Многообразие языковых средств 8 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

В предыдущем разделе мы уже говорили, что приказ пони­мают даже животные (при дрессировке, например).

Воздействие речи значительно усиливается, если говоря­щий пользуется всеми богатствами языка.

Чем разнообразнее и богаче словарь говорящего, тем более значительное впечатление производит речь, и, следовательно, тем она убедительнее.

Одни исследователи считают, что активный словарь совре­менного человека обычно не превышает 7—9 тысяч разных слов, по подсчетам других, он достигает 11—13 тысяч слов. Сопоста­вим эти данные со словарем великих мастеров художественного слова. Например, А. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 21 тысячи разных слов (при анализе повторяю­щиеся слова принимались за одно), причем половину этих слов он употребил только по одному или два раза. Это свидетельству­ет об исключительном богатстве словаря гениального поэта.

Большое значение имеет образность речи— применение сравнений, метафор, эпитетов, аллегории, иронии, пословиц и поговорок и т. д. Правда, некоторые приемы, такие, напри­мер, как ирония, иносказание, понятны только при общении представителей одной культуры.

Нашу эмигрантку из Одессы доставили в американский суд:

Вы обвиняетесь в том, что украли курицу.

Нужна мне ваша курица!

В таком случае заплатите владельцу два доллара.

Здравствуйте, я ваша тетя!

Об одном и том же можно сказать различными словами и всякий раз это оставит разное впечатление.

Но верно и обратное: у каждого слова есть множество зна­чений, часто принципиально различных в зависимости от кон­текста высказывания. Это характерно для любого развитого языка. Так, например, в английском некоторые слова имеют до 500 значений. Достаточно заглянуть и в словари русского языка, чтобы убедиться в многозначности многих слов. Это обстоятельство используется для манипулирования, но оно же может привести и к определенным неожиданностям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Расширить и углубить знания обучающихся о функциональных разновидностях русского языка.

Образовательные:

Формировать понятие о функциональных разновидностях языка.

Развивающие:

Обогащать словарный запас учащихся;

Повышать творческую активность учащихся;

Совершенствовать грамматический строй речи, чуткость и внимательность к слову.

Воспитательные:

Прививать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля;

формирование интереса к исследовательской, аналитической деятельности.

Предметные: научиться определять в тексте функциональные стили речи русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные действия: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные действия:

1. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; постановка и формулирование проблемы; самостоятельный поиск создание способов решения проблемы.

2. Логические: уметь объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования изучаемого материала.

Коммуникативные действия:

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов

2. Умение с точностью выражать свои мысли.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование:

Презентация Power Point

Эпиграф: «Язык есть средство

не выражать готовую мысль,

I. Организационная деятельность.

II. Стадия вызова.

Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у учащихся интереса к получению новой информации; постановка собственных целей обучения.

А). Выполнение теста “Верные – неверные утверждения”.

Учащиеся читают помещённые на Слайде (или на карточке) утверждения, в тетрадях ставят номер вопроса и слова “ДА” или “НЕТ”, обосновывая свой ответ. (Время на выполнение задания – 3 минуты).

А затем на стадии рефлексии снова возвращаемся к данным утверждениям. Учитель вновь зачитывает вопросы, и учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.

Верно ли, что функциональные разновидности языка – это части литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств? (да)

Верно ли, что функциональные разновидности языка и стили речи не отличаются друг от друга?

(Ответ: функциональные разновидности языка и стили речи различаются:1.целями использования;2.условиями применения; 3.типичными языковыми средствами).

Верно ли, что к функциональным разновидностям языка относятся разговорная речь, язык художественной литературы и собственно функциональные стили – официально-деловой, научный и публицистический?

Верно ли, что разговорная речь используется, как правило, в ситуациях непринужденного общения?

Верно ли, что задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью?

Верно ли, что официально-деловой стиль – это разновидность современного русского литературного языка, которая функционирует в сфере административно-правовой общественной деятельности (в законотворчестве, экономике, коммерции, управленческой и дипломатической деятельности), т.е. в разных речевых ситуациях делового общения?

(да)

Верно ли, что публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью?

Б). Составление кластера. (Запись основных понятий).

Перечислите функциональные разновидности языка.


Ш. Стадия осмысления.

Цели: поддержать активное восприятие новой информации; её осмысление; соотнесение полученной информации с собственными знаниями.

А). Запись темы. Постановка целей урока.

Б). Приём “Инсерт” – маркировка текста на полях значками по мере его чтения.

Учащиеся читают текст по абзацам и делают пометы:

“?” – не понял, есть вопросы.

Далее учащиеся самостоятельно заполняют таблицу

Кратко записываются термины и понятия ранее известные

Отмечается всё новое, что стало известно из текста

Перечисляются непонятные моменты, вопросы, возникшие по мере прочтения текста

Далее чтение таблицы несколькими учениками по колонкам, затем текст зачитывается повторно (по абзацам), (здесь таблицу можно дополнить или перенести сведения из одной колонки в другую)

и проводится беседа по прочитанному теоретическому материалу.

Язык – важнейшее средство общения, которое объединяет людей, регулирует их взаимоотношения, даёт возможность человеку активно участвовать в жизни общества, проявлять свои лучшие качества.

Роль языка в жизни каждого человека и в жизни общества в целом очень велика и многообразна.

Функциональные разновидности языка – это части литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств (слов, грамматических форм слов, синтаксических конструкций и т.п.).

К функциональным разновидностям языка относятся разговорная речь, язык художественной литературы и собственно функциональные стили – официально-деловой, научный и публицистический. Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств, для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики.

Функциональные разновидности языка и стили речи различаются:

типичными языковыми средствами.

Разговорную речь можно услышать в быту при неофициальных отношениях между говорящими. В ней широко употребляется разговорная лексика. Например, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Преобладают простые предложения, часто употребляются вопросительные и восклицательные предложения.

Образцы научного стиля вы найдете в любых школьных учебниках и справочных пособиях. Эти тексты отличаются подчёркнутой логичностью, смысловой точностью. В них используются научные термины, вводные слова, которые помогают подчеркнуть логику развития мысли.

Официально-деловой стиль речи используется при написании различных постановлений, указов, законов, деловых документов (заявлений, расписок и т.п.). Точность, логичность, подчёркнутая официальность и стандартность – основные признаки этого стиля. Образцы деловой речи можно также найти в школьных учебниках (разнообразные памятки и инструкции).

Образцами публицистического стиля речи являются статьи популярных журналов и газет, выступления ораторов на общественно-политические темы. Как правило, в публицистических произведениях содержится не только информация о чём-то, но и призыв к чему-либо.

Основная особенность языка художественной литературы заключается в воздействии на чувства читателя. Для этого широко применяются изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, олицетворения, эпитеты и др. Писатели в своих произведениях используют всё многообразие языковых средств, которые характерны и для других функциональных разновидностей, например, для разговорной речи.

В). Заполнить таблицу (работа в парах; или в группах, если в классе более 10 человек).

Каждая пара (группа) получает карточку с текстом и на основании материалов текста заполняет свою графу в таблице.

Функциональные разновидности языка

Цели общения

Сфера применения

Типичные языковые средства

Язык художественной литературы

Функциональные разновидности языка

Цели общения

Сфера применения

Типичные языковые средства

(быт, семейные, дружеские отношения)

Непринуждённость, эмоциональная, выразительная лексика, отсутствие строгой логичности.

(наука и техника, учебный процесс)

Точность, строгая логичность, чёткость изложения.

Язык художественной литературы

(воздействовать на читателя, информировать его о чём-либо)

(рассказы, повести, романы, стихотворения и т.п., отдельные зарисовки)

Образность, выразительность, эмоциональностью, оценочный характер речи.

(для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.)

Официальность, строгая точность, отсутствует лексика ограниченного употребления и эмоционально-окрашенная лексика, используется строгий порядок слов в предложении.

(общественная жизнь, политика, средства массовой информации)

Строгая логичность изложения, точность фактов, эмоциональность.

№1. Разговорная речь

Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной, так и в письменной речи: в кругу друзей, знакомых, в дружеских посланиях и др.

Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.

К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы.

К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг. ”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность (например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький.

№2. Научный стиль

Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.

Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля, вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная (термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.

Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.

№3. Официально-деловой стиль

Основная функция официально-делового стиля – точная передача деловой информации. Данный стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Официально-деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением.

В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.

В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении.

№4. Публицистический стиль

Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным), а также эмоциональностью, что сближает его со стилем художественной литературы.

В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия; разговорная: молодчик, шумиха; термины: атмосфера, деликатничать.

Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.

№5. Язык художественной литературы

Язык художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.

Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)

Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.

IV. Стадия рефлексии.

Цели: выведение знания на уровень понимания и применения.

А). Первая стадия рефлексии

Учитель: Итак, мы вспомнили особенности функциональных разновидностей языка. Заполнили таблицу, которой вы можете пользоваться при выполнении дальнейшего задания.

На слайдах и карточках даны 4 текста. Определите стиль речи каждого и

отметьте стилевые черты

На слайдах и карточках даны 4 текста. Определите стиль речи каждого и

отметьте стилевые черты

Учебник стр.32, упр.57: необходимо определить принадлежность каждого речевого отрывка к той или иной функциональной разновидности языка, стилю речи. Обосновать свою точку зрения.

При обнаружении полиграфического брака в купленной книге покупатель имеет право обменять данный экземпляр в магазине (независимо от времени его покупки). В случае отсутствия исправного экземпляра для замены магазин обязан возместить покупателю номинальную стоимость покупки.

Сад отцветал, осыпался, но зато продолжал буйно густеть и темнеть. Леса тонули уже в несметных цветах, в высоких травах, и звучная глубина их звала в свои зелёные недра соловьями и кукушками.

Спонтанное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно всегда сопровождает его независимо от способностей и социального статуса и является мощным средством освоения действительности. Но такое исследование остаётся спародическим, неосознаваемым. Только с появлением науки и через науку исследование становится явлением культуры, обретает свою историю, методологию.

На дом задали такую скверную задачу, что я никак не могу сообразить, как её решить. Сижу целый час, парюсь, пялю глаза в задачник, аж мозги шевелятся! И, представляешь,- ничегошеньки! Но я по-любому решу её!

Кто не хочет быть здоровым?! Никогда не болеть. Быть всегда в отличной спортивной форме. Выносить тяжёлые нагрузки в трудные минуты… Но есть только одно но. Чтобы быть здоровым, надо не только хотеть. Нужно научиться заботиться о своём здоровье. Каждую минуту. Каждый день. Глубоко и серьёзно.

Б). Вторая стадия рефлексии

Создание “синквейна”

Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Выразит ср план-конспект 8 кл.docx

МБОУ СОШ п.Мизур

Разработала: Кочиева З.А.,

учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 8 классе от 20.12.2018.

Тема. Комплексный анализ текста. (Выразительные средства языка)

формирование навыков извлечения из текста авторской мысли, развитие речи, умения анализировать художественный текст, находить в нем выразительные средства языка;

развитие навыков выражения собственных мыслей;

воспитание у учащихся чувства прекрасного, чувства любви к русскому языку, к родной природе.

Оборудование:

раздаточный материал (текст И.С.Тургенева)

Природа - вечный образец искусства.
В.Г.Белинский

I. Формулирование темы и целей урока учащимися. Уже насколько уроков наряду с программным материалом мы работаем над заданием №3 из КИМов ОГЭ, выделяем несколько минут на изучение теории, необходимой для выполнения данного задания.. Сегодня мы целый урок посвятим этой теме(за счет уроков, отведенных на развитие речи). Значит, как будет звучать наша тема? (Выразительные средства языка). И сделаем мы это при помощи текста, который перед вами на партах. Определим тему данного текста, основную мысль, тип и стиль речи, фонетические, лексические, морфологические, синтаксические особенности, выразительные средства. Как называется такая работа? (Комплексный анализ текста.) Допишем формулировку темы. (Слайд 2)

Итак, мы должны знать……(Дети формулируют цели) (Слайды 3,4)

И уметь всё это определять.

Для этого напишем терминологический диктант.

II .Терминологический диктант (Слайд 5). Диктант проведет Босиев С. Он дает определение, а вы запишите термин, соответствующий ему.

1.Связное высказывание на определённую тему.

2.То, о чём говорится в тексте.

3.Главная мысль текста.

4. Тип речи, в котором что-то описывается.

5.Художественное образное определение.

6. Употребление слов в переносном значении на основе сходства с другими предметами.

7.Придание свойств живого неодушевлённым предметам.

8. Обратный порядок слов.

Ответы. (Слайд 6 ).

6.Метафора .

(На экране даны определения).

Оцени себя ( после каждого этапа урока обучающиеся оценивают себя)

II I . Работа с текстом. Слайды 7-16

1.Чтение текста подготовленным учеником (Дарда А.)

Обучающиеся определяют тему текста Тургенева.

- О чем этот текст? (О наступлении утра, пробуждении природы).

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Мы увидели и услышали описание утра в разных видах искусства. Художник описал при помощи красок, музыкант при помощи нотных знаков, а Тургенев при помощи слов. Посмотрим, как он этого добился.

2.Жужжащее чтение. Все вполголоса читают текст и вставляют пропущенные буквы. (Перед каждым учеником текст Тургенева) Слайды 17,18

1.Свежая струя проб..жала по моему лицу. 2. Я открыл глаза: утро зачиналось. 3. Еще н..где не румянилась з..ря, но уже заб..лелось на в..стоке. 4. Бледно(серое) небо св..тлело, х..л..дело, с..нело; звезды то м..гали слабым светом, то и..чезали; отсырела з..мля, зап..тели листья, (кое)где стали ра..д..ват..ся ж..вые звуки, г..лоса, и жи..кий, ра(н,нн)ий в..терок уже пош..л бр..дить и п..рхать над з..млею. 5. Я проворно встал и подош..л к мальчикам. 6. Они все спали как убитые в..круг тлеющего к..стра:7. Я пош..л восвояси вдоль задымившейся р..ки. 8.(Не)успел я отойти двух верст, как уже пол..лись:сперва алые, потом красные, з..лотые п..токи м..лодого, г..рячего света:9. Все заш..велилось, проснулось, запело, зашумело, заг..ворило. 10. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли р..сы; мне (на) встречу , чистые и ясные, словно тоже обмытые утре(н,нн)ей прохладой, прин..слись звуки кол..кола, и вдруг мимо меня, пог..няемый знакомыми мальчиками, промчался отд..хнувший табун: (По И.С.Тургеневу).

Словарь: Слайд 19

Восвояси- (разг) домой, обратно, туда, откуда пришел.

Рдяной- красный, алый

Анализ текста. Слайд 20

- Какой тип речи преобладает в тексте? (Описание).

- Определите главную мысль текста. (Художник ярко выразил чувство любви к своей родине, ее природе

3 . Разминка.

а) фонетическая разминка

1 группа: в предложении 1 найдите слова, в которых звуков больше, чем букв (свежая, струя, моему)

2 группа: в предложении 4 найдите слова, в которых букв больше, чем звуков (раздаваться, бродить, порхать).

3 группа: во 2 предложении найти слова, в которых количество букв и звуков совпадает

б) орфографическая разминка

Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы, объясните их графически.(Например, объяснить написание слов: бледно-серое, не успел, навстречу, стали раздаваться и т.д.)

Обучающиеся работают с раздаточным материалом.

4. Анализ лексических особенностей текста.

1. Работа в группах.

Сейчас нам предстоит выяснить, каковы языковые особенности стиля писателя и провести набольшую исследовательскую работу.

1-я группа : выписывает в тетрадь имена прилагательные и проводит анализ, какую функцию выполняют они в данном тексте:

молодой, горячий свет;

жидкий, ранний ветерок

Вывод: прилагательные имеют оценочное значение в большинстве случаев, вносят оттенок экспрессивности, выразительности, придавая картинам природы осязаемость, яркость, зримость.

забелелось на востоке

все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило

зарделись капли росы

Вывод: автор использует много глаголов с приставкой за-, которая имеет значение начала действия, тщательно выписывает каждую деталь пробуждения и оживления природы - ничто не ускользает от внимательного взгляда художника.

3-я группа : выписывает в тетрадь лексику со значением цвета, определяет, для чего автор использует цветопись:

забелелось на востоке

бледно-серое небо светлело синело

алые, красные, золотые потоки

Вывод: цветопись тургеневского пейзажа - это отражение того, что происходит в природе. Интересно наблюдать за тем, как с наступлением утра меняются краски. В описании встречается много выражений, связанных с цветами. Они легко делятся на группы:

1 группа - это белый, бледно-серый, светлый, ясный;

2 группа - румяный, рдяной, алый, красный;

3 группа - синий, сизый.

Символика утреннего света - это начало, пробуждение, жизнь. Создается физическое впечатление естественной смены ночи и дня. Это движение можно проследить по нарастающей: от слов забелелось и бледно-серое до алого, золотого, горячего.

Понятие цвета передают слова не одной части речи, а разные: бледно-серое, алые, красные, золотые (имена прилагательные), синело, забелелось, зарделись (глаголы), смутно (наречие). Использованная в тексте цветопись создает радостное, приподнятое настроение от картины утренней природы.

2. Какие еще лексические особенности данного текста вы отметили?

фразеологизм "как убитые" обозначает "крепко спящие"

"восвояси", "зачиналось" - просторечные слова, подчеркивающие близость писателя к народным корням.

5. Анализ синтаксических особенностей текста. Слайды 21-24

Учащиеся отмечают обилие рядов однородных членов, которые служат для детального описания картины раннего утра:

небо светлело, холодело, синело

то мигали, то исчезали

алые, потом красные, золотые потоки

молодого, горячего света

Отсутствие союзов в предложении 9 подчеркивает динамизм, одновременность действий, происходящих в природе:

все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило.

I V . Работа над художественно-изобразительными средствами в описании. (Слайд 25)

Как вы думаете, какова наша цель на данном этапе? (Наша цель – найти и исследовать изобразительно-выразительные средства языка, которые раскрывают каждую деталь пробуждения и оживления природы - ничто не ускользает от внимательного взгляда художника.)

- Что помогает И.С.Тургеневу сделать описание более ярким и выразительным?

(Писатель создаёт описание с помощью красочных эпитетов, метафор, олицетворений.)

а) Повторим, что такое эпитет.

Эпитет - это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность (золотые потоки, живые звуки, чистые и ясные звуки, задымившаяся река).

б) Дайте определение метафоры.

Метафора - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении, основанном на сходстве; скрытое сравнение (лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы, полились потоки света).

в) Что такое олицетворение?

Олицетворение - это одушевление неживой природы (струя пробежала, запотели листья, ветерок пошел бродить и порхать, принеслись звуки колокола).

Обучающиеся выписывают в тетради эпитеты, метафоры, олицетворения из текста.

(1 ряд - эпитеты, 2 ряд - метафоры, 3 ряд - олицетворения).

г) Какие еще средства выразительности вы отметили?

Фразеологизм: спят как убитые (спят крепко)

Инверсия - нарушение прямого порядка слов (отсырела земля, запотели листья, полились потоки, зарделись капли).

Градация - алые, потом красные, золотые потоки.

- Какие стилистические особенности присущи анализируемому тексту?

Обучающиеся работают в группах и приходят к следующим выводам:

И. С. Тургенев - признанный мастер пейзажных зарисовок. В рассказе "Бежин луг" их несколько. Все они, в том числе и анализируемый нами отрывок - описание наступления утра, одухотворены. Природа в изображении Тургенева дышит, живет своей собственной жизнью, что передается многочисленными олицетворениями и метафорами. Возвышенное отношение к природе выражено множеством оценочных эпитетов. Художник умеет увидеть и передать красоту в самом обычном необычными, яркими, сочными образами. Мы словно видим и запотевшие листья, и росу, сверкающую, как алмазы, и постепенную смену красок наступающего дня. Малейшие оттенки, изменения состояния природы точно и необыкновенно выразительно переданы художником слова с помощью бессоюзных предложений, рядов однородных членов. Инверсии и благозвучие (эвфония) обеспечивают легкое для восприятия звучание текста. Гармоничное сочетание смысла и звучания обладает огромной силой воздействия. Поэтичность описания сближает его с лирической миниатюрой. Так передает И.С.Тургенев свое восхищение гармонией и красотой природы.

V. Слово учителя.

Страстно любивший природу, И.С. Тургенев широко пользовался в "Записках охотника" описаниями природы, которые составляют ярчайшие страницы в истории русского литературного пейзажа. Пейзаж у Тургенева всегда подробен и верен. Писатель смотрит на природу не просто взглядом наблюдателя, но знающего человека. В то же время тургеневские пейзажи не просто натуралистически верны и подробны, но они также всегда психологичны и несут определенную эмоциональную нагрузку. Природа - важная и безусловная жизненная ценность, поэтому пейзажи писателя поразительно конкретны. В рассказе "Бежин луг" использован подлинно поэтический, даже символический прием: заблудиться, чтобы открыть . Рассказчик-охотник сбился с пути и за речкой, на лугу, набрел на мальчиков у костра в ночном. И открыл для себя богатый, полный фантастики и мудрости мир народных поверий, сказок, примет, неразрывно связанный с миром природы. Речь автора, насыщена яркими, запоминающимися эпитетами. Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как сравнение, метафора и другие формы переноса значения слов, чтобы передать всю красоту природы. С особым трогательным чувством нарисована картина пробуждения и оживления природы. Мощным аккордом звучит жизнеутверждающий гимн наступающему дню как символ победы света над мраком ночи. Мы убедились в справедливости слов В.Г.Белинского, которые служат эпиграфом к уроку, о том, что природа- вечный образец искусства .

VI .Работа с КИМами ОГЭ. Варианты 1-5, задание №3

V II . Домашнее задание и инструктаж к нему. Слайд 26

2, Варианты 5-10, задание №3( индивидуальное задание)

VIII . Рефлексия .( Подведение итогов урока ) . Слайд 28


Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей и типов речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.

Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.

Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.

Сформировать умение находить характерные для каждого типа речи признаки.

Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

В 9 классе вы будете сдавать экзамены в формате ГИА, где будет задание на определение типа и стиля текста.

Сегодня мы вспомним, что такое стиль и тип речи, какие стили и типы речи есть в русском языке, и научимся различать их. Но прежде, вспомним что такое текст и его признаки.

- Хорошо. Что такое тип речи? (это способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли. Выделяют три основных типа речи: повествование, описание и, конечно же, рассуждение).

3.1.Делимся на 3группы по цветам стикеров. Работа в группах 3группы.

Определение типов текстов:

Группа 1. Определите тип текста и докажите, что это текст повествование с элементами описания, или рассуждение с элементами описания.

1) Что такое Челябинск? Огромный промышленный город на Урале, один из "столпов" советской, а теперь российской, экономики. Все это так. Но, кроме промышленных "монстров", в городе есть еще много того, что порой отсутствует даже в больших мегаполисах той, же Европы. Знаете ли вы, что уральский город Челябинск находится не совсем на Урале. Административно да, а географически нет.

Почти по центру города, с севера на юг, примерно по трассе железной дороги на Екатеринбург, проходит геологическая граница между Уральскими горами и Западно-Сибирской низменностью. Одной ногой там, другой здесь. Да и до "настоящих" гор не так уж и близко. Примерно девяносто километров на запад, в сторону Европы, там, где она граничит с Азией. Челябинск, хоть и считается уральским городом, но расположен на обычной равнине с редкими березовыми "колками". Это то, что и лесом то назвать нельзя - так, группа деревьев. Вдруг среди этой степи, в самом городе нас ждет сюрприз. Два огромных сосновых бора, один из которых выходит прямо на главную улицу. И еще множество озер. Только в административных границах города их четыре.

Доказательство (Текст повествование художественный стиль).

Это текст повествование с элементами описания, так как в нем есть завязка образование города, развитие события, описание каким был город, кульминация пятидесятые годы, развязка. Элемент описания введен в текст для того, чтобы мы могли представить себе город Челябинск со всеми его красотами.

Текст для 2 группы

Площадь Революции. Центр Челябинска.

Если вы хотите не просто познакомиться, но хотя бы немного понять этот город, заглянуть в его душу, начинать нужно именно отсюда. Окружающие площадь монументальные здания не подавляют своей мощью, а наоборот, подчеркивают огромный внутренний потенциал этого российского мегаполиса, важнейшей составляющей уральского региона - "опорного края державы". Именно такая идея лежала в основе второго Генерального плана развития Челябинска 1947 года, который окончательно определил масштаб застройки его центральной части. Главная площадь одного из крупнейших городов страны - победительницы, страны, диктовавшей свою волю половине мира, должна была соответствовать статусу "Великой Державы". "Сталинский ампир", широко применявшийся в то время - это своеобразный симбиоз архитектурных стилей с элементами оформления, используемыми в Древней Греции и Риме. Его еще называют имперским, пафосным, высокомерным.

Доказательство. Это текст описание, так как в нем описываются площадь Революции города. Предложения связаны по смыслу. В тексте – описании нет событий есть сравнения и образные картины того, о чем рассказывается.

Собираясь написать рассказ о Челябинске, я провел своего рода мини - опрос среди некоторых своих знакомых, жителей центральной России, не имевших и не имеющих никакого отношения к Уральскому региону. Образованные люди, объехавшие половину мира, при слове "Челябинск" морщили лоб, пытаясь вспомнить, где находится этот город, а вспомнив, выдавали один и тот же набор стереотипов. Одна из причин такой ограниченности в информации - многолетняя закрытость города, как и всего Уральского региона, от внешнего мира из - за оборонного характера большинства его предприятий. Но и сегодня, несмотря на снятие большей части запретов, этот район - словно белое пятно на туристической карте России.

Маленький ребенок, до определенного возраста, воспринимает окружающий мир как аксиому. Он жадно впитывает все, что видит и слышит. Критическое отношение к действительности приходит значительно позже, а пока ему и сравнивать то и не с чем. Первые впечатления откладываются в детской головке и со временем переходят в привычку. Просто перестаешь замечать окружающие здания, улицы, природу. Кажется, что это было и будет вечно. Так начинался мой роман с Челябинском.

Доказательство : Это текст рассуждение, так как в нем есть тезис -рассказ о прекрасном городе, приведены доказательства.

-Какой вывод мы можем сделать?

3.2.– Что такое стиль речи? (Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)

– Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)

– Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему.


Читайте также: