю смыл.

Солнце стало пригревать, паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки, чтобы погулять по ветке

3. Практическая работа. Закрепление знаний.

Музыка. Мастер Украшения

- А сейчас попробуем сами придумать свою кружевную сказку.

Взгляните, перед вами на столе всё необходимое.

Не торопитесь, послушайте советы:

  1. Левая и правая половинки должны повторять друг друга - узор одинаков.
  2. Кружевная паутина, которая соединяет весь узор очень тонкая.
  3. Все листочки, цветы, и т.д. надо сделать потолще, нажимом кисти.

(Можно порисовать в воздухе линии и узоры не отрывая локти от стола)

4. Окончание урока.

- Подходит к концу наш урок.

- Ребята изменилось ли ваше настроение на уроке?

Вешаем кружева на доску. Выбор настроения: грустная и весёлая тучка.

- Посмотрим ещё раз на весёлую добрую кружевницу с картины В. Тропинина. Пусть так и останется в вашей памяти её взгляд и изящный жест рук.

Урок окончен. Убираем рабочее место.

- формировать знания о народно декоративно - прикладном искусстве, о работе народных мастериц;

-развивать фантазию, учить наблюдать красоту природы, уметь перерабатывать её на основе фантазии;

- развивать чувство композиции, навыки графического изображения кистью декоративных мотивов;

- воспитывать эстетический вкус и аккуратность.

Личностные УУД:

- осознавать необходимость уважительного отношения к произведениям декоративно-прикладного искусства;

- значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности, как основы творчества;

- развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений искусства и работ учащихся.

Метапредметные УУД:

-Познавательные: осуществлять анализ реально существующих форм природы и умение творчески преображать формы реального природного мира в условно-декоративные.

- Регулятивные: формировать навыки самостоятельной работы, развивать образное воображение, способность к творчеству, планировать время, работу, оценивать и анализировать ее результаты.

-Коммуникативные: способствовать накоплению опыта общения, ведения диалога, дискуссии, определять общую цель и пути ее достижения, учиться высказывать и отстаивать свое мнение.

Наглядный и дидактический материалы: оборудование для учителя: мультимедийная презентация, стенд с изображением кружев, элементов орнаментальных мотивов и др. оборудование для ученика: кисти, белая гуашь, тонированные воротнички и салфетки.

Литературный ряд: сказка о мастерицах-кружевницах.

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Добрый день , 2-ой класс,

Мне приятно видеть вас

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг, другу улыбнитесь!

Молодцы, теперь садитесь!

Ход урока. Актуализация знаний.

- Ребята, послушайте, расскажу я удивительную историю, не сказку, а быль.

- Жил был царь Горох и любил он путешествовать, посмотреть, что в мире делается. Прикидывал, где чему хорошему можно научиться. Однажды приезжает он к Изумрудному морю, где живёт Заморский король. Король царя встречает и ведёт во дворец, показывает ему всякие диковинки.

- Жаль мне тебя, царь Горох, говорит он, живёшь ты среди таких людей, которые ничего не знают и не умеют. Взгляни вот какие мастерицы, и какая скатерть в моём королевстве имеются.

Показываю узор кружевной скатерти

- Царь Горох посмотрел на скатерть и засмеялся:

- Где же вы в своей стране видели берёзки да ромашки. Это русское кружево, из моего государства.

- Как! Быть того не может!- рассердился король. Стал в увеличительное стекло рассматривать. Велел купцов позвать. Они то и признались, что у русских кружевниц куплено. Лучше них никто кружево не плетёт, богаче узора нигде не найдёшь.

Тут же царю Гороху пришлось заступиться за купцов.

- Да есть в моём царстве такие кружевницы.

На этом заморский король не успокоился. Ине поверил. Велел ехать сию же минуту! Долго ехали и подъехали к дому, где кружевницы живут. Вышли мастерицы-кружевницы. Поклонились они гостям в пояс, в дом пригласили. А сами за работу сели. У каждой на подушке свой узор заплетён:

Показ слайдов

- у одной, будто волны под рукой струятся, небывалыми цветами птицы порхают;

- у третьей, по всему кружеву снежинки рассыпаны;

Дух захватило у заморского короля.

Что не кружево, то сказка!!

- Ребята, где подсмотрели художницы - кружевницы рисунок своего сказочного узора? ( в природе)

Показ слайдов

1.Кружева, сплетенные паучком.

2.Где? В лесу (ёлочки, зайчики)

3.Зима. Кружева Деда Мороза.

5.На лугу. Подснежник.

- Вот она и хочет вас научить плести кружева кручёные, но без коклюшек!

Паучок ползет по ветке, а за ним ползут и детки.

Дождик с неба вдруг полил, паучка на землю смыл.

Солнце стало пригревать, паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки, чтобы погулять по ветке

3. Практическая работа. Закрепление знаний.

Музыка. Мастер Украшения

- А сейчас попробуем сами придумать свою кружевную сказку.

Взгляните, перед вами на столе всё необходимое.

Не торопитесь, послушайте советы:

Левая и правая половинки должны повторять друг друга - узор одинаков.

Кружевная паутина, которая соединяет весь узор очень тонкая.

Все листочки, цветы, и т.д. надо сделать потолще, нажимом кисти.

Показ учителя

(Можно порисовать в воздухе линии и узоры не отрывая локти от стола)

4. Окончание урока.

- Подходит к концу наш урок.

- Ребята изменилось ли ваше настроение на уроке?

Вешаем кружева на доску. Выбор настроения: грустная и весёлая тучка.

- Посмотрим ещё раз на весёлую добрую кружевницу с картины В. Тропинина. Пусть так и останется в вашей памяти её взгляд и изящный жест рук.

Читайте также: