Украшение и фантазия изображение паутинок снежинок изо 2 класс конспект
Обновлено: 05.07.2024
Вид занятий: рисование узора паутинки.
Цели и задачи: ознакомить с деятельностью художников по украшению, преобразованию окружающего мира на основе прообразов из природы; дать общее понятие о дизайне; выбор единого изобразительного материала и техники изображения для фона и изображения узора; укрепление межпредметных связей (литература, естествознание); дать представление об использовании линейной и центральной симметрии; отработка графических навыков.
Оборудование урока: тонированная бумага (или белая), уголь, пастель, мел (если бумага черная), тонкая кисть, тушь или гуашь (один цвет), лак для волос, сладкая вода. Литературный ряд: загадки по теме. Зрительный ряд: слайды фрагментов природы, увиденных глазами художника, фотографа (паутинки с каплями росы, дождь на ветках, иней, снежинки, пена; узоры плесени и грибков на камнях, стволах деревьев, сережки весенних деревьев и крылья бабочек и насекомых, цветы и т. д.).
I . Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II . Беседа по теме урока.
На уроке беседа ведется от имени Мастера Украшения, рассказывающего об истоках работы художника, о том, что украшение, красота, используется самой природой, ею рождена; человек наблюдает, заимствует у природы и продолжает ее работу, создавая свой вещественный мир.
Дети могут (с помощью учителя) догадаться, что именно в природе художник находит образы кружев, узоров для тканей, платьев, обоев, ювелирных украшений, предметов быта и т. д.
Учитель. Посмотрите, как природа умеет себя украсить. Снежинки - они хрупки и изящны. И ни один узор в них не повторяется. Сосульки, как хрустальные подвески, украшают наши дома зимой. Морозные узоры на стекле тоже похожи на украшения. Они напоминают сказочные деревья, цветы. В глубинах океана живут удивительные создания: раковины, морские звезды, рыбы, водоросли. И их природа украсила ярко и пестро. А как много украшенных созданий в лесу, поле: природа щедро украсила листья, цветы и многих лесных жителей!
- А видели ли вы в лесу, поле паутинки? В их нежных нитях можно разглядеть листочки, капли дождя, росу, запутавшихся насекомых. Паутинки тоже украшение леса.
Он сети, как рыбак, готовит,
А рыбы никогда не ловит. (Паук.)
А ткань всегда тку. (Паук.)
Муха охнула сперва:
- Ах, какие кружева!
А попала в кружева –
И пропала голова!
Бедняжка, словно в тине,
Увязла в. (паутине).
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка.)
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберёт. (Иней.)
Какой это мастер
На стекле нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз.)
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это - клён, а это - ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной! (Мороз?)
Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (Роса.)
III . Работа над заданием.
Дети изображают паутинки с помощью принесенных ими материалов.
Возможны несколько вариантов рисунка: а) на белой бумаге, тушь, пастель, уголь, rya шь
б) тем же, но на тонированной бумаге;
в) на черной бумаге белым мелом с закреплением (лак для волос, сладкая вода).
Этапы рисования узора паутинки:
1) лист расположить горизонтально;
2) вписать в него квадрат (его сторона почти равна меньшей стороне листа);
3) поделить лист вертикально, горизонтально, пополам по двум диагоналям;
4) затем рисовать узор паутинки (либо прямыми, либо вогнутыми линиями);
5) дорисовать узор дополнительными элементами (паучок, насекомые).
Если паутинку нарисовать разноцветными мелками, будет похоже, что она освещена солнцем.
IV . Итоги урока.
Просмотр, анализ выполненных работ, отбор лучших. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: посмотреть, какие из природных мотивов можно угадать в различных украшениях, встречаемых детьми вокруг.
Цели и задачи: познакомить с украшениями, которые создала природа; развивать наблюдательность, умение видеть прекрасное в окружающем нас мире; формировать навыки работы с разными материалами; воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы: гуашь, цветные мелки, восковые мелки. Кисти, палитра, бумага А3.
Зрительный ряд: презентация к уроку (изображение паутины, картины художников)
Слайд 1 Тема урока. Украшение и реальность
Как прекрасен этот мир- посмотри… Что такое украшения, как вы думаете?
Украшения окружают нас, человек стремится к прекрасному он окружает себя красотой -украшены орнаментом одежда, игрушки, дома. Посуда и другие различные предметы.
Слайд 2 Красоту долго искать не надо, она рядом с нами, главное замечать её. А помогает нам в этом природа.
Слайд 3 Давайте внимательно посмотрим вокруг
Действительно, красота в лесу всюду, куда ни посмотри. Особенно нарядна паутина- хрупкое, нежное творение древнего мастера природы- ПАУЧКА.
Тут и там висят паучьи сети в сверкающих каплях росы.
Осенью тысячи этих паутинок покрывают всю землю в лесу, словно ковёр из тонких нитей расстилается на подушках мха.
Давайте рассмотрим это чудо природы
Дети рассматривают, обсуждают.
Паучьи сети - это нежные, недолговечные создания.
За день клейкие нити высыхают и становятся ломкими. А более толстые нити, наоборот, теряют упругость и провисают.
Такая сеть уже не годится для ловли добычи. Поэтому паукам приходится каждую ночь заново плести паутину.
И мы сегодня на уроке попробуем воссоздать этот необычный сказочный узор.
Изображение паутины художниками.
Это могут быть трава, цветы, осенние листья,
корни деревьев, просветы неба среди веток.
2. Подумай какой формы, цвета у тебя будет паутинка. Помни, что она очень светлая и прозрачная.
3. Когда фон подсохнет, тонкими линиями нарисуй паутинку, соединяя тончайшие линии в прочную конструкцию.
4. У кого-то забьётся в ней одинокий золотой листок, у кого-то капельки росы засверкают на солнце, у кого-то бабочка-пленница.
Урок посвящен теме "Волшебное кружево".Кружево - удивительное творение человеческой фантазии.Презентация помогает детям лучше понять новый материал.
Кружево - удивительное творение человеческой фантазии
Кружево – текстильное изделие ручной или машинной работы без тканой основы, в котором ажурный рисунок образуется в результате переплетения нитей.
Кружево используется в основном для отделки белья, одежды, салфеток, штор, скатертей, головных уборов.
В России кружевоплетение начинает распространяться с конца 17 века.
По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности:
- вологодское,
- елецкое,
- киришское,
- вятское,
- московское,
- галицкое,
- рязанское
и другие кружева имели самобытность и характерный стиль.
Окружающая нас природа наполнена необыкновенными по красоте формами
Капельки росы, как драгоценные камни, украшают листики и травинки.
Художница зима преобразила все вокруг
Сколько украшений в зимней природе! Волшебница зима украсила каждую травинку.
«Это что за кружева
На край зеленой крыши? !
Ой, зима- чудесница,
Это что за кружева
Ни проехать, ни пройти!
Морозные узоры превращают стекла окон в сказочные картины, на которых можно рассмотреть невиданные цветы, деревья и даже фантастические пейзажи.
Заснеженные веточки, похожие на бусы, украшенные ритмом изящных сережек, создали красивый узор.
В глубинах океана живут удивительные рыбы. Природа их причудливо украсила .
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности
Ритм – универсальное природное свойство
Художник учиться у природы. Он много фантазирует и создает украшения для человека.
Праздничный женский головной убор:
кокошник(шитый жемчугом, бисером, стеклярусом)
налобник-борушка (шитый жемчугом).
Наметим опорные линии, которые пройдут по всей форме, пересекая ее. Такими линиями в кружевах служат более прочные (толстые) нити. А от них пойдут более тонкие, перекрывая паутиной всю форму. Поверх нитяной сетки ложиться узор из растительных или геометрических элементов (цветов, листочков, петелек, спиралек и др.)
- развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений искусства и работ учащихся.
Метапредметные УУД:
-Познавательные: осуществлять анализ реально существующих форм природы и умение творчески преображать формы реального природного мира в условно-декоративные.
- Регулятивные: формировать навыки самостоятельной работы, развивать образное воображение, способность к творчеству, планировать время, работу, оценивать и анализировать ее результаты.
-Коммуникативные: способствовать накоплению опыта общения, ведения диалога, дискуссии, определять общую цель и пути ее достижения, учиться высказывать и отстаивать свое мнение.
Наглядный и дидактический материалы: оборудование для учителя: мультимедийная презентация, стенд с изображением кружев, элементов орнаментальных мотивов и др. оборудование для ученика: кисти, белая гуашь, тонированные воротнички и салфетки.
Литературный ряд: сказка о мастерицах-кружевницах.
- Организационный момент.Мотивация учебной деятельности.
Добрый день, 2-ой класс,
Мне приятно видеть вас
Встаньте ровно, подтянитесь
И друг, другу улыбнитесь!
Молодцы, теперь садитесь!
2.Ход урока. Актуализация знаний.
- Ребята, послушайте, расскажу я удивительную историю, не сказку, а быль.
Сказка-быль.
- Жил был царь Горох и любил он путешествовать, посмотреть, что в мире делается. Прикидывал, где чему хорошему можно научиться. Однажды приезжает он к Изумрудному морю, где живёт Заморский король. Король царя встречает и ведёт во дворец, показывает ему всякие диковинки.
- Жаль мне тебя, царь Горох, говорит он, живёшь ты среди таких людей, которые ничего не знают и не умеют. Взгляни вот какие мастерицы, и какая скатерть в моём королевстве имеются.
Показываю узор кружевной скатерти
- Царь Горох посмотрел на скатерть и засмеялся:
- Где же вы в своей стране видели берёзки да ромашки. Это русское кружево, из моего государства.
- Как! Быть того не может!- рассердился король. Стал в увеличительное стекло рассматривать. Велел купцов позвать. Они то и признались, что у русских кружевниц куплено. Лучше них никто кружево не плетёт, богаче узора нигде не найдёшь.
Тут же царю Гороху пришлось заступиться за купцов.
- Да есть в моём царстве такие кружевницы.
На этом заморский король не успокоился. Ине поверил. Велел ехать сию же минуту! Долго ехали и подъехали к дому, где кружевницы живут. Вышли мастерицы-кружевницы. Поклонились они гостям в пояс, в дом пригласили. А сами за работу сели. У каждой на подушке свой узор заплетён:
- у одной, будто волны под рукой струятся, небывалыми цветами птицы порхают;
- у третьей, по всему кружеву снежинки рассыпаны;
Дух захватило у заморского короля.
Что не кружево, то сказка!
- Ребята, где подсмотрели художницы - кружевницы рисунок своего сказочного узора? ( в природе)
1.Кружева, сплетенные паучком.
2.Где? В лесу (ёлочки, зайчики)
3.Зима. Кружева Деда Мороза.
5.На лугу. Подснежник.
- Вот она и хочет вас научить плести кружева кручёные, но без коклюшек!
Паучок ползет по ветке, а за ним ползут и детки.
Дождик с неба вдруг полил, паучка на землю смыл.
Солнце стало пригревать, паучок ползет опять,
А за ним ползут все детки, чтобы погулять по ветке
3. Практическая работа. Закрепление знаний.
Музыка. Мастер Украшения
- А сейчас попробуем сами придумать свою кружевную сказку.
Взгляните, перед вами на столе всё необходимое.
Не торопитесь, послушайте советы:
- Левая и правая половинки должны повторять друг друга - узор одинаков.
- Кружевная паутина, которая соединяет весь узор очень тонкая.
- Все листочки, цветы, и т.д. надо сделать потолще, нажимом кисти.
(Можно порисовать в воздухе линии и узоры не отрывая локти от стола)
4. Окончание урока.
- Подходит к концу наш урок.
- Ребята изменилось ли ваше настроение на уроке?
Вешаем кружева на доску. Выбор настроения: грустная и весёлая тучка.
- Посмотрим ещё раз на весёлую добрую кружевницу с картины В. Тропинина. Пусть так и останется в вашей памяти её взгляд и изящный жест рук.
Урок окончен. Убираем рабочее место.
- формировать знания о народно декоративно - прикладном искусстве, о работе народных мастериц;
-развивать фантазию, учить наблюдать красоту природы, уметь перерабатывать её на основе фантазии;
- развивать чувство композиции, навыки графического изображения кистью декоративных мотивов;
- воспитывать эстетический вкус и аккуратность.
Личностные УУД:
- осознавать необходимость уважительного отношения к произведениям декоративно-прикладного искусства;
- значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности, как основы творчества;
- развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений искусства и работ учащихся.
Метапредметные УУД:
-Познавательные: осуществлять анализ реально существующих форм природы и умение творчески преображать формы реального природного мира в условно-декоративные.
- Регулятивные: формировать навыки самостоятельной работы, развивать образное воображение, способность к творчеству, планировать время, работу, оценивать и анализировать ее результаты.
-Коммуникативные: способствовать накоплению опыта общения, ведения диалога, дискуссии, определять общую цель и пути ее достижения, учиться высказывать и отстаивать свое мнение.
Наглядный и дидактический материалы: оборудование для учителя: мультимедийная презентация, стенд с изображением кружев, элементов орнаментальных мотивов и др. оборудование для ученика: кисти, белая гуашь, тонированные воротнички и салфетки.
Литературный ряд: сказка о мастерицах-кружевницах.
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
Добрый день , 2-ой класс,
Мне приятно видеть вас
Встаньте ровно, подтянитесь
И друг, другу улыбнитесь!
Молодцы, теперь садитесь!
Ход урока. Актуализация знаний.
- Ребята, послушайте, расскажу я удивительную историю, не сказку, а быль.
- Жил был царь Горох и любил он путешествовать, посмотреть, что в мире делается. Прикидывал, где чему хорошему можно научиться. Однажды приезжает он к Изумрудному морю, где живёт Заморский король. Король царя встречает и ведёт во дворец, показывает ему всякие диковинки.
- Жаль мне тебя, царь Горох, говорит он, живёшь ты среди таких людей, которые ничего не знают и не умеют. Взгляни вот какие мастерицы, и какая скатерть в моём королевстве имеются.
Показываю узор кружевной скатерти
- Царь Горох посмотрел на скатерть и засмеялся:
- Где же вы в своей стране видели берёзки да ромашки. Это русское кружево, из моего государства.
- Как! Быть того не может!- рассердился король. Стал в увеличительное стекло рассматривать. Велел купцов позвать. Они то и признались, что у русских кружевниц куплено. Лучше них никто кружево не плетёт, богаче узора нигде не найдёшь.
Тут же царю Гороху пришлось заступиться за купцов.
- Да есть в моём царстве такие кружевницы.
На этом заморский король не успокоился. Ине поверил. Велел ехать сию же минуту! Долго ехали и подъехали к дому, где кружевницы живут. Вышли мастерицы-кружевницы. Поклонились они гостям в пояс, в дом пригласили. А сами за работу сели. У каждой на подушке свой узор заплетён:
Показ слайдов
- у одной, будто волны под рукой струятся, небывалыми цветами птицы порхают;
- у третьей, по всему кружеву снежинки рассыпаны;
Дух захватило у заморского короля.
Что не кружево, то сказка!!
- Ребята, где подсмотрели художницы - кружевницы рисунок своего сказочного узора? ( в природе)
Показ слайдов
1.Кружева, сплетенные паучком.
2.Где? В лесу (ёлочки, зайчики)
3.Зима. Кружева Деда Мороза.
5.На лугу. Подснежник.
- Вот она и хочет вас научить плести кружева кручёные, но без коклюшек!
Паучок ползет по ветке, а за ним ползут и детки.
Дождик с неба вдруг полил, паучка на землю смыл.
Солнце стало пригревать, паучок ползет опять,
А за ним ползут все детки, чтобы погулять по ветке
3. Практическая работа. Закрепление знаний.
Музыка. Мастер Украшения
- А сейчас попробуем сами придумать свою кружевную сказку.
Взгляните, перед вами на столе всё необходимое.
Не торопитесь, послушайте советы:
Левая и правая половинки должны повторять друг друга - узор одинаков.
Кружевная паутина, которая соединяет весь узор очень тонкая.
Все листочки, цветы, и т.д. надо сделать потолще, нажимом кисти.
Показ учителя
(Можно порисовать в воздухе линии и узоры не отрывая локти от стола)
4. Окончание урока.
- Подходит к концу наш урок.
- Ребята изменилось ли ваше настроение на уроке?
Вешаем кружева на доску. Выбор настроения: грустная и весёлая тучка.
- Посмотрим ещё раз на весёлую добрую кружевницу с картины В. Тропинина. Пусть так и останется в вашей памяти её взгляд и изящный жест рук.
Читайте также: